Школы работают по специально разработанным

Обновлено: 04.07.2024

В октябре и ноябре Педсовет провел исследование, во время которого мы выясняли, какими характеристиками должна обладать школа, в которой хотят работать наши учителя.

Ему предшествовал анализ содержания комментариев к статьям и новостным публикациям на сайте за предыдущие полгода. Мы отобрали из них мнения комментаторов о том, что в современной школе должно быть, и чего в ней быть не должно. Затем предложили участникам исследования выбрать из этого набора мнений то, что они желали бы видеть в той школе, в которой им хотелось бы работать.

В исследовании приняли участие 442 человека, чьи ответы показали нам, насколько респонденты согласны с тем или иным мнением активных комментаторов.

О персонале школы

Должна ли быть администрация школы выборной или назначаемой? Участники исследования ответили так:

Что еще желают респонденты?

  • администрация ценит и поддерживает инициативу учителей, создает положительный психологический климат в коллективе;
  • в школе должен работать врач, обеспеченный всеми медикаментами;
  • обязательное наличие в школе таких специалистов, как педагог-психолог, логопед, методист и юрист;
  • больше молодых, творческих учителей;
  • перспективы карьерного роста.

Об условиях работы

В высказываниях комментаторов в большинстве случаев предлагалось два варианта определения режима работы учителя: первый - по согласованию учителем с администрацией школы и второй - определение режима работы учителя только администрацией школы, независимо от желаний учителя.

Участники исследования распределили свои предпочтения следующим образом:

и дополнили подробностями:

  • небольшая наполняемость классов (15 человек);
  • 18 часов нагрузки;
  • не привлекать учителя к работе,не связанной с его профессиональной деятельностью;
  • учебный процесс в одну смену;
  • пятидневная рабочая неделя;
  • обязательной час чтения для школы (читают как ученики, так и учителя).

А также пожеланиями о:

Об отчетности

Участники исследования ответили так:

О мониторингах

В комментариях о мониторингах и ВПР чаще всего высказывались следующие мнения: каких и сколько должно быть мониторингов, ВПР определяет администрация школы по согласованию с учителем, должно быть не более четырех мониторингов и ВПР в учебном году, каких и сколько мониторингов и ВПР должно быть в учебном году, определяет сам учитель, их количество может быть любым.

С этими мнениями согласились участники исследования в таком соотношении:

О внеклассной работе учителя

Внеклассной работой должны заниматься специально нанимаемые для этого педагоги, считают некоторые из комментаторов, часть из них хотели бы, чтобы ее объем и виды согласовывались администрацией школы с учителем. Также высказывалось мнения о том, что внеклассная деятельность учителя должна определяться только учителем или только администрацией школы.

Участники исследования ответили так:

О программах и технологиях

Выбор участников исследования по согласию данными мнениями распределился следующим образом:

Участники исследования дополнили в своих ответах:

  • в школе должны быть классы компенсирующего обучения;
  • хотелось бы работать без оценок;
  • хочется работать в школе, которая прочно опирается на лучшие научные традиции российского и советского просвещения;
  • учителю необходима свобода для творческого выражения.

О техническом оснащении школы

С этими мнениями наши респонденты согласились в следующем соотношении:

В своих ответах респонденты дополнили:

Об учащихся

Чего же хотят участники исследования?

О взаимодействии школы с родителями учащихся

Выбор участников исследования из данных мнений был таким:

Об участии учителя в олимпиадах и конкурсах

С какими мнениями и сколько участников исследования согласились, можно увидеть на диаграмме:

Что значит коррекционная школа и какие классы есть?

Что такое коррекционная школа и какие классы существуют

Коррекционная школа — это образовательная организация, где обучают ребятишек с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, с патологией речи, нарушениями интеллекта или задержкой в развитии. Учебную программу таких заведений разрабатывают с учетом особенностей деток, чтобы они усваивали новые знания эффективно, в комфортном для себя темпе.

Чем отличается от обычной

Основное отличие коррекционной школы от обычной в том, что здесь учитывают особенности физического и интеллектуального развития ребенка:

Виды коррекционных школ

Какие бывают по форме обучения:

  • специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад;
  • коррекционная общеобразовательная;
  • общеобразовательная школа-интернат.

В зависимости от патологии ребенка, его направляют в образовательное учреждение определенного вида. Всего есть 8 видов коррекционных школ:

  • для глухих детей;
  • для слабослышащих, но сохранивших остаточный слух и самостоятельную речь;
  • для незрячих;
  • для слабовидящих;
  • для ребятишек с тяжелыми нарушениями речи;
  • для деток с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • с задержкой развития;
  • коррекционная школа 8 вида принимает учеников с умственной отсталостью.

Список школ, подходящих для детей с ЗПР

При выборе учебного заведения можно не только ориентироваться на школы-интернаты или коррекционные заведения, где собираются дети с такими же проблемами, но и на инклюзивные классы для детей с ЗПР в обычных школах. Разница состоит в том, что инклюзия предполагает совместное обучение детей с особыми потребностями и здоровых школьников.

Как выбрать коррекционную школу

Принимаются дети школьного возраста при наличии письменного согласия родителей и заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). В Москве и МО таких школ огромное количество, расположенных по разным районам и округам столицы.

Критерии выбора

Главное, на что следует обратить внимание, чтобы избежать ошибки при выборе соответствующего образовательного учреждения для своего чада — критерии выбора:

  • местоположение — хорошо, если школа будет находиться в шаговой доступности от дома, однако в огромном мегаполисе этот вариант маловероятен, поэтому следует выбирать ту, которая расположена в вашем округе, рядом с метро, остановками общественного транспорта, чтобы малыш четко знал, как добраться, и чтобы не тратить на дорогу несколько часов в день;
  • тип — государственные (бюджетные), где предоставляются бесплатные образовательные услуги, и частные, оплата которых ложится на родительские плечи;
  • стоимость — необходимо точно знать, сколько стоит обучение и прочие услуги в платной школе, желательно, чтобы средняя цена была адекватной;
  • дополнительные услуги — при выборе школы уместно узнать всю справочную информацию о дополнительных услугах: благоприятны ли в школе-интернате условия для проживания, есть ли воспитатели, как проводится внеклассная работа, что входит в систему оздоровительных мероприятий;
  • преподаватели — часто, следуя рекомендациям знакомых, родители делают выбор в пользу опытного, отзывчивого, талантливого учителя, поэтому следует уточнить информацию о педагогах, их квалификации и личностных качествах;
  • отзывы — не лишним будет изучить на сайтах и форумах в интернете отклики, чтобы понять, где самая благоприятная обстановка, опытные учителя, куда лучше отдать ребенка для получения компенсирующего образования. Если у школы есть собственный сайт, желательно ознакомиться с информацией, фото, размещенными на нем.


Классы для малышей, отстающих в развитии

Преимущества такого класса:

  • небольшое количество учащихся, что позволяет учителю уделить внимание каждому;
  • профессиональная подготовка педагогов;
  • возможность улучшить свои познавательные способности;
  • возможность получить среднее образование в доступной форме;
  • переход в обычный класс через 2-3 года работы в коррекционном.

Последнее показывает, что класс коррекции предназначен для здоровых учеников, которым что-то помешало сформировать вовремя свои способности. Впрочем, ученик может закончить своё обучение и в корректирующем классе, что не уменьшит его прав на поступление в вуз.

Получить достойное образование имеет право любой ученик, вне зависимости от особенностей его развития. Для каждой группы особенностей есть свои школы или классы.

Кто решает, переводить ли ребенка в коррекционную школу

Никакого обязательного разделения на обычных и особенных детей российский закон об образовании не предусматривает. Ребенок с особенностями развития совершенно не обязательно учится в спецшколе.

Специальные школы созданы не затем, чтобы изолировать особенных детей от обычного общества, а чтобы помочь им усвоить знания на доступном уровне. Все дети вправе учиться в обычных общеобразовательных учебных заведениях, но насколько это целесообразно и полезно — в каждом случае решают только родители.

Попадают в коррекционную школу по результатам психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Предложение комиссии о переводе в спецшколу носит рекомендательный характер, поэтому решение о том, в какой школе учиться ребенку — обычной или коррекционной, и ответственность за это решение полностью ложится на плечи родителей.

Особенности обучения в специальных ОУ

По каждому предмету создается специальное тематическое планирование. Вспомогательная школа работает по программам коррекции и развития речи (5-го вида):

В рамках общеобразовательной школы часто создают специальные коррекционные классы, в которых учатся ребята, имеющие нормальное интеллектуальное развитие, но проблемы с речью. После успешного прохождения программы начальной школы такими малышами их отправляют в обычные классы.

Обучение по коррекционной программе 7-го вида

По ней обучается особый ребенок, зачисленный в 1-й класс. Вспомогательная школа особое внимание уделяет дополнительному образованию. Помимо уроков, воспитанникам таких ОУ предлагаются кружки и секции спортивного, музыкального, художественного направлений.

Характерна и вариативность в обучении. В частности, на некоторые основные темы педагог уделяет больше часов, чтобы закрепить практические умения и навыки детей. Существует определенный стандарт, разработанный для коррекционных школ каждого типа. Выпускники таких учебных заведений должны соответствовать всем требованиям, указанных в ФГОС.

спецшкола в РФ

Как обучают в школе 1 вида

Дети в школе 1 вида воспринимают все через зрение и осязание. Им трудно определять свойства, причины и следствия. Их мыслительные процессы основаны на образах и действиях, а не на речи. В обучении задействуют специальную акустическую аппаратуру, сурдоаппаратуру. С учителем и между собой дети общаются жестами и мимикой. В класс набирают не больше 6 человек.

Как обучают в школе 2 вида

Слабослышащие дети сохраняют остаточный слух, они накапливают словарный запас. Степень их развития зависит от того, как рано они потеряли способность хорошо слышать. Основной упор в обучении — научить детей зрительному восприятию, чтобы они умели читать по губам и научились читать самостоятельно книги. В классе обучаются не больше 6 человек.

Школа 3 и 4 видов

Незрячие и ослепшие ребятишки, дети с косоглазием, амблиопией воспринимают мир вокруг себя через слух и осязание. Обучение направлено на развитие полисенсорного опыта, чтобы опираться не только на слух и тактильные ощущения, развивать речь. Внимание у таких деток неустойчивое, учеба направлена на развитие концентрированности и памяти. В классы для слепых набирают в группу не больше 8 человек, в классы для слабовидящих и поздноослепших — до 12 человек.

Роль семьи в обучении

Ребенка направили в коррекционную школу. Теперь многое зависит не только от школы, но и от семьи. Родителям необходимо перестроить общение с малышом, выбрать другую тактику для того, чтобы помочь ему в социализации. Для детей этот момент особенно важен.

Задачи и задания

Родители не должны менять свое отношение к малышу. Перевод в специализированное учебное заведение еще не означает, что ваш ребенок умственно отсталый. Этот диагноз

Дома вы можете ставить перед ним самые обычные задачи. Научите ребенка самостоятельно заботиться о гигиене, убираться в комнате. Для развития ситуационного мышления просто необходимо иметь обязанности. Давайте ему простые (разного уровня сложности) задания, которые нужно выполнять каждый день. Это помогает в волевом развитии личности, которое благотворно сказывается на психике.

Не стоит ограничивать детей в домашних

Общение в семье

Общение дома должно оставаться нормальным. Жизнь родителей и ребенка не поменялась как-то по-особенному. Он ходит в школу, учится, у него все те же предметы, что и у других детей. Просто его школа особая — для малышей и подростков с отставанием в психическом развитии.

Не нужно делать из этого какую-то запретную тему. Очень возможно, что пройдет всего 1-3 года, и ребенка

школы для детей с отставанием в развитии


можно будет вернуть в общеобразовательное учреждение. Зачем же пугать его мыслями о своей неполноценности дома? Общайтесь, проверяйте уроки, помогайте учиться. Развлекайтесь и отдыхайте вместе с детьми. Чем больше эмоций, новых впечатлений, чем интереснее станет жизнь малыша, тем проще ему адаптироваться.

Иногда бывает так, что отставание развития спровоцировано семейными проблемами. Родители слишком мало времени уделяли своим детям, оставляли их одних, лишали возможности общаться с другими малышами. Нет общения, впечатлений — нет стимула для развития. Даже простая ролевая игра нескольких детей обладает огромным потенциалом.

Есть ли плюсы у школы-интерната?

  • беседы педагогов-психологов с детьми (индивидуальные и в группах);
  • диагностика отклонений в развитии (анкетирования, тестирования, наблюдение и прочие – причем отслеживаются как отставание, так и опережение в развитии);
  • психокоррекционная работа с детьми;
  • консультации родителей или опекунов;
  • медико-психологические процедуры.

У ребят с ограниченными возможностями здоровья в таких заведениях есть возможность заниматься по специальной программе и получать регулярное медицинское обследование. Талантливый ребенок из маленького городка не получит у себя дома того объёма знаний и умений, который ему дадут столичные преподаватели, а затем будет возможность поступить в элитный профильный вуз. Трудному подростку дают шанс стать образованным человеком и занять достойное место в обществе.

Получится ли когда-нибудь сделать пребывание ребенка в школе-интернате полностью комфортным? На сто процентов вряд ли. Ну не будет ребенку (за редчайшими исключениями) житься в казенном заведении, лучше чем дома. Да, некоторые дети в спецшколе становятся морально сильнее, учатся преодолевать препятствия, которые появляются у них на пути. И всё же школа-интернат на сегодняшний день, скорее, трудная неизбежность для девиантных детей и неизбежная трудность для детей талантливых.

Выводы

Каждый гражданин России имеет право получить образование, и любой диагноз этому не проблема. Есть несколько вариантов мест обучения, которые зависят от типа школы. Также доступно домашнее обучение, однако оно противопоказано в тех случаях, когда дети в состоянии посещать школу.

Это связано с тем, что обучение на дому влечет за собой социальную изоляцию. В это же время работа с педагогами и контакт с другими детьми может помочь как можно быстрее избавиться от симптомов задержки психического развития.

No related posts.

Материалы по теме Ребенок плачет во время кормления грудью, смесью: как помочь новорожденному и грудчнику

Материалы по теме:

Сроки введения профстандартов

Вместе с тем, Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 года № 584 устанавливает до 1 января 2020 г. переходный период для всех профстандартов. Таким образом, до начала 2020 г. работодатель в соответствии с утверждённым им планом перехода на профстандарт осуществляет выбор того документа, который подлежит применению в образовательном учреждении. К концу переходного периода планы должны быть реализованы, а все педагогические работники образовательного учреждения должны соответствовать требованиям профстандарта.

Он относится к преподавателям в дошкольных учреждениях, начальной и средней школе, системе специального образования и обучения.

Ответственность за неприменение профстандарта

Особенность используемой терминологии

Под квалификацией работника в ст. 195.1 ТК РФ понимается уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. В свою очередь профессиональный стандарт является характеристикой квалификации, необходимой работнику для осуществления определённого вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определённой трудовой функции.

Для каждой трудовой функции в профстандарте используется кодовый номер. Он состоит из двух составляющих: буквенного обозначения и цифрового. Буква означает обобщённую трудовую функцию, а цифра — трудовую функцию. Трудовая функция, в свою очередь, включает в себя три составляющих: трудовые действия, необходимые знания и необходимые умения. Таким образом, новые требования к деятельности педагогических работников вместо прежнего Единого квалификационного справочника будут устанавливаться в описании трудовой функции в профстандарте.

Основные последствия введения профстандартов

Весьма спорным является мнение о том, что учителя начальных классов не смогут работать воспитателями в дошкольных учреждениях и наоборот без дополнительной переподготовки. Во-первых, профстандарты устанавливают одинаковые требования к образованию и обучению воспитателя и учителя. Во-вторых, различия между педагогической деятельностью по реализации программ дошкольного образования и реализации программ начального школьного образования касается лишь различных трудовых функций и уровней квалификации.

Значительная часть деятельности, которая раньше фиксировалась в Положениях о стимулировании и дополнительно поощрялась, теперь является обязательной трудовой функцией педагога и должна оплачиваться из оклада. Так, теперь преподаватель обязан владеть такими компетенциями как работа с одарёнными детьми, девиантными детьми, с теми, для кого русский язык не является родным, а также компетенциями в области инклюзивного образования. Педагог должен уметь взаимодействовать с другими специалистами: психологами, дефектологами, социальными работникам, а также обладать ИКТ навыками.

В какие локальные нормативные акты будут внесены изменения в процессе введения профстандартов?

Положение об обучении (в связи с изменением трудовых функций педагога);

Положение о премировании (о стимулировании) (в связи с изменением трудовых функций педагога и появлением у него среди обязательных функций тех, за которые раньше предполагались стимулирующие выплаты);

Положение о структурных подразделениях;

Штатное расписание (в связи с требованиями к квалификациям педагогов-предметников, преподавателей начальной школы, русского языка, математики);

Должностные инструкции (в связи с изменением трудовых функций);

Трудовые договоры (в связи с изменением трудовых функций и оплаты труда).

Можно ли уволить сотрудника, который не соответствует профстадартам?

Положения трудового законодательства не позволяют уволить сотрудника просто так. Если он не соответствует профстандарту для занимаемой им должности, то ему должны предложить (при наличии) другую должность.

школа интернат

Законодательная база

Вам будет интересно: Рознь – это многогранное понятие о борьбе противоположностей

специфика коррекционных школ

Разновидности

Вспомогательная школа в РФ имеет определенную классификацию. Рассмотрим виды таких учебных заведений:

Вам будет интересно: Пунктуация фразы “таким образом”. Правила и примеры употребления

Школы надомного обучения создаются для ребят, имеющих серьезные соматические заболевания. Школа-интернат санаторного вида предназначена для ослабленных ребят, а также для детей с разнообразными психоневрологическими болезнями.

тематическое планирование

Сложность выбора

основная программа вспомогательной школы

Как поступить

Некоторые родители соглашаются отдать малыша в коррекционный класс. Программа вспомогательной школы существенно проще, чем в обычных ОУ, поэтому больному малышу будет комфортнее. Ребенок, имеющий проблемы со здоровьем, не сможет самостоятельно решать трудности, что будут появляться у него в процессе усвоения теоретических и практических умений и навыков. Вспомогательная школа помогает справляться с подобными вопросами, так как в ней работают узкие специалисты - дефектолог, психолог, олигофренопедагог.

школа для отстающих детей

Последовательность действий

Предположим, что родители решили пройти комиссию, чтобы понять, насколько их малыш готов к обучению в обычной школе. Чем отличается вспомогательная школа? 1-е отделение предполагает детальную диагностику психологом особенностей интеллекта будущего первоклассника. По ее результатам психолог делает вывод о возможности освоения ребенком общеобразовательной программы, предлагаемой в рамках ФГОС второго поколения в российских школах.

Далее идет диагностика логопедом речевого развития. Проверяется фонематический слух, произношение звуков. По результатам обоих тестирований проводится консультация врача-психиатра. Параллельно с медицинским освидетельствованием воспитатель детского сада составляет на ребенка педагогическую характеристику.

На комиссии группа специалистов (детский психолог, психиатр, логопед) дают родителям рекомендации, предлагают (при необходимости) обучение в специальных коррекционных образовательных учреждениях. Представители ребенка имеют право согласиться (не согласиться) с советами.

Согласно российскому законодательству, без желания родителей нельзя зачислять ребенка в специализированный класс.

это специфика вспомогательной школы

Особенности обучения в специальных ОУ

По каждому предмету создается специальное тематическое планирование. Вспомогательная школа работает по программам коррекции и развития речи (5-го вида):

В рамках общеобразовательной школы часто создают специальные коррекционные классы, в которых учатся ребята, имеющие нормальное интеллектуальное развитие, но проблемы с речью. После успешного прохождения программы начальной школы такими малышами их отправляют в обычные классы.

Обучение по коррекционной программе 7-го вида

По ней обучается особый ребенок, зачисленный в 1-й класс. Вспомогательная школа особое внимание уделяет дополнительному образованию. Помимо уроков, воспитанникам таких ОУ предлагаются кружки и секции спортивного, музыкального, художественного направлений.

Характерна и вариативность в обучении. В частности, на некоторые основные темы педагог уделяет больше часов, чтобы закрепить практические умения и навыки детей. Существует определенный стандарт, разработанный для коррекционных школ каждого типа. Выпускники таких учебных заведений должны соответствовать всем требованиям, указанных в ФГОС.

спецшкола в РФ

Спецшкола для детей с различными трудностями

Зачисляют в подобные образовательные учреждения детей, которые имеют проблемы с интеллектуальным и физическим развитием. По желанию родителей ребенок не может оказаться в коррекционной школе-интернате, если не было проведено специальной медико-психологической комиссии.

Только при соблюдении алгоритма, предполагающего предварительные диагностические исследования малыша психологом, психиатром, логопедом, вынесения рекомендательного вывода о направлении ребенка в специализированное учебное заведение, мамы и папы могут писать заявление о приеме своего малыша в спецшколу.

В том случае, если устраняются все проблемы, что были выявленны раннее специалистами, повторно собирается медико-психологическая комиссия. При вынесении ею положительного решения родители могут перевести школьника в обычное образовательное учреждение.

Читайте также: