Произведения 19 века краткое содержание
Обновлено: 05.07.2024
Никакой пересказ, естественно, не может заменить первоисточника. Но дать о нем представление он в состоянии. В этом смысле пересказ подобен литературному переводу с языка на язык, подобен творческой вариации на тему известного образца. В какой-то мере он перекликается и с литературной пародией, которая зачастую дает хотя и субъективно-комическое, но и достаточно внятное изложение больших повествовательных произведений. Добротный и четкий пересказ — это тоже литературный текст, это своего рода маленькая новелла, служащая моделью известного литературного произведения — романа, повести, драмы, поэмы. И если пересказ сделан с глубоким знанием и пониманием первоисточника, написан живым и доходчивым языком (а к этому стремились все участники этого большого коллективного труда — литературоведы, переводчики, прозаики), то он, несомненно, принесет пользу.
Теперь о составе издания. Оно включает следующие тома:
Русский фольклор. Русская литература XI–XVIII веков.
Русская литература XIX века.
Русская литература XX века.
Зарубежная литература древних эпох, средневековья и Возрождения.
Зарубежная литература XVII–XVIII веков.
Зарубежная литература XIX века.
Зарубежная литература XX века.
Готовя настоящее издание, мы столкнулись с разнообразными трудностями. Нелегок был процесс отбора представленных здесь писателей, выбора произведений для пересказа. Объем, отведенный творчеству того или иного автора, зависит не только от духовно-эстетического масштаба писателя, но и от количественных параметров его творчества, жанрового состава и т. п. Непросто было найти, и способ размещения пересказов внутри каждого тома. В конце концов мы остановились на следующем принципе: писатели расположены по хронологии рождения, а их произведения — по хронологии написания. В томах, посвященных зарубежной словесности, национальные литературы следуют в алфавитном порядке. Под каждым пересказом значится имя выполнившего его автора.
Адресат нашего издания — Читатель в самом широком и традиционно высоком для России значении этого слова. Среди возможных читателей мы видим тех, кто изучает литературу в школе или в вузе. Тех, кто литературу преподает. Даже тех, кто создает ее сегодня: думается, профессиональные литераторы увидят в этих томах своеобразный каталог сюжетов и соотнесут с ним собственные творческие искания. И главное — тех, кто просто любит художественную литературу, кому свод пересказов поможет в поисках увлекательного чтения и в составлении личных библиотек.
Девятнадцатый век стал эпохой расцвета русской литературы. По мнению исследователей, такому бурному развитию культуры способствовали реформы Петра I и царствование Екатерины. Русские писатели 19 века сумели не только создать культурный фундамент для своих потомков, но и оставить множество ценных наблюдений о русском человеке и его душе.
- Краткая характеристика XIX века
- Александр Сергеевич Пушкин
- Михаил Юрьевич Лермонтов
- Фёдор Михайлович Достоевский
- Иван Сергеевич Тургенев
- Лев Николаевич Толстой
Краткая характеристика XIX века
Девятнадцатый век для России характеризуется лихорадочным ритмом жизни, а также началом развития разных направлений — от культурных до сугубо технических. Помимо этого, изменениям подвергается и русский литературный язык — историк Николай Михайлович Карамзин сблизил его с живой разговорной речью, введя в оборот множество ранее незнакомых слов (впечатление, гармония, катастрофа и т. д. ).
Александр Сергеевич Пушкин
Пушкин родился 6 июня 1799 года (по старому стилю — 26 мая) в Москве. Рождение великого поэта зафиксировано в метрической книге церкви Богоявления в Елохове. В царскосельском лицее дар будущего поэта был замечен. Сам Пушкин признавался, что наибольшее влияние на его творчество оказали Жуковский, Батюшков (мастер лёгкой поэзии) и Карамзин, а из зарубежных авторов — Вольтер, Мольер, Руссо и Лафонтен.
Скончался великий поэт в результате дуэли с приёмным сыном нидерландского посланника Дантесом (Жоржем де Геккерном) 10 февраля 1837 года в Санкт-Петербурге. По подсчётам историков, это была минимум 21-я дуэль в жизни поэта и вторая по счёту с Дантесом. Пушкин получил смертельное ранение (пуля перебила шейку бедра и проникла в живот) и умер в течение двух дней. На месте дуэли установлен памятник.
Михаил Юрьевич Лермонтов
Лермонтов родился 15 октября 1814 года (по старому стилю — 3 октября) в Москве. Будущий великий поэт и современник Пушкина с детства характеризовался как человек вспыльчивый, мечтательный, своевольный, во многих отношениях жестокий и очень гордый. Михаила воспитывала преимущественно бабушка в селе Тарханы, однако мальчика тяготили излишние заботы и внимание.
Лермонтов рано пристрастился к чтению и уже к 15 годам он читал французских, английских и немецких литераторов только в оригинале. Более всего поэт предпочитал русскую литературу, особенно сказки. Во время обучения в пансионе Лермонтов проявил свою склонность к воспоминаниям. В его ранних стихах наметились основные черты эмоционального характера — чувство одиночества, разочарования в мире, безутешный поиск близкого по духу человека, разлад с окружающей действительностью. К этому периоду относятся следующие произведения:
27 июля 1841 года в Пятигорске состоялась дуэль Лермонтова и Мартынова, в результате которой писатель скончался. Многие исследователи убеждены, что главным виновником и инициатором поединка являлся именно Михаил Юрьевич, который, имея желчный и невыносимый характер, спровоцировал самолюбивого отставного майора на выяснение отношений.
Существует легенда, будто поэту на дуэли выпала честь стрелять первым. Лермонтов взвёл курок и выстрелил в небо, показывая тем самым, что лично он не имеет претензий к сопернику. Мартынов же использовал свой шанс и одним выстрелом в грудь убил поэта.
Фёдор Михайлович Достоевский
Один из самых значительных русских писателей, философов, публицистов и мыслителей родился 11 ноября 1821 года в семье бедного врача-ординатора в Москве. На семейных вечерах Достоевские читали произведения Пушкина, Карамзина, Державина, а также Анны Радклиф — писательницы, которая основала жанр готического романа.
Во многих биографиях писателей чтение книг и сказок играло огромную роль для подрастающих гениев. Так происходило и в семье Достоевских. По воспоминаниям Фёдора Михайловича, его детские годы проходили в атмосфере постоянных слушаний различных поэм и рассказов. В сентябре 1834 года будущий писатель поступает в частный пансион, где проявляет себя как вдумчивый, глубокий и любознательный ученик.
С возрастом, поступив в инженерное училище и продолжая свою литературную деятельность, Фёдор стал посещать различные кружки (к примеру, С. Ф. Дурова, Петрашева и коммуниста Спешнева), читал запрещённую литературу, за что попал в ссылку на каторгу (первоначальный приговор — смертная казнь).
В последних произведениях в полной мере проявились основные характерные черты творчества Достоевского — острый психологизм, реализм, многолюдность (бо́льшая часть его повестей и романов содержит множество персонажей, среди которых сложно выделить главных и второстепенных). Особое внимание писатель уделял сюжету и детективной тематике. Умер Достоевский 28 января 1881 года от туберкулёза лёгких.
Иван Сергеевич Тургенев
Лев Николаевич Толстой
Величайший российский романист, просветитель и один из самых выдающихся писателей и мыслителей XIX века родился 9 сентября 1828 года в усадьбе Ясная Поляна Тульской области. Его фамилия была известна во многих странах мира. На протяжении четырёх лет подряд он номинировался на Нобелевскую премию по литературе (с 1902 по 1905 год), а впоследствии отказался от номинаций.
Творчество Толстого является переходным мостом между русской литературой XIX и XX веков. Помимо этого, писатель оказал влияние на эволюцию европейского гуманизма и на развитие реализма в общемировой литературе.
Основной целью творчества Толстого становится жизнь человеческой души, её реакции на социальные противоречия, а также нравственное совершенствование человека и переосмысление своего места в жизни. Религиозно-философская позиция писателя проявляется в осуждении духовенства и пышных религиозных обрядов.
Толстого также возмущало разное отношение священнослужителей к людям с различным достатком. В двадцатых числах февраля 1901 года Лев Николаевич Толстой был отлучён от Православной церкви. Скончался писатель 20 ноября 1910 года в рязанской деревне на станции Астапово, которая теперь носит его имя.
XIX столетие является одним из самых знаменательных в русской литературе. Именно эта эпоха подарила миру имена великих классиков, которые оказали влияние не только на русскую, но и на всемирную культуру. Основными идеями, свойственными литературе этого времени, является рост человеческой души, борьба добра со злом, торжество нравственности и чистоты.
Отличие от предыдущего столетия
Причины расцвета
Стилевые направления русской литературы XIX века:
В конце 19 столетия на пике популярности был Чехов. В самом начале его деятельности критики неоднократно замечали, что он был равнодушен к острым социальным темам. Но его шедевры пользовались огромной популярностью. Он следовал принципам Пушкина. Каждый представитель русской литературы 19 века создал небольшой художественный мир. Их герои хотели добиться большего, боролись, переживали… Одни хотели быть нужными и счастливыми. Другие задавались целью искоренить социальную несостоятельность. Третьи переживали свою собственную трагедию. Но каждое произведение примечательно тем, что отражает реалии века.
© Vsevolod Sakharov . All rights reserved.
На главную страницу
Феномен эпохи
Роль литературы в обществе
Александр Сергеевич Пушкин
Пушкин родился 6 июня 1799 года (по старому стилю — 26 мая) в Москве. Рождение великого поэта зафиксировано в метрической книге церкви Богоявления в Елохове. В царскосельском лицее дар будущего поэта был замечен. Сам Пушкин признавался, что наибольшее влияние на его творчество оказали Жуковский, Батюшков (мастер лёгкой поэзии) и Карамзин, а из зарубежных авторов — Вольтер, Мольер, Руссо и Лафонтен.
Скончался великий поэт в результате дуэли с приёмным сыном нидерландского посланника Дантесом (Жоржем де Геккерном) 10 февраля 1837 года в Санкт-Петербурге. По подсчётам историков, это была минимум 21-я дуэль в жизни поэта и вторая по счёту с Дантесом. Пушкин получил смертельное ранение (пуля перебила шейку бедра и проникла в живот) и умер в течение двух дней. На месте дуэли установлен памятник.
Михаил Юрьевич Лермонтов
Лермонтов родился 15 октября 1814 года (по старому стилю — 3 октября) в Москве. Будущий великий поэт и современник Пушкина с детства характеризовался как человек вспыльчивый, мечтательный, своевольный, во многих отношениях жестокий и очень гордый. Михаила воспитывала преимущественно бабушка в селе Тарханы, однако мальчика тяготили излишние заботы и внимание.
Лермонтов рано пристрастился к чтению и уже к 15 годам он читал французских, английских и немецких литераторов только в оригинале. Более всего поэт предпочитал русскую литературу, особенно сказки. Во время обучения в пансионе Лермонтов проявил свою склонность к воспоминаниям. В его ранних стихах наметились основные черты эмоционального характера — чувство одиночества, разочарования в мире, безутешный поиск близкого по духу человека, разлад с окружающей действительностью. К этому периоду относятся следующие произведения:
Лермонтов повторил судьбу Пушкина и скончался в результате дуэли с Николаем Мартыновым 27 июля 1841 года в Пятигорске. Многие исследователи убеждены, что главным виновником и инициатором поединка являлся именно Лермонтов, который, имея желчный и невыносимый характер, спровоцировал самолюбивого отставного майора на выяснение отношений.
Существует легенда, будто поэту на дуэли выпала честь стрелять первым. Лермонтов взвёл курок и выстрелил в небо, показывая тем самым, что лично он не имеет претензий к сопернику. Мартынов же использовал свой шанс и одним выстрелом в грудь убил поэта.
Фёдор Михайлович Достоевский
Один из самых значительных русских писателей, философов, публицистов и мыслителей родился 11 ноября 1821 года в семье бедного врача-ординатора в Москве. На семейных вечерах Достоевские читали произведения Пушкина, Карамзина, Державина, а также Анны Радклиф — писательницы, которая основала жанр готического романа.
Во многих биографиях писателей чтение книг и сказок играло огромную роль для подрастающих гениев. Так происходило и в семье Достоевских. По воспоминаниям Фёдора Михайловича, его детские годы проходили в атмосфере постоянных слушаний различных поэм и рассказов. В сентябре 1834 года будущий писатель поступает в частный пансион, где проявляет себя как вдумчивый, глубокий и любознательный ученик.
С возрастом, поступив в инженерное училище и продолжая свою литературную деятельность, Фёдор стал посещать различные кружки (к примеру, С. Ф. Дурова, Петрашева и коммуниста Спешнева), читал запрещённую литературу, за что попал в ссылку на каторгу (первоначальный приговор — смертная казнь).
В последних произведениях в полной мере проявились основные характерные черты творчества Достоевского — острый психологизм, реализм, многолюдность (бо́льшая часть его повестей и романов содержит множество персонажей, среди которых сложно выделить главных и второстепенных). Особое внимание писатель уделял сюжету и детективной тематике. Умер Достоевский 28 января 1881 года от туберкулёза лёгких.
Иван Сергеевич Тургенев
Лев Николаевич Толстой
Величайший российский романист, просветитель и один из самых выдающихся писателей и мыслителей XIX века родился 9 сентября 1828 года в усадьбе Ясная Поляна Тульской области. Его фамилия была известна во многих странах мира. На протяжении четырёх лет подряд он номинировался на Нобелевскую премию по литературе (с 1902 по 1905 год), а впоследствии отказался от номинаций.
Творчество Толстого является переходным мостом между русской литературой XIX и XX веков. Помимо этого, писатель оказал влияние на эволюцию европейского гуманизма и на развитие реализма в общемировой литературе.
Основной целью творчества Толстого становится жизнь человеческой души, её реакции на социальные противоречия, а также нравственное совершенствование человека и переосмысление своего места в жизни. Религиозно-философская позиция писателя проявляется в осуждении духовенства и пышных религиозных обрядов.
Толстого также возмущало разное отношение священнослужителей к людям с различным достатком. В двадцатых числах февраля 1901 года Лев Николаевич Толстой был отлучён от Православной церкви. Скончался писатель 20 ноября 1910 года в рязанской деревне на станции Астапово, которая теперь носит его имя.
Девятнадцатое столетие стало эпохой небывалого расцвета русской литературы, ее “золотым веком”. В это время жили и творили поэты и писатели, чьи произведения по праву считаются классическими и определяющими “лицо” всей отечественной литературы: А. С. Пушкин, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой и многие другие.
Формирование великой русской литературы началось в первой половине XIX века. Этот процесс был связан с именами А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова.
Предшественники Пушкина
В самом начале XIX века прочные позиции в русской литературе занимал сентиментализм, как разновидность раннего романтизма. Главной фигурой этого направления был Н. М. Карамзин, автор популярной повести “Бедная Лиза” (1792 г.).
Одними из первых романтиков были В. А. Озеров, А. А. Шаховской, П. А. Катенин. Настоящим новатором стал Г. Р. Державин, положивший начало созданию русского литературного языка.
Клето Луцци (Лузи). Рассказ.
Важным явлением в развитии русской литературы стала борьба между представителями “державинской школы” и “карамзинистами” (противостояние “трудного” и “легкого слога”).
В конце XVIII века начался творческий путь И. А. Крылова. Он выступил в качестве драматурга и к началу XIX века уже пользовался определенной известностью. Но настоящую славу принесли Крылову басни. В 1809 г. был издан первый сборник из 23 произведений. Всего Крыловым было написано около 200 басен, среди которых “Ворона и Лисица”, “Мартышка и очки”, “Волк и Ягненок”, “Стрекоза и Муравей”. Крылов стал классиком русского басенного жанра, придав ему подлинную народность.
Выдающимся поэтом начала XIX века был К. Н. Батюшков, оставивший после себя сборник “Опыты в стихах и прозе”. Батюшков был одним из ярких представителей русского романтизма. Его творчество оказало огромное влияние на А. С. Пушкина.
Крупнейшим поэтом и главой русских романтиков был В. А. Жуковский. Ему принадлежит заслуга перенесения в русскую литературу основных мотивов западноевропейского романтизма. Известность и славу Жуковскому принесли баллады “Людмила”, “Светлана”, “Лесной царь”, сказка “Спящая царевна”, стихотворения “Море”, “Мщение” и др.
В 20-е гг. XIX века появились первые произведения А. С. Грибоедова. Его ранние стихотворения и несколько пьес в настоящее время малоизвестны читателям. В золотой фонд русской литературы вошло главное произведение поэта – “Горе от ума”. Комедия открыла собой эпоху отечественной реалистической драматургии. Она до сих пор остается одной из самых популярных и востребованных пьес в русском театре.
Два великих поэта
Великим русским поэтом мирового значения был А. С. Пушкин, первым напечатанным произведением которого стало стихотворение “К другу-стихотворцу” (1814 г.). Широкую популярность Пушкину принесла его первая поэма “Руслан и Людмила”.
Большинство произведений Александра Сергеевича стали классикой русской литературы: “Я помню чудное мгновенье…”, “Полтава”, “Борис Годунов”, “Повести Белкина”, “Медный всадник”, “Евгений Онегин” и мн. др. Цитаты из них и даже сами названия превратились в часто употребляемые в повседневной жизни крылатые выражения.
Традиции, заложенные Пушкиным в русскую литературу, поддерживаются на протяжении уже почти двух столетий. О громадном влиянии творчества великого поэта пророчески высказался в 1859 г. А. Григорьев: “Пушкин – наше все”.
Учеником Пушкина считал себя еще один гениальный русский поэт – М. Ю. Лермонтов. Если не считать ранних незрелых литературных опытов, его творческий путь был очень недолгим: с 1836 г. до трагической смерти в 1841 г.
За этот короткий срок Лермонтов создал немало выдающихся произведений: “Три пальмы”, “Пророк”, “Дума”, “Бородино”, поэмы “Демон” и “Мцыри”. Первым отечественным психологическим романом стал “Герой нашего времени” – непревзойденный шедевр русской прозы.
Лермонтов – непосредственный преемник пушкинских традиций, вдохнувший новую жизнь в развитие всей русской литературы.
Пушкинская эпоха ознаменовалась появлением целой плеяды талантливых поэтов: Д, В. Давыдова, П. А. Вяземского, К. Ф. Рылеева, В. К. Кюхельбекера, А. А. Дельвига, Н. М. Языкова, А. В. Кольцова. Одним из основоположников русской философской поэзии был Е. А. Боратынский. Творчеству этих авторов часто незаслуженно отводится скромное место в тени великого современника.
Н.В. Гоголь
В начале 30-х гг. XIX века был издан сборник повестей молодого, никому не известного писателя под названием “Вечера на хуторе близ Диканьки”. Начинающего автора звали Н. В. Гоголь, которому предстояло стать одним из основоположников русской реалистической литературы. Сборник сразу же принес писателю широкую славу. За ним последовали первые “петербургские” повести, “Тарас Бульба”, “Вий”, гениальная комедия “Ревизор”. В повести “Шинель” Гоголь развил введенный Пушкиным образ “маленького человека”.
В 1842 г. был издан первый том поэмы “Мертвые души”, в которой была дана широкая картина российской жизни, прежде всего, ее негативных сторон.
Проза и драматургия Гоголя оказали огромное влияние на всю русскую литературу и определили дальнейшие пути ее развития на долгие годы вперед.
Критический реализм и “натуральная школа”
Вторая половина XIX века ознаменовалась в русской литературе появлением социально-обличительного, критического направления. Его основоположниками стали представители т. н. “натуральной школы”, стремящиеся к изображению реальной жизни “без прикрас”.
Продолжателем романтических традиций в ранний период творчества был Н. А. Некрасов, издавший в 1840 г. свой первый стихотворный сборник “Мечты и звуки”. Сборник вызвал резко отрицательный отзыв Белинского, что заставило Некрасова повернуть от романтизма к реализму. Ведущим жанром в его творчестве постепенно становится гражданская лирика.
Лишь в 1856 г. выходит новый сборник Некрасова, характер которого определялся стихотворением “Поэт и гражданин”. В дальнейшем поэт все чаще изображает тяжелую жизнь простого народа. Широкую славу принесли ему произведения: “Размышления у парадного подъезда”, “Мороз, Красный нос”, “Железная дорога”, “Русские женщины”. Главным делом жизни стала для Некрасова поэма “Кому на Руси жить хорошо” – эпическое произведение о России и невыносимых страданиях русского народа.
Крупным представителем “натуральной школы” был И. С. Тургенев, автор антикрепостнического цикла “Записки охотника”, в которым была дана широкая картина жизни крестьян и помещиков. Знаменитые романы Тургенева “Рудин”, “Дворянское гнездо”, “Отцы и дети” наполнены острым идеологическим содержанием. В них отражались основные этапы демократического движения, изображалась болезненная смена поколений в русском обществе.
Значительным явлением середины XIX века стала трилогия И. А. Гончарова (“Обыкновенная история”, “Обломов” и “Обрыв”), написанная в рамках критического реализма. Иван Ильич Обломов принадлежит к вечным образам мировой литературы и воплощает в себе целую эпоху, уходящую в прошлое. Роман “Обрыв” – классическое произведение русского реализма, до сих пор не утратившее своей популярности.
Непревзойденным сатириком и мастером гротеска был М. Е. Салтыков-Щедрин – один из главных представителей обличительного направления. В известном произведении писателя “Помпадуры и помпадурши” гневной критике подвергается вся административно-бюрократическая система царской России.
Самым ярким, вызвавшим яростные споры произведением Салтыкова-Щедрина стала “История одного города”, в котором гротескное обобщение достигает максимальной силы. Запоминающийся образ Иудушки создан писателем в романе “Господа Головлевы”.
Большое место в творчестве Салтыкова-Щедрина занимает цикл обличительных сказок: “Дикий помещик”, “Премудрый пескарь” и др.
Драматургия
С именем А. Н. Островского связан период расцвета русской драматургии. В общей сложности писателем было создано почти пятьдесят оригинальных пьес, среди которых следует выделить такие шедевры, как “Свои люди – сочтемся”, “Бедность не порок”, “Гроза”. В центре внимания драматурга – купеческое сословие, но свою главную задачу он видел в изображении душевного мира своих героев независимо от социальной принадлежности. Катерина из “Грозы” до сих пор остается одним из самых популярных женских образов в русском театральном искусстве.
Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой
Одним из самых известных и оказавших колоссальное влияние на мировую литературу русских писателей является Ф. М. Достоевский – тонкий знаток человеческой души. За рубежом его нередко обвиняют в чрезмерном пессимизме и склонности к мрачному изображению действительности, но признают огромный талант писателя в разработке психологических портретов своих героев.
Романы Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”, “Идиот”, “Бесы” и другие произведения – общепризнанные литературные шедевры. Для русского читателя писатель невероятно дорог тем, что на протяжении всей жизни призывал к решению вечной “загадки” России.
Во второй половине XIX века одно из центральных мест в русской литературе занял Л. Н. Толстой. Его творческая деятельность началась с публикации трилогии “Детство”, “Отрочество”, “Юность”. В дальнейшем писатель стал все больше задумываться о моральных устоях простого народа.
Главной книгой Толстого стала эпопея “Война и мир” – произведение огромной изобразительной мощи и гуманистического пафоса. Писатель создал еще два великих романа – “Анну Каренину” и “Воскресенье”, в которых поднял самые важные вопросы, волнующие человека.
Роман “Воскресенье”, опубликованный в 1899 г., можно в какой-то степени считать “последней страницей” русской классической литературы и “золотого века”. В нем выражена страстная надежда Толстого на предстоящее “воскрешение” русского народа в новом веке.
Конец “золотого века”
Крупным писателем второй половины XIX века был Н. С. Лесков, автор произведений “На ножах”, “Леди Макбет Мценского уезда”, “Очарованный странник”, “Левша” и др.
В 80-е гг. XIX века в печати начинают появляться юмористические рассказы А. П. Чехова. Короткие, невероятно смешные истории очень нравятся читающей публике и вскоре приносят писателю всероссийскую славу.
К концу 80-х гг. в творчестве Чехова происходит перелом. От сатирического изображения действительности он переходит к философским размышлениям и критике царящей в обществе пошлости и бездеятельности. Большой общественный резонанс вызывают рассказы “Палата №6”, “Человек в футляре”, “Попрыгунья” и др. В самом конце XIX века появляются знаменитые пьесы Антона Павловича “Чайка” и “Дядя Ваня”, в которых раскрылся его яркий талант драматурга.
Читайте также: