Защита школы от чс

Обновлено: 02.07.2024

Цели урока . Ознакомить учащихся с органами управления и задача­ми ГО в школе. Изучить роль учащихся при проведении мероп­риятий ГО в школе.

Изучение нового материала. Вводное слово учителя.

Наиболее уязвимые объекты с точки зрения гражданской обороны — это места массового скопления людей, а среди них — детские и лечебные учреждения. В мирное время предпринимаются меры для того, чтобы обеспечить безопасность персонала и учащихся (для учебных учреждений) или больных (для лечебных учреждений) на случай возникновения ЧС или начала военных действий. Одной из таких мер является создание на объектах постоянного массового пребывания людей структур гражданской обороны. Какие это структуры и какие задачи они решают, мы и рассмотрим на сегодняшнем уроке.

Вопросы для активизации знаний.

При ответах опирайтесь на опыт, полученный в процессе вашего пребывания в школе.

— Существует ли в школе какая-то деятельность, которую можно отнести к области гражданской обороны?

— Какие элементы этой деятельности вы можете назвать?
— Кто этим занимается в школе?

— В каких мероприятиях, относящихся к области гражданской обороны, вы участвовали?

— Занимаетесь ли вы в кружках, в которых изучаются вопросы, относящиеся к области гражданской обороны?

— Занимались ли вы в школе на оборудовании, которое относится к вооружению формирований гражданской обороны?

Организация гражданской обороны в общеобразовательных учреждениях.

Гражданская оборона — это система мероприятий по подготовке к защите и защита населения, материальных и культурных ценностей от природных, техногенных, социальных или экологических опасностей.

Главными задачами Гражданской обороны в школе считаются:

— обеспечение готовности школы к действиям по защите учащихся и постоянного состава (администрация, учителя и специалисты, учебно-вспомогательный персонал) в условиях чрезвычайной ситуации в мирное время;

— организованный переход с мирного на военное положение;

— приобретение знаний и практических навыков по сохранению жизни и здоровья в различных чрезвычайных ситуациях;

— увеличение запасов имущества Гражданской обороны и средств индивидуальной защиты.

Начальником гражданской обороны школы, в соответствии с законом, является директор школы, который организует всю работу ГО в школе и полностью отвечает за нее.

В школе создаются:

—Комиссия по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне.
–– Обязанности председателя КЧС и ГО возлагаются на директора школы.

— Заместителем председателя КЧС и ГО — начальником штаба по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне обычно назначается заместитель директора школы по обеспечению безопасности или преподаватель-организатор ОБЖ. Членами КЧС — учителя школы и заместители директора по учебной, воспитательной работе и по административо-хозяйственной части, а также председатель родительского комитета школы.

— Комиссия по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне формирует штаб по ЧС и ГО, который обычно возглавляет заместитель директора по обеспечению безопасности. Помощником начальника штаба назначается учитель физической культуры.

— Штаб ГО и ЧС школы подчиняется НГО школы и решает следующие задачи:

1. Осуществляет текущее и перспективное планирование мероп­риятий ГО и ЧС в школе.

2. Осуществляет совместно с директором школы — начальником ГО подбор и расстановку начальников служб ГО и ЧС и старших (командиров) нештатных аварийно-спасательных формирований ГО и ЧС школы из числа по­винного состава, совместно с классными руководителями осуществляет отбор учащихся в НАСФ, для выполнения иных обязанностей по обеспечению выполнения мероприятий ГО и ЧС в школе.

3. Руководит подготовкой НАСФ и их деятельностью при выполнении мероприятий планов ГО и ЧС школы.

4. Планирует и проводит обучение постоянного состава школы по вопросам предупреждения ЧС, роли и места КЧС школы в системе РСЧС, назначению и использованию индивидуальных и коллектив­ных средств защиты, другим направлениям, связанным с решением вопросов ГО и ЧС.

5. Проводит учения и тренировки по отработке мероприятий Плана ЧС и Плана ГО школы.

6. Производит проверку состояния технических средств ГО и ЧС в школе, с установленной периодичностью производит проверку исп­равности средств защиты.

7. Составляет заявки на пополнение запасов средств ГО и ЧС школы, а также на получение отсутствующих средств и направляет их в отдел ГО и ЧС районной управы.

8. Уточняет в отделе ГО и ЧС районной управы место укрытия учащихся и постоянного состава школы в случае ЧС или внезапного нападения противника, а также маршрут и порядок следования в убежище и размещения в нем.

9. Проводит профилактическую работу среди учащихся по предупреждению в школе ситуаций, способных развиться в чрезвычайные.

10. Осуществляет обеспечение безопасности учащихся при проведении в школе массовых праздничных, торжественных и иных мероприятий, как в учебное, так и во внеучебное время.

В школе создается также эвакуационная комиссия, которая организует эвакуацию учащихся, сотрудников школы (а при необходимости и членов их семей), имущества школы.

Председателем эвакуационной комиссии назначается заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе.

Кроме того, в состав системы ЧС и ГО школы входят службы ГО:

— оповещения и связи;

— охраны общественного порядка;

— радиационной, химической и биологической защиты;

В школе создаются также объектовые звенья городских подсистем по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также гражданской обороны, включающие:

— группу обслуживания убежищ;

— звено оповещения и связи;

— звено охраны общественного порядка;

— звено радиационной и химической разведки;

— звено материального обеспечения.

НАСФ ГО и ЧС подчиняются соответствующим службам ГО и ЧС школы.

По вызову группа (звено) прибывает к кабинету директора школы — начальника ГО и далее действует в соответствии с полученными указаниями.

В период действий по плану ЧС (ГО) звено не имеет права покидать помещение школы, кроме как для выполнения указаний НГО и НШ ГО и ЧС, начальника соответствующей службы ГО.

Обучение учащихся и персонала школы необходимым навыкам ЧС и ГО проводится, прежде всего, во время уроков по ОБЖ, проведения учений по ЧС и ГО в школе. Кроме того, для персонала проводятся занятия и инструктажи по отдельным вопросам ЧС и ГО, например по пожарной безопасности, пользованию средствами защиты, приборами радиационной и химической разведки. В школе могут проводиться мероприятия по тематике ЧС и ГО, работать кружки, секции и клубы, деятельность которых прямо или косвенно связана с вопросами ЧС и ГО. Большую роль играет и наглядная агитация.

Раз в год в школе проводится комплексное мероприятие, направ­ленное на отработку вопросов ЧС и ГО в школе — День защиты детей. Это мероприятие включает в себя и учения по эвакуации уча­щихся, и занятия по различным вопросам предупреждения ЧС и безопасного поведения в них, антитеррористические и военно-патриотические мероприятия.

При возникновении ЧС структуры ГО школы выполняют следующие основные мероприятия: — оповещение учащихся о ЧС;

— организованная эвакуация учащихся и персонала из школьного здания в безопасное место;

— вывод учащихся и персонала школы в специально предусмотренные пункты временного размещения;

— выдача учащимся средств защиты (если таковые имеются в школе).

Действия системы ЧС и ГО школы при возникновении различных ЧС в школе и вблизи нее определяются специальными планами, ко­торые разрабатываются заблаговременно.

Таким образом, в школе имеется стройная система, предназна­ченная для предупреждения чрезвычайных ситуаций, обеспечения безопасности учащихся и персонала при их возникновении, гражданской обороны и обучения учащихся и персонала школы всем не­обходимым в этих случаях знаниям, умениям и навыкам.

Подведение итогов урока.

Вопросы для закрепления знаний.

— Каковы задачи гражданской обороны в школе?

— Кто возглавляет гражданскую оборону в школе?

— Какие структуры создаются в школе по вопросам ЧС и ГО?

— Какие задачи решает штаб ЧС и ГО?

— Какие службы ЧС и ГО создаются в школе?

— Как происходит обучение учащихся и персонала школы знаниям, умениям и навыкам по вопросам ЧС и ГО?

В современных условиях обеспечение безопасности образовательного учреждения является неотъемлемой частью его деятельности. Сохранение жизни и здоровья обучающихся, учителей и работников от различных ЧС - одно из основных направлений безопасности образовательного учреждения.

Безопасность образовательного учреждения – это условия сохранения жизни и здоровья обучающихся, учителей и работников, а так же материальных ценностей образовательного учреждения от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других различных ЧС.

Под обеспечением безопасности понимаем планомерную систематическую работу по направлениям:

Безопасности в образовательном учреждении можно добиться только в комплексной системе.

Комплексная система безопасности - состояние защищенности образовательного учреждения от реальных и прогнозируемых угроз социального, техногенного и природного характера, обеспечивающее его безопасное функционирование.

Безопасность дорожного движения

Система мер по обеспечению комплексной безопасности образовательного учреждения- это совокупность предусмотренных законодательством мер и мероприятий администрации образовательного учреждения, осуществляемых под руководством органов управления образования и органов местного самоуправления во взаимодействии с правоохранительными структурами, вспомогательными службами и общественными организациями.

Основные меры и мероприятия комплексной безопасности в ОУ:

организация контрольно-пропускного режима;

организация инженерно-технического обеспечения безопасности;

организация антитеррористической защищенности;

организация взаимодействия с правоохранительными органами;

выполнение норм и правил пожарной безопасности;

соблюдение норм охраны труда;

правовое обучение и формирование культуры безопасности.

Организация взаимодействия ОУ с :

Отделами внутренних дел

Отделами вневедомственной охраны

Комиссией по делам несовершеннолетних

Государственной противопожарной инспекцией

Штабами ГО и ЧС

Контрольно- пропускной режим

Это комплекс организационно-технических мероприятий

Цель: обеспечение прохода (выхода) обучающихся, педагогов, сотрудников, родителей, внос и вынос материальных ценностей, исключающих несанкционированное проникновение граждан и посторонних предметов.

системы пожарной сигнализации

системы оповещения о тревоге

системы электропитания и охранного освещения

Меры предупреждения террористических актов:

усиление охраны образовательного учреждения;

установление пропускного режима;

исключение возможности нахождения бесхозных транспортных средств

контроль праздничных мероприятий

планирование и проведение работ по инженерно-техническому оборудованию ОУ;

профилактические беседы с обучающимися и родителями; сотрудниками ОУ

Мероприятия, проводимые в ОУ по предупреждению пожаров:

Лекции, беседы с обучающимися и педагогами, персоналом;

Практические занятия(эвакуация) всего коллектива;

Обеспечение первичными средствами пожаротушения( огнетушители);

Обучение персонала и обучающихся ОУ действиям по предупреждению и тушению пожаров;

Проведение конкурсов, выставок работ обучающихся на противопожарную тематику.;

Пути эвакуации содержатся свободными; здание ОУ оборудовано средствами пожарной сигнализации;

Производится проверка состояния инженерных и технологических систем жизнеобеспечения;

Установлены знаки пожарной сигнализации.

Мероприятия, проводимые в ОУ по безопасности дорожного движения:

Создание учебно-материальной базы по обучению правилам дорожного движения;

Организация взаимодействия с ГИБДД ( беседы сотрудников с обучающимися);

Оформлены уголки безопасности в классах, кабинете ОБЖ;

Проведение просветительской работы с родителями (Беседы, лекции, встречи с сотрудниками ГИБДД по предупреждению дорожно-транспортного травматизма;

Сотрудничество с ДОУ №5 профилактика ДТП; разработан паспорт безопасности;

Создана методическая копилка (разработки, сценарии)

Создана папка методических документов по ПДД

Профилактика правонарушений, межведомственное взаимодействие:

Профилактика наркомании и токсикомании:

Формированиеправильных, с точки зренияобеспечения безопасности жизнедеятельности, поведенгческих мотивов;

Развитие качеств личности, направленных на безопасное поведениев окружающем мире;

Формирование способностей принятия безопасных решений в быту;

Привитие знаний, умений, навыков по снижению индивидуальных и коллективных рисков;

Выработка морально-психологической устойчивости в условиях опасных и ЧС

Проделанная работа дает свои результаты :

Обеспечение безопасного функционирования образовательного учреждения;

Формирование готовности сотрудников и обучающихся к рациональным действиям в опасных и ЧС

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - УСЛОВИЕ ВНЕДРЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

Выступление на педагогическом совете 30.08.2012г.

Формирование общих (ключевых) компетенций на уроках ОБЖ как необходимое условие, способствующее приобретению у обучающихся навыка сохранения жизни и здоровья

Применение на уроках ОБЖ ключевых компетенций для формирования у обучающихся навыка сохранения жизни и здоровья.


Семинар-практикум для педагогов. Цель: ознакомить участников семинара с проблемой психологической безопасности образовательной среды, проанализировать состояние психологического здоровья присутствующи.


Чрезвычайно актуальной для современной школы остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья школьников, профилактика употребления психоактивных веществ и наркотических средств.

Работа социального педагога по сохранению и укреплению здоровья обучающихся (из опыта работы)

Здоровье - неоценимое счастье в жизни каждого человека и человеческого общества. Широкое международное признание получило определение здоровья данное Всемирной организацией здоровья. Здоровье - это со.


Влияние здоровье сберегающих технологий на сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Влияние здоровье сберегающих технологий на сохранение и укрепление здоровья обучающихся.


Доклад на тему "Формирование общих (ключевых) компетенций на уроках ОБЖ как необходимое условие способствующиее приобритению у обучающихся навыка сохранения жизни и здоровья"

Доклад на тему "Формирование общих (ключевых) компетенций на уроках ОБЖ как необходимое условие способствующиее приобритению у обучающихся навыка сохранения жизни и здоровья".

Одной из основных задач Гражданской обороны (ГО) в школе является обеспечение обучения персонала общеобразовательного учреждения и школьников способам защиты от опасностей, возникающих при чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий.

При подготовке по Гражданской обороне (ГО) и защите от чрезвычайных ситуаций (ЧС) в школе необходимо разработать следующие виды документации: приказы, положения, функциональные обязанности, инструкции, планы, программы обучения, журналы по ГО и ЧС.

Функциональные обязанности должностных лиц ГО и ЧС

Обязательным является наличие должностных инструкций должностных лиц ГО и ЧС, а именно должностной инструкции начальника ГО и начальника штаба ГО, должностной инструкции уполномоченного по ГО и ЧС, специалиста по гражданской обороне (ГО и ЧС) в школе.



скачать: пакет Документов по ГО и ЧС для Школы
33 документа: планы, положения, инструкции по ГО и ЧС. Обновление: 12.04.2020г



скачать: пакет Документов по ГО и ЧС для Школы
33 документа: планы, положения, инструкции по ГО и ЧС. Обновление: 12.04.2020г

Начальник ГО совместно со специальной комиссией по решению задач в области гражданской обороны разрабатывает план мероприятий для обеспечения гражданской обороны, направленных на обучение к защите учеников и сотрудников школы, а также школьных материальных ресурсов от опасности в случае возникновения ЧС.

Устаревшие документы по гражданской обороне



скачать: Инструкции по Охране труда для Школы
261 инструкция с учетом законов на 20 марта 2020 г

Гражданская оборона в общеобразовательном учреждении призвана обеспечить обучение персонала общеобразовательного учреждения и обучающихся способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Возглавляет гражданскую оборону общеобразовательного учреждения директор, который по должности несёт персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне.

Для решения задач по защите жизни и здоровья учащихся и персонала в учебном заведении может быть создана объектовая комиссия по чрезвычайным ситуациям. Такая комиссия, как правило, создаётся при возникновении чрезвычайных ситуаций в районе расположения учебного заведения. Возглавляет комиссию директор школы.

Изучение старшеклассниками средств индивидуальной защиты

Изучение старшеклассниками средств индивидуальной защиты

В учебном заведении также может быть создана эвакокомиссия с целью организованного вывода (вывоза) учащихся и персонала из зон чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, их кратковременного размещения в заблаговременно подготовленных местах в районах, находящихся вне зон действия поражающих факторов. Возглавляет эвакокомиссию, как правило, заведующий учебной частью учебного заведения.

Для организации управления деятельностью учебного заведения по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям назначается работник, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, или заместитель руководителя общеобразовательного учреждения по обеспечению безопасности.

На случай возникновения чрезвычайных ситуаций в районе расположения учебного заведения в нём разрабатывается план мероприятий защиты учащихся и персонала учебного заведения в чрезвычайных ситуациях.

  • эвакуация учащихся и персонала из зон чрезвычайных ситуаций в случае угрозы возникновения критических условий для безопасного нахождения людей;
  • использование средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожных покровов и порядок их получения;
  • проведение мероприятий медицинской защиты путём применения профилактических медицинских препаратов (антидотов) и организация оказания первой помощи пострадавшим.

Учения по эвакуации

Учения по эвакуации учащихся общеобразовательного учреждения

Выводы

  1. Учащиеся общеобразовательных учреждений обучаются навыкам гражданской обороны в общеобразовательном учреждении.
  2. Гражданской обороной в общеобразовательном учреждении может руководить заместитель руководителя образовательного учреждения по обеспечению безопасности.
  3. Персонал общеобразовательного учреждения получает навыки гражданской обороны по месту работы.
  4. Каждое учебное заведение разрабатывает детальный план мероприятий защиты учащихся и персонала в чрезвычайных ситуациях.

Вопросы

  1. В соответствии с каким государственным документом организуются мероприятия гражданской обороны в общеобразовательном учреждении?
  2. Кто возглавляет гражданскую оборону в общеобразовательном учреждении?
  3. С какой целью в общеобразовательном учреждении создаётся объектовая комиссия по чрезвычайным ситуациям?
  4. Какие важные мероприятия предусматриваются для защиты учащихся и персонала учебного заведения в случае чрезвычайной ситуации?

Задания

Дополнительные материалы к § 36

Подготовка объекта экономики к работе в чрезвычайных ситуациях - комплекс заблаговременно проводимых экономических, организационных, инженерно-технических, технологических и некоторых специальных мероприятий, осуществляемых на объекте экономики с целью обеспечения его работы с учётом риска возникновения чрезвычайных ситуаций, создания условий для предотвращения аварий или катастроф, противостояния поражающим факторам и воздействиям источников чрезвычайных ситуаций, предотвращения или уменьшения угрозы жизни и здоровью персонала, гражданского населения, проживающего вблизи, а также оперативного проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайных ситуаций.

Подготовка психологическая - комплекс мероприятий по психопрофилактической и психокоррекционной работе, направленных на оптимизацию психологических и психофизиологических качеств специалистов, адаптацию этих качеств к деятельности в очагах чрезвычайных ситуаций, создание у них ещё до начала аварийно-спасательных работ адекватного психологического фона, минимизирующего стресс, связанный с восприятием экстремальных условий очага чрезвычайной ситуации, способствующего сохранению исходного состояния здоровья и профессиональной работоспособности специалиста. Подготовка психологическая является эффективным средством снижения вероятности и выраженности нарушений адаптации спасателей. Позволяет формировать у спасателей навыки управления психическим состоянием, развивать способности к быстрой внутренней мобилизации, к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций, вырабатывать навыки внутригруппового взаимодействия.

Проводится по отношению к лицам, не обнаруживающим существенных психофизиологических противопоказаний к работе в очагах чрезвычайных ситуаций.

Выделяются следующие виды психологической подготовки: общая, специальная и целевая.

Читайте также: