Марсель галиев нигез краткое содержание

Обновлено: 30.06.2024

азан азербайджан азербайджанская народная музыка аллах анти-эмо бета-каротин борилар волки греческий план грузия золотой теленок ислам истина куртлар мечети моссад мухаммед нагорно-карабахский конфликт намаз национал-овободительные движения

-Сообщества

-Статистика

Изините за копипаст, просо реально понравился рассказ. Кстати те, кого интересует почему именно волк изображен на моей аватаре, могут частично понять это прочитав этот рассказ.


Марсель Галиев
Дух Аттилы


Почему Аттила не разрушил город Рим?

Этот вопрос, подобно сабле в ножнах, уже много столетий дремлет под илом времени.

Этот вопрос невидимой клинописью выбит на каждом камне Вечного города.

Город городов Рим жив, и он продолжает жить, устремленный в вечность. Человек, который пощадил этот великий город и благодаря которому город дожил до наших дней, был гениальным вождем гуннов и звался Аттилой.

Не может считаться победителем тот, кто не разрушит столицу государства, против которого пошел войной. Это — извечный закон всех войн. Страна, превращенная в руины, но сохранившая свою столицу, может пережить горечь поражения. Наслоения лет погребут под собой досадную истину, летописи будут исправлены и переписаны в угоду очередному правителю. У времени такая короткая память. И потому до наших дней доживают лишь легенды — героические и величественные.

Признать свое поражение — самое мучительное испытание. Либо ты как нация и государство будешь обречен на медленную смерть, либо, найдя в себе новую силу, энергию и упрямство, возродишься из пепла и снова расцветешь.

Идти к победе под знаменем своего предыдущего поражения — удел сильного народа.

Поведай, перо, какие тайны ты хранишь? Почему Аттила, мечом вырубивший свое имя на стенах истории, не тронул город Рим?

Шумный пир в разгаре. В глубине зала за длинным столом сидит Аттила. По правую руку от него — сыновья Ирнек, Дингиз, Иллак, рядом с ними расположились сыновья королей разных стран. Слева от Аттилы сидят его жены.

В середине зала на открытой площадке под звуки тихо льющейся мелодии танцуют наложницы. Легкие, как дыхание, но в то же время страстные и соблазнительные движения прекрасных дев, покачивание гибких тел, чуть мерцающих сквозь дымчато-шелковистые шаровары и туники, сопровождаются нежным звоном серебряных монет, украшающих их косы и запястья.

На усталых лицах мужчин — радость жизни. Их мечи, вложенные в ножны, еще хранят запах крови. Разве можно забыть сечу, произошедшую всего несколько дней назад на Каталаунской равнине?! История до сих пор не знала такого побоища — словно две черные тучи, сошлись на поле боя почти полмиллиона человек! Со стороны Аттилы было около ста тысяч гуннов-тюрков, остальную армию составляли кельтские и германские племена, в том числе остроготы (которыми руководили Валамир и Теодомир — сыновья короля остроготов), гепиды под предводительством ближайшего советника Аттилы — Арда-риха. В составе войск Аттилы сражались также словены, бургунды, тюрингцы.

Во главе армии противника стоял Аэций. Лишь около ста тысяч воинов Аэция были римлянами, остальную массу составляли наемники из германо-кельтских племен, франки, хорваты, македонцы, сиракузцы (забывшие своих древних предков — скифов), этруски, черногорцы.

Главнокомандующий римскими войсками Аэций — породистый красивый аристократ, когда-то в далекой юности, попав в плен, прожил среди гуннов несколько лет. Он подружился с Аттилой, гунны научили его скакать на коне, стрелять из лука.

Аэций познал секреты военного искусства гуннов. Позже он получил свободу и вернулся в Рим, включился в борьбу за престол, потерпел поражение, бежал и вернулся к гуннам, где вновь нашел приют на некоторое время.

Говорившие на одном языке — тюркском, — Аттила и Аэций сошлись на Каталаунской равнине мечом к мечу. И у каждого за спиной стояло мощное войско, которому было суждено изменить судьбу государств и историю Европы.

До самого захода солнца Каталаунская равнина оглашалась звоном мечей, свистом стрел, конским ржаньем, стонами людей; земля словно содрогалась от ужасной боли. Обе армии потеряли бесчисленное количество воинов. Но ни одна не уронила наземь свое знамя, и бой закончился ничем: победившего не было.

Итак, Аэций признал свое поражение и приказал отступать. Догнать и растерзать отступающую армию ничего не стоило, но. Аттила не стал этого делать. Славный сын тюркского народа не мог предать дух Матери-Волчицы Бозкорт — великой родоначальницы тюрков.

Только волки среди всех других хищников обладают удивительной особенностью: победив сильного и достойного соперника, волк никогда не перегрызает ему горло, а лишь мочится на него в знак презренья и уходит, оставив в живых. И он совершенно не думает о том, что униженный враг оправится, встанет на ноги и жестоко отомстит. И не эта ли особенность волчьего характера — снисходительность к побежденному — постепенно привела тюркские народы к кротости и смирению.

Повинуясь знаку Аттилы, встают по очереди военачальники и, подняв кубок с вином, говорят тост. Каждый начинает свою речь с прославления Аттилы — сына Тенгри — и завершает пожеланием силы и могущества для побед в предстоящих сражениях.

На языке у всех только Рим. Рим. От этого великого города не должно остаться камня на камне! Столица империи, которая мечом подчинила себе столько государств, ввергла народы в рабство, превратилась в гнездо разврата и погрузила народы в пучину крови и слез, должна быть разрушена! Этого желают короли многих европейских государств. Все они с надеждой смотрят на Аттилу. Когда-нибудь — спустя века — никто и не вспомнит, кто строил город Рим, но имя того, кто разрушил Рим, а его разрушил Аттила! — с восхищением будут передавать из поколения в поколение.

Военачальники, разгоряченные предметом разговора, тревожат покой своих спящих в ножнах мечей, то и дело прикасаясь к их рукояткам.

Но вот Аттила встал, и гул в зале мгновенно смолк. Царь хлопнул в ладоши, и откуда-то вдруг появился главный акын — Баянджар. С огромной головой, небольшим кряжистым телом и невероятно короткими ногами, он, казалось, не шел, а катился. Этот человек, чьи глаза из-под густых бровей полыхали подобно черному пламени, был самым приближенным к Аттиле человеком — он исполнял роль и советчика, и предсказателя, и придворного философа, и певца-сказителя. Акын Баянджар, обладавший способностью постигать язык любого народа, на землю которого ступала его нога, был единственным, кто мог бесстрашно в глаза сказать Аттиле правду, какой бы горькой она ни была.

Перебирая проворными пальцами струны домбры, Баянджар окинул внимательным взглядом сидящих за столом, затем огонь в его глазах внезапно погас и взор затуманился. Отрешившись от окружающей действительности, певец весь отдался во власть мелодии без слов. Его звучный, страстный голос словно разливался по широкой степи, постепенно замирая, но вдруг, окрепнув, начинал набирать силу — как будто река течет вспять; казалось, вот сейчас эта волна, состоящая из музыки и чувств, нахлынет и опрокинет тебя, но вдруг голос снова затихал и будто отступал. Казалось, что акын, еще совсем недавно казавшийся невзрачным и убогим, на глазах становится выше, лицо его осветилось каким-то внутренним светом, придавшим ему отпечаток божественности; его способность заставить всех, затаив дыхание, смотреть только на него вызывала зависть. Может, Тенгри, щедро наградив его бездонным колодцем мудрости, красноречием и тонким чувством гармонии, умышленно наделил его неприглядным внешним видом.

Тем временем мелодия стала более энергичной, и Баянджар запел песню:

С Востока — на Запад,

С Запада на Восток

Быстрее стрелы летит слово:

Сохранила дух племени

Серая волчица по имени Бозкурт.

От Балатона до Байкала прыгнул Волк-Ночь,

От Алтая до Альп прыгнула Волчица-День.

У черного волка — кровь Ночи,

У белой волчицы — кровь Дня;

Про того, кто соединил в себе эти две крови

И взял в свои руки весь мир,

Будут рассказывать ветры, горные потоки, страны.

Он родился в Мир

От смешения этих двух кровей.

Белая волчица — Мать Бозкурт

И воля Неба — Тенгри

Положили начало народу тюрков.

С этого времени началась

В недрах курганов

Хранится память об этом времени.

Улетают ветры, высыхают потоки, исчезают страны,

Брат забывает брата,

Туман закрывает туман,

Лев не найдет себе пару,

Барс покроет зайчиху.

Но если погаснет дух Бозкурт,

Кто обуздает мир?

Последние строки песни Баянджар проговорил еле слышно. Но, хотя и сказанный шепотом, тревожный вопрос набатом бил в сердца:

— Кто обуздает мир?

Никто не осмелился сказать, что смысл первой части песни остался для них темным (переводчики тоже молчали): показать всем, что ты не понял, было бы изрядной глупостью.

Тем временем Баянджар бросил гордый взгляд на сидящих за столами и, безжалостно распяв на струнах домбры высокомерие прославленных в сражениях военачальников, взял несколько яростных аккордов. Затем он поднял глаза на царя:

— В чьих руках узда?

В руках сына Неба — Тенгри,

Зал хором подхватил песню акына: В руках Аттилы!

Песня должна была завершиться этой величественной нотой гимна царю, но растрепанный от энергичных движений и раскрасневшийся от волнения Баянджар поднял руку, успокаивая публику, и вдруг запел совершенно другую песнь:

Пусть в ворота страны

Не стучатся орлы.

Пустим в небо белого сокола!

Пусть меч сына Тенгри Аттилы

Последний звук, сорвавшийся со струны домбры, задрожал под потолком затихшего зала, словно птица, которой негде сесть. Эта тишина была страшной! Пожелать спокойного сна мечу Аттилы сейчас, накануне его похода на гнездо цезарей — Рим, который окончательно должен был быть уничтожен. Такая оговорка даже любимому уроду, каким был акын Баянджар, была непростительна. Присутствующие в растерянности уставились на Аттилу.

Но, как ни странно, царь выглядел спокойным, и по его лицу невозможно было определить, какие мысли бродят в его голове. А он думал о том, что предстоящий военный совет с полководцами будет трудным. И многих можно будет уговорить лишь при помощи звона золотых монет.

Точно так же, как тысячу лет назад до эпохи Аттилы, когда собирались войной на восток, на пороге Рима стоит огромная армия: на правом фланге — всадники на белых конях, на левом — всадники на серых конях, в центре — на рыжих конях, а сзади — в резерве — войско на вороных конях.

Но не звучат боевые трубы, не бьют барабаны, мечи отдыхают в ножнах, стрелы — в колчанах. Кажется, что даже конские сердца бьются тише и размереннее, чем обычно.

Прямо впереди высится Вечный город, повидавший всякое. Город цезарей, которые ставили себе памятники при жизни, рубили друг другу головы, развязывали бесконечные войны и собрали у себя все богатства мира, этот город, видимо, родился под счастливой звездой. Если бы сейчас под стенами города стоял какой-нибудь король, выросший в замке с узкими бойницами, каких немало в Европе, то он не упустил бы случая поставить Рим на колени. Но Аттила — другой. Каким бы дерзким ни был, Аттила, вобравший в свое сердце бесхитростное величие степи, оказался в затруднении: он не мог поднять меч на народ Рима, родоначальницей которого была святая волчица!

Возле самых высоких и пышных ворот города Аттила увидел клетку с живой волчицей и, сойдя с коня, в языческом волнении преклонил перед ней голову. Как оказалось, римляне свято чтут обычай своих предков: уезжая из города в дальние края и возвращаясь обратно, они отдают поклон Матери-Волчице.

В давние-предавние времена двух братьев, Ромула и Рема, по приказу царя Амулия бросили в Тибр. Они не утонули, и волна вынесла их на берег, где детей нашла Волчица. Она кормила их своим молоком, согревала, и мальчики выжили.

Когда они выросли, Ромул основал город и, по обычаю этрусков, дал ему свое имя — Рим (восьмой век до нашей эры) и долгие годы царствовал в нем.

(Бронзовая статуя Волчицы, вскормившей близнецов, по сей день стоит в музее Капитолия в Риме.)

В давние-предавние времена враги уничтожили самое сильное племя тюрков. В живых остался только мальчик, у которого были отрублены руки и ноги. Его бросили умирать на берегу озера. Но мальчика нашла волчица — Бозкурт, она зализала его раны, кормила его пищей, которую сначала сама пережевывала, и вырастила.

Враги, узнав, что мальчик остался жив, вернулись, желая убить его. Волчица, посадив юношу на себя, прыгнула через великую степь с Запада на Восток.

В пещере в Алтайских горах Бозкурт родила от этого юноши десять детей. От одного из них — по имени Ашина — снова продолжили свой род тюрки, становясь со временем все сильнее и однажды превратившись в опору мира.

Папа Лев Первый вышел со своей свитой навстречу Аттиле, чтобы умолять его сохранить Рим на любых, даже самых унизительных, условиях. Подойдя к Аттиле, папа опустился на колени перед белоснежным, словно молоко, знаменем царя с вышитой на нем золотом головой волка.

Так судьба решающей исторической дуэли оказалась в зависимости от двух волков. И уже не имели значения бесчисленные возы золота, приготовленные для спасения Рима, и письмо Гонории — сестры перепуганного насмерть императора Валентиниана, в котором она предлагала себя в жены Аттиле, и сотни собранных со всех концов света прекрасных девушек, и горы дорогих подарков. (Ведь Аттиле достаточно было только приказать взять город, и все эти богатства сами попали бы в его руки!)

И если перед Троянской войной Рим спасли гуси, то от Аттилы город был спасен волчицей.

Аттила, с его глубоким ощущением духовного родства, не смог поднять меч против римского народа, поклонявшегося святой волчице.

Так Аттила пощадил Вечный город в обмен на свою собственную жизнь. Ему не простили этого шага. В 454 году Аттила в очередной раз женился — в этот раз на молодой красавице Ильдике.

На следующее утро после шумного свадебного пира стражники обнаружили царя мертвым в луже крови в объятиях прекрасной Ильдике.

Странная и таинственная смерть пятидесятишестилетнего царя повергла в шок европейские государства.

Перегородив реку Тиссу, гунны повернули течение в сторону. В могилу, выкопанную на дне обнаженного русла, опустили тело Аттилы, положив его в три гроба (золотой, серебряный, железный), туда же уложили сокровища.

Когда могила была засыпана, реку вернули обратно в русло. Все, кто участвовал в похоронах царя, были убиты. Так замком молчания была закрыта на века великая тайна о местонахождении могилы Аттилы и его сокровищ.

В Европе до сих пор живет дух Аттилы. Сколько народов называют своих сыновей его величественным именем! Часть Альпийских гор в честь Аттилы названа Этцельскими Альпами.

Каждый народ представлял Аттилу по-своему: кто-то видел в нем представителя своей нации и настоящего героя, а кто-то — врага. Мотивы древних эпосов получают новое звучание в современных романах.

Европа, желая постичь тайну Аттилы, вглядывается, оборачиваясь сквозь века, в свою собственную сущность.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Туган җир ул була бер генә, Туган җирнең кадерен бел генә!” бүлегендә бирелгән Марсель Галиевнең “Нигез” повесте –минимумга кертелгән әсәр, программа буенча аны өйрәнүгә 4 сәгать бирелгән. Әлеге повестьны өйрәнү буенча тәкъдим ителгән дәрес үрнәге сыйныфта укучыларның ни дәрәҗәдә телне белүләренә, үзләштерүләренә карап, бер яки ике дәрескә исәпләнгән.

Тема: Җирдә нигез тамыр кирәк, хәтта җансыз ташка да.

Планлаштырылган нәтиҗәләр:

Метапредмет – катлаулы текст белән эшләү, иң әһәмиятлесен таба белергә өйрәнү.

Предмет – Марсель Галиев иҗаты белән танышу, “Нигез” повестен уку.

Шәхескә кагылышлы – тарихи үткәнебезгә ихтирам тәрбияләү; туган җирнең, туган нигезнең кадерен белергә өйрәтү.

Универсаль уку гамәлләре формалаштыру.

Шәхси: туган җирнең кадерле булуын аңлау; тарихи үткәнебезгә игътибарлы булу.

Регулятив: үз фикерләрен әйтә белү.

Танып белү: укытучының сорауларына җавап бирә белү;эпик әсәрне анализлау алымнарын үзләштерү; эчтәлеккә карата үз фикерләрен белдерә һәм бәя бирә белү.

Коммуникатив: укуытучының, сыйныфташларының сорауларына җавап бирә белү; үз фикерләрен телдән яки язмача җиткерә белү.

Материал:дәреслек (2 нче кисәк, 54 – 59 нчы битләр), эш дәфтәрендә 36,

Җиһазлау:мультимедиа проекторы, экран (такта), М.Галиевнең тормышы һәм иҗаты турында презентация, китаплары.

Дәрес барышы:

I. Мотивлаштыру-ориентлаштыру

1. Дәресне оештыру

Психологик уңай халәт тудыру.

2. Актуальләштерү

Өй эшен тикшергәннән соң, укытучы бүгенге дәреснең дә темасы туган җир, туган туфрак белән бәйле булуын җиткерә.

“ Туган җиремә” шигыренең төп темасы, фикере нәрсә? (Туган җирнең

бар нәрсәдән кадерле булуы, туган җирдәге һәр нәрсәнең кеше өчен кадерле икәнлеге.)

Әдәбиятта Туган җир, туган ил, туган туфрак темасы бик күп

әсәрләрдә чагыла. Ни өчен кешегә Туган ягы кадерле икән? (укучыларның фикерләре.)

Туган җир турында иҗат ителгән нинди әсәрләр беләсез? Аларның

авторлары сезгә билгелеме? (укучыларның фикерләре тыңлана)

Туган җир, туган нигезнең кадерле булуы турында язган әдипләребез

арасында Марсель Галиев тә бар.

3. Уку мәсьәләсен кую

Бүгенге дәреснең максаты –М.Галиевнең “Нигез” повесте белән таныша башлау. Темадан чыгып, дәрескә уку мәсьәләсен укучылар белән бергәләп кую.

– М. Галиевнең тормыш юлы, иҗаты белән танышу.

– “ Нигез” повестеның 1нче өлешен уку, эчтәлеген аңлау.

II. Уку мәсьәләсен өлешләп чишү

1. Язучының иҗаты, тормыш юлы турында мәгълүмат.

1) – Марсель Галиев иҗаты сезгә танышмы?

2) Язучы турында презентация карау яки укытучының портрет, китапларын күрсәтеп сөйләве.

3) Дәреслекнең 54 нче битендәге биографик белешмәне уку,

4) Эш дәфтәренең 36 нчы битендә бирелгән Марсель Галиевнең тормыш юлы белән бәйле хронологик таблицаны тутырырга.

1946 нчы ел

1964 нче ел

1965 — 1968 нче еллар

1969 нчы ел

1974 — 1983 нче еллар

1979 нчы ел

1980 нче ел

2. “Нигез ” хикәясенең 1нче өлешен уку.

1) Сүзлек өстендә эш. Интерактив тактада яңа сүзләр чыга.

кәүсә – ствол

боҗра – кол ьцо

тал – ива, верба

сиртмәле кое – колодец, имеющий коромысло (журавль)

ябалдаш – крона (дерево)

печән өсте – сенокос

мирас – наследие, наследство

Дәреслекнең 58 – 59 нчы битләрендәге сүзләр белән танышуны дәвам итәләр. (Сүзләрне хор белән кабат укып чыгалар, эчтән кабатлана. Соңыннан кайсы укучының ничә сүзне истә калдыруы ачыклана)

Бу сүзләр ярдәмендә эчтәлек турында белеп буламы? – укучыларны

2) Өянке образына багышланган бүлекне укытучының сәнгатьле укуы, укучылар тыңлыйлар.

3) Укучыларны чылбыр буенча укыту.

4) Укучылар укытучының сорауларына җавап бирү рәвешендә үз сүзләре белән эчтәлек сөйлиләр.

Нәрсә турында сүз бара? Вакыйга кайда бара?

Өянке образы ни өчен бирелгән? Сезнең өй янында нинди агач үсә?

Аны кем утыртканын беләсезме?

Бу бүлектә Өянке нәрсәләрне күзәтә? Үткәннәрдән Өянке нәрсәләрне

Әсәрдән Өянкенең сүзләрен табып укыгыз. Рус теленә тәрҗемә итегез.

Бу өлештә сынландырулар бармы? Укып күрсәтегез.

Әсәрдәге символик образларны табу (укытучы ярдәмендә):

Өянке – туган нигез;

Кулъяулык – бирелгән вәгъдәгә тугры калу, көтү;

Боҗралар – хәтер.

Бу өзектә нинди йола турында әйтелә? (печән өмәсе)

5) 1 нче абзацныңэчтәлеген русча сөйләгез.

6) 2 нче бүлек белән шул ук тәртиптә эшләү. Сорауларга җавап бирү:

Вакыйгалар кайда дәвам итә? Кемнәр турында сүз бара?

Сугышта исән-сау калырга хыялланган Байтирәк нәрсә турында

уйлаган? Уйларын кайчан тормышка ашыра? Шул юлларны табып укыгыз.

Көтелгән җавап: “Госпитальдә ятканда, гел бер уй уйлый идем: исән-имин калып, шушы өянке төбенә кайтып бер утырсам, үлсәм дә үкенмәм, дип. ун елдан артык вакыт үткән, менә беренче тапкыр киләм. Әйткәнен оныта шул адәм баласы. ”

Байтирәкнең хатыны кем исемле? Алар ничек танышканнар? (әсәрдән

кабат шул урыннарны табып уку)

Өянке турында Байтирәк нинди сүзләр әйтә? Укыгыз.

Көтелгән җавап: “Әткәйдән калган мирас бит бу безнең. Берәрсе кисеп аударгандыр дип, иртәләрен куркып уянам.”

Аның Хикмәтулла исемле абыйсы барлыгын ничек белеп була? Алар

үзара дус яшиләрме?

Өянкенең гомерен кем саклап кала? Әсәрдән шул урыннарны табып

укыгыз, үз сүзләрегез белән сөйләгез.

Сугыш вакытында авыл кешеләре нинди авырлыклар күргәннәр?

(укучыларның җаваплары тыңлана, хаталар булса, бергәләп төзәтелә. Укытучы укучыны дөрес итеп җөмлә төзергә өйрәтә.)

3. Һәр абзац белән танышып чыккач, дәреслекнең 59 нчы битендәге сораулар һәм биремнәрнеэшләү.

III. Рефлексив бәяләү

– Дәрескә куелган уку мәсьәләсе чишелдеме? Марсель Галиев турында

“ Нигез” сүзе “туган җир” мәгънәсенә туры киләме? Байтирәк өчен

туган җирдә нәрсә бик кадерле? Ул үзе бу турыда нинди сүзләр әйтә? (Шушыннан бит күпме ирләр сугышка китте. Авыл күздән югалгач, иң соңыннан шушы Өянке хушлашып калды безнең белән. Яу кырындагы ирләрегезнең хәтерен кисәргә ничек кулыгыз бара?!)

Укытучы нәтиҗә ясый: М. Галиевнең бу әсәрендә сюжет сызыгы –

Өянкенең кичерешләре. Аңа ел саен боҗралар өстәлә бара, ягъни һәркемнең күңел кичерешләрен, бар яңалыкны үзенә җыя. “Авылдашлар”ы авырлык килсә дә, шатлыклары булса да, Өянке янына киләләр. Кайтканны каршылаучы да, киткәнне озатучы да – Өянке. Башкалар белмәгәнне дә белә, ул – тарих.

Әсәрдәге тагын кайсы образлар истә кала? Кайсы яклары белән?

Дәрескә гомуми бәя. Укучыларга билге кую.

Өй эше: а) әсәрнең ошаган абзацын сәнгатьле укырга өйрәнергә, шул өзек буенча 2 сорау төзергә;

ә) эш дәфтәрендәге 2 нче биремне эшләргә;

б) эш дәфтәренә Өянке сүзен төрле килешләргә куеп, җөмләләрне тутырып язарга (3 нче бирем).


Родился 8 октября 1946 г. в селе Балтачево Азнакаевского района РТ.

Окончил Казанский университет (1974 г.) и Высшие литературные курсы при Литературном институте (Москва, 1985 г.).

Творчество

Поэзии М.Галиева присущи тонкий психологизм, изысканность стиля. Лирика обогащается высокой гражданственностью и активным социальным звучанием.

М.Галиев пишет юмористические рассказы, выступает с публицистическими статьями.

Произведения переведены на русский, украинский, узбекский, казахский, чувашский и другие языки, некоторые стихи положены на музыку и стали популярными песнями.

Ул көнне, … ярасын өшетеп, җил исте.

— Тимәгез … ! Нильзә, нильзә! — дип, ул … аркасын куеп басты.

Шул көннән соң ике йорт арасында кардан арчылган сукмак салынуга … шаһит.

… дә бала чагы, үткәне була.

Җылымса бер иртәдә … ябалдашына озын сыйраклы гаҗәеп зур кош килеп кунды.

… мондый галәмәт кошны беренче тапкыр иңендә тоюы иде.

Авыл хатын-кызлары да бу сәер кошның … килеп кунуын яхшыга юрадылар.

… гомерен дә Байтирәк саклап калды бит ул кышта.

Ә беркөнне авыл башындагы ялгыз … дә чират җитте.

Хатын-кыз, бала-чага, сугышка алынган ирләр — барысы

да … янына җыелдылар.

+

2 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов

Читайте также: