Оказание первой помощи при травматизме в школе

Обновлено: 08.07.2024

Детский травматизм в школе - довольно частое явление. В статье расскажем, какие виды детских травм наиболее часты, разберемся в основных причинах травмирования и узнаем о мерах и формах профилактики травматизма у подростков и младших школьников.

Согласно ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.

Несчастные случаи, происходящие с учащимися в стенах школы и во время учебного процесса, являются причиной почти 15% всех детских травм . При этом до 80% школьников получают травмы на переменах.

Основные виды детских травм в школе

  • Закрытые и открытые повреждения костей и мягких тканей, черепно-мозговые травмы вследствие ударов и падений. Травмы и повреждения бывают самые разные. Это и ушибы, и растяжения связок. Но чаще всего обращаются с переломами, полученными вследствие падения (с лестницы, перил, после столкновений и т.д.). Причем переломы рук, точнее предплечья или ключицы, происходят в 4-5 раз чаще, чем переломы ног.
  • Ранения колющими и режущими предметами вследствие неосторожного применения или баловства (остро отточенные карандаши, циркули, кнопки, угольники, ножницы), повреждения деревообрабатывающими инструментами (молоток, стамеска, рубанок) на уроках труда вследствие несоблюдения техники безопасности.
  • Термические ожоги от раскаленной плиты или горячего утюга — частые травмы на уроках домоводства, а химические ожоги от кислот и щелочей — на уроках химии.
  • Поражения электрическим током от неисправных электроприборов или при несоблюдении техники безопасности.

Причины и риск возникновения травмоопасных ситуаций и травм у детей

Травмоопасные ситуации в школе возникают довольно часто и в большинстве случаев спонтанно и без объективных на то причин. Однако риск возникновения ситуаций, в результате которых ребенок может травмироваться сам или травмировать другого, обусловлен рядом причин, среди которых:

▶ неумение распознавать травмоопасную ситуацию;

▶ необученность необходимым навыкам поведения;

▶ недооценка степени опасности внезапно возникшей ситуации;

▶ определенные особенности развития.

Анализ особенностей школьного травматизма позволил установить, что дети получают травмы в школе в основном (80% случаев) на переменах, около 70% школьных травм происходят во время падений и бега, а на долю травм, произошедших на уроках физкультуры при занятиях на спортивных снарядах (козле, бревне и брусьях), приходится менее 20%.

Основными причинами травмирования детей на уроках физкультуры (около четверти всех школьных травм) являются:

▶ недочеты в организации и методике проведения уроков;

▶ неудовлетворительное состояние части спортивных залов и спортивных площадок, оборудования, инвентаря, одежды и обуви;

▶ скученность детей во время занятий.

Травмы, полученные учащимися на уроках труда, физики и химии, также обусловлены в основном нарушениями правил техники безопасности и дисциплины.

Наиболее частая причина травм, получаемых детьми в школе, — это недисциплинированность учащихся, их игровая агрессивность (удары твердыми предметами, кулаками, толчки, столкновения во время бега, подножки и пр.).

Взаимосвязь уровня травматизма с возрастными особенностями детей

В возрастном аспекте наиболее травмируемым считается возраст от 6 до 12 лет , что связано с повышенной эмоциональностью детей в этот период и недостаточно развитой у них способностью к самоконтролю. Причем с возрастом количество травм увеличивается, достигая наибольших значений у детей 11–14 лет.

Чаще всего травмируются гиперактивные дети и дети, воспитывающиеся в условиях гипер- или гипоопеки. Кроме того, частые травмы получают дети с нарушением функции программирования и контроля собственного поведения, а также со сниженным интеллектом.

В 15% случаев основной предпосылкой получения травм детьми являются их индивидуально-психологические особенности. Не только преобладание возбуждения над торможением (усталость, нервозность, импульсивность), но и, наоборот, преобладание торможения над возбуждением, инертность нервных процессов могут привести к получению травмы.

Дети, умственно более развитые, с высоким интеллектом, осознают опасность и избегают ее. В структуре интеллекта наиболее важной представляется такая особенность мышления, как способность к анализу, синтезу, обобщению, что связано с умением прогнозировать последствия поступков.

Несчастным случаям в большей степени подвержены дети с низкими качественными характеристиками внимания (концентрация, распределение и переключение), недостаточной сенсомоторной координацией, неосмотрительные, с низкой выносливостью, а также боязливые или слишком склонные к риску. Эмоционально неустойчивые, импульсивные дети гораздо чаще получают травмы, чем их спокойные и уравновешенные сверстники.

Причины травмирования детей и подростков в школе можно условно объединить в три основные группы:

  1. Поведение самого ребенка, получившего травму.
  2. Действия окружающих сверстников.
  3. Действия взрослых, находившихся в окружении пострадавшего ребенка.

Травмы, обусловленные поведением пострадавшего

Свыше 40% всех травм происходят по причинам, относящимся к первой группе, которые, в свою очередь, можно подразделить на 4 подгруппы.

  • Первая подгруппа причин связана с недостаточным сенсомоторным развитием ребенка: низким уровнем координации движений, неумением владеть своим телом, а также отсутствием навыка выполнения действия.
  • Вторая подгруппа обусловлена отсутствием или недостаточностью знаний об опасности и возможных последствиях выбранных действий.
  • Третья связана с пренебрежением известной опасностью из-за более сильного мотива, например при желании произвести впечатление на значимых для ребенка или подростка людей.
  • Четвертая объединяет причины, вызванные психофизиологическим состоянием, влияющим на успешность протекания деятельности: усталость, эмоциональное возбуждение, игровой раж, спортивный азарт и др.

Более 70% травм, полученных детьми из-за своего поведения, обусловлены причинами, относящимися к четвертой подгруппе. Чаще всего получение травм происходит при проведении подвижных игр. При этом нередко сильное дезорганизующее влияние на поведение оказывают трудносдерживаемое стремление к достижению наилучшего результата, а также соревновательный момент игры и внезапно возникающие задачи и опасные ситуации, при которых нужно быстро принимать самостоятельное решение. Все это привносит в игру эмоционально-аффективный фактор, оказывающий особенно сильное влияние, поскольку он связан с реальными, а не с игровыми взаимоотношениями, как это было в дошкольном возрасте.

Спешка — еще одно эмоциональное состояние, которое может дезорганизовать деятельность. В основном травмы по этой причине регистрируются в возрасте 11–14 лет, когда начинает сказываться занятость подростков (большая учебная нагрузка, посещение кружков и спортивных секций, выполнение обязанностей по дому и т. д.). В то же время усиливается соревновательный мотив не только в игре, но и в повседневной жизни (первым попасть на завтрак в школе, в раздевалку, на улицу во время перемены и т. д.).

С возрастом частота травм по вине самих пострадавших увеличивается, т. к. с развитием ребенка расширяется сфера его самостоятельной деятельности.

Травмы, полученные вследствие неправомерных действий сверстников

Вторая группа причин , обуславливающих треть всех детских травм, зависит от действий окружающих ребенка сверстников . Результаты исследования показали, что чаще дети травмируют сверстников во время игры (20% случаев) либо непреднамеренно вне игры (30%), как правило, не замечая их (например, наталкиваются на других).

Особое внимание следует обратить на случаи, связанные с поведением, содержащим элемент физического насилия по отношению к окружающим, а иногда и с целенаправленным стремлением причинить боль и показать свое физическое превосходство (свыше 40% травм). Отмечена тревожная тенденция увеличения количества травм, полученных подростками в результате драк.

Травмы, возникшие по причине недосмотра взрослых

Как выше уже было сказано, большинство повреждений школьники получают во время перемен. В коридорах после урока одномоментно скапливается большое количество детей, они бегают, выплескивая скопившуюся за урок энергию, сталкиваются, падают — травмы неизбежны. Также возможно получить травму на уроках физкультуры, труда, физики или химии. Эти случаи обусловлены в основном по недосмотру взрослых и нарушением правил безопасности в образовательных учреждениях детьми.

В большинстве случаев такие травмы обусловлены недосмотром за детьми и отсутствием контроля их поведения. Необеспечение безопасной среды также относится к наиболее распространенным ошибкам родителей, вследствие которой происходит 25% травм, относящихся к данной группе.

Профилактика детского травматизма

  1. Инструктирование по технике безопасности и педагогов, и учащихся.
  2. Регулярное проведение профилактических бесед с учащимися и родителями учащихся о необходимости соблюдения правил поведения в школе и требований к одежде и обуви обучающихся.
  3. Осуществление контроля соответствия условий обучения санитарно-эпидемиологическим правилам.
  4. Ежедневная проверка помещений образовательной организации для проведения занятий.

Педагогам необходимо учесть следующие возможные направления работы с учащимися и их родителями :

✅ воспитание ответственного отношения к собственной безопасности жизнедеятельности;

✅ формирование устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах, в быту, в школе;

✅ разработка и внедрение новых современных технологий управления деятельностью по профилактике детского травматизма;

✅ воспитание уважения к людям старших поколений, навыков культуры общения и соответствующих норм этики взаимоотношений.

Большинство травм дети получают дома и на улице, и многих из них можно избежать. Детские травмы вызывает ряд причин. Прежде всего, это недостаточный надзор или его отсутствие. Не менее значительный фактор – недостаточная воспитательная работа с детьми. Также к травмам приводят доступность бытовых ядов, в том числе, моющих средств, нехватка оборудованных мест для игр, плохое освещение, гололёд и т.п.

Профилактика бытового травматизма

1. Ссадины, ушибы, гематомы; переломы; черепно-мозговая травма. Основной источник подобных травм – столкновения с углом или стеной, падения и драки. Как правило, дети ударяются, бегая по квартире. Рекомендуется выделить ребёнку место для игры и очистить его от острых углов. Также рекомендуется не заставлять коридор лишними вещами. Наконец, необходимо следить за тем, чтобы на полу, на проходе не лежали посторонние вещи, в том числе игрушки. Вторая важная причина – падение. Пока ребёнок маленький, родителям необходимо следить, чтобы он не забирался высоко. Опасность для 8–12-месячного ребёнка представляют даже диван, кровать или стул. Наибольшую опасность представляют окна! Следите, чтобы ребёнок не залезал и не вставал на подоконник. Закрывайте окна, если в комнате маленький ребёнок. Пластиковые окна допустимо открывать на зимнее проветривание. Объясните подросшему ребёнку, что опираться на стекло или москитную сетку – опасно для жизни!

3. Ожоги. Сильные ожоги оставляют шрамы, а иногда могут привести к смертельному исходу. Необходимо следить, чтобы ребёнок не мог добраться до горячих предметов: плиты, еды или напитков, посуды, утюга, – а также от открытого огня: свечей, камина, костра или пожара, взрывающихся петард и т.д. Ни в коем случае нельзя оставлять в доступном месте легковоспламеняющиеся жидкости, такие, как бензин, керосин, а также спички, бенгальские огни и петарды. Безопасная плита. Наиболее безопасны индукционные плиты, однако они стоят далеко не во всех квартирах. Чтобы не допустить ожог или воспламенение, рекомендуется закрывать дверь кухни на защёлку, чтобы ребёнок не мог туда проникнуть, либо снимать с плиты ручки – это не даст ребёнку включить конфорку или духовку.

4. Удушье от малых предметов. Маленьким детям не следует давать еду с маленькими косточками или семечками, всю еду следует давать измельчённой. Во время еды за детьми необходимо присматривать. Маленьким детям нельзя давать для игры мелкие вещи (пуговицы, игрушки из шоколадных яиц или автоматов и др.), а также предметы и игрушки, состоящие из мелких деталей, которые отделяются дуг от друга. Подросшим (с двух-трёх лет) детям необходимо объяснить, что мелкие предметы нельзя засовывать в нос или играть ими во рту.

5. Отравление бытовыми химическими веществами. Ядовитые вещества, медикаменты, отбеливатели, кислоты и горючее, например керосин, ни в коем случае нельзя хранить в бутылках для пищевых продуктов – дети могут по ошибке выпить их. Такие вещества следует держать в плотно закрытых маркированных контейнерах, в недоступном для детей месте.

6. Поражение электрическим током. Дети могут получить серьёзные повреждения, воткнув пальцы или другие предметы в электрические розетки; их нужно закрывать, чтобы предотвратить травмирование. Электрические провода должны быть недоступны детям, на всех проводах в доме должна быть исправна изоляция, желательно убирать провода в короба или под плинтусы. Важно объяснить ребёнку опасность игры с проводами и электроприборами.

7. Утопление. Как правило, родители боятся за своих детей, отпуская на открытый водоём или в бассейн. Однако опасность представляют также ванна и колодец, а для маленьких детей и ведро, таз или раковина с водой, бочок унитаза, даже сам унитаз. Необходимо присматривать за ребёнком во время купания, нельзя оставлять маленьких детей наедине с ёмкостями, полными воды, отпускать детей одних к колодцу. Кроме того, следует учить ребёнка плавать, начиная с раннего возраста, и обучить правилам поведения в бассейне, ванне и на открытом водоёме.

Профилактика транспортного травматизма

Взрослые обязаны обучить ребёнка правилам поведения на дороге, в машине и общественном транспорте, а также обеспечить безопасность ребёнка в транспорте. Малышам до пяти лет особенно опасно находиться на дороге – с ними всегда должны быть взрослые. Необходимо следить, чтобы дети не выбегали на дорогу, а также не играли и не бегали рядом с проезжей частью.

Крайне важно научить ребёнка правильно переходить дорогу:

1) остановиться на обочине;

2) посмотреть в обе стороны, убедиться, что машин или других транспортных средств на дороге нет;

3) переходя дорогу, держаться за руку взрослого или ребёнка старшего возраста;

4) идти, но ни в коем случае не бежать;

5) переходить дорогу только в установленных местах и на зелёный сигнал светофора.

Старших детей необходимо научить присматривать за младшими. Несчастные случаи при езде на велосипеде являются распространённой причиной травматизма и даже смерти среди детей старшего возраста. Таких случаев можно избежать, если родственники и родители будут учить ребёнка безопасному поведению при езде на велосипеде. Детям нужно надевать на голову шлемы и другие приспособления для защиты. Детей нельзя сажать на переднее сидение машины. При перевозке ребёнка в автомобиле, необходимо использовать специальное кресло и ремни безопасности.

Оказание первой помощи

Первая помощь при ожогах Ожоги кожи допускается лечить дома, если они не серьёзнее I степени. Попытка самостоятельного лечения глубоких ожогов может иметь крайне тяжёлые последствия: острая почечная недостаточность, пневмония, сепсис, полиорганная недостаточность.

Порядок действий при ожоге:

1. Поместить обожжённый участок под струю холодной воды на несколько минут. Если это невозможно – обернуть тканью, смоченной холодной водой или использовать другие средства охлаждения (лёд, сухой лёд, мясо из холодильника и др., наложенные на повязку, чтобы избежать загрязнения места ожога).

2. Определите степень ожога.

3. При ожоге первой степени обработайте поражённое место спреем, мазью или кремом от ожогов из домашней аптечки (они снимут боль). Затем наложите сухую повязку из стерильного бинта. Хорошо, если средства от ожогов хранятся в холодильнике.

4. При ожоге второй степени освободите место ожога от одежды, накройте поражённый участок стерильным бинтом, смоченным в чистой холодной воде, и доставьте ребёнка в поликлинику по месту жительства или травмпункт.

5. При ожогах третьей степени немедленно вызовите Скорую помощь.

Первая помощь при поражении электрическим током В первую очередь, необходимо отключить источник электроэнергии либо оттащить ребёнка от него – осторожно, соблюдая технику безопасности. Помимо ожогов, при ударе током высока вероятность потери сознания. В таком случае необходимо держать ребёнка в тепле и немедленно обратиться за медицинской помощью. Если ребёнку тяжело дышать или он не дышит, положите его на спину ровно, подложив под шею валик из одежды. Если ребёнок не дышит – необходимо оперативно сделать ребёнку искусственное дыхание. В случае остановки сердца – непрямой массаж.

Первая помощь при переломах При переломе, в первую очередь, необходимо обездвижить повреждённую конечность. Если ребёнок получил удар по спине, упал с высоты – существует вероятность перелома позвоночника. В таком случае категорически запрещается поднимать ребёнка. В любом случае – необходимо немедленно вызвать Скорую помощь. При открытом переломе необходимо наложить тугую повязку либо жгут, чтобы остановить кровотечение.

Первая помощь при сотрясении мозга Сотрясение мозга возникает при сильном ударе по голове. При этом, как правило, фиксируется двоение в глазах, слабость, тошнота, возможна потеря сознания. При сотрясении мозга необходимо обеспечить ребёнку полный покой, лучше всего – положить его, обеспечить приток свежего воздуха. Затем следует вызвать медиков либо отвезти ребёнка в травмпункт. К месту удара допустимо приложить холод (грелку со льдом, охлаждённое мясо поверх повязки и т.п.)

Первая помощь при порезах, ранах и укусах При порезах и ранах необходимо продезинфицировать повреждённое место: удалить осколки и др. предметы, оставшиеся в ране, затем промыть место перекисью водорода. При дезинфекции спиртовыми настойками, обрабатывается кожа вокруг раны. Затем необходимо остановить кровотечение, наложив чистую тугую повязку. При глубоких порезах и ранах может понадобиться наложение жгута и обращение в травмпункт или Скорую помощь.

При укусах животных, особенно бродячих или диких, обращение в больницу – необходимость: со слюной в рану может попасть опасная инфекция. При укусах насекомых нередки аллергические реакции – допустимо дать ребёнку противоаллергенное антигистаминное средство. При укусе клеща необходимо обратиться в ближайший травмпункт, чтобы извлечь клеща и отдать на анализ в лабораторию на выявление инфекции. Удалить клеща можно самостоятельно, обхватив его у основания петлёй из нитки. При этом руки должны быть защищены перчатками.

Первая помощь при удушье Кашель, шумное частое дыхание или невозможность издавать звуки – признаки проблем с дыханием и, возможно, удушья, которое может привести к смерти. Одна из возможных причин удушья – попадание мелких предметов или пищи в дыхательные пути. Необходимо немедленно восстановить нормальное дыхание, устранив причину удушья. Вытолкнуть предмет из горла можно: – резким, рассчитанным ударом кулака по спине в районе лопаток, – положив ребёнка головой вниз (младенца – на плечо, ребёнка постарше – на колено) и нанеся 1, максимум – 5 рассчитанных ударов по спине между лопатками (удар должен быть резким, достаточно сильным, но не травмирующим ребёнка), Устранить инородный предмет из горла также можно пинцетом или медицинским зажимом – только в случае, если предмет хорошо просматривается и может быть захвачен. Ни в коем случае нельзя удалять предметы пальцами – кисть закрывает обзор, вы можете протолкнуть предмет еще глубже, а если ребёнок маленький – можете дополнительно вывихнуть ему челюсть. Если первые два приёма не дали результатов – незамедлительно везите ребёнка в больницу, если нет машины – одновременно вызывайте Скорую помощь и такси.

Первая помощь при отравлении Действия при отравлении зависят от того, чем отравился ребёнок. Если это щёлочь или кислота – её можно попытаться нейтрализовать. Крайне не рекомендуется вызывать рвоту. Необходимо немедленно дать обволакивающее питьё, например, кисель или молоко и вызвать Скорую помощь. Врач должен максимально точно знать, чем отравился ребёнок. В случае пищевого отравления или отравления лекарствами, наоборот, необходимо вызвать рвоту, промыв желудок водой (1 стаканом для грудных детей, 0,5–1 л воды для более старших детей). При любом отравлении необходимо немедленно вызывать Скорую помощь. Последствия интоксикации могут проявиться не сразу и чреваты летальным исходом.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

преподаватель физической культуры

Высокий уровень травматизма всегда вызывает тревогу, поэтому очень важно уметь предупредить травму, а урок физической культуры самый травм опасный урок в школе. Физическая культура в школе призвана повысить культуру здоровья учащегося, повлиять на оздоровление его стиля жизни и создать условия для более эффективного развития юного организма. Стоит обратить особое внимание на то, что стиль жизни ребенка формируется в семье. Для предупреждения травм учащихся, родителям необходимо знать состояние здоровья своего ребенка в день проведения урока, обеспечить его спортивной одеждой и обувью, которые соответствуют данному уроку физической культуры.

На занятиях физической культурой школьники входят в группу риска, которая подвержена травматизму, т.к. урок физкультуры отличается от других высокой двигательной активностью занимающихся, с использованием различного спортивного оборудования, инвентаря.

Задача учителя физкультуры развивать у детей опорно- двигательный аппарат, укреплять костно -мышечную систему, как наиболее подверженную в детском возрасте травматизму, обратить внимание родителей на систему семейного воспитания по созданию условий для укрепления физической подготовленности детей.

Большое влияние имеет отношение родителей к уроку физической культуры, это не достаточно серьезное отношение к предмету к сожалению, в наше время это встречается все чаще. Родители мало уделяют внимания для полноценного физического развития ребенка, его двигательной активности, соответственно в школу такой ребенок приходит менее подготовленным, физическое состояние ребенка очень слабое, а это уже высокий уровень того, что такой ребенок наиболее подвержен травматизму.

Целью данной работы является овладение преподавателей по физической культуре необходимыми знаниями, его подхода к уроку, умения эффективно и грамотно вести урок, принести максимум пользы для здоровья учащихся и свести к минимуму несчастные случаи и травматизм в учебном процессе.

Профилактика детского травматизма, умение вовремя оказывать первую помощь- одна из важнейших задач современного общества, которая должна быть достигнута, в первую очередь, соблюдением техники безопасности на занятиях физической культуры.

Причины травматизма

Анализ научно-методической литературы позволил выделить следующие причины травматизма на уроках физической культуры:

-организационные недостатки при проведении занятий и соревнований. Нарушение инструкций и положений о проведении уроков физкультуры, соревнований.

-сдвоенные уроки (когда два класса разных возрастных групп занимаются в одном зале одновременно)

-несоответствие уровня физического развития и двигательной подготовленности;

-использование плохо сформированных умений и навыков в качестве средств развития физических способностей, что ведет к отвлечению внимания, учащихся от техники выполнения двигательного действия и, как следствие, к нарушению точности воспроизведения пространственных и временных параметров двигательного действия;

-невыполнение правил функциональной подготовки организма перед выполнением физических упражнений (например, перед значительными нагрузками не проведена разминка или разминка была слишком интенсивной. Что вызвало преждевременное утомление учащихся);

-отсутствие у учителя умений и навыков в применении страховки при обучении школьников двигательным действиям;

-некачественный спортивный инвентарь;

-неправильная организация и методика проведения учебных занятий;

-неблагоприятные метеорологические условия, нарушение правил содержания мест занятий;

-нарушение правил врачебного контроля.

Следовательно, причинами травм и несчастных случаев является нарушение правил, обязательных при проведении занятий по физической культуре в учебном заведении. Анализ причин травм свидетельствует о том, что большинство из них можно было предупредить.

Предупреждение травматизма при занятиях физической культурой.

Учитель физической культуры или лицо, проводящее занятие по физическому воспитанию несут прямую ответственность за охрану жизни и здоровья учащихся.

На администрацию школ возлагается ответственность за исправность спортивного инвентаря и оборудования, соответствие санитарно-гигиенических условий требованиям, предъявляемым к месту проведения занятий.

На медицинский персонал возлагается ответственность за проведение в установленном порядке лечебно-профилактических мероприятий, содействующих сохранению здоровья учащихся, а также осуществления санитарного надзора за местами и условиями проведения учебно-воспитательного процесса по физической культуре.

Работа по профилактике травматизма и несчастных случаев, а также грамотное оказание первой помощи при травмах на занятиях физической культурой является одной из важнейших задач преподавателей, тренеров, администрации, медицинских работников. К сожалению, не все и не всегда проводят эту работу регулярно и последовательно. Множество нарушений организационного, методического, санитарно-гигиенического характера приводит к травмам.

Во избежание возможных травм необходимо выполнять следующие правила:

- к занятиям допускаются учащиеся, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по технике безопасности на занятиях;

-при проведении занятий должно соблюдаться расписание учебных занятий, режимы занятий и отдыха;

-аптечка, укомплектованная всем необходимым находится в спортивном зале;

-перед началом занятий необходимо проверить готовность зала:

Убрать все посторонние и выступающие предметы;

Проверить чистоту пола;

Наличие освещения и вентиляции в зале;

Убедиться в исправности инвентаря;

Проверить температурный режим в зале;

-учащиеся должны быть в соответствующих занятию спортивной форме;

-проверить отсутствию часов, браслетов, украшений и других предметов для избегания травм;

-перед занятием напомнить о правилах безопасности на данном занятии и требовать их исполнения;

-научить учащихся вести дневник самоконтроля;

-проверить численность класса и заполнить журнал;

-начинать занятие с разминки, затем переходить к основной части;

-занятие должно быть организованно согласно плана-конспекта занятия4

-необходимо соблюдать порядок и дисциплину на занятии;

-в конце занятия провести упражнения на восстановление дыхания;

-учить учащихся правильному и безопасному выполнению упражнений;

-осуществлять страховку занимающихся в необходимых случаях;

-по медицинским показаниям знать физическую подготовленность и функциональные возможности учащихся;

-не оставлять детей без присмотра во время занятия;

-чередовать нагрузку и отдых во время занятия;

-вести контроль за физическими нагрузками и обучать детей самоконтролю;

-уметь визуально определять самочувствие по внешним признакам;

-при плохом самочувствии освободить учащегося от занятия;

-не допускать входа и выхода в зал без разрешения учителя до, во время занятия и после;

-требовать от учащихся прекращения выполнения упражнений по первому сигналу учителя;

-в процессе занятий и игр учащиеся обязаны соблюдать правила занятий и игр;

-избегать столкновений, толчков, ударов;

-при падении уметь сгруппироваться, выполнять приемы само страховки;

-при обнаружении обстоятельств, которые могут нести угрозу жизни здоровью, немедленно прекратить занятия и сообщить об этом администрации школы, а учащихся вывести в безопасное место;

-при получении учащимися травмы немедленно остановить занятие, оказать ему первую медицинскую помощь, пригласить медработника, сообщить о случившемся администрации школы и родителям;

Необходимо вовлекать в учебный процесс родителей, это играет не меньшую роль в предупреждении травматизма на уроках физической культуры. Проводить беседы на родительских собраниях на тему по предупреждению детского травматизма.

Правила оказания первой помощи на уроках физической культуры.

При занятиями физическими упражнениями у школьников могут возникать травмы, ушибы и другие функциональные нарушения. Важно уметь правильно и своевременно оказать первую помощь в таких случаях.

Первая помощь заключается в прекращении дальнейшего воздействия травмирующих факторов, проведении простейших лечебных мероприятий и в обеспечении скорейшей транспортировки пострадавшего в лечебное учреждение, предупреждении опасных последствий травм, кровотечений, инфекций и шока.

Порядок действий в случае, если учащийся во время учебного процесса получил травму:

-оказать первую медицинскую помощь;

-доставить пострадавшего в лечебное учреждение;

-немедленно сообщить о несчастном случае руководителю учреждения (дежурному администратору) и родителям пострадавшего;

-при необходимости принять участие в расследовании несчастного случая.

При оказании первой помощи следует руководствоваться следующими принципами:

1.Действовать быстро, правильно и целесообразно.

2.Обдуманность, решительность и спокойствие (не допускать паники).

3.Определить вид и тяжесть травмы.

4.Способ обработки травмы, места повреждения.

5.Необходимые средства первой помощи в зависимости от данных возможностей и обстоятельств.

При оказании первой помощи необходимо установить:

1.Обстоятельства, при которых произошла травма.

2.Время возникновения травмы.

3.Место возникновения травмы. Обращение с пострадавшим.

Обращение с пострадавшим:

При оказании первой медицинской помощи необходимо уметь обращаться с пострадавшим, например, уметь правильно снять одежду-это важно при переломах, сильных кровотечениях, при потере сознания, пострадавшего необходимо правильно приподнять, а в случае необходимости перенести на другое место.

Приподнимать раненного следует осторожно, поддерживая снизу. Для этого может понадобится участие двух или трех человек.

При повреждении верхней конечности одежду сначала снимают со здоровой руки. Затем с поврежденной руки стягивают рукав, поддерживая при этом всю руку снизу. Подобным образом снимают с нижних конечностей брюки.

Если снять одежду с пострадавшего трудно, то ее распарывают по швам.

При кровотечениях в большинстве случаев достаточно просто разрезать одежду выше места кровотечения.

При ожогах, когда одежда прилипает, материю следует обрезать вокруг места ожога, ни в коем случае нельзя отрывать. Повязка накладывается поверх обожжённых участков.

Среди травм встречаются:

Кровотечения – если рана не глубокая, ее надо обработать перекисью водорода и настойкой йода, после чего перебинтовать или наложить пластырь. Если рана глубокая, то ее надо обработать перекисью водорода, положить тампон с перекисью ( для остановки кровотечения) и вызвать врача. Когда открывается кровотечение из носа, учащегося необходимо положить на скамейку или на маты (с приподнятой головой), заложить тампоны с перекисью водорода в носовые отверстия.

Причиной потертостей покрова тела могут быть неправильно подобранная одежда и обувь, а также неосторожное взаимодействие ученика со спортивным оборудованием (например, при лазании по канату). В этих случаях места потертости смазывают жирным кремом, а при необходимости накладывают повязки. Если неправильно подобранная обувь вызвала появление водяных мозолей, то их не коем случае нельзя вскрывать. Необходимо сделать повязку, сменить обувь.

Сведение отдельных мышечных групп вызывает сильные боли и ограничение в движениях. В этих случаях необходимо положить ученика на горизонтальную поверхность или посадить на скамейку, добиваясь такого положения тела, чтобы сведенная мышца была не нагружена.

После этого нужно массировать мышцы. Массаж представляет собой глубокое поглаживание участков тела в сторону крупных суставов( снизу вверх). Его проводят до тех пор, пока мышца не расслабится и не появится легкое покраснение кожи в месте массажа.

При надрывах мышц возникает острая боль, утрачивается способность выполнять движение. В этом случае область надрыва нужно охладить и выше места повреждения наложить повязку из эластичного бинта.

Ссадины обрабатывают перекисью водорода и затем смазывают 2%-ым раствором бриллиантовой зелени. Небольшие ссадины оставляют открытыми, большие закрывают асептическими наклейками или повязками.

Растяжение связок чаще всего бывает в области коленного сустава и голеностопного, сопровождается болью и припухлостью; впоследствии образуется кровоподтек. К поврежденному месту прикладывают холодный компресс, затем накладывают тугую повязку.

При вывихах необходимо положить ученика на маты или на пол, провести местное холодовое обезболивание, наложить шину или туго перебинтовать эластичным бинтом. Вывихи смещение костей и переломы иногда сопровождаются болевыми шоками, вследствие чего иногда ученик может потерять сознание. В этих случаях необходимо взять ватный тампон с нашатырным спиртом и на расстоянии 3-4 см от носа сделать им маятникообразные движения до прихода ученика в сознание.

При переломах костей, явных закрытых переломах голени, верхних конечностей или даже при подозрении на них первая помощь сводится к наложению транспортных иммобилизационных шин из подручного материала с захватом двух суставов.

При переломе ключицы необходимо наложить кольца-лямки на плечевой сустав и связать их сзади или наложить восьмиобразную повязку, шину Дезо для фиксации и транспортировки пострадавшего к врачу.

При сотрясении мозга, которое сопровождается у школьников рвотой, головокружением, необходимо срочно вызвать врача или обеспечить транспортировку травмированного в больницу.

Учителя физкультуры, должны учитывать, физиологические особенности детского организма, при правильной организации техники безопасности и выполнении профилактических мер при занятиях физкультурой можно снизить число травм до минимума.

Не всегда причиной травматизма является компетентность преподавателя, многое зависит и от предоставленных для работы условий. Во многих школах учителя вынуждены проводить сдвоенные уроки (в одном спортивном зале два класса), невозможность отследить сразу всех учащихся, подстраховать, вовремя обратить внимание на их самочувствие.

Это и состояние учебных помещений, оборудования, инвентаря. Ветхие полы, протечки, старый инвентарь.

Врачебное обслуживание во многих учебных заведениях в неудовлетворительном состоянии.

Недостаточное владение знаниями при оказании первой помощи.

Следовательно, на уменьшение травматизма повлияет улучшение условий работы, своевременный ремонт спортивных помещений, приобретение качественного инвентаря, хорошее врачебное обслуживание, участие родителей в учебном процессе, а также высокий уровень знаний и профессиональная подготовленность учителя.

Список использованной литературы:

Кисилев П.А., Кисилева С.Б. Настольная книга учителя физической культуры: подготовка школьников к олимпиадам (всероссийским, региональным, городским, районным, школьным). Методическое пособие /авт.сост.: Кисилев П.А., Кисилева С.Б.-М.: ГЛОБУС, 2008.- 320с.

Муравьев В.А., Созинова Н.А. Техника безопасности на уроках физической культуры./Муравьев В.А., Созинова Н.А. – М., 2001 – 96с

Лукьяненко В.П. Физическая культура: основа знаний: учебное пособие/В.П. Лукьяненко-М.: Советский спорт,2003

Кисилев П.А.,Кисилева С.Б. Справочник учителя физической культуры/авт.сост.П.А. Кисилев, С.Б. Кисилева.- Волгоград: Учитель, 2011.-251с

Лях В.И. Комплексная программа физического воспитания 1-11 классов.- М.: Просвещение 2004г.

Детский травматизм – одна из серьезных социальных проблем, которая не только угрожает здоровью детей, но и влечет проблемы для родителей. Чаще всего травмы возникают дома или на улице; реже травмы связаны с городским транспортом, со случаями в детских учреждениях или во время занятий спортом. Еще реже наблюдаются утопления и отравления [1].

Наиболее опасны три вида травм : бытовые, транспортные и утопление.

Чаще всего травмы бывают у детей младшего школьного возраста (7-11 лет). Травмы у мальчиков бывают чаще (73,3%, чем у девочек. Травмы являются ведущей причиной смерти детей старше трех лет. От травм и несчастных случаев умирает больше детей, чем от детских инфекций.

Ежегодно в травматические пункты попадает свыше 500 000 детей с различными травмами. В возникновении повреждений имеют значение анатомо-физиологические и психологические особенности детей, их физическое и психическое развитие, нехватка житейских навыков.

Чаще всего смертельные исходы (более 75%) встречаются у детей с низкой успеваемостью в детских учреждениях, с негативным отношением к занятиям, учебе. По статистике около 70% детей имеют слабый тип нервной системы, 15 % - двигательную заторможенность [5].

На мой взгляд – данная тема имеет высокую актуальность именно для дошкольных учреждений, в связи с тем, что нередко детский травматизм и его профилактика являются важными вопросами в практике педагога.

1. Закрытые повреждения (ушиб, растяжение, вывих, перелом). Первая доврачебная помощь при закрытых повреждениях

Виды повреждений в зависимости от характера бывают механические (при падении, ударе, физические (при воздействии высокой или низкой температуры — ожоги, обморожения, действие электрического тока, проникающей радиации и т. п., химические (при воздействии на ткани разных химических веществ — кислот, щелочей, отравляющих веществ и пр.).

К закрытым повреждениям относятся повреждения, при которых отсутствует нарушение кожных покровов и слизистых оболочек: ушибы мягких тканей, растяжения связок, большинство вывихов и переломов [4].

Самым частым закрытым повреждением бывает ушиб. При ушибах кожный покров не нарушен, нет наружного кровотечения, но под кожей в мышцах травмируются небольшие кровеносные сосуды, из которых кровь просачивается в ткани. На месте ушиба появляются припухлость и синюшно-красное пятно, которое постепенно меняет свой цвет на сине-багровый, зеленый и желтый (кровоподтек, или синяк).

Первая доврачебная помощь : для уменьшения боли и кровоизлияния на ушибленное место прикладывают холод — емкость с холодной водой или холодные примочки. Ушибленную часть тела приподнимают и обеспечивают ей полный покой.

Растяжение связок и сухожилий возникает при резких движениях, неудачных прыжках, а так же неловких поворотах. Чаще всего наблюдается растяжение связочного аппарата голеностопного сустава. При падениях на вытянутую кисть может возникнуть растяжение лучезапястного сустава. Реже наблюдаются растяжения локтевого и коленного суставов. При растяжении возникают болезненность, припухлость, ограничение движений в суставе, а через 2-3 дня может выявиться кровоподтек.

Первая доврачебная помощь заключается в наложении на поврежденное место тугой, давящей повязки из бинта или мягкой ткани. Ноге придают высокое положение. Поверх повязки кладут пузырь со льдом или снегом.

В некоторых случаях может произойти не только растяжение, но и надрыв или даже разрыв связок и суставной сумки, со стойким смещением концов костей, входящих в тот или иной сустав. Такое повреждение называют вывихом. При вывихе могут разрываться мышцы и их сухожилия, прикрепляющиеся в области сустава, а также повреждаться соседние сосуды и нервы. В месте повреждения возникает резкая, усиливающаяся при малейшей попытке к движению боль, опухоль и кровоподтеки. Ненормальное положение поврежденной руки или ноги ни в коем случае исправлять неспециалисту нельзя.

Первая доврачебная помощь : при вывихе суставов руки ее подвешивают на косынке; с вывихом суставов ног пострадавшего укладывают на носилки с мягкой подстилкой, на которых его и доставляют к врачу, обложив поврежденную ногу мягкими подушками или одеждой.

Переломом называется полное или частичное нарушение целости кости. Если при переломе кости кожные покровы остались целыми, его называют закрытым; если наряду с переломом кости имеется рана, перелом называют открытым. Открытый перелом опаснее, так как через рану возможно проникновение микробов. Перелом кости сопровождается резкой болью, усиливающейся при малейшем движении, может наблюдаться подвижность кости в том месте, где нет сустава, изменение внешней формы сломанной конечности (наличие ненормальных выступов, искривлений, западаний).

Первая доврачебная помощь при переломах обеспечивается, прежде всего, полным покоем поврежденной части тела. Это предупредит еще большее смещение костей, которые могут поранить окружающие ткани (мышцы, сосуды, нервы) и усилить боль. Для обеспечения сломанной конечности (руке, ноге) неподвижности применяют шины. В продаже имеются готовые шины из дерева или проволоки, размеры и форма которых соответствуют разным частям рук и ног (в срочных случаях можно воспользоваться палкой зонта, пучком прутьев или прибинтовать сломанную руку к грудной клетке, ногу — к здоровой ноге). При открытом переломе перед наложением шины на поврежденную конечность кожу вокруг раны смазывают йодом и на рану накладывают стерильную повязку [4, 6, 7].

Многих серьезных травм можно избежать, если родители и воспитатели будут внимательно следить за детьми и заботиться о том, чтобы их окружение было безопасным. Взрослые обязаны предупреждать возможные риски и всячески ограждать от них детей.

2. Открытые повреждения (раны, инородное тела, царапины, потертости). Первая доврачебная помощь при открытых повреждениях

Открытые повреждения связаны с нарушением целости наружных покровов: раны, открытые вывихи и переломы, потертости, царапины, инородное тело, ожоги и другое [3].

Раной называется повреждение, при котором нарушается целостность кожи или слизистых оболочек, а иногда и глубже лежащих тканей (подкожная клетчатка, мышцы и др.). Необходимо помнить, что все раны, даже самые незначительные, всегда инфицированы.

Первая доврачебная помощь : в первые часы после ранения микробы, в основном, находятся на поверхности раны и еще не проявляют своих болезнетворных свойств, поэтому при любом повреждении кожных или слизистых покровов надо срочно принять все необходимые меры, чтобы устранить или хотя бы ослабить вредное влияние микробов на рану, не дать им возможности проникнуть в организм. С этой целью применяется обработка раны 3%-ным раствором перекиси водорода или слабо-розовым раствором марганцовокислого калия ( 1:1000 или 0,5%-ный раствор, края раны смазываются 5%-ной спиртовой настойкой йода или 1%-ным спиртовым раствором бриллиантовой зелени, на рану накладывается повязка с 1-5%-ной синтомициновой эмульсией или мазью Вишневского. Основное правило, которое надо соблюдать при обработке раны,— не касаться ее руками, на которых всегда имеются микробы. Нельзя промывать рану водой.

Инородные предметы, тела — предметы или части их, чуждые организму, попавшие в него в результате повреждения покровов или через естественные отверстия и оставшиеся в тканях, замкнутой полости тела или в просвете полого органа, а также различные эндопаразиты, образовавшиеся в органах конкременты и некоторые насекомые. Инородными предметами в ране могут быть иглы, осколки стекла, опилки, кусочки металла, пластика, древесины.

Первая доврачебная помощь : до оказания квалифицированной медицинской помощи ни в коем случае нельзя извлекать из раны инородные предметы.

Небольшие занозы: если над местом повреждения кожи возвышается только небольшая часть инородного тела, то достаточно наложить многослойную марлевую повязку, вырезав ножницами отверстие на месте постороннего предмета. Толщина повязки должна быть такой, чтобы инородное тело над ней не возвышалось. Повязка закрепляется марлей или пластырем. Важно, чтобы повязка была не слишком тугой.

Посторонние предметы больших размеров: если инородный предмет больших размеров, то необходимо оберегать его от внешнего воздействия, стараться не задеть и не дотрагиваться до него. Стерильную марлевую повязку разрезают до половины и накладывают на рану так, чтобы заноза оказалась в центре. Место ранения следует обложить подушечками из индивидуального перевязочного пакета, осторожно прижать и закрепить с помощью марли или полосок пластыря.

При ссадинах и царапинах повреждается только поверхностный слой кожи. При порезах – все ее слои, а в ряде случаев и низлежащие ткани.

Первая доврачебная помощь : царапины, ссадины, неглубокие порезы, которые не сопровождаются сильным кровотечением, достаточно обработать йодом или другим обеззараживающим средством и перевязать стерильным бинтом или заклеить бактерицидным пластырем.

Потертость — острая форма воспаления (дерматита) кожных покровов, которая возникает из-за действия механических факторов: продолжительного трения, сдавливания плохо подогнанной обувью, одеждой, ремнями и т. п. Чаще всего проявляется локализованными болезненными участками на коже ладоней после физической работы, на пальцах ног, в области пяток и лодыжек. Развитию потертостей способствует повышенное потоотделение организма, оно часто сопровождается возникновением пузырей с прозрачным содержимым.

Если ребенок носит тесную или малоразношенную обувь, у него может возникнуть потертость ног — покраснение или отслойка эпителия, под которой скопилась жидкость (пузырь).

Первая доврачебная помощь : потертость следует осторожно промыть слабым раствором марганцовокислого калия, смазать йодом и наложить стерильную повязку, смоченную стерильным касторовым маслом или рыбьим жиром. Если целость пузыря не нарушена, вскрывать его не рекомендуется, чтобы не вызвать инфицирование ранки. Обувь ребенка надо поменять на более удобную и соответствующую его размеру [2, 3, 7].

Здесь, также, в профилактике травматизма особое внимание уделяется предупреждению рисков и ограждению детей от опасных мест и ситуаций.

3. Кровотечения, виды, меры остановки

Кровотечение — выход крови за пределы сосудистого русла или сердца в окружающую среду (наружное кровотечение, в полость тела или просвет полого органа (внутреннее кровотечение).

Любой вид кровотечения в зависимости от степени повреждения кровеносного сосуда сопровождается истечением крови из участка раны.

Выделяют три вида кровотечения, по возрастанию опасности [4] :

Капиллярное — кровь истекает из раны медленной струей, не угрожает жизни человека, это следствие повреждения мельчайших сосудов. Кровотечение останавливается самопроизвольно в первые минуты после ранения, так как в просвете поврежденных сосудов вследствие свертывания крови образуются кровянистые сгустки (тромбы). Если кровотечение не приостанавливается, надо наложить давящую повязку.

Носовое кровотечение чаще всего возникает при ушибах лица и носа, а также при некоторых заболеваниях (корь, грипп, коклюш и др.). Степень кровотечения при этом бывает различной: от кратковременного с потерей нескольких капель крови, до длительного и обильного. При кровотечении из носа ребенка надо успокоить, расстегнуть ему ворот, пояс, усадить его со слегка опущенной головой, для того чтобы кровь могла свободно вытекать наружу. Запрокидывать голову нельзя. На переносицу рекомендуется положить холодную примочку или кусочек льда, снега, завернутые в непромокаемую ткань. Если это не поможет, можно в носовые ходы вставить тампоны из ваты, смоченные раствором перекиси водорода.

Венозное — при таком кровотечении кровь возникает при повреждении стенок вен. Из раны такого типа медленно непрерывно вытекает кровь тёмного цвета, поскольку в сосудах вен давление ниже, чем вне организма.

Артериальное — вид наиболее опасного кровотечения. Угрожает жизни человека. Признак — лужа крови вокруг пострадавшего: из раны пульсирующей струёй течёт кровь яркого алого цвета.

Правила при остановке артериального кровотечения:

накладка кровоостанавливающего жгута производится выше места поражённого участка только после того, как на него будет наложена чистая марлевая повязка;

записка с указанием времени нанесения раны — обязательна. Необходимо всё время контролировать пульс: его быть не должно;

если у пострадавшего окраска поражённого участка начинает принимать синий цвет — срочно снимайте первичный жгут на несколько секунд. Дать крови стечь. И снова накладывайте его, предварительно закрывая место поражения.

При отсутствии жгута можно использовать любую резиновую трубку, полотенце, ремень, веревку, платок и т. д. На верхней конечности жгут накладывают в области плеча или предплечья, на нижней — в области бедра или голени.

Так как при наложении жгута сдавливаются все сосуды поврежденной конечности и питание нижележащих ее отделов резко нарушается, держать жгут можно не более 1-1,5 ч; время наложения его необходимо точно указать в документе, сопровождающем ребенка в лечебное заведение [7].

Детский травматизм и его предупреждение – очень важная и серьезная проблема, особенно когда дети находятся на улице и остаются без присмотра взрослых. Несмотря на большое разнообразие травм у детей, причины, вызывающие их, типичны. Прежде всего, это неблагоустроенность внешней среды, халатность, недосмотр взрослых, неосторожное, неправильное поведение ребенка в быту, на улице, во время игр, занятий спортом. Возникновению травм способствуют и психологические особенности детей: любознательность, большая подвижность, эмоциональность, недостаток жизненного опыта, а отсюда отсутствие чувства опасности.

Взрослые обязаны предупреждать возможные риски и ограждать детей от них. Работа родителей по предупреждению травматизма должна идти в 2 – х направлениях:

1. Устранение травмоопасных ситуаций;

2. Систематическое обучение детей основам профилактики травматизма.

Способы профилактики зависят от возраста ребенка. Маленького ребенка нужно оберегать от опасных предметов, не выпускать из вида. Чем старше ребенок, тем важнее объяснить ему правила техники безопасности.

Особенно необходим ребенку личный пример поведения родителей дома, на улице, в транспорте и так далее.

Родители не должны перекладывать ответственность за детский травматизм на педагогов, на воспитателей физ. подготовки, труда. Ведь именно от родителей зависит правильное поведение детей. Детский травматизм – серьезная проблема, и только общими усилиями можно оградить детей от этой страшной беды.

Собственный положительный пример в совокупности с соблюдением необходимых мер безопасности – это залог сохранения здоровья наших детей!

Список использованных источников

1. Анисимов B. C. Классификация детского травматизма. Какой ей быть? / Ортопедия, травматология и протезирование. - М., 2006. №1.

2. Дробинская А. О. Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста. – М. : Высшая школа, 2016.

3. Инструкции по охране труда и технике безопасности в образовательных учреждениях. Методическое пособие / Автор - составитель Огарков А. А. - М. : Педагогическое сообщество России, 2005.

4. Руина О. В. Медицинская энциклопедия для всей семьи: Все, что нужно знать о болезнях. – М. : Центрполиграф, 2016.

5. Соколов Л. П. Предупреждение и лечение травм у детей : Учебное пособие. - М. : Дело, 2007.

7. Шумада И. В., Векслер М. М. Детский травматизм и экспертная оценка объема медицинской помощи // Врачебное дело. – 2006.

Читайте также: