Фонвизин недоросль краткое содержание главные герои

Обновлено: 05.07.2024

Главные герои: Митрофан — капризный шестнадцатилетний дворянин, Простакова — мать Митрофана, Простаков — отец Митрофана, Скотинин — брат Простаковой, Софья — дальняя родственница Простаковых, Стародум — дядя Софьи, Милон — офицер, Правдин — постоялец Простаковых.

Сюжет

Митрофан — шестнадцатилетний сын Простаковых, тот самый недоросль. Мать наняла ему учителей, но сама же мешает проводить уроки и часто отпускает сына порезвиться. Она считает, что уметь читать и считать необязательно, достаточно уметь пересчитывать деньги, когда они есть.

С Простаковыми живет Софья — их дальняя родственница и богатая наследница.

На нее претендует Скотинин, который мечтает завладеть деревнями Софьи. А Простакова хочет женить на ней сына-неуча. И на Софье хочет жениться Милон, к нему Софья испытывает симпатию.

В деревню приезжает Стародум.

Когда Простакова узнает, что Стародум собирается увезти Софью в Москву, она приказывает слугам посадить ее в карету и увезти в церковь венчаться с Митрофаном. Софью успевает вызволить Милон. Стародум узнает, что он ее избранник, и радуется.

Стародум и Софья уезжают. Скотинин отправляется в свое имение. Простакова расстроена, но рада, что Митрофан остался с ней. Сын грубит ей, она теряет сознание. Митрофан отправляется на армейскую службу.

Вывод

Тот, кто не хочет познавать науку, знакомиться с достижениями человечества, развивать свой ум, дух и тело, обречен на примитивную и ограниченную жизнь. Такой человек мало чем отличается от животного и будет чувствовать эту нехватку духовности, но даже не поймет, почему несчастлив. Митрофан будет жить так же, как жили его родители, у него не будет интересных друзей, интересных занятий и увлечений, умной и мудрой жены, приятной работы.


Место и время действия

Действие пьесы происходит на протяжении суток в начале 1780-х годов в России, в деревне Простаковых.

Главные герои

Другие персонажи

  • Простаков — муж Простаковой. Практически ничего не решает в доме, по сути тень и подкаблучник жены, необразованный, безвольный.
  • Еремеевна — няня Митрофана.
  • Кутейкин – семинарист, который сам бросил учиться, так как не осилил науки, хитрый и жадный, учитель грамматики. Учитель Митрофана.
  • Вральман – бывший конюх Стародума, простой, но умеющий мастерски обманывать – называл себя немцем-учителем светской жизни. Учитель Митрофана.
  • Цыфиркин – отставной сержант, честный человек, учитель арифметики. Учитель Митрофана.
  • Тришка — портной, слуга Простакова.

для самых нетерпеливых -

для самых компанейских -

для самых занятых -

для самых любопытных -

для самых крутых -

Краткое содержание

Действие 1

Пьеса начинается с того, что госпожа Простакова ругает Тришку, что он сшил плохой кафтан для Митрофана, Тришка оправдывается тем, что он не портной. Простаков соглашается с женой. Женщина решает наказать портного. Скотинин утверждает, что кафтан пошит хорошо, и Тришку прогоняют вон из комнаты.

Заходит разговор о Митрофане: наверно он заболел, так как плохо спал всю ночь. При обсуждении сын утверждает, что вовсе не ел, но на самом деле плотно поужинал, всю ночь пил квас, а ночью ему виделось, что мать бьет отца, а Митрофану так жалко её было: устала ведь. На это Простакова обнимает сына, говоря, что он единственное ее утешение, и Митрофан убегает на голубятню.

Скотинин, Простакова и Простаков говорят, что хотят отдать за Скотинина сироту Софью. Единственный близкий родственник девушки Стародум давно уехал в Сибирь и не напоминал о себе. Разговор обнажает корыстную, злую личность Скотинина, которому нравится не Софья, а много свиней в ее деревнях.

Софья приносит письмо от внезапно появившегося Стародума. Простаковы не верят, что он жив, пытаются заговорить девушку тем, что на самом деле это письмо от поклонника. Когда Софья предлагает им сами прочитать, оказывается, что все неграмотные.

Действие 2

По воле случая мимо проходит Софья. Возлюбленные рады друг другу. Софья рассказывает Милону, что Простакова хочет отдать ее замуж за своего глупого 16-летнего сына.
Тут же они встречают Скотинина, который переживает, что может уехать домой без жены и денег. Правдин и Милон подначивают его поссориться с сестрой, говоря, что она прочит Софью за Митрофана. Скотинин выходит из себя.

Мимо проходят Митрофан с Еремеевной. Няня пытается заставить юношу учиться, но он не хочет. Скотинин с Митрофаном ссорятся по поводу предстоящей женитьбы, так как оба не против взять в жены Софью. Однако Еремеевна и Правдин не дают им подраться. Скотинин злой уходит.

Появляются супруги Простаковы. Простакова льстит Милону и извиняется, что вовремя не вышла его встретить. Нахваливает Софью и рассказывает, как уже все устроила для ее дяди. Простаковак отправляет сначала Софью, а вслед за ней и Митрофана посмотреть приготовленную для Стародума комнату. Приходят Кутейкин и Цыфиркин. Учителя рассказывают Правдину о себе, как учились грамоте и как попали в дом Простаковых.

Действие 3

Правдин, увидев из окна карету Стародума, вышел его встретить первым. Чиновник рассказывает о бесчинствах Простаковых по отношению к Софье. Стародум говорит, что нельзя действовать по первому порыву, так как опыт показывает ему, что горячность не всегда хороша, рассказывает Правдину о своей жизни, как увидел, что люди бывают разные.

Стародум говорит, что забирает девушку в Москву отдать замуж. Софья, не зная, что дядя выбрал ей в мужья Милона, все же соглашается с его волей. Простакова и Скотинин пытаются его переубедить. Простакова рассказывает, что в их роду учеба была не в почете, но Митрофан якобы из-за книги не встает и усердно учится. Правдин прерывает сестру, говоря что гость устал с дороги и все расходятся.

Остаются Цыфиркин и Кутейкин, которые жалуются друг другу, что Митрофан не может три года обучиться арифметике и четыре грамоте. Они винят в том немца Вральмана, который мешает учению и оба не против побить горе-ученика, лишь бы тот начал что-то делать.

Простакова и Митрофан уходят. Учителя ссорятся. Цыфиркин и Кутейкин хотят побить Вральмана, но он убегает.

Действие 4

Стародум и Софья беседуют о добродетели, о том, как люди сходят с праведной дороги. Дядя объясняет племяннице, что знатность и богатство должны исчисляться не по делам для собственной выгоды, а по делам для отечества и других людей. Мужчина объясняет, что должность должна соответствовать делам, а не одному названию. Говорит и о семейной жизни, что муж и жена должны понимать друг друга, поддерживать, что не важно происхождение супругов, если они любят друг друга, но любовь эта должна быть дружеской.

Тут Стародуму приносят письмо из которого он узнает, что молодой человек, за которого он собирался выдать Софью, – это Милон. Стародум, беседуя с Милоном, узнает, что он человек с высокими понятиями о долге и чести. Дядя благословляет племянницу и Милона.

Скотинин отрывает их от беседы, пытаясь показать себя в выгодном свете, но только смешит своей нелепостью. Приходят Правдин, Простакова и Митрофан. Простакова снова хвалит грамотность своего сына. Правдин решает проверить. Митрофан не дает ни одного верного ответа, при этом мать всячески пытается оправдать его глупость.

Простакова и Скотинин продолжают расспрашивать Стародума: кого он выберет для своей племянницы, на что получают ответ, что у нее уже есть жених и они завтра с утра уезжают. Скотинин и Митрофан с Простаковой отдельно планируют перехватить девушку на выезде.

Действие 5

Правдин и Стародум обсуждают, что скоро все узнают: без правды и благонравия нельзя достичь чего-то стоящего, что залог благосостояния государства – достойные, честные, образованные, воспитанные люди.

Они прерываются, услышав шум. Как оказывается, Еремеевна хотела по приказу Простаковой увезти силой Софью, но Милон ей помешал. Правдин говорит, что это незаконное действие. Он указывает, что дядя и жених девушки могут обвинить Простаковых в злодеянии и требовать немедленного наказания. Женщина пытается выпросить прощение у Софьи, та ее прощает. Простакова, только ее освобождают от вины, собирается наказать слуг, которые не дали злодеянию совершиться и упустили девушку. Однако Правдин ее останавливает: зачитывает пришедшую от правительства бумагу, что с этого момент дом и деревни Простаковых переходят под его опеку. Простакова возмущается и просит хотя бы три дня, но Правдин отказывает. Тогда женщина вспоминает о долгах учителям, и Правдин соглашается сам рассчитаться с ними.

Приходят Вральман, Кутейкин и Цыфиркин. Обнаруживается обман Вральмана: он на самом деле отставной конюх Стародума, а не немецкий учитель и знаток высшего света. Вральман соглашается снова пойти на службу к Стародуму. Цыфиркин не хочет брать лишних денег у Простаковой, так как за все время не смог ничему обучить Митрофана. Правдин, Стародум и Милон награждают Цыфиркина за честность. Кутейкин же не против даже за безрезультатную науку получить деньги, но остается ни с чем.

Заключение

После прочтения краткого содержания вы можете проверить свои знания, пройдя этот тест.

Готовый читательский дневник Недоросль для 8 класса. В дневнике есть краткое содержание, главные герои, рисунок и читательский отзыв.

Читательский дневник Недоросль

Автор: Денис Иванович Фонвизин

Жанр: Комедия

Главные герои:

Недоросль — Митрофан, шестнадцатилетний сын Простаковой.

Госпожа Простакова — властная грубая женщина.

Скотинин — брат Простаковой.

Софья — умная молодая девушка, родственница Простаковых.

Стародум — родной дядя Софьи.

Правдин — временный жилец в доме Простаковых.

Милон — офицер, возлюбленный Софьи.

Недоросль краткое содержание для читательского дневника:

У помещиков по фамилии Простаковы рос сын Митрофан. Ему было уже шестнадцать лет, и он был очень избалован своими родителями. Подросток был грубым и ленивым эгоистом. Мать наняла ему репетиторов, но мешала ему учиться, потому что считала, что уроки плохо повлияют здоровье сына.

В этой же семье жила их родственница Софья. Она была сиротой с большим наследством, и на ней решил жениться Скотинин — брат Простаковой. Вскоре Софья получила письмо от своего дяди Стародума и узнала, что становится хозяйкой всего его огромного состояния. Тогда Простакова надумала женить на ней своего Митрофана.

Между тем, через их деревню шли солдаты под командованием офицера Милона, который рассказал Правдину о своей возлюбленной, которую полгода назад куда-то увезли ее родственники. Оказалось, что это была Софья! Молодые очень были рады встрече после долгой разлуки. Тут же приехал Стародум и дал согласие на брак своей племянницы с Милоном.

Простакова была недовольна тем, что у Митрофана не осталось никаких шансов на выгодный брак с Софьей, однако обрадовалась, что сын останется с ней. Тут же она услышала от сына грубые речи и упала в обморок. А сын недоросль вскоре отправился служить в армию.

Динамичный сюжет и характер этой веселой поучительной комедии, в которой герои четко разделены на положительных и отрицательных. У них даже фамилии говорящие! Очень понравилась умная Софья, ее заботливый дядя и благородный Милон.

Название: Недоросль
Автор:
Год написания: 1781
Год издания:
Жанр: Пьеса
Направление: Комедия


Время и место сюжета

Все сцены происходят в поместье госпожи Простаковой, описания интерьера в пьесе нет. Это связано с тем, что постановки могут происходить в любом театре страны, а режиссеры могут выбирать обстановку по своему усмотрению.

Действующие лица пьесы и их характеристика

В произведении представлено множество героев, среди которых можно выделить основных и второстепенных.

Главные герои комедии

Госпожа Простакова — дворянка, жёсткая, необразованная женщина. Деспотичная и грубая помещица, жестоко наказывает крестьян и даже бьёт собственного мужа. Слепо любит своего сына Митрофанушку.

Митрофанушка — сын Простаковых, 15-летний подросток. Глуповатый и ленивый, так как 3 года учился некоторым наукам, но так ничего и не постиг. Умеет хитрить, заискивать перед матерью. Недоросль. Именно так называли молодых дворян, не получивших от учителей документа об образовании. Им не разрешалось вступать в брак и поступать на государственную службу.

Правдин — чиновник, остановился в доме Простаковых, чтобы решить вопрос о жестоком отношении помещицы к крепостным. Честный человек, живущий по моральным принципам. Представитель нового образованного дворянства.

Другие персонажи

Еремеевна — крепостная, служит Простаковым уже 40 лет. Няня Митрофанушки. Очень любит своего воспитанника. Беспрекословно выполняет все прихоти хозяйки.

Тришка — портной, рассудительный и умный, не боится спорить с госпожой.

Цыфиркин — учитель математики, бывший солдат. Отказывается взять деньги за обучение, так как считает, что ничему не научил Митрофана.

Кутейкин — семинарист, преподает грамоту. Нерадивый наставник, малограмотный, говорит церковнославянизмами. Но всё же берет деньги за обучение.

Вральман — учитель французского. Фамилия подчёркивает лживость немца, который когда-то был кучером Стародума. Получает 300 рублей в год, но ничему не учит.

Комедия в 5 действиях разворачивается в имении Простаковых. Помещица хочет женить своего сына Митрофана на дальней родственнице Софье, так как девушка имеет хорошее наследство. У Простаковой есть брат, Тарас Скотинин, он также имеет намерение взять в жены богатую невесту.

Софья оказывается в трудном положении, ведь никого из потенциальных женихов она не любит. Но тут появляется её родной дядя, официальный опекун Стародум. Мужчина с помощью чиновника Правдина выводит всё семейство Простаковых на чистую воду. Софья соглашается стать женой Милона. Молодые люди счастливы. А имение Простаковой попадает под государственную опеку.

Митрофан бросает мать, и Стародум отправляет его в армию.

Действие 1

Недоросль

Неожиданно вмешивается Скотинин, который считает, что пора сказать, что он хочет жениться на Софье. Из уст Простакова известно, что Софья осталась сиротой. Её родители умерли, а опекун Стародум отправился в Сибирь. И с той поры о нем ничего не известно. Семья Простаковых взяла Софью к себе в деревню, а имением ее управляют, как своим. Здесь же мы узнаем, что Скотинин планирует жениться для того, чтобы развести своих любимых животных — свиней. А деревни девушки идеально подходят к его планам.

Неожиданно появляется Софья с письмом от Стародума, из которого следует, что её дядя жив и оставил хорошее наследство. Читать письмо Простакова просит Правдина, так как сама не умеет этого делать. Митрофан же 4 года учится грамоте у дьячка Кутейкина, арифметике у Цыфиркина. А французский язык и другие науки преподает немец Вральман. Но научить его чему-либо очень трудно.

Действие 2

Случайная иллюстрация

В разговоре девушка передает, какие беды выпали на её судьбу, жалуется, что Простакова мечтает обвенчать его с Митрофаном. И теперь девушка надеется только на Стародума.

Неожиданно входит Скотинин, который убеждает Софью, что с ним она будет жить припеваючи. У неё будет своя светелка, а на все деньги он купит свиней. Но тут вмешивается Правдин и сообщает, что помещица хочет женить на богатой наследнице Митрофанушку. Скотинин грозится побить племянника.

Действие 3

Случайная иллюстрация

Все Простаковы, Скотинин лезут обниматься со Стародумом. Дядюшка заявляет, что завтра с племянницей уезжает в Москву, так как у него есть жених для Софьи. Все поражены. Начинают суетиться. Скотинин нахваливает себя. Простакова своего сына. Показывает учителей, которые учат Митрофанушку. Но Стародум, ссылаясь на то что устал, идет отдыхать.

Кутейкин и Цыфиркин обсуждают свою нелегкую жизнь, сетуют на то, что ученик их совсем не учится. Они считают, что Вральман мешает учебному процессу и решают наказать его.

Появление Вральмана решает проблему, он говорит, что учителя хотят уморить ребенка и убеждает мать, что сынок и без учебы молодец. Госпоже нравится всё, о чем говорит Вральман. Она подводит итог, что сын Простаковых сумеет показать себя.

Действие 4

Случайная иллюстрация

В это время приносят письмо, в котором говорится о Милоне. Именно его сватают к Софье. Но Стародум пока не знает, кто это. В это время Правдин представляет ему офицера, который оказывается Милоном. Молодой человек производит приятное впечатление, его принципы совпадают с принципами Стародума. Софья признается, что влюблена в офицера. Все рады открывшимся обстоятельствам.

Заходит Скотинин и сразу же начинает сватать девушку. Но дядя отказывает ему, так как считает их неравными друг другу.

Простакова не сдается, она решает похитить Софью и обвенчать ее со своим сыном.

Действие 5

Случайная иллюстрация

Из последнего действия понятно, что Правдину поручено взять деревни и дом Простаковой под опеку, чтобы оградить крепостных от гнева хозяйки. Стародум искренне рад этому. Но тут раздается шум и крики, Софья просит спасти ее. Еремеевна признается в преступлении. Простакова и Скотинин начинают просить прощения. После того, как Стародум прощает ее, помещица грозит своим людям расправой за нерасторопность. Но тут Правдин объявляет ей волю государя. Нужно собрать крестьян и сказать им, что теперь они под защитой государства. Простакова падает в обморок, такое решение для нее — погибель.

Выясняется, что у госпожи множество долгов, в том числе и перед учителями. Неожиданно раскрывается правда — Стародум узнает во Вральмане своего кучера. Бывший учитель вновь просится управлять лошадьми.

Анализ произведения

Направление и жанр

В произведении классицизма долг всегда выше чувства, поэтому Правдин ставит долг выше сочувствия и не обращает внимания на мольбы Простаковой.

Основная идея и проблематика

Главная тема произведения — воспитание и образование молодых людей. Одновременно с этим в пьесе поднимаются социально-политические проблемы, которые касались того, что необразованным дворянам запрещалась поступать на государственную службу и вступать в брак.

Семья Простаковых имеет дворянские корни. Они гордятся своей родословной, считая ее древнее самого Адама. Образование для них совершенно ненужное дело. Достаточно того, что есть крепостное право, поэтому есть люди, которые будут работать на них. Ценности, которые уважают помещики, власть и деньги. Они считают, что если богаты, имеют право ругать и даже бить своих крепостных. По сути, они не считают их людьми.

Фонвизин показывает нам, что семья — главный пример для воспитания. Каковы родители, такие вырастают и дети. Простакова — необразованная, деспотичная женщина, точно таким становится и сынок. Она искренне недоумевает, почему Митрофанушка в конце оставляет ее.

  1. Последствия неправильного воспитания. Гордость, попустительство, отсутствие должного образования привели к тому, что из молодого дворянина вырос ленивый, малограмотный человек, не способный принимать решения.
  2. Крепостное право. Падение нравственности и лень привели к тому, что дворяне не стремятся получать образование. Им не нужно трудиться и прилагать усилия для достижения своей цели.
  3. Проблема алчности. Разбогатеть любой ценой — единственная цель Простаковых. Они утратили человеческие качества, такие как добродетель и совесть.
  4. Проблема невежества. Глупость лишает героев чувств и переживаний.

В основе лежат два конфликта — социально-бытовой и любовный. Первый заключается в показе крайностей, которые возникают при крепостном праве: самодурство, рукоприкладство, брань, невежество.

Любовный дополняет первый конфликт и показывает, что любовь должны быть искренней без принуждения.

Заключение и выводы

Фонвизин пытался донести до людей, что детей нужно воспитывать правильно. Собирательные образы Скотининых и Простаковых существуют в любом обществе. Их принципы не приводят ни к чему хорошему. Из молодого дворянина вырастает невежда и грубиян. И в этом виновата семья и малограмотные учителя.

В финале все получают по заслугам. Простакова лишается всего, что для нее ценно, даже собственный сынок отталкивает ее.

Выводы, которые может сделать читатель, сводятся к следующему — каждый человек должен приносить пользу своей стране. Но сделать это может только тот, кто обладает совестью, чистой душой, благородством. Тот, кто прозябает в невежестве, лени, бездействии, наносит непоправимый урод всему обществу.

Отзывы и критика

Проблема недорослей вечна, поэтому в литературе можно встретить множество отзывов и критических статей на комедию Фонвизина. Современники писателя приняли пьесу неоднозначно. Некоторые увидели в ней клевету на дворян. Однако позже комедия получила заслуженную оценку.

Но все сходятся в одном — это уникальное произведение актуально в любое время.

Это интересно. Кратко об истории создания комедии

В конце 18 века Фонвизин посетил Францию и увидел, что театральное искусство процветает. Оно достигло такого развития, до которого России еще далеко. По возвращении в 1778 году он задумал пьесу, которая должна была произвести фурор. Вопросы просвещения и невежества он связывал с крепостным правом. Именно его он считал основным злом.

В 1781 году началась подготовка к постановке. Автор лично подбирал актеров, считал, что положительных персонажей должны играть только сильные, умные личности. Комедия была встречена восторженно. Это был настоящий триумф Просвещения.

Аудиокнига

Читайте также: