Историко краеведческое направление в школе

Обновлено: 05.07.2024

Краеведение — одна из самых распространенных и популярных среди педагогов и обучающихся форм внеклассной деятельности по любому учебному предмету. Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися в учебно-воспитательных целях своего края по разным источникам и главным образом на основе непосредственных наблюдений под руководством преподавателя.

Краеведение, как никакая другая дисциплина, воспитывает у школьников причастность к истории своих предков, заставляет задуматься о прошлом и настоящем через поиск, исследования, изучение традиций и обычаев родного края, познание своих корней, неразрывной связи с предшествующими поколениями, т. е. формирует те ценности, которые необходимы именно сегодня: патриотизм, духовность, национальное самосознание. Но сопричастность к прошлому и настоящему невозможно воспитать только словами или передачей знаний: нужны более тонкие и эффективные подходы и средства, способные возбуждать, волновать, вызывать истинно высокие чувства и переживания, которые формируют эмоционально-ценностное отношение личности к действительности.

Школьное краеведение отличается от общественного тем, что оно осуществляется только учащимися и развивается в соответствии с учебными и воспитательными задачами образовательного учреждения. Одно из условий школьного краеведения — руководящее участие учителя. Исходя из программы, состава учащихся класса и местных возможностей, он определяет объекты для исследования, виды и методы работы, организует учащихся и руководит их работой. Поэтому успешные результаты школьного краеведения во многом зависят от заинтересованности самого учителя и от того, как он сумеет заинтересовать краеведческой (поисковой) деятельностью своих учеников.

Учитель должен хорошо знать свой край (область, регион), систематически его изучать и владеть знаниями краеведческой работы со школьниками. Занимаясь краеведческой работой с детьми и подростками, учитель в первую очередь повышает свой интеллектуальный уровень и более глубоко овладевает профессиональной компетенцией. Краеведение для учителя — верный путь к научно-исследовательской деятельности.

В процессе краеведческой работы учащиеся самостоятельно усваивают учебный материал и приобретают навыки, необходимые в жизни, готовятся к практической деятельности и расширяют общеобразовательные знания.

В школьном краеведении следует иметь в виду его учебную ценность. В связи с этим выделяют учебное краеведение (его содержание и характер определяются учебной программой) и внепрограммное краеведение, задачи и содержание которого строятся в соответствии с планом воспитательной работы школы. Работы, связанные с учебным краеведением, проводятся в классе и вне класса, например, на пришкольном участке, во время учебной экскурсии или в походе. Но в таком виде учебной деятельности предполагается обязательное участие обучающихся всего класса. Во внепрограммном краеведении ребята принимают участие на добровольных началах. Это туристские походы по родному краю, школьные экспедиции, археологические раскопки, организация экспозиций школьного музея и другие виды краеведческой и поисково-исследовательской деятельности.

Организация и отношение к учебной программе этих видов школьного краеведения различны, но, тем не менее, они очень связаны.

Учебное краеведение преследует две задачи: всестороннее изучение своей местности и накопление краеведческого материала; использование этого материала в преподавании учебного предмета. Решение первой задачи открывает путь второй. Обязательное использование в преподавании приобретенных краеведческих знаний — главное назначение школьного краеведения.

1. Географическое и экологическое краеведение

В преподавании географии и экологии краеведение — одно из основных средств осуществления воспитывающего обучения. Работы, связанные с изучением родного края, помогают формированию географических и экологических понятий. Материал о природе, полезных ископаемых, особенностях рельефа родного края, хозяйственной деятельности местного населения может использоваться в качестве примеров и иллюстраций на уроках или внеклассных мероприятиях по учебному предмету.

Таким образом, географическое и экологическое краеведение необходимо рассматривать не только как деятельность учащихся, направленную на изучение родного края (области, региона, республики), но и как одно из условий, обеспечивающих преподавание географии и экологии на конкретном жизненном материале. В установлении связи изучаемого в школе материала по географии с теми знаниями и навыками, которые приобретаются в результате исследований родного края, и заключается суть краеведческого принципа в обучении.

Главное назначение географического и экологического краеведения состоит в том, чтобы дать возможность учащимся в знакомой местности, повседневной обстановке наблюдать географическую (экологическую) действительность в соотношениях и связях ее отдельных компонентов и результаты наблюдений использовать на уроках для формирования конкретных понятий. Благодаря этому устраняются абстрактность географических понятий и механическое их усвоение.

В школьном курсе географии немало таких понятий, которые могут быть усвоены только на основе краеведческого материала. Опыт работы многих учителей показывает, что понятия о расходе воды в реке, строении долины, почве хорошо усваиваются, если их изучение самостоятельно проводится учащимися в реальной действительности.

Краеведение служит связующим звеном в интеграции многих учебных предметов. Примером такой межпредметной связи может быть работа по картированию своей местности, когда в решении географических вопросов большую помощь оказывает математика или работа по исследованию местных почв, которая может дать хорошие результаты при условии применения знаний химии и биологии. Научную ценность географические характеристики, особенно по экономической географии, будут иметь только в том случае, если они проводятся в историческом плане, отсюда и интеграция географического и исторического краеведения.

В практике многих образовательных учреждений в процессе экологического образования и воспитания сложился определенный междисциплинарный процесс организации совокупности видов деятельности обучающихся, направленный на изучение экосистем края в прошлом и настоящем, выявление местных экологических проблем во взаимосвязи с региональными, поиск и практическую реализацию доступных для школьников способов их решения. Грамотно организованное экологическое краеведение в школе или лицее становится органической частью системы экологического образования, так как позволяет в комплексе решать все основные задачи экологического образования.

Концепция школьного экологического краеведения в образовательном учреждении может опираться на следующие основные идеи:

1. Школьное экологическое краеведение как междисциплинарный педагогический процесс организации различных видов деятельности обучающихся по изучению, сохранению и улучшению окружающей среды в своей местности.

2. Системная организация экологического краеведения на основе принципов целостности, целесообразности, взаимосвязи локальных и региональных аспектов экологии, оптимальности.

3. Школьное экологическое краеведение как средство формирования экологической культуры учащихся через реализацию образовательных и комплексных организационно-деятельностных программ, построенных с учетом основных объектов, источников, сфер, этапов, видов и способов эколого-краеведческой деятельности школьников.

4. Школьное экологическое краеведение как механизм реализации регионального компонента экологического образования.

Существуют основные тенденции развития теории и практики экологического образования школьников1:

— повышение роли экологического образования в решении современных экологических проблем, а также в целостном процессе формирования личности третьего тысячелетия;

— активизация международного сотрудничества в сфере экологического воспитания молодежи и образования в области окружающей природной среды;

— обеспечение органического единства обучения, внеклассной воспитательной работы, общественно-полезной деятельности учащихся по исследованию и охране окружающей среды;

— использование в процессе экологического образования элементов системного подхода, методов моделирования и историзма;

— усиление ценностных аспектов содержания экологического образования;

— экологизация учебного содержания предметов гуманитарного и естественнонаучного циклов;

— введение в учебные планы общеобразовательных школ специальных курсов экологического содержания;

— дифференциация и индивидуализация эколого-воспитательных воздействий на личность;

— учет в процессе формирования у школьников ответственного отношения к природе, психолого-возрастных и индивидуальных особенностей личности, а также специфики ее реального отношения к природе;

— внедрение в практику общеобразовательных школ новых форм экологического образования учащихся (межпредметные уроки, ролевые и сюжетные игры, приемы имитации и игрового моделирования, ученические конференции, походы-экспедиции по исследованию и охране природы родного края, ролевые практикумы).

2. Историческое краеведение

ассоциируются с конкретным поселком, деревней, городом, в котором проживают учащиеся. От того, насколько хорошо знают и любят ребята свой край, его историю, часто зависит и глубина их патриотического чувства.

Знакомство с памятниками культуры, изучение истории родного края по конкретным археологическим источникам, обычаев и традиций народов, населяющих тот или иной регион, выявление связи местных культов и обрядов с особенностями истории края содействуют воспитанию мировоззрения детей и подростков.

Историческое краеведение способствует решению задач социальной адаптации выпускников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, районе, крае, республике, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально-педагогических задач нашего времени.

Важная составляющая системы исторического краеведения в школе — содержание краеведческих знаний по истории. Можно условно говорить о концентрах (кругах) этих знаний, которые можно образно представить в следующем виде:

1. Моя семья. Предполагает изучение родословной семьи, истории происхождения фамилий и имен членов семьи, ближайших и дальних родственников, основоположников семейного древа, их социального происхождения и т. д.

2. Родная школа. Изучение истории и традиций образовательного учреждения, биографий известных выпускников и учителей школы, педагогических династий, достижений учеников школы или лицея.

3. Мое село (город): прошлое, настоящее, перспективы развития; история названия населенного пункта, известные односельчане (горожане), история промышленных предприятий и культурно-просветительных центров.

4. История района (микрорайона). Историческое прошлое, история возникновения, особенности становления и развития промышленности (сельского хозяйства, животноводства и т. д.), народного творчества и прикладного искусства, образования и культуры.

5. История автономного округа (области, края). Историческое прошлое и настоящее, место региона в историческом развитии России, народные традиции и обычаи, национальная и духовная (религиозная) культура; становление и развитие промышленности, транспорта, сельского хозяйства, общественно-политических взглядов и течений (политических партий), органов власти; состояние экологии региона и т. д.

При этом важно, чтобы учитель и учащиеся не только видели границы концентров, но и понимали необходимость их единства, интеграции, возможность и необходимость постоянного, систематического перехода из одного круга знаний в другой, важность и целесообразность постоянной связи исторического прошлого с реалиями сегодняшнего дня. Но история любого региона, народа всегда противоречива. На различных исторических этапах многие понятия, терминология и трактовки реформируются, порой искажаются. Наличие различных точек зрения, противоречивость фактов подталкивают краеведов к поиску исторической справедливости.

Одна из составляющих системы школьного краеведения — организационные формы историко-краеведческой работы в школе. К ним можно отнести:

1. Изучение материалов краеведения на уроках основного курса отечественной истории. Речь идет об уроках истории России с включением элементов краеведения и специальных уроках по истории края (или их циклах) в рамках учебных часов по курсу отечественной истории, об интегративных учебных курсах с включением регионального компонента.

2. Специальные учебные курсы регионального компонента в обычных классах и школах (лицеях, гимназиях) с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла.

4. Специализированные внеклассные занятия: работа краеведческих кружков, научных ученических обществ, клубов, лекториев и т. д.

5. Туристско-краеведческая (пешеходный, водный, горный, комбинированный туризм, вело- и мототуризм), поисковая, экскурсионная, исследовательская (археологическая) деятельность; работа совета школьного музея, летних профильных лагерей и поисковых отрядов.

3. Литературное краеведение

Одними из разновидностей краеведения в современной школе, лицее или гимназии являются лингвистическое и литературное (в целом филологическое) краеведение.

Литературно-краеведческие знания углубляют у школьников представления об исторических и культурных связях родного края с жизнью страны. Вековые традиции народной (региональной) культуры осмысливаются глубже

именно на занятиях краеведческого типа, этому способствует усиленное чтение той литературы, которая некогда была незаметной. Процесс усвоения новых знаний благотворно сказывается на увеличении словарного запаса, обогащении языка и, в конечном счете, на повышении качества обучения и воспитания школьников.

Литературное краеведение условно можно разделить на три ветви:

— изучение народных обычаев и традиций, фольклора, устного и письменного народного творчества данного региона (края, области, республики), их влияния на становление современной публицистики и литературного творчества;

— исследование литературного прошлого своего региона (области, района, города или села): первых печатных СМИ, художественных, публицистических и драматических произведений, поэзии, их особенностей, своеобразия литературных жанров, языка и т. д.;

— изучение биографий и малоизвестных, и популярных авторов литературных произведений региона, известных литераторов, поэтов, журналистов и публицистов родного края.

Литературное краеведение учит обобщению и систематизации литературных фактов, помогает приобретать навыки публичных выступлений. В исключительных случаях определенную роль краеведческие уроки играют и в обогащении национального достояния страны: нередко собранный учениками библиографический и литературно- краеведческий материал помогает специалистам и ученым уточнить известные факты или события.

Следует отметить и еще одну особенность занятий литературным краеведением: они учат не только наблюдать, но и активно участвовать в социально-политической жизни общества, формируют у старшеклассников активную жизненную позицию. Профессиональная компетентность, опыт, эстетический вкус преподавателя словесности и глубокая его заинтересованность в деле образования молодежи и будут диктовать особые, неповторимые формы преподавания этой дисциплины в учебном заведении.


Каждая образовательная организация имеет свой положительный опыт по организации гражданско-патриотического воспитания, который необходимо учитывать при изменении программ. В своей статье я поделюсь опытом работы школы по данному направлению.

Изменения отношений к событиям в стране, к отдельным личностям, к Родине, нравственные ценности влекут за собой изменения в обществе, поэтому перечисленные аспекты для нашего образовательного учреждения являются ключевыми и актуальными по гражданско-патриотическому воспитанию. В Программе по воспитанию выделены следующие направления работы:

− историко-краеведческое (познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков, ответственности за происходящее в обществе);

− гражданско-патриотическое (формирование гражданской позиции служения своему Отечеству);

− литературно-музыкальное (духовное становление личности ребёнка через эмоционально-образные возможности произведений искусства и литературы);

− спортивно-патриотическое (пропаганда лучших образцов здорового образа жизни);

− семейное (сотрудничество с семьями по вопросам патриотического воспитания).

Историко-краеведческая работа, направленная на формирование у школьников любви к родному краю, является одним из важных средств гражданско-патриотического воспитания.

В школе сложилась определённая система историко-краеведческой деятельности (см. рис.1).


Историко-краеведческая работа в образовательном учреждении строится на следующих принципах гражданского патриотического воспитания:

− тесная и непрерывная связь с другими видами воспитания;

− научность, гуманизм, демократизм;

− приоритетность исторического, культурного наследия России, её духовных ценностей и традиций;

− системность, преемственность и непрерывность развития школьников;

− многообразие форм, методов и средств, используемых в целях эффективности воспитания;

− направленность на развитие возможностей и способностей каждой личности на основе индивидуального подхода.

Краеведение — это раздел истории, который предоставляет возможность учителю организовать со школьниками исследования, поиск и сбор интересного материала. Опыт показывает, что это та деятельность, которой легко увлечь обучающихся в любом возрасте, начиная с дошкольного.

C:\Users\User\Downloads\IMG_20200805_122216_0.jpg

H:\музей\DSC00730.JPG

Исторические источники в музее представлены различными формами: материальными (книги, орудия труда, предметы быта и т. д.); нематериальными (фильмы, старинная музыка, устные рассказы очевидцев); письменными (письма, газеты, надписи);неписьменными (фотографии, традиции и обычаи). Все эти источники широко используются учителями в образовательном процессе.

Сегодня школьный музей является составляющей открытого образовательного пространства. Цель работы музея — формирование у обучающихся гражданско-патриотических качеств, расширение их кругозора и воспитание познавательной активности. За последние годы краеведческая работа в школе находится на качественно новом этапе. Она ведётся по нескольким направлениям:

− участие в процессе обучения;

Становление, развитие современного школьника немыслимо без неустанного творческого труда. Мы не забываем и прошлый накопленный опыт: походы и экскурсии, экспедиции и поиск. Но вместе с тем, внедряем новые не менее эффективные формы работы.

Проектно-исследовательская деятельность дает детям первые элементарные сведения о приемах и способах научного поиска, помогает им исследовать различные исторические события, происходившие в нашем селе. Работа в различных архивах, музеях, связанная с исследованием, позволяет педагогу воспитывать гармонично развитого человека, побуждать его к стремлению заниматься творчеством, а также повышать познавательную деятельность и делать его жизнь эмоционально насыщенной. Встречи и беседы с местными старожилами дают возможность учащимся постигать новые формы общения.

В юбилейный год Великой Победы наши школьники внесли ощутимый вклад в создание новой версии Книги Памяти Дмитриевского сельского поселения.



В тесном сотрудничестве работает наше образовательное учреждение с Дмитриевским Центром культурного развития, где создан уникальный музей самоваров. Русский самовар считается брендом Дмитриевского сельского поселения. В коллекции находятся более 4-х десятков самоваров, подаренных как жителями поселения, так и гостями Центра. С чувством гордости наши школьники представляют бренд-самовар ежегодно на Дне района.

В данной работе я сделала попытку описать и систематизировать педагогическую деятельность по гражданско-патриотическому воспитанию в общеобразовательном учреждении. Уверена в том, что только системная краеведческая работа в тесном сотрудничестве с социальными партнёрами поможет нам, педагогам школы, успешно продолжить приобщение молодого поколения к изучению родного края, а также воспитывать в каждом из них гражданина- патриота, уважающего историю и традиции нашей Родины.

В наше сложное время мы все чаще обращаемся к духовным ценностям прошлого, пытаемся искать пути восстановления прерванных связей времен, осознаем необходимость изучения своих национальных корней, как источника нашего нравственного здоровья, силы и богатства.

Краеведение – одно из важнейших средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей.

Краеведческая работа расширяет кругозор ребят, знакомит их с хозяйственной жизнью России, Тверского края, родного района. Воспитывает любовь к малой родине, истории ее возникновения, гордость за свой народ, настоящих людей прошлого и настоящего, воспитываются патриотизм, идеалы гуманизма и справедливости.

Школьное краеведение преследует учебно-воспитательные цели и осуществляется учащимися под руководством учителя. Поэтому первым условием успешной краеведческой работы в школе являются глубокие знания самим учителем истории своего края, владение методикой его изучения. Вторым условием успешной краеведческой работы является систематическое использование местного материала на уроках, постоянная внеклассная работа, перспективное ее планирование в масштабе класса, школы, района, региона. Третье условие – школьному краеведению во всех его звеньях необходима более глубокая научная основа.

Цель моей работы – показать систему краеведческой работы в школе, взаимосвязь ее разных направлений.

При этом решались следующие задачи:

• показать важность краеведческой работы в школе;

• охарактеризовать ее направления;

•показать варианты использования краеведческого материала во внеурочной деятельности;

• проанализировать исследовательскую работу по изучению истории родного края;

• выделить основные пути организации краеведческой работы;

• оценить результативность работы.

II. Цели и задачи краеведческой работы в школе :

-воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край и город, желающего сохранить его и принять активное участие в его развитии; создание условий для всестороннего развития личности.

Урочные и внеклассные занятия по историческому краеведению способствуют развитию у учащихся любви и уважения к Отечеству, к своей земле, родному дому, семье.

Все это способствует воспитанию патриота своей страны, что сделать в наше непростое время сложно, но очень важно. Человек будет любить свой край, его историю, если будет знать его прошлое и настоящее. Одних громких призывов здесь мало. Важно заинтересовать ребят историей родного края, развить этот интерес, умело направлять желание знать больше.

Актуальность данной системы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную роль в нравственном, эстетическом, трудовом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

Основные принципы, положенные в основу системы :

• принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;

• принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;

• научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;

• систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

Основными критериями отбора материала при составлении системы является ее культурная значимость, актуальность, воспитательная ценность.

III. Система краеведческой работы в школе

1. Содержание краеведческой работы

Краеведческая работа в школе должна строиться в комплексе и вестись по нескольким взаимосвязанным направлениям.

Направления краеведческой работы :

Краеведческие направления

№ Направление Вопросы теоретического изучения Практическая деятельность

История родного края История Тверской области.

Сбор и оформление материалов.

История Краснохолмского района.

Подвиги героев Советского Союза Краснохолмского района Совместная деятельность с краеведческим музеем г. Красный Холм.

Выполнение поисковых заданий.

2. История православных памятников г. Красный Холм История краснохолмских памятников культурно-исторического прошлого. Встреча с краеведами

Тема родины в произведениях краснохолмских писателей. Творчество писателей Краснохолмского района.

Краеведческие чтения.

4. Духовно-нравственное Составление родословного древа.

Народные обычаи, обряды.

Творчество знаменитых уроженцев района Запись воспоминаний старожилов.

Сбор и оформление материалов.

5. География родного края.

Флора и фауна родного края География Краснохолмского района. Редкие растения и животные края.

Участие в экологических субботниках.

6. Основы туризма Что должен знать и уметь юный турист.

Туристские маршруты Краснохолмского края. Походы по родному краю.

Участие в турслётах.

Только ведя работу по разным направлениям, можно добиться хороших результатов. Необходимо помнить, что предметом исторического краеведения являются общественные процессы в местном крае – жизнь людей в её развитии, во всех многообразных её проявлениях и результатах, в границах определё нной территории:

- духовная жизнь (взгляды, помыслы, идеалы);

- особенности культуры, быта, истории коренных жителей края;

- деятельность многих поколений жителей села, района, края, социально-экономические и политические отношения;

- судьбы конкретных людей, история семей.

История края, местные события и явления изучаются в единстве трё х временных измерений: прошлое – настоящее – будущее. Так, изучая историю села, важно познакомить учащихся с его современным состоянием, а также перспективами обновления и развития. Подобный подход учит ребят более глубоко осмысливать последовательность событий, выявлять причинно-следственные связи, содействовать формированию исторического мышления.

Формы и методы краеведческой работы.

Составляющей системы школьного краеведения являются организационные формы обучения. К ним относятся:

-изучение материалов краеведения на уроках основного курса отечественной истории. Здесь следует понимать, что региональный материал используется как часть урока по истории России или как самостоятельный урок по истории края в рамках учебного плана.

-кружковая работа, которая проводится за счет часов школьного компонента. На них занимаются учащиеся, проявляющие глубокий интерес к истории края. Основной задачей кружка по краеведению является развитие интереса к родному краю, его истории и исторической науке, с целью углубления знаний и развития способностей учащихся. Кружки по краеведению сочетают в себе многие формы, приемы и методы как внеклассной, так и урочной работы с детьми : здесь и семинары, и практикумы в музеях и архивах, конференции, экскурсии. В процессе кружковой работы ребята могут научиться правильно писать рефераты, проводить различные исследования, анкеты, опросы, работать с научной, научно-популярной литературой и источниками, а также получают опыт публичных выступлений.

Они могут быть массовыми, групповыми, индивидуальными. Поэтому мероприятия, основанные на сведениях по местной истории и проходящие во внеурочное время, можно разделить на три группы:

1) мероприятия, на которых участники выступают в роли потребителей информации (классные часы, экскурсии, встречи с представителями администрации и другими интересными людьми);

2) мероприятия, продолжающие ученическую деятельность, начатую на уроке (игры, праздники, выставки творческих работ);

3) мероприятия, которые позволяют применить знания и умения, полученные ребятами в учебном курсе (работа краеведческого кружка, защита рефератов, научно-исследовательская работа, поисковые экспедиции).

Пути и методы изучения родного края разнообразны. Их выбор зависит, прежде всего, от возраста школьников, от уровня их подготовки, от целей занятия, от задач проводимой работы.

Экскурсии, являются продолжением изучения материала. Полученные сведения конкретизируют учебный материал, делают предметным.

Экскурсии, целью которых является углубление, закрепление и обобщение общеисторического материала на базе вещественных и письменных исторических памятников.

Историко-производственные экскурсии, помогают правильной профориентации учащихся

Методы самостоятельной работы :

- опросы, анкетирование (не нуждается в специальной подготовке ребят, необходима лишь тщательная работа по продумыванию вопросов);

- интервьюирование (занимает гораздо больше времени для подготовки т. к. интервьюеру приходится менять вопросы с учетом текущих событий, обстоятельств интервью, атмосферы беседы и возраста опрашиваемого);

- коллективно творческие дела (главной целью является вовлечение большого количества учащихся в активную поисково-исследовательскую работу. В этом направлении нужно очень внимательно подходить к разработке тематики занятий. Необходимо учитывать возрастные особенности и уровень развития, степень подготовленности класса. Возможна дифференциация заданий. Готовясь к ктд, классы производят поиск, сбор, накопление материала, подвергают его анализу, систематизируют, обобщают, делают первичные выводы. Более подготовленные учащиеся пишут доклады, рефераты, а остальные — разрабатывают отдельные вопросы и выступают в качестве содокладчиков, оппонентов); - практические (лабораторные) занятия (учащиеся учатся приемам работы с местной литературой, периодической печатью, документами, вещественными памятниками, методам составления сложного плана, конспектов, рефератов); - составление летописи по истории школы, предприятия, села, города Игра - это тоже один из видов изучения краеведения. В увлекательной форме ребята осмысленнее узнают что-то новое, закрепляют ранее изученный материал и навыки работы с документами.

Многообразие форм и методов— все это делает краеведческую работу более живой и интересной, помогает увлечь детей в замечательный мир исследований и открытий, раскрывает их творческие способности, раскрепощает и оказывает воспитательное воздействие на учащихся.

Включение краеведческого компонента в программы учебных предметов

-изучение материалов краеведения на уроках основного курса Отечественной истории.

Систематически проводятся мероприятия краеведческого направления

Привлечение ярких эпизодов из истории родного края позволяет сделать многие события истории более близкими и понятными для учащихся. По ряду вопросов можно дать задание самостоятельно проработать материал в краеведческой литературе, выполнить творческое задание.

Внеклассная работа.

-работа с архивными документами, с периодической печатью;

-сбор газетных материалов о людях и событиях родного края, района, села;

-работа школьного музея;

-работа лекторской группы;

-летопись школьной жизни;

-встречи с участниками и очевидцами исторических событий;

-фотографирование участников событий, других знатных людей, а также зданий и иных исторических объектов;

-консультации научных сотрудников архивов, музеев, работников библиотек и внешкольных учреждений;

-беседы с местным населением;

-поиск предметов материальной и духовной культуры;

-использование материалов для написания рефератов, исследовательских работ.

Совет музея школы

Оформление новых стендов.

Проведение экскурсий по различным экспозициям.

Познавательная краеведческая работа имеет три уровня.

1 уровень. Получение готовых знаний

- со слов учителя, из учебных пособий и СМИ; - встречи с ветеранами; - экскурсии.

2 уровень. Самостоятельное приобретение знаний

3 уровень. Участие в научно-исследовательской деятельности.

Учащиеся принимают участие в подготовке и проведении многих мероприятий разных уровней.

Участие учащихся и учителей ОУ в мероприятиях краеведческого направления районного и краевого уровней.

№ Мероприятие Участники Результат

Проведены масштабные долгосрочные проекты

-воспитание уважения к памяти защитников нашей Родины в годы Великой Отечественной войны;

- расширить знания по историческому краеведению о Героях Советского Союза Краснохолмского района;

-развивать умения поисковой деятельности, обработки и представления материалов, полученных в результате проведения акции; формировать умения работать в коллективе, в творческой группе;

-развивать чувство патриотизма, чувство долга перед памятью героев – защитников нашей Родины у подрастающего поколения.

19 февраля 2018 года все обучающиеся школы принимали участие в торжественной линейке, посвященной 20-летию присвоения школе имя воина-интернационалиста Сергея Забавина.

Целью проекта по духовно-нравственному воспитанию- сохранение духовно-нравственного здоровья детей. В реализации этой цели были поставлены следующие задачи:

1. Воспитывать уважение к нравственным формам христианской морали, учить различать добро и зло, любить добро, творить добро.

2. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

Основные принципы исследовательского проекта:

1. Принципы духовно-нравственного воспитания (гуманистическая направленность воспитания, природосообразность, культуросообразность, светский характер образования и законность).

Участие в конкурсах

- на лучшее исполнение песни о городе Красный Холм;

- лучшее стихотворение собственного сочинения о родном крае;

- лучшее исполнение стихов краснохолмских поэтов;

2. Конкурс МБОУДО «Краснохолмский районный Дом детского

ставшем впоследствии г. Красный Холм 2017 г. -1 место

ГБОУ ДПО ТИУУ Видеоконференция экскурсоводами в онлайн режиме о Сергее Забавине, чье имя присвоено нашей школе.

3. Центр русского языка и русской культуры ТвГУ

МАОУ СОШ № 5 им. Л. Н. Гумилева г. Бежецка Тверской области

5. Областная краеведческая викторина, посвященная 75-летию освобождения г. Калинина от немецко-фашистских захватчиков 20.11.2016. Пр. № 49 от 04.11.2016.

3. Районные конференции исследовательских работ обучающихся

- работа по теме "Родники- святые источники Краснохолмского района"-участие;

Наша школа презентовала выступление об известном географе, исследователе Антарктиды Русине.

14 мая 2018 г. обучающиеся нашей школы посетили новую интересную выставку периодических изданий, посвященных изучению Тверского края.

Взаимодействие с районным музеем

25 января 2018 г. в краеведческом музее для учащихся 7-а класса сош №2 им. Сергея Забавина прошел урок мужества "Незатихающая боль блокады". Его совместно подготовили и провели работники музея, дома детского творчества и центральной библиотеки, рассказав ребятам о мужестве жителей города - героя.

2 октября, Всемирный день архитектуры, отмечается ежегодно в первый понедельник октября. Поздравляем архитекторов и ценителей архитектурных шедевров. По городу организованы экскурсии на которых обучающиеся знакомились с архитектурными зданиями и памятниками города.

Г. Тверь. Путевой императорский дворец

д. Утехово Экскурсия на могилу летчиков, погибших в годы Великой Отечественной войны.

д. Пруды на родину знаменитого художника П. П. Чистякова. Приведение в порядок памятника, знакомство и беседа с жителями деревни.

Традиционными стали участия на межрегиональной Антониевской ярмарке. Весной и осенью дети с удовольствием выставляют поделки декоративно-прикладного искусства и в концертных программах.

Наличие программно-методических материалов:

Васильева В. В., учитель географии, МБОУ сош № 2 им. С. Забавина

-экскурсия на пищекомбинат;

-уборка территории сквера и парка Победы;

-посадка сосен на территории больницы;

1. В. Н. Суслов. Моя семья. Мой народ. Моё Отечество. Легион, 2011

2. Судьбы без Родины не вижу…История района. Б. Петропавловский 2015

3. Т. К. Щеглова. Устная история и краеведческая работа. Преподавание истории в школе, №5, 1998г. : Школа- Пресс, 1998

4. Краеведение в школьном историческом образовании. Преподавание истории и обществознания в школе, №10, 2004: школьная пресса, 2004

5. Материалы школьного музея

Формирование навыков самообслуживания в процессе коррекционно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ (из опыта работы) В настоящее время возрос интерес к проблеме оказания коррекционно-развивающей помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Так как.

Система работы учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности по программе Нищевой Н. В Выступление на методическом объединении в МБДОУ детский сад № 19 «Система работы учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности.

План образовательно-воспитательной работы на октябрь Октябрь Утренняя гимнастика 1. Ходьба и бег вокруг кубиков. Построение вокруг кубиков, затем по сигналу воспитателя ходьба и бег вокруг.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья подготовлена на краеведческую конференцию. В статье показаны формы и методы краеведческой работы в школе.

Направление: историко-патриотическое краеведение

КРАЕВЕДЕНИЕ КАК ОСНОВА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

МБОУ Моисеево-Алабушской сош

Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач современной школы, это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами. Патриотизм олицетворяет неразрывность с его историей, культурой, достижениями, потребность в достойном, самоотверженном служении Родине. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к своей малой Родине. Патриотическое воспитание в современных условиях - это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. [1, с.115-120]

Патриотизм…Любовь к своей Родине… Патриотизм начинается с любви и уважения к тому, что завещано отцами, дедами. Очень важно, чтобы у учащихся постепенно формировалось понимание того, что они сами являются частицей бытия многих и многих поколений людей, продолжателями традиций своих земляков, своего народа, непосредственными участниками современной жизни, что они несут моральную ответственность за будущее своей малой и большой Родины. Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания обучающихся. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения дополнительного образования детей, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения. [2, с.4-7]

Одним из важнейших средств, связывающих обучение и воспитание с жизнью, является краеведение. Краеведение — это всестороннее изучения какой-либо территории, проводимое на научной основе. Оно позволяет воспитывать патриота и гражданина на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и малой родины. Целью краеведческой работы является научить ребят любить, уважать свой народ, землю, край, Родину. Ведь краеведение обращает к прошлому, чтобы школьники, зная свои корни, могли создать достойное будущее. [3, с.23-31]

Углубленное знакомство ребят с историей родного края, деятельностью замечательных людей оказывает непосредственное воздействие на формирование их жизненных идеалов, помогает им найти образец для подражания. Прикосновение к подвигу усиливает чувство любви к своему народу, вызывает искренние, глубокие переживания, оставляет след на всю жизнь, а приобретенные знания, возможно, окажутся полезными и нужными в будущем.

Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. Содержание при этом будет различным, так как выбор информации и методов зависит от возрастных и познавательных особенностей учащихся. Краеведческое образование способствует духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве, а также социальной адаптации.

Интерес к краеведческой работе проявляют и ученики, и учителя и выпускники, давно покинувшие стены школы. Я считаю, что воспитание любви к Родине и формирование достойного гражданина должны стать основными составляющими в учебно-воспитательной работе школы. Здесь очевидны огромные возможности краеведческой деятельности, которая позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и малой родины.

Краеведческая работа помогает школьникам устанавливать многообразные связи с местным населением, стимулирует их участие в общественно полезной деятельности. На местном материале раскрывается участие земляков в важнейших исторических событиях, в укреплении его могущества, что способствует патриотическому воспитанию молодежи.
Ученики погружаются в атмосферу действительности, они становятся очевидцами тех событий сквозь призму времени. Благодаря этому историческое прошлое как бы приближается к сознанию учащихся, становится для них реальной действительностью. Учебные краеведческие занятия, что очень важно в образовательном и воспитательном плане, часто связаны с общественно полезной деятельностью учащихся. Это ученические изыскания, представляющие научный интерес (поиск, сбор, изучение, публикации материалов краеведения), участие школьников в различных делах, проектах: охране и восстановлении памятников истории, культуры и природы, культурно-просветительной работе, возрождение народных традиций, помощь ветеранам войны и труда. Ученики не только самостоятельно изучают особенности краеведения с помощью специально организованных наблюдений, зарисовок, сравнений, проведения практических работ, высказывая собственные гипотезы, но и как бы проживают явления природы и культуры, пропуская их через собственное творчество.
Учащиеся испытывают интерес к тем событиям, которые близки им, с которыми их связывают близкие родные люди. История края, местные события изучаются в единстве трех временных измерений: прошлое, настоящее и будущее. Так изучая со школьниками историю села, важно познакомить их не только с прошлым, но и современным состоянием села, предположить перспективы развития.

История возникновения нашего села вызывает у учащихся неизменный интерес. События становятся более яркими и запоминающимися, когда в них участвуют конкретные люди, особенно, если это родственники или знакомые. Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. Содержание при этом будет различным, так как выбор информации и методов зависит от возрастных и познавательных особенностей учащихся.

Изучение родного края способствует формированию познавательного интереса. Ведь местный материал доступен для ребенка, а значит, каждый может сделать свое собственное открытие или узнать что-то новое, т. е. почувствовать себя причастным к творению истории. Краеведение воспитывает творческую инициативу учащихся, их самостоятельность в выполнении различных заданий.

Изучение краеведения помогает развивать умение самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений, о перспективах трудоустройства.

Ребятам нужно объяснить, что именно они ответственны за те материалы, которые будут изучать следующее поколение. Поэтому, собирая информацию, они должны подходить к современной истории критически высказывать различные точки зрения, показывать разные стороны проблемы, т. е быть исследователями и нести ответственность за научность и правильность информации. [6, с.123-124]

В настоящее время в нашей школе сложилась система краеведческой работы.

При организации краеведческой работы с детьми используются разные формы и методы работы. Существует три направления работы с учениками.

Учебное. Это организация и проведение краеведческих уроков. Проведение уроков осуществляется в 5—9 классах. Также в предметной области географии и истории блочно вводится местный краеведческий материал.

Результатом серьезной краеведческой работы является школьный музей.

Особая роль в воспитании патриотизма отводится школьным музеям.

Музей - это не только достояние школы, это достояние всех. Школьный музей - историческое прошлое нашего села. Основан он в мае 2005 года под моим руководством. В нём собран богатый материал по истории села, по истории школы, по знаменитым выпускникам, по истории села в годы Великой Отечественной войны. Сейчас музей расширяется: пополняется новыми экспонатами, исследовательскими работами, фотоальбомами, фотографиями.

Все это располагается на стендах, выставках, многочисленных фотографиях, отражается в сочинениях и исследовательских работах учащихся.

Изучение родного края дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской работе, выявить более одаренных детей для создания своих собственных исследовательских работ.

Посетители музея: жители села, выпускники и гости школы с большой благодарностью отзываются о работе музея. Первоклассники, только поступающие в школу, приходят в музей, чтобы в первый раз услышать о том, как интересна история нашего села и школы. Выпускники, прощаясь со школой, приходят сюда, чтобы принести какой-нибудь экспонат на память о себе.

В музее разработана система мероприятий, направленных на патриотическое воспитание детей через экскурсии, беседы. Лекции, уроки мужества, часы памяти, встречи со знаменитыми людьми, которые учат формировать активную жизненную и гражданскую позицию, приобретать опыт гражданских действий, развивать умения и навыки конструктивно – критического мышления, самостоятельности, воспитывать уважение к народным традициям и культуре других народов. [7, с.40-41]

Главный критерий работы музея — это проведение экскурсий. При этом поддерживается высокий теоретический и методический уровень, комплексный подход, актуальность и занимательность, учет возраста, интересов и знаний участников, опора на экспозицию, материалы и актив музея. [5, с.95-96]

Я пришла к выводу, что изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. Содержание при этом будет различным, так как выбор информации и методов зависит от возрастных и познавательных особенностей учащихся.
Результаты патриотического воспитания покажет жизнь, но первые выводы можно сделать уже сегодня. Это интерес детей к краеведению, к изучению истории родного края. Для занятий краеведением не нужно больших затрат, не нужно длительных поездок и дорогостоящего оборудования. Достаточно, внимательнее присмотреться к людям, живущим вокруг тебя, покопаться в подшивках старых газет, совершить небольшую пешую экспедицию по родному краю. И тогда малая родина откроет тебе массу своих тайн, массу таких факторов, которые вызовут любовь и уважение к родной земле, гордость за ее историю и культуру. И тогда станет ясно, что без твоей малой родины история России была бы не полной, что вся великая держава состоит из множества таких маленьких неповторимых уголков. Тогда изменится само отношение к своей деревне, возникнет необходимость бережного обращения с ней, как с уникальным местом, без которого Россия была бы, несомненно, беднее.
Таким образом, краеведческая работа реализуется через внеклассную и внешкольную деятельность мероприятий, через школьный музей как центр патриотического воспитания, посредством участия в Интернет- проектах, научно-практических конференциях, конкурсах.

Читайте также: