Проблема нехватки школ в россии

Обновлено: 04.07.2024

Восполнить нехватку школ, детских садов и поликлиник у новостроек помогут механизмы инфраструктурных облигаций и комплексного развития территорий, считают в Минстрое. Проблему обсудили на круглом столе в Совете Федерации.

По программе "Стимул" между Минстроем и регионами заключены соглашения о строительстве 624 инфраструктурных объектов, включая 54 объекта социальной инфраструктуры, рассказала директор Департамента жилищной политики Минстроя Ольга Корниенко. Это будет стимулировать ввод 32,9 млн кв.м жилья к 2025 году, в том числе 4,5 млн кв.м в нынешнем году.

Однако 2021 год станет последним годом, когда в рамках этой программы будет поддерживаться строительство социальной инфраструктуры, сообщила Корниенко. С 2022 года софинансирование ее строительства будет идти по другим отраслевым госпрограммам, направленным на развитие образования, здравоохранения и др.

Недавним постановлением правительства предусмотрено предоставление субсидий из федерального бюджета (так называемых "демографических субсидий") на софинансирование строительства школ. За счет бюджетов всех уровней планируется ввод школ в ближайшие годы не менее чем на 1,4 млн учеников. ДОМ. РФ предлагает аналогичным образом финансировать строительство детских садов и поликлиник.

Этих субсидий на строительство школ будет недостаточно, подчеркнула Корниенко: "Потому что прежде всего эта мера направлена на погашение накопленного дефицита в уже застроенных и давно заселенных районах. И не будет достаточна для обеспечения социальной инфраструктурой новых микрорайонов жилищного строительства". Помочь с обеспечением новостроек социальными учреждениями должны, по мнению Минстроя, механизмы инфраструктурных облигаций, а также закон о комплексном развитии территорий, которым подразумевается, что новые районы будут строиться сразу со всей необходимой инфраструктурой. По оценке Минстроя, в целом по стране под комплексное развитие территорий могут попасть около 700 земельных участков.

Сейчас детскими садами обеспечены 78% строящихся жилых комплексов, еще 12% планируется обеспечить в ближайшее время, 10% - вообще не обеспечены, привел данные председатель Комитета по предпринимательству в сфере строительства Торгово-промышленной палаты Ефим Басин. В некоторых регионах дефицит детсадов выше - например, в Адыгее их нет более чем у 40% новостроек.

Фото: Артем Коротаев/ТАСС

Школами не обеспечено 18% нового жилья. Самая большая их нехватка - опять же в Адыгее (более 50% новостроек), Севастополь (более 30%), Калининградская, Ленинградская области, Краснодарский край. Еще ощутимее нехватка поликлиник - ими не обеспечены 59% новостроек.

Две базовые проблемы, из-за которых возникает дефицит социальной инфраструктуры - нехватка земельных участков и недостаток средств, отметил президент НОСТРОЙ Антон Глушков. Когда возведение социальной инфраструктуры напрямую перекладывается на застройщика, это увеличивает себестоимость строительства примерно на 25%, сказал он.


Почему учителя не занимаются детьми

Одним из наиболее перспективных вариантов решения этой проблемы он считает появление в школах новой должности — специалиста, который будет разбираться только с бумагами, при этом не затрагивая процесс обучения детей.

Директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина в свою очередь предложила повышать квалификацию учителей, так как сейчас далеко не во всех школах начальное образование позволяет детям получить необходимые для дальнейшей жизни навыки.

Финансирование растет, а учителя недовольны

Отдельное внимание российским школам стоит уделить вопросу цифровизации обучения, уверены эксперты. Такой подход к образовательному процессу будет включать в себя не только активное использование интернет-ресурсов, но и технологии работы в дополненной реальности.

По мнению Бориса Чернышова, развитие технических возможностей будет способствовать постепенному переходу российских школ к междисциплинарному подходу — когда дети изучают не ряд явлений в рамках одного предмета, а одно явление с помощью нескольких предметов.

При этом для учителей обновленный подход к обучению детей не должен строиться на одном энтузиазме, уверены специалисты в сфере образования. По мнению Абанкиной, оплата труда должна расти соразмерно увеличению нагрузки. В регионах средняя зарплата учителя составляет порядка 15–30 тыс. рублей в месяц, в Москве она доходит до 70–90 тыс. Но даже эти цифры выглядят совсем не привлекательно на фоне колоссального объема работы.

По его мнению, Министерство просвещения как регулятор создания условий для школ сейчас абсолютно не выполняет свои функциональные обязанности: оно не влияет ни на объем поступающих средств, ни на механизм расходования денег, ни на его эффективность. В связи с этим появляется большой разрыв между финансированием и качеством образования.

Система образования не интресна ни школьникам, ни учителям

На архаичность ФГОС указал и депутат Борис Чернышов. По его словам, вычислять наиболее верные пути развития сферы образования нужно путем проб и ошибок, а не стоять годами на одном и том же месте.

Кроме того, принимать участие в обсуждении вопроса стандартов образования должны и сами школьники, уверен Чернышов. Каждый из них должен понять, что конкретно его не устраивает в системе обучения, а специалисты должны сделать выводы на основании этих размышлений.

Тем не менее, по мнению Адамского, прежде чем переходить к таким мерам, необходимо для начала обеспечить жизнедеятельность системы образования в России. Для этого уже сейчас нужно начинать работу по продумыванию и осмыслению методологии нового поколения ФГОС, который наконец поставит точку во всех спорах.

МОСКВА, 30 сентября. /ТАСС/. Дефицит мест в российских школах, по оценке Минпросвещения РФ, составляет более 720 тыс., сообщил в среду замдиректора департамента развития региональной инфраструктуры и конкурсных процедур Министерства просвещения РФ Андрей Родионов на Российской неделе государственно-частного партнерства (ГЧП).

"У нас дефицит мест, который мы сейчас везде позиционируем, это более 720 тыс. мест. На соответствующую потребность, которую мы посчитали на уровне муниципалитетов, мы в рамках федерального бюджета предусмотрели средства, и сейчас в законе по нашим направлениям зарезервированы средства в районе 235 млрд рублей. Данных средств, по нашим расчетам, мы понимаем, что нам их не хватает на покрытие всей потребности, которую мы вывели окончательно", - сказал он.

По его словам, такая ситуация сложилась в том числе из-за того, что Минпросвещения уточнило потребность в местах на уровне муниципалитетов.

"Если изначально мы считали где-то по уровню статистики, то фактически пересчет на уровне муниципалитетов показал, что мы видим, [что] в рамках муниципалитетов с учетом стремительного строительства жилищных комплексов эта потребность возникает буквально за год, она может вырасти на 2-3 тыс. в рамках одного микрорайона", - пояснил Родионов.

Также он отметил, что ресурсов федерального бюджета на покрытие всего дефицита мест недостаточно. Исходя из этого Минпросвещения прорабатывает вопрос по ликвидации потребности с привлечением механизмов ГЧП.

Российская неделя ГЧП проходит в Москве с 28 сентября по 1 октября. Организаторами мероприятия выступают фонд Росконгресс и Национальный Центр ГЧП. Генеральный партнер - "Сбер". Портал "Будущее России. Национальные проекты", оператором которого является ТАСС, выступает генеральным информационным партнером форума.



Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Министр просвещения России Сергей Кравцов в марте 2021 года заявил, что в российских школах учителей достаточно, в целом дефицита кадров нет. В то же время, по оценке РАНХиГС, в стране не хватает около 250 000 педагогов. Как получилось, что по отчетам региональных министерств и департаментов учителя есть, а в школах их нет — разбирался Педсовет.

Дефицит учителей в российских школах — миф или реальность?

Ситуация с учителями в российских школах — настоящая магия. Министр просвещения отчитывается Госдуме, что в целом по стране дефицита педагогических кадров нет.

По данным Общероссийского народного фронта, более половины учителей сообщают о нехватке в своих школах педагогов-предметников. Это подтверждают региональные новостные порталы.

В Свердловской области на начало 2021‒2022 учебного года в школах было открыто 755 вакансий учителей. Сейчас в этом регионе все еще актуальны 726 вакансий.

В школах Иркутска весной не хватало 3161 учителя — это 47 процентов от нужного количества педагогов при условии, что каждый работает на одну ставку. В декабре 2021 года в Иркутской области открыто 1107 вакансий для учителей.

В сентябре 2021 года школы Владивостока предлагали учителям 150 вакансий. В декабре на весь Приморский край открыто 524 вакансии.

В Новосибирской области на ноябрь 2021 года не хватало 777 учителей. На декабрь открыто 960 вакансий.

По данным департамента образования Тюмени, школы города полностью укомплектованы учителями. Однако сейчас в Тюменской области открыто 427 вакансий для учителей.

В Омской области на апрель 2021 года требовались 603 учителя. В декабре 2021 года вакантны 700 мест в школах области.

На октябрь 2021 года в Ростовской области не хватало более 30 процентов учителей. В декабре по области все еще не закрыты 605 вакансий.

Каких учителей не хватает в школах

В дефиците также учителя-логопеды, дефектологи, школьные психологи.


ВШЭ пришла к следующим выводам:

  • Дефицит педагогов в России растет: если в 2013 году в среднем на одного учителя приходилось 15,7 человека, то в 2019-м — 18,4 учащихся.
  • По информации ОНФ, чаще всего в российских школах не хватает учителей математики, иностранных и русского языков, начальных классов, физики.
  • Больше всего вакансий в 2019‒2020 учебном году открыто для учителей иностранных языков, музыки и пения, физики, основ безопасности жизнедеятельности, информатики и ИКТ, химии.
  • В целом по стране городские школы испытывают большую нехватку педагогов, но в 2019 г. ситуация в селах и деревнях стала хуже, чем в городах.
  • Дефицит преподавателей основных дисциплин — математики и русского языка — может сказаться на результатах итоговой государственной аттестации.
  • Кадровый дефицит вызван в том числе и общим старением педагогических кадров: более четверти учителей в России старше 55 лет, а доля молодежи в последние годы не увеличивается.

Но данные статистики и исследований не дают поводов для оптимизма: в российских школах объективно существует дефицит учителей по основным дисциплинам, а главное — школам не хватает молодых учителей, которые говорят со школьниками на одном языке.

Справедливости ради надо сказать, что условия работы учителя в России зависят от региона и от руководства школы. Ситуация отличается кардинально.

Профорг средней общеобразовательной школы, г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл:

Директор средней общеобразовательной школы, г. Санкт-Петербург:

Директор средней общеобразовательной школы, Калининградская область:

Почему выпускники педвузов не идут работать в школы

В 2019 году министр просвещения Ольга Васильева сообщила, что только половина выпускников педвузов идет работать в школы.

Получается, что каждый третий выпускник российского педвуза не идет работать в школу — и на это есть объективные причины.

По данным соцопроса, половина россиян считает, что статус профессии учителя за последние десять лет понизился. Только пять процентов родителей хотели бы, чтобы их ребенок в будущем стал учителем.

Быть учителем в России — непрестижно, невыгодно, трудно и в профессиональном плане, и в психологическом. Неудивительно, что молодые специалисты предпочитают устраиваться куда угодно, только не в школу.

Читайте также: