Легенда о вольном граде краткое содержание

Обновлено: 03.07.2024

Легенда о граде Китеже кратко описывает историю правления великого князя Георгия по другим историческим документам Юрия Всеволодовича, знаменитого храмостроителя времён Древней Руси. Этот суздальский князь был потомком Юрия Долгорукого и прославился тем, что построил множество церквей и храмов в честь Богоматери. Его славное правление закончилось вместе с нападением войск хана Батыя.

В легенде тесно переплетается история становления православия на Руси, описание жизни святого Георгия, печальная правда о разорении славянских земель татаро-монголами. Это удивительное сказание вдохновило многих литераторов, художников, композиторов на создание гениальных произведений.

Предание о граде Китеже начинается с описания генеалогии Юрия II, того самого знаменитого суздальского князя Георгия Всеволодовича. Его отцом был псковский князь Всеволод Мстиславович, приложивший множество усилий к распространению православной веры на Руси.

Юрий II продолжил дело отца, будучи молодым князем, он отправился из Пскова в Чернигов. Там он обратился к черниговскому князю Михаилу с просьбой дать письменное разрешение на постройку храмов и городов на территории Руси. Великий князь дал Юрию II грамоту, разрешающую это богоугодное дело, и пообещал, что его деяния зачтутся в день Второго Пришествия.

В летописи указывается дата этого знаменательного события – 6672 год от сотворения мира, то есть 1164 год от Рождества Христова. С этого момента князь Георгий Всеволодович стал ездить по городам Руси и строить церкви и храмы в честь Богоматери. За годы жизни он успел возвести Успенскую церковь в Новгороде, Успенскую церковь в Москве, храм Богоматери в Ростове Великом.

Во время выполнения своего христианского долга он встретился с Андреем Боголюбским. Найдя в нём своего единомышленника, он распорядился продолжать великое дело просвещения Руси. Андрей Боголюбский послушался повеления князя и уехал в Муром, строить там Успенскую церковь.

Находясь в Ростове Великом, князь Георгий Всеволодович нашёл мощи епископа Леонтия. Этот церковнослужитель был знаменит тем, что просвещал Ростовские земли. Найденные мощи святого убедили князя в правильности выбранного пути. Поэтому после встречи с Андреем Боголюбским он отправился в Ярославль. Там он воспользовался стругом для того, чтобы вплавь преодолеть часть своего пути.

Проплыв вниз по течению реки Волги, он пристал к берегу и выстроил новый город, который назвал Малый Китеж. Князь прибыл не один, кроме дружины с ним была и христианская реликвия – чудотворная Феодоровская икона Богоматери. Жители нового города не раз просили князя, чтобы он построил церковь и внёс чудотворную икону в город. Но произошло нечто невероятное – святой образ оставался недвижим на одном месте. Увидев в этом знак свыше, князь выстроил вокруг этого места монастырь.

Несмотря на то что Малый Китеж был прекрасен, Георгий Всеволодович не остался в нём княжить, он отправился дальше. Переправившись через реку Керженец, великий князь увидел дивное по красоте озеро Светлояр. Восхитившись красотами природы, он заложил у берегов озера новый город – Большой Китеж.

В летописи о граде Китеже говорится, что постройка города заняла всего три года и закончилась в 6676 году от сотворения мира (в 1167 году от Рождества Христова). При этом размеры города были небывалыми по тем временам. На территории Большого Китежа находилось три церкви: Успенская церковь, Благовещенская церковь и церковь во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

Огласив свои пожелания, великий князь собирался домой, в город Псков. Жители Малого Китежа оказали ему должные почести, а Георгий Всеволодович помолился Богу и отправился в путь. Прибыв в Псков, князь стал вести жизнь образцового христианина – соблюдал пост, молился, раздавал нищим милостыню.

Но к концу жизни великого князя пришла беда на русские земли. В 6747 году от сотворения мира (1239 от Рождества Христова) на Русь напало татаро-монгольское войско под предводительством хана Батыя. Князь Георгий Всеволодович с сыновьями пытался дать ему отпор под Псковом, но был разбит. Тогда знаменитому храмостроителю пришлось бежать в Малый Китеж.

Из Малого Китежа Георгий Всеволодович вместе с войском тайно бежал в Большой Китеж. Там он мог подготовить оборону, ведь дорога до города пролегала через дремучий лес и была неизвестна врагам.

Тогда Батый захватил малый Китеж и начал пытать его жителей, пытаясь узнать дорогу до стольного града. Все жители несмотря на мучения хранили молчание, и только один из них не выдержал мук. Испугавшись пыток, изменник повёл врагов к столице тайной тропой. В сказании о граде Китеже указано и имя предателя – Гришка Кутерьма. Войска хана шли тайной тропой, высекая мечами просеку в лесу. С тех пор эта дорога носит название Батыевой тропы. Местные жители показывают её паломникам, прибывшим к озеру Светлояр.

Богатыри тоже не смогли сдержать наступление вражеского войска. Князь Георгий Всеволодович вышел с остатками войска навстречу противнику и погиб в бою. Тогда жители города вышли на крепостные стены с иконами и стали молить Господа о спасении.

На глазах изумлённых татар произошло чудо. Большой Китеж укрылся под водами озера Светлояр вместе со всеми жителями. По преданию, он выйдет из воды в день Второго Пришествия.

А сейчас увидеть город может только чистый душой человек. Поэтому искренне верующие христиане возле Светлояра слышат перезвон его колоколов, и видят отблески солнца на маковках его церквей. Есть и другая версия легенды, согласно которой город скрылся не в озере, а под землёй. Он стоит там и сейчас, скрытый от людских глаз.

Сказание не заканчивается на описании чуда, в нём также говорится о событиях, которые произошли после. Летописец рассказывает, как похоронили мощи Георгия Всеволодовича и о том, как разорили русскую землю татары.

В конце летописи в четвёртой её части, идут рассуждения о духовной чистоте, позволяющей увидеть Большой Китеж, и греховных соблазнах, препятствующих этому. Заканчивается сказание восславлением Бога, святых и Богородицы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этом рассказе говорится о вольном граде где люди живут в мире. Где народ желает друг другу только добра!

Количество присутствующих: 14

Класс: 5 класс

Количество отсутствующих: 0

Раздел: Каникулы и отдых

Языковые цели: Ключевые слова и фразы: град, почести, молва, мастеровой, злые языки, недруги, краше, ощетинились, не отопрём, купола. Полезные фразы для диалога: с какими персонажами встретились дети? О чем идет речь в сказке? О чём спросили богатыри Петьку с Дашей? Письменные подсказки: Царство теней, хрустальный ключ, буря, жили мы в граде, добрые советы. Цели урока: Ожидаемые результаты: Все ученики класса примут участие в диалоге и анализе текста по теме урока; Ч6 – анализировать содержание произведения фольклора - сказки, определяя тему и основную идею Большинство учащихся смогут находить и использовать информацию из различных источников для своей практики; Ч3 – формировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них Некоторые учащиеся смогут составить словосочетание, предложение по элементам текста. П1 – создавать тексты (письмо, дневник, сказка, стихотворение), используя элементы разговорного и художественного стилей

Языковые цели:

Ключевые слова и фразы: град, почести, молва, мастеровой, злые языки, недруги, краше, ощетинились, не отопрём, купола.

Полезные фразы для диалога: с какими персонажами встретились дети? О чем идет речь в сказке? О чём спросили богатыри Петьку с Дашей?

Письменные подсказки: Царство теней, хрустальный ключ, буря, жили мы в граде, добрые советы.

Ожидаемые результаты:

Все ученики класса примут участие в диалоге и анализе текста по теме урока;

Ч6 – анализировать содержание произведения фольклора - сказки, определяя тему и основную идею

Большинство учащихся смогут находить и использовать информацию из различных источников для своей практики;

Ч3 – формировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них

Некоторые учащиеся смогут составить словосочетание, предложение по элементам текста.

П1 – создавать тексты (письмо, дневник, сказка, стихотворение), используя элементы разговорного и художественного стилей

Начало урока

Середина урока

I. Приветсвие

Класс делится на четыре группы, собирая пазлы. (картинка городов)

3.Стадиия вызова

Путём наводящих вопросов учащиеся раскрывают тему и определяют тему урока.

Как выдумаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? (легенда о вольном граде)

Освоение изученного материала.

(Г) Работа в группах .

Деление на группы

1. Почему люди жили счастливо в этом городе?

2. Что любили люди этого города?

2. Как встречал гостей народ?

3. Какое чувство стало съедать людские сердца?

4. Кого послали жители города в неприятельский стан?

4. Как поступили с послами враги?

5. Что делали жители города весь оставшийся день и всю ночь?

5. Что поняли жители города?

Литературный диктант.

2. Вольный град – это .

3. Главные герои легенды – .

4. Ключевые слова легенды : .

Составление синквейна к слову легенда , царство

Доброта- отзывчивость, душевное расположение к людям .

Имя существительное

Конец урока

(И) Укажите верные(В) или неверные (Н) ответы.

1) Царство теней – это подземное царство.

4) Возле берега ребят и ратников поджидала ладья.

5) Вольный град поднялся в небо с бурей.

Как проходило занятие?

Что было удачно?

Что было неудачно?

Что Вы хотите изменить?

В какой поддержке Вы нуждаетесь?

Критерии оценивании

- Как ты себя чувствовал на уроке?

- Все ли слова понятны на русском языке?

- Что нужно сделать мне, чтобы ты чувствовал себя уверенно на уроке?

-Чью поддержку ты чувствовал на уроке?

Дифференциация

Коллективная работа – ученики активны, сплочены и действенны.

Групповая работа - дети будут поддерживать друг друга.

Индивидуальная работа – каждый ученик сможет увидеть себя каковы его знания

Учащимся можно предложить тексты для чтения разного уровня сложности.

Учащимся, допускающим отклонения от каллиграфических норм, можно предложить дополнительный рабочий лист.

Учащимся, которые работают в высоком темпе, можно предложить дополнительные задания.

Домашнее задание.

Рефлексия по микропреподаванию Микропреподавание по обновленной программе помогло мне научиться составлять краткосрочный план, подбирать соответствующие задания, использовать активные стратегии обучения, графические органайзеры. Учащиеся во время урока становятся более самостоятельны и активны, благодаря дифференцированным подходам обучения. С помощью применения стратегий и заданий на уроке я смогла полностью ревлизовать все свои запланированные цели, которые дали успешный ожидаемый результат обучения.

Рефлексия по микропреподаванию

Микропреподавание по обновленной программе помогло мне научиться составлять краткосрочный план, подбирать соответствующие задания, использовать активные стратегии обучения, графические органайзеры.

Учащиеся во время урока становятся более самостоятельны и активны, благодаря дифференцированным подходам обучения.

С помощью применения стратегий и заданий на уроке я смогла полностью ревлизовать все свои запланированные цели, которые дали успешный ожидаемый результат обучения.

ЧАСТЬ 1. ДОЛИНА МИРАЖЕЙ

ГЛАВА 1. ВЕДЬМИНО БОЛОТО

— Бабуль, а правда, что на Bедьмином болоте по ночам ведьмы танцуют?

На краю деревни возле опушки леса стоял маленький домик. На веранде уютно горела лампа с оранжевым абажуром. На диване, покрытым лоскутным одеялом, сидела бабушка и вязала свитер для шестилетней Даши. Даша примостилась рядышком и, затаив дыхание, ждала ответа. Вместо бабушки ответил Петька, Дашин брат. В свои двенадцать лет он давно не верил ни в ведьм, ни в прочую нечисть, и не упускал случая подтрунить над сестрой.

— Вечно ты со своими глупостями. Интересно же узнать, как они танцуют.

— Ведьм уж давным-давно нет. Одно название осталось, — сказала бабушка, не поднимая глаз от вязания.

— А давным-давно были? Бабуль, ну расскажи, пожалуйста, — попросила Даша.

Тихий летний вечер повис над землей. За окном темной стеной стоял лес. На веранде было светло и уютно. Возле лампы весело толкалась мошкара, бабушкины спицы тихонько позвякивали. Даша, поджав ноги, уселась поудобнее. Петька, занятый склеиванием модели яхты, тоже прислушался. Хотя сказок он давно не читал и говорил, что они его не интересуют, бабушку послушать любил. Бабушка перевернула вязание, поправила клубок и начала рассказ.

«Раньше, говаривают, тут не болото было, а озерцо, хоть и небольшое, да глубокое и чистое. Звали его Хрустальный ключ, потому как питал его подземный источник. Вода в озере была холодная, чистая, да не простая, а целебная. Стали к озеру люди ходить, а потом и деревенька отстроилась. Прижились люди. Однажды невесть откуда пришла в деревеньку молодка, да такая красивая, да статная, что кто ее ни видел, все диву давались. Глаза у ней были необыкновенные, темные словно омуты, в которых тайна была скрыта страшная. Иной раз так молодица глянет, словно молнией полохнет. Посмотрит, как приворожит. Кто в глаза ее заглянет, обо всем на свете забудет, за ней пойдет и все, что она не прикажет делать станет. Поселилась она в заброшенной развалюхе на краю деревни. Все парни деревенские к ней сватались, а она одно — отказ. А вскоре у мужика, чье хозяйство в деревне самым исправным было, жена померла. И не болела вроде, а сгорела в неделю. Овдовел мужик. Сам еще молодой да крепкий, и с тремя ребятишками остался. Пришла к нему молодка и говорит:

— Как же ты один с тремя малыми управишься? Тебе хозяйка нужна.

— Где ж мне хозяйку хорошую найти? Уж не ты ли ею будешь? — спросил мужик.

— А хоть и я, — ответила молодка.

Подивились в деревне. Всем парням отказала, а за вдового сама пошла, троих детей себе в обузу взяла. Только приказала молодка мужу подкову, что над порогом на счастье прибита была, убрать. Боюсь, говорит, на нее заглядеться, да споткнуться ненароком. Подивился мужик: никто на подкову доселе не заглядывался, эка невидаль, но у каждого свои причуды. Подкову оторвал да выбросил, и лишь тогда молодка порог дома его переступила.

Стали они жить-поживать. Мужик на красавицу жену не налюбуется,

да тут случилась беда. Пропал у него старшенький сынишка. Всей деревней искали, весь лес исходили, да так ни с чем и вернулись. Порешили, что его цыгане украли, потому как в лесу безродного старика нашли. Никто старого не знал, ничего о нем не ведал, — видно пришлый. Знать те, что с ним были, мальчонку-то и увели, а старик так тут и помер. Подивился народ, что старика, не схоронив, бросили, да что возьмешь с тех, кто детей ворует?

Погоревал мужик, да молодка его, как могла, утешила. Год прошел, пропадает у мужика средненький. Всем миром искали. Парнишки и следа нет. Да опять в лесу незнакомца нашли, старца, которого и в глаза никто никогда не видывал. По всему видно, из одной шайки с первым. Сильно мужик убивался, да ничего не поделаешь. Осталась в семье только одна девчоночка. Уж как ее мужик стерег, от себя ни на шаг не отпускал. Только не прошло и года, не уследил, и младшенькая пропала. Всю деревню на ноги поставили. Девочка как в воду канула. Зато теперь точно удостоверились: одна шайка промышляет, детей крадет, потому как неподалеку от деревни на берегу озера нашли старуху ссохшуюся. Никто из деревни старуху не знал, но что дело нечисто сразу поняли, потому как в руках старуха тряпичную куклу сжимала, с которой девочка никогда не расставалась. Совсем загоревал мужик, да только и сам после того недолго пожил. Вскорости его в лесу деревом задавило.

Осталась молодка одна. Красивая как и раньше. Время ей словно годков не прибавляет. И вдругорядь вышла она замуж за вдовца. У того двое детей было. Увела детей та же шайка, а потом мужика медведь задрал.

Так и повелось, кто вдовый оставался, за того молодка и шла, а вскорости и сама вдовой становилась. Побаиваться ее люди стали, сторониться. И пошли слухи, будто связана она с шайкой стариков, что детей воруют, а бывалые люди, больше того, говорили, что она ведьма. Да и как не говорить? Сколь времени не проходило, а она все свежа, да красива. Уж те, кто молодыми были, все состарились, а ей все нипочем. Мужики хоть на красоту ее необыкновенную и дивились, да старались подальше держаться, но не было от ее чар ни заговора, ни спасения.

Стал народ брать детей своих в охапку, да подаваться в иные края на житье. Начала деревня пустеть. Только старики, что на том месте прижились, и остались. Затосковала молодуха, даже вроде постарела немного, не так чтоб очень заметно, но морщинки кое-где появились, хотя красоты ее не испортили. Стала она все чаще в лесу пропадать. Не единожды возле сторожки лесника ее видели.

В ту пору умерла лесникова жена, и решил лесник на молодухе жениться. Как ни отговаривали его старики, что в деревне жить остались, как ни втолковывали, что на ведьме женится, а все ж он не отступился. Женился лесник на молодке, стала она мачехой его единственной дочурке. Первонаперво приказала она оторвать подкову железную, что над порогом прибита была. Не стал лесник перечить. Подкова — пустяк, главное — хорошая хозяйка в дом. Недели не прошло, подходит к нему дочка тайком, да слезно просит:

— Не уходи, тятя, в лес надолго, не оставляй меня с мачехой. Она мои годы забрать хочет.

— Что ты придумала? Как она годы твои забрать может? Каждому свои годы отпущены, — сказал лесник.

Однако запали ему душу слова ребенка. Притворился он будто на охоту с ночевкой собирается. Молодуха этому вроде даже обрадовалась. „С чего бы это?“ — подумал лесник. Хоть и не верил он в ведьм, а на всякий случай взял подкову, что от порога оторвал, привязал ее на веревку, да на шею себе надел. Худа от этого не будет, а ведь не даром говорят, что ведьмы железа боятся. Отошел он в лес подальше, сделал крюк, вернулся к дому, спрятался и ждет, что будет.

В полночь мачеха падчерицу подняла и к озеру повела. Девочка идет, а сама будто во сне. Привела ее мачеха к озеру, поставила на пенек, зелье какое-то попить дала, и давай вокруг пня кружить да приговаривать:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проверка домашнего задания.

II. Актуализация знаний

(К) Прочитайте названия произведений современной российской писательницы

(Деятельность учащихся) Прогнозирование учащимися темы урока.

Середина урока

III. Изучение нового материала

(К) Тамара Шамильевна Крюкова — автор книг для детей и юношества. Работает в разных жанрах и для читателей разного возраста. Писатель разноплановый. В её багаже есть фантастические и реалистические повести, повести-сказки, рассказы, сказки и стихи.

IV. Освоение изученного материала.

(Г) Работа в группах.

Деление на группы. Деление на группы по первой букве имени или фамилии (гласные – согласные, звонкие – глухие)

Задания для первой группы:

2. Упр. 543 Ответьте на вопросы.

1) Куда попали Петька с Дашей? Где находится это царство?

2) С кем они встретились? О чём спросили богатыри Петьку с Дашей?

3) Что ответили дети?

4) Что пообещали ребятам богатыри?

Задания для второй группы:

2. Упр. 545 Ответь на вопросы

Работа в группах.

1. Почему люди жили счастливо в этом городе?

2. Что любили люди этого города?

2. Как встречал гостей народ?

3. Какое чувство стало съедать людские сердца?

4. Кого послали жители города

в неприятельский стан?

4. Как поступили с послами враги?

5. Что делали жители города весь оставшийся день и всю ночь?

5. Что поняли жители города?

Физкультурная минутка

IV. Закрепление изученного материала.

Упр. 548 Рассмотрите иллюстрацию на странице 110. Какой эпизод изображён? Напишите, как одеты воины.

Упр. 549 Какие иллюстрации можно сделать к этой повести? Дайте словесное описание каждого рисунка

Литературный диктант.

2. Вольный град – это.

3. Главные герои легенды –.

4. Ключевые слова легенды:.

Составление синквейна к слову легенды.

Конец урока

(И) Укажите верные(В) или неверные (Н) ответы.

1) Царство теней – это подземное царство.

4) Возле берега ребят и ратников поджидала ладья.

5) Вольный град поднялся в небо с бурей.

Домашнее задание.

Рефлексия

Как проходило занятие?

Что было удачно?

Что было неудачно?

Что Вы хотите изменить?

В какой поддержке Вы нуждаетесь?

Раздел: Каникулы и отдых

Виды речевой деятельности на уроке:

Слушание, говорение, чтение, письмо, использование языковых единиц.

Класс: 5 "____" класс.

§ 90-92 Легенда о вольном граде

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу):

Виды речевой деятельности:

Подраздел (Навык):

Цели обучения:

С2 Понимание лексического значения слов

C5.1.2.1- понимать значение слов бытовой и духовно-нравственной тематики

С4 Определение основной мысли

C5.1.4.1- определять основную мысль текста на основе вопросов

Г4 Создание монологического высказывания

5.2.4.1- создавать высказывание (описание, повествование) на основе иллюстраций, комиксов

Г6 Оценивание устного высказывания

5.2.6.1- оценивать высказывание (монолог/диалог) с точки зрения соответствия предложенной теме/ситуации

Ч1 Понимание содержания текста

5.3.1.1- понимать общее содержание текста, определяя ключевые слова и словосочетания

Ч4 Владение разными видами чтения

5.3.4.1-владеть видами чтения (ознакомительное, комментированное), читать по ролям

П2 Синтез прослушанного, прочитанного и аудиовизуального материала

5.4.2.1- излагать основное содержание текста на основе прослушанного, прочитанного и/или аудиовизуального материала

П6 Соблюдение орфографических норм

5.4.6.1-правильно писать безударные падежные окончания

Использование языковых единиц

ИЯЕ2 Использование синтаксических конструкций

5.5.2.1 - использовать безличные конструкции, выражающие модальные значения и различные состояния человека

Обеспечить формирование интереса к изучению русского языка.

Критерии успеха

Учащиеся прогнозируют содержание урока на основе иллюстраций и эпиграфа; составляют кластер;

переводят ключевые слова урока с родного языка на русский и английский языки; восстанавливают предложения и диалог.

Привитие ценностей

Ценности, основанные на любви и уважение к родному языку; формировании толерантного отношения к изучаемому русскому и английскому языкам.

Межпредметные связи

Взаимосвязь с предметами: казахский язык, английский язык.

Навыки использования ИКТ

На данном уроке ИКТ не используется

Предварительные знания

Учащиеся имеют представление о слоге, слове, словосочетании и предложении. Умеют определять части речи.

Умеют определять порядковые и количественные числительные.

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Начало урока

I. Организационный момент.

Эмоциональный настрой.

Проверка домашнего задания.

II. Актуализация знаний

(К) Прочитайте названия произведений современной российской писательницы

(Деятельность учащихся) Прогнозирование учащимися темы урока.


Середина урока

III. Изучение нового материала

(К) Тамара Шамильевна Крюкова — автор книг для детей и юношества. Работает в разных жанрах и для читателей разного возраста. Писатель разноплановый. В её багаже есть фантастические и реалистические повести, повести-сказки, рассказы, сказки и стихи.

IV. Освоение изученного материала.

(Г) Работа в группах.

Деление на группы. Деление на группы по первой букве имени или фамилии (гласные – согласные, звонкие – глухие)

Задания для первой группы:

2. Упр. 543 Ответьте на вопросы.

1) Куда попали Петька с Дашей? Где находится это царство?

2) С кем они встретились? О чём спросили богатыри Петьку с Дашей?

3) Что ответили дети?

4) Что пообещали ребятам богатыри?

Задания для второй группы:

2. Упр. 545 Ответь на вопросы

Работа в группах.

1. Почему люди жили счастливо в этом городе?

2. Что любили люди этого города?

2. Как встречал гостей народ?

3. Какое чувство стало съедать людские сердца?

4. Кого послали жители города

в неприятельский стан?

4. Как поступили с послами враги?

5. Что делали жители города весь оставшийся день и всю ночь?

5. Что поняли жители города?

Физкультурная минутка

IV. Закрепление изученного материала.

Упр. 548 Рассмотрите иллюстрацию на странице 110. Какой эпизод изображён? Напишите, как одеты воины.

Упр. 549 Какие иллюстрации можно сделать к этой повести? Дайте словесное описание каждого рисунка

Читайте также: