Концепций подготовки детей к школе

Обновлено: 05.07.2024

Статья. Дата публикации - сентябрь 2017 г. Кедрова Е.К.

ВложениеРазмер
sovremennye_podhody_k_obucheniyu.docx 37.91 КБ

Предварительный просмотр:

Кедрова Елена Константиновна

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ
К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками. Исследование подготовки детей к школе было начато непосредственно под руководством психолога-академика А. В. Запорожца. Результаты работы неоднократно обсуждались с Д. Б. Элькониным. Оба они боролись за сохранение детям детства, за максимальное использование возможностей этого возрастного этапа, за безболезненный переход от дошкольного к младшему школьному возрасту.

Д. Б. Эльконин, обсуждая проблему готовности ребенка к школе на первое место ставил сформированность предпосылок к учебной деятельности. К наиболее важным предпосылкам он относил умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе, умение слушать и выполнять инструкции взрослого, умение работать по образцу.

Проблемами диагностирования детей, поступающих в школу, занимались Л.А. Венгер, В.В. Холмовская, Д.Б. Эльконин и др.

Подготовка детей к школе — задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка, следовательно, предполагает многокомпонентное образование.

Прежде всего, у ребенка должно быть желание идти в школу, т, е. мотивация к обучению.

Должна быть сформирована социальная позиция школьника: он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение.

В зарубежных исследованиях об интеллектуальной деятельности говорится в работах Г. Гетцер, А. Керн, Я. Йирасек и др.

Обобщая их работы, можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:

аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);

интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;

овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов.

Для выявления готовности детей к обучению в школе педагогам рекомендуется использовать следующие методики:

Методика А.Р. Нурии - позволяет выявить общий уровень ума генного развития, степень владения обобщающими понятиями, умение планировать свои действия. Ребенку дается задание запомнить слова с помощью рисунков: к каждому слову или словосочетанию он сам делает лаконичный рисунок, который потом поможет ему это Слово воспроизвести. Рисунок становится средством, помогающим запомнить слова. Для запоминания дается 10-12 слов и словосочетаний, таких как, например, грузовик, умная кошка, темный лес, день, веселая игра, мороз, капризный ребенок, хорошая погода, сильный человек, наказание, интересная сказка. Через 1-1,5 часа после прослушивания ряда слов и создания соответствующих изображений ребенок получает свои рисунки и вспоминает, для какого слова он делал каждый из них.

Ребенку нужно найти путь к определенному домику среди других, неверных путей и тупиков лабиринта. В этом ему помогают образно заданные указания - мимо каких объектов (деревьев, кустов, цветов, грибов) он пройдет. Ребенок должен ориентироваться в самом лабиринте и схеме, отображающей последовательность пути, т.е. решения задачи.

Наиболее распространенными методиками, диагностирующими уровень развития словесно-логического мышления, являются следующие:

Тест Керна- Йирасека.

Данный тест направлен на определение школьной зрелости.

Данный тест состоит из трех заданий. Первое - рисование мужской фигуры по памяти, второе - срисовывание письменных букв. Третье - срисовывание группы точек. Результат каждого задания оценивается по пятибалльной системе (1 - высший, 5 - низший баллы), затем вычисляется суммарный итог по трем заданиям. Развитие детей, получивших в сумме от 3 до 6 баллов, рассматривается как выше среднего, от 7 до 11 как среднее, от 12 до 15 ниже нормы. Детей, получивших 12-15 баллов, следует углубленно обследовать, так как среди них могут быть умственно отсталые.

Данная методика позволяет выявить умение ребенка выполнять задания взрослого, воспринимаемые на слух, а также возможность самостоятельно выполнить требуемое задание по воспринимаемому образцу.

На тетрадном листе (каждому ученику выдается такой листок с указанием его имени и фамилии), отступив 4 клетки от левого обреза, ставятся одна под другой три точки (расстояние между ними по вертикали - 7 клеток). Педагог предварительно объясняет:

После этого предлагается перейти к рисованию тренировочного узора.

"Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клетка вниз. Не отрывайте карандаш от бумаги. Теперь одна клетка направо. Одна вверх. Одна клетка направо. Одна вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами”.

Последующий текст инструкции таков:

“Теперь поставьте карандаши на следующую строчку. Приготовились! Внимание! Одна клетка вверх. Одна направо. Одна клетка вверх. Одна направо. Одна клетка вниз. Одна направо. А теперь сами продолжайте рисовать этот узор”.

Анализируя результаты выполнения задания, требуется порознь оценивать действия под диктовку и правильность самостоятельного продолжения узора. Первый показатель (под диктовку) свидетельствует об умении ребенка внимательно слушать и четко выполнять указания учителя, не отвлекаясь на посторонние раздражители; второй показатель - о степени самостоятельности испытуемого в учебной работе. И в первом, и во втором случаях можно ориентироваться на следующие уровни выполнения:

Высокий уровень. Оба узора (не считая тренировочного) в целом соответствуют диктуемым; в одном из них встречаются от дельные ошибки.

Средний уровень. Оба узора частично соответствуют диктуемым, но содержат ошибки; или один узор сделан безошибочно, а второй не соответствует диктуемому.

Уровень ниже среднего. Один узор частично соответствует диктуемому, другой не соответствует.

Низкий уровень. Ни один из двух узоров не соответствуют диктуемому.

Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребёнка ориентироваться в своей работе на образец и точно его скопировать, выявляет особенности развития произвольности.

Обработка экспериментального материала проводится путем подсчета баллов, начисляемых за ошибки. В качестве ошибок рассматриваются:

А) неправильно изображенный элемент (1 балл). Если этот элемент неверно изображен во всей детали рисунка, например, неправильно нарисованы палочки, из которых состоит правая часть забора, то 1 балл начисляется не за каждую неправильно изображенную палочку, а за всю правую часть забора целиком. То же самое относится и к колечкам дыма, выходящего из трубы, и к штриховке на крыше дома. 1 балл начисляется не за каждое неправильное колечко, а за весь неверно скопированный дым, не за каждую неправильную линию в штриховке, а за всю штриховку в целом. Правая и левая части забора оцениваются отдельно. Если неправильно срисована правая нить, а левая скопирована без ошибки (или наоборот), то испытуемый получает за рисование забора 1 балл, если же допущены ошибки

в обеих его частях, то испытуемый получает 2 балла (за каждую часть по 1 баллу), неверно воспроизведенное количество элементов в детали рисунка не считается за ошибку (неважно, сколько будет колечек дыма, линий в штриховке крыши, или палочек в заборе);

Б) замена одного элемента другим (1 балл);

В) отсутствие элемента (1 балл);

Г) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены (1 балл);

Д) сильный перекос рисунка (1 балл).

За хорошее выполнение рисунка выставляется 0 (ноль). Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше полученная испытуемым суммарная оценка.

В группу с относительно хорошим развитием произвольности следует отнести детей, получивших не более 1 балла.

Испытуемому задаются следующие вопросы: 1. Ты хочешь. идти в школу? 2. Ты любишь, когда тебе читают сказки? 3. Ты любишь смотреть мультфильмы? 4.Ты хочешь остаться еще на один год в детском саду? (Если ребенок не ходит в детский сад, то вопрос звучит так: Ты хочешь пойти в школу не осенью, а только через год?) 5.Ты любишь гулять? 6. Ты любишь играть? 7. Ты хочешь учиться? 8. Ты любишь болеть?

Если ребенок правильно ответил на все вопросы, за его результат выставляется 0 (ноль). Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше суммарный балл.

В группу с относительно хорошим развитием произвольности от- носятся дети, получившие не более одного балла, при этом берется лучший результат из двух попыток. Вторая попытка предоставляется испытуемому, если с первого раза он потерпел неудачу в игре. Перед второй попыткой проводится дополнительная беседа об условиях игры.

Обработка результатов проводится количественно и качественно. Каждый неправильно произнесенный звук оценивается 1 баллом при этом важно зарегистрировать, что произнес ребенок вместо требуемого звука. Отказ от воспроизведения также оценивается 1 баллом независимо от количества воспроизведенных звуков.

Тест: "Переплетенные линии''

Оценка устойчивости внимания. Предложите ребенку рисунок, на котором изображено 10 переплетенных линий. Каждая линия имеет свой номер у начала (слева) и у конца (справа). Однако эти номера не совпадают. Попросите ребенка внимательно проследить за каждой линией от ее начала до конца. При этом нельзя пользоваться ручкой, карандашом или пальцем. Ребенок вслух называет номер линии слева, и затем номер этой линии справа. Фиксируйте время выполнения всего задания, ошибки, сбои в работе и т.д. Большинство детей 6-7 лет справляются с этим заданием за 1-2 минуты и практически без ошибок.

Тест: "Корректурная проба"

Выявление скорости распределения и переключения внимания, его объема и устойчивости. Ребенку предлагается таблица с любыми фигурами. В корректурной матрице с фигурами ребенок просматривает пять строчек и как можно быстрее зачеркивает разными способами три каких-либо различных элемента. Например: квадрат — поперечной чертой, круг — вертикальной, а звездочку - крестиком, Фиксируется время выполнения задания. Большинство детей 6-7 лет выполняют эти задания за 2-3 минуты. Этот тест можно использовать и для получения информации о работоспособности ребенка.

Оценка образно-логического мышления. Покажите ребенку кар- тинку, на которой изображены разные нелепицы, и попросите его внимательно рассмотреть эту картинку и сказать, что нарисовано неправильно. Когда ребенок будет называть эти нелепые ситуации, попросите его объяснить, почему это не так и как должно быть на самом деле. На все задание отводится не более 2 минут. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть. Если ребенок обнаружит более 8 нелепиц — это хороший результат развития образно-логического мышления.

Тест: "Лишний предмет"

Оценка образно-логического мышления — умственных операций анализа и обобщения. На рисунке изображены различные предметы: по 4 на каждой карточке. Всего 6 карточек. Покажите ребенку первую (тренировочную) карточку и объясните ему, что из А предметов, нарисованных на карточке, один — лишний. Попросите его определить этот лишний предмет и сказать, почему он липший. После этого предложите ребенку подумать и сказать, как можно назвать оставшиеся 3 предмета одним словом. Если ребенок 6-7 лет правильно находит лишний предмет и называет обобщающее слово как минимум на 4 карточках — это хороший уровень развития образно-логического мышления.

Тест: "Запомни фразы "

Оценка смысловой памяти. Прочитайте ребенку фразы, такие, например:

Осенью идут дожди.

Дети любят играть.

В саду растут яблони и груши.

В небе летит самолет.

Мальчик помогает своей бабушке.

Попросите ребенка повторить те фразы, которые ему удалось запомнить. При этом главное - передать смысл каждой фразы, дословно повторять совсем не обязательно. Если с первого раза ребенок не смог повторить вес фразы, прочитайте их еще раз. Ребенок 6-7 лет обычно справляется с этим заданием после 2-й или 3-й попытки.

Опыт показывает, что надежность результатов психолого- педагогической диагностики очень высокая. Существенным является и тог факт, что прогноз оказывается долговременным и охватывает период начальной школы, а не только начало обучения в первом классе. Кроме того, выявлена положительная корреляция между прогнозом обучения и школьной успешностью ребенка. Все сказанное выше приводит к очень важному выводу о том, что принципиально возможно дать прогноз интеллектуальной успешности детей на уровне приёма в первый класс. При этом не исключаются варианты неравномерного, скачкообразного интеллектуального развития детей. Но надежность результатов диагностики, основанная теоретическим подходом, выбором адекватных методов и методик, такова, что выводит на решение проблемы приема детей в первый класс школ с обучением на высоком уровне трудностей.

Диагностика дошкольников имеет большое значение. Особенно важно чтобы педагог квалифицировано сумел провести все мероприятия и в полной мере владел методами и приёмами обследования.

Непрофессионализм может привести к неправильным выводам и нанести вред ребёнку.

Педагог должен не только квалифицировано обследовать детей, но и наметить пути коррекции.

В работе было проведено обследование, которое выявило стороны психической деятельности детей, нуждающиеся в коррекции, коррекционная работа проводилась в виде формирующего эксперимента и дидактических игр. Повторная диагностика детей показала, что пути коррекции были выбраны правильно и могли бы быть рекомендованы для дальнейшего применения.

Презентация на тему: " Концепция организации, содержания и методического обеспечения подготовки детей к школе." — Транскрипт:

2 Концепция организации, содержания и методического обеспечения подготовки детей к школе.

3 Характеристика актуальности проблемы подготовки детей к школе: Выравнивание стартовых возможностей детей дошкольного возраста в качестве необходимого условия их успешного обучения в начальной школе (и на последующих ступенях обучения) является одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования. В связи с этим разработка Концепции организации, содержания и методического обеспечения подготовки детей к школе (далее Концепции) как основополагающего, базисного документа, позволяющего систематизировать работу по выравниванию стартовых возможностей детей дошкольного возраста, является на сегодняшний день весьма актуальной. Одной из наиболее актуальных задач образовательной политики России является обеспечение равных стартовых возможностей для детей при поступлении в школу. Ее решение связано с сохранением здоровья и развитием личности каждого ребенка независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.

4 _________________________________ Одна из проблем подготовки детей к школе, посещающих дошкольные образовательные учреждения, состоит в том, что детские сады работают по разным программам, каждая из которых выдвигает свои показатели развития, тесно связанные с образовательным содержанием, заложенным в программе. В результате показатели развития в разных программах не соотносимы друг с другом. К тому же перечни этих показателей весьма обширны, что приводит к громоздким процедурам проверки или (что чаще) к формальному приписыванию их ребенку, искажающему действительное положение дел. Вместе с тем при поступлении в школу ребенок подвергается проверке уровня его достижений по совершенно иным критериям, удобным для каждой конкретной школы и нередко завышенным. Обычно это проверка частных умений и навыков (чтение, письмо, счет) и произвольно выбранные пробы из психодиагностических батарей тестов. Итак, сложилась ситуация разрыва, с одной стороны, между показателями развития, используемыми в разных дошкольных образовательных программах, и, с другой стороны, между показателями развития, применяемыми на выходе из детского сада и при приеме ребенка в школу.

5 Назначение концепции: Разработка механизмов, позволяющих детям 57 лет из разных социальных групп и слоев населения России получить полноценную подготовку к школе. Для достижения этой цели предполагается решение следующих взаимосвязанных задач: разработка и введение единых планируемых результатов личностного развития ребенка, обеспечивающего его подготовку к школе; проектирование и введение обязательного минимума основных образовательных программ; разработка методического обеспечения образовательных программ с учетом вариативных форм организации дошкольного образования.

6 Результаты подготовки детей к школе: По мнению отечественных и зарубежных ученых, готовность ребенка к школьному обучению должна рассматриваться, прежде всего, как общая его готовность, включающая в себя физическую, личностную, интеллектуальную. Физическая готовность - это состояние здоровья, определенный уровень морфофункциональной зрелости организма ребенка, необходимая степень развития двигательных навыков и качеств, в особенности тонких моторных координаций, физическая и умственная работоспособность.

7 _________________________________ Личностная готовность - это определенный уровень произвольности поведения, сформированность навыков общения, самооценки и мотивации учения (познавательной и социальной); активность, инициативность, самостоятельность, умение слушать и слышать другого и согласовывать с ним свои действия, руководствоваться установленными правилами, умение работать в группе.

8 _________________________________ Интеллектуальная готовность - это овладение родным языком и основными формами речи (диалог, монолог), развитость образного мышления, воображения и творчества, основ словесно-логического мышления, овладение элементами учебной деятельности внутри специфически детских видов деятельности (конструирование, рисование, лепка, различные игры) – выделение задачи из общего контекста деятельности, осознание и обобщение способов решения познавательных задач, наличие элементарного кругозора и компетенции (представления о мире людей, вещей, природе и т. д.).

9 Характеристика содержания образования: Содержание образования детей 5-7 лет определяются: задачами, которые общество ставит относительно новых поколений; возрастными особенностями детей; языковой и культурной средой; преобладанием игровой деятельности. С учетом возрастных особенностей детей необходимо выделить два направления в отборе содержания образования в дошкольном детстве: приобщение детей к накопленным опыту и достижениям человечества (этическим, социальным, эстетическим, техническим, научным); педагогическое содействие собственно психическому развитию детей.

10 _________________________________ В целях создания необходимых условий достижения нового, современного качества дошкольного образования планируется: пересмотр содержания и форм общения воспитателя с детьми в старшем дошкольном возрасте; разработка технологий, направленных на изменение внутренней позиции воспитателя, его ценностно-смыслового самоопределения как необходимого условия принятия и развития новых педагогических идей.

11 Организационная база для подготовки детей в школу: В настоящее время подготовка детей 5-7 лет к школе осуществляется: в дошкольных образовательных учреждениях полного дня (для детей из семей риска – с круглосуточным пребыванием); в группах кратковременного пребывания детей на базе дошкольных образовательных учреждений, школ, культурно- образовательных центров и центров дополнительного образования; в двуязычных дошкольных образовательных учреждениях; в кочевых детских садах-школах, стойбищных детских садах, интернатах семейного типа; в домашних условиях – с родителями или гувернерами (для детей из семей риска – с социальными работниками).

12 ____________________________________________________ Таким образом, разработка проекта Концепции организации, содержания и методического обеспечения подготовки детей к школе инициирована тем, что одним из приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 г., одобренных на заседании Правительства Российской Федерации 9 декабря 2004 г., является обеспечение равных стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения при поступлении в начальную школу.

13 Концепция организации, содержания и методического обеспечения подготовки детей к школе (отдел дошкольного образования ФИРО, Т.Н. Дронова и др.) //Дошкольное образование _________________________________________________________


КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ В ОНТОЛОГИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема формирования готовности детей к обучению в школе разрабатывалась педагогами во все времена с тех пор как, появились общественные учебные заведения.

В Древней Греции и Риме педагогика развивалась как часть единой тогда науки - философии и занимала видное место в учениях античных мыслителей (Сократа, Платона, Демокрита, Аристотеля, Квинтилиана и др.).

В отечественной психологии проблеме готовности детей к школьному обучению посвящено множество исследований (Л.И. Божович, АЛ. Венгер, Н.И. Гуткина, И.В. Дубровина, Г.М. Иванова, Е.Е. Кравцова, B.C. Му­хина, К.Н. Поливанова, ГА. Цукерман и др.). Российские психологи исхо­дят из того, что готовность к школьному обучению - многокомпонентное образование.

Божович Л.И. выделяла несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность обу­чения в школе: определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательный и социальные мотивы учения; достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы. Эту точку зрения разделял А.В. Запорожец, включавший в психологическую готов­ность к школе особенности мотивации личности ребенка, уровень разви­тия познавательной активности, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий.

Смирнова Е.О. в качестве составных компонентов психологической го­товности к школе рассматривает личностную (мотивационную), волевую и интеллектуальную готовности.

Эльконин Д..Б. обсуждая проблему готовности к школьному обучению, на первое место ставил сформированность необходи­мых предпосылок учебной деятельности. Анализируя эти пред­посылки, он и его сотрудники выделили следующие параметры:

- умение детей сознательно подчинять свои действия прави­лу, обобщенно определяющему способ действия;

- умение ориентироваться на заданную систему требований;

- умение внимательно слушать говорящего и точно выпол­нять задания, предлагаемые в устной форме;

- умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

Выготский Л.С. считал, что готовность к школьному обуче­нию со стороны интеллектуального развития ребенка заключает­ся не в сумме усвоенных ребенком знаний, хотя это тоже немало­важный фактор, а в уровне развития интеллектуальных процес­сов: ". ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы. По мнению Л.С.Выготского, быть готовым к школьному обучению значит прежде всего обла­дать умением обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира".

Общая готовность к изучению школьных дисциплин предполагает целостное развитие

личности ребенка. В структуре общей готовности особое значение придается интеллектуальному развитию детей (А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Т. В. Тарунтаева и др.). Исследователями были выявлены формы детского мышления, свидетельствующие об общем прогрессе познавательной деятельности дошкольников (от 4 до 7 лет).

Журавлёва Д. выделяет следующие компоненты психологической готовности к обучению: интеллектуальную готовность, личносто-мотивационную готовность,

эмоционально-волевую готовность, коммуникативную готовность.

Агафонова И.Н. под школьной психологической готовностью понимает сложное, системное образование, включающее следующие компоненты:

1). интеллектуальная готовность – сэто соответствующая возрастному уровню зрелость всех познавательных психических процессов(память, мышление, внимание, речь и др.);

2). личностная готовность – это зрелость системы отношений дошкольника.

3). эмоциональная готовность – это способность на соответствующем возрасту уровне адекватно воспринимать эмоции других и выражать собственные;

4). субъективная готовность – зрелость дошкольника как будущего субъекта;

5). мотивационная готовность-зрелость мотивационных сфер, важных для дальнейшей учебной деятельности;

6). волевая готовность – это способность принять задачу, действовать по её осуществлению, анализировать полученный результат;

7). коммуникативная готовность – это способность дошкольника адекватно усьанавливать контакты со свертсниками, малышами и взрослыми.

В научной литературе имеются определенные расхождения во взглядах на ведущий компонент психологической готовности к школе. Одни ученые (АЛ. Венгер, Г. Витцлак, Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, Йиерасек, Й. Шван-цара и др.) в качестве ведущего выделяют интеллектуальный компонент, дру­гие (Л.И. Божович, Н.Й. Гуткина, А.В. Запорожец, Е.Е. Кравцова, А.Н. Леон­тьев, Д.Б. Эльконин и др.) -личностный. Следует подчеркнуть, что любой ком­понент структуры школьной зрелости важен не только для того, чтобы учеб­ная деятельность ребенка бьша успешной, но и для его скорейшей адаптации к новым условиям, вхождения в новую систему отношений.

Многочисленные исследования ведущих специалистов-психологов(Л.И.Божович, Е.А. Бондаренко, А.Л. Венгер, Я.Л. Коломинский) и их практический опыт позволяют считать, что системообразующим компонентом является мотивационная готовность ребёнка.

Многие учёные (И.Ю. Кулагина, Е.О.Смирнова, А.Д. Виноградова, Л.И. Божович, Б.С. Волков) рассматривают мотивационную готовность детей 6-7 лет к обучению в школе в контексте их личной готовности.

Обобщённо можно отразить следующие направления формирования личности дошкольника:

Становление самосознания и самооценки (Б.С.Волков, Эльконин Д.Б., БондаренкоЕ.А. и др.)

Формирование соподчинённости мотивов( Л.И.Божович, Б.С. Волков, Н.В.Волкова, А.Л. Венгер, И.Ю. Кулагина и др.

Становление половой идентификации( В.Н. Колюцкий, В.С. Мухина др.)

Становление механизма эмоционального предвосхищения (И.Ю.Кулагина, В.Н. Колюцкий, В.С. Мухина и др.)

Осознание себя во времени( В.С. Мухина, И.Ю. Кулагина и др.)

Усвоение нравственных и этических норм(Б.С. Волков, Н.В. Волкова и др.)

Формирование произвольного поведения (Д.Б. Эльконин, Л.И .Божович, Д.Б.Венгер и др.)

Заслуживает внимания опыт зарубежных коллег по проблеме готовности к школьному обучению. Решением данной проблемы занимаются не только педагоги и психологи, но врачи и антропологи. Наибольшее число исследований посвящено установлению взаимосвязей между различными физическими и психическими показателями развития детей, а также между развитием и школьной успеваемостью (А. Керн, Я. Йирассек, С. Штребель и другие). По их мнению, ребенок, поступающий в школу, должен обладать определенными признаками школьника: быть зрелым в умственном, эмоциональном и социальном отношении. К умственной зрелости исследователи относят способность ребенка к дифференцированному восприятию, произвольному вниманию, аналитическому мышлению и т. д.

Под эмоциональной зрелостью ими понимается эмоциональная устойчивость и почти полное отсутствие импульсивных реакций ребенка.

Простое сравнение показателей готовности, осуществленных Г. Г. и Е. В. Кравцовыми, Ш. А. Амонашвили, обнаруживает их совпадение по таким параметрам психологической готовности детей к обучению в школе, как твердое желание ребенка учиться; первоначальное умение учиться (умеет выполнять простейшее требования и задания взрослых, обладает достаточно развитыми познавательными способностями, умеет общаться со сверстниками, способен правильно воспринимать себя и оценку своего поведения другими (сверстниками и взрослыми); стремление к самоусовершенствованию.

Интересная целостная концепция готовности дошкольника к обучению в школе, основанная на рассмотрении готовности детей к обучению с позиции представления о человеке как сложном, иерархическом феномене, представлена в работах В. Г. Маралова и В. А. Ситарова. Готовность детей к школьному обучению ими рассматривается на трех уровнях, которые, в свою очередь, структурированы в три блока готовности.

Базовый уровень - уровень морфофункционального развития, включающий в себя степень физического развития ребенка (здоровье, возрастные пропорции тела и т. д.).

Второй блок - интеллектуальное развитие, которое должно определяться степенью сформированности у ребенка восприятия, мышления, памяти воображения.

Третий блок - личностное развитие, включающее мотивационно-эмоциональную сферу ребенка, систему его отношений со сверстниками и взрослыми и т. д.

Данные три блока готовности образуют систему потенциальных свойств личности, которые актуализируются непосредственно в деятельности и поведении ребенка и составляют - поведенческие характеристики.

Продуктивные идеи этой же концепции реализуются в практической работе педагогов и психологов, т. к. конкретные критерии (показатели) готовности указанных психологических процессов и состояний авторами не сформулированы.

В работах Г. П. Геске, Н. Ф. Алиевой концепция готовности представлена как диагностическая система, включающая три компонента: ценностно-мотивационное, содержательно-смысловое и отношенческо-деятельностное.

Алиева Н. Ф. подчеркивает, что данная система готовности характеризуется:

- сознанием специфики учебной деятельности, педагогического общения, в рамках которого она происходит;

- практической включенностью в познавательную совместную деятельность.

Таким образом, по мнению отечественных и зарубежных психологов и педагогов, готовность ребёнка к школьному обучению должна рассматриваться прежде всего как общая его готовность, включающая в себя физическую, личностную и интеллектуальную готовность. Психологическая готовность ребёнка к школе связана с необходимостью учёта важных психо-физиологических закономерностей их развития.

Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М., 1999.

Эльконин Д.Б., Венгер А.Л. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста. – М.: Педагогика, 1998.


Ключевые слова:дошкольное образование, мотивация, когнитивные способности, эмоционально-волевая сфера

Годы реформирования в Узбекистане системы национального образования поставили принципиально новые задачи во всех её сферах, введены новые образовательные концепции, изменились цели воспитания подрастающего поколения. Необходимо отметить, что созданная в Республике Узбекистан система непрерывного образования отвечает мировым требованиям и учитывает потребности современного общества, однако наряду с преобразованиями нельзя забывать о нерешенных проблемах — одной из которых является оптимизация процесса обучения и воспитания.

Подготовка ребенка к школе является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, ее решение в единстве с другими задачами дошкольного образования позволяет обеспечить целостное гармоническое развитие детей этого возраста.

Образование в нашей стране начинается в сети дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), самой главной задачей которых является подготовка детей к школе. Как известно, проблема формирования необходимых компетенций у будущих школьников не нова и, по сути, решена как педагогами, так и психологами — вопросы готовности к обучению в школе в течении многих лет изучались такими отечественными и зарубежными исследователями, как О.Мусурмонова, Ф.Вахобова, Р. Суннатова, Л. И. Божович, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, В. С. Мухина, Е. О. Смирнова и многими другими. Проведенными ими исследования позволили также четко выделить следующие компоненты готовности к школе: физическая, умственная, мотивационная, эмоционально-волевая, готовность к общению (классификация Гуткиной Н. И.) [2]

В исследованиях Кулагиной И. Ю. выделяются два аспекта психолого-педагогической готовности: личностная (мотивационная) и интеллектуальная готовность [3]

Как показывает практика, формирование и объективная оценка требуемого уровня школьной готовности, мотивационная и интеллектуальная подготовка невозможны без активного участия воспитателей и родителей, а для этого им необходимы определенные знания об особенностях детей старшего дошкольного возраста, способах формирования школьной готовности и возможных трудностях в начале школьного обучения. Дошкольное образование воспитывает ребенка и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Во всех случаях дошкольному образовательному учреждению необходимо определить условия работы с родителями, совершенствовать содержание, формы и методы сотрудничества детского сада и семьи в воспитании детей с учетом изменяющихся условий. Необходимо признать, что на сегодняшний день в ДОУ идет усиленная подготовка по интеллектуальному развитию, т. е. ребенка учат писать, считать, а также иметь знания в рамках указанных в Государственных требованиях к развитию детей дошкольного возраста. Более того, разработанная в республике методика диагностики готовности ребенка к школе также ориентирована в первую очередь на обследование когнитивной сферы. Поэтому, проблема взаимодействия детского сада и семьи как важного фактора эмоционально-волевой подготовки детей к обучению в школе остается на сегодняшний день актуальной.

Поэтому, обеспечить всестороннее развитие ребёнка и правильную подготовку его к школе могут только объединенные усилия учителей и родителей. Семья первая и наиболее важная среда развития ребёнка

Инновационными и эффективными формами сотрудничества с родителями являются групповые семинары, круглый стол, диспуты, практикумы, тренинги для родителей, ролевые игры.

Инновационные формы предполагают активную позицию родителей, партнерство с педагогами, инициативность в процессе сотрудничества и побуждения к действиям и применение в семейной среде, т. е. то, что приобретали, надо интерпретировать сообразно своих индивидуальностей (родителя). Инновационные формы предполагают как теоретическое ознакомление с проблемой, так и практические выводы из конкретных ситуаций (например, проигрывание ситуаций самими родителями). При этом надо учитывать, что не все родители имеют педагогические и психологические навыки по работе с детьми. Метод проигрывания ситуаций поможет родителям реально посмотреть на себя со стороны, оценить адекватно и объективно оценить все трудности при поступлении в школьное обучение.

Эффективной является параллельная работа с детьми по этой же проблеме. Такой подход может быть легко организован в детском саду, в котором с детьми ведутся занятия по подготовке к школе, а родители имеют возможность наблюдать степень знаний и умений своих детей. Потом они обсуждают волнующие их проблемы на специально организованным мероприятиям (формам) — групповые семинары, круглый стол, диспуты по формированию готовности родителей к поступлению ребенка в школу. На этой основе можно наглядно рассмотреть двойственность ситуации, выявить позицию ребёнка и взрослого и суметь правильно ориентироваться на потребности и формирование необходимых компетентностей родителей.

Таким образом, формирование мотивов учения и положительного отношения к школе — одна из важнейших задач педагогического коллектива ДОУ и семьи в подготовке детей к школе.

При подготовке детей к школе необходимо учитывать и мотивацию дошкольника. Работа воспитателя дошкольного учреждения по формированию у детей мотивов учения и положительного отношения к школе направлена на решение трех основных задач:

1. формирование у детей правильных представлений о школе и учении;

2. формирование положительного эмоционального отношения к школе;

3. формирование опыта учебной деятельности [4].

Для решения этих задач использую различные формы и методы работы: экскурсии в школу, беседы о школе, чтение рассказов и разучивание стихов школьной тематики, рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним, рисование школы и игра в школу.

Умение слушать и выполнять задания педагога одно из обязательных условий успешного обучения по любой программе начальной школы. Определить, насколько сформировано это умение, можно, наблюдая за ребенком во время занятий в детском саду. При этом обращаем внимание на такие особенности поведения дошкольника:

- внимательно ли он слушает взрослого;

- выслушивает ли задание до конца, не перебивает и не начинает выполнять задание, не дослушав его;

- старается ли как можно точнее выполнить инструкции взрослого;

- задает ли вопросы, если не понял или что-то забыл в процессе выполнения;

- признает ли авторитет взрослого и положительно настроен на взаимодействие с ним.

Таким образом, задача современных родителей обеспечить полноценное всестороннее развитие ребенка, что требует системного подхода. Одно из оптимальных решений — дошкольные учреждения, современные детские центры образования и развития, направленные на то, чтобы облегчить и ускорить процессы образования и воспитания, сделать их более разнообразными, увлекательными и эффективными.

1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания.—Л.: ЛГУ, 1968. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания.—Л.: ЛГУ, 1968.

2. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе.- 4-е издание, перераб.25 стр.

3. Кулагина И. Ю. Возрастная психология.-Москва 1991.

4. Куликова Т. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учеб пособие. — М.: Академия, 1999.

5. . Кузьмина Н. В. Методы системного педагогического исследования. — Л.: ЛГУ, 1980.

6. Петрусинский В. В. Игры для интенсивного обучения. — М.: Прометей, 1991.

7. Дубровина И.В. Особенности психического развития детей // Возрастные особенности психического развития детей. -М – 1992г.

Основные термины (генерируются автоматически): школа, детский сад, ребенок, школьное обучение, подготовка детей, родитель, воспитание детей, дошкольное образование, дошкольное учреждение, дошкольный возраст.

Читайте также: