Краткое содержание листья осенние

Обновлено: 30.06.2024

Осень — явно предпочтительное время года в элегической лирике с неизбежными мотивами увядания природы, вызывающими грустные размышления и переживания, естественные ассоциации с краткими сроками человеческой жизни. Поэзия Рубцова в таком плане не исключение. Более того, в ней, особенно в 60-е годы, осенние пейзажи и настроения, наряду с ночными ощущениями занимают, пожалуй, даже приоритетное место.

Об этом можно судить уже по названиям целого ряда очень разных в жанровом отношении произведений: "Осенняя песня", "По мокрым скверам проходит осень. ", "Осенние этюды", "А между прочим, осень на дворе. ", "Осенняя луна", "Последняя осень", "Листья осенние", "По холодной осенней реке. ", "Осень! Летит по дорогам. " и др. В самом характере образных мотивов, развиваемых в них на протяжении десятилетия, можно отметить определенную эволюцию.

В стихах второй половины 60-х годов усиливаются и порой даже нагнетаются мотивы расставания, прощания с прошлым, приобретающие характер некоей всеобщности. Окружающее воспринимается далеко не в лучшем свете ("Крутом шумит холодная вода, / И все кругом расплывчато и мглисто"; "По холодной осенней реке / Пароход последний плывет. "). Ощущение гибельности, близкого конца переносится, распространяется поэтом на всю одухотворяемую им природу и — шире — на всю вселенную:

Листья осенние
Где-то во мгле мирозданья
Видели, бедные,
Сон золотой увяданья.. .

Очевидно, Рубцов мог бы тогда сказать и о себе словами, адресованными им Есенину в стихотворении "Последняя осень" (1968): "Он жил в предчувствии осеннем / Уж далеко не лучших перемен". Что это действительно, так, подтверждают строки, написанные двумя годами раньше и звучащие от первого лица: "Я жил в предчувствии осеннем / Уже не лучших перемен" ("Прекрасно небо голубое. ", 1966).

Для элегической лирики Рубцова этого позднего периода, быть может, особенно характерно стихотворение "Осенняя луна" (1966), основанное на тесном переплетении природных и социальных мотивов, на контрастном сопоставлении образов света и тьмы, сегодняшней грусти и — воспоминаний о счастье весенних дней. Стихи построены на сочетании пластической изобразительности, звуковых и зрительно-живописных образов, глубоко психологизированы, проникнуты настроением и чувством лирического героя:

Грустно, грустно последние листья,
Не играя уже, не горя,
Под гнетущей погаснувшей высью,
Над заслеженной грязью и слизью
Осыпались в конце октября.
.
Люди жили тревожней и тише,
И смотрели в окно иногда, —
Был на улице говор не слышен,
Было слышно как воют над крышей
Ветер, ливень, труба, провода.. .

конечно может. ) )
да и вы можете - если внимательно прочитаете это стихотворение. .
николай рубцов - поэт уникальный. его стихи сразу берут тебя за душу. он весь - ДУША!! !
жил себе пьяный некрасивый лысый человечек.. . жил по простому.. . в деревне.. . в старой избе. пил по черному. но его ДУША рвалась из его стихов!

основная мысль этого стихотворения - в его последних строчках:
Словно почуяли
Гибель живые созданья.. .
Вот он и кончился,
Сон золотой увяданья.

его осенняя жизнь - это осень природы - и осень ДУШИ. .
страх смерти. .
и в то же время - сколько жажды жизни в этом стихотворении! сколько сладости в ощущениях жизни - чердак.. . запахи трав. зябкость.. . полная и сладкая жизнь!

(это я пишу что в голову пришло. )
удачи вам в попытке познать такого ПОЭТА!

Листья осенние Где-то во мгле мирозданья Видели, бедные, Сон золотой увяданья, Видели, сонные, Как, натянувши поводья, Всадник мрачнел, Объезжая родные угодья, Как, встрепенувшись, Веселью он вновь предавался, - Выстрел беспечный В дремотных лесах раздавался. Ночью, как встарь, Не слыхать говорливой гармошки, - Словно как в космосе, Глухо в раскрытом окошке, Глухо настолько, Что слышно бывает, как глухо. Это и нужно В моём состоянии духа! К печке остывшей Подброшу поленьев беремя, Сладко в избе Коротать одиночества время, В пору полночную В местности этой невзрачной Сладко мне спится На сене под крышей чердачной, Сладко, вдыхая Ромашковый запах ночлега, Зябнуть порою В предчувствии близкого снега. Вдруг, пробудясь, По лесам зароптали берёзы, Словно сквозь дрёму Расслышали чьи-то угрозы, Словно почуяли Гибель живые созданья. Вон он и кончился, Сон золотой увяданья.

Пейзажная лирика занимает значительное место в наследии Рубцова. По мнению литературоведов, его индивидуальная творческая манера формировалась под влиянием произведений признанных мастеров описаний природы – Майкова, Фета, Есенина, Тютчева. При этом важнейшую роль у Николая Михайловича играет осенняя тема с ее классическим мотивом неизбежного увядания природы. Ей он посвятил ряд стихотворений, в их числе – “Осенние этюды”, “По холодной осенней реке…”, “Последняя осень”, “Осень!

Летит по дорогам…”, “По

мокрым скверам проходит осень…”. К этому своеобразному осеннему циклу относится и произведение “Листья осенние”, написанное в 1969 году и включенное в сборник “Сосен шум”. В нем картины природы соотносятся с душевным состоянием лирического героя, у которого приход осени вызывает не только грусть, но и провоцирует философские размышления. “Золотое увядание” он воспринимает не как обычное местечковое явление, а как процесс, разворачивающийся в масштабах мироздания.

Рубцов показывает героя сначала, как всадника, мрачно объезжающего родные угодья и развеселившегося только после беспечного

Затем он оказывается в доме, где тепло и уютно. Деревенская изба в стихотворении выступает в роли самого безопасного места, центра покоя. Ее образ относится к основным образам поэзии Рубцова и восходит к мифологическим архетипам, русскому фольклорному творчеству.

Пребывание в избе дарит умиротворение, столь необходимое в печальную осеннюю пору лирическому герою. Обратите внимание, с какой любовью и нежностью поэт описывает, по-видимому, ничем особо не примечательный деревянный дом, каких много в каждой деревне. В нем сладко спится “на сене под крышей чердачной”, царит “ромашковый запах ночлега”, горят в печке поленья. Изба – идеальное укрытие, в котором можно спастись от внешнего мира и от того самого увядания, упомянутого в первых строках стихотворения.

В ее стенах не страшно одиночество, перестает пугать глухая тишина за окном. Засыпая, герой слышит ропот пробудившихся берез, словно “почуявших гибель живых созданий”. Здесь происходит последнее в тексте нагнетание. Завершается произведение провозглашением окончания “сна золотого увядания”.

Вероятно, имеется в виду прощание с осенью, на смену которой приходит зима.

post-77f4bsng7gid8r6inhn (554x700, 307Kb)

Видели, сонные,
Как, натянувши поводья,
Всадник мрачнел,
Объезжая родные угодья,
Как, встрепенувшись,
Веселью он вновь предавался,-
Выстрел беспечный
В дремотных лесах раздавался.
Ночью, как встарь,
Не слыхать говорливой гармошки,
Словно как в космосе,
Глухо в раскрытом окошке,
Глухо настолько,
Что слышно бывает, как глухо…
Это и нужно
В моем состоянии духа!
К печке остывшей
Подброшу поленьев беремя,
Сладко в избе
Коротать одиночества время,
В пору полночную
В местности этой невзрачной
Сладко мне спится
На сене под крышей чердачной,
Сладко, вдыхая
Ромашковый запах ночлега,
Зябнуть порою
В предчувствии близкого снега…
Вдруг, пробудясь,
По лесам зароптали березы,
Словно сквозь дрему
Расслышали чьи-то угрозы,
Словно почуяли
Гибель живые созданья…
Вот он и кончился,
Сон золотой увяданья.

9f62498237d9 (700x560, 106Kb)

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!


Энджелл

Лучший ответ:


Мари Умняшка

Тема- неизбежного увядания природы.
Идея-Душевные муки лирического героя.
Основная мысль- картины природы соотносятся с душевным состоянием лирического героя.
Эпитеты- родные угодья,дремотных лесах ,говорливой гармошки, раскрытом окошке,Ромашковый запах , близкого снега.
Метафора-Сон золотой увяданья,Не слыхать говорливой гармошки,Глухо в раскрытом окошке,Сладко в избе, По лесам зароптали березы.
Повторения-Сон золотой увяданья.




Вы можете из нескольких рисунков создать анимацию (или целый мультфильм!). Для этого нарисуйте несколько последовательных кадров и нажмите кнопку Просмотр анимации.

Читайте также: