Виды рассказов в литературе начальная школа

Обновлено: 02.07.2024

Басня - небольшое произведение в стихах или прозе с нравоучительным, сатирическим или ироническим содержанием. С помощью образов животных, неодушевленных предметов в басне осуждаются, высмеиваются недостатки, пороки людей. Основная мысль в басне - мораль. Она обычно находится в начале или в конце басни.

Сказка - вид устного народного творчества в прозе или в стихах о вымышленных событиях. По содержанию сказки бываю волшебные, бытовые, сатирические, о животных.

Рассказ - небольшое художественное произведение, в котором изображается характер героя, одно или несколько событий из его жизни.

Статья - небольшое по объему сочинение, в котором излагаются научные сведения, факты, события.

Стихотворение - небольшое поэтическое произведение в стихотворной форме.

Песня - стихотворение, предназначенное для пения.

  • СРАВНЕНИЕ - средство выразительности, когда одни предметы и явления сопоставляются с другими.
  • ЭПИТЕТ - художественное определение, дающее яркое, образное представление о сущности предмета или явления.
  • МЕТАФОРА - основное средство выразительности, когда одно явление полностью уподоблено другому, чем-то сходному с ним, при этом создается яркая, поэтическая картина.
  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - вид метафоры, в которой явления природы уподобляются живым существам, часто людям.
  • АЛЛЕГОРИЯ - вид метафоры, где все изображения жизни: сюжет, действующие лица, язык - имеет не прямое , а иносказательное значение (используется в сказках, баснях, где действуют обычно животные).
  • АЛЛИТЕРАЦИЯ - повторение в стихах одних и тех же согласных звуков, напоминающих изображаемое явление.
  • ЮМОР - добродушный смех.
  • ИРОНИЯ - тонкая, скрытая насмешка, когда слова употребляются в обратном, противоположном смысле.
  • ГИПЕРБОЛА - чрезмерное увеличение свойств изображенного предмета или явления.
  • КОНТРАСТ - противопоставление.
  • ЖАНР - устойчивая разновидность художественного произведения.
  • ТЕМА ТЕКСТА - ответ на вопрос о чем пишет автор.
  • ИДЕЯ ТЕКСТА - главная мысль произведения.
  • СТИЛЬ - художественный, научно-публицистический , деловой.
  • ВИДЫ ТЕКСТА - повествование, описание, рассуждение.
  • КОМПОЗИЦИЯ - построение текста
  • ЗАВЯЗКА - событие, с которого начинается действие в художественном произведении.
  • КУЛЬМИНАЦИЯ - высшее напряжение действия в художественном произведении.
  • РАЗВЯЗКА - исход событий в литературном произведении, решение конфликта.
  • РИФМА - созвучие концов стихотворных строк.
  • ФОЛЬКЛОР - устное народное творчество (былины, народные песни, сказки, частушки, пословицы, поговорки, загадки)
  1. Автор и его проблемы, темы.
  2. Жанр произведения.
  3. Тема данного произведения.
  4. Идейная направленность.
  5. Главные герои, их роль в идейном содержании, поступки и их мотивы.
  6. Второстепенные персонажи, их связь между собой и главным персонажем.
  7. Сюжет, его элементы, их роль в раскрытии идеи.
  8. Композиция, ее компоненты, роль в раскрытии идеи.
  9. Язык писателя.
  10. Эстетическая и нравственная ценность произведения с точки зрения воспитания читателем.
  1. Определи жанровую разновидность произведения.
  2. Установи тему произведения.
  3. Определи вид текста: описание, повествование, рассуждение.
  4. Восстанови сюжет: развязку, кульминацию, рассуждение.
  5. Раскрой композиционные особенности текста.
  6. Составь описание художественных образов: портрет, поступки, речь, отношение.
  7. Проведи анализ авторского стиля (гипербола, контраст, эпитет, метафора, сравнение, олицетворение)
  8. Сформулируй выводы (раскрой идею произведения).

ПЛАН РАССКАЗА О ГЕРОЕ

1. Расскажи о понравившемся герое. (Мне очень понравился(ась). Мне очень запомнился(ась). Мне показался интересным. Я восхищаюсь. Мне очень не понравился(ась). )

2. Опиши внешность героя (его лицо, одежду, манеру поведения).

3. Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях лучше всего раскрывается характер героя?

4. Перечисли основные черты характера понравившегося (непонравившегося) героя.

5. Расскажи о его взаимоотношениях с другими персонажами.

6. Назови героев других произведений, которые в чем-то схожи с этим персонажем.

7. Подумай и скажи, в чем тебе самому хотелось (не хотелось) бы походить на этого героя?

8. Вспомни, какая из пословиц, поговорок и крылатых фраз могла бы лучше всего передать характер этого героя?

9. Если бы ты был художником, то в какой момент изобразил бы своего любимого героя, какое бы у него было выражение лица, как бы ты его одел, что было бы вокруг?

ПЛАН РАБОТЫ НАД ЛИРИЧЕСКИМ СТИХОТВОРЕНИЕМ

1. Как ты думаешь, какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение? Какого цвета это стихотворение?

2. Что, по-твоему, послужило толчком для создания этого произведения?

3. Какие строчки показались наиболее образными (как бы ожили перед тобой, стали зримыми, ощутимыми образами)? Какие образы?

4. Какие рифмы показались самыми необычными, новыми, удивительными?

5. Попробуй подобрать несколько синонимов к словам, которые тебе показались новыми, редко встречающимися в современном языке.

6. Перечисли наиболее яркие сравнения в стихотворении. Какова их роль?

7. Какие слова употребляются в переносном выражении?

8. Как ты думаешь, при каких обстоятельствах ты мог бы вспомнить строки этого стихотворения?

9. Какую иллюстрацию ты хотел бы сделать к этому стихотворению?

ПЛАН АНАЛИЗА СКАЗКИ

1. Прочитай сказку. Обрати внимание на то, есть ли у нее автор или она относится к устному народному творчеству.

2. Как ты думаешь: что в этой сказке взято из реальной жизни, а что в ней вымышлено?

3. Что тебя в этой сказке больше увлекло: сюжет (основные события) или описание волшебства? Какие волшебные предметы из этой сказки стали частью нашей реальной жизни? Чего на самом деле никогда не может быть?

4. Какой момент в сказке можно считать самым захватывающим?

5. Назови положительных и отрицательных героев этой сказки, перечисли основные черты их характеров, вспомни самые значительные поступки.

6. Какому герою сказки ты больше всего сопереживал? Опиши, какие чувства ты испытывал вместе с героем.

7. Какими пословицами ты бы мог передать основную мысль этой сказки? В какой фразе сказки выражена ее главная мысль?

8. Знаешь ли ты другие сказки, в чем-то близкие по сюжету, замыслу и характеру главного героя?

ПЛАН АНАЛИЗА БАСНИ

1. Прочитай произведение. Подумай, почему оно считается басней.

2. Попробуй передать мораль (основную мысль) басни своими словами.

3. Обрати внимание на то, как написана басня - прозой или стихами. Найди рифмы.

4. Какие недостатки, встречающиеся у людей, высмеиваются в этой басне?

5. Какие фразы, выражения показались тебе наиболее яркими, образными, запоминающимися?

6. Перечисли основные черты характера главных героев басни.

7. Подумай, какие пословицы ближе всего к морали этой басни.

8. Что тебе показалось в этой басне смешным, а что - поучительным?

9. Подготовься к выразительному чтению басни. Прочитай басню по ролям.

10. Какие выражения из этой басни обогатили русский язык, украсили нашу речь?

Данный литературный словарь поможет быстро найти значение литературных терминов.

ВложениеРазмер
kratkiy_literaturnyy_slovar.odt 22.18 КБ

Предварительный просмотр:

КРАТКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ СЛОВАРЬ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

учитель начальных классов

Дёмина Ольга Владимировна

Автобиография — это литературно — прозаический жанр, описание автором собственной жизни. Литературная автобиография — попытка вернуться в собственное детство, юность, воскресить и осмыслить наиболее значительные отрезки жизни и жизнь как единое целое.

Рассказ — небольшое произведение, повествующее о каком — либо эпизоде из жизни героя. Рассказу свойственны кратковременность изображаемых событий, малое число действующих лиц.

  • повествовательность;
  • небольшой объём;
  • небольшое число героев;
  • описание одного эпизода.

Стихотворение - это небольшое произведение, изображающее переживания, чувства человека, вызванные каким — либо событием и имеющие стихотворную форму, т. е. деление на строки, ритм и рифму.

  • небольшие размеры произведения;
  • изображения переживания или чувства;
  • стихотворная форма.

Басня — это краткий рассказ, чаще всего в стихах, носящий поучительный характер, где в иносказательной форме высмеиваются человеческие пороки и недостатки в общественной жизни. Персонажами басен чаще всего являются животные и растения.

  • небольшие размеры;
  • иносказательность;
  • высмеивание недостатков;
  • поучительность.

Былина — это сказание о богатырях и исторических событиях Древней Руси. Для былин характерно неторопливое повествование, сочетание реальных картин и персонажей с фантастическим вымыслом.

  • сказание о богатырях и исторических событиях;
  • сочетание реальных картин и персонажей с фантастическим вымыслом;
  • неторопливое повествование.

Баллада — это стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым напряжённым сюжетом.

Дразнилка — это короткие рифмованные фразы, содержащие обидные указания на недостатки внешности, поведения,характера человека. Дразнилки потому так и называются, что имеют цель поддразнить.

  • короткие рифмованные фразы;
  • цель — поддразнить;
  • обидные указания на недостатки внешности, поведения, характера человека.

Драма — это произведение, предназначенное для постановки на сцене.

Загадка — это краткое, часто стихотворное произведение, в котором загадывающий сознательно скрывает понятие об известном предмете или явлении, при этом подчёркивая их важные признаки.

  • известный загадывающему предмет или явление не названы, специально скрыты;
  • названы важные признаки скрытого предмета или явления.
  • краткость;
  • образность;
  • незаконченность предложения.
  • краткость;
  • меткость и точность мысли;
  • законченность предложения.

Прибаутка — это забавное сочетание слов, повествующее о каком — либо очень коротком эпизоде, как правило, в форме диалога.

  • очень короткий эпизод;
  • форма диалога;
  • забавное сочетание слов.
  • Я медведя поймал!
  • Так веди сюда!
  • Не идёт!
  • Так сам иди!
  • Да он меня не пускает!

Сказка — это вид занимательного устного повествования с фантастическим вымыслом, с необычным, но вполне законченным сюжетом, в котором добро обязательно побеждает зло.

  • наличие законченного сюжета;
  • занимательность;
  • необычность;
  • наличие вымысла;
  • воспитательная направленность.

1.Сказки о животных .(Их героями являются в основном животные, сочетающие в себе черты как человека, так и животных. Это малоэпизодные произведения, с обилием глаголов и широким использованием диалогической речи.)

2.Бытовые сказки. (Их героями являются в основном цари, попы, купцы, черти. Для них характерна житейская тематика. В рамках обычных человеческих отношений происходят необыкновенные происшествия. В бытовых сказках нет чудес, волшебных помощников.)

3.Волшебные сказки. (Для них характерно наличие чудес, какой — либо волшебной силы, волшебных персонажей и предметов. Они многоэпизодны. Охватывают довольно продолжительный период из жизни героя. В волшебных сказках есть свои постоянные герои: Баба — Яга, падчерица, царевич, дурак и т.д.)

Считалка — это небольшой стишок со строгим соблюдением ритма, может состоять из выдуманных слов. Его цель — определить водящих в игре.

  • краткость;
  • стихотворная форма;
  • цель — упорядочить игру.

Вышел месяц из тумана,

Вынул ножик из кармана.

Буду резать, буду бить,

Всё равно тебе водить!

Повесть — это один из видов эпического произведения. Повесть больше по объёму и охвату жизненных явлений, чем рассказ, и меньше, чем роман.

Роман — это литературный жанр, эпическое произведение большой формы, в котором повествование сосредоточено на судьбах отдельной личности в ее отношении к окружающему миру, на становлении, развитии ее характера и самосознания

Миф — это представления людей, живших в глубокой древности, о мире и правилах поведения в нём. Мифы передавались от поколения к поколению в виде обрядов, ритуалов и священных преданий. Мифы — это не рассказы и не сказки, а древний взгляд на мир и способ жизни в нём. Удивительно похожи мифы разных народов. Какими бы разными мы ни были, у нас одни корни.

Легенда — это произведение, созданное нородной фантазией, где сочетается реальное и фантастическое.

Летопись — это памятники исторической прозы Древней

Руси, один из основных жанров древнерусской литературы.

Отзыв — это оценочное устное или письменное высказывание о прочитанном произведении, о чьей — то работе, о фильмах и т.д.

План отзыва о прочитанной книге:

1.Автор и название произведения. Литературный жанр

( сказка, повесть, роман, стихотворение и т. д.) Что ты знаешь об этом авторе? Какие его произведения читал?

  1. О чём говорится в книге?
  2. Герои произведения.
  3. Какие эпизоды произведения произвели на вас

наиболее сильное впечатление?

  1. Как читается книга (увлекательно, скучно, трудно и т. д.)
  2. Чем обогатила вас книга? Над какими вопросами заставила вас задуматься?
  3. Если в книге есть предисловие или история написания этой книги, то обязательно скажи об этом.

Эссе — это прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу.

Притча — это небольшой рассказ, иносказание, в котором заключено религиозное или моральное поучение.

Эпиграмма — это короткое сатирическое стихотворение, зло высмеивающее какое — либо лицо или общественное явление.

Элегия — это стихотворение средней длины, обычно печального содержания, проникнутое грустью.

Ода — это торжественное стихотворение, посвящённое какому — то историческому событию или герою.

Поэма — это один из видов лиро — эпических произведений, для которых характерны сюжетность, событийность и выражение автором или лирическим героем своих чувств.

Автор - это писатель, создавший одно или ряд произведений.

Амфибрахий — это трёхсложный размер стиха с ударением на втором слоге.

Анапест — это трёхсложный размер стиха с ударением на третьем слоге.

Аннотация — это краткое изложение книги, рукописи, статьи.

Антитеза — это художественное противопоставление характеров, образов, понятий и проч., создающее эффект резкого контраста.

Архаизмы — это слова и обороты, которые употреблялись в прошлом для обозначения каких — либо предметов, явлений или понятий, но вытеснены другими словами и оборотами, которые используются в современной речи.

Афоризм — это обобщённая глубокая мысль, выраженная в лаконичной, краткой, художественно заострённой форме. Афоризм сродни, но в отличие от неё принадлежит определённому лиц пословице у (писателю, учёному и т. д.)

Беллетристика — это в широком смысле слова — художественная литература, в более узком — художественная проза, в отличие от поэзии, драматургии.

Бестселлер — книга, имеющая особый коммерческий успех, пользующийся читательским спросом.

Библия — это собрание древних текстов религиозного содержания, считающихся священными для иудеев и христиан.

Белый стих — это стихотворное произведение без рифмы.

Гипербола — это художественное преувеличение, усиление качеств или результатов поступков.

Гротеск — это предельное преувеличение, основанное на фантастике, на причудливом сочетании фантастического и реального.

Дактиль — трёхсложный размер стиха с ударением на первом слоге.

Деталь — это выразительная подробность в произведении. Деталь помогает острее и глубже представить читателю, зрителю время, место действия, внешний облик персонажа, характер его мыслей, почувствовать и понять авторское отношение к изображаемому.

Диалог — это разговор двух или более лиц.

Жанр — это вих художественного произведения, напрмер басня, лирическое стихотворение, повесть.

Завязка — это начальный момент развития событий, изображённых в художественном произведении.

Звукопись в стихосложении — это система звуковых повторов, подобранных с расчётом на усиление звуковой выразительности речи.

Идея — это основная, главная мысль, замысел, определяющий содержание произведения. Идея может быть сформулирована автором в тексте в виде ясного вывода (например, мораль в басне), а может логически вытекать из всего произведения.

Инверсия — это необычный порядок слов. Инверсия придаёт фразе особую выразительность.

Интервью — это предназначенная для печати беседа (журналист и писатель, учёный и студент, …).

Интерпретация - это истолкование литературного произведения, постижение его смысла, идеи.

Интонация — это выразительное средство звучащей речи. Интонация даёт возможность передать отношение говорящего к тому, что он говорит.

Ирония — это скрытая насмешка.

Композиция — это расположение, т. е. построение произведения.

Конфликтная ситуация — в литературе — создание с помощью художественных средств такого положения в художественном мире произведения, которое требует от персонажей активных действий, ставит их перед необходимостью вступить в борьбу с противоборствующими силами.

Кульминация — это высшая точка напряжения в развитии действия художественного произведения.

Лирика — это род литературных произведений, изображающих духовный мир человека, его чувства, настроения, переживания.

Метафора — это перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства. Метафора позволяет в краткой форме создать ёмкий образ. (И золотеющая осень листвою плачет на песок. С. Есенин).

Монолог — это развёрнутое высказывание одного действующего лица или автора произведения.

Олицетворение — это наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека. Ещё чаще неодушевлённым предметам приписываются действия, которые доступны лишь людям. (Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами. А. Фет).

Параллелизм — это расположение рядом сходных элементов речи, тем, образов для создания единого поэтического образа; например: Едут по полю добры молодцы, летят по небу ясны соколы.

Повтор — это повторение одной фразы, слова или словосочетания на протяжении некоторого отрезка текста; используется для ритмичности, а также для выделения особо значимых мыслей, чувств, образов.

Пролог — это элемент композиции, который предшествует завязке.

Развитие действия — это ряд эпизодов литературного произведения между завязкой и кульминацией, в которых происходит движение основного конфликта, его обострение или смягчение.

Развязка — это заключительный момент в развитии действия художественного произведения.

Сравнение — это сопоставление одного предмета с другим, придающее описанию особую наглядность, изобразительность. Часто сравнение присоединяется союзами как, словно, будто, точно, и другими. (Передо мною белый гриб стоял, как вежливый ребёнок. Л. Тимофеев). Сравнение должно быть основано на реальном сходстве предметов, явлений.

Сюжет — это цепь событий, которые развиваются в произведении.

Тема — это круг проблем, жизненных явлений, на которых сосредоточил своё внимание автор литературного произведения.

Фрагмент — это отрывок, часть произведения.

Эпиграф — это краткое изречение, которое помещается перед произведением, выражая его главную мысль или отношение автора к событиям.

Эпизод — это относительно самостоятельная единица действия произведения, отрывок (фрагмент), в котором говорится о законченном событии, происшествии.

Эпитет — это образное определение предмета или действия, выраженное преимущественно прилагательным.

Слова, которые называют характерные признаки предметов, явлений, называются эпитетами.

Эпитеты чаще всего употребляются в художественном стиле. Они помогают автору нарисовать, а читателю представить какую — либо картину. Эпитеты обычно используются как цветопись для передачи чувств, настроения. Цветовые эпитеты розовый, голубой, синий, золотой и пр. обозначают радостные, светлые чувства. (Заметался пожар голубой. С.Есенин). Эпитеты чёрный, серый и подобные передают мрачные, тягостные переживания. (Вечер чёрные брови насупил. С. Есенин).

Эпитет помогает автору сделать предмет непохожим на другие, выделить его.


Басня - небольшое произведение в стихах или прозе с нравоучительным, сатирическим или ироническим содержанием. С помощью образов животных, неодушевленных предметов в басне осуждаются, высмеиваются недостатки, пороки людей. Основная мысль в басне - мораль. Она обычно находится в начале или в конце басни.

Сказка - вид устного народного творчества в прозе или в стихах о вымышленных событиях. По содержанию сказки бываю волшебные, бытовые, сатирические, о животных.

Рассказ - небольшое художественное произведение, в котором изображается характер героя, одно или несколько событий из его жизни.

Статья - небольшое по объему сочинение, в котором излагаются научные сведения, факты, события.

Повесть - литературное произведение описательно-повествовательного жанра.

Лирический жанр

Стихотворение - небольшое поэтическое произведение в стихотворной форме.

Песня - стихотворение, предназначенное для пения.

Былина - русская песня, поэма о богатырях и народных героях.

ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (изобразительные средства, помогающие образно выразить содержание произведения)

СРАВНЕНИЕ - средство выразительности, когда одни предметы и явления сопоставляются с другими.

ЭПИТЕТ - художественное определение, дающее яркое, образное представление о сущности предмета или явления.

МЕТАФОРА - основное средство выразительности, когда одно явление полностью уподоблено другому, чем-то сходному с ним, при этом создается яркая, поэтическая картина.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - вид метафоры, в которой явления природы уподобляются живым существам, часто людям.

АЛЛЕГОРИЯ - вид метафоры, где все изображения жизни: сюжет, действующие лица, язык - имеет не прямое , а иносказательное значение (используется в сказках, баснях, где действуют обычно животные).

АЛЛИТЕРАЦИЯ - повторение в стихах одних и тех же согласных звуков, напоминающих изображаемое явление.

ЮМОР - добродушный смех.

ИРОНИЯ - тонкая, скрытая насмешка, когда слова употребляются в обратном, противоположном смысле.

ГИПЕРБОЛА - чрезмерное увеличение свойств изображенного предмета или явления.

КОНТРАСТ - противопоставление.

ЖАНР - устойчивая разновидность художественного произведения.

ТЕМА ТЕКСТА - ответ на вопрос о чем пишет автор.

ИДЕЯ ТЕКСТА - главная мысль произведения.

СТИЛЬ - художественный, научно-публицистический , деловой.

ВИДЫ ТЕКСТА - повествование, описание, рассуждение.

КОМПОЗИЦИЯ - построение текста

ЗАВЯЗКА - событие, с которого начинается действие в художественном произведении.

КУЛЬМИНАЦИЯ - высшее напряжение действия в художественном произведении.

РАЗВЯЗКА - исход событий в литературном произведении, решение конфликта.

РИФМА - созвучие концов стихотворных строк.

ФОЛЬКЛОР - устное народное творчество (былины, народные песни, сказки, частушки, пословицы, поговорки, загадки)

СХЕМА АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Автор и его проблемы, темы.

Тема данного произведения.

Главные герои, их роль в идейном содержании, поступки и их мотивы.

Второстепенные персонажи, их связь между собой и главным персонажем.

Сюжет, его элементы, их роль в раскрытии идеи.

Композиция, ее компоненты, роль в раскрытии идеи.

Эстетическая и нравственная ценность произведения с точки зрения воспитания читателем.

ПЛАН АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Определи жанровую разновидность произведения.

Установи тему произведения.

Определи вид текста: описание, повествование, рассуждение.

Восстанови сюжет: развязку, кульминацию, рассуждение.

Раскрой композиционные особенности текста.

Составь описание художественных образов: портрет, поступки, речь, отношение.

Проведи анализ авторского стиля (гипербола, контраст, эпитет, метафора, сравнение, олицетворение)

Сформулируй выводы (раскрой идею произведения).


ПЛАН РАССКАЗА О ГЕРОЕ

1. Расскажи о понравившемся герое. (Мне очень понравился(ась). Мне очень запомнился(ась). Мне показался интересным. Я восхищаюсь. Мне очень не понравился(ась). )

2. Опиши внешность героя (его лицо, одежду, манеру поведения).

3. Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях лучше всего раскрывается характер героя?

4. Перечисли основные черты характера понравившегося (непонравившегося) героя.

5. Расскажи о его взаимоотношениях с другими персонажами.

6. Назови героев других произведений, которые в чем-то схожи с этим персонажем.

7. Подумай и скажи, в чем тебе самому хотелось (не хотелось) бы походить на этого героя?

8. Вспомни, какая из пословиц, поговорок и крылатых фраз могла бы лучше всего передать характер этого героя?

9. Если бы ты был художником, то в какой момент изобразил бы своего любимого героя, какое бы у него было выражение лица, как бы ты его одел, что было бы вокруг?

ПЛАН РАБОТЫ НАД ЛИРИЧЕСКИМ СТИХОТВОРЕНИЕМ

1. Как ты думаешь, какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение? Какого цвета это стихотворение?

2. Что, по-твоему, послужило толчком для создания этого произведения?

3. Какие строчки показались наиболее образными (как бы ожили перед тобой, стали зримыми, ощутимыми образами)? Какие образы?

4. Какие рифмы показались самыми необычными, новыми, удивительными?

5. Попробуй подобрать несколько синонимов к словам, которые тебе показались новыми, редко встречающимися в современном языке.

6. Перечисли наиболее яркие сравнения в стихотворении. Какова их роль?

7. Какие слова употребляются в переносном выражении?

8. Как ты думаешь, при каких обстоятельствах ты мог бы вспомнить строки этого стихотворения?

9. Какую иллюстрацию ты хотел бы сделать к этому стихотворению?

ПЛАН АНАЛИЗА СКАЗКИ

1. Прочитай сказку. Обрати внимание на то, есть ли у нее автор или она относится к устному народному творчеству.

2. Как ты думаешь: что в этой сказке взято из реальной жизни, а что в ней вымышлено?

3. Что тебя в этой сказке больше увлекло: сюжет (основные события) или описание волшебства? Какие волшебные предметы из этой сказки стали частью нашей реальной жизни? Чего на самом деле никогда не может быть?

4. Какой момент в сказке можно считать самым захватывающим?

5. Назови положительных и отрицательных героев этой сказки, перечисли основные черты их характеров, вспомни самые значительные поступки.

6. Какому герою сказки ты больше всего сопереживал? Опиши, какие чувства ты испытывал вместе с героем.

7. Какими пословицами ты бы мог передать основную мысль этой сказки? В какой фразе сказки выражена ее главная мысль?

8. Знаешь ли ты другие сказки, в чем-то близкие по сюжету, замыслу и характеру главного героя?

ПЛАН АНАЛИЗА БАСНИ

1. Прочитай произведение. Подумай, почему оно считается басней.

2. Попробуй передать мораль (основную мысль) басни своими словами.

3. Обрати внимание на то, как написана басня - прозой или стихами. Найди рифмы.

4. Какие недостатки, встречающиеся у людей, высмеиваются в этой басне?

5. Какие фразы, выражения показались тебе наиболее яркими, образными, запоминающимися?

6. Перечисли основные черты характера главных героев басни.

7. Подумай, какие пословицы ближе всего к морали этой басни.

8. Что тебе показалось в этой басне смешным, а что - поучительным?

9. Подготовься к выразительному чтению басни. Прочитай басню по ролям.

10. Какие выражения из этой басни обогатили русский язык, украсили нашу речь?


С чего начинается история? (завязка)

Как продолжается история? (развитие действия)

Какой самый острый момент? (кульминация)

Как разрешается конфликт? (развязка)

Как заканчивается история? (заключение)

ПРИЗНАКИ ТЕКСТА

Законченность, завершённость, полнота (ничего нельзя убрать, сократить).

Единство темы, монолитность (воспоминание о родине, случай на рыбалке, встреча Нового года и т.д.).

Главная мысль, вытекающая из сюжета (т.е. идея текста, то, что хотел сказать автор своим текстом).

Заголовок (в заголовке очень часто выражены либо тема повествования, либо идея. Заголовок - это "вход" в текст, как в некое здание).

Связность изложения (по смыслу и грамматически).

Иногда членение текста на микротемы (абзацы).

У текста есть автор (тексты различаются авторской стилистикой, почерком, манерой).


Не писателей, а читателей должна готовить… школа, – читателей, размышляющих над прочитанным и умеющих поделиться в живом слове плодами и своего чтения, и размышления. Есть прочитанные знания, есть осмысленная начитанность, будут и свои мысли. Есть умение выражать их своим словом, найдётся и умение, в случае надобности, выразить их письменно.
В.П. Шереметевский.

Из этих слов русского методиста и дидакта следует, что начинающий читатель должен научиться хорошо читать, работать с текстом любого произведения, понимать содержание произведения и авторскую точку зрения, размышлять о прочитанном и выражать своё мнение, выполнять творческие работы в связи с чтением тех или иных произведений.
Выпускник начальной школы должен знать основные жанры произведений, их признаки, уметь работать с текстами произведений каждого жанра, а также использовать их в своей устной и письменной речи.1

Учащиеся должны уметь:

  • самостоятельно читать произведения и книги в соответствии с изучаемыми разделами, темами, жанрами, писателями;
  • определять тему и жанр прочитанного произведения;
  • ориентироваться в литературоведческих представлениях и понятиях:
  • литература, фольклор, жанр, сказка, былина, сказ, пословица, загадка, рассказ, стихотворение, басня, быль;
  • присказка, зачин, диалог, вступление, концовка, мораль;
  • стихотворение, рифма, строка, строфа;
  • средства выразительности.

Учащиеся начальной школы знакомятся со структурой и жанровыми особенностями загадок, пословиц, сказок, басен, былин, рассказов, стихотворений, сопоставляют их по сходству и различию. Литературоведческие понятия вводятся, закрепляются и повторяются в ходе работы с произведением. Слова эпитет, олицетворение, сюжет должны войти в активный словарь ученика. Введению любого нового литературоведческого термина предшествует наблюдение – обращение к текстам произведений.3
При подготовке к уроку литературного чтения учителю приходится не раз обращаться к словарям, искать толкование понятий доступным для малышей языком. Созданный мной совместно с учащимися словарь литературоведческих понятий способствует более прочному усвоению терминов, их осознанному запоминанию. Пользуясь словариком, дети учатся самостоятельно ориентироваться в незнакомых текстах, работать с увлечением над образными понятиями. Словарик помогает и в подготовке домашних заданий.
Составленный список литературоведческих понятий поможет любому учителю начальных классов в подготовке к урокам литературного чтения. В него включены все понятия, с которыми должен познакомиться ученик начальной школы.


Баллада – лирическое стихотворение на историческую, обычно легендарную тему.

Басня – жанр сатирической поэзии нравоучительного характера. Персонажами чаще всего выступают звери, птицы, рыбы, насекомые, растения.

Былина – вид устного народного творчества, героическая песня повествовательного характера. Былины повествуют в основном о богатырях – защитниках родины, отражают нравственные идеалы народа.

Гимн – торжественная песня, стихотворение на возвышенную тему.

Диалог – разговор между двумя лицами.

Драма – один из ведущих жанров драматургии. В основе драмы – частная жизнь человека в конфликтных отношениях с судьбой, обществом, самим собой. Предназначена для исполнения актёрами на сцене.

Житие – литературное произведение, рассказывающее о жизни святых. Герои жития – исторически существовавшие люди.

Завязка – событие, знаменующее начало развития действия.

Запев – краткая вступительная часть. Встречается в былинах, исторических песнях, сказках, балладах.

Зачин – традиционное начало.

Историческая песня – отклик народа на события общественной и военной истории.

Комедия – драматическое произведение с весёлым, смешным сюжетом.

Композиция – построение художественного произведения.

Конфликт – борьба, столкновение действующих сил. Он раскрывается в сюжете и композиции.

Кульминация – момент наивысшего напряжения в развитии действия, перелом.

Логическое ударение – это выделение силой голоса главного (важного) слова в предложении или стихотворной строке.

Мораль – в русской поэзии строки басни с нравоучительным выводом.

Образ – тип, характер, воображение, изображение реальных персонажей.

Ода – торжественное стихотворение, посвящённое какому-нибудь историческому герою или событию.

Олицетворение – описание животных с наделением их человеческими чувствами, мыслями, речью.

Песня – небольшое поэтическое произведение, обычно куплетное. Предполагается, что оно будет положено на музыку.

Повесть – литературное повествовательное произведение. Она меньше романа, но больше рассказа.

Поэма – большое стихотворное произведение на историческую, Героическую или лирическую тему.

Пролог – вступительная часть, подготавливающая читателя к дальнейшему развёртыванию сюжета.

Развязка – заключительная часть произведения, исход событий, разрешение конфликта между действующими лицами.

Рассказ – малая форма эпической прозы. Имеет небольшой размер, малое число персонажей, быстрое развитие сюжета.

Рифма – созвучие концов стихотворных строк.

Роман – повествовательное произведение со сложным сюжетом и многими героями, большая форма эпической прозы.

Сага – эпические сказания о богах и легендарных героях, исторических деталях.

Сарказм – высокая степень иронии, злая насмешка.

Сатира – вид художественной литературы в прозе и стихах, высмеивает отрицательные явления действительности.

Сказание – рассказ исторического или легендарного содержания.

Сказка – древнейший жанр повествовательной литературы преимущественно фантастического характера, имеющий целью нравоучение или развлечение.

Стихотворение – поэтическое произведение. Обычно изображает человеческое переживание, вызванное различными жизненными обстоятельствами.

Строфа – сочетание двух или более стихотворных строк с определённой рифмовкой, проводимой через всё стихотворение.

Сюжет – последовательность и связь описания событий, развитие действия, ход событий (план).

Тема – то, что положено в основу, главная мысль литературного произведения, основная проблема, поставленная писателем.

Трагедия – один из видов драмы, в основе которого лежит конфликт. Трагедии заканчиваются, как правило, гибелью героя.

Фабула – цепь событий в их логической последовательности.

Характер – отличительная черта, признак, особенность.

Экспозиция – вступительная часть литературного произведения, содержащая мотивы, которые развиваются в дальнейшем.

Эпиграмма – (греч., надпись), короткое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-нибудь определённое лицо.

Эпос – род литературы, литературно-художественное произведение повествовательного характера. Жанры эпоса: роман, повесть, рассказ.

Читайте также: