Школа готовила писцов и жрецов 5 класс краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

В Древнем Египте лишь малая часть населения умела читать и писать. Это ремесло было самым престижным и очень хорошо оплачивалось. Но кто и каким образом мог стать писцом, на которого опиралось государственное устройство?

Школы

Вероятно, грамотные родители учили своих детей основам письма. Однако чаще всего египтяне древности получали образование в школах, устройство которых в точности не известно.

Но все же письменные источники дают нам некоторое представление об этих учреждениях. В период Древнего царства существовала школа при дворе, обучавшая детей фараона и высших сановников.

Это учреждение часто сравнивают со скрипториями средневековых аббатств. Здесь получали образование храмовые писцы, жрецы и богословы, которые копировали древние манускрипты, чтобы защитить знания от естественных повреждений (изнашивания, неосторожного использования, насекомых), а также составляли новые тексты.

Методы преподавания

Школу посещали только мальчики. Самым маленьким ученикам было пять лет. Разумеется, в Древнем Египте были грамотные женщины, но им приходилось искать другие способы обучения. Школьники учились читать и писать иератическим письмом. Напомним, что иератическое письмо было очень распространено в Египте. Об изучении иероглифов нам известно намного меньше, возможно, к ним переходили, только овладев иератическим письмом. С VI века до н. э. иератическую письменность заменила демотическая. Отныне иератическое письмо использовали только в религиозных текстах и изучали после демотического, ставшего письмом для повседневных нужд.

Школьные принадлежности

Сумка ученика писца во многом напоминала сумку опытного мастера. В ней тоже была дощечка-палетка и каламы, но не было папируса. Разумеется, для обучения основам письма никто не расходовал папирус: этот материал был слишком дорог для простых черновиков. Упражняясь, ученик писца использовал остраконы (осколки известняка или глиняные черепки) или же школьные таблички для письма, на которые натягивался покрытый гипсом холст с отполированной поверхностью. После того как он был заполнен и исправлен, поверх него натягивался следующий холст с гипсом, и получалась новая чистая страница для письма. В Нижнем царстве, по-видимому, использовали только деревянные дощечки. При необходимости с них легко смывались все надписи.

Древнеегипетской цивилизации по мере ее развития требовалось все больше и больше образованных чиновников, писцов, жрецов. Поэтому образованию уделялось много внимания. Основным девизом школы в Древнем Египте был девиз: "Ухо мальчика на его спине". Как Вы думаете что он означал?

Нетрудно догадаться, что этот девиз показывает, что телесные наказания широко применялись для воспитания прилежания, усидчивости, памяти. Поподробнее о самой системе. Археологи обнаружили достаточно много папирусных свитков со следами исправлений и поправок - это школьные свитки. Также было найдено несколько папирусов с наставлениями ученикам. По ним можно судить о тои как обстояло дело с обучением детей.

Школы в Египте организовывались при главных государственных учреждениях и при храмах. Учиться дети, только мальчики, начинали с пятилетнего возраста и учились в течение 12 лет.

В начале шло обучение чтению и письму. Сначала читать, а затем грамотно и красиво писать. Освоение чтения и письма требовало немало времени так как египетское письмо включало в себя около 700 знаков. При этом надо было выучить два способа письма: иероглифический - для торжественных надписей, и упрощенный - для разного рода писем и документов.

Писать учили способом переписывания текстов. При переписывании особое внимание обращали на хороший почерк. Писать сразу на папирусе ученику не позволялось. В школах упражнялись на дощечках из дерева, разных глиняных обломках или камнях.

Как только ученик начинал грамотно и красиво писать ему доверяли папирус и он переходил к обучению составления деловых документов: писем, прошений, судебных протоколов, ведомостей.

Также обязательно детей учили красноречиво говорить, это очень высоко ценилось. В египетских текстах есть такие пословицы:

"Речь сильнее, чем оружие".

"Будь искусен в речи, и ты победишь".

Ну и конечно, математика. Строительство храмов, гробниц, пирамид и каналов, обмер земли и вычисление подъёмов Нила, подсчет урожая - все требовало хороших математических знаний. Задачки были чисто практического содержания. Например, такая: "нужно построить насыпь в 730 локтей в длину и в 55 локтей шириной. наверху она в 70 локтей, в середине 30 локтей. Сколько нужно для нее кирпичей?"

Дальше шла так называемая специализация. Если школа была при храме, то приходилось помимо грамоты и математики заучивать длинные молитвы и сказания о богах. В других школах больший упор делали на географию (землемерие) и математику. Послы и переводчики изучали иностранные языки, к примеру, вавилонский. В особых школах готовили астрономов и лекарей.

Учились в школах дети знатных и богатых родителей (по - нашему "золотая молодежь"). На последних годах учебы они начинали работать писцами на мелких должностях и получали небольшие звания. Бедняки же обучались в лучшем случае ремеслам.

Да чуть не забыл - все образование было платным.

Спасибо за внимание. Подписывайтесь. Дальше будет только интересней. Если Вам понравилось, то поставьте лайк.

В египетском письме более семисот иероглифов. Первоначально все они были похожи на рисунки. Когда-то египтяне просто рисовали всё, что хотели сказать. Но такое письмо не передавало звуков языка, и многие слова, например имена, просто нельзя изобразить рисунком.

Фараон Эхнатон и царица Нефертити

Однако после смерти Эхнатона жрецы вернули себе прежние права. Город Атона был оставлен и превратился в развалины. Фараоны вновь стали поклоняться Амону-Ра. Но мы вспоминаем о правлении своенравного фараона, глядя на портрет его прекрасной жены и помощницы — царицы Нефертити (см. рисунок на с. 62).


Древнеегипетская статуя писца.


Голова Нефертити. Древний скульптурный портрет.

Поучения писцов ученикам

(Из документа на папирусе)

Будь писцом — он освобождён от всяких повинностей, от работы мотыгой. Ты не будешь таскать корзин, не будут тебя сечь прутьями. Будь писцом, чтобы тело твоё было гладким и рука твоя мягкой. И ты будешь выходить в белой одежде, тебя будут все почитать и приветствовать. Писцы — у ног владыки Египта и внимают словам его.

Читай книгу свою ежедневно. Решай задачи молча. Не проводи ни одного дня в безделье, иначе будут бить тебя. Уши мальчика на спине его, и он слушает, когда его бьют. Надоело мне повторять тебе наставления. Ударю я тебя сто раз, и ты будешь как побитый осёл. Если ты будешь бродить по улицам, то будешь избит плетью из кожи бегемота. Обезьяна и та понимает слова, обучают даже львов, но ты поступаешь по-своему.


Часть древнего папируса с математическим чертежом.

2. Египетские папирусы. Стебель папируса разрезали на длинные узкие полоски. Затем эти полоски укладывали на гладкий стол в ряд, одну возле другой. Сверху клали другие полоски, но уже в поперечном направлении. Всю двухслойную кладку прижимали плоским камнем, и тростниковые волокна при этом выделяли клейкий сок. После высушивания получался материал, похожий на бумагу.

Когда листочек папируса исписывали до конца, то к нему подклеивали другой. Книга получалась всё длиннее и длиннее. Для хранения её сворачивали в трубочку — свиток. В одном музее хранится папирусный свиток длиной более сорока метров.

3. Школа готовила писцов и жрецов. Школы обычно находились при храмах, а учителями в них были жрецы. Не все египтяне ходили в школу. Дети простых земледельцев и ремесленников редко становились образованными людьми.


Как была разгадана тайна иероглифов


Письменные принадлежности, найденные в Египте.


Обозначение чисел.

Папирус был недёшев, и сначала мальчиков учили писать на черепках битой посуды. Потом им доверяли и папирус. На нём писали тонкой тростинкой, как кисточкой. В пенале было два углубления: для чёрной и красной краски. Разводили краску водой из горшочка. Красным цветом выделяли начало новой мысли.

Детей учили не только писать, но и считать. Чтобы делать расчёты для строительных работ, нужны были математические знания. Занимались они и астрономией, определяя движение небесных светил.

Не просто за звёздами наблюдали жрецы — они как бы проникали в тайну движения самих небесных богов. Многие знания в Древнем Египте передавались из поколения в поколение только в узком кругу жрецов, чтобы тайны богов не узнали простые люди.

Объясните значение слов: иероглиф, папирусный свиток, календарь, астрономия, водяные часы.

Проверьте себя. 1. Почему в Египте было трудно научиться читать и писать? 2. Чему и как учили в школах Египта? 3. Кем становились выпускники школ? 4. Опишите по рисунку письменные принадлежности писца. 5. Как выглядит древнеегипетская книга?


Подведём итоги и сделаем выводы

• Какие природные условия Древнего Египта были благоприятны для земледелия? Чем?

• Почему без строительства каналов и земляных насыпей в Египте нельзя было получить хороший урожай?

• В чём можно видеть сходство в положении простых египтян и знатных вельмож по отношению к фараону?

• В чём, как верили египтяне, клялся на суде Осириса умерший? Кого в Древнем Египте считали хорошим человеком?

• Какие сооружения и статуи Древнего Египта вы можете назвать?

• Какими особенностями обладало созданное в Египте письмо? На чём писали древние египтяне?

1 Школы в Египте готовила писцов и жрецов.Они располагались при храмах. В них изучали письмо, математику и астрономию. Почему? Папирус с текстом решения геометрической задачи.

2 -Рассмотрите слайд и ответьте на вопрос- ? Как египтяне из папируса изготавливали материал для письма? ? Вспомните, как изготавливались краски?

3 Тема. Произведения литературы в Древнем Египте

4 Потребность в письме поя- вилась в связи с ростом знаний, которые нужно было передавать из поколения в поколение. В начале слова предавали рисунками. Видоизменя- ясь, рисунки постепенно превратились в ИЕРОГЛИФЫ

5 Литература Древнего Египта литература, написанная на египетском языке с фараоновского периода Древнего Египта до конца римского господства. египетском языке фараоновского периода Древнего Египта римского господства Вместе с шумерской литературой считается первой литературой мирашумерской литературой

8 Другой литературный жанр, получивший широкое распространение в Египте эпохи Среднего царства - сказки. Этот жанр берет свое начало в традиции устного творчества. Сказки крайне разнообразны по тематике. Один из интереснейших сборников сказок папирус Весткар посвящен историям из времен царствования последних фараонов Древнего царства. Среди текстов этого папируса преобладают фантатические истории сказки о чародеях, творящих чудеса при дворе фараона Хеопса. В одной истории, например, придворный маг отрезает голову птице, затем приставляет ее обратно, и птица оживает.

9 Египетские иероглифыЕгипетские иероглифы с картушами имени Рамсеса II в Луксорском храме от периода Нового ц арства картушамиРамсеса II Луксорском храме Нового ц арства

10 Папирус Абботта, написанный иератикой, в котором описывается осмотр королевских гробниц в фиванском некрополе. Текст относится к 16-у году царствования Рамсеса IX, ок г. до н.э. иератикой фиванскомРамсеса IX веке н. э., Фрагмент с иероглифами из погребального храма Сети Сети

11 Колонны с вписанными и окрашенными египетскими иероглифами из гипостильного зала Рамессеума (в Луксоре), построенного при Рамсесегипостильного залаРамессеумаЛуксоре Рамсесе

Читайте также: