Особенности культурологического подхода к преподаванию мировой художественной культуры в школе

Обновлено: 05.07.2024

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ :

ОПЫТ, ИННОВАЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Михайлова Наталия Ивановна.

Ключевые слова. Культурологический подход, образование, инновации, перспективы развития.

Культурологический подход представляет собой интегративный метод системной организации целостного образовательного процесса, обусловливающий специфические требования к отбору содержания и технологий, а также созданию целесообразных педагогических условий образования в соответствии с концептуальными положениями, обеспечивающими формирование личности обучающегося как субъекта культуры на основе культурной преемственности [2].

Культурологический подход предполагает решение воспитательных задач на основе культурных традиций, сложившихся в конкретном обществе, соответствовать особенностям и менталитету нации, бережно сохранять и передавать лучшие достижения культуры. Возникновение данных подходов является ответом на новый социальный заказ на образование в постиндустриальном обществе. Особенно важен культурологический подход, определяющий человека как духовного субъекта культуры, обладающего такими свойствами, как понимание смысла жизни, ответственность, способность к культурному творчеству и самовыражению себя в культуре. Такой подход к образованию способствует учету национальных, религиозных, исторических особенностей учащихся, сближению образования с жизнью обучающихся. Поскольку каждая конкретная культура имеет свой путь развития и свой уровень, то именно в ней и следует воспитывать детей в диалоге с другими культурами. Культурологический подход к образованию – это создание единого уклада жизни школы и семьи, гармонизация интересов общества, школы и личности учащегося. Он основан на использовании в процессе обучения и воспитания опыта ребенка и его семьи, на обеспечении ведущей роли социокультурного контекста развития, активизации деятельности ребенка, освоении знаково-символической структуры деятельности своего народа, творческом характере развития.

Цель системы образования с позиции культурологического подхода – системность в актуализации и использовании культурно-исторического, национально-этнического, социально-педагогического наследия. Преемственность культурно-исторического, национально-этнического и социально-педагогического опыта.

Инновационное развитие образования на основе культурологического подхода к образованию : в условиях продолжающейся модернизации национальной и региональной систем образования, обеспечить эффективное функционирование и развитие системы образования на период годов.

Перспективы развития культурологического образования позволят добиться повышения внутренней мотивации к самореализации в учебной и вне учебной деятельности как основы духовно-нравственного развития, поскольку требует осмысленного и ценностного отношения к процессу познания со стороны воспитанников и их педагогов.

Культурологический подход в образовании предусматривает воспитание образованной, культурной личности, владеющей основными элементами политической, художественно–эстетической, физической культуры, культуры труда, отдыха, поведения, речи, семейных отношений и т. п. Фундаментом общей культуры служит все содержание образования – комплекс знаний, идей, ценностных представлений, способов познания, мышления, практической деятельности, без овладения которыми невозможно взаимоотношение и взаимодействие людей, гармония человека и общества, человека и природы.

Таким образом, культурологический подход образования позволит разработать оптимальную педагогическую модель развития личности молодого человека, которая позволит ему стать самостоятельным в сложном многообразном пространстве современного мира и будущей профессиональной деятельности.

Дошкольное и начальное образование: опыт, актуальные задачи, перспективы развития в современном мире Маркова Т. В., воспитатель ГБДОУ детский сад №5 Приморского района Санкт-Петербурга Преемственность дошкольного и начального общего образования.

Инновации в образовании. Работа с фотографиями.

Инновации в образовании. Работа с фотографиями. Задачей дошкольного образования является формирование гармоничной, разносторонне-развитой, физически-подготовленной, любознательной личности.

Введение ФГОС до. Опыт и перспективы. В детском садике у нас, Очень интересно! Хотим мы провести для Вас Экскурсию все вместе. Мы двери в сказку открываем, И в нашу группу.

Такие факторы, как увеличение глобализации процессов и размеры современной экспансии приводят к таким результатам:

  • Нивелирование национальных культур.
  • Актуализация проблем необходимости существования таких национальных культур.
  • Мотивация к усилению культурологического процесса как наиболее значимого в системе образования.

Современные подходы к пониманию культурологического подхода

Нет единого определения культурологического подхода в современной научной литературе.

Существует три мнения к определению культурологического подхода.

Культурологический подход – это образовательный, воспитательный и культурные процесс, который происходит в образовательной культурной среде.

Второе определение культурологического подхода – это комплекс теоретических и методологических положений и практических организационно-педагогических мероприятий, которые направлены на передачу и создание культурных ценностей в сфере образования.

Культурологический подход – это изучение личности в взаимодействии с культурной моделью, в контексте её культурологического существования.

Основные положения культурологического подхода в педагогике

Выделяют такие основные положения культурологического подхода в педагогике:

  • Ученик является актёром или субъектом обучения, который может культурно развиваться и способен на саморазвитие.
  • Педагог выступает посредником между учеником и культурной моделью. Педагог знакомит обучаемого с культурными особенностями, уникальностью, самобытностью, помогает определить личность и сформировать систему культурных ценностей.
  • Образование является культурным процессом. В его формировании важную роль играют личные смыслы, общение всех участников образовательно-воспитательного процесса с целью культурного развития.
  • Учебное учреждение является целым культурно-образовательным пространством, где создаются культурные образцы, события, которые влияют на дальнейшее развитие культуры.

Культурологический подход в педагогике – это реализация всех положений и подготовка специалиста-носителя национальной и профессиональной культуры.

При реализации вышеперечисленных положений возможна культурная идентификация личности ученика, осознание к какому этносу он относится, культурной модели, принятие ценностей, понимание организации социальных отношений, особенности которой объясняются спецификой отдельных национальных культур.

Практическая имплементация культурологического подхода к воспитанию и образованию абсолютно меняет представление об обучении как процессе, который направляется на накопление только информационных, познавательных ценностей. Также существенно увеличивает культурные основы образовательного процесса.

В настоящее время в Латвии разрабатывается несколько учебных комплексов по литературе для школ национальных меньшинств. Это связано с тем, что с 1-го сентября 2004 года вступает в силу новый стандарт по литературе для основной школы. Литературное образование рассматривается в стандарте как часть единой системы эстетического образования, направленного на обогащение концепции жизни школьника средствами искусства, развитие у учащихся своеобразного личностного образа мира. Заметим, что новый стандарт обеспечивает стабильный уровень литературного образования, получаемого школьниками, не ограничивая при этом развития различных моделей обучения. Закономерным следствием данного положения стала разработка вариативных программ базового литературного образования и соответствующих им учебных комплексов.

  1. Определение роли культурологического подхода в системе освоения литературы в диаспоре.
  2. Определение основных принципов включения культурологического компонента в учебники по литературе.
  3. Разработка направлений преподавания литературы с точки зрения культурологического подхода.
  4. Определение системы умений и отношений, формируемых у школьников на основе культурологического подхода к изучению литературы.

Роль культурологического подхода в системе освоения литературы в диаспоре

В программу латвийских школ национальных меньшинств не включены такие учебные предметы, как история, география, история культуры России. Кроме того, целый ряд учебных дисциплин осваивается билингвально или на латышском языке. Очевидно, что ведущим источником познания русской культуры, осознания своей причастности к ней, становятся в этих условиях уроки русского языка и литературы.

С другой стороны, эталонным и репрезентативным для каждой культуры текстам, как известно, изначально присуща диалогичность: ставя и решая общечеловеческие проблемы, они, вместе с тем вносит в общечеловеческую культуру нечто свое, национально-самобытное, которое "и проявляет общечеловеческое, и обогащает его какими-то особенными гранями, неповторимым, свойственным лишь ему содержанием" [5]. Именно поэтому мы считаем, что изучение литературы на основе культурологического подхода позволяет школьникам не только включать в свой внутренний мир опредмеченные в этнокультурном наследии ценности, но дает им своеобразный "ключ" к пониманию иных культурных кодов, возможность взглянуть на культуру с точки зрения людей, создавших иные ценности. Другими словами, культурологический подход к преподаванию литературы в условиях диаспоры, обеспечивает, с нашей точки зрения, интериоризацию школьниками ценностей русской культуры и их вступление в равноправный диалог с латышской и мировой культурами.

Принципы включения культурологического компонента в учебники по литературе

Изучение литературы с точки зрения культурологического подхода мы связываем не с трансляцией определенной порции культурологической информации, а с культурным развитием каждого ребенка в процессе его самостоятельной продуктивной учебной деятельности. Исходя из этого, мы считаем, что культурологический компонент учебного литературного содержания представляет собой систему следующих взаимосвязанных элементов:

Культурологический компонент включается в учебники литературы на основе следующих принципов: целостность, вариативность, взаимосвязь объективных ценностей культуры и ценностных ориентаций личности.

Литературный материал, включённый в учебники, тематически распределяется следующим образом ("сквозные" культурологические темы):

Изучая различные типы культуры как типы человеческого сознания, учащиеся получают возможность проследить изменения, которые происходят в культурах, оценить базовые ценности культуры с точки зрения современности, выявить динамику ценностных ориентиров человека через его картину мира.

Кроме того, каждая тема учебника заканчивается рубрикой "Твоя книжная полка", содержащей списки произведений, которые могут заинтересовать ребят. Такой подход помогает восполнить домашнее чтение школьников.

Правила игры "Объяснялки"

Направления преподавания литературы с точки зрения культурологического подхода

Апробация учебников позволила нам выявить основные направления преподавания литературы с точки зрения культурологического подхода:

  • место литературного произведения в истории национальной и мировой культуры;
  • отражение в литературном произведении культурных традиций народа;
  • отражение в литературном произведении культурных норм различных эпох, норм поведения и образа жизни человека;
  • отражение в литературном произведении особенностей взаимодействия человека и этнокультурного пространства.

Система умений и отношений, формируемых у школьников на основе культурологического подхода к изучению литературы

В процессе изучения литературы с точки зрения культурологического подхода у учащихся формируются следующие умения:

Таким образом, культурологический подход к преподаванию литературы позволяет создать условия для развития как позитивной культурной идентичности, так и культурной открытости школьников, что является основой их включения в межкультурный диалог.

Гост

ГОСТ

Культурологический подход – это способ организации образовательной деятельности, основанный на использовании комплекса средств и методов, способствующих практической реализации содержания образовательной деятельности и создании специальных педагогических условий, ориентированных на рассмотрение учащегося в качестве субъекта культуры и наделение его культурными ценностями и принципами культурного поведения.

Характеристики культурологического подхода в образовании

Культурологический подход к организации образовательного процесса можно охарактеризовать следующими аспектами:

  1. В основе данного подхода лежат культурные традиции. Они определяют содержание образовательного процесса: он реализуется с учетом культурных норм и ценностей конкретного народа, населяющего регион и его менталитета.
  2. Учащийся выступает субъектом культуры: он наделен духовно-нравственными основами социального поведения, способностью к культурному развитию и культурному самовыражению, реализации своего творческого потенциала средствами культуры.
  3. Культурологический подход помогает приблизить образовательный процесс к жизнедеятельности учащегося, сделать их тесно связанными и взаимодействующими компонентами.
  4. Осуществляется учет национальной идентичности, религиозных верований, исторического наследия учащихся в системе образования.
  5. В воспитательной и образовательной деятельности используется опыт семьи и социокультурного наследия учащегося. Процесс обучения базируется на знакомстве учащегося с его культурной идентичностью, семейными ценностями, укладом, традициями и обычаями. Это активизирует познавательный интерес и пробуждает эмоциональное восприятие учащимся образовательной деятельности.
  6. Данный подход нацелен на интеграция в образовании культурного наследия, национальных традиций, этнической идентичности и социально-педагогического достояния, обеспечения их преемственности и взаимосвязи.
  7. Содержание образования ориентируется на развитие культурной личности, наделенной духовными свойствами и нравственными ориентирами деятельности.
  8. Данный подход является фундаментом познания учащимся основ устройства окружающего мира и законов его функционирования.
  9. Разные варианты культур, многообразие культурных традиций определяет разнообразие методов и технологий реализации образовательной деятельности.
  10. Происходит изменение ценностей обучения и воспитания и уход от узкоспециализированного научного теоретического познания.
  11. Культурологический подход выступает ориентиром личности на творческую и развивающую деятельность, на осмысленный подход к собственному обучению и развитию.

Идеология культурологического подхода

Культурологический образовательный подход базируется на трех китах: личность, образование и культура. Он предполагает гуманную направленность образования и гуманистическое становление личности учащегося в ходе освоения культурного наследия.

Основные идеи культурологического подхода:

  1. Расширенное понимание логики становления и развития той сферы культуры, которая не входит в содержание учебной программы и изучения конкретной дисциплины;
  2. Рассмотрение культуры в качестве системы, целостной структуры, функционирующей и развивающейся по конкретным законам и принципам;
  3. В основе познания лежит принцип уважительного отношения к чужим взглядам, ценностным установкам, идеям, убеждениям, мнению;
  4. Исследование конкретных знаний и научных теорий реализуется при их рассмотрении в качестве исторических процессов, развивающихся и изменяющихся по ходу развития культуры общества и отдельных народов.

Формы реализации культурологических идей

Образовательная деятельность, основанная на применении культурологического подхода, основывается на использовании нескольких вариантов форм его практического воплощения. В ходе практической деятельности осуществляется реализация идей культурологического подхода. Они воплощаются в следующих формах:

Читайте также: