Лавина нил стивенсон краткое содержание

Обновлено: 03.07.2024

За свои 24 года я прочитал не так много книг, и тем не менее какой-никакой багаж на моей трещащей по швам книжной полке имеется… Я привык к тому, что, чтобы книга меня заинтересовала, мне нужен либо мощный пролог, который сходу окунёт меня в бурю захватывающих событий, либо харизматичный герой, который чем-то должен меня зацепить и провести до тех самых захватывающих событий в последующих главах. Так вот Стивенсон в начале книги не дал мне ни того, ни другого. Он избрал иной путь.

Опоздай он хоть на секунду от выделенного ему срока, Протагонист мог вылететь с работы и навлечь на себя гнев мафиозного клана, владеющего пиццерией, ведь всего один проваленный заказ мог нанести непоправимый удар по репутации, а конкуренты этого только и ждут.

В своей книге Нил Стивенсон выдвинул весьма интересную гипотезу, касающуюся языка и религии, что всё это есть ничто иное как код. Он проводит аналогии с шумерской мифологией, чтобы читатель, а с ним и сам герой книги, понял с чем имеет дело. Не то чтобы эта гипотеза, претендовала на полный реализм, как-то раскрывала тебе глаза на окружающий мир. Но, тем не менее, концепция языка, которую излагает Стивенсон, заставляет тебя задуматься и поразмышлять после прочтения книги. А что как не это является знаком качества в литературе? И в конце концов от этого сюжет цепляет тебя ещё больше, и как следствие, ещё сильнее нравится и сам роман.

К примеру, есть в книге и Соединённые Штаты и Советский Союз, но никому до этих наименований никакого дела нет. Конечно, кое-какие государственные структуры никуда не исчезли, но они уже далеко не столь властны, каковыми были когда-то раньше, и базируются эти структуры в своих маленьких ограниченных зонах. Собственно этим они ничем не отличаются от прочих франшиз. Каждая франшиза обладает своей собственной закрытой территорией, внутри которой существуют собственные правила и законы, а чтобы свободно въезжать в ту или иную франшизу, необходимо иметь гражданство, выданное этой самой франшизой. Как вам такое общество будущего?

Мне вот как-то стыдно в этом признаваться, вроде как рассматриваем классику и всё такое, но… Мне не особенно зашёл конкретно сюжет этой книги. Мне удивило вступление, мне очень понравилась та часть, где Хиро изучал вирус, углублялся в шумерскую мифологию, где автор проводит аналогии между религией, вирусом и кодом… Однако действия, связанные с поисками и борьбой главных героев с главными антагонистами, мне не показались особенно интересными. Конечно, момент с пиратами-азиатами, которые собирались взять героя и его временных спутников в сексуальное рабство показался мне довольно забавным, но в остальном сторилайн как-то не очень воодушевлял.

После того, как я прочитал о той жести, которую главгад собирался обрушить на реальный мир, воздействуя на людей через виртуальную среду – я даже подумал, что книга эта ничем хорошим не закончится, в том смысле, что финал будет мощным, но отнюдь не хэппи-эндом. Но всё закончилось совсем не так. В то же время я ждал крутой схватки между Хиро и Вороном, которая должна была происходить параллельно в реальном мире и в киберпространстве – но и здесь, всё прошло где-то слишком быстро, где-то вовсе непонятно, Хиро в какой-то момент куда-то пропал, а Ворон схлестнулся с другим персонажем, который вообще всё это время был второстепенным, и именно их битва стала завершающей.

Мне не хватило развития отношений между героями. Изначально мне вообще показалось, что между Хиро и И.В. проскочит искра, завяжется любовная линия и понеслась. Но нет, как они были деловыми партнёрами в начале книги, таковыми они впоследствии и останутся, и даже, казалось бы, завязавшаяся между ними дружба как-то не особенно давала о себе знать. В конце концов я не почувствовал развития персонажей: Протагонист так и продолжил сохнуть по своей бывшей, оставаясь чсвшным киберсамураем, а И.В. так и осталась обычной легкомысленной школьницей. Второстепенные герои меня как-то вообще не зацепили. Разве что Виталий Чернобыль, своим врезающимся в память именем, но в истории он не играет практически никакой роли.


Шум вокруг Facebook поднялся такой, что Нилу Стивенсону пришлось делать отдельное заявление, что к этому воплощению Метавселенной он никакого отношения не имеет (хотя его творчество очевидно послужило одним из источников идей). Поэтому будет интересно вспомнить: а какой вообще была Метавселенная Стивенсона и другие его виртуальные миры? В тексте, конечно, содержатся спойлеры из книги — если о спойлерах вообще уместно говорить, когда речь идет о книге, увидевшей свет почти три десятилетия назад.

Итак, Метавселенная в представлении Стивенсона — это черная (как экран компьютера) сфера, которую огибает Стрит. По сути, от современного интернета Метавселенную отличает то, что она ограничена (но, в допущении Стивенсона, достаточно обширна, чтобы не успеть заполниться на момент действия книги). Здесь можно, получив предварительное разрешение, строить свои территории: частные дома, офисы корпораций, ночные клубы, парки. Здания-программы, которых не существует в реальности, но которые вполне можно использовать для реальных нужд. Всех, кто входит в Метавселенную, воплощают аватары. Они редко повторяют реальную внешность владельца, и в целом фантазию ограничивают исключительно два параметра. Это мощность компьютера владельца и рост аватара, который должен вписываться в определенные рамки. В остальном вы можете предстать в Метавселенной как искрящийся розовый жираф, и никого не удивите.

Хиро — хакер, и сам написал себе аватар, который снабдил двумя мечами, причем не просто декоративными, а спрограммированными, позволяющими владельцу взаимодействовать с кодом Метавселенной. А вот простым работягам или подросткам зачастую приходится покупать в ближайшем компьютерном магазине одну из готовых программ, у которых даже есть кодовые имена: Брэнди, Клинт. Или вообще пользоваться черно-белыми низкоскоростными аватарами с общественных терминалов. До искрящегося розового жирафа, в общем, тоже надо дорасти.


И, конечно, место, где хранится информация, а также где ее можно купить и продать. Так, главный герой занимается в том числе тем, что записывает обрывки разговоров звезд и бизнесменов, которые потом загружает в Библиотеку. Там другие люди смогут послушать их (чтобы узнать, какие акции покупать или какие туфли будут в моде в следующем сезоне), а Хиро получит отчисления. Можно сказать, что здесь Стивенсон впервые задался вопросами защиты личной информации в виртуальном пространстве (предвосхитив реальные истории со сливами личных фотографий или внутренних данных компаний).

Но это — детские шалости по сравнению с тем, что творят люди, которых прозвали горгульями. Профессиональные торговцы информацией проводят в Метавселенной большую часть своей жизни, сканируя эту реальность на всех возможных частотах. Такие профессиональные привычки делают горгулий очень специфическими собеседниками. Впрочем, говорить с другими людьми им приходится нечасто: горгулий опасаются и недолюбливают по понятным причинам. Кому понравится человек, начинающий знакомство со сканирования твоей сетчатки?

А еще есть гиперкарточки, огромные хранилища данных (вроде очень, очень вместительной флэшки). Когда аватары обмениваются ими в Метавселенной, информация передается с компьютера одного пользователя на другой. Кстати, именно на гиперкарточках распространяется та самая Лавина, в честь которой назван роман. Это и наркотик, и вирус, причем самый страшный из тех, что видела Метавселенная.


Кроме того, Метавселенная — не единственный аспект романа, который представляет интерес. Реальность будущего, описанная Стивенсоном, тоже содержит в себе много любопытных (и довольно злых) прогнозов. А, кроме этого, автор углубляется в историю, лингвистику и алгоритмы работы мозга (не исключая параллели между человеческим мозгом и компьютером), находя всем этим темам подходящее место на страницах своего романа.

Поразительно, но книга, которая четверть века назад воспринималась, как чистая фантастика (а точнее — посткиберпанк), сегодня выглядит провидческой. Конечно, она и сегодня не потеряла своей увлекательности и образного, ироничного стиля повествования. Но многие идеи, описанные в ней, либо уже давно сбылись, либо могут вот-вот сбыться.


Социальные сети

Технологии виртуальной реальности и аватары


В последние годы VR-шлема и игры, которые к ним идут, набирают все больше популярности. Приключениям в виртуальном мире даже посвятили отдельное направление фантастики — ЛитРПГ. И мечтания геймеров давно направлены на то, чтобы в игровой мир можно было погрузиться целиком.

С одной стороны, Метавселенная — не игровой мир, точнее, не столько игровой, сколько пространство для коммуникаций. Зато механизм погружения Стивенсон описал очень точно: человек надевает шлем и/или дополнительное оборудование, тем самым появляясь в Метавселенной. Однако если у вас дома (или там, где вы подключаетесь) есть посторонние звуки, их будут слышать другие пользователи Метавселенной, разговаривающие с вами. Если у вас слабый Интернет — помехи тоже дадут о себе знать.

Корпоративное будущее и нативная реклама


Робототехника


Google Earth

Snowcrash.jpg


Обложка американского издания

Содержание

Сюжет

Книга описывает недалёкое, но мрачное будущее, где страны управляются корпорациями, мафия контролирует доставку пиццы, и весь мир объединяет трёхмерная виртуальная реальность, Метавселенная. Хиро Протагонист в реальной жизни — не слишком удачливый разносчик пиццы, но в Метавселенной он — известный хакер и воин-самурай. Только ему под силу остановить распространение Лавины: наркотика, опасного и в реальности и в Метавселенной, и спасти мир от Инфокалипсиса.

Влияние на реальную виртуальность

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 31 декабря 2011.

Книга быстро завоевала популярность у поклонников киберпанка. Впервые виртуальная реальность была описана так детально и зримо. Метавселенная вдохновила создателей многих виртуальных миров. Среди них:

Примечания

  1. DWIGHT GARNERClick Here. The New York Times (May 23, 1999). Архивировано из первоисточника 17 апреля 2009.Проверено 27 марта 2012.

Ссылки

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 13 мая 2011.

  • Книги по алфавиту
  • Нил Стивенсон
  • Киберпанк
  • Романы-антиутопии
  • Романы 1992 года
  • Американские романы

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Лавина (роман)" в других словарях:

Ртуть (роман) — У этого термина существуют и другие значения, см. Ртуть (значения). Ртуть Quicksilver … Википедия

Мобильник (роман) — У этого термина существуют и другие значения, см. Мобильник. Мобильник Cell Автор: Стивен Кинг Жанр … Википедия

1992 год в литературе — Годы в литературе XX века. 1992 год в литературе. 1896 • 1897 • 1898 • 1899 • 1900 ← XIX век 1901 • 1902 • 1903 • 1904 • 1905 • 1906 • 1907 • 1908 • 1909 • 1910 1911 • 1912 • 1913 • 1914 • 1915 • 1916 • 1917 … Википедия

Стивенсон, Нил — Нил Таун Стивенсон Neal Town Stephenson … Википедия

Гибель тургруппы Дятлова — В таком виде спасатели нашли палатку группы. Фото спасателя Вадима Брусницына 26 или 28 февраля 1959 г. Слева поисковик Юрий Коптёлов Гибель тургруппы Дятлова событие, случившееся предположительно в ночь с 1 на 2 … Википедия

Грузинская Советская Социалистическая республика — (Сакартвелос Сабчота Социалистури Республика) Грузия (Сакартвело). I. Общие сведения Грузинская ССР образована 25 февраля 1921. С 12 марта 1922 по 5 декабря 1936 входила в состав Закавказской федерации (См. Закавказская… … Большая советская энциклопедия

Читайте также: