Опыты с витаминами в доу
Обновлено: 05.07.2024
Автор: Постникова Ольга Михайловна
Населенный пункт: Тульская область, г. Тула
Посвящается моим воспитанникам
Дерзай, мой юный друг!
Мой маленький экспериментатор!
Быть может, станешь вдруг
Ты в чем-нибудь новатор!
И Менделеев, и Ньютон
С чего-то начинали,
Открыв завесу волшебства,
Научно излагали!
Творить мы будем и учиться,
Ведь каждый наш эксперимент
Дерзай смелей, мой юный друг!
Мой маленький экспериментатор!
Быть может, станешь вдруг
Ты в чем-нибудь новатор!
Постникова О.М.
Данный конспект представлен в виде таблице, что позволяет четко увидеть интеграцию образовательных областей и их задач, а также методы и приемы работы.
Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами овощей и фруктов в процессе экспериментирования, продолжать развивать познавательные интересы и способности у детей на данном мероприятии.
Задачи приоритетной области тематического занятия:
Задачи в интеграции образовательных областей:
Целевые ориентиры: любознательность, склонность к экспериментированию, наблюдениям, активному взаимодействию со сверстниками и взрослым. Ребенок проявляет умение работать коллективно, договариваться со сверстниками о том, кто какую часть работы будет выполнять , применять жизненные навыки; имеет представление о вредных и полезных продуктах; имеет начальные представления о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (в частности, правильное питание) и факторах, разрушающих здоровье; владеет устной речью, может выражать свои мысли.
Целевая аудитория: воспитанники старшей группы.
Предпосылки учебной деятельности:
Психологические: развивать познавательные процессы: внимание, память, мышление, воображение, умение усваивать и применять общие способы действия, умение самостоятельно решать задачи.
Коммуникативные: развивать умение слушать и слышать, подчинять свои действия контролю и самоконтролю, свободно владеть вербальными средствами общения.
Рекомендации к проведению: перед началом экспериментирования необходимо провести инструктаж по технике безопасности.
Ход НОД:
1.Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Образовательная область (вид деятельности)
Приемы и методы работы
Ребята, а кто знает, а чем полезен горошек зеленый для нашего организма?
Дети отвечают.
В.: Горошки пришли нам помочь в проведении экспериментов. Но помните, что во время опытов запрещается вставать с места, трогать оборудование и приборы без разрешения.
Цель: Выявить и расширить знания детей о фруктах и овощах.
- Познакомить детей с витаминами : А, В, С;
- рассказать, в каких продуктах они содержатся, какую роль играют для здоровья человека;
- Развивать интерес к экспериментированию.
- Развивать способности умения делать выводы в ходе работы с материалами.
- Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
- Воспитывать желание сотрудничать, умение договариваться в ходе совместнойдеятельности.
Как вы думаете, почему так говорят? (ответы детей)
Что нужно для того, что бы быть веселым и здоровым? (ответы детей).
- Еще необходимо правильное питание.
А что это значит? (ответы детей).
Воспитатель: - Еда должна быть не только вкусной, но и полезной.
Ребята, кто из вас знает. Что такое витамины? (ответы детей)
Витамины - это важные для здоровья человека вещества, которые содержатся в продуктах.
Воспитатель: - Ребята, а фрукты и овощи это полезная еда для человека? (ответы)
Витамин А – очень важен для зрения (в морковке)
Витамин Б – способствует хорошей работе сердца (в банане)
как вы думаете, какой витамин укрепляет весь организм, борется с простудами, делает человека более здоровым? – это Витамин С (в лимоне, апельсине).
Поиграем в игру?
- Ребята, как вы думаете, что в мешочке лежит? (предположения детей).
С виду он как рыжий мяч,
Только вот не мчится вскачь,
В нем полезный витамин –
Это спелый…. (Апельсин)
Что за сладкие рожки
В желтой одежке?
Что любят кушать обезьяны?
С пальмы спелые ….(Бананы)
Апельсина младший брат,
Его увидеть каждый рад…. (Мандарин)
Фрукт похож на неваляшку,
Носит желтую рубашку.
Тишину в саду нарушив,
С дерева упала (Груша)
Воспитатель: - Молодцы, отгадали все загадки. Мой мешочек пуст.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, умеют ли фрукты плавать? (предположения детей). Чтоб ни думать, ни гадать, будем с вами проверять.
Проходите в лабораторию.
(На отдельном столе, на разносе лежат различные фрукты по количеству детей)
Ребята, с какими фруктами вы хотите поэкспериментировать возьмите с разноса на свой стол.
(по 2 человека – емкость с водой на 2-их)
(Дети рассказывают, какие фрукты утонули, а какие плавают)
Воспитатель:Ну что, апельсины утонули? (Нет)А если очень постараться, утопить его удастся? Получилось? (ответы детей)
Интересно, почему апельсин плавает и не тонет? (Рассуждения детей)
Обращаю внимание на разнос с очищенными апельсинами. Ребята, что за фрукты на разносе? (апельсины). А какие они? (очищенные от кожуры). Да эти апельсины я уже очистила. Как вы думаете, очищенные от кожуры апельсины будут плавать? (предположения детей, эксперимент) Что произошло? (Апельсин утонул).
Интересно, а другие фрукты будут плавать без кожуры? (может быть кто-то из детей спросит или предложат очистить фрукты от кожуры).
Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает?
Что мы можем предположить?Почему так произошло (Ответы детей).
Как проверить, действительно ли кожура не дает апельсину утонуть.
Что происходит с апельсиновой кожурой? (плавает). Как вы думаете, почему? (предположения детей)
Рассматривают кожуру через лупу. Тонкая или толстая кожура апельсиновая? Как она выглядит через лупу, расскажите (ответы детей).А у груши, у банана какая кожура?
Воспитатель: Апельсиновая кожура, она пузыристая. Что это за пузырьки, как вы думаете? (пузырьки воздуха, их много). А что делают пузырьки воздуха с апельсином, с мандарином? (Они выталкивают их на поверхность воды).
Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать? (Если апельсин и мандарин с кожурой, то они не утонут - будут плавать, а если апельсин без кожуры он утонет, также и мандарин, потому что на них нет пузырьков воздуха и они тяжелее воды).
Воспитатель: Ребята, на доске нарисована вода, рядом лежат картинки с фруктами. Поместите картинки в нужное место. Если фрукт утонул, то куда вы картинку поместите? (вниз, на дно). А если плавал? (наверх, на воду)
(угощаются фруктами)
Гидрогель в опытно-экспериментальной деятельности Шарики гидрогель, очень полезны и практичны. их можно использовать в опытно-экспериментальной деятельности, так и в уголке сенсорного развития.
Конспект опытно–экспериментальной деятельности Цель: Совершенствовать представления детей о воде и её свойствах. Образовательные задачи: 1. Закрепить знания о свойствах воды. 2. Учить.
Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами овощей и фруктов в процессе экспериментирования, продолжать развивать познавательные интересы и воспитывать уважительное отношение в процессе совместной деятельности.
Задачи:
Развивающие: развивать познавательные процессы: внимание, память, мышление, воображение, умение усваивать и применять общие способы действия, умение самостоятельно решать задачи; развивать умение слушать и слышать, подчинять свои действия контролю и самоконтролю, свободно владеть вербальными средствами общения.
Воспитательные: научить проводить несложные опыты с использованием подручных предметов и средств ; воспитывать уважительное отношение в процессе совместной деятельности.
Оборудование: стол накрытый клеенкой, емкости и сосуды разной формы и размера, пластиковые стаканчики (на каждого ребенка), мерные ложки, чайник с горячей водой, бутылка с узким горлышком, овощи, фрукты, шапочки овощей и фруктов, воздушные шары, соль, сода, йод, лимонная кислота, крахмал, пипетка, шпажки.
Ход экспериментирования:
Воспитатель предлагает детям встать в круг .
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Вместе за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся (с движениями)
- Ребята, вы любите волшебство? (да)
Сейчас я превращу вас в волшебников. Закройте глаза: "В руку палочку возьму, и тихонько я взмахну, превращу я вас, в волшебников сейчас". (задевает палочкой по плечу)
Откройте глаза, вот теперь вы волшебники. А раз мы волшебники, то должны творить чудеса. Но помните, что во время опытов запрещается вставать с места, трогать оборудование и приборы без разрешения. Дети, нам нужен предмет чтобы творить чудеса. А вот какой вы узнаете, когда отгадаете загадку:
Я так похож на апельсин,
что мы, как будто, братья с ним.
Я маленький, я - младший,
А он большой, он - старший.
Но мякоть у меня вкуснее,
Она и слаще, и сочнее (мандарин)
В.: Ребята, вы любите мандарины? А еще какие фрукты вы любите?
В.: Перед едой надо мыть…
В.: Правильно! И, конечно, наши любимые фрукты. Ведь если их не помыть, то вредные микробы попадут в наш организм, и это плохо отразится на нашем здоровье.
Что ж. Перед вами два мандарина. Чем они отличаются?
В.: Правильно. Один очищенный, другой с кожурой. Перед вами представлены две баночки с водой. Как вы думаете, если мы погрузим эти два мандарина в воду, какой из них утонет, а какой нет?
Дети делают предположения.
В.: Помощники, прошу вас провести опыт.
Дети бросают мандарины в воду. Мандарин без кожуры утонул, а в кожуре нет. Итак, давайте еще раз объясним этот феномен.(Оказывается, плавучесть зависит от воздуха, которого много в мандариновой шкурке).
В.: Следующее превращение! Приглашаем желающих поучаствовать в эксперименте Отгадайте загадку.
Кругла, рассыпчата, бела
На стол она с полей пришла.
Ты посоли ее немножко
Ведь правда вкусная. (картошка)
Воспитатель выбирает участников.
Одному участнику воспитатель дает очищенную картофелину, а другому участнику дают баночку с водой.
В.: Ребята , что это за овощ?
Ребенок мерной ложечкой добавляет крахмал.
В.: Ребята, какого цвета стала жидкость?
Д.: Белого!
В.: А если мы капнем туда немного йода.
Ребенок при помощи воспитателя добавляет йод.
В.: Какого цвета стала наша жидкость?
Дети: (в восторге) Синего!
В: А теперь, то же самое проделаем и с самой картофелиной.
Проводят опыт. Результат тот же.
В.: Когда на крахмал воздействует йод, то в результате реакции и получается такой цвет!
Мы делили апельсин, Дети соединяют пальцы рук в виде шара.
Много нас, а он один. Поворачивают кисти вправо,влево.
Эта долька для утят, Поочередно загибают пальцы, начиная с
Эта долька для котят, большого пальца в кулак.
Эта долька для чижа,
Эта долька для ежа,
Эта для бобра. Сгибают мизинчик.
Ну, а волку кожура. Делают фонарики.
Он сердит на нас беда, Грозят волку.
Все разбегайтесь кто куда. Крутят " моторчики"
В.: Молодцы, ребята! А теперь продолжим наше экспериментирование! Давайте надуем воздушные шарики и пока отложим их в сторону.
А сейчас, ребята, отгадайте загадку:
Так на солнышко похож
И на вкус собой хорош,
Он заморский господин,
Этот рыжий …(Апельсин)
Дети хором отвечают!
В.: Молодцы! Возьмем в руки яркий, сочный апельсин! Ребята, скажите, апельсин полезен для нашего здоровья?
В.: Правильно, в апельсине содержится много витаминов, особенно витамина С, который уберегает нас от простуд. Этими свойствами обладает и апельсиновая кожура. Но сейчас мы увидим, какими еще свойствами обладает апельсин. Давайте почистим апельсин!
В.: Молодцы, ребята! Апельсины как вкусное вознаграждение съедим чуть позже. А сейчас возьмем шарики и выжмем над ними апельсиновую цедру…
…Шарики лопнули!
В.: Дети, как вы думаете, почему лопнули воздушные шарики?
Дети отвечают, придумывают различные версии.
В.: Цедра апельсина содержит вещество лимонен. Он способен растворять резину, что и происходит с шариком.
В: Он на солнце созревает
И без косточек бывает.
Ну, не ягода, а клад
Опыт : Подводная лодка.
По этому принципу всплывает опускается и всплывает подводная лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет вниз. А надо подняться- мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, и рыба всплывает.
Вывод: Давайте сделаем с вами вывод. Воздух легче воды, и поэтому он может выталкивать предметы на поверхность.
В: А теперь, ребята, угадайте следующую загадку
Для лечения болезней
Он всех цитрусов полезней.
Очень кислый, сочный он.
Это желтый фрукт…..(лимон)
Опыт: "Волшебный лимон"
На столе у нас стоит чай и лимон. Давайте мы с вами поэкспериментируем с лимоном. Я вам сейчас налью чай в стаканы, а вы добавьте туда дольку лимона. Посмотрите, что произошло с чаем? (ответы детей)
Вывод: Лимон очень кислый, и поэтому лимонная кислота меняет цвет чая.
В.: В заключение нашей встречи предлагаю устроить вулкан желаний! Всех попрошу встать вокруг стола! Но помните о технике безопасности!
Давайте все вместе загадаем, чтобы все дети на земле были здоровыми.
В прозрачную банку с ярким вишневым соком ребята вместе с воспитателем добавляют жидкое мыло, соду и лимонную кислоту…Ребята в восторге! Получился настоящий вулкан! ( Газ выходит полностью из сосуда, когда достигает вершины, при этом частицы сока падают обратно вниз.
В.: Ребята, садитесь на места. Давайте подведем итоги. Чему вы научились сегодня, что нового вы узнали? Что вас удивило?
Дети отвечают.
В.: На этом наше путешествие в мир опытов и экспериментов не заканчивается! Я желаю вам продолжать его вместе со своими родителями! Интересуйтесь, задавайте вопросы и пытайтесь сами на них отвечать, экспериментируйте, но только не со своим здоровьем! До новых встреч!
1.Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов. "Познавательно - исследовательская деятельность дошкольников".
2. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. "Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста".
Цель: Выявить и расширить знания детей о фруктах и овощах.
— Познакомить детей с витаминами: А, В, С;
— рассказать, в каких продуктах они содержатся, какую роль играют для здоровья человека;
— Развивать интерес к экспериментированию.
— Развивать способности умения делать выводы в ходе работы с материалами.
— Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
— Воспитывать желание сотрудничать, умение договариваться в ходе совместнойдеятельности.
Как вы думаете, почему так говорят? (ответы детей)
Что нужно для того, что бы быть веселым и здоровым? (ответы детей).
— Еще необходимо правильное питание.
А что это значит? (ответы детей).
Воспитатель: — Еда должна быть не только вкусной, но и полезной.
Ребята, кто из вас знает. Что такое витамины? (ответы детей)
Витамины — это важные для здоровья человека вещества, которые содержатся в продуктах.
Воспитатель: — Ребята, а фрукты и овощи это полезная еда для человека? (ответы)
Витамин А – очень важен для зрения (в морковке)
Витамин Б – способствует хорошей работе сердца (в банане)
как вы думаете, какой витамин укрепляет весь организм, борется с простудами, делает человека более здоровым? – это Витамин С (в лимоне, апельсине).
Поиграем в игру?
— Ребята, как вы думаете, что в мешочке лежит? (предположения детей).
С виду он как рыжий мяч,
Только вот не мчится вскачь,
В нем полезный витамин –
Это спелый…. (Апельсин)
Что за сладкие рожки
В желтой одежке?
Что любят кушать обезьяны?
С пальмы спелые ….(Бананы)
Апельсина младший брат,
Его увидеть каждый рад…. (Мандарин)
Фрукт похож на неваляшку,
Носит желтую рубашку.
Тишину в саду нарушив,
С дерева упала (Груша)
Воспитатель: — Молодцы, отгадали все загадки. Мой мешочек пуст.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, умеют ли фрукты плавать? (предположения детей). Чтоб ни думать, ни гадать, будем с вами проверять.
Проходите в лабораторию.
(На отдельном столе, на разносе лежат различные фрукты по количеству детей)
Ребята, с какими фруктами вы хотите поэкспериментировать возьмите с разноса на свой стол.
(по 2 человека – емкость с водой на 2-их)
(Дети рассказывают, какие фрукты утонули, а какие плавают)
Воспитатель:Ну что, апельсины утонули? (Нет)А если очень постараться, утопить его удастся? Получилось? (ответы детей)
Интересно, почему апельсин плавает и не тонет? (Рассуждения детей)
Обращаю внимание на разнос с очищенными апельсинами. Ребята, что за фрукты на разносе? (апельсины). А какие они? (очищенные от кожуры). Да эти апельсины я уже очистила. Как вы думаете, очищенные от кожуры апельсины будут плавать? (предположения детей, эксперимент) Что произошло? (Апельсин утонул).
Интересно, а другие фрукты будут плавать без кожуры? (может быть кто-то из детей спросит или предложат очистить фрукты от кожуры).
Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает?
Что мы можем предположить?Почему так произошло (Ответы детей).
Как проверить, действительно ли кожура не дает апельсину утонуть.
Что происходит с апельсиновой кожурой? (плавает). Как вы думаете, почему? (предположения детей)
Рассматривают кожуру через лупу. Тонкая или толстая кожура апельсиновая? Как она выглядит через лупу, расскажите (ответы детей).А у груши, у банана какая кожура?
Воспитатель: Апельсиновая кожура, она пузыристая. Что это за пузырьки, как вы думаете? (пузырьки воздуха, их много). А что делают пузырьки воздуха с апельсином, с мандарином? (Они выталкивают их на поверхность воды).
Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать? (Если апельсин и мандарин с кожурой, то они не утонут — будут плавать, а если апельсин без кожуры он утонет, также и мандарин, потому что на них нет пузырьков воздуха и они тяжелее воды).
Воспитатель: Ребята, на доске нарисована вода, рядом лежат картинки с фруктами. Поместите картинки в нужное место. Если фрукт утонул, то куда вы картинку поместите? (вниз, на дно). А если плавал? (наверх, на воду)
(угощаются фруктами)
Воспитатель. Дети, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие в необыкновенный город, который называется Витаминки. Как вы поняли из названия, в этом городе живут витамины. У них, как и у вас, есть имена. Зовут эти витамины А, В, и С. Они живут в домиках. Домиками для них являются разные продукты, которые мы свами едим. Посмотрите на эти картинки и назовите продукты, которые здесь изображены.
Дети. Мясо, рыба, масло, сыр, хлеб. Яйца.
Витамин А. Если вы хотите хорошо расти, хорошо видеть и иметь крепкие зубы, вам нужен я-витамин А. Меня еще зовут витамином роста.
Воспитатель. В каких же овощах и фруктах содержится этот полезный витамин? Отгадайте мои загадки и узнаете.
Воспитатель загадывает загадки, дети отгадывают, воспитатель показывает картинки с изображениями отгадок: моркови, капусты, тыквы, помидора, апельсина, мандарина.
Воспитатель. Нас встречает следующий витамин-В. Он в синей одежде. (Показывает картинку.)
Витамин В. Если вы хотите быть сильными и иметь хороший аппетит, не хотите огорчаться и плакать по пустякам, быть всегда в хорошем настроении, вам нужен я-витамин В.
Воспитатель. В каких же овощах и фруктах он встречается?
Воспитатель загадывает загадки, дети отгадывают, воспитатель показывает картинки с изображениями отгадок: свеклы, яблок, груш, бананов, редиса.
Воспитатель. Вот еще один полезный витамин-С. Он одет в зеленую одежду. (Показывает картинку.)
Витамин С. Если вы хотите реже простужаться, быть бодрыми, быстрее выздоравливать, вам нужен я-витамин С. Меня называют витамином здоровья.
Воспитатель. В каких же овощах и фруктах встречается этот витамин?
Воспитатель загадывает загадки, дети отгадывают, воспитатель показывает картинки с изображениями отгадок: лимона, лука, чеснока, ананаса, смородины, огурца, салата.
Воспитатель. Итак, ребята, что нужно каждому человеку, чтобы хорошо расти, быть сильным и крепким, не болеть, иметь здоровые зубы. Быстрее выздоравливать? (Ответы детей.)
Воспитатель. Молодцы, ребята! Хорошо помогли бабушке в огороде. А как вы думаете, в овощах и фруктах есть сок? Какого он цвета? А вкус у него есть? Как мы можем этот сок попробовать? (Рассуждение детей).
Воспитатель предлагает выдавить сок из помидор и моркови с помощью рук.
Делают вывод: помидор-мягкий, сок выдавливается легко, имеет красный цвет; морковь-твердая, сок не выдавливается.
Воспитатель. Как можно получить сок из моркови? (Ответы детей.)
С помощью ручной соковыжималки воспитатель получает сок из моркови. Дети рассматривают цвет сока, нюхают его, пробуют. Делают вывод: сок ароматный, вкусный и полезный.
Воспитатель. Мы сегодня узнали много нового о пользе овощей и фруктов. Теперь вы никогда не заболеете. И у вас будет всегда прекрасное настроение!
Тема: «Витамины – их польза для здорового образа жизни человека.
Описание. Знакомство детей с понятием: витамины; какие продукты, овощи, фрукты входят в состав витамин групп А, В, С,Д. Рецепты лекарств из свеклы и моркови. Опыты с морковью и свеклой. Материал будет полезен, как для воспитателей, так и родителей. Предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Я использовала данный материал на занятии по природе, когда знакомила детей с овощами, также проделывали с детьми опыты в нашей детской лаборатории, и на основе данного материала мы создали мини МАНовскую работу
Читайте также: