Обобщенные способы изображения в доу

Обновлено: 05.07.2024

1. Все творческие работы (конспекты, схемы, рисунки) оформляются в отдельной папке-скоросшивателе.

2. Титульный лист папки, конспекты оформляется машинописным способом или с примене­нием печатающих устройств ЭВМ на белой бумаге формата А4. Следует использовать текстовый редактор Microsoft Word со следующими параметрами: шрифт — Times New Roman, 14 пунктов; выравнивание текста — по ширине; междустрочный интервал — полуторный; отступ для первой строки абзаца — 1,25 мм; поля: левое — 30 мм, правое — 10 мм, верхнее и нижнее — 20 мм.

3. На титульном листе указываются сведения об авторе, учреждении образования (приложение).

4. Рисунки и схемы выполняются на бумаге для рисования формата А 4.

Тема 3.7.1 Рисование различными техническими материалами разнообразных объектов (животных, головы человека, фигуры человека)

Цель:

Вопросы для самостоятельного изучения:

3. Техника работы с изобразительными материалами.

4. Знания, умения и навыки, необходимые для изображения объекта.

Задания для самостоятельной работы:

Содержание Малыши Почемучки Фантазеры
1. Характеристика объектов
2. Изобразительные материалы
3. Способы изображения
4. Элементы рисунка: - линии; -форма; - композиция
5. Знакомство с цветом

Литература:

1. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб.пособие для студентов вузов / Т.Г. Казакова – М., 2006. – 255 с.

2. Косминская, В.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: лаб. практикум. Учеб.пособие для студентов / В.Б. Коминская, Н.Б. Халезова. – М., 1981. – 144 с.

3. Косминская, В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду / В.Б. Косминская. – М., 1977.

4. Пралеска: программа дошкольного образования / Л.А.Панько [и др.].– Минск, 2007.

5. Силивон, В.А. Когда ребенок рисует: кн. для воспитателей дет.садов / В.А. Силивон. – Минск, 1990. – 71 с.

Формы контроля:проверка выполнения практического задания.

Тема 3.6. Обобщенные способы изображения

Цель:расширить знания обучающихся об обобщенных способах изображения; закрепить практически использование конструктивного, линейного, пластического, декоративного способов изображения в различных видах изобразительной деятельности.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Характеристика обобщенных способов рисования: конструктивного, линейного, пластического, декоративного.

2. Основные требования к показу различных способов изображения.

Задания для самостоятельной работы:

Выполнить рисунки животных (конструктивным и линейным) и человека конструктивным и частично целостным способами (4 рисунка для старшего возраста). [5].

Литература:

3. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб.пособие для студентов вузов / Т.Г. Казакова – М., 2006. – 255 с.

4. Косминская, В.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: лаб. практикум. Учеб.пособие для студентов / В.Б. Коминская, Н.Б. Халезова. – М., 1981. – 144 с.

5. Косминская, В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду / В.Б. Косминская. – М., 1977.

6. Пралеска: программа дошкольного образования / Л.А.Панько [и др.].– Минск, 2007.

7. Силивон, В.А. Когда ребенок рисует: кн. для воспитателей дет.садов / В.А. Силивон. – Минск, 1990. – 71 с.

Формы контроля:проверка выполнения практического задания.

Обобщенными и типичными способами изображения разных объектов являются: конструктивный, силуэтно-контурный, смешанный (силуэтный с контурным),пластический (от главной линии, передающей суть позы, движения), стилизованный (когда форма и цвет чрезвычайно обобщены и условны; от самого интересного и выразительного ко всему остальному, от простого к сложному и наоборот, от общего к частному, отдельному.

В лепке: жгутиковый, конструктивный, пластический, пластинчатый, ластинчато-объемный, и др. Конструктивный способ господствует в младшей

Аппликация: 1) конструктивн, 2) силуэтно-контурный 3).комбинир 1+2

Содержание изодеятельнос ти детей дошкольного возраста

Основные подходы:

Личностно ориен остно тированный (обращается внимание на способы изображения детей, учитываются возраст, интересы, склонности, мотивы,уровень развития нравтвенно-эстетических чувств.

Деятельностный(развитие ребёнка происходит в деятельности а не само по себе, Индивидуальный(учёт творческих знаний и изо опыт /изо умения и технич навыки/) Комплексный(единство задач нравственного,эсететического, трудового, интелект воспитания на занятиях по изодеятельности, формир обощённых знаний)

Обобщённые способы:

Рисование

1. Конструктивный; 2.Силуэтно-контурный; З.Смешаный-1+2

Лепка

1.Конструктивный; 2.Пластический; 3. Комбинированный

Аппликация

1.Конструктивный; 2.Силуэтно-контурный; 3.Комбинированный; 4.0брывание ;

5.С эл-ми флористики

Принципы обучения детей: наглядности, доступности последовательности и систематичности, краеведческий, единста учебных и творческих задач воспитания, природосообразности, гуманизации, единство общественного и семейн воспитания.

Виды изо-деятельности рисование, лепка, аппликация, конструирование.

Занятия изодеят., как форма обучения и разностороннего развития дошкольн.

Занятие - это специально организо­ванная деят-ть педагога по передаче детям ЗУН. В д\с проводятся следующие занятия по изобразительной деят-ти: - по рисованию, - по лепке, - по ап­пликации, - по конструи­рованию. Каждый вид имеет свою специ­фику: Рисо­вание – это вид изо деят-ти, при кото­ром изображение создается на плоско­сти. Лепка – это процесс создания изобра­жения или предмета из пластического мягкого материала. Аппликация – способ создания орнамен­тов и изображений путем наклеи­вания или нашивания на ткань, бумагу разноцветных кусочков какого-либо мате­риала. Под детским конструи­рованием пони­мают разнообразные пере­стройки из строи­тельного материала, а также изготов­ление поделок и игрушек из бумаги и природного материала. Эти по­стройки и игрушки служат для игр детей.

Структура традиционного занятия: Вступительная часть: осуществление показа, цели, задачи. Основная часть: ос­новная деятельность, Заключитель­ная часть: ана­лиз детских работ. Дру­гие формы проведения занятия: ком­плексные, коллективные, игра, упраж­нение, задания, графические рассказы, беседы, путешествие, эксперименты

занятия–упражнения (вступительная часть будет минимал., самая больш.–основная часть, заключ. – минимал /для декоратив. и предмет. рисов./); занятие – задание (учимся зеркальной симметрии – закрась вторую часть бабочки, докрась образец, дорисуй рушничок и др.); игра (подчиненно игровой деят-ти, построено на одной игре (нарисуем следы зайчика); занятия – беседа (не будем получать результат). Осн. части не будет.;

Средняя и старшая группа:

занятие – графический рассказ работа подчин. Рассказу: появилось солн. – рис, выглянула тучка – рис.) Эксперимент (закрасить картинку); Зан. – путешествие (предметное действие, посещение точек, пунктов.); Коллективное занятие (опираемся на общ. раб); занятие нетрадиц. формы проведен. (опир. на теле, музыкальн. игры).

31. Классификация и характеристика занятий по изобразительной деятельности

Типы занятий:

1) Занятия на тему, предложенную воспитателем:

а) направлены на изучение нового программного материала( овладение новыми приемами, умениями; самостоятельный выбор цвета, размеров, дополнение деталями); б) на закрепление ранее пройденного;

4) интегрированное (комбинир о ванное) - разные виды изодеятельности (рисунок + ап-пликация; ознакомл. с произведением+изодеят.)

5) занятие- упражнение (репродуктивные методы: отработка технических навыков и не предполагает внесение элементов творчества)

6) занятие – задание ( обучающие задачи + творческие задачи) - подбор цветовой гаммы для передачи настроения, декорирование поверхности;

7) графическое рассказывание (рассказ+изображение)

8) диагностические (в начале (после 2-3 недель) и в конце контрольно-учетные (после темы, после квартала);

9 ) занятие - игра ( единый игровой сюжет)

1 0 ) занятие - искусствоведческая беседа

В каждом типе занятия ре­ализу­ются цель, задачи, методы обуче­ния. Пред­полагается проявление и развитие индиви­дуаль­ности.

Виды занятий:

- по содер­жанию изобра­жения – предметное, сюжет­ное, декоратив­ное;

- по спо­собу изоб­ражения - по пред­ставле­нию, по па­мяти, с натуры;

- по харак­теру выбранной темы - на тему, пред­ло­женную воспита­телем и свобод­ную тему (по замыслу);

- по источнику тем замыс­лов - заня­тия на литера­турные темы, на музы­кальные, окружающей дей­ствительно­сти

32. Виды детского рисования

Три вида детского рисования: рисование отдельных предметов, сюжетное и декоративное.

Основная задача обучения рисованию - помочь детям познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, воспитать чувство прекрасного и обучить приемам изображения, одновременно осуществляется основная задача изобразительной деятельности - формирование творческих способностей детей в создании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами.

Одно из важных условий развития творчества у детей дошкольного возраста-овладение способами изображения в рисунке, лепке, аппликации. Любой деятельностью ребенок может овладеть,усваивая от взрослого те или иные способы. Для успешного осуществления творчества ему нужно овладеть не просто способами деятельности, а обобщенными способами создания изображения.

Как же воспитателю надо строить обучение, чтобы обеспечить у детей формирование обобщенных способов изображения?

Ребенок в рисовании стремится передать сходство изображения с предметами и явлениями окружающей жизни, но ему это не всегда удается, так как у ребенка еще отсутствуют соответствующие умения. Вот почему важно, чтобы дети овладели такими изобразительными движениями, которые позволят им передать форму разнообразных предметов в рисунке.

Какими же формообразующими движениями должны овладеть дети в детском саду, чтобы свободно рисовать предметы и явления окружающей жизни?

Все предметы по форме можно разделить на три группы: которые состоят из линий, круглой и овальной формы и прямолинейной формы-квадратной, прямоугольной, треугольной.

Как же обучать детей, чтобы они, овладевая ими, могли свободно изображать любые предметы и явления окружающей жизни?

При обучению рисованию детей в детских садах, на каждом занятии дети приобретают умение изображать какой-то один конкретный предмет,яблоко или шар, флажок или дом, воспитатель видя,что дети затрудняются-сам показывает способ изображения. Современные требования,предъявляемые для усвоения знаний, выдвигают необходимость обучения детей обобщенным способам действия. Решение этой задачи возможно при условии, если ребенок овладеет формообразующими движениями. Говоря другими словами, овладевая способом изображения одного предмета, он одновременно усваивает способ изображения любого сходного по форме предмета т. е. усваивает обобщенный способ действия. Обобщенность детского рисунка идет от двигательного опыта. Повторяя одно и тоже рисовальное движение для изображения разных предметов, ребенок постепенно приобретает опыт.

Начинать формирование обобщенного способа изображения (в рисунке, лепке, аппликации) надо с момента организации восприятия предмета (движения руки по форме). Движение, которым воспитатель, а потом дети обрисовывают предмет по контуру в процессе ознакомления, и движение, воспроизводящее контур изображаемого предмета в рисунке, сходны по своей направленности. Это сходство и специфичность движений для каждой группы форм и позволяет ставить вопрос о возможности формирования у детей обобщенных рисовальных движений (способов рисования, необходимых для передачи в рисунке предметов,относящихся к определенной группе.

От уровня овладения обобщенными формообразующими движениями в младшей и средней группе детского сада зависит уровень развития рисования и детского изобразительного творчества в будущем. Владение обобщенными способами изображения обеспечивает ребенку самостоятельность и умение решать любую изобразительную задачу.

Во второй младшей группе занятия, на котором дети изображают предмет, требуют нового формообразующего движения, его следует начинать с обследования, определения формы предмета.

Точному формообразующему движению и зрительному контролю детей надо учить. Но не в сухой назидательной форме,а эмоционально,учитывая особенности дошкольного возраста. Важное значение для формирования обобщенных способов изображения имеет методика последующих занятий, на которых изображается предмет той же формы. Все занятия начинаются с обследования предмета, определения его формы. Потом дети вспоминают, какой предмет они рисовали на прошлом занятии. Затем в воздухе дети показывают, как следует рисовать. Показ рисовального движения педагог сопровождает объяснением. При этом важно учесть : не только формообразующее движение ребенок должен делать верно ; он должен правильно держать и карандаш, правильно пользоваться красками.

На следующих занятиях педагог продолжает учить детей устанавливать взаимозависимость между формой предмета и способами его передачи в рисунке, пониманию того,что все предметы (или их части) одинаковой формы рисуются одним и тем же способом. При этом педагог обращается к опыту детей, приобретенному ранее, активизируя его. Когда педагог просит детей нарисовать предмет уже знакомой им формы, состоящий из нескольких частей, способ изображения не показывается. В этих случаях активизируется накопленный ранее опыт. По обследованию предмета, определенной формы его частей. величины и расположения воспитатель предлагает вспомнить способы изображения той или иной части и показывает у доски. Если предмет несложный, воспитатель прибегает к показу жестом в воздухе.

Вся работа по обучению обобщенным способам изображения-это не сама цель. Она необходима для того, чтобы подвести детей к осознанному рисованию. Усваивая обобщенный характер исполненных изобразительных действий, дети легко применят их при создании любых изображений.

О настоящем творческом характере можно говорить тогда, когда дети легко и свободно изображают любой предмет, который им понравился, независимо от того, изображали ли они его ранее или нет.

Нетрадиционные техники рисования в старшей группе для изображения колорита осени

Нетрадиционные техники рисования в старшей группе для изображения колорита осени Вот и закончилось весёлое тёплое лето,на смену ему спешит красавица осень. Золотая осень. Снова осень на пороге, Листья пожелтели, Закружились.

Обучение детей старшего дошкольного возраста рисованию портрета Актуальность проблемы: противоречие между достаточно разработанной теорией художественного творчества и недостаточным количеством разработок.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности.

К традиционным техникам рисования относятся:

- рисование простым карандашом

hello_html_m265bc6e8.jpg

- рисование цветными карандашами

hello_html_m5f52c7ea.jpg

hello_html_36d1417.jpg

hello_html_2757b2ce.jpg

- рисование с помощью трафарета

hello_html_74585f40.jpg

- рисование восковыми мелками

hello_html_m67334c0e.jpg

.

В процессе рисования у ребёнка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

Нетрадиционные техники и приёмы:

1. Рисование ватными палочками. Набираем краску на палочку и точками украшаем изображение на листе бумаги. (Елочка, снег, чайник, сарафан, ветка рябины).

hello_html_3074c467.jpg

2. Рисование ладошками. Наливаем краску в плоскую емкость. Обмакиваем ладонь и прижимаем ее к листу бумаги. (Цветы, рыбки, Дедушка Мороз, лебедь, морковь).

hello_html_10399746.jpg

3. Рисование ватными дисками. Ватными дисками можно рисовать, сложив их пополам, в четверть или целым. (Луна, сугробы, разнообразные цветы).

hello_html_2ac31539.jpg
hello_html_4ddf4bd1.jpg

4. Рисование отпечатками. Простой способ рисования: на отпечатываемую поверхность наносится краска и ставится на лист бумаги отпечаток. (Используют: цветы, ракушки, фрукты, овощи).

hello_html_m6c14c713.jpg
hello_html_6d3e2b9e.jpg

5. Кляксография. На листе бумаги делается пятно или ставится клякса из акварельной краски. Берем трубочку и выдуваем воздух на кляксу.

hello_html_b502fb.jpg

6. Рисование вилкой. На вилку набираем краску из плоской тарелочки и плоской поверхностью вилки делается отпечаток. Можно рисовать траву, забор, цветы, ежика.

hello_html_m688919cd.jpg

7. Рисование нитью. Лучше всего рисовать шерстяной нитью. Нить обмакиваем в краску и прикладываем ее к листу бумаги и создаем узор отпечатыванием с движением нити. Шерстяная нить создает причудливый узор, который подходит для изображения тучи, облака, овечки, необычного цветка.

8. Рисование губкой или кусочком поролона. Кусочек поролона зажимаем бельевой прищепкой, опускаем в краску и наносим отпечатки, которые создают фактурность предмета. Ими рисуют мех животных, пушистые грозди цветов, облака, кроны деревьев.

hello_html_6cb51dee.jpg
hello_html_m67643116.jpg

9. Рисование набрызгом. Понадобится зубная щетка и расческа. На щетку берем немного краски и разбрызгиваем с помощью расчески. Над листом бумаги водим щеткой по расческе. Можно наносить краски разных цветов, получится очень красиво.

hello_html_18b812f1.jpg

10. Рисование штампиками. Штампик легко сделать из пластилина. Пластилин наносим на брусочек, кубик и т. д. Любым острым предметом Изображаем на нем какой-нибудь предмет или абстрактный узор. Штампик готов. Подушечку делаем из губки. На губку наливаем краску. Прикладываем штампик к губке с краской. Теперь можно делать отпечатки. Штампик можно сделать из дна пластиковой бутылки, получаются красивые цветы.

hello_html_m4de89264.jpg

11. Рисование отпечатками стаканчиков и горлышками разного диаметра. Краску наливаем в плоскую тарелочку. Опускаем стаканчик в краску и наносим рисунок на лист бумаги.

hello_html_4f744c82.jpg

12. Рисование расческой. Нам понадобится расческа с частыми зубчиками. Наносим разноцветную краску (рядом друг с другом) на лист бумаги в форме капли. Затем расческой проводим по всем каплям краски, соединяя и размазывая их. Получается потрясающая радуга. Так же можно рисовать разные узоры, добавляя капли и водя расческой в разные стороны.

hello_html_m2aab176e.jpg
hello_html_6ed45efd.jpg

13. Рисование восковыми мелками. Цветными восковыми карандашами или восковыми мелками наносим рисунок на лист бумаги. Затем покрываем одним или несколькими слоями акварели. Получается необычный и яркий рисунок. (Можно рисовать звезды, цветы).

14. Граттаж (воскография). Поверхность всего листа бумаги раскрашиваем восковыми мелками, Затем покрываем лист черной гуашью. Когда все высохнет процарапываем краску и создаем линиями рисунок. Процарапывать можно заостренной палочкой, шпажкой, зубочисткой.

15. Рисование марлей. К мокрому листу бумаги прикладываем слой марли, расправляя ее. Марлю должна быть неподвижной на бумаге. Сверху марли рисуем кистью с краской. Оставляем рисунок высохнуть. Снимаем марлю – на бумаге остается рисунок в виде отпечатка фактуры марлевой ткани. (Пейзаж, небо, дерево, трава)

В зависимости от полноты показа способа изображения различают:

по­каз полный и частичный.

от способа изображения: общим (обобщённые способы изображения) и вариативным

по характеру действий: показ жестом и показ приемом изображения.

Групповой и индивидуальный показ может проходить в форме совместного действия педагога и группы детей или педагога и ребенка.

Различают показ педагога и показ способа изображения (действия) ребенком.

Во всех случаях показ сопровождается словесными пояснениями.

Методика применения

Показ технических приемов может входить в структуру как информационно-рецептивного, так и репродуктивного метода.

В структуру эвристического метода - если организовать поисковую деятельность и дети могут демонстрировать найденные ими варианты изображе­ния, так как в ситуацию поиска ставятся все дети, а показ - как бы публичная демонстрация одного из ва­риантов изображения.

Показ технических приемов на первом занятии - когда предмет данной формы изображается впервые - показ осуществляет педагог, после соответствующего обследования. Непременным условием являет­ся пояснение взаимосвязи способа изображения и движения руки по контуру при обследовании.

На последующих занятиях, где изображаются предметы той же формы, к показу способа изображения привлекаются дети.

В младших группах показ занимает большее место, а в старших - меньшее

Жестом поясняется расположение предмета на листе. Движения руки или палочки карандаша по листу бумаги бывает достаточно, чтобы дети даже 3—4 лет поняли задачи изображения. Жестом может быть восстановлена в памяти ребенка основная форма пред­мета, если она несложна, или его отдельных частей.

Эффективно повторение того движения, которым воспитатель сопровождал при восприятии свое объяснение. Такое повторение облегчает воспроизведение образовавшихся в сознании связей. Жест, воспроизво­дящий форму предмета, помогает памяти и позволяет показать движение руки рисующего при изображении. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его обучении имеет показ движения руки. Дошкольник еще не полностью владеет своими движениями и поэтому не знает, какое движение потребуется для изображения той или иной формы.

Например, при наблюдении детей за постройкой дома педагог жестом показывает контуры строящихся корпусов, подчеркивая их устремленность вверх. Это же движение он повторяет в начале занятия, на котором дети рисуют высотный дом. Известен и такой прием, когда воспитатель в младшей группе делает изображение вместе с ребенком, ведя его руку. Этот прием следует использовать, когда движения у ребенка не развиты, он не умеет ими управлять. Надо дать возможность ощутить это движение.

Жестом можно обрисовать весь предмет, если его форма не­сложна (мяч, книга, яблоко), или детали формы (расположение ветвей у ели, изгиб шеи у птиц). Более мелкие детали воспита­тель демонстрирует в рисунке или лепке.

Характер показа зависит от тех задач, которые ставит воспи­татель на данном занятии.

Показ изображения всего предмета дается в том случае, если ставится задача научить правильно изображать основную форму предмета. Обычно этот прием используется в младшей группе. На­пример, чтобы научить детей рисовать круглые формы, воспита­тель рисует мяч или яблоко, объясняя свои действия.

В обучении детей старших групп чаще используется частичный показ — изображение той детали или отдельного элемента, который дошкольники еще не умеют изображать. Например, дети 4—5 лет рисуют ствол дерева в виде треугольника с широким основанием. Эта ошибка бывает порой вызвана объяснением воспитателя: «Ствол дерева вверху узкий, а внизу широкий, — и дети буквально следуют этому указанию. Воспитателю необходимо наряду со сло­весным указанием дать показ изображения ствола дерева.

При повторных упражнениях по закреплению умений и затем самостоятельному их применению показ дается лишь в индивиду­альном порядке детям, не усвоившим тот или иной навык.

Увлечённость постоянным показом приемов выполнения задания приучит детей во всех случаях ждать указаний и помощи воспитателя, что ведет к пассивности и торможению мыслительных процессов.

Словесные методы и приемы: беседа, рассказ воспитателя, педагогическая оценка и анализ детских работ, вопросы, поощрения, советы, указания, художественное слово.

Беседа –один из ведущих словесных методов обуче­ния изобразительной деятельности. Беседа на за­нятиях по изобразительной деятельности - это организованный педагогом разговор, во время которого воспитатель, пользуясь вопросами, пояснениями, уточнениями, способствует формирова­нию у детей представлений об изображаемом предмете или явле­нии и способах его воссоздания в рисунке, лепке, аппликации. Специфика метода беседы предусматривает максимальное стиму­лирование детской активности. Именно поэтому беседа нашла широкое распространение как метод развивающего обучения изобразительной деятельности.

Беседа используется в первой части занятия - когда стоит задача формирования изобразительного представления, и в конце занятия - когда важно помочь детям увидеть свои работы, почувствовать их выразительность и достоинства, понять слабо­сти.

Методика беседы зависит от содержания, вида занятия, кон­кретных дидактических задач.

В сюжетном рисовании, когда детей учат передавать сюжет, в процессе беседы необходимо помочь детям представить содержа­ние изображения, композицию, особенности передачи движения, цветовую характеристику образа, т.е. продумать изобразительные средства для передачи сюжета. Педагог уточняет с детьми некото­рые технические приемы работы, последовательность создания изображения.

В зависимости от содержания изображения (по ли­тературному произведению, на темы из окружающей действи­тельности, на свободную тему) методика бесед имеет свою специ­фику. Так, при рисовании (лепке) на тему литературного произве­дения важно вспомнить его основную мысль, идею; эмоционально оживить образ (прочитать строчки из стихотворения, сказки). Дать характеристику внешнего облика персонажей, вспомнить их взаимоотношения, уточнить композицию, приемы и последова­тельность работы.

Рисование (лепка) на темы окружающей действительности требует оживления жизненной ситуации, воспроизведения содержания событий, обстановки, уточнения выразительных средств: композиции, деталей, способов передачи движения и т.п., уточнения приемов и последовательности изображения.

При рисовании (лепке) на свободную тему необходима предварительная

работа с детьми. В беседе педагог оживляет впечатления. Затем он предлагает некоторым детям объяснить замысел: что они нарисуют (слепят), как будут рисовать, чтобы было понятно другим, где расположат ту или иную часть изображения. Воспитатель уточняет некоторые технические приемы работы. На примере рассказов детей педагог еще раз учит дошколь­ников способам замасливания образа.

На занятиях, где содержанием изображения является отдель­ный предмет, беседа часто сопровождает процесс его рассматривания (обследование). В этом случае в процессе беседы необходи­мо вызвать активное осмысленное восприятие предмета детьми помочь им уяснить особенности его формы, строения, определить своеобразие цвета, пропорциональных отношений и т.п. Харак­тер, содержание вопросов педагога должны нацеливать ребят на установление зависимостей между внешним обликом предмета и его функциональным назначением или особенностями условий жизни (питание, передвижение, защита). Выполнение этих задач является не самоцелью, а средством формирования обобщенных представлений, необходимых для развития самостоятельности, активности, инициативы детей при создании изображения. Сте­пень умственной, речевой активности дошкольников в беседах подобного рода тем выше, чем богаче опыт детей.

На занятиях по конструированию, аппликации, где предметом обследования и беседы часто является образец, предусматривают также большую степень умственной, речевой, эмоциональной и по возможности двигательной активности детей.

В конце занятия в процессе просмотра и анализа детских работ нужно помочь детям почувствовать вырази­тельность образов, ими созданных. Обучение умению видеть, чув­ствовать выразительность рисунков, лепки одна из важных за­дач, стоящих перед педагогом. При этом характер вопросов и замечаний взрослого должен обеспечить определенный эмоцио­нальный отклик детей.

В старших группах в процессе беседы педагог подводит детей к самостоятельному установлению зависимости выразительности образа от способов действия.

Содержание вопросов в процессе просмотра и анализа детских работ меняется в зависимости от способа создания изображения (по памяти, по представлению, с натуры) от содержания изобра­жения (узор, сюжет), от возраста детей.

Возрастные особенности влияют на содержание беседы, степень активности детей. В зависимости от конкретных дидактических задач характер вопросов меняется. В одних случаях вопросы нацеливают на описание внешних признаков воспринимаемого объекта, в других - на припоминание и воспроизведение, на умо­заключение. С помощью вопросов педагог уточняет представле­ния детей о предмете, явлении, о способах его изображения. Во­просы используются в общей беседе и индивидуальной работе с детьми в процессе занятия. Требования к вопросам носят общепе­дагогический характер: доступность, четкость и ясность форму­лировки, краткость, эмоциональность.

Пояснение - словесный способ воздействия на сознание детей, помогающий им понять и усвоить, что и как они должны делать во время занятий и что должны получить в результате. Пояснение дается в простой, доступной форме одновременно всей группе детей или отдельным детям. Пояснение часто сочетается с наблю­дением, показом способов и приемов выполнения работы.

Совет используют в тех случаях, когда ребенок затрудняется в создании изображения, при этом не спешить с советом. Дети с замедленным темпом работы и способ­ные по заданному вопросу найти решение, часто не нуждаются в совете. В данных случаях совет не способствует росту самостоя­тельности и активности детей.

Читайте также: