Клуб общения в школе
Обновлено: 05.07.2024
Ни одна, даже самая лучшая педагогическая система, не может быть в полной мере эффективна, если в этой системе нет места семье.
Ребенок не может существовать вне семейной системы. Если образовательное учреждение и семья закрыты друг для друга, ребенок оказывается между двух не сообщающихся систем. Отсюда конфликты, непонимание, неуверенность.
Принципиальным условием решения важнейшей задачи объединения педагогов и родителей в интересах ребенка является, прежде всего, создание особой формы общения между родителями и педагогами, которая обеспечит доверительный, деловой контакт. Это возможно лишь в условиях неформального взаимодействия. Для того, чтобы родителя стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьей является сложной задачей, но одно несомненно: установление доверительных отношений с родителями ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка. В данном процессе немаловажную роль играет профессиональная компетентность педагогов НШДС, что подразумевает не только совокупность знаний и опыта, но и личностные качества воспитателей.
Деятельность клуба общения “Школа молодой семьи” направлена на повышение социально-психологической, правовой компетентности родителей в вопросах гуманистического взаимодействия взрослых и детей. Являясь составляющим звеном целостной системы работы с родителями, клуб общения способствует совершенствованию образовательной деятельности, повышению ответственности родителей за воспитание детей в семье, и, как следствие, культуры семейного воспитания.
Тематический план.
Содержание программы.
1. “Первый раз – в ясли-сад”.
Обычно ребенок адаптируется к жизни в среде своей семьи. Чем младше ребенок, тем значимее и важнее эта связь для него. Малыш видит жизнь “из рук” родителей, именно они играют главную роль в создании того образа мира, который позволит ребенку со временем выйти “из гнезда”, найти свое место среди людей, научиться жить в ладу с самим собой и окружающими. Взрослым часто кажется, что это происходит само собой, по мере взросления ребенка, и никаких проблем здесь быть не может. Вырастая, мы не забывали о том, как трудно и страшно было впервые отпустить мамину руку и переступить порог самостоятельной жизни, даже если это всего лишь порог детского сада.
В большинстве случаев поступление ребенка в детский сад сопровождается проблемой его адаптации к новым нормам и правилам жизни, и далеко не все дети успешно с ней справляются. Возникновение у ребенка так называемого “адаптационного синдрома” является прямым следствием его психологической неготовности к выходу из семьи. Родители зачастую главными параметрами готовности ребенка к поступлению в детский сад считают владение навыками самообслуживания и привычку к режиму дня, приближенному к детсадовскому. Родителями даже не обсуждается вопрос о том, в какой мере ребенок готов к разлуке с матерью, к установлению контактов с новыми незнакомыми детьми и взрослыми, к принятию и соблюдению достаточно сложных и не всегда понятных для ребенка социальных норм и правил поведения. Помочь молодым семьям с минимальным дискомфортом пройти данный сложный период жизни как для малыша, так и для всей семьи – наша задача.
2. “Разговор за круглым столом”.
Предлагаем пообщаться за чаепитием, обсудить важнейшие для педагогов и молодых родителей вопросы: о питании детей в детском саду, о методах воспитания, о требованиях к обустройству группы. Надеемся, что большинство родителей, которые придут на встречу после трудового дня усталые и раздраженные какими-либо своими проблемами, в такой неформальной, теплой и почти семейной обстановке почувствуют себя свободнее, легче будут делиться своим опытом, своими вариантами решения возникших проблем.
Планируется экскурсия по групповым помещениям, чтобы как можно более подробно ознакомить родителей с условиями и режимом в разных возрастных группах. Обязательно будут продемонстрированы игрушки, учебные пособия, детские книги, подскажут, какие игрушки и книги следует приобретать для детей в соответствии с возрастом детей.
Целью такого взаимодействия с родителями является помещения, где дети спят, играют, умываются. Педагоги расскажут молодым родителям, какие культурные и гигиенические навыки прививаются малышам, что важно учесть родителям для правильной организации жизни детей дома, а также покажут повышение их ответственности за воспитание детей в семье, создание благоприятной эмоциональной атмосферы в отношениях между родителями и педагогами, а это обязательно обеспечивает совместный успех в деле воспитания, развития и социализации детей, а значит, и успех всего НШДС.
3. “Материнство – гордость планеты”.
Мать – воспитательница собственных детей, созидательница, хранительница собственного очага. От нее во многом зависит создание в доме атмосферы уюта, теплоты, заботливости, взаимопонимания.
Если ты с детства не научился смотреть в глаза матери и видеть в них тревогу или покой, ты на всю жизнь останешься нравственным невеждой. Если человек не научился с первых дней жизни уважать свою мать, центром мироздания для него навсегда останется он сам. Он, кому все дозволено, кому все чем-то обязаны и должны угодить. И не только родители и близкие будут страдать от этого. Сколько синяков и шишек придется получить ему, прежде чем он поймет всю глубину своего заблуждения.
Вопросы к детям:
– что вы испытываете, когда ваша мама плачет?
– как вы думаете, нужно ли слушать маму?
– всегда ли вы слушаете маму?
– что нужно делать, чтобы мама никогда не грустила?
4. “Здоровье – основной критерий образования. Как растить здорового ребенка?”
“Всех нас тревожит здоровье детей. Причины болезненности малышей сложны и серьезны: это и экологическая обстановка, и социальные условия жизни, и психологический климат в семье… Но мы в детских садах можем создать для ребенка условия двигательной активности, научить его грамотно относиться к своему здоровью… Мы можем что-то недорассказать ребенку из области математики, можем не успеть вовремя познакомить его с компьютером – это плохо, но исправимо. Но если мы не усилим внимания к физической культуре дошкольника – именно как к элементу общечеловеческой культуры жизни, мы нанесем непоправимый ущерб (если уже не нанесли) целому поколению детей…”
(Из выступления Эммы Степаненковой, кандидата медицинских наук, профессора кафедры методики дошкольного воспитания и обучения МПГУ на Всероссийском совещании в Москве, посвященном проблемам здоровья дошкольников).
Здоровье ребенка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Это обстоятельство налагает на членов семьи, и в первую очередь на родителей, особую ответственность. Часто знания родителей о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями. Ценностные ориентации относительно значимости здоровья не актуальны и в этой связи не реализованы в повседневной жизни родителей.
Таким образом, дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания. Важное место в решении этих социально значимых задач занимает детский сад, который может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья как детей, так и взрослых. Лишь при условии совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.
5. “Личность родителей и развитие ребенка” беседа с педагогом-психологом начальной школы детского сада.
Не секрет, что именно от родителей зависит, каким вырастет ребенок, сумеют ли они развить заложенные в малыше от природы способности или, наоборот, сломают хрупкую психику в стремлении переделать чадо, подстроить под себя, под свои амбиции. У родителей наиболее часто встречаются следующие личностные и невротические изменения:
Сензитивность – повышенная эмоциональная чувствительность, склонность все близко принимать к сердцу, легко расстраиваться и волноваться.
Аффективность – эмоциональная возбудимость, или неустойчивость настроения, в основном в сторону его снижения.
Тревожность – склонность к беспокойству, недостаточная уверенность в себе, несогласованность чувств и желаний.
Доминантность – стремление играть ведущую роль в отношениях с окружающими.
Эгоцентричность – фиксация на своей точке зрения, отсутствие гибкости суждений.
Гиперсоциальность – повышенная принципиальность, утрированное чувство долга, неумение находить компромисс.
Противоречивость личности – трудносовместимое сочетание перечисленных выше характеристик.
Все эти черты встречаются у каждого родителя, и в этом нет ничего страшного. Ведь каждая мать, например, беспокоится о своем ребенке, стремится защитить и оградить его от опасности. Но когда та или иная черта личности начинает управлять всем поведением, отношением к ребенку, возникают серьезные проблемы.
6. “Какие мы родители?”
Младший дошкольный возраст является максимально чувствительным к замкнутому пространству, к одиночеству, к темноте. Если в этом возрасте родители прибегают к наказанию детей, ставя ребенка в темную комнату одного, то это приводит к неизменному увеличению эмоционального напряжения.
Если в семье ребенок живет в атмосфере тепла и любви, если его интересы становятся интересами родителей, если родители выступают в роли защитника, друга и советчика, то став взрослым, он проявит инициативу, активность, самостоятельность и доверие к людям.
Обобщенный портрет клуба общения “Школа молодой семьи” “какие мы воспитатели” по итогам диагностики родителей. Собеседование с детьми.
7. “День открытых дверей. Консультация по теме: “Игры, развивающие познавательную активность детей”.
Интеллектуальная сфера ребенка раннего возраста формируется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в часы свободной, самостоятельной практической деятельности. Процесс мышления предполагает не только готовые способы и отработанные схемы, но и построение новых (конечно в пределах возможностей ребенка). И один из главных путей развития познавательной мотивации и умственной активности – детское экспериментирование. Данный тип мышления представляет собой единство наглядно-действенного и наглядно-образного мышления и направлен на выявление скрытых от непосредственного наблюдения свойств и связей предметов. Этот вид деятельности взрослый не задает – ребенок осуществляет его самостоятельно. Самостоятельное экспериментирование дает ребенку возможность опробовать разные способы действия, снимая при этом и страх ошибиться, и скованность мышления готовыми способами действия. Роль же взрослого не только в том, чтобы показать способ действия или руководить действиями ребенка, но в том, чтобы стимулировать его интерес к предметам, пробуждать любознательность и познавательную активность. Объекты, стимулирующие познавательную активность, должны обладать следующими свойствами:
- быть новыми и неопределенными;
- должны быть достаточно сложными;
- объект должен иметь противоречивость, конфликтность: его знакомые признаки должны сочетаться с новыми и неожиданными.
Задача педагогов, проводящих консультацию для родителей, остановить их внимание на описании объектов и материалов, которые можно предложить малышам для экспериментирования: погремушки из пластиковых бутылок, игрушки с сюрпризом, коробочки с секретом, игры с магнитом, водой, красками, бумагой…
8. “Сложные ситуации во взаимодействии “взрослый – ребенок”, “ребенок – ребенок”.
Малыш не хочет делиться игрушками? Ваш мальчик дерется? Крохи кидаются друг в друга песком на детской площадке? Как вести себя родителям в подобных ситуациях?
Попытаемся вместе с молодыми и неопытными родителями “проиграть” некоторые наиболее часто встречающиеся сложные ситуации.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
КЛУБ ОБЩЕНИЯ КАК МЕХАНИЗМ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ ГРУППЫ РИСКА
Сложный организм, все клетки которого взаимосвязаны, но в отдельности от каждой зависит весь процесс жизнедеятельности. Таким естественнонаучным образом можно охарактеризовать понятие общество. Ведь в обществе, как в организме, все люди-клетки, тесно связанны между собой и именно эта связь обеспечивает здоровье всего организма-общества.
Как в организме на месте отживающих клеток образуются новые, так и в обществе каждую секунду рождаются новые люди, не знающие ни принципов существования общества, ни правил и норм поведения, ни законов, по которым живут люди. Все это человек познает в процессе своей жизни. Процесс, в результате которого человек усваивает социальные нормы, культурные ценности и образцы поведения в обществе к которому он принадлежит, называется социализацией.
В сложный период внутренних личностных противоречий особенного внимания требуют подростки группы риска. Именно этим молодым людям приходится бороться не только со своими внутренними переживаниями, но и с тем грузом жизненных обстоятельств, в которых они оказались. К подросткам группы риска относят детей из неблагополучных семей, детей с психическими или психолого-педагогическими отклонениями, детей оставшихся без попечительства родителей и др.
В психологии, педагогике, к социальной педагогике к данной категории детей относят тех, кто испытывает трудности в обучении, психическом развитии, социальной адаптации, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, социализации в целом [2].
При работе с такими подростками на педагогов, не только школьного, но и педагогов дополнительного образования, ложится особая ответственность. Их задача не просто заинтересовать подростка и помочь ему организовать досуг, но и скорректировать его систему ценностей, взглядов и убеждений так, чтоб обеспечить ему эффективную социализацию и позитивный взгляд на жизнь, позволить благополучно выйти из группы риска в полноценную взрослую жизнь.
Чтоб помочь пережить сложный подростковый период в жизни, сформировать благоприятную среду для развития личности, воспитать положительное в подростке и просто организовать досуг, при школах или самостоятельно образуются различные клубы. Они необходимы для того, чтобы каждый школьник, испытывающий постоянное давление со стороны родителей и общества, имел возможность пообщаться со сверстниками в неформальной обстановке.
Основная цель подобных клубов – это позитивные изменения в личности подростков, создание атмосферы клубности, включение подростков и молодежи в коллектив, в процесс управления клубом и своей деятельностью[3].
В контексте решения задачи социализации детей и подростков группы риска в условиях подросткового клуба общения, педагоги для своих воспитанников проводят мероприятия на групповое сплочение на основе сотрудничества, воспитание культуры общения, привитие навыков коллективного анализа, формирование собственного мнения и позиции, приобретение навыков правильной разговорной речи, снятие барьеров и комплексов, приобретение уверенности в процессе общения сверстников.
Список литературы
Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М.: Молодая гвардия, 1971. 336с.
Матянина Т. И., Логинова А. А. Использование возможностей клуба как формы дополнительного образования детей и подростков для их успешной социализации [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 121-122.
программа расчитана на мальчиков 13-15 лет. Курс состоит из 25 занятий.
Рабочая программа
юношеского клуба общения
Зам. директора по ВР:
Технологическая модель развития культуры общения у обучающихся СМХК
Билюшова Елена Викторовна
Нормативно-правовая база Программы
Конвенция о правах ребенка (Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года);
Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ
"Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
Федеральный закон от 24 июня 1999года № 120-ФЗ
"Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
Основные цели и задачи программы
Цель: развитие коммуникативных умений подростков, включающих в себя освоение регулятивных и познавательных компонентов.
Задачи: - расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения;
- отработка навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми;
- активизация процесса самопознания и самоактуализации;
- формирование стремления к самопознанию, погружения в свой внутренний мир и ориентация в нем;
- формирование умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций;
- формирование навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.
Заместитель директора по воспитательной работе,
Организация выполнения программы
Контроль за выполнением Программы осуществляется зам.директора по воспитательной работе.
Программа является документом, открытым для внесения изменений и дополнений. Корректировка Программы может осуществляться ежегодно.
Ожидаемые результаты реализации программы
Усиление личностных ресурсов;
Формирование адекватной самооценки;
Наличие навыков конструктивного поведения;
Наличие навыков и умений снятия эмоционального напряжения и тревожности.
Эффективность программы оценивается по итогам сравнительной оценки результатов тестирования и анкетирования в начале и конце курса.
Срок реализации программы
Сентябрь – декабрь (каждого учебного года)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Артур Голден
Общение – это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Общение предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями и попытками взаимного влияния.
Драки. Все мужчины (даже маленькие) – защитники. Там, где слова малоэффективны, ставка делается на физическую силу.
Михеев В.В. – учитель истории, обществознания, права ВКК.
2020 -2025 г. – деятельностный этап – проведение мероприятий по выбранным направлениям деятельности
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
Усиление воспитательной функции образования, направленной на формирование гражданственности, нравственности, патриотизма;
Реализация модели выпускника МБОУ гимназии № 13 Центрального района;
Оптимизация и обогащение социокультурной среды гимназии;
Оптимизация духовно-нравственной атмосферы гимназии;
Рост социальной активности детей и молодежи гимназии.
Государственный заказ на формирование социальных компетенций сформулирован в Федеральном государственном образовательном стандарте. К социально-личностным и общекультурным компетенциям можно отнести:
готовность к социальному взаимодействию;
соблюдение прав и обязанностей гражданина;
готовность к свободному и ответственному поведению;
умение анализировать значимые политические события и тенденции;
готовность к ответственному участию в политической жизни;
сформированность морально-нравственных качеств;
готовность к сотрудничеству и разрешению конфликтов;
готовность к уважению разных точек зрения;
Основным содержанием программы дискуссионного клуба старшеклассников гимназии № 13 являются следующие составляющие современного образования: личностная ориентация процесса образования, деятельностный характер, формирование социальных компетенций учащихся.
Деятельность клуба направлена на развитие социальной компетентности личности, ее гражданской позиции, отвечает на социальные, профессиональные и личностные запросы, как внутренних потребителей, так и внешних. Внутренним потребителем дополнительной образовательной услуги, предоставляемой в рамках клуба, является учащийся гимназии, а социум, высшие учебные заведения, другие образовательные учреждения,– внешние потребители, заинтересованные в выпускниках, обладающих не только учебными, но и социальными компетенциями.
Личностная ориентированностьдеятельности дискуссионного клуба заключается в возможности выбора обсуждаемых проблем, возможности следовать за интересами, мотивами самихучащихся, в возможности реализовывать интересные для гимназистов социальные акции.
Деятельностный характер заключается в поэтапной разработке программы работы клуба: выстраивая логику рассуждений, предполагая ожидаемый результат, учащиеся и руководители клуба формулируют социально значимые проблемы, которые становятся предметом исследования и дискуссий.
Потенциал дискуссионного клуба как инструмента формирования социальных компетенций заключается в том, что этой деятельностью создает единое культурное пространство, а поэтапная подготовка и проведение дискуссий формирует в гимназисте социальные компетенции, управленческие способности, и, главное, в перспективе повышает конкурентоспособность выпускника гимназии.
Общение – важнейший элемент человеческой культуры. В молодёжной среде современного компьютеризированного общества существует проблема полноценного общения. Законы общения усваиваются в деятельности, носящей коллективно-образующий характер. Одним из видов такой деятельности, направленной на формирование навыков позитивного общения может стать участие гимназиста в работе дискуссионного клуба. Дискуссионная деятельность – это активно обучающая проектно-проблемная деятельность, нацеленная на поиск и организацию новых путей коммуникативного общения педагогов и старшеклассников, а также старшеклассников между собой в школьной жизни. Дискутировать школьникам важно по целому ряду причин. Самой главной из них является необходимость развития умений, которые пригодятся учащимся в будущем. В ходе дискуссии формируются важнейшие для развития личности навыки: критического мышления; исследования; толерантности; творческие; организаторские; аудиальные; ораторские; лидерские. Чтобы добиться успехов в профессиональной деятельности, необходимо уметь представлять свою точку зрения, грамотно и культурно отстаивать её. Дискуссия – это демократическая деятельность, которая учит глубже понимать и принимать точку зрения и мнение других, отстаивать собственную точку зрения, а также осуществлять анализ проблем, затрагивающих развитие общества, как в общем, так и в частностях.
Рабочая программа дискуссионного клуба создана как инструмент способствующий развитию творческих способностей учащихся, развитию познавательных интересов и даёт право учащимся сочетать различные направления и формы занятий. Деятельность по организации работы гимназического дискуссионного клуба осуществляется в свободное от основной учёбы время и отличается свободой выбора направлений и возможностью смены сферы деятельности обучающегося в течение года.
Деятельность учащихся в гимназическом дискуссионном клубе характеризуется добровольностью, инициативностью и активностью всех участников (детей, родителей, педагогов), а также отсутствием жесткой регламентации и жесткого результата.
Деятельность клуба носит неформальный и комфортный характер для всех участников.
Актуальность внедрения в образовательноепространство гимназии учащихся такой формы как гимназический дискуссионный клуб старшеклассников обусловлено несколькими причинами:
Подростки и молодежь испытывают огромные психологические трудности при определении своих жизненных целей и перспектив.
Школьные предметы не дают возможности полностью реализовывать творческие, коммуникативные и интеллектуальные способности учащихся.
Социальная и экономическая ситуация, а также политическая и внешнеполитическая составляющие жизни нашей страны, на фоне которых происходит развитие наших детей, приводит к тому, что многие молодые люди с тревогой смотрят в завтрашний день, не хотят или не могут самостоятельно находить решение в конфликтной ситуации.
Цели работы клуба
Усиление воспитательной функции образования, направленной на формирование гражданственности, нравственности, патриотизма;
Оптимизация и обогащение социокультурной среды гимназии;
Оптимизация духовно-нравственной атмосферы гимназии;
Рост социальной активности детей и молодежи гимназии. Формирование самоопределяющейся, осмысленной, социально активной, творческой личности.
Выстраивание ценностной шкалы с учетом традиционных и современных духовных, социальных ценностей.
Развивающие:
содействие формированию жизненных планов учащихся, выбору профессии;
содействие личностному развитию, формированию собственной идентичности;
Формирование умений участвовать в дискуссии.
формирование умений пользоваться основными операциями мыслительной деятельности - синтезом, анализом, общением;
расширение кругозора и словарного запаса;
формирование умений быстрого поиска информации, критического анализа этой информации.
Воспитательные:
реализация потребностей в самосовершенствовании и самоутверждении;
формирование активную гражданскую позиции.
Формирование гражданственности и патриотизма.
Принципы реализации программы
Принцип гуманистической направленности воспитательного процесса.
Создание условий, направленных на раскрытие и развитие способностей каждого ребёнка, его позитивную самореализацию.
Принцип сотрудничества и сотворчества,
Необходимое условие для личностного самоопределения учащихся. Оно способствует открытию перед школьником перспективы роста, помогает добиваться радости успеха, а также реализовать одну из главных задач – помочь осознать свои возможности и поверить в себя, свои силы.
Принцип самоактуализации.
Помощь ребенку в актуализации своих способностей. Важно побудить и поддержать стремление к проявлению и развитию своих природных возможностей.
Читайте также: