Анкета дисциплина в школе

Обновлено: 07.07.2024

Как хочется зайти в класс, а там — доска готова, класс стоит смирно, все на месте, все ждут учителя, с готовностью поглощать вечное, доброе, светлое. Если дисциплина в классе на высоте, то и учеба дает хорошие результаты.

Но мечты и реальность часто не совпадают.

Когда дисциплина в классе учителя напрягает и не дает нормально объяснять материал урока, работать очень сложно. Ведь в этом случае на первый план вместо обучения выходят в полный рост вопросы дисциплины и порядка на уроке.

Больной вопрос — дисциплина в классе. Сколько бы я ни готовилась к уроку, все идет насмарку, потому что нет дисциплины.

Дети ничего не боятся, не понимают требований учителя, занимаются своими делами и т.д. Самое страшное, что это не только у меня в классе.

(цитаты с форума учителей)

Учителя пишут, что иногда просто опускаются руки, ситуация запутывается в какой-то хаотичный клубок, распутать который не представляется возможным. Учителю просто непонятно, почему некоторые приемы по удержанию дисциплины работают в одном классе и не срабатывают в другом. С чем это связано? Вроде дети одного возраста, одинаковый учебный материал. В чем же причина?

Дисциплина в начальных классах

Дисциплина в 1 классе — это только первые шаги в формировании организационных навыков у малышей. От тех основ, которые будут заложены в первом классе, зависит дальнейший интерес к учебе и дисциплина в классе.

У первоклассников ведущей становится учебная деятельность, одновременно с этим потребность в игре также остается высокой. У детей еще достаточно высокий интерес к учебе. На стыке двух желаний — познавательного интереса и потребности в игре — лучше всего формируется дисциплина в первом классе.

Поэтому учителю, даже подчеркивая достоинства отдельного ученика, всегда нужно сделать акцент на том, что он показывает другим ребятам пример или внес наибольший вклад в то, чтобы урок был интересным.

Разнообразные игровые приемы позволяют лучше концентрироваться на заданиях и учиться с большим интересом. Естественно учитель начальной школы работает в тесном сотрудничестве с родителями.

Дисциплина в 1 классе советы учителю

Когда у ребенка нормальная обстановка в семье, тогда уже не будет страдать дисциплина в школе и классе. Но не стоит забывать и такой момент: ребенок может ощущать гораздо больше защищенности в школе, где его не унижают, а стараются помочь. В любом случае учителя знают, что дети из неблагополучных семей оказывают влияние на общую дисциплину в классе. Именно такие дети чаще других ведут себя не совсем адекватно ситуации: истерят, обижаются или проявляют гиперактивность.

Не орите на ребенка

Важнейшее правило: Кричать на детей нельзя. У них от этого разрушаются нейронные связи в мозге!

Учителю, который не понимает этих постулатов и продолжает кричать на детей, унижать их, становится еще сложнее добиться дисциплины в классе. Бессознательно, чтобы ощущать себя в безопасности, дети начинают сбиваться в стайку и сопротивляются всем коллективом дисциплинарным мерам учителя.

Проблемы дисциплины в 5 классе

А вот для обстоятельных учеников, обладателей анального вектора, главная ценность — это возможность быть лучшим. Поэтому их надо хвалить за качество и усидчивость.

Эмоциональных ребят необходимо поощрять за красоту выполнения заданий и отмечать эти работы перед классом. Замкнутым интровертам, обладателям звукового вектора — гениям в потенциале — всегда лучше давать дополнительное задание более высокой сложности. Их абстрактный интеллект способен решить очень сложные задачи.

Давая нагрузку ребятам согласно их свойствам, мы превращаем обучение в увлекательный процесс. Когда дети учатся с наслаждением, проблем с дисциплиной чаще всего не возникает.

Конечно же, мы не забываем, что сейчас век клипового мышления. Современным детям сложно долго сосредотачиваться на одном и том же, они теряют интерес, поэтому сам урок должен быть наполнен разнообразным материалом.

Командовать парадом буду я?

Организация дисциплины в классе — это процесс, который требует системного подхода. Прежде всего должны быть четко сформулированные правила поведения на уроке. Ведь дисциплина — это еще и цели, задачи, планы и сроки их выполнения. Конечно же, у учителя есть учебный план и общими усилиями его необходимо выполнить.

Когда учитель пытается воздействовать на учеников только через жесткие дисциплинарные меры, то есть без внутреннего согласия, признания коллективом справедливости этих правил, ничего не получается.

Учитель будет просто противостоять ученикам, и эта бессознательная борьба только усугубит ситуацию. Коллектив школьников будет гнуть свою линию, учитель будет пытаться взывать к дисциплине, правилам, применять карательные меры, но всеобщее напряжение будет только расти.

Где же пролегает эта тонкая грань между жесткой дисциплиной и желанием учиться? Ответ простой — в области сотрудничества. Когда учитель может так организовать процесс учебы, чтобы была и дисциплина и при этом не терялась познавательная активность ребят.

Как наладить дисциплину в классе — противостояние или сотрудничество?

На самом деле дисциплина в классе — это создание условий для сотрудничества учителя с учениками и учеников между собой.

Вот некоторые системные советы от педагогики сотрудничества.

Используя принцип удовольствия, привлекать ребят любого возраста к сотрудничеству при проведении урока. Это могут быть очень простые шаги и действия: раздача тетрадей, подготовка доски и класса к уроку, проведение физкультминутки на уроке и подбор музыкальных пауз для них.

Когда дети вовлечены в процесс и хотя бы чуть-чуть вкладывают свои усилия при проведении урока, их интерес к учебе возрастает, а проблемы с дисциплиной отходят на второй план.

Можно пойти дальше и устроить конкурс талантов. Ведь в каждом школьном предмете есть где проявить творчество.

У меня была девочка, которая не хватала звезд с неба в математике. Но то, как она рисовала и чувствовала цвет, было просто ее уникальным даром. Мы всем классом просили ее иллюстрировать математические сказки, сочиненные другими учениками. В результате появлялись просто шедевры и по оформлению, и по содержанию. Эти работы много лет украшали наш класс.

Сотрудничество детей между собой всегда позитивно. Когда мы показываем ребятам эту возможность проявить свои таланты, они готовы дальше уже сами идти по этому пути и часто помогают друг другу по разным предметам.

Дисциплина в старших классах — действуем через сотрудничество

Дисциплина в 9 классе — это уже другой вопрос, так как у подростков начинается пубертат, а значит, они все больше и больше хотят попробовать свою самостоятельность, и, конечно же, они считают себя уже взрослыми, умными и не подчиняются дисциплине на уроке иногда просто из чувства протеста.

Что можно сделать? Здесь помогают опять же игровые методики. Игры в дни самоуправления, когда те же подростки должны подготовить урок на 45 минут и провести его в младших классах. Да, да, вот так вот — на противоположностях! Когда они сами, сталкиваясь с проблемами дисциплины в 7 классе, увидят этот праздник непослушания во всей красе, они смогут изменить свой взгляд на дисциплину в классе. Вообще обмен ролями очень позитивно влияет на учеников.

Понять что-то можно через противоположности. Когда устраивается праздник непослушания, а потом идет его обсуждение, то очень легко формируются разумные правила, которые признаются коллективом ребят.

Дисциплина в классе советы системных педагогов

Очевидно, что для качественного учебного процесса должна соблюдаться дисциплина в школе и классе.

Современные дети полиморфы, то есть имеют несколько векторов. Распознавание их внутренних мотивов к тому или иному действию позволяет легко научиться поддерживать дисциплину в классе, точнейшим образом используя педагогические приемы.

Дисциплина никогда не будет идеальной, это тоже надо понимать. Дети проходят разные периоды своего развития, у них меняется обстановка в семье, что также влияет на дисциплину и поведение школьников. Но именно потому работа учителя требует творческого подхода и знания особенностей психики детей.

Это уникальный практический инструмент в работе педагога.

А как решается вопрос дисциплины в классе у вас? Ваше мнение очень важно. Возможно, у вас есть личный опыт, отличный от моего? Поделитесь своими находками в комментариях.

Автор Виктория Винникова, педагог

Анкета содержит 45 вопросов, разделённых на три поданкеты. Содержание анкеты учитывает следующие параметры: учёба (вопросы 1-3), дисциплина (4-6), общественно-трудовая активность (7-9), отношения с классом (10-12) и асоциальные проявления (13-15).

ВложениеРазмер
anketa_po_viyvleniu.doc 43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Анкета по выявлению трудновоспитуемых в классе.

  1. Интересно ли тебе на уроках?
  2. Стремишься ли ты узнать новое по школьной предметам?
  3. Пытаешься ли найти ответ, если что-то непонятно?
  4. Пытаешься ли не опаздывать на уроки?
  5. Стремишься ли вести себя так, чтобы не получить замечания?
  6. Переживаешь ли, если приходиться по какой-либо причине пропускать уроки?
  7. Сам ли стираешь себе рубашки?
  8. Принимаешь ли участие в трудовых делах класса?
  9. Помогаешь ли дома по хозяйству?
  10. Совершая что-либо, задумываешься ли, как оценит это класс?
  11. Пытаешься ли поддерживать класс, если его мнение не совсем совпадает с твоим личным интересом?
  12. Тревожит ли тебя, какое о тебе мнение в классе?
  13. Употребляешь ли иногда спиртные напитки?
  14. Куришь ли ты?
  15. Приходилось ли тебе убегать из дома?
  1. Приходилось ли тебе пропускать уроки без уважительной причины?
  2. Занимаешься ли на уроке посторонними делами?
  3. Были ли случаи, когда приходил на урок неподготовленным?
  4. Приходилось ли в кабинете завуча или директора держать ответ за плохое поведение в школе?
  5. Случалось ли быть участником драки в школе?
  6. Доводилось ли помогать проводить классные или школьные мероприятия?
  7. Бывали ли случаи, что ты сбегал с классных мероприятий?
  8. Пытался ли избегать общественных поручений?
  9. Пробовал ли остаться в стороне, когда проводились сборы, диспуты, уроки мужества и т.д.
  10. Приходилось ли делиться самым сокровенным с ребятами, которые не учатся в школе?
  11. Случалось ли с нетерпением ждать часа, когда можно уйти из школы к другим ребятам?
  12. Участвовал ли в делах, которые шли бы вразрез с интересами ребят твоего класса?
  13. Старался ли избежать драки в школе, если представлялась такая возможность?
  14. Можешь ли ты устоять, если представляется возможность присвоить чужую, но нужную тебе вещь?
  15. Мучает ли тебя совесть за то, что приходилось лгать?
  1. С полной ли отдачей работаешь на уроке?
  2. Выполняешь ли ты домашнее задание?
  3. Связываешь ли получение знаний в школе со своим будущим?
  4. Вежлив ли со взрослыми вне школы?
  5. Вовремя ли возвращаешься с улицы вечером домой?
  6. Считаешься ли с мнением родителей?
  7. Проявляешь ли инициативу в проведении интересных дел в классе?
  8. Выбирали ли тебя в актив класса?
  9. Делаешь ли какое-либо полезное для класса дело?
  10. Стремишься ли иметь авторитет у ребят своего класса?
  11. Хочешь ли иметь много друзей в своем классе?
  12. Стараешься ли отстаивать честь своего класса?
  13. Приходилось ли объясняться по поводу своего поведения в милиции?
  14. Бывал ли у вас дома инспектор (участковый) по причине твоего плохого поведения на улице?
  15. Встречаешься ли с ребятами, которые не работают и не учатся?

Инструкция по обработке результатов анкеты:

Анкета содержит 45 вопросов, разделённых на три поданкеты. Содержание анкеты учитывает следующие параметры: учёба (вопросы 1-3), дисциплина (4-6), общественно-трудовая активность (7-9), отношения с классом (10-12) и асоциальные проявления (13-15).

На каждый вопрос могут быть три варианта ответа: да, нет, иногда.

Обработка результатов сводится к следующему: каждый ответ оценивается баллом +1, -1, 0 (иногда).

Подсчитывается алгебраическая сумма балов (№) по данному параметру. При № ≥ 6 учащийся по данному параметру относится к благополучным. Другие результаты определяют уровень запущенности ученика.

Сумма баллов по параметру

Уровень педагогической запущенности

Итоговая сумма баллов

І – начальный уровень трудновоспитуемости

Характеристика уровней (по итоговой сумме)

Уровень, качества личности (признаки)

ІІ уровень: невосприятие педагогических воздействий; эгоцентричность; негативное отношение к школе; проблемы в умственном развитии; проявляются 2-3 серьёзных недостатка, устойчиво взаимодействующих между собой; завышенная самооценка; уровень требований к другим больше, чем к себе.

ІІІ уровень: противодействие воспитательному процессу; поведение на грани правонарушения; негативное отношение к школе, сверстникам, к нормам морали; ярко выраженная отрицательная направленность; пробелы в умственном, нравственном, волевом развитии; болезненная психика, обострённое самолюбие, странности; требовательность к себе отсутствует.

1. Нарушение правил поведения в школе (срывы уроков, прогулы, отказ от выполнения заданий.

2. Грубость, сквернословие.

5. Унижение других.

7. Неподчинение взрослым.

9. Отрицательное отношение к учёбе.

II. Какие из этих видов поведения преобладают у твоих сверстников?

1. Нарушение правил поведения в школе (срывы уроков, прогулы, отказ от выполнения заданий.

2. Грубость, сквернословие.

5. Унижение других.

7. Неподчинение взрослым.

9. Отрицательное отношение к учёбе.

III. На чём преимущественно основывается твоё мнение по первым двум вопросам?

1. Собственные наблюдения.

3. Мнение родителей.

4. Мнение учителей.

5. Мнение твоих друзей.

IV. Почему, по твоему мнению, подростки (молодёжь) совершают поступки, которые считаются отклонением от нормы?

1. Стремление получить сильные впечатления.

2. Какое-то заболевание.

3. Повышенная возбудимость.

4. Неблагополучная ситуация в семье.

5. Стремление к самостоятельности и независимости.

6. Отставание в учёбе.

7. Пренебрежение со стороны сверстников.

8. Непонимание взрослыми твоих трудностей.

9. Отрицательное отношение других к твоим способностям.

10. Примеры насилия, жестокости, безнаказанности, получаемые через средства массовой информации.

11. Чрезмерная занятость родителей.

12. Конфликты с родителями.

1. Классному руководителю.

2. Социальному педагогу.

3. Любимому педагогу.

6. Затрудняюсь ответить.

VI. Какие виды отклоняющегося от нормы поведения, с твоей точки зрения, требуют вмешательства взрослых?

1. Нарушение правил поведения в школе (срывы уроков, прогулы, отказ от выполнения заданий.

2. Грубость, сквернословие.

5. Унижение других.

7. Неподчинение взрослым.

9. Отрицательное отношение к учёбе.

VII. Как ты считаешь, к каким последствиям может привести отклоняющееся от общепринятых норм поведение?

Нажмите, чтобы узнать подробности

- Ребята, а ведь правил много. Как вы думаете, кто нас может заставить, чтобы мы соблюдали все правила поведения?

- Поэтому, дисциплина – это, прежде всего, (если обратиться к теме урока) активная работа над собой, своей силой волей

-Хорошо, а теперь назовите качества недисциплинированного человека!?

(СЛАЙД- качества ДЧ и НДЧ)

-А кто у нас в классе дисциплинированный/недисциплинированный?

-А какие правила поведения в школе, на уроке вы знаете? (…)

-А сейчас давайте поработаем в группах: (СЛАЙД)

На уроке будь старательным,
Будь спокойным и …(внимательным).
Все пиши, не отставая,
Слушай не …(перебивая).
Говорите четко, внятно,
Чтобы было все …(понятно).
Если хочешь отвечать,
Надо руку … (поднимать).
На математике считают,
На перемене … (отдыхают)
Будь прилежен на уроке.
Не болтай: ты не … (сорока).
Если друг стал отвечать,
Не спеши … (перебивать).
А помочь захочешь другу –
Подними спокойно … (руку).
Знай: закончился урок,
Коль услышал ты … (звонок).
Когда звонок раздался снова,
К уроку будь всегда … (готовым).
Чтоб не тревожились врачи,
На переменах не … (кричи).

-А сейчас давайте проанализируем ситуации (из стихотворений)

1)Слоненок за партой крутился,
Из класса уйти торопился,
Портфель поскорее собрал,
Задание не записал.
А дома не знает, как быть:
Как будет уроки учить?
Давай поскорей вспоминать,
Что нужно читать и писать …
Не помнит! Друзьям позвонил –
Проблему звонок не решил:
Друзья убежали в кино,
Уроки готовы давно.
Когда он заданье узнал,
Полночи его выполнял.
Устал и не выспался он…

– Как вы думаете, почему так произошло?

– Каких правил школьной жизни не знал Слоненок?

2)Б. Заходер “Перемена”.

“Перемена, перемена!” –
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.
Вылетает за порог –
Семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?
Неужели это Вова
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?
Если он, то, несомненно,
С ним – бо-о-ольшая перемена!
Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:
Он подставил три подножки
(Ваське, Кольке и Сережке),
Прокатился кувырком,
На перила сел верхом.
Лихо шлепнулся с перил,
Подзатыльник получил.
С ходу дал кому-то сдачи,
Попросил списать задачи –
Словом, сделал все, что мог!
Не угонишься за Вовой!
Ну а тут – опять звонок.
Вова в класс плетется снова.
Бедный! Нет лица на нем.
Он, гляди, какой бедовый!
– Ничего, – вздыхает Вова,
– На уроке отдохнем.

– Какие ошибки в поведении допустил Вова?

Попробуйте сосчитать. (10).

(Вова допустил 10 ошибок, потому что не знает, что на перемене нужно подготовиться к следующему уроку и отдохнуть.)

3)Если руки за обедом
Вы испачкали салатом
И стесняетесь о скатерть
Пальцы вытереть свои,
Опустите незаметно
Их под стол и там спокойно
Вытирайте ваши руки
Об соседские штаны.

– Почему так не надо вести себя за столом?

– Как же необходимо поступить в таком случае? (Не есть руками, для этого есть ложки и вилки. Вымыть руки или вытереть салфеткой).

– А теперь поговорим об очень важных и нужных для человека словах, без которых мы не можем обойтись, если хотим быть воспитанными, вежливыми людьми.

Живут волшебные слова на свете.
Их знать должны и взрослые, и дети.
Они благодарят и просьбы выполняют.
Они здоровья и удачи всем желают.

– Какие слова нужно говорить, когда здороваешься?

(Здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, с добрым утром.)

Произнося эти слова, мы желаем нашим домашним, близким, знакомым хорошего здоровья, приятного настроения, чтобы весь день и вечер у них был радостным, светлым, добрым.

– Какие слова нужно говорить, если вы обращаетесь к кому-либо с просьбой?

(Прошу вас, будьте добры, пожалуйста, будьте любезны, разрешите.)

– Какие слова мы произносим, когда извиняемся перед кем-нибудь?

(Простите, извините, прошу прощения.)

– Какие слова мы произносим, прощаясь?

(Прощайте, всего хорошего, всего доброго, спокойной ночи, до свидания.)

– А вы заметили, как произносятся “волшебные” слова? (Вежливо, с улыбкой.)

Чтобы эти слова оставались волшебными, запомните секрет: слова не должны расходиться с делом.

-Хорошо, давайте подведем итог занятия.

-О чем мы с вами сегодня говорили?

-Что такое дисциплина?

-Какой вывод нужно сделать, какими нам нужно быть? (дисциплинированными)

-Правильно,а чтобы стать дисциплинированными- нужно приложить все свои усилия и сделать соблюдение правил- привычкой.

Будем примерными расти
И всегда стараться будем
Хорошо себя вести.

Даже если поссорился,
Рукам волю не давай.
Будь воспитанным, сдержанным
И друзьям помогай!

Чтобы жить, не зная огорченья,
Бегать, плавать и летать
Ты должен правила поведения
Всегда и всюду соблюдать.

Читайте также: