Профориентация со школьной скамьи
Обновлено: 05.07.2024
Региональный центр содействия профессиональному самоопределению обучающихся Архангельской области
14 апреля в Общественной палате РФ обсудили вопросы совершенствования системы профориентации школьников. Представители регионов рассказали о том, как строится работа по формированию индивидуальных профессиональных траекторий в школах.
Он подчеркнул, что проблема дефицита кадров усугубляется профессиональной миграцией, потоки которой направлены в экономически успешные регионы.
Представители образовательных ведомств регионов предложили исключить из критериев эффективности работы правительств субъектов федерации показатели ЕГЭ. По мнению экспертов, это препятствует формированию системы образования, ориентированной на профессиональную подготовку — школы зацикливаются на подготовке учеников к тестам, и не уделяют внимания другим аспектам образовательного процесса.
Директор Департамента дошкольного, общего и дополнительного образования Министерства образования Ульяновской области Ольга Касимова рассказала о развитии в регионе авиационного модуля. Она убеждена, что в рамках авторских образовательных программ происходит становление профессионального самосознания детей — будущих пилотов и конструкторов.
Азамат Тлисов выразил благодарность участникам дискуссии за проявленный интерес к проблематике и призвал присылать в Общественную палату РФ информацию о лучших практиках построения системы профессиональной ориентации школьников.
Несмотря на усложняющуюся обстановку на рынке труда, более изощренные технологии подбора персонала и невероятную конкуренцию, вопрос подготовки современного школьника ко взрослой жизни не снимается с повестки.
Но что будет, когда ребята, покинувшие стены школ, начнут делать выбор? Помогла ли школа им выбрать будущую профессию? Научил ли кто-то их защищать свои трудовые права, общаться с работодателем, проходить собеседование, писать резюме и пр.?
Как это было раньше
Это было просто и понятно. Мальчиков обучали мужским профессиям, а девочек – женским. Формы работы в этом направлении были самыми разнообразными. Результат такой профориентации давал свои плоды. Страна славилась своими достижениями на разных этапах.
Да, не все дети, придя во взрослую жизнь, становились швеями, поварами или слесарями, хотя школьная практика многих в люди вывела. Но многие могли во взрослой жизни употребить эти знания в любой сфере жизни.
Чему учат в школе сейчас
Отечественной школе не особо везет, т.к. ей довелось жить в эпоху перемен. И не всем родителям они по душе. Увы, есть сомнения в том, что нынешнее поколение юных россиян состоится вообще, сможет учиться, найти профессию по душе и устроиться потом на работу…
В чем дело и кто виноват? Наверное, все понемногу. Семья на школу надеется. А потому камни чаще летят в ее сторону, ведь она в свое время играла большую роль в выборе профессии.
Но сейчас занятия по профессиональной ориентации – дело добровольное. Хотят – выбирают дети те или иные уроки. Не хотят — могут заниматься в кружках, посвященных современным профессиям.
Кое-где в школах устраивают занятия в рамках дополнительного образования. Правда, опять же, интерес детей ограничен возможностями школы, да и родителей.
Есть учебные заведения, где даже эксперимент проводят в виде специальных медклассов, готовя будущих врачей со школьной скамьи.
Специалисты утешают, что, мол, современная система пробуждает рано интерес у ребенка к разным профессиональным сферам. Да и общее количество предметов понемногу сокращается, все ориентировано на сдачу ГИА в 10‑х и ЕГЭ в одиннадцатых классах.
В итоге, говорят специалисты от образования, это влечет за собой значительную специализацию, в том числе при выборе будущей профессии. И выпускников сейчас уже не спрашивают, как раньше, куда, мол, они хотели бы поступить. Кем хотят они стать – таков вопрос.
Кто больше действует на выбор профессии: виды профориентации
Определенным образом действует семья, причем в большей степени, чем школа. И это очевидно, ведь родители имеют большее влияние на ребенка. При этом полученная в школе базовая специализация дает возможность внимательным педагогам видеть как сильные, так и слабые стороны подопечных.
Но, как твердят специалисты, дети сами должны делать свой выбор. К кому они в этот момент прислушаются – к семье, к школе? Если мнения совместятся, выявить профессиональные склонности ребенка будет легче.
Правда, опять же, как твердят специалисты, школьная профориентация сейчас в отрыве от учебного процесса. Хотя и есть школы, где она сохранена. Но кто проводит там такие уроки? Специалисты, представляющие разные профессии? Нет. Это могло бы происходить по-разному.
Например, в школе на каждого учащегося заводится что-то типа досье с информацией о его успеваемости и поведении, примеров его работ и, возможно, резюме. Затем свою лепту вносят заинтересованные в будущей рабсиле — центр занятости, ВУЗы, которые и смоделируют момент приема на работу, расскажут, на что обычно обращают внимание работодатели, что надо уметь соискателю.
Без сомнения, такое моделирование не навредит. Но поможет ли определиться с выбором профессии? Возможно, но только в случае, если конкретная школа привлечет к этому процессу как можно больше специалистов, которые очень подробно и ознакомят ребят с той или иной профессией.
Есть еще одна форма профориентации, которая может принести пользу школьникам. Это игра. Она может быть психологической, т.е. направленной на уточнение психограмм детей, или обычным бизнес-тренингом, который призван развить в ребенке некие качества и познакомить с основами профессий, или практической – с посещением предприятий, с общением с узкими специалистами и др.
Изменится ли что-то в школьной профориентации
Вполне возможно. Во всяком случае, тема поднимается. Вот и летом прозвучало такое предложение — вернуть профориентацию в школу. Идея поддержана была даже в СовФеде, где считают, что это позволит детям больше сознательности проявлять в выборе будущей специальности, выбирать вектор своего развития.
Здесь отметили положительный опыт школьной профориентации в советское время и возжелали адаптировать эту практику к современным условиям, знаком детей с профессиями и способами производства. Но пока что воз и ныне там.
Надо ли все это нам и нашим детям? Скорее всего, да. Ведь это им когда-то придется реализовывать свои способности и таланты, данные Богом, и двигаться, куда стране позовет. А значит, они должны быть подготовлены к этому моменту.
Поэтому, как бы это ни звучало тривиально, нужно сделать все для выработки четкой стратегии проведения самых разных мероприятий (уроков, конференций, бесед, диспутов, круглых столов и т.д., тематических экскурсий и т.д.), развития профориентационной направленности уроков и т.д.
И делаться это должно не на уровне конкретной школы. Государство должно навести порядок в этой сфере. Изменения должны коснуться всех. Ведь речь идет о будущем страны…
В зоне внимания – выпускник: кто поможет точно определиться с выбором будущей профессии?
Татьяна БОБЫШЕВА
В обсуждении приняли участие консультант сектора среднего и высшего профессионального образования министерства образования Нижегородской области Ирина Зверева, проректор ННГУ-НИУ им. Н. И. Лобачевского Владимир Швецов, проректор НГТУ им. Р. Е. Алексеева Евгений Ивашкин, директор лицея № 38 Ирина Кучерова.
Ирина Зверева:
– В этом году мы отмечаем оптимистическую картину – регион начал выползать со дна демографической ямы, и до 2015 года прогнозируется стабильный выпуск 11-класссников. Если в учебном 2011/12 году из стен школы вышло12,7 тысячи человек, в этом году их будет уже 14,4 тысячи. А в следующем – 15,8 тысячи человек. И это хорошо, в том числе для вузов, потому что теперь им есть из кого выбирать. В свою очередь и будущие абитуриенты уже задумались, куда поступать. В настоящее время Минобрнауки России подготовил проект перечня вступительных испытаний для поступления в вузы. Очень надеюсь, что он будет утвержден до 1 марта. Именно до этой даты школьники должны определиться с выбором предметов для сдачи ЕГЭ. Поэтому я напоминаю всем, чтобы следили за новостями. И призываю выбирать больше предметов для сдачи экзамена, поскольку это дает больше возможностей для поступления.
Еще один важный аспект работы со школьниками перед поступлением – их профориентация. Мы озабочены насыщением кадрами экономики региона, поэтому наши учреждения реализуют работу в этом направлении. Программы, которые позволяют ребятам выявить то, к чему они действительно тянутся, очень помогают. Также проводятся конкурсы российского и международного уровня, которые позволяют школьникам попробовать свои силы в подготовке проектов по разным наукам. Это тоже помогает определиться с выбором. В результате мы получаем мотивированных абитуриентов и успешных студентов, а впоследствии – профессиональные кадры.
Владимир Швецов:
– Профориентационная работа среди школьников необходима. Очень неприятная картина, когда абитуриент подает документы сразу на химический, финансовый, радиофак. И такие случаи нередки. Школьники не ориентируются, не знают, что они хотят. Поэтому мы всегда призываем будущих абитуриентов проявлять инициативу, приходить к нам в ННГУ, узнавать о направлениях подготовки, мы с огромным удовольствием отвечаем на все вопросы. Стараемся охватить будущих студентов разными формами работы. У нас работает факультет довузовской подготовки и профориентации. На каждом факультете работают воскресные школы, где ребята получают полное представление о факультете. Практикуем сотрудничество со школами, куда приходят наши преподаватели и рассказывают, чему и как учат на их факультетах. Это традиционные формы нашей работы, есть и новые. Мы начали проводить со школами видеомосты, в ходе которых наш сотрудник, находясь в университете, знакомит ребят с уникальным оборудованием мирового уровня, показывает, как оно работает, какие исследования позволяет проводить. Словом, мы используем все возможности и призываем абитуриентов по максимуму использовать эти возможности.
Призываем мы к школьников к активности и в отношении ЕГЭ. Сдавайте несколько предметов, чтобы была возможность маневрировать при поступлении. Расширяйте список, сдать не два экзамена, а, к примеру, четыре – это не такая уж большая нагрузка. Зато отдача будет многократная.
Евгений Ивашкин:
Поэтому, осознавая важность данной работы, мы намерены активизироваться и начать работать с учениками уже 6-х и 7-х классов. Показывать и рассказывать им, что естественнонаучные дисциплины, технические и инженерные специальности – это очень интересно, важно и перспективно. Особенно в нашем регионе, где постоянно открываются новые производства. Мы надеемся, что эта работа позволит нам сформировать областной кадровый потенциал для промышленности.
Что касается олимпиад, у нас их две – по физике и химии. Победителям они дают не только льготы при поступлении. В НГТУ, по решению ученого совета вуза, победителям и призерам на пнрвом курсе платится повышенная стипендия – 50% надбавка.
Ирина Кучерова:
– Профориентация школьников – это важное направление деятельности любого образовательного учреждения. Даже в образовательном стандарте закреплено, что выпускник школы должен быть подготовлен к осознанному выбору профессии и понимать его важность. Наш лицей № 38 – пример того, когда профориентации отводится важная роль. Мы сотрудничаем с ведущими вузами и предприятиями. Среди наших многолетних и постоянных партнеров ННГУ, НГТУ, ННГАСУ. Благодаря выстроенному сотрудничеству и активной позиции лицея наши ученики принимают участие во всех вузовских проектах, олимпиадах. И они не только получают качественные знания, но уже знают, куда пойти учиться и работать.
Например, в рамках партнерства с предприятиями, ребята ездят на экскурсии на высокотехнологичные предприятия г.Н.Новгорода , где они видят перспективы своей будущей профессии.. Такая активная профориентационная работа нашего лицея дает свои плоды. 80% наших выпускников поступают в вузы по нашему профилю – техническому. Причем, не только нижегородские, но и столичные. Наши выпускники востребованы и в Москве, и в Петербурге, их ждут и на предприятиях г.Н.Новгорода.
Возрастная категория сайта 18 +
Адрес редакции: Нижний Новгород, Адрес: ул. Семашко, 37. Телефон: (831) 200-33-40, отдел рекламы - (831) 411-82-90, отдел распространения и продвижения - (831) 200-33-41
Казалось бы, представителей системы начального и среднего профессионального образования в профессиональной ориентации должна интересовать простая утилитарная задача – комплектование профессиональных колледжей в условиях острого демографического кризиса и наличия мощных конкурентов в лице высших учебных заведений. Однако решение этой задачи, считает начальник Управления профессионального образования и науки Александр ПОТАПОВ, требует глубокого и всестороннего научного осмысления системы профориентационной работы и, главное, понимания того, что по своей сути профессиональная ориентация – целенаправленная деятельность по формированию образовательной траектории и профессиональной карьеры учащихся, причем независимо от того, где разворачивается образовательный процесс – в учреждении общего образования или учреждении профессионального образования.
Работа по формированию осознанного выбора профессии есть важнейшее средство социализации подрастающего поколения, его вхождения в систему культурных традиций. Именно поэтому проблема профориентации звучит в гораздо более широком контексте.
На протяжении последних пяти лет начиная с 2004 года численность обучающихся имеет тенденцию к некоторому, пока еще не критическому, но уменьшению. При этом доля выпускников 9-х и 11-х классов, поступающих по окончании школы в колледжи, возрастает. Пока цифры особой тревоги не вызывают, тем более что в ближайшие годы ожидается некоторое увеличение численности девятиклассников. Однако на сегодняшний день возможности, собственно, профессиональных колледжей для удержания ситуации практически исчерпаны. Без организации системной профориентационной работы с учащимися общеобразовательных школ, без серьезной регуляции распределения потока выпускников основной школы в десятые классы и систему начального и среднего профессионального образования города нам не обойтись.
Что же предполагается сделать в дополнение и развитие существующих форм и методов профориентационной работы?
Сегодня нашей насущной задачей становится как можно более раннее включение колледжей в активную профориентационную работу со школьниками. Мы готовы все имеющиеся у нас возможности – ресурсные центры, производственные мастерские и лаборатории – предоставить для проведения профессиональных проб, когда в реальной практике школьники смогут проверить свои силы и возможности в получении конкретной профессии и специальности. Во многих колледжах широта спектра реализуемых образовательных программ позволяет организовать проведение столь же широкого спектра профессиональных проб.
Конечно, такое положение дел совсем не соответствует масштабу задач и непременно будет поправлено. В новом учебном году мы намерены также добиться гораздо более активного участия школьников в мероприятиях внеурочной деятельности, организуемых в колледжах: кружках, научно-техническом и художественном творчестве, проектной работе и других формах.
Думаю, что необходимо кардинально изменить организацию информирования школьников о профессиональных колледжах столицы. Опросы обучающейся молодежи и их родителей показывают, что значительная их часть не имеет достоверных представлений о системе начального и среднего профессионального образования города Москвы. Так, 91% опрошенных старшеклассников считают, что в городе наиболее востребованы специалисты, окончившие вуз, а 50% опрошенных даже не знают о том, какие колледжи есть в их округе.
Рабочая профессия, по мнению многих, – свидетельство неудачливости в жизни. Рабочий человек и сам труд не популярны среди современной молодежи и не пользуются должным уважением. Опросы школьников констатируют отсутствие у них заинтересованности в получении рабочей профессии, представление о которой ассоциируется с тяжелым, низкооплачиваемым трудом, жизненным неблагополучием и пьянством.
Необходимо возродить уважение к труду, одна из фундаментальных задач системной профориентационной работы, на мой взгляд, – научить молодого человека успешно трудиться и воспитать в нем готовность трудиться, добиваясь желаемого в избранной профессиональной деятельности.
Конечно, достичь ощутимых положительных сдвигов в этом направлении можно лишь комплексом взаимосвязанных мероприятий. Однако совершенно очевидно, что необходимо прежде всего создать целостную систему информационного сопровождения профориентационной работы, которая бы включила в себя исчерпывающие сведения:
– о перечне профессий и специальностей, востребованных городским хозяйством;
– об учреждениях профессионального образования, в которых можно получить искомую профессию или специальность;
– об имеющихся на текущий момент вакансиях, оплате и условиях труда;
– о профессиограммах по всем профессиям и специальностям, которые можно получить в профессиональных колледжах Департамента образования.
Читайте также: