Профориентация со школьной скамьи

Обновлено: 05.07.2024

Региональный центр содействия профессиональному самоопределению обучающихся Архангельской области

14 апреля в Общественной палате РФ обсудили вопросы совершенствования системы профориентации школьников. Представители регионов рассказали о том, как строится работа по формированию индивидуальных профессиональных траекторий в школах.

Он подчеркнул, что проблема дефицита кадров усугубляется профессиональной миграцией, потоки которой направлены в экономически успешные регионы.

Представители образовательных ведомств регионов предложили исключить из критериев эффективности работы правительств субъектов федерации показатели ЕГЭ. По мнению экспертов, это препятствует формированию системы образования, ориентированной на профессиональную подготовку — школы зацикливаются на подготовке учеников к тестам, и не уделяют внимания другим аспектам образовательного процесса.

Директор Департамента дошкольного, общего и дополнительного образования Министерства образования Ульяновской области Ольга Касимова рассказала о развитии в регионе авиационного модуля. Она убеждена, что в рамках авторских образовательных программ происходит становление профессионального самосознания детей — будущих пилотов и конструкторов.

Азамат Тлисов выразил благодарность участникам дискуссии за проявленный интерес к проблематике и призвал присылать в Общественную палату РФ информацию о лучших практиках построения системы профессиональной ориентации школьников.

Несмотря на услож­ня­ю­щу­юся обста­новку на рынке труда, более изощ­рен­ные тех­но­ло­гии под­бора пер­со­нала и неве­ро­ят­ную кон­ку­рен­цию, вопрос под­го­товки совре­мен­ного школь­ника ко взрос­лой жизни не сни­ма­ется с повестки.

Но что будет, когда ребята, поки­нув­шие стены школ, нач­нут делать выбор? Помогла ли школа им выбрать буду­щую про­фес­сию? Научил ли кто-то их защи­щать свои тру­до­вые права, общаться с рабо­то­да­те­лем, про­хо­дить собе­се­до­ва­ние, писать резюме и пр.?

Как это было раньше

Это было про­сто и понятно. Маль­чи­ков обу­чали муж­ским про­фес­сиям, а дево­чек – жен­ским. Формы работы в этом направ­ле­нии были самыми раз­но­об­раз­ными. Резуль­тат такой профори­ен­та­ции давал свои плоды. Страна сла­ви­лась сво­ими дости­же­ни­ями на раз­ных этапах.

Да, не все дети, придя во взрос­лую жизнь, ста­но­ви­лись шве­ями, пова­рами или сле­са­рями, хотя школь­ная прак­тика мно­гих в люди вывела. Но мно­гие могли во взрос­лой жизни упо­тре­бить эти зна­ния в любой сфере жизни.

Чему учат в школе сейчас

Оте­че­ствен­ной школе не особо везет, т.к. ей дове­лось жить в эпоху пере­мен. И не всем роди­те­лям они по душе. Увы, есть сомне­ния в том, что нынеш­нее поко­ле­ние юных рос­сиян состо­ится вообще, смо­жет учиться, найти про­фес­сию по душе и устро­иться потом на работу…

В чем дело и кто вино­ват? Навер­ное, все поне­многу. Семья на школу наде­ется. А потому камни чаще летят в ее сто­рону, ведь она в свое время играла боль­шую роль в выборе профессии.

Но сей­час заня­тия по про­фес­си­о­наль­ной ори­ен­та­ции – дело доб­ро­воль­ное. Хотят – выби­рают дети те или иные уроки. Не хотят — могут зани­маться в круж­ках, посвя­щен­ных совре­мен­ным профессиям.

Кое-где в шко­лах устра­и­вают заня­тия в рам­ках допол­ни­тель­ного обра­зо­ва­ния. Правда, опять же, инте­рес детей огра­ни­чен воз­мож­но­стями школы, да и родителей.

Есть учеб­ные заве­де­ния, где даже экс­пе­ри­мент про­во­дят в виде спе­ци­аль­ных мед­клас­сов, готовя буду­щих вра­чей со школь­ной скамьи.

Спе­ци­а­ли­сты уте­шают, что, мол, совре­мен­ная система про­буж­дает рано инте­рес у ребенка к раз­ным про­фес­си­о­наль­ным сфе­рам. Да и общее коли­че­ство пред­ме­тов поне­многу сокра­ща­ется, все ори­ен­ти­ро­вано на сдачу ГИА в 10‑х и ЕГЭ в один­на­дца­тых классах.

В итоге, гово­рят спе­ци­а­ли­сты от обра­зо­ва­ния, это вле­чет за собой зна­чи­тель­ную спе­ци­а­ли­за­цию, в том числе при выборе буду­щей про­фес­сии. И выпуск­ни­ков сей­час уже не спра­ши­вают, как раньше, куда, мол, они хотели бы посту­пить. Кем хотят они стать – таков вопрос.

Кто больше действует на выбор профессии: виды профориентации

Опре­де­лен­ным обра­зом дей­ствует семья, при­чем в боль­шей сте­пени, чем школа. И это оче­видно, ведь роди­тели имеют боль­шее вли­я­ние на ребенка. При этом полу­чен­ная в школе базо­вая спе­ци­а­ли­за­ция дает воз­мож­ность вни­ма­тель­ным педа­го­гам видеть как силь­ные, так и сла­бые сто­роны подопечных.

Но, как твер­дят спе­ци­а­ли­сты, дети сами должны делать свой выбор. К кому они в этот момент при­слу­ша­ются – к семье, к школе? Если мне­ния сов­ме­стятся, выявить про­фес­си­о­наль­ные склон­но­сти ребенка будет легче.

Правда, опять же, как твер­дят спе­ци­а­ли­сты, школь­ная профори­ен­та­ция сей­час в отрыве от учеб­ного про­цесса. Хотя и есть школы, где она сохра­нена. Но кто про­во­дит там такие уроки? Спе­ци­а­ли­сты, пред­став­ля­ю­щие раз­ные про­фес­сии? Нет. Это могло бы про­ис­хо­дить по-разному.

Напри­мер, в школе на каж­дого уча­ще­гося заво­дится что-то типа досье с инфор­ма­цией о его успе­ва­е­мо­сти и пове­де­нии, при­ме­ров его работ и, воз­можно, резюме. Затем свою лепту вно­сят заин­те­ре­со­ван­ные в буду­щей раб­силе — центр заня­то­сти, ВУЗы, кото­рые и смо­де­ли­руют момент при­ема на работу, рас­ска­жут, на что обычно обра­щают вни­ма­ние рабо­то­да­тели, что надо уметь соискателю.

Без сомне­ния, такое моде­ли­ро­ва­ние не навре­дит. Но помо­жет ли опре­де­литься с выбо­ром про­фес­сии? Воз­можно, но только в слу­чае, если кон­крет­ная школа при­вле­чет к этому про­цессу как можно больше спе­ци­а­ли­стов, кото­рые очень подробно и озна­ко­мят ребят с той или иной профессией.

Есть еще одна форма профори­ен­та­ции, кото­рая может при­не­сти пользу школь­ни­кам. Это игра. Она может быть пси­хо­ло­ги­че­ской, т.е. направ­лен­ной на уточ­не­ние пси­хо­грамм детей, или обыч­ным биз­нес-тре­нин­гом, кото­рый при­зван раз­вить в ребенке некие каче­ства и позна­ко­мить с осно­вами про­фес­сий, или прак­ти­че­ской – с посе­ще­нием пред­при­я­тий, с обще­нием с узкими спе­ци­а­ли­стами и др.

Изменится ли что-то в школьной профориентации

Вполне воз­можно. Во вся­ком слу­чае, тема под­ни­ма­ется. Вот и летом про­зву­чало такое пред­ло­же­ние — вер­нуть профори­ен­та­цию в школу. Идея под­дер­жана была даже в Сов­Феде, где счи­тают, что это поз­во­лит детям больше созна­тель­но­сти про­яв­лять в выборе буду­щей спе­ци­аль­но­сти, выби­рать век­тор сво­его развития.

Здесь отме­тили поло­жи­тель­ный опыт школь­ной профори­ен­та­ции в совет­ское время и воз­же­лали адап­ти­ро­вать эту прак­тику к совре­мен­ным усло­виям, зна­ком детей с про­фес­си­ями и спо­со­бами про­из­вод­ства. Но пока что воз и ныне там.

Надо ли все это нам и нашим детям? Ско­рее всего, да. Ведь это им когда-то при­дется реа­ли­зо­вы­вать свои спо­соб­но­сти и таланты, дан­ные Богом, и дви­гаться, куда стране позо­вет. А зна­чит, они должны быть под­го­тов­лены к этому моменту.

Поэтому, как бы это ни зву­чало три­ви­ально, нужно сде­лать все для выра­ботки чет­кой стра­те­гии про­ве­де­ния самых раз­ных меро­при­я­тий (уро­ков, кон­фе­рен­ций, бесед, дис­пу­тов, круг­лых сто­лов и т.д., тема­ти­че­ских экс­кур­сий и т.д.), раз­ви­тия профори­ен­та­ци­он­ной направ­лен­но­сти уро­ков и т.д.

И делаться это должно не на уровне кон­крет­ной школы. Госу­дар­ство должно наве­сти поря­док в этой сфере. Изме­не­ния должны кос­нуться всех. Ведь речь идет о буду­щем страны…

В зоне внимания – выпускник: кто поможет точно определиться с выбором будущей профессии?

Татьяна БОБЫШЕВА

В обсуждении приняли участие консультант сектора среднего и высшего профессионального образования министерства образования Нижегородской области Ирина Зверева, проректор ННГУ-НИУ им. Н. И. Лобачевского Владимир Швецов, проректор НГТУ им. Р. Е. Алексеева Евгений Ивашкин, директор лицея № 38 Ирина Кучерова.

Ирина Зверева:

– В этом году мы отмечаем оптимистическую картину – регион начал выползать со дна демографической ямы, и до 2015 года прогнозируется стабильный выпуск 11-класссников. Если в учебном 2011/12 году из стен школы вышло12,7 тысячи человек, в этом году их будет уже 14,4 тысячи. А в следующем – 15,8 тысячи человек. И это хорошо, в том числе для вузов, потому что теперь им есть из кого выбирать. В свою очередь и будущие абитуриенты уже задумались, куда поступать. В настоящее время Минобрнауки России подготовил проект перечня вступительных испытаний для поступления в вузы. Очень надеюсь, что он будет утвержден до 1 марта. Именно до этой даты школьники должны определиться с выбором предметов для сдачи ЕГЭ. Поэтому я напоминаю всем, чтобы следили за новостями. И призываю выбирать больше предметов для сдачи экзамена, поскольку это дает больше возможностей для поступления.


Еще один важный аспект работы со школьниками перед поступлением – их профориентация. Мы озабочены насыщением кадрами экономики региона, поэтому наши учреждения реализуют работу в этом направлении. Программы, которые позволяют ребятам выявить то, к чему они действительно тянутся, очень помогают. Также проводятся конкурсы российского и международного уровня, которые позволяют школьникам попробовать свои силы в подготовке проектов по разным наукам. Это тоже помогает определиться с выбором. В результате мы получаем мотивированных абитуриентов и успешных студентов, а впоследствии – профессиональные кадры.

Владимир Швецов:

– Профориентационная работа среди школьников необходима. Очень неприятная картина, когда абитуриент подает документы сразу на химический, финансовый, радиофак. И такие случаи нередки. Школьники не ориентируются, не знают, что они хотят. Поэтому мы всегда призываем будущих абитуриентов проявлять инициативу, приходить к нам в ННГУ, узнавать о направлениях подготовки, мы с огромным удовольствием отвечаем на все вопросы. Стараемся охватить будущих студентов разными формами работы. У нас работает факультет довузовской подготовки и профориентации. На каждом факультете работают воскресные школы, где ребята получают полное представление о факультете. Практикуем сотрудничество со школами, куда приходят наши преподаватели и рассказывают, чему и как учат на их факультетах. Это традиционные формы нашей работы, есть и новые. Мы начали проводить со школами видеомосты, в ходе которых наш сотрудник, находясь в университете, знакомит ребят с уникальным оборудованием мирового уровня, показывает, как оно работает, какие исследования позволяет проводить. Словом, мы используем все возможности и призываем абитуриентов по максимуму использовать эти возможности.

Призываем мы к школьников к активности и в отношении ЕГЭ. Сдавайте несколько предметов, чтобы была возможность маневрировать при поступлении. Расширяйте список, сдать не два экзамена, а, к примеру, четыре – это не такая уж большая нагрузка. Зато отдача будет многократная.


Евгений Ивашкин:


Поэтому, осознавая важность данной работы, мы намерены активизироваться и начать работать с учениками уже 6-х и 7-х классов. Показывать и рассказывать им, что естественнонаучные дисциплины, технические и инженерные специальности – это очень интересно, важно и перспективно. Особенно в нашем регионе, где постоянно открываются новые производства. Мы надеемся, что эта работа позволит нам сформировать областной кадровый потенциал для промышленности.

Что касается олимпиад, у нас их две – по физике и химии. Победителям они дают не только льготы при поступлении. В НГТУ, по решению ученого совета вуза, победителям и призерам на пнрвом курсе платится повышенная стипендия – 50% надбавка.

Ирина Кучерова:

– Профориентация школьников – это важное направление деятельности любого образовательного учреждения. Даже в образовательном стандарте закреплено, что выпускник школы должен быть подготовлен к осознанному выбору профессии и понимать его важность. Наш лицей № 38 – пример того, когда профориентации отводится важная роль. Мы сотрудничаем с ведущими вузами и предприятиями. Среди наших многолетних и постоянных партнеров ННГУ, НГТУ, ННГАСУ. Благодаря выстроенному сотрудничеству и активной позиции лицея наши ученики принимают участие во всех вузовских проектах, олимпиадах. И они не только получают качественные знания, но уже знают, куда пойти учиться и работать.


Например, в рамках партнерства с предприятиями, ребята ездят на экскурсии на высокотехнологичные предприятия г.Н.Новгорода , где они видят перспективы своей будущей профессии.. Такая активная профориентационная работа нашего лицея дает свои плоды. 80% наших выпускников поступают в вузы по нашему профилю – техническому. Причем, не только нижегородские, но и столичные. Наши выпускники востребованы и в Москве, и в Петербурге, их ждут и на предприятиях г.Н.Новгорода.

Возрастная категория сайта 18 +

Адрес редакции: Нижний Новгород, Адрес: ул. Семашко, 37. Телефон: (831) 200-33-40, отдел рекламы - (831) 411-82-90, отдел распространения и продвижения - (831) 200-33-41

Казалось бы, представителей системы начального и среднего профессионального образования в профессиональной ориентации должна интересовать простая утилитарная задача – комплектование профессиональных колледжей в условиях острого демографического кризиса и наличия мощных конкурентов в лице высших учебных заведений. Однако решение этой задачи, считает начальник Управления профессионального образования и науки Александр ПОТАПОВ, требует глубокого и всестороннего научного осмысления системы профориентационной работы и, главное, понимания того, что по своей сути профессиональная ориентация – целенаправленная деятельность по формированию образовательной траектории и профессиональной карьеры учащихся, причем независимо от того, где разворачивается образовательный процесс – в учреждении общего образования или учреждении профессионального образования.

Работа по формированию осознанного выбора профессии есть важнейшее средство социализации подрастающего поколения, его вхождения в систему культурных традиций. Именно поэтому проблема профориентации звучит в гораздо более широком контексте.

На протяжении последних пяти лет начиная с 2004 года численность обучающихся имеет тенденцию к некоторому, пока еще не критическому, но уменьшению. При этом доля выпускников 9-х и 11-х классов, поступающих по окончании школы в колледжи, возрастает. Пока цифры особой тревоги не вызывают, тем более что в ближайшие годы ожидается некоторое увеличение численности девятиклассников. Однако на сегодняшний день возможности, собственно, профессиональных колледжей для удержания ситуации практически исчерпаны. Без организации системной профориентационной работы с учащимися общеобразовательных школ, без серьезной регуляции распределения потока выпускников основной школы в десятые классы и систему начального и среднего профессионального образования города нам не обойтись.

Что же предполагается сделать в дополнение и развитие существующих форм и методов профориентационной работы?

Сегодня нашей насущной задачей становится как можно более раннее включение колледжей в активную профориентационную работу со школьниками. Мы готовы все имеющиеся у нас возможности – ресурсные центры, производственные мастерские и лаборатории – предоставить для проведения профессиональных проб, когда в реальной практике школьники смогут проверить свои силы и возможности в получении конкретной профессии и специальности. Во многих колледжах широта спектра реализуемых образовательных программ позволяет организовать проведение столь же широкого спектра профессиональных проб.

Конечно, такое положение дел совсем не соответствует масштабу задач и непременно будет поправлено. В новом учебном году мы намерены также добиться гораздо более активного участия школьников в мероприятиях внеурочной деятельности, организуемых в колледжах: кружках, научно-техническом и художественном творчестве, проектной работе и других формах.

Думаю, что необходимо кардинально изменить организацию информирования школьников о профессиональных колледжах столицы. Опросы обучающейся молодежи и их родителей показывают, что значительная их часть не имеет достоверных представлений о системе начального и среднего профессионального образования города Москвы. Так, 91% опрошенных старшеклассников считают, что в городе наиболее востребованы специалисты, окончившие вуз, а 50% опрошенных даже не знают о том, какие колледжи есть в их округе.

Рабочая профессия, по мнению многих, – свидетельство неудачливости в жизни. Рабочий человек и сам труд не популярны среди современной молодежи и не пользуются должным уважением. Опросы школьников констатируют отсутствие у них заинтересованности в получении рабочей профессии, представление о которой ассоциируется с тяжелым, низкооплачиваемым трудом, жизненным неблагополучием и пьянством.

Необходимо возродить уважение к труду, одна из фундаментальных задач системной профориентационной работы, на мой взгляд, – научить молодого человека успешно трудиться и воспитать в нем готовность трудиться, добиваясь желаемого в избранной профессиональной деятельности.

Конечно, достичь ощутимых положительных сдвигов в этом направлении можно лишь комплексом взаимосвязанных мероприятий. Однако совершенно очевидно, что необходимо прежде всего создать целостную систему информационного сопровождения профориентационной работы, которая бы включила в себя исчерпывающие сведения:

– о перечне профессий и специальностей, востребованных городским хозяйством;

– об учреждениях профессионального образования, в которых можно получить искомую профессию или специальность;

– об имеющихся на текущий момент вакансиях, оплате и условиях труда;

– о профессиограммах по всем профессиям и специальностям, которые можно получить в профессиональных колледжах Департамента образования.

Читайте также: