Лиханов мужская школа краткое содержание

Обновлено: 04.07.2024

В самом начале войны, когда я поступил в первый класс начальной русской школы, обучение там велось смешанное: мальчики и девочки учились вместе. В это же самое время по указу Сталина были образованы мужские и женские школы, где дети воспитывались раздельно. Такая двухсистемность, я думаю, не по одному мне ударила. Но по мне - уж точно. Итак, я проучился первых четыре года вместе с девочками. И учительница у нас была совершенно замечательная. Её звали Аполлинария Николаевна Тепляшина. Ей уже тогда было очень много лет. Она начинала работать в нашей школе ещё до революции. Тогда школа называлась церковно-приходской и принадлежала церкви.

После революции школа стала государственной, пришлось, наверное, и нашей учительнице меняться самой и менять если не взгляды, то учебные программы. Но главное все-таки изменить она не могла, да и не хотела: своё отношение к детям. Дело в том, что очень многие учителя в России, следуя народническим заветам, служили детям идейно, и среди этих идей была идея самоотречения: свою семью и своих детей иметь не следовало, чтобы полностью раствориться в учениках.

Вот такой учительницей была и наша Аполлинария Николаевна. Она преподавала все предметы: литературу и арифметику, географию и чистописание. Но главное, она научила нас - добросердечию, уважению к другим людям, таким же, как ты, любви к книге, а ещё - чистоте. Грязная жизнь за окном - жизнь военной поры с голодом и спекуляцией, жестокостью и грубыми нравами - каким-то образом не проникала за стены нашей небольшой школы.

Любое обращение за защитой к взрослым - маме или учительнице оказывалось чудовищным грехом перед правдой толпы, а отец был на фронте.

Получалось, что, с точки зрения этих требований, я испытывал явную языковую недостаточность, языковую депривацию. Однако с точки зрения иных, далеких от моих друзей, но цивилизованных норм, - отсутствие ограничения, в том числе и языкового, неумение обходиться без нецензурных выражений - тоже своего рода психическая депривация (в данном случае точнее говорить о социальной депривации. Прим. ред.), и ею страдали на сей раз мои шальные оппоненты.

Жизнь заставила меня, вопреки уже сознаваемым культурным нормам, освоить до совершенства лексику уличной шпаны, и правда жизни состоит в том, что хотя и не полностью, но частично она открыла мне вход в новое общество.

Не раз и не два в свои трудные двенадцать-тринадцать-четыр-надцать лет я вынужден был опуститься, чтобы подняться! Последовать за всеми, чтобы отстоять право на самого себя! А подняться было так нелегко.

А вот уж воспарение шло никак не коллективно, причём очень невидимо. Устрашившись к восьмому классу своей неопределённой будущности, многие мои сверстники втихомолку, без огласки, чуть угомонившись по части внешних проявлений мужских свобод, прагматично уселись за алгебру, геометрию, физику, выбрав, видимо, приличную для будущего мужчины профессию инженера-технаря, насели на эти дисциплины. А я, не очень любивший точные науки, да к тому же в последнее время привыкший не напрягаться, вынужден был догонять.

Альберт Анатольевич Лиханов (род. 1935 год) среди советских и российских писателей, с одной стороны известен, с другой – его имя не особо на слуху.

Трудное, но вместе с тем интересное детство автора с 5-ый по 10-ый классы в послевоенном городе, возможно это описывается Киров, в котором и вырос Альберт Анатольевич Лиханов. И прочитав тогда повесть буквально за пару вечеров я подумал – как и почему я не находил ее раньше, уж если она написана в 1983 году? От книги невозможно оторваться, а в финале испытываешь даже разочарование, что все так быстро кончилось. Но эту книгу никогда не рекомендовали для внеклассного чтения. Почему, ведь крамольного в ней не было? Ах, да поэтому и не рекомендовали – тема репрессий затронута чуть-чуть, вскользь. Основная тема - это учеба и взросление героя, больше чем о репрессиях затронута тема бандитизма (хотя на общем фоне немного)

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Альберт Лиханов Мужская школа

Мужская школа: краткое содержание, описание и аннотация

Альберт Лиханов: другие книги автора

Кто написал Мужская школа? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Альберт Лиханов: Мой генерал

Мой генерал

Альберт Лиханов: Мальчик, которому не больно

Мальчик, которому не больно

Альберт Лиханов: Обман. Повести

Обман. Повести

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Альберт Лиханов: Высшая мера

Высшая мера

Альберт Лиханов: День твоего рождения

День твоего рождения

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

Альберт Лиханов: Слётки

Слётки

Альберт Лиханов: Крутые горы

Крутые горы

Альберт Лиханов: Последние холода

Последние холода

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Мужская школа — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Ну а возвращаясь с охоты, почти через полсуток после зловещего убийства красавца орла, отец, будто продолжая прерванный разговор, так и сказал, начав с полу фразы:

— Да и вообще, сын, жизнь жестокая штука.

Я молчал, вслушиваясь в наши шаги. — Ты ведь мужчина, так что готовь себя к ней.

Мы отправились бродить по городу, и он был оживлён и бодр, начав с того, что поступил в местный пединститут, уже зачислен, слава богу, успел вернуться из Москвы и благополучно сдать экзамены.

А во ВГИК он не попал.

— Поеду на будущий год, — сказал он, но я ему не поверил: впереди целый год, а он уже поступил, зачем? Неужели хватит духу бросить то, что уже есть. Хотя…

Он совершенно не был угнетён, и это меня поразило.

Я слушал Юру, и чем бодрей он рассказывал, тем мне становилось тоскливее. Ведь если уж он не поступил, куда там мне. Обрывалась не то что ниточка, а целый шнур! Загородский спрашивал про журналистику, но в этом надо ещё разобраться, а снимать-то я умел! Кино, считал Юра, было ближе нам. А раз так размышлял он, я с ним, конечно же, соглашался. И что получается? Юра в пединституте, пусть это временно для него, и он через год будет поступать снова. Но я-то, я? Цепочка между нами, выходит, рвётся. Ведь если я не поступлю во ВГИК, зачем мне пединститут? Тоже на время? Полностью повторить Юрин путь?

И чем больше рассказывал мой надёжный Юра о своих приключениях, тем явственнее чувствовал я своё одиночество.

Милый, хороший, верный друг! Нам оказалось не по пути!

Юра совершал трижды свои попытки, в третий раз будучи отличником, молотовским стипендиатом, гордостью пединститута, он, никому не говоря, совершил последний заход, снова не выдержал творческий конкурс и только тогда отступился. Так что я не ошибался своим мальчишечьим чутьем в надёжности и упорстве старшего друга.

Пока же я слушал его, а прислушивался к себе: во мне раздавался треск. Что-то разрушалось во мне, какие-то важные постройки.

И надо было начинать сначала.

Изя смеялся, и я за ним, но у него не было моих проблем, он, кажется, с младенчества решил стать врачом и, как старший брат Миша, поступить в Военно-медицинскую академию. К моим сомнениям он относился снисходительно, считая, что просто-напросто я не могу понять сам себя.

— Интеллигентское самоедство! восклицал он. — Да у тебя уже столько публикаций!

Мужская школа

(задняя сторона обложки)

Альберт Анатольевич Лиханов известный писатель, автор многих книг для детей и юношества, общий тираж которых превышает 30 миллионов экземпляров.

Сочинения писателя более ста раз издавались за рубежом. Творчество А. Лиханова отмечено премией Ленинского комсомола, Государственной премией РСФСР, Большой литературной премией России, Российской премией имени А. С. Грина, премией имени А.И. Бунина и другими российскими наградами, а также многими международными премиями.

В 1987 году по инициативе писателя был создан Детский фонд и он возглавил его.

Сейчас А. Лиханов — председатель Российского детского фонда, президент Международной ассоциации детских фондов. Эти общественные организации помогают ребятишкам в беде, спасают их, защищают их права. Дети, их жизнь, взаимоотношения друг с другом, с родителями и взрослыми — главная тема творчества писателя.

Комментирование доступно лишь зарегестрированным пользователям.

Читайте также: