Краткое содержание мультфильма князь владимир

Обновлено: 02.07.2024

Содержание

Жрец Перуна, получивший за убийство учителя прозвание Кривжа, жаждет поссорить князей-братьев Ярополка Киевского и Владимира Новгородского. Для этого он клевещет Владимиру на Ярополка, будто это Ярополк стал убийцей младшего брата Владимира и Ярополка — Олега, подделывает его письма якобы к печенегам с предложением сговора. На самом деле, с печенежским ханом Курей в сговоре сам Кривжа. Случайным свидетелем их переговоров становится мальчик Алекша и его дед. Деда убивают печенеги. Стремясь избавиться от второго свидетеля, заговорщики продают его в рабство. Мальчика выкупает Анастасий — советник Византийского императора Василия. На пути к императорскому двору грек обращает Алекшу в Христианскую веру. В Царьграде Алекша трогает сердце царевны Анны игрой на жалейке и рассказами о бравом князе Владимире. Греки возвращаются на Русь, собираясь устроить свадьбу Анны с Владимиром. Но по дороге их ладью разграбляют печенеги, и Алекша вновь остается один.

Владимир, утомленный грабежами и походами, пирует в Новгороде, но по подстрекательству Кривжи выступает на Киев. Князь убежден, что Ярополк погубил их брата Олега и теперь хочет его собственной смерти. Алекша, наткнувшийся на лагерь дружины, хочет предупредить князя о предательстве жреца, но Кривжа велит привязать мальчика в лесу на сьедение зверям. Ольга, дочь воеводы Добрыни Никитича, помогает Алекше бежать.

Владимир вступает в Киев с боем и дерется на поединке с братом. Ярополк побеждает его, однако пытается объясниться и решить дело миром, но его убивает рыжий варяг Олаф. Владимир в ужасе от того, что сотворил. Он пытается объединить племена и заручиться поддержкой богов, принеся им жертву. Но идола Перуна, воздвигнутого нечестивым Кривжей, раскалывает молнией. Едва собранные племена вновь разбредаются.

Тем временем, Алекша живёт у подобравшего его деда-лесника Бояна, отца двух громил-дружинников Хотёна и Коснятина. С Бояном они ведут добродушные религиозные диспуты: лесник рассказывает о боге Роде, которому поклоняется, а Алекша говорит старику об Иисусе. Волей случая, мальчик спасает жизнь царевича Гияра, сына хана Кури. Печенеги начинают гнаться за Алекшей, наводняя округу. Здоровяки Хотён и Коснятин, задержав войска, попадают в комичную стычку с ними (одна из стрел печенегов попала в осетра, которого в это время жарили братья).

Увлеченный погоней за кабаном на охоте, Владимир заблудился в лесу. Там он встречает Алекшу, но на мальчика нападает дикий бык, и, защищая его, князь теряет сознание от удара. Пока князь лежит без чувств, избушку окружают печенеги, приведенные Кривжей, который превращается в медведя. Боян борется с чарами Кривжи, взывая к Роду, воплощённому в гигантском дубе. Когда Владимир приходит в себя, он вызывает Курю на поединок и честно побеждает его. Ставший ханом юный Гияр велит печенегам отступить. Кривжа, пытаясь убить князя и Алекшу, гибнет от кары преданных им богов. Довольный Владимир возвращается в Киев, радостно выслушивая рассказ Алекши о будущей невесте князя, царевне Анне.

Актёры озвучания указаны согласно официальному сайту. [3]

  • Князь Владимир — Сергей Безруков
  • Алекша, мальчик из Новгорода — Томас Шлеккер
  • Кривжа, жрец-ренегат — Александр Баринов
  • Добрыня Никитич — Дмитрий Назаров
  • Олаф Рыжий — Владимир Гостюхин
  • Князь Ярополк — Анатолий Белый
  • Оленька, дочь Добрыни — Лиза Мартиросова
  • Боян — Лев Дуров
  • Хотён и Коснятин, дружинники, сыновья Бояна — Алексей Колган
  • Император Византии — Владимир Антоник
  • Княгиня Ольга — Анна Каменкова
  • Царевна Анна — Ирина Безрукова
  • Анастасий, греческий путешественник — Василий Дахненко
  • Хан Куря — Юрий Беркун
  • Гийяр, сын Кури — Николай Расторгуев-младший
  • Эпизодические роли — Никита Прозоровский, Игорь Ясулович, Александр Рыжков, Юрий Маляров и др. (в титрах и на сайте не указаны).

Режиссёр дубляжа Ярослава Турылёва говорила о том, что работа над картиной была непростой: пришлось переснимать, перемонтировать и переозвучивать большие части фильма. [4]

Фильм рассказывает о реальных событиях на Руси X века в романтизированной форме. Хотя в сценарии присутствуют многие реальные персонажи, такие, как исторический варяг Олаф Трюггвасон, часть событий изменена или пропущена. Фильм в значительной части базируется на былинном образе князя Владимира и его эпохи. Завоевательные походы Владимира и его дружины в фильме присутствуют, но показаны кратко и без подробностей. В фильме также отсутствует первая жена Владимира, Рогнеда, не упоминается о завоевательных походах князя Ярополка, который показан сугубо положительным персонажем. Пропущено усыновление Владимиром Святополка. Нашествие печенегов, фигурирующих в фильме как главная враждебная сила, перенесено на более ранний период.

Образ Владимира показан положительным, хотя и более пассивным, чем реальный прототип. Радикальные решения — свержение брата, поворот к христианству — кино-Владимир предпринимает под влиянием второстепенных, в основном вымышленных персонажей — жреца Кривжи, мальчика Алекши. [5] Кривжа является волхвом, то есть жрецом бога Велеса. Этому также свидетельствуют его внешний вид (одет в медвежью шкуру) и способности (может превращаться в медведя, живет в лесу, боится грома). При этом он себя позиционирует жрецом Перуна, хотя мифологические Перун и Велес противопоставлены друг другу. Образ Добрыни Никитича, воеводы и старшего наставника князя, ближе к историческому, нежели к былинному.

Важную роль в фильме играет христианство, в которое обращается один из главных героев, Алекша, и склоняет к нему других персонажей. Из-за этого фильм обвиняли в религиозной пропаганде. [6] [7] Однако и язычество показано в целом положительно: языческие боги отказываются принять жертву от злодея Кривжи, но приходят на помощь Бояну, попавшему в беду. [8] [9] Боги, а также колдовство и превращения, в фильме активно действуют и сосуществуют с историческими событиями и персонажами, подчёркивая былинный характер рассказа.

Думаю, все знают, что на сегодняшнее время мультипликация в России переживает не самые лучшие времена. Многие из вас (как впрочем и я) при словосочетании "Российская Мультипликация" могут вспомнить лишь Мельницу с ее "Тремя Богатырями". К сожалению сейчас на эту франшизу без слез не взглянешь. Поэтому, я предлагаю вам вспомнить былые времена, когда и трава была зеленее и смерть мультипликации была за горами.

Князь Владимир. Честно сказать, не знаю насколько много из читающих могли видеть этот мультфильм. По названию сразу понятно о ком пойдет речь. О крестители Руси. Фильм вышел в 2004 году с бюджетом в $5 млн (для сравнения, бюджет последних вышедших богатырей $3 млн). Сразу скажу, что лично мне мультфильм понравился, особенно на фоне "мейнстрима", хотя в детстве впечатления были получше.

Краткий сюжет

Если кратко, то: сюжет повествует об объединении земель русских под предводительством Владимира.

Если чуть длиннее, то: Языческая Русь. Жили три брата Святославовича - Олег, Ярополк и Владимир. Поделили они земли. Параллельно с этим был волхв и его ученик. Ученик хотел власти и забрал посох учителя (символ власти). В следствии чего, тот окрестил своего ученика Кривжей. Так и начинается история.

Историчность и православие

Поговорим о православии. Все знают, что Князь Владимир (далее КВ) является святым в православии. А раз он является святым, то конечно ни о какой историчности речи быть не может. Вспомните последний фильм с Козловским в главной роли фильма "Викинг", где КВ совершал "ужасные" действия под гнетом других (и наркотиков). Тут в принципе дела обстоят точно также: КВ совершает поход на Ярополка, но это из-за сговора злых сил. КВ является глупым и доверчивым правителем когда носит языческую веру, и тут же преображается при принятии христианства (не в буквальном смысле принятии, а в косвенном, думаю вы увидите если посмотрите последние 20 минут).

Также стоит отметить, что на момент событий фильма, из православных здесь только Византия. Она предстает перед нами в виде богатой, "золотой" страны, которая на фоне Руси выглядит высокоразвито чтоль.

Исторический контекст

Мультфильм рассказывает о выдуманных и реальных событиях на Руси X века в романтизированной, приключенческой и драматической форме.

Некоторые персонажи данного мультфильма действительно существовали, но порой с вымышленными и придуманными историями. Например, жестокий, хитрый и коварный князь Владимир, который грабит и убивает в военных походах на другие страны, убивает своего брата князя Киевского, Ярополка, и проходит через другие нелёгкие пути, в конце своей приключенческой истории, будучи язычником, стал христианином и женился на Византийской царице Анне, и крестил Русь; верные соратники князя Новгородского — воевода Добрыня Никитич и норманнский варяг — Олав I Трюггвасон, которые сопровождали его на протяжении всех походов, до битвы князя с печенежским ханом Курей; князь Ярополк, который ещё с детства был с Владимиром не в самых тёплых отношениях; византийская царевна Анна и византийский император Василий II Болгаробойца, который является братом царевне Анне; печенежский хан Куря, который убил отца князя Владимира. И, наконец, княгиня Ольга, которая дважды спасла Владимиру жизнь от меча Ярополка и является его бабушкой.

В фильме также говорится о том, чего на самом деле не было. Например, якобы благодаря мальчику Алекше, князь Владимир принимает христианство, женится на Византийской царевне Анне и крестит Русь. Не было также клеветы Кривжи на Ярополка князю Владимиру, и так далее (в действительности, война между братьями началась из-за того, что Олег Древлянский на охоте убил сына воеводы Ярополка Сневельда по имени Лют) Однако, часть событий, показанные в мультфильме были. Например, убийство князя Ярополка Владимиром; военные и грабительские походы Владимира на другие страны; нападения печенегов на Русь; влюбление, а позже и венчание князя Владимира с византийской царевной Анной, и так далее…

Мультфильм в значительной части базируется на былинном образе князя Владимира и его эпохи, нежели реальном. Завоевательные походы Владимира и его дружины в фильме присутствуют, но показаны кратко и без подробностей. В фильме также отсутствует первая жена Владимира, Рогнеда Рогволодовна, не упоминается о завоевательных походах князя Ярополка, который показан сугубо положительным персонажем. Пропущено усыновление Владимиром Святополка. Нашествие печенегов, фигурирующих в фильме как главная враждебная сила, перенесено на более ранний период.

Образ Владимира показан в целом, положительным, хотя и более пассивным, чем его реальный прототип. Кривжа является волхвом, то есть жрецом бога Велеса. Этому также свидетельствуют его внешний вид (одет в медвежью шкуру) и способности (может оборачиваться в медведя, живёт в лесу, боится грома). При этом он себя позиционирует жрецом Перуна, хотя мифологические Перун и Велес противопоставлены друг другу. Образ Добрыни, воеводы и старшего наставника князя, ближе к историческому, нежели к былинному.

Важную роль в фильме играет христианство, в которое обращают одного из главных героев мультфильма, Алекшу (который, в свою очередь, склоняет к нему других персонажей). Из-за этого фильм обвиняли в религиозной пропаганде. Однако и язычество показано в целом положительно: языческие боги отказываются принять жертву от злодея Кривжи, и приходят на помощь Бояну, попавшему в беду. Боги, а также колдовство и превращения, в фильме активно действуют и сосуществуют с историческими событиями и персонажами, подчёркивая былинный характер рассказа.

История создания

Идея создания мультфильма о князе Владимире возникла у разработчиков ещё в 1997 году, однако работа над фильмом началась лишь в 1998 году. Изначально Андрей Добрунов и Геннадий Постолаки намеревались снять серию короткометражных мультипликационных фильмов, повествующих об истории крещения Европы. Но, ввиду разногласий разных христианских сообществ, от этой идеи пришлось отказаться. Поэтому Андрей Добрунов решил сделать мультфильм, который рассказывал бы об истории и культуре Руси X века, о её крещении, а также о самом правителе — князе Владимире.

Идею создания мультфильма поддержали академик Дмитрий Лихачёв, президент академии РАН Юрий Осипов, патриарх Алексий II, протоиерей Артемий Владимиров, режиссёр и мультипликатор Фёдор Хитрук и актёр театра и кино — Василий Лановой. Фильм был также обеспечен государственной поддержкой Федерального агентства по культуре и кинематографии России.

4 апреля 2000 года было подписано распоряжение президента России, Владимира Путина, № 105-рп, о включении мультфильма в программу по подготовке к празднованию двухтысячелетия христианства и встречи третьего тысячелетия. А 7 апреля того же года в Российском фонде культуры состоялась презентация, в ходе которой было сообщено о завершении работы над образами персонажей и фоновыми зарисовками мультфильма, о том, что Издательский совет Русской православной церкви внимательно следит за соблюдением исторической правды, о том, что мультфильм был включён в план государственной программы России по празднованию двухтысячелетия христианства и встрече третьего тысячелетия, а также о том, что работа над проектом была благословлена патриархом Алексием II и протоиереем Артемием Владимировым. Через несколько дней после презентации, 21 апреля мультфильму было выдано удостоверение национального фильма. А в декабре того же года проект получил поддержку и одобрение первого заместителя министра образования Киселёва Александра Федотовича. Через год в октябре фильм получил одобрение и поддержку от президента РАН, академика Осипова Юрия Сергеевича.

18 мая 2002 года было объявлено, что генеральным продюсером фильма будет Мащенко Николай Витальевич, продюсером фильма будет Мянко Виктор Иванович, со-продюсером Краев Игорь Евгеньевич, а авторами сценария фильма — Андрей Добрунов и Геннадий Постолаки. Также было объявлено, что композитором, который напишет песни для фильма, стал Николай Носков. Однако, 10 сентября этого же года стало известно, что свою руку к написанию музыки для мультфильма приложит и композитор Шандор Калош. Но он напишет только музыкальные темы для фильма. Многие русские мультипликаторы, проживающие и работающие в других странах, прервали свои работы за рубежом и прилетели в Россию, чтобы принять участие в работе над созданием фильма.

В том же году на Каннском Международном фестивале анимационных фильмов в Анси фильм был назван одним из двенадцати самых ожидаемых предстоящих анимационных мультфильмов мира. Пилотный ролик мультфильма был приглашён на фестиваль, проходивший со 2 по 9 июня того же года.

Художественные особенности

Мультфильм разрабатывался на основе классической рисованной мультипликации 1960-х и 1970-х годов и новой, компьютерной анимации, только для мелких фрагментов фильма и спецэффектов. Мультфильм переживал технические и зарисовочные изменения по ходу работы над ним. Поскольку фильм разрабатывался с 1999 года, с учётом прежних обычаев мультипликационной работы времён СССР и изменений, по ходу появления новых технологий. После начала работы над мультфильмом изменениям подвергались как персонажи, так и сам фильм в целом.

Вторая часть

Алексеем Катуниным (который в первом фильме участвовал в качестве одного из сценаристов) в 2004 году был написан сценарный план второй части. Но студия распалась и проект не был реализован.

Сюжет

Пока Владимир со своим войском отсутствовал, воюя во владениях Византии, Кривжа навёл смуту, наговаривая на Ярополка, будто он стал убийцей младшего брата — князя Древлянских земель Олега. Ярополк посылает Владимиру грамоту о гибели Олега и предательстве Кривжи, но тот, превратившись в медведя, убивает гонца и уничтожает грамоту. Утомлённый грабежами и разбойными походами, Владимир возвращается на родину, как раз к празднованию Масленицы. Кривжа, явившись на праздник, вносит раздор между братьями-князьями, предъявив подложную грамоту о союзе Ярополка с Курей, которую сам и изготовил. И вскоре, по наущению Кривжи, князь Новгородский решает выступить на Киев, против своего брата Ярополка.

А тем временем раб Алекша, подвергающийся унижениям и побоям за свой несгибаемый нрав, попадается на глаза греку Анастасию, приближённому ко двору византийского императора, Василия II Болгаробойцы. Анастасий, не терпящий несправедливости, выкупает русича и на пути к императорскому двору узнаёт историю маленького сироты. Приняв на себя покровительство над бывшим рабом, он считает необходимым крестить его. Детская мечта Алекши сбывается: он попадает в Царьград, где Анастасий представляет его ко двору императора Василия II. Один, в чужой стране, играя на жалейке, преподнесённой в дар князем Владимиром царевне Анне, сестре императора, Алекша глубоко тронул душу Анны. Анастасий рассказал императору о смуте в княжествах, и тот, решив, что крепкая Русь — единственное, что защищает его империю от кочевников, приказал Анастасию отправляться назад к Владимиру. Греки вновь возвращаются на Русь, собираясь устроить свадьбу Анны с Владимиром. Однако, когда послы прибывают к деревеньке у реки, их ладью грабят печенеги, которых привёл Кривжа, и Алекша вновь остаётся один.

Князь Владимир по пути в Киев решает переночевать со своим войском неподалёку от этой деревни. Алекша случайно встречает их и хочет предупредить князя о предательстве жреца. Но Кривжа от имени князя велит привязать его в лесу на съедение зверям. Однако Оленька, дочь воеводы Добрыни Никитича, помогает мальчику бежать. Кривжа, в надежде его убить, бежит за ним в облике чёрного медведя, загоняя его к овражной речке, куда Алекша и прыгает.

После того, как Кривжа ушёл с места падения Алекши в речку и бродил по лесу, направляясь к князю с его войском, его случайно встречает ведун — дед-лесник Боян, который разговаривает с ним о его самочувствии и богах. В это же время, плывя по речке, Алекша выбирается из неё, зацепившись за ветку. По дороге домой Боян встречает своих сыновей — амбалов-дружинников Коснятина и Хотёна — и узнаёт от них, что Кривжа от имени князя приказал привязать мальчика Алекшу в тёмном лесу. Боян провожает сыновей на службу к Владимиру, а в это время к его дому приползает обессиленный Алекша.

Тем временем Алекша, полностью оправившийся после погони в тёмном лесу, помогает деду Бояну собирать урожай в его огороде, где они также разговаривают о секретах плодовитости, о любви, зачем и почему происходит то или иное в природе. После, в доме ведуна, за столом они начинают разговаривать о божественном. Алекша рассказывает Бояну о Иисусе и узнаёт от ведуна о боге Роде, которого Боян почитает так же, как и других богов.

Подавленный совершившимся убийством, и допустивший мысль о том, что на брата Ярополка могли наговорить, Владимир, по предложению Добрыни, решает объединить все племена русичей в одно государство. Советник Кури докладывает об этом хану, и тот приходит в ярость. Но Кривжа выдвигает свой хитрый замысел рассорить племена русичей, не допустив объединения Руси.

Собранные волхвы и сами племена, во главе с князем Владимиром, стоят у капищ их богов, чтобы те стали свидетелями объединения. Чтобы заручиться их поддержкой, богам приносят в жертву дикого быка. Но идола Перуна, воздвигнутого нечестивым жрецом Кривжей, раскалывает молнией, и едва собранные племена вновь разбредаются. После случившего, в эту же ночь, Кривжа заговаривает князя на смерть в лесном болоте.

На следующее утро волхвы князя с тревогой обсуждали неразумное поведение Владимира, так как печенеги были у города, а он с дружиной отправился на охоту в тот самый лес, где Кривжа заговорил его на смерть. После разговора главный волхв говорит, что опора князю нужна, или, попросту, жена. Жрецы готовятся к возможной свадьбе князя с византийской царевной Анной.

Братья Хотён и Коснятин готовили пойманного ими осетра. Но им попадаются гнавшиеся за Алекшой печенеги, и один из них попал стрелой в готовящуюся рыбу. Это разозлило братьев, и они стали биться с печенегами. В результате этой весёлой битвы печенеги были повержены, но рыба братьев сгорела, из-за чего они очень расстроились. Тем временем князь вместе со своим конём бродил за кабаном в том самом болоте, где должен был утонуть по задумке Кривжи, но этот заговор провалился — князь сумел выбраться из болота, а потом и из леса. И тут ему попадается Алекша, но на них напал зубр, и, защищая мальчика, князь теряет сознание от удара дикого быка.

Пока дед Боян лечил князя от хвори, избушку ведуна окружают печенеги, приведённые Кривжей. Жрец пытается убить князя, но ему мешает это сделать Боян, используя свои чары. Однако Кривжа оказывается сильнее (особенно в ночное время): превратившись в медведя, он идёт на Бояна. Бояну помогает Алекша, который толкнул на Кривжу бочку с мёдом, после чего тот временно теряет сознание. На дом Бояна наступают печенеги, но он, взывая к Роду, спасает Алекшу и князя. Кривжа, вновь обернувшись медведем, идёт в избу, но сталкивается с Владимиром. Очнувшийся князь, вооружённый факелом, начинает мстить жрецу за ложь и вероломство. Затем, увидев хана Курю, Владимир вызывает его на поединок и честно побеждает. Но пока Владимир дрался с Курей, Кривжа пытался убить Бояна, который мешал ему помочь Куре убить князя. После боя войско хана хотело напасть на князя, но Гияр не позволил им этого, приказав отступить в свои земли. Нежелающий смириться с поражением Кривжа в порыве гнева пытается убить Бояна своим посохом, но случайно попадает им в дубовое дерево, в котором воплощён Род, и погибает от кары бога.

На следующее утро князю снится, как он в солнечном и золотом поле, вместе со своим конём, изучает христианские заповеди о любви к брату и Богу. Но как только он просыпается, к деду Бояну приходят его сыновья, которые рассказывают ему весть, будто бы князь и воевода погибли в болотах, пока были на охоте. Затем и Алекша выбежал, крича, что князь пропал. Но Добрыня, а затем и сам Владимир, это опровергли.

В финале Алекша сидит в одной лодке с влюблённой в него Оленькой, а византийская царевна Анна верно ждёт князя на свадьбе, вместе с его волхвами в Царьграде. В самом конце, Владимир спрашивает Алекшу, понравилась ли царевне жалейка, на что тот отвечает утвердительно. После этого, Владимир и Алекша весело поскакали навстречу солнцу, Боян пожелал им удачи и лёгкой дороги.


VLADIMIR 19 дек. 2019 г., 21:42:58
В прицнипе-все идеально. Разве что жестокость в мультфильме есть, да и слишком мало показали процесс превращения Князя из грабящего убивающего другие народы, в мудрого правителя, будущего Крестителя Руси. Поэтому 9


Сцены с алкоголем,
табаком и другими наркотиками

Алкоголь, табак, другие наркотики

Средний балл общей оценки


Александр Харьков 5 февр. 2020 г., 09:41:04
Употребление алкоголя князем Владимиром и гостями на пиру

Татьяна Анопко 3 июн. 2020 г., 11:51:05
есть одна такая сцена: употребление вина на празднике Масленицы

Наличие эротических
сцен

Наличие эротических сцен

Средний балл общей оценки

Пошлый юмор или
обсуждение пошлых тем героями

Пошлый юмор или обсуждение пошлых тем героями

Средний балл общей оценки

Уровень сцен насилия и жестокости

Насилие и жестокость

Средний балл общей оценки

Призрак Оперы 9 авг. 2019 г., 00:13:38
Для 12+ многовато боев, крови. Два толстопузых брата хоть и показаны со стороны юмора, но дубасят всех направо и налево.

Никита Деревнин 20 дек. 2019 г., 00:59:01
Вырезал город ради богатства. В последней сцене врываются в закрытое здание и там убивают всех женщин. Показана именно там зверийная жестокость


Александр Харьков 5 февр. 2020 г., 09:41:04
Ограбление чужих земель и намёк на убийство мирных жителей города князем Владимиром и его войском; жертвоприношение идолам быка (быку отрубили голову на глазах у маленькой девочки); убийство варягом брата Владимира, Ярополка.

Вредная пропаганда

Вредная пропаганда

Анна Радужная 26 дек. 2019 г., 17:51:14
Мог бы быть и хороший и мульт, но лютая пропаганда и необоснованное очернение одних персонажей перед другими.


Александр Харьков 5 февр. 2020 г., 09:41:04
Дохристианская Русь изображена как земля грабителей с жестокими верованиями, включающими в себя жертвоприношения, и только приход христианства изменил ситуацию. Сразу вспоминаются слова патриарха Кирилла, что славяне - это варвары

Рецензии (2)

Любви к своей Родине (образ Владимира); любви к ближнему (образы Владимира, Ярополка, Деда-Бояна, Алекши); смелости и храбрости (образы Владимира, Ярополка, Деда-Бояна, Алекши); мужественности и женственности применительно к своему полу (неважно, что ты еще мал, если ты мужчина, то ты защитник, если ты женщина, то из преданности к дорогому тебе человеку должна помочь – об Алекше, и Оле); милосердию (образ Анастасии); преданности (образ Добрыни).


Мнение цензора (подробно)

Спойлеры

Спойлер — информация, содержащая сюжетные подробности, ознакомление с которыми разрушает интригу от просмотра фильма.

Отдельно хочется сказать об изумительной красоты песнях, сопровождающих сюжет мультфильма. Прекрасна музыка и прекрасны слова, наполненные глубокими мыслями о чувствах человека, Любви (как явлении Божественного происхождения) и природными фольклорными образами. Все это как нельзя кстати вливается в историю о Древней языческой Руси.

Пару минусов: есть сцена употребления вина князем и его гостями на празднике Масленицы и есть эпизоды насилия: 2 похода князя Владимира, но подробности не смакуются, либо это быстро сменяющиеся эпизоды, либо фрагмент, из которого становится понятно, что человек убит.

После общего обзора перейдем к рассмотрению образов действующих лиц.

При этом показательны 3 эпизода: сначала птичье гнездо на крепостной стене с яйцами, потом убийство князем некой женщины, заслонившей собой стариков, женщин и детей (возможно, местной княгини), затем задумчивое лицо князя при виде пустого гнезда в реке.

Все это, с одной стороны, демонстрирует нам все ужасы несправедливой войны, в результате которой разрушаются семьи и погибают невинные люди, с другой стороны, гнездо – символический образ, заставивший Владимира почувствовать себя сиротой и поскорей вернуться домой. Из всего этого следует, что он не дает пощады чужим, но проникнут чувством любви к родному. Он любит и своих братьев, и до последнего отказывается верить в их предательство, но все-таки Кривже удается его убедить идти в поход на Киев. Он храбр, смел, но жесток и своенравен. У него есть своеобразное чувство справедливости: в поединке с Ярополком он отказывается от предложенного братом кулона, знаменующего власть над Киевом, ведь он пришел не за этим, а чтобы покарать за измену, которой, как оказалось, не было. В целом князь показан как лицо, которое творило Зло в большей степени не по своей воле, а по наущению Кривжи (то есть воплощения Зла).

Кривжа – недостойный ученик Волхва, из жажды власти присвоивший себе посох учителя и ставший воплощением Зла. Кривжа – жрец Перуна (бога молнии), оборотень, проявляющий свою силу только во тьме. Для достижения своих целей он использует обман и темные магические умения, и это неудивительно для человека, который носит имя, обозначающее Ложь; он говорит, что служит богам, но, на самом деле, любит только себя и служит только себе, что доказывает эпизод, когда во время жертвоприношения молния рассекла идола Перуна надвое. Кривжа кровожаден, в течение всего мультфильма он преследует Алекшу – единственного свидетеля его заговора с Кирей, вождем печенегов. Как и положено по всем канонам, эта история заканчивается победой Добра над Злом, то есть над Кривжей.

Дед-Боян – добродушный дедушка, живущий в лесу, выращивающий овощи, ухаживающий за пчелами и другими животными. Можно сказать, что он обладает какой-то магической силой, но эта сила строится на любви ко всему живому. Хоть он и верит бога по имени Род, но такое чувство, что по сути он верит в Бога-любовь, т.е. в Христа. Поэтому и неудивительно, что он с таким интересом слушает рассказы Алекши о Евангелии. Боян – воплощение Добра в мультфильме, которое и побеждает Зло. Он говорит мудрые вещи, он по-своему строг и в то же время добр, гостеприимен. Боян приютил Алекшу, а Алекша во всем помогал своему новому опекуну.

Князь Ярополк – правитель Киева, главный князь на Руси. В детстве у них с Владимиром были разногласия, он не считал его за своего брата, потому что мама у них была разная. Бабушка княгиня Ольга примирила их, но Ярополк всю жизнь носил в себе эти противоречивые чувства, хотя и поборол в себе пренебрежение и принял брата. И поэтому в поединке с ним он, пусть и не сразу, но готов не проливая крови, отдать ему власть. Когда варяг убивает Ярополка, тот кается, что много согрешил, и вы видим крупным планом крестик в его руке.

Добрыня – воевода, дядька Владимира, его активный помощник и советчик. Он очень мудрый, справедливый и строгий. Во всех делах сопровождает своего племянника.
Викинг-варяг – сотник Владимира. По своей сути он разбойник: он любит убивать и грабить. Богатство для него – самое важное в жизни. Именно от его руки погибает князь Ярополк. И именно он затевает смуту, когда Владимир попал в беду на охоте.

Два брата-толстяка – комические персонажи, олицетворяющие собой такие пороки как, обжорство и глупость. Из-за наличия у них грубой силы и бездумного подчинения их берут в дружину. Во время своей службы они сознательно не приносят никакой пользы князю: все, что их заботит – наполнение собственного желудка. В этом случае показателен эпизод, когда они раскидали отряд печенегов в отместку за то, что те попали стрелой в их рыбу. Есть у них интерес и к женщинам. Нам показывают, как они пытаются ухаживать за одной девушкой: один угощает ее ягодами, а другой – яблоками. Но девушка не проявляет к ним особого интереса.

Анастасий – грек-торговец, он же византийский посол на Руси. Он выкупает Алекшу из печенегжского рабства, крестит его, рассказывает ему о Боге, дарит ему Евангелие. Некоторое время Алекша сопровождал в плаваниях своего наставника, с ним же он побывал в Константинополе, где видел самого императора и играл на жилейке для императорской сестры Анны.

Алекша – замечательный мужской персонаж – ребенок. Ему на вид около 10-11 лет. Алекша очень смелый и великодушный. Замечательны эпизоды, в которых Алекша сначала вытаскивает из речки тонущего врага – Гияра, сына вождя печенегов, а потом уводит от деревни в лес отряд печенегов, которые отправились на поиски Гияра. Поражает и эпизод его бегства от оборотня-Кривжи и прыжок с обрыва в реку с безграничной верой в то, что Евангелие спасет. В заключительной битве Добра и Зла Алекша принимает самое активное участие: сбивает Кривжу с ног бочкой с медом, бросается на того, чтобы спасти Бояна.

Итог: мультфильм хороший, рекомендуется к просмотру подрастающему поколению.

Читайте также: