Логопедический мониторинг в доу по нищевой

Обновлено: 02.07.2024

Каждый ребенок, посещающий логопедические занятия, обследуется 2 раза в год по следующим параметрам:

.слоговая структура слова

· грамматический строй речи;

Критерии оценки уровня функции:

Уровни развития функции

Нарушено несколько групп звуков

Недостаточность произношения одной группы звуков, изолированное

Произношение всех групп, но при речевой нагрузке – общая смазанность речи


Звуки в речи присутствуют, но наблюдаются нарушения дифференциации звуков

Звукопроизношение в норме

Не слышит данный звук в любой позиции

Не дифференцирует оппозиционные звуки разных групп

Не дифференцирует оппозиционные звуки какой-либо группы


С заданием справляется, но допускает несколько ошибок

Фонематические процессы в норме

Нарушение слоговой структуры слова (пропуски, вставки, перестановки, уподобление слогов) или невыполнение


Изменение структуры слогов внутри слова с сохранением общего количества слогов в слове

Общее количество слогов в слове сохранено, но имеются пропуски согласных при стечениях

Замедленное, напряжённое или послоговое воспроизведение, но без нарушения структуры слова


Чёткое и правильное воспроизведение слова

Грамматический строй речи

Речь резко аграмматична

Допускает большое количество ошибок при словоизменении и словообразовании

Допускает незначительное количество ошибок при словообразовании и словоизменении


Грамматический строй близок к возрастной норме

Грамматический строй соответствует возрастной норме

Фразовая речь резко аграмматична

Не может составить рассказ самостоятельно, на наводящие вопросы отвечает однословно

Испытывает значительные затруднения при составлении рассказа-описания, пользуется вопросно-ответной формой, использует простые фразы

При составлении рассказа использует нНе более 2-3 предложений; не пользуется планом при составлении рассказа; при описании использует не более двух признаков

Умеет построить рассказ, пользуясь простыми распространенными предложениями и предложениями сложной синтаксической конструкции

Мелкая моторика ограничена (с трудом выполняет статические пробы, наличие гиперкинезов, тремора)

Испытывает затруднения при выполнении динамических проб


Не точно выполняет статические и динамические пробы


Точно выполняет статические и динамические пробы, но испытывает затруднения в выполнении ассиметричных движений обеими руками.

Мелкая моторика в норме

Обработав все речевые профили, можно провести мониторинг коррекционной логопедической работы в конце учебного года путем определения среднего балла по каждой речевой и неречевой функции.

Подобная форма мониторинга корреционно-развивающей логопедической работы способствует более глубокому и детальному изучению речевого развития каждого воспитанника и помогает намечать наиболее эффективные пути коррекции речевой патологии.

Рекомендована педагогам дошкольных образовательных учреждений комбинированного и компенсирующего вида.

Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание 3-е, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. - СПб.: ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2018. - 240 с

Содержание

1.1. Пояснительная записка

1.2. Цели и задачи программы. Педагогические принципы построения программы

  • Взаимодействие участников образовательного процесса. Интегрированные коррекционно-развивающие занятия
  • Взаимодействие с семьями воспитанников
  • Инклюзивное образование дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)
  • Двуязычные дети в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

1.3. Целевые ориентиры, планируемые результаты освоения программы

1.4. Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи (ОНР)

2.1. Характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)

2.2. Содержание образовательных областей программы. Коррекционная, образовательная, игровая, досуговая деятельность

2.3. Тематическое планирование образовательной и коррекционной деятельности

2.4. Рекомендуемые дидактические материалы. Примерный перечень игр, игровых упражнений, иллюстративного материала, литературных и музыкальных произведений

2.5. Культурно-досуговая деятельность

3.1. Основные направления коррекционной и образовательной деятельности

3.2. Система коррекционной и образовательной деятельности

3.3. Распорядок дня, организация режимных моментов

3.4. Организация развивающей предметно-пространственной среды. Игровое оборудование

3.5. Рекомендации по написанию части основной адаптированной образовательной программы дошкольного образования, формируемого участниками образовательных отношений

3.6. Методический комплект к программе

3.7. Специальная и методическая литература

Пояснительная записка

Первое издание Программы, вышедшее в свет в 2007 году, было первой попыткой в истории отечественной коррекционной дошкольной педагогики создания комплексной программы, объединяющей действия педагогов, детей с тяжелыми нарушениями речи с трех до семи лет и их родителей.

Программа содержит описание задач и содержания работы во всех пяти образовательных областях для всех педагогов, работающих в группах комбинированной и компенсирующей направленности ДОО, и учитывает возрастные и психологические особенности дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи), из возможности и потребности. В программу включены тематическое планирование работы специалистов, примерный перечень игр, игровых и развивающих упражнений, содержание культурно-досуговой деятельности для каждой из возрастных групп в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.

В Программе даны рекомендации по созданию и оснащению предметно-пространственной развивающей среды в логопедическом кабинете и групповом помещении. В соответствии с Программой предметно-пространственная развивающая среда в кабинете-логопеда и в групповом помещении обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей в соответствии с особенностями и потребностями каждого ребенка, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с Программой обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых во всей группе, в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Она обеспечивает реализацию Программы, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

В Программе приведены методические рекомендации по осуществлению взаимодействия с родителями дошкольников, описаны условия сотрудничества с семьями воспитанников.

В Программе предложена система педагогической диагностики индивидуального развития детей, даны методические рекомендации по проведению диагностики, представлены схемы обследования ребенка с общим недоразвитием речи (с 3 до 4 и с 4 до 7 лет) учителем-логопедом. В методический комплект включен стимульный материал для проведения диагностики учителем-логопедом. Также в методический комплект Программы включены альбомы для проведения диагностики педагогического процесса во всех возрастных группах, разработанные кандидатом психологических наук Н. В. Верещагиной.

В приложении к Программе представлены перечень пособий методического комплекта, списки специальной и методической литературы.

Основой перспективного и календарного планирования коррекционно-развивающей работы в соответствии с программой является комплексно-тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала: ежедневное многократное повторение, что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольниками с ОНР, согласуется с задачами всестороннего развития детей, отражает преемственность в организации коррекционно-развивающей работы во всех возрастных группах, обеспечивает интеграцию усилий всех специалистов, которые работают на протяжении недели или двух недель в рамках общей лексической темы.

Лексический материал отбирается с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития каждого ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности.

Впервые в практике отечественной коррекционной педагогики к Программе разработан полный методический комплект, включающий в себя все необходимые педагогам методические пособия, наглядно-дидактический материал, дидактические настольно-печатные игры; картотеки подвижных игр, упражнений, пальчиковой, мимической, дыхательной, артикуляционной гимнастики; методические материалы для родителей, рабочие тетради.

В 2006 году Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи в первой редакции была рассмотрена Региональным экспертным советом Комитета по образованию Санкт-Петербург) и рекомендована к использованию в образовательных учреждениях.

В 2012 году Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи во второй редакции была рассмотрена Экспертным научно-методическим советом Академии постдипломного педагогического образования (Санкт-Петербург) и допущена к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях.

На протяжении последних десяти лет Программа использовалась учителями-логопедами Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Москвы и Московской области, Ярославля, Брянска, Кирова, Тулы, Рязани, Нижнего Новгорода и Нижегородской области, Казани и Республики Татарстан, Ижевска, Глазова и республики Удмуртия; Мурманска, Сыктывкара и Республики Коми; Челябинска, Озёрска и Челябинской области; Екатеринбурга, Свердловской и Тюменской областей; Новосибирска и Новосибирской области, Надыма, Сургута, Нового Уренгоя, Великого Новгорода и Новгородской области, Пскова и Псковской области, Волгограда и Волгоградской области, Красноярска и Красноярского края, Кургана, Краснодара и Краснодарского края. В настоящее время Программу осваивают учителя-логопеды Крыма. В этих регионах автором неоднократно проводились семинары для учителей-логопедов и других специалистов, работающих по Программе.

Основой Программы является создание оптимальных условий для коррекционной и образовательной работы и всестороннего гармоничного развития детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи). Это достигается за счет создания комплекса коррекционно-развивающей и образовательной деятельности в группах комбинированной и компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с учетом особенностей психофизического развития детей данного контингента.

Программа рассчитана на пребывание ребенка в логопедической группе с трехлетнего, четырехлетнего, пятилетнего или шестилетнего возраста. Она создавалась для детей с первым, вторым, третьим, четвертым уровнями речевого развития при общем недоразвитии речи. Программа для каждой возрастной группы является самостоятельным документом, то есть обучение ребенка с тяжелым нарушением речи (ОНР) может осуществляться, начиная с трех, четырех, пяти или шести лет.

Программой предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Так она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социально-коммуникативное развитие.

Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников. Для каждой возрастной группы предложено оптимальное сочетание самостоятельной, индивидуальной и совместной деятельности, сбалансированное чередование специально организованной и нерегламентированной образовательной деятельности; свободное время для игр и отдыха детей выделено и в первой, и во второй половинах дня.

Основной формой работы во всех пяти образовательных областях Программы является игровая деятельность, основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, групповые, интегрированные занятия в соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения. Коррекционно-развивающее занятие в соответствии с Программой не тождественно школьному уроку и не является его аналогом. Конспекты игровых коррекционно-развивающих занятий учителя-логопеда и воспитателя приведены в сборниках, входящих в методический комплект Программы

Отзывы

Целостность программы обеспечивается включением основных направлений педагогического процесса в ДОУ (диагностического, коррекционно-компенсирующего, развивающего и других). Разделы программы тематически и методически насыщены, включают в себя все виды деятельности дошкольников в соответствии с возрастом, особое внимание уделено организации предметно-развивающей среды.

Интерес представляет и идея автора в проведении интегрированных коррекционно-развивающих занятий с детьми с нарушениями речи, которые проводятся большим количеством взрослых (учителем-логопедом, воспитателями, педагогом-психологом, музыкальным руководителем и др.), что позволяет всем участникам образовательного процесса объединить свои усилия в создании условий для развития ребёнка, имеющего нарушения речи.

Структура и содержание программы согласуются с требованиями, предъявляемыми к задачам и содержанию общеобразовательных программ. Программа построена логично, с учетом особенностей детей дошкольного возраста, специфики психического развития детей с общим недоразвитием речи, а также требований, предъявляемых к уровню знаний и умений детей, поступающих в школу.

Особую ценность представляет подробно описанный автором системный подход при коррекции общего недоразвития речи и пути его реализации объединенными усилиями всех субъектов коррекционно-развивающего процесса — учителя-логопеда, педагогов ДОУ и родителей воспитанников. Представленная в программе система работы позволяет не только осуществлять коррекционное воздействие на речевую функцию воспитанников, способствовать совершенствованию коммуникативных умений и навыков детей, но также дает возможность воздействовать на их физическое развитие, формировать базовые основы культуры личности, развивать интеллектуально-волевые качества и психические процессы.

Так как программа гармонично и построена с учетом основных особенностей психофизиологического развития, она естественным образом включается в жизнь ребенка-дошкольника, охватывает все сферы его деятельности.

Учитель-логопед высшей квалификационной категории, педагог-психолог высшей квалификационной категории, кандидат психологических наук, Коноваленко С. В., г. Москва

Основным достоинством программы мы считаем взаимодействие и преемственность работы всех специалистов ДОУ и родителей дошкольников. Реализация принципа комплексности способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей.
Данная программа помогает нам, практическим работникам дошкольных образовательных учреждений осуществлять комплексный подход и тесную взаимосвязь всех специалистов педагогического и медицинского персонала ДОУ в коррекционно-развивающей работе.

В основе программы лежат принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации в каждой возрастной группе. Это позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знаний и умения и обеспечивает поступательное развитие, что приводит к высоким результатам коррекционно-развивающей работы в группах для детей с общим недоразвитием речи.

Программа и методический комплект к ней широко используются в практике работы дошкольных образовательных учреждений г. Сыктывкара и Республики Коми, востребованы практиками, помогают достигать высоких результатов в работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

2 Анкетные данные Фамилия, имя ребенка Дата рождения, возраст Домашний адрес Домашний телефон Откуда поступил Сведения о родителях: мать (фамилия, имя, отчество, возраст на момент родов) отец (фамилия, имя, отчество, возраст на момент рождения ребенка) Национальный язык Двуязычие Заключение ТМПК от протокол по результатам психолого-медико-педагогического обследования: Является обучающимся с ограниченными возможностями здоровья Рекомендовано: АОП ДО обучающихся Даты заполнения речевой карты Логопед * * * Решением ПМПК от продлен срок пребывания в логопедической группе с диагнозом на срок Ответственный за продление Члены ПМПК * * * Решением ПМПК от выпускается из логопедической группы Состояние речи в (тип ДОУ, школы) Ответственный за выпуск Члены ПМПК Общий анамнез Неблагоприятные факторы развития Перенесенные заболевания: до года После года ушибы, травмы головы судороги при высокой температуре Раннее развитие Голову держит с (N: с 1,5 мес.) Сидит с (N: с 6 мес.) Ползает с (N: с 6 7 мес.) Стоит с (N: с мес.) Ходит с (N: с мес.) Узнает близких с (N: с 2,5 3 мес.) Первые зубы в (N: в 6 8 мес.) Количество зубов к году (N: 8 зубов) Данные о нервно-психическом и соматическом состоянии (на основании медицинской карты) 1

3 Педиатр Невролог Психоневролог Оториноларинголог Офтальмолог Хирург Ортопед_ Речевой анамнез Гуление в (N: с 2-х мес.) Лепет в (N: с 4 6 мес.) Первые слова (N: около года) Первые фразы в (N: от 1,5 до 2-х лет) Прерывалось ли речевое развитие и по какой причине Использование жестов (замена речи, дополнение речи) Отношение членов семьи к речевому дефекту Занимались ли с логопедом Результаты занятий с логопедом Исследование поведения и эмоциональной сферы 1. Особенности коммуникативной сферы (сразу вступает в контакт, избирательно, проявляет негативизм) 2. Адекватность эмоциональных реакций_ 3. Устойчивость эмоциональных реакций (наличие импульсивности или эмоциональная стабильность) Исследование неречевых психических функций 1. Исследование слухового восприятия Дифференциация контрастного звучания нескольких игрушек (дудочки, колокольчика, бубна, маракасов) Определение направления звука Восприятие и воспроизведение ритма с с _ Исследование зрительного восприятия Различение цвета, умение соотносить цвета (показать по просьбе логопеда предметы заданного цвета, подобрать к чашкам соответствующие по цвету блюдца, к шапочкам соответствующие по цвету шарфики): (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, белый, розовый, черный) (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, розовый, коричневый, серый, белый, черный) Восприятие формы (показать по просьбе логопеда заданные геометрические фигуры и формы) (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, шар, куб) (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, многоугольник, шар, куб, цилиндр) 2

9 А как подает голос корова? (Мычит) А как подает голос петух? (Кукарекает) (ответить на вопросы логопеда) Ворона каркает. А как подает голос кукушка? (Кукует) А как подает голос волк? (Воет) А как подает голос лошадь? (Ржет) А как подает голос овца? (Блеет) Врач лечит. А что делает учитель? (Учит) А что делает продавец? (Продает) А что делает маляр? (Красит) А что делает швея? (Шьет) ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ Назвать предъявленные цвета: Красный Оранжевый Желтый Зеленый Голубой Синий Белый Черный Красный Оранжевый Желтый Зеленый Голубой Синий Фиолетовый Розовый Белый Черный Серый Коричневый Назвать форму (ответить на вопросы с опорой на картинки): Солнце какое? (Круглое) Печенье какое? (Квадратное) Косынка какая? (Треугольная) Огурец какой? (Овальный) Руль какой? (Круглый) Окно какое? (Квадратное) Флажок какой? (Треугольный) Слива какая? (Овальная) Одеяло какое? (Прямоугольное) 2. Состояние грамматического строя речи Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа (образовать по аналогии): Рот рты Лев Река Ухо Кольцо Глаз глаза Лист Стул Дерево Пень Воробей 8

12 КОТЕНОК У Кати жил котенок. Катя любила котенка. Она поила котенка молоком. Котенок любил играть с Катей. РЫБАЛКА Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху. Составление рассказа по серии картинок: 4. Исследование фонетической стороны речи Исследование звукослоговой структуры слов (повторить за логопедом с опорой на наглядность): Самолет Скворец Фотограф Микстура Парашютист Погремушка Сестренка развешивает простыни. В универсаме продают продукты. Парашютисты готовятся к прыжку. Тротуар Градусник Фотоаппарат Экскаватор Виолончелист Регулировщик Виолончелист укладывает инструмент в футляр. Регулировщик руководит движением на перекрестке. У фотографа фотоаппарат со вспышкой. Состояние звукопроизношения (отсутствие, замены звуков, возможные искажения, назализованность ротовых и неназализованность носовых звуков): (изолированно, в словах, в предложениях) Гласные [а], [у], [о], [и], [э] Согласные [б], [п], [м], [б'], [п'], [м'] [в], [ф], [в'], [ф'] [д], [т], [н], [д'], [т'], [н'] [г], [к], [х], [г'], [к'], [х'] 11

13 [й]. [с], [з], [ц], [с'], [з'] [ш], [ж] [Ч], [Щ] [л], [л'] [р], [р'] (изолированно, в словах, в предложениях) Гласные [а], [у], [о], [и], [э] Согласные [б], [п], [м], [б'], [п'], [м'] [в], [ф], [в'], [ф'] [д], [т], [н], [д'], [т'], [н'] [г], [к], [х], [г'], [к'], [х'] [й] [с], [з], [ц], [с'], [з'] [ш], [ж] [ч], [щ] [л], [л'] [р], [р'] 5. Состояние дыхательной и голосовой функций Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное) Объем дыхания (достаточный, недостаточный) Продолжительность речевого выдоха Сила голоса Модуляция голоса Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное) Объем дыхания (достаточный, недостаточный) Продолжительность речевого выдоха Сила голоса Модуляция голоса 6. Особенности диафрагмальной стороны речи Темп(нормальный, ускоренный, замедленный) Ритм (нормальный, дисритмия) 12

14 Паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке) Употребление основных видов интонации Темп(нормальный, ускоренный, замедленный) Ритм (нормальный, дисритмия) Паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке) Употребление основных видов интонации 7. Состояние фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза Повторение слогов с оппозиционными звуками: ба-па-ба па-ба-па да-та-да та-да-та га-ка-га ка-га-ка за-са-за са-за-са та-тя-та тя-та-тя са-ша-са ша-са-ша жа-ша-жа ша-жа-ша са-ца-са ца-са-ца ча-тя-ча тя-ча-тя ла-ля-ла ля-ла-ля Выделение начального ударного из слов: Астра Осень Улей Иглы Выделение конечного согласного из слов: Кот Сом Мох Выделение начального согласного из слов: Мост Пол Дом Вода Кот арка озеро уши искры суп лимон сок банка тапки нос фартук год хлеб Определение последовательности звуков в слове: Кот вата Дом дубы Определение количества звуков в словах: Бык вата Дом банан 13

15 ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ Дата Логопед Заведующий д/с: Дата Логопед Заведующий д/с: Сайты для логопедов 14

Каждый ребенок, посещающий логопедические занятия, обследуется 2 раза в год по следующим параметрам:

.слоговая структура слова

· грамматический строй речи;

Критерии оценки уровня функции:

Уровни развития функции

Нарушено несколько групп звуков

Недостаточность произношения одной группы звуков, изолированное

Произношение всех групп, но при речевой нагрузке – общая смазанность речи


Звуки в речи присутствуют, но наблюдаются нарушения дифференциации звуков

Звукопроизношение в норме

Не слышит данный звук в любой позиции

Не дифференцирует оппозиционные звуки разных групп

Не дифференцирует оппозиционные звуки какой-либо группы


С заданием справляется, но допускает несколько ошибок

Фонематические процессы в норме

Нарушение слоговой структуры слова (пропуски, вставки, перестановки, уподобление слогов) или невыполнение


Изменение структуры слогов внутри слова с сохранением общего количества слогов в слове

Общее количество слогов в слове сохранено, но имеются пропуски согласных при стечениях

Замедленное, напряжённое или послоговое воспроизведение, но без нарушения структуры слова


Чёткое и правильное воспроизведение слова

Грамматический строй речи

Речь резко аграмматична

Допускает большое количество ошибок при словоизменении и словообразовании

Допускает незначительное количество ошибок при словообразовании и словоизменении


Грамматический строй близок к возрастной норме

Грамматический строй соответствует возрастной норме

Фразовая речь резко аграмматична

Не может составить рассказ самостоятельно, на наводящие вопросы отвечает однословно

Испытывает значительные затруднения при составлении рассказа-описания, пользуется вопросно-ответной формой, использует простые фразы

При составлении рассказа использует нНе более 2-3 предложений; не пользуется планом при составлении рассказа; при описании использует не более двух признаков

Умеет построить рассказ, пользуясь простыми распространенными предложениями и предложениями сложной синтаксической конструкции

Мелкая моторика ограничена (с трудом выполняет статические пробы, наличие гиперкинезов, тремора)

Испытывает затруднения при выполнении динамических проб


Не точно выполняет статические и динамические пробы


Точно выполняет статические и динамические пробы, но испытывает затруднения в выполнении ассиметричных движений обеими руками.

Мелкая моторика в норме

Обработав все речевые профили, можно провести мониторинг коррекционной логопедической работы в конце учебного года путем определения среднего балла по каждой речевой и неречевой функции.

Подобная форма мониторинга корреционно-развивающей логопедической работы способствует более глубокому и детальному изучению речевого развития каждого воспитанника и помогает намечать наиболее эффективные пути коррекции речевой патологии.

Читайте также: