На пиру богов булгаков краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

Текст рукописей расшифрован и подготовлен к публикации Н.Ю. Галкиной (Голубковой) и А.П. Козыревым. В прямых скобках даются значимые зачеркивания, сделанные рукой о. Сергия, в угловых скобках — конъектуры, сомнительные чтения и другие вставки редакционного характера. Лакуны в тексте обусловлены плохим состоянием оригинала и невозможностью оперативной сверки с рукописным подлинником.

[1] Вестник РХД. 1992. №166. С. 50–88.

[2] Булгаков С.Н. Пол в человеке. (Фрагмент из антропологии) // Христианская мысль. 1916. С. 87–104

[4] Булгаков С. Н. Труды по социологии и теологии: В 2 т. Т. 2. М.: Наука, 1997. С. 178–179.

[6] Там же. С. 183–184.

[8] Переписка священника Павла Александровича Флоренского со священником Сергеем Николаевичем Булгаковым. Томск, 2001. С. 181.

[10] Козырев А., Голубкова Н. Прот. С. Булгаков. Из памяти сердца. Прага [1923—1924] // Исследования по истории русской мысли. Ежегодник за 1998 г. Под ред. М. А. Колерова. М., 1998. С. 213.

[11] Козырев А. Прот. Сергий Булгаков. О Вл. Соловьеве // Исследования по истории русской мысли. Ежегодник за 1999 год. Под ред. М. А.Колерова. М., 1999. С. 217.

. На русской интеллигенции
лежит страшная и несмываемая вина -
гонения на церковь,
осуществляемого молчаливым презрением, пассивным бойкотом,
всей этой атмосферой высокомерного равнодушия,
которой она окружила церковь.

Вы знаете, какого мужества требовало просто лишь
не быть атеистом в этой среде,
какие глумления и заушения,
чаще всего даже непреднамеренные,
здесь приходилось испытывать.

Я очень хорошо знаю русскую интеллигенцию
и вполне отвечаю за то, что говорю.
Да, с разрушительной тлетворной силой
этого гонения
не идёт ни в какое сравнение
поднятое БОЛЬШЕВИКАМИ.
Это последнее даёт силу,
призывает на мученичество, исповедничество,

а вот исповедовать веру в атмосфере
интеллигентского шипа, глупых смешков,
снисходительного пренебрежения -
нет, это ХУЖЕ БОЛЬШЕВИЗМА.
Притом же в своем НИГИЛИЗМЕ он есть, конечно,
законнейшее порождение той же самой интеллигенции,
как она от этого ни отрекайся.

И вот теперь судьба свела Церковь и интеллигенцию
в состояние ОБЩЕЙ ГОНИМОСТИ со стороны большевиков.
Дай Бог, чтобы эта встреча
повела к внутреннему сближению.

Да, это БЕЗБОЖИЕ интеллигенции делает её
некультурной и даже антикультурной,
иконоборческой по преимуществу.
Ведь приобщение КУЛЬТУРЕ
идёт через КУЛЬТ,
связано органически со способностью ПОЧИТАНИЯ,
которая отсутствует в психологии НИГИЛИЗМА.
Оттого ей остается доступно только
ДУХОВНОЕ ИДОЛОПОКЛОНСТВО.
Поэтому интел-ция до сих пор просто не замечала
ПРАВОСЛАВИЯ как силы культурной и,
в частности,
как эстетического начала жизни.

Разве только в самое последнее время
намечается переворот:
заметили, наконец,
иконопись,
церковную архитектуру,
а во время разрухи начинают оценивать
значение ЦЕРКВИ и как начала
государственного строительства
и даже "национальной святыни".

Да, теперь интел-ция наша поставлена перед дилеммой:
или духовно возродиться,
предприняв радикальнейший пересмотр ВСЕГО
своего духовного багажа,
всего своего гуманистического мировоззрения,
или же просто сгнить заживо,
исторически умереть.
Идеалы революции провалились,
кумиры гуманизма и социализма низвергнуты.
Нечем жить.

Из "Догматического обоснования культуры":

Культ есть духовное средоточие культуры.

Протоиерея Сергия Булгакова светским богословом можно называть весьма условно. Имяславие нуждалось в защите и о. Сергий защищал. Открыто защищал. Его труд "Философия Имени" заслуживает внимания, и для пишущего творческого молящегося православного человека это нужная книга. Безбожная интеллигенция - порождение разрушения иерархии. И начало этого разрушения ещё в уничтожении сословий и введении разночинства. Об этом еще у Пушкина было. И отец Сергий правильно писал об антикультуре без культа, без духовного средоточия, без Духа.

Мила, это у него такой персонаж был в "На пиру богов" - Светский богослов.
А в остальном всё верно )))

Я поняла, что его самого так назвали.))) Вы не закавычили. Вот я и .
Виновата.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Появляются и ожидаются новые дополнения к его истории по сведениям о публичных мероприятиях(1), по библиографическим данным повременной печати(2) и биографии Струве. В настоящем же материале сообщаются новые данные о жизни части его текста после невыхода сборника в свет в 1918 году. Более всего с отдельной историей его участия в сборнике повезло С.Н. Булгакову.

Несомненно, Булгаков, во второй половине сентября – октябре 1918 года находясь в Киеве [11], имел возможность лично внести и внес многочисленную (прежде всего мелкую стилистическую) правку в текст отдельного издания своего сочинения.

Но в конце 1920 года, в занятом к тому времени Красной армией Крыму, где жил Булгаков, он уже не мог готовить к печати новое издание. Логично поэтому предположить, что новая правка была внесена по октябрь 1920 года включительно в еще врангелевском Крыму, имевшем интенсивные внешние связи, в том числе с Софией. Известно, что Булгаков (видимо, вплоть до появления в эмиграции, куда он был выслан советской властью) как минимум до первых месяцев 1923 года не знал о судьбе издания в Софии.

Главными же текстологическими фактами является то, что и Текст 2, и Текст 3 отразили правку, внесенную Булгаковым в Текст 1.

Предмет моего настоящего исследования, за неоценимую помощь в котором я благодарю историков и архивистов Л.И. Петрушеву и О.В. Эдельман, – лишь документирование главных разночтений в названных вариантах. Полагаю, что будущее академическое издание трудов С.Н. Булгакова (оно обязательно для нашей культуры) справится с полнотой вариантов и представит все их детали, но теперь главное – дать науке материал для исследования эволюции Булгакова в самые темные годы его биографии (1918–1920)(1).

1 Предметные детали об этом периоде его жизни см.: [13], а также коллекцию архивных материалов и документальных переизданий из редкой крымской печати 1919–1920 годов [14, с. 118–156].

Диалог первый

Дипломат. А другая встреча в самом начале революции, здесь, в Москве. Тогда вы говорили о благостном Дионисе, шествующем по русской равнине, о новой эре, о славянском ренессансе.

Дипломат. Совершенно с таким же жаром говорили вы и о Нике, и о Дионисе. А теперь, очевидно, нашлась и Цирцея, превращающая в свиней дионисийствующих граждан.

Писатель. Неужели нам нужно снова перебирать все это пацифистское старье, так надоевшее, повторять споры Достоевского, Соловьева, Толстого и др.

Дипломат. А другая встреча в самом начале революции, здесь, в Москве. Вы говорили уже о благостном Дионисе, шествующем по русской равнине, о бескровной революции, о новой эре, о славянском ренессансе.

Дипломат. Но совершенно с таким же жаром говорили вы и о Нике, и о Дионисе. Теперь, очевидно, явилась и Цирцея, превратившая в свиней дионисийствующих граждан.

Писатель. Неужели вам нужно снова перебирать все это пацифистское старье, так надоевшее, повторять споры Достоевского, Соловьева, Толстого и др.

Диалог второй

Общественный деятель. Ну нет, про себя я должен признаться, что тогда-то я и поверил и в русское будущее. Ведь только подумать: устранено змеиное гнездо измены, во главе правительства стали верные, испытанные вожди.

Общественный деятель. Совершенно не понимаю этой идеализации распутинства и какой-то мистификации грязного мужика. Здесь уместно суждение половой психопатологии, и только всего.

Общественный деятель. Ну нет, про себя я должен признаться, что тогда-то я и поверил и в русское будущее. Ведь только подумать: разорено змеиное гнездо измены, во главе правительства стали верные, испытанные вожди.

Генерал. А вы, может быть, думаете, что мне тоже легко было видеть и распутинство, и весь этот рахитизм власти? Но для меня аксиома, что народ имеет правительство, какого заслуживает, а относительно Помазанника Божия я верю еще и в то, что сердце Царево в руке Божией

Ну нет, про себя я должен признаться, что тогда-то я и поверил и в русское будущее. Ведь только подумать: устранено змеиное гнездо измены, во главе правительства стали верные, испытанные вожди.

Общественный деятель. Совершенно не понимаю этой идеализации распутинства и какой-то мистификации грязного мужика. [Последняя фраза удалена.]

Генерал. А вы, может быть, думаете, что мне тоже легко было видеть и распутинство, и весь этот рахитизм власти? Но для меня аксиома, что народ имеет правительство, какого заслуживает, а относительно помазанника Божия я верю еще и в то, что сердце Царево в руке Божией.

Диалог четвертый

Писатель. Охранять религию для народа, самому ее не имея, – да это хуже, чем самая адская нигилистическая энергия.

Писатель. Охранять религию для народа, самому ее не имея, – да это хуже, чем самое адское нигилистическое исступление.

Диалог пятый

Беженец. Ведь и в правящих, и в ученых кругах, в сущности, царит одинаковое равнодушие к религиозным вопросам, прикрываемое то напыщенным важничаньем, то староверием. Сыты. Нет жажды, нет тревоги.

Светский богослов. Да, для отцов иезуитов теперь самое время для ловли рыбы в мутной воде. Недаром уния так распространяется на Украине, согласно давно уже задуманному Шептицким, совместно с австро-германским генеральным штабом, плану. Теперь больше, чем когда-либо, необходима война с католицизмом, и как ни мало могу я сочувствовать анафемствованию католичества, говорят, провозглашенному на киевском соборе митр. Антонием, однако должен признать, что против Шептицкого нужен и Храповицкий.

Беженец. Не являются ли скорее они оба, и Шептицкий и Храповицкий, представителями прошлого, отживающей уже эпохи? Надвигается общий враг на все христианство, пред лицом которого православию и католичеству уже нечего становится делать.

Светский богослов. Только задачу самоупразднения через соединения, растворения в стихии романизма, который вредней и опасней далее и германизма?

Беженец. Ведь и в правящих, и в ученых кругах, в сущности, царит одинаковое равнодушие к религиозным вопросам, прикрываемое то напыщенным важничаньем, то староверием. Нет жажды, нет тревоги.

Светский богослов. Да, для отцов иезуитов теперь самое время для ловли рыбы в мутной воде. Недаром уния так распространяется на Украине, согласно давно уже задуманному Шептицким, совместно с австро-германским генеральным штабом, плану. Теперь больше, чем когда-либо, необходима война с католицизмом, и как ни мало могу я сочувствовать анафемствованию католичества, говорят, провозглашенному на киевском соборе митр. Антонием, однако должен признать, что против Шептицкого нужен и Храповицкий.

Беженец. Не являются ли скорее они оба, и Шептицкий и Храповицкий, представителями прошлого, отживающей уже эпохи? Надвигается общий враг на все христианство, пред лицом которого православию и католичеству уже нечего становится делить.

Светский богослов. Только задачу самоупразднения через соединения, растворения в стихии романизма, который вредней и опасней далее и германства?

Светский богослов. Да, отцам иезуитам теперь самое время для ловли рыбы в мутной воде. Недаром уния так распространяется на Украине, согласно давно уже задуманному Шептицким, совместно с австро-германским генеральным штабом, плану. Теперь больше, чем когда-либо, необходима война с католицизмом.

Беженец. Надвигается общий враг на все христианство, пред лицом которого православию и католичеству уже нечего становится делить.

Заключение

Дипломат. В результате же получился… священный союз да мировой расцвет капитализма. Нечто подобное имеет получиться и теперь, и довольно ясно, из каких элементов этот мир возникнет. (…)

Дипломат. Желтый мир по- настоящему в борьбу не втянулся, и едва ли это будет в ближайшем будущем.

Дипломат. В результате же получился… священный союз да мировой расцвет капитализма. Нечто подобное имеет получиться и теперь, и довольно ясно, из каких элементов этот мир возникает.

Дипломат. Желтый мир по-настоящему в борьбу не втянулся, и едва ли это будет в ближайшем времени.

Модест Колеров

Литература


[Закрыть] , поэтому опыт герменевтики оказывается незаменимым.

[Закрыть] , не дает ответ на этот вопрос, оставляя его на усмотрение читателя. Сделаем некоторые предположения и мы.

Погибло, все погибло!
Умерло все, и мы умерли,
бродим, как живые трупы и
мертвые души.

Была могучая держава,
нужная друзьям, страшная
недругам, а теперь – это
гниющая падаль, от которой
отваливается кусок за куском,
на радость всему
слетевшемуся воронью. На месте шестой
части света оказалась зловон —
ная, зияющая дыра. … Ж и з н ь
потеряла свой вкус: не светит
солнце, не поют птицы.

Душа умирает, это – поисти —
не смерть без воскресения,
ее червь неусыпающий. Как
устоять? (с. 381–382).

Поминутно мертвых носят,
И стенания живых
Боязливо бога просят
Упокоить души их!

Было время, процветала
В мире наша сторона…
Ныне церковь опустела;
Школа глухо заперта;
Нива праздно перезрела;
Роща темная пуста…

Если ранняя могила
Суждена моей весне…
И потом оставь селенье!
Уходи куда*нибудь…

[Закрыть] . Противоположны эти образы только тем, что Богослов придерживается концепции новой возрожденной церкви, свободной от засилья самодержавного авторитета – правового православия (с. 458, 470), а Беженец скорее мистик, чем традиционный религиозный теоретик (с. 431–432, 464–465, 470, 472). Скорее всего, именно позиция этих персонажей наиболее близка самому автору диалогов, причем в их мистической направленности, в контексте философии Вл. Соловьева. Впрочем, и другие участники беседы (даже вряд ли симпатичный Булгакову Дипломат-позитивист) высказывают, на наш взгляд, немало мыслей, с которыми, похоже, соглашаются все остальные, что затрудняет отождествление автора с каким-либо конкретным персонажем диалога.

[Закрыть] . В последнем основная коллизия сюжета соотнесена с появлением Священника в конце этой небольшой трагедии, Светский богослов у Булгакова появляется к середине третьего диалога. Сравним их вступительные речи:

«В с е (кроме Дипломата). Аминь.

Д и п л о м а т..

О б щ е с т в е н н ы й д е я т е л ь. Христос воскресе!

[Закрыть] , что еще раз подтверждает текстологическую и идейную связь этих двух произведений.

[Закрыть] , и именно поэтому есть своя правда и у Позитивиста, но в высшем смысле она не существенна, т. к. его идеи приводят к Хаосу, а нужно создание нового космического Порядка, основанного на вере и любви.

[Закрыть] , в наиболее сакральное время победы жизни над смертью[613] 613
О мотиве возрождающегося божества и его смысле см., например: Дж Фрезер, Золотая ветвь. М., 1980.

• провести анализ текущей ситуации на трех взаимодополняющих уровнях: фактическом, этическом, мистическом;

[Закрыть] . Предложенная нами интерпретация – гипотеза, которую было бы интересно подтвердить или опровергнуть.

Данное произведение размещено по согласованию с ООО "ЛитРес" (20% исходного текста). Если размещение книги нарушает чьи-либо права, то сообщите об этом.

Читайте также: