Природоведческий рассказ в доу

Обновлено: 07.07.2024

Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего нашего народа. В рамках научной классификации различают три вида произведений. К первому виду относятся произведения, прямо адресованные детям. Второй вид составляют произведения, созданные для взрослых читателей, но нашедшие отклик у детей и навсегда поселившиеся на детских полках. Наконец, третий вид произведений стоило бы назвать собственно детской литературой, следуя правилам русского языка: это произведения, сочиненные самими детьми, его чаще называют детским литературным творчеством. Кроме данной общепринятой классификации можно выделить произведения для детей на устное творчество и письменно книжную литературу. Классифицировать детскую литературу можно и по родам (эпос, лирика, драма), и по жанрам. Вкус маленьких читателей накладывает отпечаток на всю систему жанров в литературе для детей. Дети жаждут счастливой развязки, требуют “справедливости” даже в сказочно-фантастических произведениях, они очень чутки к этической позиции автора повествования и ждут от него одобрения мира детства, допуская доброжелательную критику частных недостатков. Любовь к книге, умение использовать в жизни, полученные из нее знания, не приходят к ребенку сами по себе. Здесь необходима активная помощь взрослого.

Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания. Процесс развития эстетического восприятия очень заметен в дошкольном возрасте. Понять, что художественное произведение отражает типичные черты явлений, ребенок может уже в 4-5 лет. У старших дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героя. Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство удовлетворения при победе справедливости. Художественное произведение, указывает А. М. Бородич, привлекает ребенка не только своей яркостью, но и смысловым содержанием. Старшие дошкольники, воспринимая произведения, могут дать сознательную, мотивационную оценку персонажам, используя в своих суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека. Дети старшего дошкольного возраста под воздействием целенаправленного руководства воспитателей способны увидеть единство содержания произведения и его художественные формы, найти в нем образные слова и выражения, почувствовать ритм и рифму стихотворения, даже вспомнить образные средства, использованные другими поэтами.

Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образы русского литературного языка. Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Чтобы полностью реализовать воспитательные возможности литературы; необходимо знать психологические особенности восприятия и понимания этого вида искусства дошкольниками. Ценность произведений художественного слова заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка. Прежде всего, реалистические рассказы, сказки, стихи являются для маленького ребенка одной из форм познания окружающей действительности, учат мыслить, чувствовать, понимать. С каждым днем расширяется его личный опыт через непосредственное наблюдение и восприятие. Художественное слово помогает ребенку уточнить и закрепить знания, постепенно обобщает новыми понятиями и представлениями. Художественная форма реалистического изображения явлений действительности облегчает ребенку знакомство с окружающей его жизнью.

Виды детской литературы определяются функцией книги. В научно-познавательной литературе для детей освещается вопросы естествознания. Книги содержат обширный материал о жизни животных, насекомых. Научно-познавательная литература включает школьные учебники и пособия, словари, справочники. Так называемая этическая литература - повести, рассказы, стихотворения, поэмы, утверждающие систему моральных ценностей. Она, в свою очередь, делится на сказочно-фантастическую, приключенческую, художественно-историческую, а также их производные. Воспитание любви к прекрасному в природе и человеке неотделимо в научно-художественных произведениях от четко выраженного познавательного начала, от реальных, конкретных знаний. Кроме того, существует чисто развлекательная литература. Маленького читателя едва ли может увлечь сплошной буквенный текст без картинок. Ребенок первые сведения о мире получает не вербальным путем, а визуально и аудиально. Первую книжку ребенок осваивает именно как предмет, ее вероятная судьба - погибнуть в его ручках. По началу свойства книги проявляются для него через соединение рисунков и текстов в книжках-картинках, книжках-игрушках, причем визуальный образ привычнее и привлекательнее вербального. Но как только ребенок перейдет порог сложности в восприятии целого текста, рисунок будет играть уже вспомогательную роль, так как его возможности исчерпываются односторонним восприятием. Чем меньше ребенок, тем больше ему хочется оживить картинку, сделать так, чтобы она “ответила” ему. Приласкать щенка или удалить злого волка на картинке, пририсовать что-то или скомкать страницу – дети знают много способов вступить со статичным изображением в контакт. Книжка о природе произведет впечатление на ребенка только в том случае, если разбудит его мысль, фантазию и чувства. Писатели знакомят детей с природой, используя жанры познавательной сказки и реалистического рассказа. Традиционная форма сказки с ее конкретными, живыми героями, диалогом, повторениями и благополучным концом доступна детям. Сказка увлекает образностью, развитием действия, необычностью положений, в которые попадают герои, и поступками, отражающими их характеры. Сказка заставляет детей делать определенные выводы, воспитывает высокие нравственные чувства. Именно эти качества сказки используют в своих книгах детские писатели-природоведы. Сказка, как известно фантастическое произведение, которое всегда основано на реальных фактах. Фантастика сказки обязательно должна иметь меру, иначе у маленького читателя пропадет интерес к ней. Наиболее важно соблюдение этой меры в познавательных сказках, цель которых - сообщить знания о реальных явлениях. Ребенок должен чувствовать границу между сказочной формой и реальными сведениями о природе, изложенными в этой форме. Реальное в подобной сказке должно быть строго научно, иначе ребенок может усвоить неправильные сведения или вообще не увидит реальных фактов. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Книги содержат оценку происходящего. Знакомясь с их содержанием, дети переживают ход событий, мысленно действуют в воображаемой ситуации. Это помогает воспитывать этические представления: любовь и бережное отношение к природе. Книга о природе учит и эстетическому восприятию окружающего, этому помогают образный язык произведений и иллюстрации художников.

Методические основы экологического образования в ДОУ

Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Они открывают для себя новый мир: стараются все потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. Но нужно обладать терпением, нужно иметь внимательный глаз и чуткую душу, чтобы увидеть тихую прелесть крохотного полевого цветка или игру красок во время заката, буйное цветение сирени, заслушаться звонким пением птиц. А если рядом воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать еще больше. Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, когда педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятие экологии. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Восприятие природы помогает развить такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Дошкольный возраст – это важный этап формирования экологических представлений, являющихся основой экологических знаний о природной среде и бережном к ней отношении. Разнообразие объектов природы позволяет воспитателю организовать интересную и полезную деятельность детей. В процессе наблюдений, игр и труда в природе дети знакомятся со свойствами и качествами объектов и явлений природы, учатся замечать их изменение и развитие. Экологические представления – это сведения взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их приспособленности к ней; о человеке как части природы; об использовании природных богатств.

Представления, полученные в процессе познания окружающего мира путем его чувственного отражения, закладывают образный фундамент интеллекта дошкольника. Сформированные представления могут быть использованы для анализа новых конкретных явлений, аналогичных тем, что были усвоены ранее. Это дает возможность детям самостоятельно использовать приобретенные представления, сознательно оперировать имеющимися экологическими представлениями как средством ориентировки в новом материале. Полученные знания и умения дошкольникам предлагается использовать на практике: ребята увлажняют песок, поливают водой снег для создания прочных построек, обмазывают глиной дно ручейков и каналов, чтобы удержать воду. В процессе этой деятельности происходит дальнейшее совершенствование знаний и развитие умственных способностей. На формирование личности ребенка положительное влияние оказывает труд в природе. Ухаживая за растениями и животными, ребенок проявляет заботу о природе. В труде идет активный процесс познания и применения полученных знаний. В процессе труда в природе укрепляется здоровье ребенка, происходит развитие его психики. Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированиями у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Задачи, стоящие перед воспитателем, знакомящим детей с природой.

Первой задачей будет формирование у детей элементарной системы знаний. Система знаний о природе включает знания об ее объектах и явлениях (их признаках, свойствах), а также связях и отношениях между ними. Знания о природе у детей дошкольного возраста формируются на уровне представлений, в которых отражены существенные, но внешние выраженные признаки, связи и отношения. Бережное отношение к природе невозможно сформировать только на основе знаний. Труд в природе является проявлением активной заботы о ней.

Вторая задача – формирование у детей трудовых навыков и умений. Понимание детьми необходимости создания тех или иных благоприятных условий, основанное на знаниях и подкрепленное прочными трудовыми навыками и умениями, создает основу для подлинной любви к природе. Труд детей в природе дает реальные результаты. Этим он и привлекает к себе детей, вызывает радость и желание ухаживать за растениями и животными.

Третья задача – формирование у детей любви к природе и необходимости охраны природы – насущной заботы всего человечества. Особое значение для формирования бережного отношения к природе имеют знания о живом организме, умение отличать его от объектов неживой природы.

На протяжении дошкольного возраста у детей формируют знания о смене дня и ночи, о типичных погодных условиях, характерных для местного края: наличие теплых и холодных дней, пасмурной и солнечной погоды, типичных атмосферных явлений – дождь, снегопад, ветер, изморозь, иней, гроза. Постепенно дети начинают соотносить состояние погоды с тем или иным временем года, устанавливать причины сезонных изменений. У детей формируются представления об агрегатном состоянии воды и его зависимости от температуры воздуха. Дети знакомятся с почвой, с ее обработкой, подготовкой к выращиванию растений.

В старшей группе представления детей о природных явлениях в неживой и живой природе расширяются и уточняются, формируется реалистическое понимание этих явлений и умение устанавливать взаимосвязь между ними. В повседневной жизни проводятся циклы наблюдений за животными, обитающими в уголке природы: осенью – за хомяком, зимой – за птицей, весной – за рыбами в аквариуме. Наблюдения этих циклов содержат не только элементарные сведения о том, что животные едят, какое имеют строение, но и отражают их взаимосвязь со средой обитания, морфофункциональную приспособленность к ней. Специальные наблюдения посвящаются тому, чтобы выяснить, как и что видят, слышат рыба, птица, хомяк, как передвигаются, обихаживают себя, как дышат, как реагируют на разный корм, громкие звуки, резкие движения, неожиданные предметы. Такие наблюдения – не только выяснение особенностей образа жизни, поведения животных, это определение того, как люди (воспитатель, дети) должны реагировать на состояние, по каким признакам замечать их недомогание, как создавать наиболее благоприятные условия жизни, то есть как гуманно и бережно к ним относиться на основе понимания их жизнедеятельности.

Все циклы наблюдений объединяют компоненты умственного и нравственного воспитания: дети сенсорно-чувственным путем приобретают конкретны знания, которые обеспечивают становление единственно правильного. Действенного отношения к живым существам. Прослеживаются особенности взаимосвязи растений с условиями их жизни. Для большей убедительности проводятся элементарные опыты. Воспитатель включает в циклы наблюдения эстетического характера: дети учатся замечать красоту растений, которая проявляется только в благоприятных условиях. Дети начинают понимать эстетику живого с экологических позиций: красивое растение – это здоровое растение, которое находится в среде, полностью соответствующей его потребностям. На протяжении всего учебного года одну неделю в месяц дети наблюдают сезонные явления природы. Большую роль в их умственном развитии играет календарь погоды. Новой формой работы являются природоохранные акции, в проведение которых включают детей старшей группы. Особое значение приобретают занятия – воспитатель начинает углублять и обогащать с детьми хорошо знакомый им материал. Успех ознакомления детей с природой на занятиях обеспечивается в том случае, если они будут представлять собой систему. Для этого содержание отбираемых для усвоения знаний, умений и навыков должно постепенно усложняться: от накопления конкретных представлений к их углублению, уточнению, а затем обобщению. Вместе с тем воспитателю необходимо предусмотреть неоднократное возвращение детей к одному и тому же объекту, явлению природы. При этом в каждом следующем занятии следует стремиться показать все новые и новые проявления его сущности, рассматривая с разных сторон.

Для воспитания у детей ценностного отношения к природе, эстетического и эмоционального отклика на ее объекты в системе экологической работы с детьми используют детскую природоведческую книгу. Детская природоведческая книга - это книга о природе, которая является для детей источником научно-достоверных знаний. В ней писатели-природоведы знакомят детей с природой, используя жанры познавательной сказки и реалистического рассказа. Их произведения не только дают детям знания, но и учат их точной наблюдательности.

ВложениеРазмер
использование природоведческой книги в работе с детьми дошкольного возраста 53.34 КБ

Предварительный просмотр:

Использование природоведческой литературы в работе с детьми дошкольного возраста.

  1. Значение детской природоведческой книги;
  2. Требования к детской природоведческой книге (единство познавательного содержания и художественной формы);
  3. Книги, рекомендуемые для чтения с детьми дошкольного возраста (автор, название, краткое содержание);
  4. Использование природоведческой книги в работе с детьми;
  5. Организация уголка книги в разных группах ДОУ.
  1. воспитывает у детей гуманное отношение к природе;
  2. формирует начальные экологические знания о природе и ее законах;
  3. учит детей видеть и чувствовать красоту природы;
  4. воспитывает в детях внутреннее желание хранить и беречь природу;
  5. дает детям знания по уходу за растениями и защите природы.

В результате одновременно решаются задачи нравственного, интеллектуального эстетического и трудового развития дошкольников.

Детство - время познания ребенком окружающего мира, время формирования психофизического, нравственного, интеллектуального, эстетического облика личности, время становления системы оценочных критериев, определяющих ориентацию его в природе и в обществе. По мере накопления знаний и навыков развиваются природные свойства субъекта, создаются предпосылки духовного роста личности. Книга занимает свое место в этих процессах. До определенного возраста дети воспринимают ее содержание как реальную жизнь, откликаясь на показанные в ней события так же, как и на те, которые происходят вокруг. Причем, поскольку сюжеты, герои литературы, как правило, более ярки и разнообразны, чем окружающий ребенка быт, именно они запоминаются, волнуют, преображают человека. Более того, если книга способна возбудить интерес, обострить эмоции своего читателя, она запоминается человеку на долгие годы, влияя на все сферы духовного развития личности. Часто, перебирая в памяти впечатления детства, человек вспоминает и литературные произведения, оставившие в его воспоминаниях наиболее яркие страницы.

Познавательные функции реализуются, прежде всего, за счет усвоения содержания книги: в этом плане информационные качества книги становятся ведущими, причем основное внимание уделяется отбору данных об окружающей действительности с учетом возрастных особенностей детей.

Эстетические функции книги реализуются через восприятие художественного образа, направлены на развитие эстетической сферы личности. Художественная литература развивает в детях художественно-образное восприятие действительности, умение познавать окружающий мир при помощи художественного образа, учит образному мышлению и выражению своих чувств и мыслей. Если книга воспринимается эмоционально, она формирует соответствующие эмоции и по отношению к конкретной реальности, что помогает детям прояснять и осознавать нравственные оценки. Следовательно, эстетическое восприятие определяет нравственную позицию, формируя определенные свойства личности ребенка. Большое значение на формирующийся эстетический вкус ребенка оказывают иллюстрации в книгах. Ученые и педагоги отмечают, что эффективность восприятия дошкольниками текста без иллюстраций снижается почти вдвое. Рисунок и слово в детской книге органически взаимосвязаны. При выборе книги и иллюстраций в ней, необходимо учитывать особенности ребенка, специфику его восприятия и задачи воздействия книги на ребенка. Иллюстрация в книге, где содержание передает текст, выполняет познавательную, воспитательную, эстетическую, дополняющую функции. Познавательная функция обеспечивается посредством отражения в иллюстрациях реалий окружающего мира, которые способствуют узнаваемости предметов и явлений. Воспитательная функция обеспечивается связью иллюстраций с воспитательной идеей, составляющей основу содержания книги. Иллюстрация подсказывает ребенку общую оценку ситуации независимо от того, как эта ситуация представлена в тексте книги. Как средство воспитания и обучения детей рассматривал иллюстрации К.Д. Ушинский, подчеркивая необходимость отражения в них познавательного и художественного начал. Последнее связано с выполнением иллюстрациями эстетических функций. Эстетическая функция иллюстрации определяется качеством ее исполнения, и тут важным критерием оценки становится критерий художественности. Дополняющая функция иллюстраций связана с возможностью изображения расширить понимание текста, показать часть в границах целого или, наоборот, представить целое составляющими частями. Кроме того, иллюстрации способствуют формированию у читателя дополнительных переживаний, которые расширяют возможности воздействия книг для детей на эмоциональную сферу личности. Рисунки-иллюстрации в дошкольном возрасте воспринимаются ребенком как точное отражение действительности, почти как сама действительность. Поэтому изображения должны быть узнаваемы и понятны, статичны. Иллюстрация в произведениях художественной литературы тесно связана с текстом и способствует пониманию его смысла. При выявлении связи иллюстрации с текстом необходимо особое внимание уделять деталям; к примеру, если, описывая одежду героя, автор называет красную рубаху - в иллюстрации она должна быть именно красной. Дети остро реагируют на конкретные детали, легко узнают их и именно по ним идентифицируют явления, предметы, события, персонажей. Поэтому деталь должна отличаться изобразительной точностью, связывать текст с рисунком. В художественной литературе, в сказках иллюстрации помогают понять смысл содержания, дополняя его, раскрывая оценку поступков и характеров героев, которые могут быть не совсем понятны из текста. Иллюстрация, передавая настроение повествования, выделяя главное в ситуации, помогает ребенку осмыслить повествование. Таким образом, в познавательной книге рисунок выполняет познавательные, дополняющие и эстетические функции, наряду с текстом формируя систему знаний и представлений детей об окружающем их мире.

В качестве основных можно назвать следующие требования к иллюстрациям книг для детей:

  1. иллюстрации должны быть связаны с замыслом писателя, должны помочь ребенку понять основные моменты содержания книги, подсказать, как относится автор к героям и их поступкам, дополняя тем самым смысл текста; мера, степень полноты отражения содержания в иллюстрациях должна определяться функциями, которые они выполняют; учитываются такие факторы, как возраст читателя, вид издания (например, книжка-картинка или альбом преимущественно представлены изобразительным рядом), специфика содержания произведения литературы.
  1. достоверность изображений, их схожесть с реальными предметами и явлениями, узнаваемость;
  2. целостность иллюстративного ряда;
  3. эстетическую ценность иллюстраций.

При выборе художественных произведений о природе для чтения их детям воспитателю нужно помнить о том, что:

  1. сообщаемые автором сведения о природе должны быть правильными, реалистичными;
  2. связи и закономерности природы раскрыты в доступной детям степени;
  3. произведение должно быть занимательным (интересная фабула, четкая сюжетная линия);
  4. оно должно быть эмоциональным, насыщенным поэтическими оборотами, выразительными средствами.

Приведем примеры некоторых произведений:

Читательский опыт начинает закладываться в детстве. Это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение; искренне, от полноты души сострадать, возмущаться, радоваться. Однако чуткость к прочитанному сама по себе не возникает. Она зависит от того, что именно, как часто, и каким образом читают детям. (В.В. Гербова). Педагог должен при чтении стихотворения или рассказа обратить внимание не только на его содержание, но и постараться раскрыть его настроение и помочь ребенку проникнуться этим настроением. Чтобы дать ребенку почувствовать красоту поэтического слова, воспитатель должен сам чувствовать ее и уметь передавать в своем исполнении. Нельзя монотонно, невыразительно читать произведение о природе. (Н. Ф. Виноградова).

Содержание книжного уголка старших групп детского сада и педагогическая работа в нем определяются изменениями в литературном развитии детей, которые происходят к пяти годам: для старшего дошкольника становится важной частью духовной жизни, у него появляются литературные пристрастия, выраженные индивидуальные интересы. Дети 5-6 лет обладают достаточным литературным багажом, отличают сказку от рассказа, безошибочно определяют поэтические произведения. Они понимают суть конкретного поступка литературного героя, хотя его скрытые мотивы не всегда улавливают. Дошкольники способны восхищаться описанием природы (стихотворения И. Бунина, Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Фета, С. Есенина и других русских поэтов). Поэтому на книжную витрину можно помещать одновременно 10-12 разных книг. Учитывая особый, постоянный, преобладающий интерес всех дошкольников к сказкам, обязательно помещаются в уголок книги 2-3 сказочных произведения. Также в уголке книги постоянно должны быть стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребенка, 2-3 книги о жизни природы, о животных, растениях. Рассматривая иллюстрации природоведческих книг, ребенок естественно входит в мир природы, лучше познает его тайны и закономерности. На витрине уголка книги должны находиться издания произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях. Рассматривание книги дает ребенку возможность вновь пережить прочитанное, углубить свои первоначальные представления.

Рассказы о временах года, о явлениях природы, о живом мире для детей старшей – подготовительной группы детского сада

Люблю я бродить по лесу поздней осенью, перед самым приходом зимы. Всё в нём как-то примолкло, будто ждёт чего-то. Кусты и деревья давно сбросили листья, стоят совсем голые, потемневшие от осенних дождей. Опавшая листва не шуршит под ногами, как в самом начале осени. Теперь она плотно прибита к земле, лежит бурой преющей массой. По всему лесу от неё так славно пахнет деревенским холодным кваском.

А какая в лесу тишина! Только где-то в вершинах сосен и елей попискивают синички и корольки. Они перепархивают с сучка на сучок, копошатся среди ветвей, отыскивая там жучков.

Изредка тонко, протяжно засвистит в ельнике рябчик, и снова всё смолкнет.

Идёшь по влажной земле совсем бесшумно, идёшь и осматриваешься по сторонам, хочешь запомнить лес именно вот таким — угрюмым, нахмурившимся. Ведь очень скоро, может быть через день, через два, он станет совсем иным: весь посветлеет, оденется в белый снежный убор, сразу преобразится, как в сказке. И не узнать тех самых кустов и деревьев, на которые я теперь смотрю.

Вопросы для обсуждения

• Послушай рассказ Г. Скребицкого ещё раз. Попробуй рассказать об осеннем лесе так, чтобы было понятно, что ты им любуешься. Я буду начинать предложение, а ты заканчивать его:

1. Я люблю бродить.

2. Всё в нём примолкло, как будто.

3. Кусты и деревья. листва.

4. От неё славно пахнет.

5. В лесу тишина, только.

6. Хочешь запомнить лес.

7. Ведь очень скоро он станет.

• А теперь попробуй сам рассказать об осеннем лесе.

Зима

Зима. Лесная полянка покрыта белым пушистым снегом. Теперь на ней тихо и пусто, не то что летом. Кажется — зимой на полянке никто и не живёт. Но это только так кажется.

Возле куста из-под снега торчит старый, трухлявый пень. Это не просто пень, а настоящий терем-теремок. Немало в нём уютных зимних квартир для разных лесных обитателей.

Под корой запрятались от холода мелкие букашки, и тут же устроился зимовать усталый жук-дровосек. А в норе между корнями, свернувшись в тугое колечко, улеглась проворная ящерица. Все забрались в старый пень, каждый занял в нём крохотную спаленку, да и заснул в ней на всю долгую зиму.

. На самом краю полянки, в канаве, под опавшими листьями, под снегом, будто под толстым одеялом, спят лягушки. Спят и не знают, что тут же, неподалёку, под кучей хвороста, свернувшись в клубок, заснул их злейший враг — ёжик.

Тихо и пусто зимой на лесной полянке. Только изредка пролетит над ней стайка щеглов или синиц или дятел, усевшись на дереве, начнёт выколачивать клювом из шишки вкусные семена.

А иной раз выскочит на полянку белый пушистый заяц. Выскочит, станет столбиком, послушает, всё ли спокойно кругом, посмотрит, да и дальше в лес побежит.

Вопросы для обсуждения

Утро. Выглядываю в кусочек окна, не зарисованный морозом, и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие!

Над глубокими, свежими и пушистыми снегами, завалившими чащи елей, — синее, огромное и удивительно нежное небо. Солнце ещё за лесом, просека в голубой тени. В колеях санного следа, смелым и чётким полукругом прорезанного от дороги к дому, тень совершенно синяя. А на вершинах сосен, на их пышных зелёных венцах уже играет золотистый солнечный свет.

Две галки звонко и радостно сказали что-то друг другу. Одна из них с разлёту опустилась на самую верхнюю веточку густо-зелёной, стройной ели, закачалась, едва не потеряв равновесия, — и густо посыпалась и стала медленно опускаться радужная снежная пыль. Галка засмеялась от удовольствия, но тотчас же смолкла. Солнце поднимается, и всё тише становится в просеке.

У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идём куда-нибудь на свой промысел — он впереди, я в пяту.

С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.

Почки раскрываются, шоколадные, с зелёными хвостиками, и на каждом зелёном клювике висит большая прозрачная капля.

Возьмёшь одну почку, разотрёшь между пальцами, и потом долго всё пахнет тебе ароматной смолой берёзы, тополя или черёмухи.

Понюхаешь черёмуховую почку и сразу вспомнишь, как, бывало, забирался наверх по дереву за ягодами, блестящими, чернолаковыми. Ел их горстями прямо с косточками, но ничего от этого, кроме хорошего, не бывало.

Вечер тёплый, и такая тишина, словно должно что-то в такой тишине случиться. И вот начинают шептаться между собой деревья: берёза белая с другой берёзой белой издали перекликаются, осинка молодая вышла на поляну, как зелёная свечка, и зовёт к себе такую же зелёную свечку-осинку, помахивая веточкой; черёмуха черёмухе подаёт ветку с раскрытыми почками.

Если с нами сравнить — мы звуками перекликаемся, а у них — аромат.

Вопросы для обсуждения

В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям.

Одному человеку захотелось поглядеть зверей; он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье.

Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошёл к ней и понюхал её.

Собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком.

Лев тронул её лапой и перевернул.

Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки.

Лев смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны на сторону и не трогал её.

Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке.

Вечером, когда лев лёг спать, собачка легла подле него и положила свою голову ему на лапу.

С тех пор собачка жила в одной клетке со львом. Лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.

Один раз барин пришёл в зверинец и узнал свою собачку; он сказал, что собачка его собственная, и попросил хозяина зверинца отдать ему. Хозяин хотел отдать, но, как только стали звать собачку, чтобы взять её из клетки, лев ощетинился и зарычал.

Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке.

Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой.

Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.

Целый день он бился, метался по клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих. Хозяин хотел унести мёртвую собачку, но лев никого не подпускал к ней.

Хозяин думал, что лев забудет своё горе, если ему дать другую собачку, и пустил к нему в клетку живую собачку; но лев тотчас разорвал её на куски. Потом он обнял своими лапами мёртвую собачку и так лежал пять дней.

На шестой день лев умер.

Мать приказала принести в блюдечке тёпленького молочка и после многих попыток, толкая рыльцем слепого кутёнка в молоко, выучила его лакать.

С этих пор щенок по целым часам со мной не расставался, кормить его по нескольку раз в день сделалось моей любимой забавой; его назвали Суркой; он сделался потом небольшой дворняжкой и жил у нас семнадцать лет — разумеется, уже не в комнате, а на дворе, сохраняя всегда необыкновенную привязанность ко мне и к моей матери.

Вопросы для обсуждения

Затем чтение прервать и предложить ответить на вопрос: «Как ты думаешь, что случится с собачкой? Выслушав несколько вариантов ответа, нужно продолжить чтение до конца в целях проверки высказанных предположений. После этого можно предложить ребёнку вопросы для работы над текстом.

Как прилетят ласточки из-за моря домой, сразу начинают строить гнёзда.

Лепят ласточки своё гнездо из речной глины и просто из грязи. С рассвета до вечера с щебетом летают ласточки, носят в клювиках глину и лепят, лепят — строят гнездо. Вот уж и готов глиняный шар под крышей сарая — ласточкино гнездо. Изнутри выстилает его ласточка мягкими травинками, конским волосом, пёрышками.

Как выведутся птенцы, с утра до вечера летает ласточка над рекой и над полем, ловит насекомых, выкармливает птенчиков.

Вырастут молодые ласточки и покинут гнездо, скоро пора в дальний путь собираться, за моря, в тёплые страны.

Дрозд в развилку берёзы положил первый пучок сухой травы. Положил, расправил клювом и задумался.

Развилка берёзы и пучок травы как начало новой жизни.

Что ни день, то выше гнездо и шире. Однажды дроздиха села в него и осталась сидеть. Она вся утонула в гнезде, снаружи торчали нос да хвост.

Но дроздиха видела и слышала всё.

Тянулись по синему небу облака, а по зелёной земле ползли их тени. Прошагал на ногах-ходулях лось. Неуклюже проковылял заяц. Пеночка-весничка, пушистая, как вербный барашек, поёт и поёт про весну.

Берёза баюкает птичий дом. И на страже его — хвост и нос. Торчат как два часовых. Раз торчат — значит, всё хорошо. Значит, тихо в лесу. Значит, всё впереди!

Вопросы для обсуждения

• Когда ты слушал рассказ Г. Снегирёва, ты, наверное, представлял себе, как всё было. Расскажи, как ласточка строит своё гнездо. Где расположено гнездо? Из какого материала его строят ласточки? Какой оно формы, чем выстлано изнутри? В чём необычность гнезда, которое строят ласточки?

У меня есть сестра Галя, она на год младше меня, а такая плакса, обязательно я должен ей всё уступать. Мама даст что-нибудь вкусное, Галя своё съест и ещё у меня просит. Если не дашь, начинает реветь. Только о себе одной думала, но я её от этого отучил.

Пошёл я однажды за водой. Мама на работе, нужно было самому воды натаскать. Зачерпнул полведра. Вокруг колодца скользко, вся земля обледенела, еле до дому ведро дотащил. Поставил его на лавку, смотрю, а в нём жук-плавунец плавает, большой такой, с мохнатыми ножками. Вынес я ведро во двор, воду вылил в сугроб, а жука поймал и посадил в банку с водой. Жук в банке вертится, никак привыкнуть не может.

Пошёл я снова воды принести, принёс чистой воды, ничего на этот раз не попалось. Разделся и хотел посмотреть жука, а банки на окне нет.

Спрашиваю у Гали:

— Галя, это ты жука взяла?

— Да, —- говорит, — я, пусть он в моей комнате живёт.

— Почему же, — говорю, — в твоей, пускай жук общий будет!

Беру из её комнаты банку и на окно ставлю: мне ведь тоже хочется на жука посмотреть.

Галя заплакала и говорит:

— Я всё маме скажу, как ты у меня жука отнял!

Подбежала к окну, схватила банку, воду даже на пол

расплескала и опять поставила к себе в комнату.

— Нет, — говорю, — жук мой, я его поймал! — Взял и обратно банку на окно поставил. Галя как заревёт, одеваться стала.

— Я, — говорит, — в степь пойду и замёрзну там из- за тебя.

Галя далеко ушла, только маленькая точка видна. Хотел я уже одеваться, за ней идти — смотрю, точка всё больше становится: обратно, значит, идёт. К дому подошла, руки в карманах держит, смотрит себе под ноги. Боится глаза поднять: знает, что я на неё смотрю из окна.

Пришла домой, разделась молча и ушла к себе в комнату. Долго там сидела, а потом подошла к окну и говорит:

— Какой хороший жук, его покормить надо!

Стали мы за жуком вместе ухаживать.

Когда мама с работы пришла, Галя ей ничего не рассказала, и я тоже.

Ночью в коробке вдруг зашуршало. И выползло их коробки что-то усатое и мохнатое. А на спине сложенный веерок из жёлтой бумаги.

Но как я обрадовался этому уродцу!

Я посадил его на абажур, и он неподвижно повис вниз спиной. Сложенный гармошкою веерок стал отвисать и распрямляться.

У меня на глазах безобразный мохнатый червяк превращался в прекрасную бабочку. Наверное, так вот лягушка превращалась в царевну!

Я смотрю на неё и думаю: а почему бы не держать дома бабочек, как держим мы певчих птиц? Они порадуют цветом. И если это не вредные бабочки, весной их, как птиц, можно выпустить в поле.

Есть ведь и певчие насекомые: сверчки и цикады. Цикады поют в спичечном коробке и даже в неплотно стиснутом кулаке. А сверчки пустыни поют прямо как птицы.

Завести бы дома красивых жуков: бронзовок, жужелиц, оленей и носорогов. А сколько можно приручить диких растений!

А волчье лыко, медвежье ухо, вороний глаз! А почему бы не развести в горшках прекрасные мухоморы, огромные грибы-зонтики или гроздья опят?

На дворе будет зима, а у вас на подоконнике — лето. Папоротники высунут из земли зелёные кулачки. Ландыши вывесят восковые бубенчики. Раскроется чудо- цветок белой кувшинки. И запорхает первая бабочка. И запоёт первый сверчок.

. И чего только не напридумываешь, глядя на бабочку, пьющую из ложечки чай с вареньем!

Вопросы для обсуждения

Пригрело весеннее солнце. Опустели зимние квартиры в старом пне. Выполз из трухи длиннохвостый тритон. Проснулся, выбрался из норки на пенёк, на солнышке погреться.

Тепло, яркий солнечный свет необходим ящерице для того, чтобы сделаться подвижной. Погреется ящерица и примется за охоту. Она очень прожорлива и уничтожает много слизняков, а также мух и разных мелких насекомых, вредящих растениям.

Ящерицы полезные животные. Берегите их!

Живёт у нас ящерица-живородка с лимонно-жёлтым брюшком. Она не откладывает яиц в землю, а рождает живых детёнышей. Вторая, прыткая ящерица, с красивым рисунком на теле, с зелёной весенней окраской, откладывает яйца в рыхлую землю, часто в земляные кучи чёрных муравьёв.


Ребенок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, он тянется к красивому, яркому, испытывает радость общения с природой, с поэтическим образом ее в сказках, потешках, стихотворениях, он открывает для себя мир в разнообразных красках и звуках.

Как же добиться того, чтобы яркий, красивый, полный открытый мир, к которому так тянется ребенок, не остался для него неизвестным, чтобы образ природы навсегда оставил след в маленьком сердце ребенка.

Разумеется, используя разнообразные формы и методы воспитания: наблюдения и труд в природе, игры, демонстрация календарной природы, слайдов, картин. Но особую роль отвожу художественной природоведческой литературе.

Детская книга о природе используется мной в воспитательных и познавательных целях. Книга, прочитанная в детстве, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте.

Нравственно-эстетическое отношение к природе будет сформировано в том случае, если ребенок, воспринимая красоту окружающей природы, эмоционально откликается на нее, познавая образы художественной литературы, сопоставляет их с действительностью, активно наблюдает за природой, замечает изменения, происходящие в ней, и передает их в различных видах деятельности, проявляет оценочное отношение к эстетическим качествам природы, воплощает явления природы, используя выразительные средства художественного слова.

Какие методы и приемы возможно использовать для формирования названных качеств?

Прежде всего, необходим традиционный отбор художественного материала. Проблема отбора книг для детского чтения — одна из самых важных и сложных проблем педагогики. Издавна велись споры о том, что предпочтительнее читать детям и как определить круг детского чтения, какова специфика влияния детской книги на личность ребенка; какое количество литературных произведений должен узнать ребенок на протяжении дошкольного возраста.

При отборе литературных произведений, прежде всего, обращаю внимание на то, какую позитивную концепцию выдвигает автор, ведь чувства ребенка пробуждаются и обостряются эмоциональными переживаниями.

В связи с этим отбираю для чтения и исполнительской деятельности высокохудожественные произведения, раскрывающие явления природы как бы с новой стороны, эмоционально закрепляющие увиденное.

Прежде всего, использую литературу, рекомендованную программой детского сада. В своей группе читаем с детьми ведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, А. Майкова, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, И. Соколова-Микитова, а также С. Есенина, А. Толстого, К. Паустовского, В. Бианки, Н. Сладкова, Н. Павловой, Е. Серовой и др. Вместе с тем использую замечательные книги о природе, которые остались за пределами программы. Это книги Ю. Дмитриева, Г. Снегирева и др. Перед началом чтения готовлю необходимый иллюстративно-наглядный материал: иллюстрации, картины, игрушки и т. д.

В своей группе произведения стараюсь не читать, а рассказывать, сопровождая рассказ демонстрацией наглядного материала. Для чтения выбираю небольшое произведение с таким расчетом, чтобы можно было бы прочитать в течение занятия. Для того, чтобы дети лучше его усвоили, повторяю чтение одного и того же произведения несколько раз. Во время чтения слежу за восприятием детей. И если у малышей ослаблено внимание, привлекаю их вопросом по содержанию книги, показом иллюстрации, мимикой или же изменением интонации, но не прерываю чтение, чтобы не отвлечь внимание детей полностью от произведения.

‒ Жил на свете цыпленок. Он был маленький. Вот такой (показываю картинку). Какой цыпленок?

‒ А еще? Посмотрите на него.

‒ Желтый, пушистый, кругленький.

‒ Была у него мама. Мама его очень любила. Мама была вот такая.

- И как-то раз налетел на маму Черный Кот и погнал ее прочь со двора. И был Черный Кот вот такой. Какой?

С помощью этой сказки дети ближе знакомятся с такими животными как: кот, лягушка с их поведением, различают курицу и цыпленка. Дети узнают, чем кот опасен для цыпленка. Рассказывая детям эту сказку, стараюсь воспитывать в них любовь к животным. Ведь цыпленок такой маленький, беззащитный, ему необходима забота не только своей мамы, но и человека.

Уже в средней и старшей группах природоведческая книга используется для расширения, уточнения и углубления представлений детей о природе. В подготовительной группе перед чтением произведения обращаюсь к опыту детей, настраивая их на восприятие «Вспомните, дети, куда мы с вами вчера ходили и что видели? — спрашиваю я ребят, после наблюдения за одуванчиками.

Сочетание наблюдений с художественным словом способствует образованию особенно ярких, прочных образов и в то же время обогащает словарь детей. Поэтому во время наблюдений хорошо использовать стихотворения, песни, загадки, поговорки.

При наблюдении за осенним деревом, обращаю внимание детей на красоту расцвеченной листвы.

Наблюдаем, как медленно кружась в воздухе, листья падают на землю. И невольно вспоминаются строчки М. Ивенсена:

Падают, падают листья В нашем саду листопад,

Желтые, красные листья По ветру вьются — летят.

Дети повторяли за мной эти строчки, и некоторые старались изображать падающие листья, обыгрывая это стихотворение.

Но нужно умело сочетать художественное слово с непосредственными наблюдениями детей.

Чтение художественного произведения может предшествовать наблюдению. В этом случае задача воспитателя — вызвать ожидание встречи с природой, интерес к предстоящей экскурсии в лес, на водоем. Часто в тексте рассказа уже содержатся план предстоящего наблюдения или те существенные стороны явлений, на которые необходимо обратить внимание детей. Таких произведений много у Н. Павловой, В. Бианки, Н. Сладкова.

Пословицы, поговорки, загадки предлагаю детям в процессе наблюдения. Образный язык их помогает выделить особенности явления, определенные качества предмета, усилить эстетическое восприятие природы.

Взаимосвязь наблюдаемых на экскурсии признаков весны и описание их Соколовым — Никитиным в рассказе вызывает у детей устойчивый интерес к ним. У них формируется представление о весне, возникает эстетическое чувство.

Знания о природных явлениях, полученные на прогулках, экскурсиях, углубляются, дополняются на художественно-речевых занятиях. Предшествующий опыт живого общения с природой дает ребенку возможность легче осмыслить, эмоционально воспринять рассказ, стихотворение, сказку, побуждает выразить свое отношение к ним. Слушая о наблюдаемых явлениях природы, ребенок сопоставляет образы, ярче чувствует и понимает красоту природных явлений.

Авторская неповторимость, индивидуальность выступают в природоведческой книге особенно ярко.

При чтении сказок писателя в группе, дети узнают что-то новое для себя. Вот птицы. Их великое множество, и у каждой свое название и свой особенный клюв: клесты — крестоносцы, крошены — серноносы, мухоловы, козодои — сетконосы. — всех не перечислишь. Но все это разнообразие раскрывается ребенку в доступной форме.

И ребенку совсем не обязательно всех птиц запоминать. Гораздо важнее то, что он узнает какие чудеса сотворила природа. Узнает, удивится и будет внимательно и с любопытством всматриваться в окружающий его мир.

Вот оказывается, по какому строгому порядку живут в муравейнике. Поэтому приходится всем жителям леса помогать маленькому муравью, который ушиб ногу, поскорее добраться домой. Эту сказку я использую не только в познавательных целях, но и в разговорах о нравственности, ведь сказка о Муравьишке — это еще и сказка о человеческих чувствах, о жалости и доброте, о том, как сильные могут помочь слабому, о том, что из всякой беды можно выбраться, если у тебя много друзей.

Дошкольники, прослушав рассказы и сказки В. Бианки, учатся наблюдать, бережно относится к родной природе, любить ее.

Произведения писателя помогают раскрыть перед детьми сложные явления природы, показывают закономерности, существующие в мире природы: многообразие форм приспособления организма к окружающей среде, взаимодействие среды и организма и многое другое.

Однажды, во время прогулки, дети поймали кузнечика, хотели его рассмотреть. Но из-за того, что он был очень маленький — разглядеть, как следует, глаза, лапки, крылышки нам не удалось. Мы отпустили кузнечика. И здесь мне пригодилась книга Н. Сладкова. С фотографии на нас смотрел зеленый кузнечик, который сидел на желтом цветке. Мы спокойно и внимательно рассматривали кузнечика, а потом свои наблюдения закрепили, прочитав текст из книги.

Почувствовать красоту природы, увидеть в ней поэтическое начало помогают лирические стихи, где художественный образ создается с помощью таких изобразительно-выразительных средств, как ритм, форма, рифма, звуковая инструментовка стиха (аллитерация, ассонанс, звукоподражание). Эти средства требуют для создания образа определенного отбора слов с учетом их смысла, звучания, эмоциональных ассоциаций. Настроение в стихах передается особенностями ритма, поэтому восприятие их отличается от восприятия прозы. Ребенок, слушая стихи, замечает рифму, своеобразие построения строф.

При ознакомлении детей с поэтическими образами и разучивании их, осуществляется эмоциональное отношение к природным явлениям, развитие нравственно-эстетических чувств, обогащение словарного запаса. Стихотворение о природе раскрывает в поэтическом образе, то, что остается ребенком, не замеченным при наблюдении, на экскурсиях.

Они воздействуют на чувства, воображение, развивают и закрепляют умение вслушиваться в поэтическую речь. Поэтический образ открывает ребенку удивительный, прекрасный и многообразный мир.

При разучивании ребенком стихотворения помогаю ему разобраться в смысле каждой фразы, чтобы избежать бездумного проговаривания текста, учу пользоваться смысловыми — ударениями, паузами, интонациями, соответствующими содержанию.

Стихи о природе воздействуют на чувство ребенка, воображение, развивают и закрепляют умение вслушиваться в поэтическую речь, обогащают собственную речь.

Целенаправленная работа с детьми позволит сформировать у них правильное представление о сезонных явлениях природы, о жизни животных и растений.

В своей группе использую разнообразные формы и методы работы с родителями: беседы, консультации, дни открытых дверей, лекции, родительские собрания, выставки, папки-передвижки, заседание клуба и др.

Самая большая роль в семье отводится художественной природоведческой литературе.

Не менее важной формой работы с родителями по ознакомлению детей с природой является — посещение семей. Посещая семью, выясняю, есть ли дома растения, животные, как дети ухаживают за ними. Обязательно задаю вопросы о книгах: есть ли у ребенка детские книги? Соответствуют ли они возрасту? Где хранятся? В каком состоянии?

Таким образом, можно сделать вывод из всего сказанного, что прямое общение с природой и знакомство с ее поэтическим образом в детской литературе оказывают большое влияние на нравственно-эстетические чувства. Возникающая при этом взаимосвязь между восприятием природы и приобщением к художественному образу усиливает и углубляет эти чувства.

Восприятие природных явлений помогает лучшему пониманию художественной литературы о природе, а рассказы, стихотворения, сказки, потешки на аналогичную тему обогащают знаниями, развивают эмоциональные переживания, способствуют воспитанию добрых чувств, бережного отношения ко всему живому.

И это не пустые слова. Используя художественную литературу о природе в своей работе, я добилась значительного улучшения знаний и умений у детей, осознанно-правильного отношения к природе. Дети овладевают большим словарным запасом, что дало возможность передавать в рассказах объективные связи и свои ощущения, свой чувственный опыт, связанный со свойствами природных явлений. Ребята стали называть множество произведений, а интерес к книге и к природе подрос.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, природа, внимание детей, книга, произведение, родитель, поэтический образ, сказка, стихотворение, природоведческая книга.

Похожие статьи

Новейшая детская литература | Статья в журнале.

ребенок, природа, внимание детей, книга, родитель, произведение, поэтический образ, сказка, стихотворение, природоведческая книга.

Роль природоведческой литературы в личностном развитии. Детская книга о природе используется мной в воспитательных и познавательных целях. Предшествующий опыт живого общения с природой дает ребенку возможность легче осмыслить.

Сказки, рассказы, инсценировки, стихи помогли детям не только почувствовать красоту родной земли и полюбить ее, но и увидеть небрежное и пагубное отношение человека к природе.

Художественная литература как фактор формирования.

По прочтении сказки сложилась небольшая беседа с детьми. Сначала они отвечали на вопросы, связанные с пониманием смысла произведения и выражением своих

Эти яркие, поэтические образы находят живой отклик у детей в их воображении.

Знакомство с миром природы или воспитание экологической.

Влияние природы на ребёнка огромно.

Это особенно важно в младшем возрасте, где дети вместе с родителями изготавливают поделки, рисунки

Результатами проектов могут являться различные выставки, праздники, развлечения, ярмарки, оформление книг и буклетов и т. д.

Чтение художественной литературы как средство.

художественная литература, ребенок, произведение, книга, сказка, высокий уровень, образовательная деятельность, ребенок интереса, формирование интереса, литературное произведение.

Эффективные формы и методы работы по развитию интереса.

Основные термины (генерируются автоматически): художественная литература, ребенок, произведение, книга, сказка, высокий уровень.

Современные формы работы с родителями по приобщению.

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, ребенок, детская литература, книга, семейное чтение, семья, форма работы, домашнее

Роль книги и чтения в жизни детей | Статья в сборнике. ребенок, книга, чтение, произведение, чтение книг, литературное.

Художественная литература как средство. | Молодой ученый

художественная литература, ребенок, духовно-нравственное воспитание, художественное произведение, литературный час, детская художественная литература, школьник, книга, класс, начальная школа.

Читайте также: