Опыты с витаминами в доу

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Постникова Ольга Михайловна

Населенный пункт: Тульская область, г. Тула

Посвящается моим воспитанникам

Дерзай, мой юный друг!

Мой маленький экспериментатор!

Быть может, станешь вдруг

Ты в чем-нибудь новатор!

И Менделеев, и Ньютон

С чего-то начинали,

Открыв завесу волшебства,

Научно излагали!

Творить мы будем и учиться,

Ведь каждый наш эксперимент

Дерзай смелей, мой юный друг!

Мой маленький экспериментатор!

Быть может, станешь вдруг

Ты в чем-нибудь новатор!

Постникова О.М.

Данный конспект представлен в виде таблице, что позволяет четко увидеть интеграцию образовательных областей и их задач, а также методы и приемы работы.

Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами овощей и фруктов в процессе экспериментирования, продолжать развивать познавательные интересы и способности у детей на данном мероприятии.

Задачи приоритетной области тематического занятия:

Задачи в интеграции образовательных областей:

Целевые ориентиры: любознательность, склонность к экспериментированию, наблюдениям, активному взаимодействию со сверстниками и взрослым. Ребенок проявляет умение работать коллективно, договариваться со сверстниками о том, кто какую часть работы будет выполнять , применять жизненные навыки; имеет представление о вредных и полезных продуктах; имеет начальные представления о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (в частности, правильное питание) и факторах, разрушающих здоровье; владеет устной речью, может выражать свои мысли.

Целевая аудитория: воспитанники старшей группы.

Предпосылки учебной деятельности:

Психологические: развивать познавательные процессы: внимание, память, мышление, воображение, умение усваивать и применять общие способы действия, умение самостоятельно решать задачи.

Коммуникативные: развивать умение слушать и слышать, подчинять свои действия контролю и самоконтролю, свободно владеть вербальными средствами общения.

Рекомендации к проведению: перед началом экспериментирования необходимо провести инструктаж по технике безопасности.

Ход НОД:

1.Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Образовательная область (вид деятельности)

Приемы и методы работы

Ребята, а кто знает, а чем полезен горошек зеленый для нашего организма?

Дети отвечают.

В.: Горошки пришли нам помочь в проведении экспериментов. Но помните, что во время опытов запрещается вставать с места, трогать оборудование и приборы без разрешения.

Цель: Выявить и расширить знания детей о фруктах и овощах.

- Познакомить детей с витаминами : А, В, С;

- рассказать, в каких продуктах они содержатся, какую роль играют для здоровья человека;

- Развивать интерес к экспериментированию.

- Развивать способности умения делать выводы в ходе работы с материалами.

- Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.

- Воспитывать желание сотрудничать, умение договариваться в ходе совместнойдеятельности.

Как вы думаете, почему так говорят? (ответы детей)

Что нужно для того, что бы быть веселым и здоровым? (ответы детей).

- Еще необходимо правильное питание.

А что это значит? (ответы детей).

Воспитатель: - Еда должна быть не только вкусной, но и полезной.

Ребята, кто из вас знает. Что такое витамины? (ответы детей)

Витамины - это важные для здоровья человека вещества, которые содержатся в продуктах.

Воспитатель: - Ребята, а фрукты и овощи это полезная еда для человека? (ответы)

Витамин А – очень важен для зрения (в морковке)

Витамин Б – способствует хорошей работе сердца (в банане)

как вы думаете, какой витамин укрепляет весь организм, борется с простудами, делает человека более здоровым? – это Витамин С (в лимоне, апельсине).

Поиграем в игру?

- Ребята, как вы думаете, что в мешочке лежит? (предположения детей).

С виду он как рыжий мяч,

Только вот не мчится вскачь,

В нем полезный витамин –

Это спелый…. (Апельсин)

Что за сладкие рожки

В желтой одежке?

Что любят кушать обезьяны?

С пальмы спелые ….(Бананы)

Апельсина младший брат,

Его увидеть каждый рад…. (Мандарин)

Фрукт похож на неваляшку,

Носит желтую рубашку.

Тишину в саду нарушив,

С дерева упала (Груша)

Воспитатель: - Молодцы, отгадали все загадки. Мой мешочек пуст.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, умеют ли фрукты плавать? (предположения детей). Чтоб ни думать, ни гадать, будем с вами проверять.

Проходите в лабораторию.

(На отдельном столе, на разносе лежат различные фрукты по количеству детей)

Ребята, с какими фруктами вы хотите поэкспериментировать возьмите с разноса на свой стол.

(по 2 человека – емкость с водой на 2-их)

(Дети рассказывают, какие фрукты утонули, а какие плавают)

Воспитатель:Ну что, апельсины утонули? (Нет)А если очень постараться, утопить его удастся? Получилось? (ответы детей)

Интересно, почему апельсин плавает и не тонет? (Рассуждения детей)

Обращаю внимание на разнос с очищенными апельсинами. Ребята, что за фрукты на разносе? (апельсины). А какие они? (очищенные от кожуры). Да эти апельсины я уже очистила. Как вы думаете, очищенные от кожуры апельсины будут плавать? (предположения детей, эксперимент) Что произошло? (Апельсин утонул).

Интересно, а другие фрукты будут плавать без кожуры? (может быть кто-то из детей спросит или предложат очистить фрукты от кожуры).

Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает?

Что мы можем предположить?Почему так произошло (Ответы детей).

Как проверить, действительно ли кожура не дает апельсину утонуть.

Что происходит с апельсиновой кожурой? (плавает). Как вы думаете, почему? (предположения детей)

Рассматривают кожуру через лупу. Тонкая или толстая кожура апельсиновая? Как она выглядит через лупу, расскажите (ответы детей).А у груши, у банана какая кожура?

Воспитатель: Апельсиновая кожура, она пузыристая. Что это за пузырьки, как вы думаете? (пузырьки воздуха, их много). А что делают пузырьки воздуха с апельсином, с мандарином? (Они выталкивают их на поверхность воды).

Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать? (Если апельсин и мандарин с кожурой, то они не утонут - будут плавать, а если апельсин без кожуры он утонет, также и мандарин, потому что на них нет пузырьков воздуха и они тяжелее воды).

Воспитатель: Ребята, на доске нарисована вода, рядом лежат картинки с фруктами. Поместите картинки в нужное место. Если фрукт утонул, то куда вы картинку поместите? (вниз, на дно). А если плавал? (наверх, на воду)

(угощаются фруктами)

Гидрогель в опытно-экспериментальной деятельности

Гидрогель в опытно-экспериментальной деятельности Шарики гидрогель, очень полезны и практичны. их можно использовать в опытно-экспериментальной деятельности, так и в уголке сенсорного развития.

Конспект опытно–экспериментальной деятельности Цель: Совершенствовать представления детей о воде и её свойствах. Образовательные задачи: 1. Закрепить знания о свойствах воды. 2. Учить.

Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами овощей и фруктов в процессе экспериментирования, продолжать развивать познавательные интересы и воспитывать уважительное отношение в процессе совместной деятельности.

Задачи:

Развивающие: развивать познавательные процессы: внимание, память, мышление, воображение, умение усваивать и применять общие способы действия, умение самостоятельно решать задачи; развивать умение слушать и слышать, подчинять свои действия контролю и самоконтролю, свободно владеть вербальными средствами общения.

Воспитательные: научить проводить несложные опыты с использованием подручных предметов и средств ; воспитывать уважительное отношение в процессе совместной деятельности.

Оборудование: стол накрытый клеенкой, емкости и сосуды разной формы и размера, пластиковые стаканчики (на каждого ребенка), мерные ложки, чайник с горячей водой, бутылка с узким горлышком, овощи, фрукты, шапочки овощей и фруктов, воздушные шары, соль, сода, йод, лимонная кислота, крахмал, пипетка, шпажки.

Ход экспериментирования:

Воспитатель предлагает детям встать в круг .

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Вместе за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся (с движениями)

- Ребята, вы любите волшебство? (да)

Сейчас я превращу вас в волшебников. Закройте глаза: "В руку палочку возьму, и тихонько я взмахну, превращу я вас, в волшебников сейчас". (задевает палочкой по плечу)

Откройте глаза, вот теперь вы волшебники. А раз мы волшебники, то должны творить чудеса. Но помните, что во время опытов запрещается вставать с места, трогать оборудование и приборы без разрешения. Дети, нам нужен предмет чтобы творить чудеса. А вот какой вы узнаете, когда отгадаете загадку:

Я так похож на апельсин,

что мы, как будто, братья с ним.

Я маленький, я - младший,

А он большой, он - старший.

Но мякоть у меня вкуснее,

Она и слаще, и сочнее (мандарин)

В.: Ребята, вы любите мандарины? А еще какие фрукты вы любите?

В.: Перед едой надо мыть…

В.: Правильно! И, конечно, наши любимые фрукты. Ведь если их не помыть, то вредные микробы попадут в наш организм, и это плохо отразится на нашем здоровье.

Что ж. Перед вами два мандарина. Чем они отличаются?

В.: Правильно. Один очищенный, другой с кожурой. Перед вами представлены две баночки с водой. Как вы думаете, если мы погрузим эти два мандарина в воду, какой из них утонет, а какой нет?

Дети делают предположения.

В.: Помощники, прошу вас провести опыт.

Дети бросают мандарины в воду. Мандарин без кожуры утонул, а в кожуре нет. Итак, давайте еще раз объясним этот феномен.(Оказывается, плавучесть зависит от воздуха, которого много в мандариновой шкурке).

В.: Следующее превращение! Приглашаем желающих поучаствовать в эксперименте Отгадайте загадку.

Кругла, рассыпчата, бела

На стол она с полей пришла.

Ты посоли ее немножко

Ведь правда вкусная. (картошка)

Воспитатель выбирает участников.

Одному участнику воспитатель дает очищенную картофелину, а другому участнику дают баночку с водой.

В.: Ребята , что это за овощ?

Ребенок мерной ложечкой добавляет крахмал.

В.: Ребята, какого цвета стала жидкость?

Д.: Белого!

В.: А если мы капнем туда немного йода.

Ребенок при помощи воспитателя добавляет йод.

В.: Какого цвета стала наша жидкость?

Дети: (в восторге) Синего!

В: А теперь, то же самое проделаем и с самой картофелиной.

Проводят опыт. Результат тот же.

В.: Когда на крахмал воздействует йод, то в результате реакции и получается такой цвет!

Мы делили апельсин, Дети соединяют пальцы рук в виде шара.

Много нас, а он один. Поворачивают кисти вправо,влево.

Эта долька для утят, Поочередно загибают пальцы, начиная с

Эта долька для котят, большого пальца в кулак.

Эта долька для чижа,

Эта долька для ежа,

Эта для бобра. Сгибают мизинчик.

Ну, а волку кожура. Делают фонарики.

Он сердит на нас беда, Грозят волку.

Все разбегайтесь кто куда. Крутят " моторчики"

В.: Молодцы, ребята! А теперь продолжим наше экспериментирование! Давайте надуем воздушные шарики и пока отложим их в сторону.

А сейчас, ребята, отгадайте загадку:

Так на солнышко похож
И на вкус собой хорош,
Он заморский господин,
Этот рыжий …(Апельсин)

Дети хором отвечают!

В.: Молодцы! Возьмем в руки яркий, сочный апельсин! Ребята, скажите, апельсин полезен для нашего здоровья?

В.: Правильно, в апельсине содержится много витаминов, особенно витамина С, который уберегает нас от простуд. Этими свойствами обладает и апельсиновая кожура. Но сейчас мы увидим, какими еще свойствами обладает апельсин. Давайте почистим апельсин!

В.: Молодцы, ребята! Апельсины как вкусное вознаграждение съедим чуть позже. А сейчас возьмем шарики и выжмем над ними апельсиновую цедру…

…Шарики лопнули!

В.: Дети, как вы думаете, почему лопнули воздушные шарики?

Дети отвечают, придумывают различные версии.

В.: Цедра апельсина содержит вещество лимонен. Он способен растворять резину, что и происходит с шариком.

В: Он на солнце созревает

И без косточек бывает.

Ну, не ягода, а клад

Опыт : Подводная лодка.

По этому принципу всплывает опускается и всплывает подводная лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет вниз. А надо подняться- мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, и рыба всплывает.

Вывод: Давайте сделаем с вами вывод. Воздух легче воды, и поэтому он может выталкивать предметы на поверхность.

В: А теперь, ребята, угадайте следующую загадку

Для лечения болезней

Он всех цитрусов полезней.

Очень кислый, сочный он.

Это желтый фрукт…..(лимон)

Опыт: "Волшебный лимон"

На столе у нас стоит чай и лимон. Давайте мы с вами поэкспериментируем с лимоном. Я вам сейчас налью чай в стаканы, а вы добавьте туда дольку лимона. Посмотрите, что произошло с чаем? (ответы детей)

Вывод: Лимон очень кислый, и поэтому лимонная кислота меняет цвет чая.

В.: В заключение нашей встречи предлагаю устроить вулкан желаний! Всех попрошу встать вокруг стола! Но помните о технике безопасности!

Давайте все вместе загадаем, чтобы все дети на земле были здоровыми.

В прозрачную банку с ярким вишневым соком ребята вместе с воспитателем добавляют жидкое мыло, соду и лимонную кислоту…Ребята в восторге! Получился настоящий вулкан! ( Газ выходит полностью из сосуда, когда достигает вершины, при этом частицы сока падают обратно вниз.

В.: Ребята, садитесь на места. Давайте подведем итоги. Чему вы научились сегодня, что нового вы узнали? Что вас удивило?

Дети отвечают.

В.: На этом наше путешествие в мир опытов и экспериментов не заканчивается! Я желаю вам продолжать его вместе со своими родителями! Интересуйтесь, задавайте вопросы и пытайтесь сами на них отвечать, экспериментируйте, но только не со своим здоровьем! До новых встреч!

1.Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов. "Познавательно - исследовательская деятельность дошкольников".

2. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. "Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста".

Опыты для детей про витамины thumbnail

Цель: Выявить и расширить знания детей о фруктах и овощах.

— Познакомить детей с витаминами: А, В, С;

— рассказать, в каких продуктах они содержатся, какую роль играют для здоровья человека;

— Развивать интерес к экспериментированию.

— Развивать способности умения делать выводы в ходе работы с материалами.

— Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.

— Воспитывать желание сотрудничать, умение договариваться в ходе совместнойдеятельности.

Как вы думаете, почему так говорят? (ответы детей)

Что нужно для того, что бы быть веселым и здоровым? (ответы детей).

— Еще необходимо правильное питание.

А что это значит? (ответы детей).

Воспитатель: — Еда должна быть не только вкусной, но и полезной.

Ребята, кто из вас знает. Что такое витамины? (ответы детей)

Витамины — это важные для здоровья человека вещества, которые содержатся в продуктах.

Воспитатель: — Ребята, а фрукты и овощи это полезная еда для человека? (ответы)

Витамин А – очень важен для зрения (в морковке)

Витамин Б – способствует хорошей работе сердца (в банане)

как вы думаете, какой витамин укрепляет весь организм, борется с простудами, делает человека более здоровым? – это Витамин С (в лимоне, апельсине).

Поиграем в игру?

— Ребята, как вы думаете, что в мешочке лежит? (предположения детей).

С виду он как рыжий мяч,

Только вот не мчится вскачь,

В нем полезный витамин –

Это спелый…. (Апельсин)

Что за сладкие рожки

В желтой одежке?

Что любят кушать обезьяны?

С пальмы спелые ….(Бананы)

Апельсина младший брат,

Его увидеть каждый рад…. (Мандарин)

Фрукт похож на неваляшку,

Носит желтую рубашку.

Тишину в саду нарушив,

С дерева упала (Груша)

Воспитатель: — Молодцы, отгадали все загадки. Мой мешочек пуст.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, умеют ли фрукты плавать? (предположения детей). Чтоб ни думать, ни гадать, будем с вами проверять.

Проходите в лабораторию.

(На отдельном столе, на разносе лежат различные фрукты по количеству детей)

Ребята, с какими фруктами вы хотите поэкспериментировать возьмите с разноса на свой стол.

(по 2 человека – емкость с водой на 2-их)

(Дети рассказывают, какие фрукты утонули, а какие плавают)

Воспитатель:Ну что, апельсины утонули? (Нет)А если очень постараться, утопить его удастся? Получилось? (ответы детей)

Интересно, почему апельсин плавает и не тонет? (Рассуждения детей)

Обращаю внимание на разнос с очищенными апельсинами. Ребята, что за фрукты на разносе? (апельсины). А какие они? (очищенные от кожуры). Да эти апельсины я уже очистила. Как вы думаете, очищенные от кожуры апельсины будут плавать? (предположения детей, эксперимент) Что произошло? (Апельсин утонул).

Интересно, а другие фрукты будут плавать без кожуры? (может быть кто-то из детей спросит или предложат очистить фрукты от кожуры).

Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает?

Что мы можем предположить?Почему так произошло (Ответы детей).

Как проверить, действительно ли кожура не дает апельсину утонуть.

Что происходит с апельсиновой кожурой? (плавает). Как вы думаете, почему? (предположения детей)

Рассматривают кожуру через лупу. Тонкая или толстая кожура апельсиновая? Как она выглядит через лупу, расскажите (ответы детей).А у груши, у банана какая кожура?

Воспитатель: Апельсиновая кожура, она пузыристая. Что это за пузырьки, как вы думаете? (пузырьки воздуха, их много). А что делают пузырьки воздуха с апельсином, с мандарином? (Они выталкивают их на поверхность воды).

Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать? (Если апельсин и мандарин с кожурой, то они не утонут — будут плавать, а если апельсин без кожуры он утонет, также и мандарин, потому что на них нет пузырьков воздуха и они тяжелее воды).

Воспитатель: Ребята, на доске нарисована вода, рядом лежат картинки с фруктами. Поместите картинки в нужное место. Если фрукт утонул, то куда вы картинку поместите? (вниз, на дно). А если плавал? (наверх, на воду)

(угощаются фруктами)

Воспитатель. Дети, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие в необыкновенный город, который называется Витаминки. Как вы поняли из названия, в этом городе живут витамины. У них, как и у вас, есть имена. Зовут эти витамины А, В, и С. Они живут в домиках. Домиками для них являются разные продукты, которые мы свами едим. Посмотрите на эти картинки и назовите продукты, которые здесь изображены.

Дети. Мясо, рыба, масло, сыр, хлеб. Яйца.

Витамин А. Если вы хотите хорошо расти, хорошо видеть и иметь крепкие зубы, вам нужен я-витамин А. Меня еще зовут витамином роста.

Воспитатель. В каких же овощах и фруктах содержится этот полезный витамин? Отгадайте мои загадки и узнаете.

Воспитатель загадывает загадки, дети отгадывают, воспитатель показывает картинки с изображениями отгадок: моркови, капусты, тыквы, помидора, апельсина, мандарина.

Воспитатель. Нас встречает следующий витамин-В. Он в синей одежде. (Показывает картинку.)

Витамин В. Если вы хотите быть сильными и иметь хороший аппетит, не хотите огорчаться и плакать по пустякам, быть всегда в хорошем настроении, вам нужен я-витамин В.

Воспитатель. В каких же овощах и фруктах он встречается?

Воспитатель загадывает загадки, дети отгадывают, воспитатель показывает картинки с изображениями отгадок: свеклы, яблок, груш, бананов, редиса.

Воспитатель. Вот еще один полезный витамин-С. Он одет в зеленую одежду. (Показывает картинку.)

Витамин С. Если вы хотите реже простужаться, быть бодрыми, быстрее выздоравливать, вам нужен я-витамин С. Меня называют витамином здоровья.

Воспитатель. В каких же овощах и фруктах встречается этот витамин?

Воспитатель загадывает загадки, дети отгадывают, воспитатель показывает картинки с изображениями отгадок: лимона, лука, чеснока, ананаса, смородины, огурца, салата.

Воспитатель. Итак, ребята, что нужно каждому человеку, чтобы хорошо расти, быть сильным и крепким, не болеть, иметь здоровые зубы. Быстрее выздоравливать? (Ответы детей.)

Воспитатель. Молодцы, ребята! Хорошо помогли бабушке в огороде. А как вы думаете, в овощах и фруктах есть сок? Какого он цвета? А вкус у него есть? Как мы можем этот сок попробовать? (Рассуждение детей).

Воспитатель предлагает выдавить сок из помидор и моркови с помощью рук.

Делают вывод: помидор-мягкий, сок выдавливается легко, имеет красный цвет; морковь-твердая, сок не выдавливается.

Воспитатель. Как можно получить сок из моркови? (Ответы детей.)

С помощью ручной соковыжималки воспитатель получает сок из моркови. Дети рассматривают цвет сока, нюхают его, пробуют. Делают вывод: сок ароматный, вкусный и полезный.

Воспитатель. Мы сегодня узнали много нового о пользе овощей и фруктов. Теперь вы никогда не заболеете. И у вас будет всегда прекрасное настроение!

Тема: «Витамины – их польза для здорового образа жизни человека.
Описание. Знакомство детей с понятием: витамины; какие продукты, овощи, фрукты входят в состав витамин групп А, В, С,Д. Рецепты лекарств из свеклы и моркови. Опыты с морковью и свеклой. Материал будет полезен, как для воспитателей, так и родителей. Предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Я использовала данный материал на занятии по природе, когда знакомила детей с овощами, также проделывали с детьми опыты в нашей детской лаборатории, и на основе данного материала мы создали мини МАНовскую работу

Читайте также: