Мса 800 краткое содержание

Обновлено: 03.07.2024

Международный стандарт аудита (МСА) представляет собой справочник, в котором приведены общепринятые нормы проведения аудита.

Международный стандарт аудита был создан для гармонизации стандартов аудита на международном уровне. Основными целями его создания были следующие:

  • расширить круг пользователей финансовой отчетности,
  • облегчить сопоставление финансовых показателей деятельности компаний разных стран,
  • дать возможность оценить компетентность и профессионализм аудиторских фирм.

Статус Положений о международной аудиторской практике

Разработкой положений МСА занимается достаточно большое число организаций. Среди основных: Международная федерация бухгалтеров (МФБ), созданная в 1977 г. и Комитет по международной аудиторской практике (КМАП), Международный центр реформы системы бухгалтерского учета (МЦРСБУ).

МСА используется при разработке любого вида отчетности, не только лишь финансовой. Помимо Сборника стандартов аудита при его проведении широко используются соответствующие руководства, представленные в форме пояснительного и иного материала. При этом проведении отчетности по МСА не исключает выполнения аудита по другим стандартам, принятым в каждом конкретном государстве.

Особенности международного стандарта аудита

26 октября 2000 г. в Москве было представлено первое официаль­ное русское издание Международных стандартов аудита (англ. - In­ternational Standarts of Auditing - ISAs) и Кодекса этики Междуна­родной федерации бухгалтеров.

МЦРСБУ играет ведущую роль в процессе внедрения в россий­скую практику международных стандартов финансовой отчетности и аудита.

  • основные принципы;
  • необходимые процедуры;
  • рекомендации по применению принципов и процедур.

Обеспечено единство структуры стандартов; МСА включают в себя:

  • введение, где отражаются цель стандарта и задачи, стоящие перед аудитором, а также даются определения важнейших используе­мых терминов;
  • разделы, излагающие суть стандарта;
  • приложения (для некоторых стандартов).

Аудит финансовой отчетности - это процесс, в ходе которого ау­дитору предоставляется возможность выразить мнение в отношении того, подготовлена ли финансовая отчетность, по всем ли существен­ным аспектам, в соответствии ли с установленными основами фи­нансовой отчетности. Отчетность должна составляться в соответст­вии с:

  • Международными стандартами финансовой отчетности;
  • национальными стандартами финансовой отчетности;
  • другими нормативными актами, указанными в отчетности.
  1. Независимость (аудитор должен быть свободен от какой-либо заинтересованности в делах клиента, которая может быть признана несовместимой с принципами честности, объективности и независи­мости).
  2. Честность (в Кодексе профессиональной этики этот принцип упоминается вместе с порядочностью и подразумевает справедливое ведение дел, откровенность и правдивость).
  3. Объективность (обязательство быть справедливым, интеллекту­ально честным, не иметь конфликтов интересов, избегать влияния других лиц, мешающих непредвзятости аудитора).
  4. Профессиональная компетентность и надлежащая добросовест­ность (аудитор должен предоставлять услуги с должной тщатель­ностью, компетентностью и старательностью, поддерживать профес­сиональные знания и навыки на требуемом уровне, не должен вводить в заблуждение клиента относительно опыта или экспертных знаний, которыми он в действительности не обладает).
  5. Конфиденциальность (обязательство аудиторов обеспечивать конфиденциальность информации, полученной в ходе предоставле­ния профессиональных услуг).
  6. Профессиональное поведение (аудитор должен заботиться о поддержании хорошей репутации профессии).
  7. Следование техническим стандартам (предоставление профес­сиональных услуг в соответствии с применимыми стандартами, на­пример, МСА, внутренними стандартами профессиональных ауди­торских объединений и другими нормативными документами).

Данные актуальны на конец 2019 г.

Юридическая сторона вопроса

При проведении аудита с использованием международного стандарта, руководствуются Сборником стандартов, выпущенным Советом по международным стандартам аудита. Сборник МСА (на момент выпуска официального перевода в редакции 1999 г. - в количестве 36) делятся на 9 групп и имеют трехзначную нумерацию; десятая группа представляет собой ПМАП (Положения по международной аудиторской практике), имеющие четырехзначную нумерацию.

Приложение N 36

к приказу Министерства финансов

от 09.01.2019 N 2н

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТАНДАРТ АУДИТА 800 (ПЕРЕСМОТРЕННЫЙ)

"ОСОБЕННОСТИ АУДИТА ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ, ПОДГОТОВЛЕННОЙ

В СООТВЕТСТВИИ С КОНЦЕПЦИЕЙ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ"

Международный стандарт аудита (МСА) 800 (пересмотренный) "Особенности аудита финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с концепцией специального назначения" следует рассматривать вместе с МСА 200 "Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с Международными стандартами аудита".

Международный стандарт аудита 800 (пересмотренный) "Особенности аудита финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с концепцией специального назначения"

Международный стандарт аудита (МСА) 800 (пересмотренный) "Особенности аудита финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с концепцией специального назначения" следует рассматривать вместе с МСА 200 "Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с Международными стандартами аудита".

Введение

Сфера применения настоящего стандарта

1. Международные стандарты аудита (МСА) с нумерацией от 100-х до 700-х применяются к аудиту финансовой отчетности. В настоящем стандарте рассматриваются особенности применения данных МСА при проведении аудита финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с концепцией специального назначения.

2. Настоящий стандарт разработан применительно к полному комплекту финансовой отчетности, подготовленному в соответствии с концепцией специального назначения. Особенности аудита отдельного отчета финансовой отчетности или отдельного элемента, группы статей или статьи финансового отчета рассматриваются в МСА 805 (пересмотренном).

3. Настоящий стандарт не отменяет требований других МСА, в нем также не ставится цель рассмотреть все особенности, которые могут быть применимы при тех или иных обстоятельствах выполнения задания.

Дата вступления в силу

4. Настоящий стандарт вступает в силу в отношении аудита финансовой отчетности за периоды, заканчивающиеся 15 декабря 2016 года или после этой даты.

5. При применении Международных стандартов аудита к аудиту финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с концепцией специального назначения, цель аудитора состоит в том, чтобы надлежащим образом учесть особенности, относящиеся к следующим вопросам:

(a) принятию задания;

(b) планированию и выполнению данного задания;

(c) формированию мнения и составлению заключения о финансовой отчетности.

Определения

6. Для целей Международных стандартов аудита следующие термины имеют приведенные ниже значения:

(a) финансовая отчетность специального назначения - финансовая отчетность, подготовленная в соответствии с концепцией специального назначения (см. пункт А4);

(b) концепция специального назначения - концепция подготовки финансовой отчетности, разработанная с целью удовлетворения потребностей конкретных пользователей в финансовой информации. Концепция подготовки финансовой отчетности может быть представлена в виде концепции достоверного представления или концепции соответствия (см. пункты А1-А4).

7. Термин "финансовая отчетность" в настоящем стандарте означает "полный комплект финансовой отчетности специального назначения с соответствующими примечаниями". Форма и содержание финансовой отчетности, а также состав полного комплекта финансовой отчетности определяются требованиями применимой концепции подготовки финансовой отчетности. Термин "финансовая отчетность специального назначения" включает соответствующее раскрытие информации.

Требования

Особенности принятия задания

Приемлемость концепции подготовки финансовой отчетности

8. В соответствии с МСА 210 аудитор должен определить, является ли примененная концепция подготовки финансовой отчетности приемлемой для составления данной финансовой отчетности. При аудите финансовой отчетности специального назначения аудитор должен получить понимание следующих вопросов (см. пункты А5-А8):

(a) цель подготовки финансовой отчетности;

(b) предполагаемые пользователи;

(c) меры, принятые руководством для определения приемлемости применимой концепции подготовки финансовой отчетности в данных обстоятельствах.

Особенности планирования и проведения аудита

9. В соответствии с МСА 200 аудитор должен соблюдать все МСА, которые применимы для конкретного аудита. При планировании и проведении аудита финансовой отчетности специального назначения аудитор обязан установить, требуется ли рассмотреть особенности применения Международных стандартов аудита с учетом конкретных обстоятельств задания (см. пункты А9-А12).

10. В соответствии с МСА 315 (пересмотренным) аудитор должен получить понимание выбора и применения организацией учетной политики. Если финансовая отчетность подготовлена в соответствии с положениями договора, аудитор должен получить понимание всех значительных интерпретаций договора, осуществленных руководством при подготовке данной финансовой отчетности. Интерпретация считается значительной в том случае, если применение другой обоснованной интерпретации привело бы к отражению в финансовой отчетности информации, существенно отличающейся от представленной.

Особенности формирования мнения и составления заключения

11. При формировании мнения и составлении заключения о финансовой отчетности специального назначения аудитор обязан соблюдать требования МСА 700 (пересмотренного) (см. пункты А13-А19).

Описание применимой концепции подготовки финансовой отчетности

12. В соответствии с МСА 700 (пересмотренным) аудитор должен оценить, содержится ли в финансовой отчетности надлежащее указание на применимую концепцию подготовки финансовой отчетности или описание такой концепции. Если финансовая отчетность подготовлена в соответствии с положениями договора, аудитор должен оценить, в достаточной ли степени в финансовой отчетности описаны все значимые интерпретации договора, на основании которых подготовлена финансовая отчетность.

13. В МСА 700 (пересмотренном) рассматриваются вопросы, касающиеся формы и содержания аудиторского заключения, в том числе определенную последовательность отдельных элементов. В случае составления аудиторского заключения о финансовой отчетности специального назначения:

(a) аудиторское заключение также должно содержать описание цели подготовки данной финансовой отчетности, а при необходимости и предполагаемых пользователей либо давать ссылку на примечание к финансовой отчетности специального назначения, в котором представлена данная информация;

Читайте также: