Диагностика по истокам в доу

Обновлено: 06.07.2024

Диагностическая беседа воспитателя с ребенком проводится индивидуально. В беседе целесообразно использовать книги для развития детей 3-7 лет

Данные, полученные воспитателем в процессе беседы с ребенком, оцениваются педагогом в соответствии с критериальными показателями оценки содержательного

содержательного аспекта качества образования и заносятся в дневник развития ребенка.

Диагностические беседы с детьми 3-4 лет

• Каким ласковым именем называют тебя мама и папа?

• Тебе приятно, когда тебя называют ласковым именем?

• Как зовут твою маму и твоего папу?

• Как ласково звучат их имена?

• Маме и папе приятно, когда их называют ласково?

• Какие добрые слова ты говоришь маме, папе, бабушке, дедушке и другим близким людям?

• Им приятно слышать твои добрые слова?

• Тебе радостно говорить добрые слова?

• Какую колыбельную песню ты знаешь?

• Кому ты поешь колыбельную песню?

• Тебе нравится петь колыбельные?

• Кто тебе их поет?

• Что ты чувствуешь, когда слышишь колыбельную песню?

• Какой праздник мы недавно отмечали?

• Кому ты говорил добрые слова в праздник Рождества и Нового года?

• Как мы готовились к празднику?

• Как ты помогал родным дома готовиться к празднику?

• Чем запомнился тебе праздник Рождества и Нового года?

• Как зовут твою маму?

• Какие добрые и ласковые слова о своей маме ты хочешь сказать?

• Какие добрые дела для мамы ты делаешь?

• Маме приятно слышать твои добрые слова и видеть твои добрыедобрые дела?

• Тебе радостно рассказывать о маме?

• Ты помнишь песенку или потешку о солнышке?

• Спой ее, пожалуйста!

• Тебе радостно петь про солнышко?

• Какое у тебя настроение в солнечную погоду?

• Все, что нас окружает, — это наш общий дом, добрый мир, и нам хорошо живется в нем. А что для тебя является добрым миром?

• Какие добрые дела для доброго мира делаешь ты сам?

• Что помогло героям сказки вытащить репку?

• Чему научила тебя эта сказка?

• Назови, пожалуйста, свою любимую книгу.

• Чему доброму тебя научила любимая книга?

• Как ты проявляешь свою доброту к родным и близким людям? Детям твоей группы?

• Тебе радостно делать добрые дела?

Диагностическая беседа с детьми 4-5 лет

• Назови, пожалуйста, свою фамилию.

• Назови фамилию родной сестры или родного брата.

• Что нужно делать, чтобы семья жила дружно и счастливо?

• Почему твою семью можно назвать дружной?

• А как в твоей семье родные и близкие люди заботятся друг о друге?

• В жизни каждого человека есть множество добрых дорог. Дороги, по которым идет человек, совершая добрые дела, называются дорогами добра. Эти дороги приводят к совершению добрых поступков. По каким дорогам ты идешь, чтобы совершить добрые дела?

• Что ты чувствуешь, когда совершаешь добрые дела?

• Ты был в настоящем лесу?

• Чем удивил тебя лес?

• Что доброго для леса ты можешь делать уже сейчас?

• Как ты будешь заботиться о лесе, когда вырастешь?

• Что ты чувствуешь, когда находишься в лесу?

• Какие домашние животные есть у тебя дома?

• Как ты заботишься о них?

• Какие домашние животные есть у бабушки с дедушкой?

• Как они о них заботятся? Что чувствуют животные, когда мы о них заботимся?

• Что ты чувствуешь, когда заботишься о ком-либо?

• Кого можно назвать трудолюбивым?

• Каким трудом люди заняты на земле?

• За что люди благодарны хлеборобам?

• Гдн и как трудятся твои родные и близкие?

• Какие добрые дела делаешь ты?

• Назови свою любимую сказку?

• Почему она тебе нравиться?

• Чему доброму тебя научила любимая сказка?

• Как поступил бы ты на месте главного героя?

• Какие слова благодарности ты знаешь?

• Кого и за что нужно благодарить?

• Кому и за что благодарен ты?

• Как ты благодаришь близких людей?

• Что ты чувствуешь, когда говоришь слова благодарности?

• Какой праздник мы будем скоро отмечать?

• Какие добрые слова ты подаришь березке в светлый праздник?

• Какие добрые слова в этот праздник ты скажешь родным т близким?

• Как люди отмечают праздник Троицы?

Диагностические беседы с детьми 5-6 лет

• О каких защитниках Отечества ты узнал из первой части этой книги?

• За что люди благодарны русским богатырям?

• Чем бы ты хотел походить на русских богатырей?

• Что ты чувствуешь, когда рассказываешь о наших богатырях?

• О каких подвигах богатырей (Ильи Муромца, Алеши Поповича, Добрыни Никитича) ты можешь рассказать?

• Какие качества нужны защитнику Отечества?

• Почему наш народ помнит и любит богатырей?

• Хочется ли тебе стать защитником России?

• Послушный ли ты сын (дочь?

• Почему нужно слушаться старших?

• Кого и в чем ты недавно послушался?

• Что ты чувствуешь, когда поступаешь так, как советуют взрослые?

• Как в русских народных сказках проявляется радость послушания?

• Какой праздник мы недавно отмечали?

• Какие пожелания родным и близким вы подарили в Рождество? Какие подарки вы подарили и получили на Рождество?

• Какое чудо произошло в Рождественскую ночь?

• Какую добрую Надежду получают люди в Рождество?

• В каком деле важно доброе согласие?

• Как проявляется согласие в вашей семье?

• Легко ли приходить к согласию в жизни?

• Что ты чувствуешь, когда соглашаешься со старшими? Друзьями?

• У тебя есть друзья?

• Кого можно назвать настоящим другом?

• Считаешь ли ты себя настоящим другом? Почему?

• Что нужно делать, чтобы дружба сохранялась и крепла?

• Какие дела считаются добрыми?

• Какие добрые дела ты успел совершить?

• Почему важно делать добрые дела?

• Что ты чувствуешь, когда совершаешь добрые дела?

• Где можно встретиться с мудрым словом?

• Какие мудрые слова ты запомнил?

• Чему тебя научили мудрые слова?

• Кого можно назвать мудрым и почему?

• Кого из твоих близких можно назвать мудрым? Почему? Какие мудрые советы дали тебе взрослые?

• За что мы благодарны мудрым людям?

• Какой мудрости научили тебя наши сказки?

Диагностическая беседа с детьми 6-7лет

• Какие русские народные сказки ты знаешь?

• Чему доброму научили тебя эти сказки?

• Какие сказки А. С. Пушкина ты знаешь?

• Чему учат эти сказки?

• Чем нравятся тебе сказки А. С. Пушкина?

• Когда люди говорят напутственные слова?

• С какими словами люди провожают в дорогу своих родных и близких?

• Какие добрые слова помогают тебе в пути-дороге?

• Какие напутствия из сказок ты помнишь?

• Что ты чувствуешь, когда слышишь добрые напутствия?

• У каждого человека есть свой жизненный путь. Он есть уже и у тебя. Какие изменения произошли с тобой со времени рождения? (Родился, был младенцем, потом подрос и пошел, а сейчас стал большим, многое умеешь делать сам, многое знаешь.)

• Расскажи, пожалуйста, по желанию, о жизненном пути папы, мамы, бабушки, дедушки.

• Каким ты представляешь себе свой жизненный путь?

• Какие важнейшие события происходят в жизни человека?

• Какие эпизоды из жизни Преподобного Сергия Радонежского тебе запомнились?

• Почему люди обращались за помощью и советом к нему?

• Почему жизнь Преподобного Сергия Радонежского можно назвать праведной?

• Почему Преподобного Сергия Радонежского называют чудотворцем?

• Почему князя Димитрия Донского и Преподобного Сергия называют защитниками земли Русской? Каким был Сергий Радонежский?

• На что бы ты хотел получить благословение Преподобного Сергия Радонежского?

• Почему все люди должны трудиться?

• Что нужно делать, чтобы стать мастером своего дела?

• Какие качества помогают стать мастером или рукодельницей?

• Кем ты станешь, когда вырастешь и почему?

• В каких делах проявляются старание и терпение?

• Что ты чувствуешь, когда тебе удается что-то сделать благодаря старанию и терпению?

• В каких русских народных сказках герои проявляют старание и терпение?

• Какие традиции сохраняются в вашей семье?

• Какие традиции передаются из поколения в поколение в семьях твоих бабушек и дедушек?

• Каким традициям будешь следовать ты?

• Чему доброму научили тебя книги для развития?

• На кого из героев этих произведений ты хотел бы быть похожим? Почему?

• Почему хорошая книга является праздником души?

• Заканчивается пора дошкольного детства. Осенью ты пойдешь в школу и станешь учеником. Все время, пока ты ходил в детский сад, взрослые о тебе заботились и окружали любовью. Чему доброму научили тебя в детском саду?

• Какие слова благодарности ты скажешь всем, кто помог тебе вырасти добрым и умным?

• Что ты чувствуешь, когда говоришь слова благодарности?

• Чему ты хочешь научиться в школе?

Диагностические методики для детей дошкольного возраста Диагностические методики для детей дошкольного возраста. Диагностируемые параметры Рекомендуемые методики диагностические методы Диагностика.

Диагностические методики в ДОУ Рекомендации к проведению диагностики. Проведение психологической диагностики традиционно разделяется на несколько этапов: сбор предварительной.

Диагностические методы для выявления уровня представлений детей и владения способами безопасного поведения Диагностические методы, направленные на выявление уровня представлений детей и владения способами безопасного поведения в социуме, в быту,.

Диагностический инструментарий по выявлению уровня формирования экологических представлений дошкольников. Часть 2 3) Рост и развитие растений и животных, их связь со средой обитания I Цель. Выявить представления ребенка об основных стадиях роста животных.

Диагностический инструментарий по выявлению уровня формирования экологических представлений детей дошкольного возраста. Ч. 1 Проведение диагностики: -проводится индивидуально с каждым ребенком -помимо диагностики, в течение года педагог производит систематические.

Цель: Задачи оптимизации образовательной работы Индивидуализация образования (построение ИОМ) Психолого-педагогическая поддержка детей Своевременная профессиональная коррекция отклонений в развитии воспитанников

Оценка индивидуального развития детей Экспресс-диагностика с опорой на интегральные показатели развития ребенка Соответствие показателям: специальная диагностика НЕ проводится Несоответствие развития показателям: проведение педагогической диагностики (мониторинга) с использованием соответствующей возрасту Карты педагогической диагностики ребенка Соответствие показателям: педагогическая работа в соответствии с планом Низкие оценки по большинству параметров: психологическая диагностика Низкие оценки по отдельным параметрам: усиление индивидуальной педагогической работы по соответствующим направлениям (образовательным областям)

Экспресс-оценка развития детей может проводиться без заполнения специальных бланков и опирается на интегральные показатели развития ребенка , а также комплексную характеристику личностного развития (базисные характеристики) ребенка на конец каждого психологического возраста Интегральные показатели развития представлены в Программе в конце каждого психологического возраста.

Важно Экспресс-диагностика проводится комплексно, а не аналитически (по каждому параметру отдельно)

Результаты экспресс-диагностики При отсутствии отклонений в развитии ребенка нет объективных показаний к проведению педагогической диагностики (мониторинга). Образовательная работа в соответствии с планом и с учетом особенностей ребенка Если обнаруживаются несоответствие уровня развития показателям рекомендуется проведение педагогической диагностики с целью определения проблемной зоны и выстраивания образовательного процесса с учетом обнаруженных проблем и создания условий для своевременной коррекции.

Проведение педагогической диагностики (мониторинга) рекомендуется в случаях, когда воспитатель отмечает несоответствие уровня развития ребенка определенным интегральным показателям развития. Результаты педагогической диагностики (мониторинга) ложатся в основу индивидуализации процесса образования, усиления педагогической работы в тех областях, результаты по которым не соответствует возрастным возможностям ребенка.

Психологическая диагностика проводится в случаях, когда, несмотря на педагогическую поддержку ребенка и выстраивание его образовательной траектории, педагогу не удается достичь оптимальных результатов , либо когда у ребенка наблюдаются определенные поведенческие отклонения, которые не удается скорректировать в ходе повседневной педагогической работы с группой.

Система оценки Достаточный уровень – исследуемый показатель сформирован и соответственно наблюдается в самостоятельной деятельности ребенка Уровень, близкий к достаточному – тот или иной показатель находится в состоянии становления , проявляется неустойчиво Недостаточный уровень – тот или иной показатель не проявляется в деятельности ребенка

Оформление результатов проведения диагностики

Результаты экспресс-диагностики детей ______________ группы № ___ Дата проведения диагностики _________________________ Кто проводит _________________ № п / п Фамилия имя ребенка Результат 1 2 3 Образовательная работа в соответствии с планом и с учетом особенностей ребенка 4 Рекомендована педагогическая диагностика отклонения в развитии ребенка отсутствуют, нет объективных показаний к проведению педагогической диагностики (мониторинга). обнаружено несоответствие уровня развития показателям рекомендуется проведение педагогической диагностики с целью определения проблемной зоны и выстраивания образовательного процесса с учетом обнаруженных проблем и создания условий для своевременной коррекции.

Карта педагогической диагностики ребенка Фамилия имя ребенка ____________________ Возраст ребенка ____________ Дата проведения диагностики _____________ Кто проводит ____________________________ Параметр оценки Уровни Достаточный Близкий к достаточному Недостаточный Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие Вывод: Интерпретация результатов педагогической диагностики

Интерпретация результатов педагогической диагностики Достаточный уровень Недостаточный уровень Вывод на начало учебного года Более 70% - Возрастное развитие опережает норму. Рекомендуется индивидуальная работа с включением программного материала следующего года. Рекомендуется проведение комплексного психологического обследования для решения вопроса о выявлении общих и специальных способностей ребенка Менее 70% - Возрастное развитие несколько опережает норму. Рекомендуется обогащение содержания психолого-педагогической работы, проведение комплексного психологического обследования для решения вопроса о выявлении общих и специальных способностей ребенка Наличие в карте в любом количестве возрастное развитие соответствует норме. Рекомендуется работа в соответствии с образовательными задачами данной возрастной группы.

Интерпретация результатов педагогической диагностики Достаточный уровень Недостаточный уровень Вывод на конец учебного года Более 50 % - Возрастное развитие ребенка соответствует норме. Менее 50% - процесс возрастного развития проходит успешно Более 50 % 1-3 случая в карте возрастное развитие соответствует норме. Рекомендуется индивидуальная работа с воспитателем по отдельным направлениям развития (недостаточный уровень), возможно работа с педагогом-психологом и учителем-логопедом. Менее 50% 1-3 случая в карте темпы индивидуального развития не в полной мере соответствует возрастным нормативам. Следует обратить особое внимание по направлениям развития (недостаточный уровень). Рекомендуется проведение комплексного психологического обследования. Более 4х случаев темпы индивидуального развития не соответствуют возрастным нормативам. Необходима усиленная (индивидуальная) работа по направлениям развития (недостаточный уровень). Рекомендуется проведение комплексного психологического обследования.

Результаты педагогической диагностики доводятся до сведения родителей с целью выработки единой общей стратегии преодоления обнаруженных проблем

Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?





Мониторинг достижений детьми планируемых результатов освоения программы

Система оценки качества образовательной работы и индивидуального развития детей

Базисные характеристики личности включают в себя описание тех личностных качеств, которые формируются у детей к концу возраста. К ним относятся компетентность в разных сферах развития (социальной, интеллектуальной, физической), инициативность в практической деятельности и общении, креативность и самостоятельность как фундаментальная характеристика ребенка на пороге дошкольного возраста.

Целевые ориентиры формируются как результат полноценно прожитого ребенком детства, как результат правильно организованных условий реализации Программы дошкольного образования в соответствии с требованиями Стандарта.

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.

В соответствии с п. 4.5 ФГОС ДО целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая:

  • аттестаций педагогических кадров;
  • оценку качества образования;
  • оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга.

Данное положение не означает запрета на отслеживание эффективности освоения Программы воспитанниками дошкольной образовательной организации.

Максимальное достижение планируемых результатов непосредственно связано с оценкой индивидуального развития детей.

В целях оптимизации процедуры оценки успешности освоения программы и развития детей предлагается проведение трехуровневой оценки (мониторинга).

Проведение педагогической диагностики (собственно мониторинга) осуществляется 2 раза в год (в начале и конце учебного года) и опирается на интегральные показатели развития ребенка, а также комплексную характеристику личностного развития ребенка на конец каждого психологического возраста.

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) ложатся в основу индивидуализации процесса образования, усиления педагогической работы в тех областях, результаты по которым не соответствуют возрастным возможностям ребенка.

Педагоги проводят оценку особенностей развития детей и усвоения ими программы в рамках педагогической диагностики (мониторинга) с опорой на карты педагогической диагностики.

Основным методом выявления содержания развития является наблюдение за детьми в повседневной жизни (низкоформалированные методы): в совместной деятельности взрослых и детей, в их самостоятельной деятельности, во время игры, прогулки, в процессе самообслуживания и т.д.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Диагностический инструментарий оценки уровня развития детей в рамках реализации программы

(старшая группа 5-6 лет)

(в соответствии с ФГОС ДО)

Содержание (инструкции к детям)

Содержательный аспект качества образованиия

Имеет представление об образе былинного богатыря как защитника земли Русской, и о его качествах.

4 – много знает, уверенно рассказывает, почти всегда проявляет осведомленность или рассуждает в ответ на вопрос взрослого. Сам проявляет интерес к познанию. Имеет знания о жизненных ценностях, верности родной земле, послушании старшим, милосердии, доброте, согласии, дружбе, следовании мудрым советам.

3 – частично осведомлен. Знает и размышляет о жизненных ценностях с частичной помощью взрослого. Проявляет заинтересованность и активность в разговоре.

2 –с помощью взрослого рассуждает на заданные темы. С помощью взрослого говорит о жизненных ценностях, послушании старшим, доброте, дружбе.

1 – называть затрудняется, мало осведомлен, отвечает только с помощью взрослого. Нравственные образцы находит с трудом, интерес к беседе снижен.

0 – не знает, не осведомлен, не называет, тема не вызывает интереса, не знает нравственных образцов в жизни.

Диагностическая беседа. Анализ альбомов для рисования. Наблюдение за самостоятельными играми детей и организованным игровым общением.

Индивидуальные беседа по вопросам:

Кого называют богатырями в нашем народе?

Кому служат богатыри?

Как служат богатыри?

В чем сила могучих богатырей?

В чем проявилась верность славных богатырей родной земле?

Почему богатырского коня называют верным, преданным, надежным другом богатыря?

Имеет знания о необходимости послушания старшим людям. Знает правила жизни в среде сверстников.

Имеет представление о дружбе и друзьях, о проявлении дружеских чувств.

Индивидуальные беседа по вопросам:

Что такое дружба?

У тебя есть друзья?

Какие качества отличают настоящих друзей?

Где человеку помогают верные друзья?

Что необходимо верным друзьям?

Имеет представление о добрых делах, их значении.

Индивидуальные беседа по вопросам:

Что такое доброе дело?

Какие добрые дела вы знаете?

Какими добрыми делами вы радуете своих родных?

Знает о мудрых словах, о мудром опыте, о мудрых людях, знание мудрых советов, полученных от них.

Коммуникативные аспект качества образования

Понятно ведет диалог с педагогом. Говорит самостоятельно в паре

4 - самостоятельно понятно формулирует свои мысли; охотно вступает в общение со сверстниками и взрослыми; активно проявляет эмоции в общении и эмпатию к сверстникам и взрослым.

3 – с частичной помощью взрослого формулирует свои мысли; инициирует диалог со сверстниками и взрослыми, но охотно откликается на инициативу других; часто проявляет эмоции в общении и эмпатию к сверстникам и взрослым.

2 – с помощью взрослого формулирует свои мысли; сам редко инициирует диалог со сверстниками и взрослыми, не охотно откликается на инициативу других; не часто проявляет эмоции в общении и эмпатию к сверстникам и взрослым.

1 – часто затрудняется, редко формулирует свои мысли; редко сам вступает в речевое общение со сверстниками и взрослыми; редко проявляет эмоции в общении и эмпатию к сверстникам и взрослым.

0 – не умеет формулировать свои мысли; избегает речевого общения со сверстниками и взрослыми; не проявляет эмоции в общении.

Вопросы к детям в процессе бесед по каждой теме.

Наблюдение за детьми вы процессе бесед с педагогом и сверстниками.

Вступает и поддерживает разговор, беседу со сверстниками и взрослыми

Эмоции в общении

Управленческий аспект качества образования

Действует по образцу и инструкции педагога в книгах для развития и альбомах для рисования.

4 – самостоятельно понимает, подчиняется и действует согласно инструкциям педагога; сотрудничает; соблюдает правила общения; самостоятельно и легко управляет своей деятельностью.

3 – действует с некоторой помощью педагога; не охотно сотрудничает и соблюдает правила общения; с подсказкой взрослого управляет своей деятельностью.

2 – действует с помощью педагога сам редко инициирует сотрудничество, не охотно откликается на инициативу взрослого или сверстника; управляет своей деятельностью с помощью воспитателя.

1 – затрудняется действовать по инструкции педагога; испытывает трудности в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми; затрудняется в управлении своей деятельностью даже после многократных обращений воспитателя.

0 – не умеет, не понимает инструкции; не умеет сотрудничать, не соблюдает; не умеет управлять своей деятельностью.

Наблюдение за детьми в процессе взаимодействия с педагогом и сверстниками в разных видах деятельности (в соответствии с темой)

Анализ альбомов для рисования.

Наблюдение за самостоятельными играми детей и организованным игровым общением.

Сотрудничает в группе со сверстниками, педагогами и родителями, соблюдает правила общения в ресурсном круге.

Управляет собственной деятельностью и деятельностью пары.

Психологический аспект качества образования

Распознает эмоции других людей (близких, сверстников, работников ДОУ)

4- знает, самостоятельно распознает и называет эмоции других людей, различает их на фотографиях и иллюстрациях; ребенок проявляет жизнерадостность, доверяет и открыт окружающему миру и людям; самостоятельно и активно проявляет любознательность и желание познавать окружающий мир во всем его многообразии.

3 – самостоятельно распознает и называет эмоции других людей, различает их на фотографиях и иллюстрациях с подсказки взрослого; ребенок проявляет жизнерадостность, доверяет и открыт окружающему миру и людям; с частичной помощью взрослого проявляет любознательность и желание познавать окружающий мир

2 – распознает и называет эмоции других людей с некоторой помощью взрослых; ребенок периодически проявляет жизнерадостность, доверяет и открыт окружающему миру и людям; с некоторой помощью взрослого, не часто проявляет любознательность и желание познавать окружающий мир во всем его многообразии.

1 – с помощью взрослого замечает и распознает состояние и эмоции других людей; чаще ребенок проявляет недоверие к окружающему миру и людям, редко проявляет жизнерадостность; по инициативе и с помощью взрослого познает окружающий мир, любознательность проявляет редко.

0 – не обращает внимания на эмоции других людей; не проявляет интереса, отказывается рассуждать на темы эмоционального восприятия;

Недоверчив к окружающему миру и людям; пессимистичен; мотивация к познанию окружающего мира отсутствует; природная любознательность не развита.

Наблюдение за детьми в процессе взаимодействия с педагогом и сверстниками в разных видах деятельности (в соответствии с темой)

Анализ альбомов для рисования.

Наблюдение за самостоятельными играми детей и организованным игровым общением.

Наблюдение за самостоятельными играми детей

В процессе бесед, чтения худ. произведений, рисования проявляет эмоции

Проявляет положительные эмоции, жизнерадостность, доверие к миру и людям.

Наблюдение за самостоятельными играми детей

В процессе бесед, чтения худ. произведений, рисования проявляет эмоции

Проявляет природную любознательность и желание активно познавать окружающий мир во всем его многообразии.

Наблюдение за самостоятельными играми детей

В процессе бесед, чтения худ. произведений, рисования проявляет эмоции

Социокультурный аспект качества образования

Ребенок проявляет доброту и заботу по отношению к окружающим людям и миру природы

4-по собственной инициативе готов всегда помочь другому, представителям мира природы; участвует в подготовке или изготовлении подарков близким людям; проявляет интерес и уважение к своей семье, родному краю, дает оценку с нравственной позицией.

3- готов помочь другому, представителям мира природы; с подсказки взрослого участвует в подготовке или изготовлении подарков близким людям; проявляет интерес и уважение к своей семье, родному краю, дает оценку с нравственной позицией с подсказкой взрослого

2-.с помощью взрослого помогает другому, представителям мира природы; с помощью взрослого участвует в подготовке или изготовлении подарков близким людям; проявляет интерес и уважение к своей семье, родному краю, дает оценку с нравственной позицией с помощью взрослого

1-редко помогает другому, представителям мира природы; редко участвует в подготовке или изготовлении подарков близким людям; редко проявляет интерес и уважение к своей семье, родному краю, дает оценку с нравственной позицией с помощью взрослого.

Не готов помогать другому, представителям мира природы; не готов участвовать в общих делах, чувство ответственности отсутствует; не проявляет интерес и уважение к своей семье, родному краю, не дает оценку с нравственной позицией.

Социокультурный системный подход к истокам в образовании. Диагностическая беседа. Анализ альбомов для рисования. Наблюдение за самостоятельными играми детей и организованным игровым общением.

Наблюдение за самостоятельными играми детей

В процессе бесед, чтения художественных произведений, рисования, ресурсных кругов.

Усвоил первый социокультурный опыт нашего народа.

Наблюдение за самостоятельными играми детей

В процессе бесед, чтения художественных произведений, рисования, ресурсных кругов.

Способен на самоопределение и самоидентификацию

Наблюдение за самостоятельными играми детей

В процессе бесед, чтения художественных произведений, рисования, ресурсных кругов.

Низкий 0-17 - соответствует низкому уровню духовно-нравственного развития по каждому аспекту качества образования. Ребенок не отвечает на вопросы взрослых, не хочет контактировать со сверстниками. Не показывает и не проявляет доброту и внимание. Не знает нравственных образцов в жизни.

Средний 31-43 - соответствует среднему уровню духовно-нравственного развития по каждому аспекту качества образования. С помощью взрослого грамотно формулирует свои мысли, выражает свою собственную оценку услышанному и увиденному. Ситуативно проявляет доброту, дружелюбие, заботу, внимание, любовь по отношению к окружающим. Нравственные образцы находит с некоторой помощью взрослого.

Выше среднего 44-56 – соответствует уровню выше среднего духовно-нравственного развития по каждому аспекту качества образования. Ребенок отвечает на вопросы, рассказывает любимые сказки с частичной помощью взрослого. Сотрудничает со сверстниками, с подсказки взрослого соблюдает правила общения и игры, проявляет доброту, дружелюбие, заботу, внимание, любовь по отношению к окружающим. Имеет знания о жизненных ценностях.

Высокий 57-68 – соответствует высокому уровню духовно-нравственного развития по каждому аспекту качества образования. Ребенок уверенно отвечает на вопросы, заинтересованно рассказывает, имеет полное представление о том, что говорит. Охотно сотрудничает со сверстниками, соблюдает правила общения, согласовывает действия с действиями других людей. Проявляет доброту, заботу, отзывчивость, внимание как к взрослым и сверстникам, так же к представителям мира природы.

Пять пособий по программе Истоки

В чём суть программы

Большой и маленький кувшины на логотипе символизируют диалог взрослого и ребёнка в совместной деятельности

Содержательный компонент программы ориентируется на три этапа развития детей:

  • ранний возраст (от рождения до 3 лет);
  • младший дошкольный период (с 3 до 5 лет);
  • старший дошкольный возраст (с 5 до лет).

Дети раскрашивают шаблоны ангелочков

Опора на ведущий для конкретного возраста тип деятельности — это основная идея программы Истоки

  • компетентность;
  • творческий подход;
  • инициативность;
  • активность и самостоятельность;
  • произвольность;
  • безопасность и свобода поведения;
  • самооценка;
  • самосознание.

Такой подход обуславливает пять линий развития:

  • познавательное;
  • социально-коммуникативное;
  • речевое;
  • эстетическое;
  • физическое.

Для каждого возраста по этим направлениям определяются задачи и стандарты развития.

Дети танцуют и поют

Программа Истоки позволяет детям развиваться в гармонии с их психологическим возрастом

Миссия программы состоит в:

  • разностороннем развитии личности ребёнка (физическом, духовном, интеллектуальном);
  • формировании у детей умений и навыков, соответствующих возрастным возможностям и общественным требованиям (так, к примеру, в 4–5 лет малыши уже могут на занятиях по математике пользоваться интерактивной доской, детскими планшетами);
  • обеспечении одинаковы условий и стандартов развития для дошкольников (например, при проведении опыта со снегом для исследования свойств воды в старшей группе каждый малыш может попробовать себя и в роли сборщика материала, и в качестве исследователя, формулирующего выводы);
  • сохранении и укреплении физического и эмоционального здоровья.

Радостные дети и воспитатель показывают большой палец

Сохранение и укрепление не только физического, но и эмоционального здоровья — одна из целей программы Истоки

Как уже отмечалось, задачи развития личности дошкольника рассматриваются по линиям развития в динамике возрастных изменений.

Дети за небольшим столом рисуют карандашами линии на листочках

Воспитатель должен направлять ребят для самостоятельного поиска способа выполнения задания, а не давать готовые схемы

Воспитательница и дети в шапочках с героями сказки

В любой продуктивной деятельности, в том числе и в играх, инсценировках, важно не только показать результат работы, но и оценить подготовку

Достоинства и недостатки программы

  • реализация целостного подхода к развитию личности и осуществление индивидуального подхода;
  • формирование у детей представлений о ценности культуры (через знакомство с народным творчеством, произведениями русских художников, музыкантов) и окружающего мира;
  • воспитание сопереживания, сочувствия к миру природы;
  • содержательное взаимодействие детского сада и семьи (родители активно включаются в учебно-воспитательный процесс).

Родители и дети в белых бумажных колпаках вокруг стола с синей миской

Родители подключаются не только для организации мероприятий, но и для участия в экспериментах на занятиях

  • задачи экологического воспитания раскрываются не полностью, так как познавательная, эстетическая, нравственная и физическая ценности природы раскрываются не в комплексе;
  • некоторые линии развития оказываются несвязанными с общим направлением на развитие познавательного интереса к окружающему миру, задачи этой линии образования в старших группах сформулированы очень обобщённо, что, в свою очередь, не позволяет сформировать у детей целостного представления о природе;
  • программа практически не даёт представлений о мире растений, авторы сделали акцент только на животных;
  • заявленный в программе принцип развития через продуктивную деятельность реализуется недостаточно.

Структура программы

Базовая часть

В этот раздел входят:

  • описание возрастных особенностей малышей;
  • средние показатели развития для каждого возраста;
  • основные характеристики личности дошкольника;
  • направления создания предметно-развивающей среды, организации быта в ДОУ, деятельности педагогов, психолога, сотрудничества с родителями воспитанников.

Вариативная часть

Данный раздел подразумевает свободу педагога в выборе средств для достижения поставленных целей, а также возможность корректировать содержание учебно-воспитательного процесса с учётом условий работы конкретного ДОУ. Так, например, если детский сад работает и с детьми с ограниченными возможностями, то есть реализует инклюзивный подход в образовании, то выбор приёмов на занятиях должен осуществляться с учётом этого направления (больше словесных, наглядных способов изложения материала).

Дети держат большой пазл со словом children

В вариативной части программы также даются рекомендации по факультативным курсам в детских садах

Несколько слов об организации предметно-развивающей среды

В группах и на территории детского сада должны быть созданы развивающие предметные зоны, акцентирующие внимание на природе. Например, с помощью размещения в зимнем саду плодоносящего лимонного дерева или яркого попугая в живом уголке.

При этом все объекты природы должны быть размещены так, чтобы дети могли созидать, экспериментировать с ними.

Девочка поливает лук на комнатном огороде

Дети должны иметь доступ к объектам природы в группе

Методические приёмы для реализации задач программы

Словесные приёмы

Чтобы создать условия диалога между всеми участниками образовательного процесса, используются словесные приёмы. Звучащая речь производит не только воспитательное и назидательное действия. Прежде всего, слово педагога даёт возможность детям расширить свой словарь (как пассивный, так и активный), а это, в свою очередь, помогает ребятам овладеть навыком грамотного и разнообразного изложения мыслей.

Беседа

Воспитатель объясняет детям процесс изготовления поделок из бумаги

Беседа сопровождает любой вид деятельности детей в детском саду

Стихотворения, загадки, потешки, короткие зарисовки

Эти приёмы активизируют ребят на дальнейшую деятельность, стимулируют к смене активности.

  • Пришёл медведь к броду,
    Бултых в воду!
    Уж отмок, мок, мок,
    Уж от кис, кис, кис,
    Вымок,
    Выкис,
    Вылез, высох,
    Встал на колоду –
    Бултых в воду!

Наглядные приёмы

Образно-зрительное восприятие является приоритетным у дошкольников. Поэтому на занятиях должны быть:

Воспитатель показывает детям разворот книги

Наглядные приёмы всегда сопровождаются словесными

Игровые приёмы

Таблица: основные игровые приёмы для детей разного возраста

Практические приёмы

Мальчик держит плакат Моя семья

Презентация проекта включает рассказ ребёнка о нём

Разработка занятий по любой образовательной программе происходит в двух ракурсах:

  • расчёт временных рамок;
  • характер изложения содержания по теме.
  • младшая группа — 15 минут;
  • средняя группа — 20 минут;
  • старшая и подготовительная группа — 30 минут.

Время распределяется между тремя этапами:

  • вводная часть с актуализацией опорных знаний — дети настраиваются на работу по теме;
  • основной этап с обязательной физкультминуткой (пальчиковой, дыхательной гимнастикой) – раскрытие темы;
  • заключительный этап с рефлексией — педагог и дети делятся впечатлениями от занятия.

Это интересно. В первой младшей группе заключительный этап ограничивается оценкой педагогом работы малышей.

Дети с воспитательницей проводят физкультминутку

Очень важно, чтобы на занятии дети чередовали виды деятельности

Читайте также: