Перечень наглядных пособий для средней школы

Обновлено: 05.07.2024

Перечень наглядных пособий, применяемых в школьной географии необычайно широк. Практически все темы как физико-, так и экономико-географического цикла изучаются с использованием картографического, табличного, раздаточного материала и приборов [4, 7]. Трудность состоит в том, что далеко не все наглядные пособия могут быть приобретены школами. А те, что были заготовлены в прошлом за годы реформ и экономического спада пришли в негодность. Однако учитель должен знать и быть готовым применить весь арсенал возможных средств.

Учебное оборудование, применяемое в преподавании географии, подразделяется на учебные приборы, пособия на печатной основе (карты, атласы (рисунок 1), картины, таблицы, тетради), объемные учебно-наглядные пособия (модели, натуральные пособия: коллекции минералов и горных пород, гербарии, коллекции образцов промышленного сырья), аудиовизуальные, или экранно-звуковые (проекторы, интерактивные доски, презентации, кинофрагменты, кинофильмы, видеофильмы) и другие (таблица 1).

Рисунок 1 – Настольные атласы (фото автора)

Таблица 1 – Учебное оборудование, применяемое в преподавании географии [8]

Пособия на печатной основе

Карты России и ее регионов

Картины по географии

Таблицы по топографии

Коллекции горных пород и минералов

Принад-лежности для глазомер-ной съемки

Таблицы по начальному курсу физической географии

Карты материков и их частей

Таблицы по физической географии России

Карты зарубежных стран

Таблицы по экономичес-кой

Климатическая карта. Масштаб 1:5000000. На карте показано годовое количество осадков послойной окраской по шкале в 10 ступеней (мм): менее 100, 100–200; 200–300; 300–400; 400–500; 500–600; 600–800; 800–1000; 1000–1600; более 1600. Дана температура воздуха на уровне земной поверхности и океана: изотермы самого холодного месяца в году – января и самого теплого – июля (с интервалами в 5°). Стрелками нанесено преобладающее направление ветра в январе и июле. Обозначена зимняя граница плавучих льдов. Для некоторых населенных пунктов указаны максимальные и минимальные температуры, когда-либо наблюдавшиеся в них. Подписаны важнейшие реки, озера, моря и крупные города. Параллели и меридианы проведены через 5°. Карта используется в курсах физической и экономической географии России при изучении климата (8 класс), а также климатических ресурсов и крупных экономических районов (9 класс).

Природные зоны. Учебная карта для средней школы. Масштаб 1:5000000. Способом качественного фона показано распространение природных зон (арктических пустынь, тундры, лесотундры, тайги, смешанных лесов, широколиственных лесов, лесостепей, степей, полупустынь и пустынь, субтропических лесов, муссонных и смешанных лесов), даны области высотной поясности, границы географических поясов. Географические пояса подписаны. Гидрография: зимняя граница плавучих льдов, реки, судоходные каналы, болота. Показаны солончаки, пески, ледники. Рельеф дан отмывкой. Параллели проведены через 4°, а меридианы – через 6°. На полях карты даны цветные рисунки, которые посвящены различным природным зонам. Карта используется в курсе географии 8 класса при изучении природных зон.

Карты мира, за исключением карты западного и восточного полушарий, издавались в единой проекции и в одном и том же масштабе (1:20000000). Карты печатаются на двух листах. В эту серию включаются следующие карты: политическая, полушарий, физическая, климатических поясов, зоогеографическая, растительности, природных зон, месторождений полезных ископаемых, народов, плотности населения, черной металлургии, цветной металлургии, химической промышленности, машиностроения, важнейших зерновых культур, важнейших технических культур и животноводства мира.

Карта климатических поясов и областей мира. На карте способом качественного фона нанесены климатические пояса мира и буквенными обозначениями – климатические области мира. Штриховкой выделены области высокогорного климата. Для показа годового количества осадков на карте использована следующая шкала (см); менее 30; 30–50; 50–100; 100–200; более 200. Температура воздуха на уровне земной поверхности обозначена на карте с помощью изотерм июля – самого теплого месяца в году в северном полушарии (+20°) и самого холодного в южном (-20°); января – самого холодного месяца в году в северном полушарии (-10°) и самого теплого в южном (+10°). Указаны средние температуры июля и января для многих пунктов земного шара. Показан абсолютный минимум температуры воздуха, когда-либо наблюдавшийся на земной поверхности в Антарктиде и в северном полушарии, а также абсолютный максимум ее на земной поверхности. Изображены центры областей высокого и низкого давления в январе и июле (мм рт. ст.). Карта выполнена в поликонической проекции. Параллели и меридианы проведены через 10°. Карта используется в курсе географии 7 класса при изучении климата материков земного шара.

Месторождения полезных ископаемых мира. Учебная карта. Условными знаками на карте показано размещение крупнейших месторождений полезных ископаемых: каменного и бурого угля, нефти, горючих газов, железных, марганцевых, хромитовых, ванадиевых, титановых, никелевых, кобальтовых, вольфрамовых, молибденовых, алюминиевых, медных, свинцовых, цинковых, серебряных, полиметаллических, оловянных, сурьмяных руд, золота, платины, урановых руд, асбеста, графита, слюды, фосфоритов и апатитов, серы, пиритов, калийных солей, алмазов. Обозначены пунсонами населенные пункты с подразделением по количеству жителей на 3 категории: свыше 1 млн; от 100 тыс. до 1 млн; менее 100 тыс. Указаны названия месторождений и районов залегания полезных ископаемых. Подписаны важнейшие реки, озера, острова и моря земного шара. Карта выполнена в поликонической проекции. Параллели и меридианы проведены через 10°. Карта используется в курсе географии 7 класса при изучении полезных ископаемых материков, а также в курсе географии 10 класса при рассмотрении размещения полезных ископаемых мира.

Плотность населения мира. На карте показано размещение населения на земном шаре. Способом послойной окраски обозначены территории с различной плотностью населения на 1 км 2 (более 600 чел.; от 200 до 600 чел.; от 50 до 200 чел.; от 10 до 50 чел.; от 1 до 10 чел.; до 1 чел.). Нанесены также ненаселенные территории. Подписаны крупнейшие реки и крупные города. Карта выполнена в поликонической проекции. Параллели и меридианы проведены через 10°. Карта используется в курсе географии 10 класса.

Карты материков и их частей изданы в единой проекции и единой системе условных обозначений. Как правило, они имеют один и тот же масштаб. Обычно по каждому материку издана политическая, физическая, климатическая, природных зон, народов, экономическая карты. На политических картах способом качественного фона показаны государства и владения, их границы, столицы и центры.

На климатических картах показано распределение осадков, температур и направление ветров. С помощью графиков дан ход годового количества осадков и температур в отдельных пунктах земного шара.

На картах природных зон способом качественного фона показано, распространение природных зон материков. Кроме того, обозначены области вертикальной поясности и границы географически поясов.

Глобусы. Глобус политический демонстрационный. Масштаб 1:30000000. На глобусе показано политико-административное деление стран мира. Выделены столицы государств. Показаны важнейшие железные дороги и морские пути. Подписаны заливы, проливы, моря, океаны и острова. Глобус используется в качестве демонстрационного пособия в курсах географии 7–10 классов.

Глобус физический демонстрационный. Масштаб 1:30000000. На глобусе изображен рельеф суши и морского дна. Использована следующая шкала высот и глубин (м): ниже 0; 0–200; 200–500; 500–1000; 1000–3000; 3000–5000; выше 5000; 0–200; 200–2000; 2000–4000; 4000–6000; глубже 6000. Нанесены абсолютные отметки глубин и высот. Показаны крупнейшие реки и озера, ледники, болота, пески и коралловые рифы. Подписаны заливы, проливы, моря, океаны, острова и полуострова. Указаны крупнейшие города земного шара. Глобус используется в качестве демонстрационного пособия во всех курсах школьной географии, причем преимущественно в 5–8 классах при изучении физической географии.

Глобус физический. Масштаб 1:50000000. На глобусе изображен рельеф суши и морского дна. Использована следующая шкала высот и глубин (м): 0–200; 200–500; 500–1000; 1000–3000; 3000–5000; выше 5000; 0–200; 200–2000; 2000–4000; 4000–6000; глубже 6000. Показаны абсолютные отметки высот и глубин. Подписаны важнейшие горы и равнины земного шара. Нанесены крупнейшие реки и озера, ледники, болота, пески, коралловые рифы. Подписаны заливы, проливы, моря, океаны, острова и полуострова. Показаны маршруты путешествий Колумба (1492–1493 гг), Васко да Гамы (1497–1498 гг), Магеллана (1521–1522 гг), Крузенштерна и Лисянского (1803–1806 гг), Беллинсгаузена и Лазарева (1819–1821 гг). Глобус используется в качестве пособия для самостоятельной работы учащихся в курсах физической географии 5–8 классов.

Картины природы. Серия: Африка, Австралия, Океания, Антарктида. Картины по географии материков. В серии 21 картина.

В Атласских горах. Драконовы горы. На вершине Килиманджаро. В долине Нила. Озеро Чад. Озеро Ньяса в Восточной Африке. В экваториальном лесу Конго. Африканская саванна во влажное время года. Африканская саванна в сухое время года. Каменистая пустыня Сахары. Песчаная пустыня Сахары. В Калахари. Столовая гора над Кейптауном. Большой Барьерный риф. Большая Песчаная пустыня Австралии. Эвкалиптовый лес в Австралии. Вулканический ландшафт Новой Зеландии. Атолл в Тихом океане. Оазис в Антарктиде. Китобойный промысел в Антарктике.

Стенные картины используются в курсе географии 7 класса при изучении Африки, Антарктики, Австралии и Океании.

Евразия. Картины по географии материков. В серии 21 стенная картина. Природа Северной Европы. Фьорд на Скандинавском полуострове. Северо-Германская низменность. Марши на побережье Северного моря. Рудные горы. Альпы. Дунай в районе Будапешта. Средиземноморское побережье. Долина роз в Болгарии. В Босфоре. Нефтепромышленный ландшафт Месопотамской низменности. Северная Монголия. Джунгария. Лёссовый район в Северном Китае. Река Янцзы. В Южном Китае. Гималаи. Индо-Гангская низменность. Деканское плоскогорье. Чайные плантации на Шри Ланка. Плантации каучуконосов в Индонезии. Серия стенных картин используется в курсе географии 7 класса при изучении Евразии. Картины также можно использовать и в 10 классе при изучении стран Европы и Азии.

Животный мир материков. Серия таблиц по географии 7 класса. В серии 25 таблиц.

Животный мир влажных лесов Африки. Животный мир саванн Африки. Животный мир пустыни Сахара. Животный мир каменистых пустынь Южной Африки. Животный мир саванн, полупустынь и пустынь Австралии. Животный мир вечнозеленых лесов Австралии. Животный мир Океании. Животный мир Антарктики. Животный мир влажных тропических лесов Южной Америки. Животный мир влажных тропических лесов Южной Америки. Животный мир степей и саванн Южной Америки. Животный мир Анд. Животный мир тундры и лесотундры Северной Америки. Животный мир лесной зоны Северной Америки. Животный мир прерий Северной Америки. Животный мир Арктики. Животный мир тундры и лесотундры Евразии. Животный мир тайги Евразии. Животный мир смешанных и широколиственных лесов Европы. Животный мир степей Евразии. Животный мир полупустынь и пустынь Евразии. Животный мир саванн Индостана.

Натуральные пособия. Наиболее полезны гербарии и коллекции горных пород и минералов [12].

Гербарий. Стандартная коллекция засушенных растений, содержит 74 вида. Каждому виду посвящен отдельный лист гербария, на котором имеется цветной снимок растения, образец засушенной веточки, а в некоторых случаях и цветка. В гербарии по зонам (крупным территориям России) представлены следующие растения:

Гербарий используется в 8 классе при изучении природных зон как в общем физико-географическом обзоре России, так и при рассмотрении растительности крупных территорий страны (Восточно-Европейской равнины, Дальнего Востока и т. д.).

Коллекция горных пород и минералов (рисунок 2). В коллекции образцы располагаются по следующей системе:

  1. Минералы.
  1. Минералы магматических глубинных процессов. Пирит. Халькопирит. Галенит. Сфалерит. Киноварь. Молибденит. Флюорит. Кварц молочный. Кварц прозрачный. Кварц дымчатый. Халцедон. Агат. Кремень. Гематит. Магнетит. Хромит. Кальцит (известняковый шпат). Кальцит (исландский шпат). Магнезит. Сидерит. Апатит.
  2. Минералы метаморфических процессов. Оливин. Хризолит, Топаз. Биотит. Мусковит. Альбит. Лабрадор. Микроклин. Нефелин. Б. Минералы метаморфических процессов. Графит. Кварц –кристалл. Яшма цветная. Яшма техническая. Корунд. Гранат. Родонит. Тальк. Асбест. Лазурит. Алунит.
  3. Минералы экзогенных процессов. Сера. Галит. Сильвин. Марганцевая руда. Лимонит. Боксит. Доломит. Каолин. Гипс пластинчатый. Гипс селенит. Гипс алебастр. Ангидрит. Мирабилит. Барит. Фосфорит. Торф. Бурый уголь. Каменный уголь. Антрацит. Асфальт.
  1. Горные породы.
  1. Магматические породы глубинные (интрузивные). Гранит. Сиенит. Габбро.
  2. Магматические породы жильные. Пегматит.
  3. Магматические породы излившиеся (эффузивные). Обсидиан. Пемза. Порфир. Туф вулканический. Базальт.
  4. Экзогенные породы. Глина. Песок. Гравий. Песчаник. Конгломерат. Известняк плотный. Мергель. Известняк раковистый. Сланец горючий.
  5. Метаморфические породы. Кварцит. Мрамор.

Рисунок 2 – Коллекция горных пород и минералов (фото автора)

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 465 “Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания”


Обзор документа

Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 465 “Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания”

перечень средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимый при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исход я из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях (приложение № 1);

критерии формирования перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, и требования к функциональному оснащению (приложение № 2).

2. Определить норматив стоимости оснащения одного места обучающегося средствами обучения и воспитания, необходимыми для реализации образовательных программ в соответствии с уровнем общего образования, соответствующими современным условиям обучения, в размере 198 тыс. рублей.

Министр О.Ю. Васильева

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства просвещения
Российской Федерации
от 3 сентября 2019 г. № 465

Перечень
средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимый при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства просвещения
Российской Федерации
от 3 сентября 2019 г. № 465

Критерии
формирования перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях и требований к функциональному оснащению

2. Критериями являются:

возможность формирования средств обучения и воспитания в функциональносвязанные системы (модули) под конкретные виды деятельности обучающихся, соответствующие реализуемым образовательным программам начального общего, и (или) основного общего, и (или) среднего общего образования;

возможность использования средств обучения и воспитания для выполнения различных функций обучения и воспитания;

доступность использования средств обучения и воспитания всеми категориями обучающихся общеобразовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования;

безопасность использования средств обучения и воспитания.

3. На основании Критериев, указанных в пункте 2 настоящего приложения, должен быть сформирован перечень средств обучения и воспитания.

4. В зависимости от реализуемых общеобразовательных программ функциональное оснащение предполагает наличие в общеобразовательной организации следующих комплексов:

комплекс оснащения общих и административных помещений общеобразовательных организаций;

комплекс оснащения классов образовательной организации, реализующей образовательные программы начального общего образования, и предметных кабинетов;

комплекс оснащения помещений внеурочной деятельности.

5. Комплекс оснащения общих и административных помещений общеобразовательных организаций включает в себя не монтируемые при строительстве общеобразовательной организации средства обучения и воспитания общих помещений для всей общеобразовательной организации: входной зоны и гардероба, библиотеки, актового зала, столовой, спортивного комплекса, кабинетов руководящих и педагогических работников.

Дополнительно к оснащению общих и административных помещений общеобразовательных организаций могут комплектоваться кабинеты педагога-психолога, учителя-логопеда, коридоры и рекреации, игровые (в качестве отдельного помещения или рекреации), серверная.

Функциональное назначение указанного комплекса предполагает обеспечение безопасного содержания и ухода за детьми (питание, первичное медицинское обслуживание, информационное обеспечение, хранение личных вещей), проведение общешкольных мероприятий, реализацию образовательных проектов, создание единой информационной сети, управление и обеспечение безопасности общеобразовательной организации.

6. Комплекс оснащения кабинетов образовательной организации, реализующей образовательные программы начального общего образования, и предметных кабинетов формируется образовательными организациями в соответствии с реализуемой основной общеобразовательной программой и может включать комплектацию отдельных кабинетов по каждому предмету или интегрированных кабинетов по нескольким предметам или предметным областям.

Дополнительно к оснащению кабинетов для реализации образовательных программ начального общего образования могут комплектоваться вариативные модули, включая мобильный компьютерный класс, проектную лабораторию образовательной организации, реализующей образовательные программы начального общего образования.

Комплекс оснащения предметных кабинетов является вариативным (выбирается в соответствии с профильным образованием), дополнительным (комплектуется при наличии возможностей), модульным (состоит из комплексных модулей, позволяющих полностью обеспечить одну или несколько образовательных функций).

Основное функциональное назначение данного комплекса - обеспечение успешного освоения обучающимися общеобразовательных программ, формирование компетентностей применения современных технологий и работы с техникой, ознакомление с профильной средой, помощь в выборе будущей профессии (классы естествознания, инженерно-технологический, медикобиологический, другие по выбору общеобразовательной организации).

6.1. Оснащение кабинетов гуманитарного цикла с возможностью интеграции кабинетов может включать:

а) оснащение кабинета русского языка, кабинета литературы; кабинета родного языка, кабинета родной литературы; кабинета иностранного языка, кабинета второго иностранного языка; лингафонного класса; мобильного лингафонного класса;

или кабинета русского языка и литературы; кабинета родного языка и родной литературы; кабинета иностранного языка (лингафонный кабинет), кабинет иностранного языка с мобильным лингафонным кабинетом;

иные варианты интеграции кабинетов;

б) оснащение кабинета истории, кабинета обществознания; кабинета географии; кабинета изобразительного искусства и мировой художественной культуры; кабинета музыки;

или кабинета истории и обществознания; кабинета географии и экономики; кабинета изобразительного искусства, мировой художественной культуры и черчения; кабинета музыки;

иные варианты интеграции кабинетов.

6.2. Комплекс оснащения кабинетов естественно-научного цикла с возможностью интеграции кабинетов может включать:

кабинет физики (включая оснащение кабинета физики, лаборантской, лаборатории); кабинет химии (включая оснащение кабинета химии, лаборантской, лаборатории); кабинет биологии (включая оснащение кабинета биологии, лаборантской, лаборатории); кабинет математики; кабинет информатики; кабинет технологии (кройка и шитье); кабинет технологии (домоводство); кабинет технологии (слесарная мастерская); кабинет технологии (столярная мастерская); кабинет технологии (робототехника); кабинет основ безопасности жизнедеятельности; мобильный компьютерный класс;

или кабинет естествознания (включая кабинет естествознания, естественно-научную лабораторию, лаборантскую); кабинет математики и информатики на базе стационарного или мобильного компьютерного класса; кабинет технологии для мальчиков (по выбору общеобразовательной организации); кабинет технологии для девочек (по выбору общеобразовательной организации); кабинет основ безопасности жизнедеятельности;

или иные варианты комплектации кабинетов и лабораторий.

7. Комплекс оснащения помещений внеурочной деятельности является вариативным (осуществляется по выбору общеобразовательной организации), дополнительным (комплектуется при наличии возможностей), модульным (включает оснащение одной или нескольких лабораторий и студий, в том числе естественно-научной и инженерной лаборатории, оснащение студии дизайна, издательского центра, фото- и (или) телестудии).

Основное функциональное назначение данного комплекса - стимулирование интереса обучающихся к творчеству, их профориентация.

Обзор документа

Минпросвещения составило новый перечень средств обучения и воспитания, необходимых для реализации программ начального, основного и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимый при оснащении школ в целях реализации мероприятий по содействию созданию в регионах новых мест. Пересмотрены критерии формирования перечня.

Норматив стоимости оснащения одного места обучающегося средствами обучения и воспитания повышен до 198 тыс. руб.

Ранее изданный приказ по этим вопросам утратил силу.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Наглядные пособия закупали школы. В основном, это были плакаты и таблицы. Их берегли как зеницу ока, потому что денег на это особо не выделяли. Их хранили в специальных встроенных шкафах, периодически подклеивали и подкрашивали.

Большинство же наглядных средств учителя придумывали сами и изготавливали своими руками. Это был творческий процесс. Когда я получала свое первое образование учителя начальных классов в педучилище, с нас требовали перед практикой сделать определенное количество наглядных пособий. Я до сих пор помню, как мы их мастерили. Что же это за пособия?

В советской школе не было интерактивных досок и пробковых стендов. Магнитные доски были редкостью. А демонстрационные панно были необходимы, поэтому практически у каждого учителя, особенно начальных классов, были самодельные стенды, обтянутые фланелевой тканью. На них легко можно было прикрепить буквы, цифры, фигурки сказочных персонажей, таблички со словами, сделанные из бархатной бумаги. Причем сама бархатная поверхность использовалась не наружу, а внутрь как сцепка. Велюровая текстура бумаги очень хорошо крепилась к фланели. Это обеспечивало учителю возможность быстро прикреплять и откреплять наглядность.

Азбука с кармашками

Кармашки в советской школе были очень популярны. Они применялись по-разному. У учителей начальных классов на стенах висели кармашки с буквами, дети их вынимали и составляли из них слова на специальном картонном стенде (забыла, как он назывался). На нем тоже было подобие кармашков, только неглубоких. В них и вставлялись буквы. Подобные кармашки были для цифр и математических знаков. Ученики точно так же составляли и решали примеры. У каждого ребенка были индивидуальные азбуки с кармашками - покупные или самодельные. Азбуками с кармашками, мне кажется, до сих пор пользуются в начальных классах.

Числовая шкала

Когда в начальной школе дети учились считать в пределах десятка, то использовалась так называемая числовая шкала. Это отрезок картона длиной около 1 метра, разделенный на числовые отрезки от 0 до 10. На картонную ленту крепилась толстая нитка, леска или проволока, а на нее надевался какой-нибудь небольшой яркий предмет, чаще - шарик. Передвигая этот шарик по шкале, ученики производили простейший счет. Например, к 1 прибавить 2. Откладываем на числовой шкале 1, то есть делаем от нуля шаг вправо, затем прибавляем еще два шага (два деления). Оказываемся на цифре 3.

С ностальгией вспоминаю эти самодельные, но такие милые наглядные пособия. Сейчас они уже мало используются. На смену им пришли компьютерные и цифровые технологии. Но, если подумать, именно они были прародителями многих современных средств обучения.

Приказ опубликован 26.12.2019 г. на официальном интернет-портале правовой информации

Перечень относится не только к школам, но и к колледжам, а также вузам, если в их составе есть школы или образовательные центры, реализующие программы начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Полным комплектом оборудования в соответствии с утвержденным Перечнем будут в первую очередь оснащаться школы-новостройки.

Перечень учитывает современные условия обучения. В частности, например, в него включено такое оборудование:

— Зона отдыха: коррекционные дорожки, определители осанки, мини гольф, балансировочные доски, гимнастические маты, комплекты магнитных дорожных знаков, комплекты магнитных моделей автомобилей;

— Библиотечно-информационный центр: мобильная электронная библиотека, принтер, интерактивный программно-аппаратный комплекс, тележка-хранилище ноутбуков, планшетов, наушники, планшетный компьютер;

— Актовый зал: мультимедийная трибуна для презентаций, экран большого размера, проектор с потолочный креплением, графический эквалайзер с микшером, вокальный радиомикрофон, генератор дыма;

— Спортивный комплекс: степ-платформа, снаряд для функционального тренинга, бодибар (утяжеленная палка), музыкальный центр, передвижной стол для настольного тенниса;

В новых школах будут условия для хореографии, фитнеса, единоборств, велоспорта, гандбола, стрельбы, самбо и скалолазания, предусмотрены также комплекты для ГИА-лабораторий, интерактивные стойки со встроенными планшетами.

Во всех кабинетах будут только регулируемые по высоте столы и стулья. Причём столы по желанию можно заменить конторками. Также в кабинетах обязательны интерактивные доски с интерактивными пособиями, онлайн курсами, принтеры, планшеты.

Кабинеты географии получат школьные метеостанции; кабинеты технологии — станки лазерной резки, фрезерные и токарные станками с ЧПУ; инженерно-технологические классы — 3D-принтеры, конструкторы, сканеры, роботехнические наборы; медико-биологические классы — кардиографы, глюкометры, тонометры, фонендоскопы, комплекты анатомических моделей.

Для начальной школы в оборудование входят: цифровая лаборатория по естествознанию, оборудование и наборы для эксперимента, куклы, ноутбуки или планшеты и тележка для подзарядки, цифровая видеокамера, базовый робототехнический набор.

ГПД оснастят кроватями, пуфами-трансформерами, шкафами для одежды, наборами для экспериментирования, конструкторами, куклами в национальных костюмах, пазлами, играми на развитие логических операций и стратегического мышления, головоломками и многим другим.

Источник:

Для того чтобы наладить учебный процесс, в классных кабинетах необходимо создать рабочую обстановку. Чтобы этого добиться, нужно оборудовать кабинет не только мебелью, но и учебными пособиями для школы. Дети лучше усваивают новый материал, когда наглядно видят и непосредственно работают с методическим пособием. К методическому пособию относятся разнообразные тематические таблицы, книги, мультимедийное пособие (интерактивные и DVD-диски), модели, различные раздаточные пособия и так далее. Каждый учебный кабинет снабжается своим учебным пособием, в зависимости от изучаемого предмета.

Читайте также: