Оценка уязвимости объекта школы

Обновлено: 02.07.2024

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 7 (часть I), ст. 837; 2008, N 30 (часть II), ст. 3616; 2009, N 29, ст. 3634) приказываю:
Утвердить прилагаемый Порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Утвержден
Приказом Минтранса России
от 12 апреля 2010 г. N 87

ПОРЯДОК
ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ УЯЗВИМОСТИ ОБЪЕКТОВ ТРАНСПОРТНОЙ
ИНФРАСТРУКТУРЫ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Список изменяющих документов
(в ред. Приказов Минтранса России от 26.07.2011 N 199,
от 18.08.2016 N 245, от 18.04.2018 N 155, от 26.02.2019 N 58)

1. Порядок, проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (далее - Порядок) разработан в соответствии с частями 1 и 6 статьи 5 Федерального закона "О транспортной безопасности" .
(в ред. Приказа Минтранса России от 18.08.2016 N 245)
--------------------------------
Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 7 (ч. 1), ст. 837; 2008, N 30 (ч. 2), ст. 3616; 2009, N 29, ст. 3634; 2010, N 27 (ч. 1), ст. 3415; 2011, N 7, ст. 901, N 30 (ч. 1), ст. 4569, 4590; 2013, N 30 (ч. 1), ст. 4041, 4058; 2014, N 6, ст. 566; 2015, N 27, ст. 3959, N 29 (ч. 1), ст. 4356; 2016, N 26 (ч. 1), ст. 3870, N 28, ст. 4558.
(сноска в ред. Приказа Минтранса России от 18.08.2016 N 245)

2. Оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства (далее - оценка уязвимости) проводится в целях определения степени защищенности объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства от потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.


Оценка уязвимости акватории морского порта проводится в целях определения степени защищенности от потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в отношении судов, находящихся в акватории морского порта, возможности незаконного нахождения или перемещения судов, принятия мер капитаном морского порта по обнаружению судов, их идентификации, установления с ними радиосвязи, прекращения их незаконного нахождения, перемещения в акватории морского порта.
(абзац введен Приказом Минтранса России от 18.08.2016 N 245)


Оценка уязвимости акватории морского порта включает в себя оценку охраны акватории морского порта и проводится с учетом требований, установленных главой XI-2 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года (принята Постановлением Совета Министров СССР от 2 ноября 1979 г. N 975 "О принятии СССР Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года"), Международным кодексом по охране судов и портовых средств и Федеральным законом от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности".


3.1. В отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, за исключением акватории морского порта:


3.1.1. Изучение технических и технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства (включая геологические, гидрологические и географические особенности дислокации объекта транспортной инфраструктуры), а также организации их эксплуатации (функционирования).


Результатом изучения является описание технических и технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства (включая геологические, гидрологические и географические особенности дислокации объекта транспортной инфраструктуры), а также организации их эксплуатации (функционирования), определение границ зоны транспортной безопасности, ее частей и перечня критических элементов объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства, которые определяются в случае проведения оценки уязвимости организациями, указанными в части 2 статьи 5 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - специализированные организации), по согласованию с субъектом транспортной инфраструктуры либо в отношении транспортных средств субъектами транспортной инфраструктуры.


3.1.2. Изучение системы принятых на объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве мер по защите от актов незаконного вмешательства.


Результатом изучения является описание системы принятых субъектом транспортной инфраструктуры мер на объекте транспортной инфраструктуры и/или транспортном средстве по защите от актов незаконного вмешательства, а также оценка ее соответствия требованиям по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.


3.1.3. Изучение способов реализации потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства с использованием совокупности сведений о численности, оснащенности, подготовленности, осведомленности, а также действий потенциальных нарушителей, преследуемых целей при совершении акта незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства (далее - модель нарушителя).


Результатом изучения является описание способов реализации потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства применительно к модели нарушителя.


3.1.4. Определение рекомендаций субъекту транспортной инфраструктуры в отношении мер, которые необходимо дополнительно включить в систему мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства.


Результатом определения рекомендаций является описание дополнительных мер, которые необходимо принять субъекту транспортной инфраструктуры на объекте транспортной инфраструктуры и/или транспортном средстве в соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности.


3.2.1. Описание границ акватории морского порта (включая места якорных стоянок) в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации границами морского порта, в том числе географические особенности расположения акватории морского порта.


3.2.2. Описание подходов к морскому порту в соответствии с обязательными постановлениями в морском порту.


3.2.3. Описание районов акватории морского порта, запрещенных или ограниченных для судоходства в соответствии с обязательными постановлениями в морском порту, другими нормативными правовыми актами, извещениями мореплавателям.


3.2.4. Установление возможности обнаружения и идентификации судов на поверхности воды акватории морского порта с помощью инженерно-технических средств, установленных в морском порту.


3.2.5. Описание технических возможностей и зон действия инженерно-технических средств (Глобальная морская система связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ), автоматическая идентификационная система (АИС), средства визуального наблюдения, система управления движением судов (СУДС), УКВ радиосвязь), с помощью которых возможны обнаружение и идентификация судов, а также установление радиосвязи с ними.


3.2.8. Описание системы мер, принятых субъектом транспортной инфраструктуры на акватории морского порта по защите от актов незаконного вмешательства, а также оценка ее соответствия требованиям по обеспечению транспортной безопасности, утвержденным в соответствии с Федеральным законом от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", и определение границ зоны транспортной безопасности, ее частей, которые определяются в случае проведения оценки уязвимости специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности по согласованию с капитаном морского порта.


3.2.9. Описание способов реализации потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в акватории морского порта.


3.2.10. Определение рекомендаций в отношении мер, которые необходимо дополнительно включить в систему мер по обеспечению транспортной безопасности акватории морского порта.


3.2.11. Результатом оценки уязвимости акватории морского порта являются материалы проведенной работы, предусмотренной подпунктом 3.2 настоящего Порядка, и рекомендации:


о необходимости дополнения технических или организационных мер в отношении акватории морского порта или ее отдельных частей;


и/или о достаточности технических и организационных мер обеспечения транспортной безопасности для акватории морского порта или ее отдельных частей;


и/или об отсутствии необходимости принятия дополнительных мер обеспечения транспортной безопасности в отношении акватории морского порта или ее отдельных частей.


4. Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится специализированными организациями, а транспортных средств - специализированными организациями либо субъектами транспортной инфраструктуры.


6. Результаты проведенной оценки уязвимости оформляются в виде документа с графическими планами-схемами в трех экземплярах (первый и второй экземпляры на бумажном носителе, третий - на электронном носителе) и направляются в компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности (далее - компетентный орган) для рассмотрения и принятия решения об утверждении.


Допускается представление результатов проведенной оценки уязвимости, оформленной в двух экземплярах (первый экземпляр представляется на бумажном носителе, второй экземпляр, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью, - на электронном носителе).


7. При оценке уязвимости группы идентичных по своим конструктивным, техническим, технологическим характеристикам транспортных средств, находящихся в собственности одного юридического (физического) лица или использующихся им на ином законном основании, по его ходатайству результаты оценки уязвимости одного транспортного средства распространяются на всю группу.


Перечень транспортных средств, входящих в указанную группу, представляется субъектом транспортной инфраструктуры в компетентный орган перед проведением оценки уязвимости транспортного средства.
8. Решение об утверждении результатов проведенной оценки уязвимости либо об отказе в их утверждении принимается компетентным органом в срок, не превышающий 30 дней.


8.1. Решение оформляется в виде заключения и утверждается руководителем компетентного органа (либо уполномоченным им лицом).


8.2. Первый экземпляр результатов проведенной оценки уязвимости, утвержденный руководителем компетентного органа (либо уполномоченным им лицом) и заверенный гербовой печатью, направляется (вручается) специализированным организациям либо субъектам транспортной инфраструктуры в случае проведения оценки уязвимости транспортных средств субъектами транспортной инфраструктуры, второй и третий экземпляры остаются в компетентном органе, из которых формируются документальная и электронная базы.


При представлении результатов проведенной оценки уязвимости в двух экземплярах первый экземпляр результатов проведенной оценки уязвимости, утвержденный руководителем компетентного органа (либо уполномоченным им лицом) и заверенный гербовой печатью, направляется (вручается) специализированным организациям либо субъектам транспортной инфраструктуры в случае проведения оценки уязвимости транспортных средств субъектами транспортной инфраструктуры, второй экземпляр, из которого формируется электронная база, остается в компетентном органе.


8.3. Решение об отказе в утверждении результатов проведенной оценки уязвимости направляется (вручается) специализированным организациям либо субъектам транспортной инфраструктуры в случае проведения оценки уязвимости транспортных средств субъектами транспортной инфраструктуры в письменной форме с указанием причин отказа вместе со вторым экземпляром.


При представлении результатов проведенной оценки уязвимости в двух экземплярах решение об отказе в утверждении результатов проведенной оценки уязвимости направляется (вручается) специализированным организациям либо субъектам транспортной инфраструктуры в случае проведения оценки уязвимости транспортных средств субъектами транспортной инфраструктуры в письменной форме с указанием причин отказа вместе с первым экземпляром.
(абзац введен Приказом Минтранса России от 26.02.2019 N 58)


9. В случаях, определенных требованиями по обеспечению транспортной безопасности для объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств по видам транспорта , утвержденными в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", в установленные данными требованиями сроки проводится дополнительная оценка уязвимости.
--------------------------------
Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2016 г. N 678 "О требованиях по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требованиях к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 31, ст. 5012);


постановление Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2016 г. N 924 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта, и внесение изменений в положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 39, ст. 5648);


постановление Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2017 г. N 410 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий метрополитенов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 15, ст. 2236);

постановление Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2017 г. N 495 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 19, ст. 2835);
постановление Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 886 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5345).
(в ред. Приказа Минтранса России от 26.02.2019 N 58)

При изменении конструктивных, технических и технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства, и (или) потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, в трехмесячный срок проводится дополнительная оценка уязвимости в части, касающейся произошедших изменений.


Для акватории морского порта дополнительная оценка уязвимости проводится в срок, указанный в абзаце втором настоящего пункта, при изменении конструктивных, технических и технологических характеристик и (или) потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства, требований по обеспечению транспортной безопасности, а также при изменении границ акватории морского порта в части, касающейся произошедших изменений.
(п. 9 в ред. Приказа Минтранса России от 18.04.2018 N 155)

— Разместил/а 12 апреля 2010, 00:00, отредактировано 15 февраля 2021, 17:39

ГОСТ Р 57119-2016

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ УЯЗВИМОСТИ ОБЪЕКТОВ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Technique of carrying out assessment of vulnerability objects of transport infrastructure and vehicles. General requirements

Дата введения 2017-07-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Закрытым акционерным обществом "Рустехинновации" (ЗАО "Рустехинновации"), Закрытым акционерным обществом "ПРОМТРАНСНИИПРОЕКТ" (ЗАО "ПРОМТРАНСНИИПРОЕКТ"), Ассоциацией организаций, осуществляющих деятельность в области обеспечения транспортной безопасности "Транспортная безопасность"

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 246 "Контейнеры"

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июль 2019 г.

Введение

Настоящий стандарт разработан в целях установления единой терминологической базы и общих требований к деятельности субъектов транспортной инфраструктуры и специализированных организаций в области обеспечения транспортной безопасности при проведении оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

В настоящем стандарте реализованы нормы Федерального закона N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" от 9 февраля 2007 г. с изменениями и дополнениями.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к процедуре определения степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ), транспортных средств (далее - ТС) и транспортного оборудования (далее - ТО) от угроз совершения актов незаконного вмешательства (далее - АНВ).

Настоящий стандарт устанавливает требования, которыми следует руководствоваться собственникам ОТИ и ТС и специализированным организациям при проведении оценки уязвимости ОТИ и ТС.

Настоящий стандарт предназначен для применения субъектами транспортной инфраструктуры и специализированными организациями независимо от формы собственности, осуществляющими деятельность по оценке уязвимости ОТИ и ТС.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 1.5 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению

ГОСТ Р 56461 Безопасность транспортная. Общие требования

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется принять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 56461, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 акт незаконного вмешательства; АНВ: Противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.

3.2 инженерные сооружения обеспечения транспортной безопасности (инженерные сооружения ТБ): Части конструкции ОТИ или ТС (заграждения, противотаранные устройства, решетки, двери, люки, шлюзы и т.д.), предназначенные для воспрепятствования, а также задержки или замедления проникновения нарушителя в зону безопасности ОТИ, ТС и/или на их критические элементы.

3.3 категорирование ОТИ и ТС: Отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения АНВ и его возможных последствий.

3.4 критический элемент ОТИ и/или ТС (критический элемент): Строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы ОТИ или ТС, АНВ в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению их функционирования и/или возникновению чрезвычайных ситуаций.

3.5 лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности ОТИ: Должностное лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности ОТИ в соответствии с законодательством Российской Федерации, в обязанности которого должностными инструкциями вменена указанная функция.

3.6 лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности ТС: Должностное лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности ТС в соответствии с законодательством Российской Федерации, в обязанности которого должностными инструкциями вменена указанная функция.

3.7 модель нарушителя: Описание нарушителя, включающее совокупность сведений о численности, оснащенности, финансовой обеспеченности, уровне подготовленности, осведомленности и тактике действий потенциальных нарушителей, их мотивации и преследуемых целях при совершении АНВ в отношении ОТИ и/или ТС.

3.8 нарушитель: Лицо (группа лиц), совершившее(ая) или пытающееся(аяся) совершить АНВ, а также лицо (группа лиц), оказывающее(ая) содействие в этом, в том числе с использованием ТС.

3.9 непосредственная угроза: Совокупность конкретных условий и факторов, создающих опасность совершения АНВ.

3.10 опасные грузы: Вещества, материалы, изделия, отходы производства и иной деятельности, которые в силу присущих им свойств и особенностей при наличии определенных факторов в процессе транспортирования, при производстве погрузочно-разгрузочных работ и хранении могут нанести вред окружающей природной среде, послужить причиной взрыва, пожара или повреждения ТС, устройств, зданий и сооружений, а также гибели, травмирования, отравления, ожогов или заболевания людей, животных и птиц [1].

3.11 уровень безопасности транспортного комплекса: Степень защищенности транспортного комплекса, соответствующая степени угрозы совершения АНВ.

3.12 элементы технологического комплекса и объекты вида транспорта: Сооружения и устройства вида транспорта.

4 Обозначения и сокращения

БТИ - бюро технической инвентаризации.

ИССО - искусственное сооружение.

КПП - контрольно-пропускной пункт.

МВД России - Министерство внутренних дел России.

МЧС России - Министерство по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации.

ОВД РФ - органы Внутренних дел Российской Федерации.

ТБ - транспортная безопасность.

ФОИВ - Федеральный орган исполнительной власти.

ФСБ России - Федеральная служба безопасности России.

5 Общие требования

При проведении оценки уязвимости ОТИ и ТС общими являются требования:

- по учету результатов категорирования и видовых особенностей ОТИ и ТС;

- по организации, точности, своевременности и скорости данного вида обслуживания [2];

- к унифицированной документации по 7.11.4 ГОСТ 1.5-2001.

5.1 Требование учета результатов категорирования и видовых особенностей ОТИ и ТС

При проведении оценки уязвимости учитывают результаты категорирования ОТИ и/или ТС. При проведении оценки уязвимости ОТИ и/или ТС учитывают видовые особенности ОТИ и ТС. Особое внимание на видовые особенности следует обращать на этапах изучения их технических и технологических характеристик и изучения системы принятых на ОТИ и/или ТС мер по защите от АНВ.

На этапах изучения способов реализации потенциальных угроз совершения АНВ с использованием модели нарушителя и определения рекомендаций субъекту транспортной инфраструктуры по совершенствованию системы мер обеспечения ТБ необходимо дополнительно учитывать эксплуатационные особенности и характеристики ОТИ и/или ТС.

5.1.1 Автомобильный транспорт

ОТИ: автомобильные вокзалы и станции, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса (включая городской наземный электрический транспорт) здания, сооружения, устройства и оборудование, находящиеся как в зоне ТБ, так и за ее границами.

ТС - это средства, используемые:

- для регулярной перевозки пассажиров и багажа;

- перевозки пассажиров и багажа по заказу;

- перевозки опасных грузов, на осуществление которой требуется специальное разрешение [3].

5.1.2 Воздушный транспорт

ОТИ: аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления воздушным движением, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование, находящиеся как в зоне ТБ, так и за ее границами.

ТС являются: воздушные суда коммерческой гражданской авиации и воздушные суда авиации общего назначения [4].

5.1.3 Морской и речной транспорт

ОТИ: внутренние водные пути, вокзальные комплексы, морские порты, речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, объекты систем связи, навигации и управления движением ТС, находящиеся как в зоне ТБ, так и за ее границами [5].

ТС - это: суда, используемые в целях торгового мореплавания или судоходства, в значениях, устанавливаемых [6], [7].

5.1.4 Железнодорожный транспорт

5.1.4.1 Первая группа ОТИ:

ОТИ: раздельные пункты (далее - РП) [земляное полотно, верхнее строение пути, в том числе стрелочные переводы, вагонные замедлители и т.д., охраняемые и неохраняемые железнодорожные переезды, ИССО, кроме мостов, устройства и линии сигнализации, централизации и блокировки, строения, сооружения и помещения, в которых располагаются устройства сигнализации, централизации и блокировки; станционное оборудование сетей связи и систем автоматической коммутации, обеспечивающих технологические процессы на железнодорожном транспорте; контактная сеть на станциях, станционные здания и сооружения, в том числе погрузочно-выгрузочные места на железнодорожных станциях (стационарные платформы, рампы, площадки) и сборно-разборные (платформы, аппарели), предназначенные для погрузки и выгрузки воинских грузов, водоразборные колонки].

Здания, строения, сооружения и помещения вокзальных комплексов, расположенных совместно со станционными и другими подразделениями владельцев инфраструктуры вида транспорта.

5.1.4.2 Вторая группа ОТИ

ОТИ: железнодорожные перегоны, в том числе законсервированные (земляное полотно, верхнее строение пути, ИССО (кроме мостов, путепроводов, тоннелей), устройства и линии сигнализации, централизации и блокировки, линейное оборудование сетей связи и систем автоматической коммутации, обеспечивающих технологические процессы на железнодорожном транспорте, контактную сеть на перегонах, охраняемые и неохраняемые железнодорожные переезды).

5.1.4.3 Третья группа ОТИ

ОТИ: ИССО, в том числе железнодорожные мосты (опоры, устои, пролетные строения, материалы верхнего строения пути, здания и сооружения охраны и обслуживающего персонала); путепроводы; эстакады; селеспуски; тоннели.

5.1.4.4 Четвертая группа ОТИ

отдельно расположенные (вне территории станций) здания, строения, сооружения и помещения вокзальных комплексов;

- объекты энергохозяйства (кроме контактной сети), в том числе:

- линии электроснабжения, питающие тяговые подстанции, контактную сеть, устройства сигнализации, централизации, блокировки, вычислительной техники информационных комплексов управления движением на железнодорожном транспорте,

Российское общество потрясено жестоким массовым убийством детей и педагогов в казанской гимназии № 175 11 мая 2021 г. Проблемы защищенности образовательных организаций в равной степени касаются и других социально значимых объектов с массовым пребыванием людей – здравоохранения, культуры, спорта, социальной защиты, с постоянным контингентом, в том числе детьми и маломобильными категориями населения.

SS_Security and Safety

Безжалостные действия 19-летнего Ильназа Галявиева, без сомнения, породили страх у детей и сотрудников гимназии за свою жизнь и здоровье, а у родителей школьников – психологический шок. В соответствии с постановлением пленума верховного Суда РФ от 9 февраля 2012 г. № 1 действия Галявиева имеют признаки преступления террористической направленности, а значит, противодействовать подобным преступлениям следует с учетом требований к антитеррористической защищенности объектов, подвергшихся атаке.
Согласно ст. 28 (п. 6, пп. 2) Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", образовательная организация обязана "создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации".

После трагических событий в Казани президент Российской Федерации поручил правительству разработать и внедрить единый подход к обеспечению безопасности школ.

На ком ответственность?

Организовать правильную и эффективную защиту объектов, эксплуатацию систем безопасности и оборудования способны хорошо подготовленные специалисты образовательных учреждений. Они отвечают за обеспечение антитеррористической защищенности объектов под общим руководством директоров образовательных учреждений и обладают необходимыми компетенциями в сфере антитеррористической защищенности объектов образования.

Ближайшие ключевые темы в журнале и на сайте

Ответственность руководителей организаций и объектов, а также уполномоченных лиц по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) установлена ст. 20.35, ч. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях "нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий)".

Безопасность (или комплексная безопасность) объектов организации, независимо от вида деятельности и формы собственности, зиждется на их антитеррористической защищенности, включая инженерно-техническую укрепленность объектов.

Комплекс мер по закону

Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) министерства просвещения Российской Федерации и объектов, относящихся к его сфере деятельности, формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. № 1006, как и другие подобные требования, содержат раздел "мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий)". В этом постановлении говорится: "Антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных… на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории). воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством разработки и реализации комплекса мер по предупреждению, выявлению и устранению причин неправомерного проникновения на объекты (территории), локализации и нейтрализации последствий их проявления".

Комплекс мер на практике

Для предотвращения неправомерного проникновения на объект как минимум требуются две составляющие: прочная дверь и надежная охрана у этой двери. Чем слабее одна из этих составляющих, тем надежнее должна быть другая. В реальности это чаще всего слабая конструкция входных дверей, способных защитить только от неблагоприятных погодных факторов, и женщина-вахтер. На фоне произошедшей трагедии явно недоработанными выглядят недавно утвержденные Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), предназначенных для организации отдыха детей и их оздоровления, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2021 г. № 732.

Представить оборудование для контроля доступа, дать рекомендации по СКУД

В них из раздела "Мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) стационарного типа" неожиданно исключены положения, определяющие комплекс мер, направленных на:

  • воспрепятствование неправомерному проникновению;
  • выявление нарушителей пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения теракта;
  • пресечение попыток совершения терактов;
  • минимизацию возможных последствий совершения терактов и ликвидацию угрозы их совершения;
  • обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения;
  • выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов.

Во-первых, это игнорирование положений п. 4 Правил разработки требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и паспорта безопасности объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. № 1244.

Во-вторых, такие меры, аналогичные установленным в постановлении № 1006, помогли бы организациям – правообладателям объектов отдыха и оздоровления детей и руководителям этих объектов реализовать системный подход к обеспечению их антитеррористической защищенности и безопасности.

В-третьих, в соответствии с постановлением № 732 в отношении объектов отдыха и оздоровления детей 1-й категории (для которых предполагаемое число пострадавших в результате теракта составляет 800 и более человек) должно действовать правило: "…осуществляется обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками (работниками) частных охранных организаций, подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации…".

  • какими силами осуществляется охрана объектов;
  • кто отвечает за организацию охраны и профессиональную подготовку работников, привлекаемых к охране объектов.

Нужно учитывать, что объект отдыха и оздоровления детей стационарного типа – это, как правило, комплекс зданий с прилегающей территорией значительных размеров, расположенный на удалении от населенных пунктов и подразделений экстренного реагирования (Росгвардии, полиции, пожарных и спасателей).

Узнайте, что будет на ТБ Форуме 2022

Еще меньше в постановлении № 732 отражены меры по обеспечению антитеррористической защищенности объектов нестационарного типа. Все обязанности возлагаются на единственного работника, ответственного за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта, определенного (а не назначенного!) руководителем объекта.

Все вышесказанное в отношении постановления № 732 только усложняет для руководителей организаций с массовым пребыванием детей работу по обеспечению антитеррористической защищенности объектов и не способствует единству подходов к обеспечению их безопасности.

Московская система образования – это 630 государственных образовательных учреждений, 4522 объекта образования, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы. Правительство Москвы вкладывает значительные ресурсы в оснащение как существующих, так и проектируемых и строящихся объектов современными инженерно-техническими средствами охраны и сигнализации: системами видеонаблюдения, контроля и управления доступом, средствами охранно-пожарной сигнализации, средствами связи и системами тревожной сигнализации.

Главная задача руководителей организаций по антитеррористической защите

Президиумом Координационного совета по вопросам частной охранной деятельности при Главном управлении Росгвардии по городу Москве на заседании 12 мая 2021 г. утверждены дополнительные, решительные меры по антитеррористической защищенности объектов образования, в том числе по усилению:

  • дверей входных групп путем установки дверей из пуленепробиваемого материала и домофонов с функциями передачи аудио- и видеосигналов на пост охраны;
  • пропускного режима путем закрытия на время ведения образовательного процесса всех входных групп в зданиях и обязанности сотрудников охраны контролировать входные группы с помощью камер видеонаблюдения, допускать в здания детей при помощи домофона с функциями передачи аудио- и видеосигналов на пост охраны, организовать допуск посетителей в здания только по предварительной записи.

По нашему мнению, главной задачей руководителей образовательных организаций по антитеррористической защищенности объектов следует считать обеспечение такого уровня защищенности объектов в организационном, инженерно-техническом отношении и подготовки персонала, когда потенциальный злоумышленник (злоумышленники) с высокой долей вероятности откажется от нападения.

02-Jul-15-2021-07-53-09-02-AM

Узнайте о возможностях лидогенерации и продвижении через контент

Принципы "не поучать, а научить" и "сначала научить, а потом контролировать"

На федеральном уровне проблема профессиональной подготовки и переподготовки кадров в сфере антитеррористической защищенности объектов (территорий) не решается. Необходимый минимум знаний и практических навыков поможет сформировать у обучаемых осознанное чувство ответственности в этой области профессиональной деятельности, самостоятельность при принятии решений, обеспечивающих необходимый уровень защищенности объектов ответственности. В качестве положительного примера могут послужить разработанные МЧС России требования к подготовке граждан Российской Федерации в области пожарной безопасности и защиты от чрезвычайных ситуаций, постановления Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479 "Правила противопожарного режима в Российской Федерации" и 18 сентября 2020 г. № 1485 "Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации… в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", введенные в действие с 1 января 2021 г.

Для обеспечения необходимого уровня профессиональной готовности должностных лиц в области антитеррористической защищенности объектов (территорий) целесообразно рассмотреть на уровне субъектов Российской Федерации:

  1. Разработку Положения о подготовке руководителей и специалистов государственных учреждений и организаций, подведомственных органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области антитеррористической защищенности объектов (территорий), и утвердить его нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.
  2. Вопрос о введении (возвращении в штат) в государственных (муниципальных) образовательных учреждениях штатной должности заместителя руководителя учреждения по обеспечению безопасности, с возложением на него функций, прав и обязанностей, связанных с обеспечением комплексной безопасности и антитеррористической защищенности объектов учреждения.


Действующая система на федеральном уровне

Нормативно-правовая база по антитеррористической защищенности объектов включает в себя:

  • Федеральный закон от 6 марта 2006 г. "О противодействии терроризму";
  • постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. № 1244 "Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)";
  • принятые в период 2014–2021 гг. более 40 постановлений Правительства Российской Федерации "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий)… и паспортов безопасности этих объектов (территорий)" в сферах деятельности федеральных органов исполнительной власти.

Действующая база национальных стандартов в области антитеррористической и охранной деятельности содержит только ГОСТ Р 58485– 2019 "Обеспечение безопасности образовательных организаций. Оказание охранных услуг на объектах дошкольных, общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций. Общие требования".

Объединенный Технический комитет по стандартизации "Антитеррористическая и охранная деятельность" (ТК 208), созданный 12 февраля 2021 г. приказом Росстандарта № 122, только готовится к рассмотрению проектов национальных стандартов в указанной области. В мае 2021 г. на сайте Совета по профессиональным квалификациям в сфере антитеррористической защищенности и охраны объектов (территорий) опубликован проект профессионального стандарта "Специалист по антитеррористической защищенности объекта (территории)". Его разработчик – ассоциация организаций сфер безопасности "Контркриминал" (Москва). Это долгожданный и нужный документ, в целом отвечающий потребностям организаций.

Методические документы для руководителей организаций в Москве

На региональном уровне в 2018–2021 гг. сотрудниками Управления по координации антитеррористической деятельности департамента региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы разработан ряд документов методического характера. Они содержат рекомендации руководителям организаций Москвы и иным заинтересованным лицам о порядке исполнения положений нормативных правовых актов в области антитеррористической защищенности объектов (территорий). Эти документы рассмотрены и утверждены протоколами заседаний антитеррористической комиссии города Москвы:

  • "О структуре и содержании Плана действий организации при установлении уровней террористической опасности";
  • "О порядке согласования паспортов безопасности объектов (территорий) в городе Москве";
  • "О проведении мероприятий обследования, категорирования и паспортизации объектов (территорий) жизнеобеспечения населения и социальной инфраструктуры города Москвы";
  • "Об оценке уязвимости объектов (территорий) жизнеобеспечения населения и инфраструктуры города Москвы";
  • классификатор мероприятий по выполнению требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) города Москвы.

Для предотвращения неправомерного проникновения на объект как минимум требуются две составляющие: прочная дверь и надежная охрана у этой двери. Чем слабее одна из этих составляющих, тем надежнее должна быть другая. В реальности это чаще всего слабая конструкция входных дверей, способных защитить только от неблагоприятных погодных факторов, и женщина-вахтер.

3 пути совершенствования

Для некоторых видов объектов (административные здания, бизнес-центры, торгово-развлекательные центры и иные многофункциональные здания) невозможно применить действующие требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий). Существующие правила их разработки по ведомственному принципу (постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. № 1244) не учитывают сложившееся многообразие бизнес-проектов и проектов строительства. Эти правила нуждаются в серьезном обновлении. Назрела необходимость систематизировать существующие решения по антитеррористической защищенности объектов (территорий), а именно:

1. Компетентным органам рассмотреть предложение о целесообразности разработки общих требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и форме паспорта безопасности объекта (территории).

2. В общих требованиях установить:

  • единые требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), за исключением объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, объектов топливно-энергетического комплекса, потенциально опасных и критически важных;
  • четыре категории опасности объектов (территорий), в зависимости от возможных последствий совершения террористического акта, по единственному критерию – максимальное количество людей, которое может одновременно находиться на объекте;
  • понятие и процедуру "Оценка уязвимости объекта (территории) от террористических актов", которая должна осуществляться при категорировании объекта (территории).

3. Отменить большинство действующих постановлений Правительства РФ об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) по отраслевому принципу.

download PDF

Схема определения требуемого уровня защиты на основе анализа вероятных рисков применяется в России с 2007 года. Исследования уязвимостей проводятся во всех сферах: автомобильной, железнодорожной, на объектах водного и воздушного транспорта. Ответственность за соблюдение норм и требований по обеспечению безопасности несет собственник объекта. По прогнозам экспертов, к 2019 году грузооборот увеличится на 40 %, а пассажирооборот на 33,5 % по сравнению с показателями 2010 года. Интеграция РФ в международную систему транспортных коридоров также увеличивает количество объектов. А вот число уполномоченных государством ведомств и скорость проверок пока оставляют желать лучшего. Это одно из слабых мест принятого Минтрансом закона, так как охватить нужное число элементов инфраструктуры нелегко. Однако специалисты считают, что типизация видов работ по оценке уязвимости и тщательная проработка отраслевых норм позволят оптимизировать процесс и сформировать устойчивую тарифную сетку.

Что включает в себя оценка уязвимости

Третий — выявление способов и возможностей реализации вероятных террористических угроз и потенциального незаконного вмешательства в деятельность объекта. На основе сведений о транспортном узле и предполагаемых действиях нарушителей моделируется ситуация вторжения в систему. Четвертый — выводы и составление рекомендаций, которые впоследствии необходимо дополнительно внедрить в структуру обеспечения безопасности, составление отчета о проделанной работе.

Кто проводит оценку

Оценивать степень уязвимости должны специализированные организации. Обычно это частные консалтинговые компании, охранные агентства и частные эксперты, компетентные в данной области. Аккредитацию исполнителей, в свою очередь, осуществляет Федеральное дорожное агентство, структуры управления авиаперевозками либо Федеральное агентство морского и речного транспорта. Одна из этих организаций выдает исполнителям соответствующее свидетельство на право проведения оценки уязвимости транспортных субъектов. Юридические лица, которые желают получить такое разрешение, предоставляют в федеральные органы транспортного контроля ряд документов, подтверждающих полномочия, и выплачивают государственную пошлину.

Сроки проведения оценки уязвимости

Алгоритм оформления результатов

После исследования системы и предоставления заказчику рекомендаций по улучшению показателей безопасности компания, выполнявшая аккредитацию, оформляет отчет. Заключение составляет и утверждает руководитель организации либо его полномочный заместитель. Документ должен быть представлен в традиционном бумажном виде в двух экземплярах и в электронной форме — в одном. При этом первый вариант обязательно дополняют графическими схемами. Затем отчет отправляют в компетентный орган, где его окончательно утверждают или же отказывают в этом. Решение принимается в течение месяца, оформляют его в трех экземплярах. Если в утверждении текстового заключения было отказано, организация получает соответствующее решение с обязательным объяснением объективных причин отказа в двух экземплярах. Кроме того, стоит отметить, что изменение каких-либо характеристик конструктивного, технического или технологического плана, а также попытка незаконного воздействия на функционирование системы требует повторного проведения комплексной оценки состояния узла транспортной инфраструктуры. Присвоение категорий уязвимости и предполагаемые решения

Категорию транспортному средству или объекту присваивают исходя из двух критериев: количества вероятных человеческих жертв и размера материального ущерба. Всего выделяют четыре категории: I — возможное число пострадавших более 300 человек и ущерб свыше 500 млн руб.; II — пострадать может от 100 до 300 человек, а урон составляет от 250 до 500 млн руб.; III — количество жертв составляет от 25 до 100 человек, ущерб исчисляется в сумме 20—250 млн руб.; VI — объекты с показателями до 25 человек и менее 20 млн руб. соответственно. Основные рекомендации для группы I предполагают временно изымать запрещенные предметы и вещества, оснастить пункт средствами идентификации физических лиц и транспорта, установить качественную систему видеонаблюдения, разработать оптимальную схему досмотра. На объектах категории II следует оснастить территорию специальными техническими средствами (видеоидентификации, видеораспознавания, видеообнаружения), временно изымать запрещенные предметы и вещества, установить охранно-пропускную систему на критических элементах транспортного узла. На причисленных к группе III объектах рекомендуется ограничить допуск посетителей к системам технического обеспечения объекта, выявлять запрещенные предметы и вещества, оборудовать участок техническими средствами обнаружения опасности. Для категории IV перечень мер обычно предполагает технически препятствовать проникновению нарушителя, фиксировать и хранить в электронном виде данные со всех систем, вести журнал доступа посетителей на критические точки объекта и запретить вход посторонним лицам.

Перечень документов для оформления разрешения на оценку уязвимостей:

• оригиналы либо копии учредительных документов, заверенных нотариально;

• копии бухгалтерских документов за последний отчетный период;

• организационно-распорядительная документация компании, благодаря которой возможен доступ к информации о результатах проверки;

• документально подтвержденные данные о кадровом составе и профессиональной подготовке сотрудников;

• сертификаты на осуществляемые при оценке уязвимости виды деятельности; • опись поданных к рассмотрению бумаг;

• свидетельство об аккредитации;

• документы, которые подтверждают наличие у организации необходимых для проведения оценки помещений, техсредств и оборудования;

• выписка из ЕГРЮЛ. Документы предоставляются в одном экземпляре. Продлить срок действия свидетельства можно не позднее одного месяца после того, как существующая лицензия стала недействительной. Продлевается документ об аккредитации на три последующих года.

Читайте также: