Наречие 4 класс школа россии технологическая карта

Обновлено: 05.07.2024

(направленные на достижение метапредметных результатов обучения) формирование умения работать с информацией, ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, связно выражать свои мысли, давать полные аргументированные ответы;

(направленные на достижение предметных результатов обучения) освоение знаний о наречии как части речи, об отличительных признаках этой части речи.

время этапа

Задачи этапа

Формы учебного взаимодей-

Деятель-ность

Задания для учащихся

Деятель-ность ученика

Формируемые

УУД и предметные действия

ционно-целевой

Актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; подготовить учащихся к работе. создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Организу-ет начало урока.

Органзует дежурных на проведение пальчиковой гимнастики. «Смеш-ные человечки

Проверка посадки учащихся.

--Давайте улыбнёмся друг другу! Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт всем радость общения друг с другом. Я желаю вам успехов и творческих удач!

Бежали мимо речки,

Поднялись на мостик,

Там забили гвоздик,

- Где же человечки?

-Тихонечко садитесь на свои места. Вспомним правила посадки.

2) Рифмованное начало урока.

Тетрадь с наклоном положу,

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Получают эмоциональный настрой на учебную деятель-ность.

Развивают мелкую моторику пальцев рук, выполняют движения за дежурными.

Вспоминают правила посадки при письме.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками преобразовывать информацию из одной формы в другую(Познавательные УУД). оформлять свои мысли в устной форме(Коммуникативные УУД).

проговаривать последовательность действий на уроке(Регулятивные УУД).

ентировочный этап 8 мин

Обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности

ная, фронатальная беседа

Организует оформ-ление тетрадей,

письмо с комментарием.

Рассказ учителя о красоте зимнего леса.

Организует чистописание в тетрадях с взаимооценкой.\

Организует орфогра-фическ ю минутку

с сигналь-ными карточками.

повторе-ние частей речи, актуали-зирует учебное содержа-ние необходимое и достаточное для восприятия нового материала

Запишем число, классная работа в рабочих тетрадях.

(картины зимнего леса).

…Лесные жители оставили на снегу следы, похожие на буквы…

-Посмотрите как пишутся эти буквы.

(написание букв о,а)

-Найдите закономерность соединения букв и продолжите до конца строчки.

-Эти же буквы будут орфограммами. Вспомним правописание безударных гласных.

(на каждое слово).

Прих.дил, б.льной, н.чной, к.решок, в.дичка, к.терок, с.рняк, тр.пинка, уг.стил, стр.на, с.адовый, к.льцо, гл.за, ст.нал.

-Как же нужно проверить правописание безударных гласных в корне слова? Сделаем вывод.

- Все слова были распределены по группам,но проказник Ветродуй Слайд всех их перепутал. Помогите, пожалуйста, распределить все слова по частям речи.

(классификация слов по частям речи).

-Записывают число, классная работа в рабочих тетрадях. Комментирует письмо второй дежурный.

Просматри-вают слайды, пишут буквы и соединения в тетради, оценивают работу соседа. Основываясь на критерии написания букв.

Учитель показывает слова, учащиеся поднимают нужную сигнальную карточку, подбирают проверочные слова. Самооцени-вание работы.

Выполняют самостоя-тельно, коллектив-ная проверка с коммента-рием по каждой группе.

оформлять свои мысли в устной форме(Коммуникативные УУД).

проговаривать последовательность действий на уроке(Регулятивные УУД).

Ориентироваться в своей системе знаний (познавательные УУД).

Находить и исправлять ошибки самостоятельно (регулятивные УУД).

Поисковойисследовательский этап

Организовать совместное открытие нового знания:

Создание проблемной ситуации

Работа над проблемой.

индивидуальная, в парах,

Создаёт проблем-ную ситуацию,

Организу-ет работу с деформированным предложением.

Организу-ет работу над пробле-мой.

Показывает сокращённую надпись над словом при разборе.

Работа с правилом по учебнику с .74.

-Я приготовила предложение, но Ветродуй перепутал в нём все слова.

Ребята, помогите составить предложение и разобрать его по членам предложения и частям речи.

Издалека доносился глухой раскат грома.

(Дети не знают к какой части речи относится слово издалека).

-Мы ещё не знаем какая это часть речи и её признаки.

Чтобы исследование прошло результативно, вам, ребята, понадобится умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

К тому же вы должны быть очень внимательны, ведь на уроке мы с вами должны добыть новые знания.

1)Прочитаем попарно предложения:

Была гроза. Вечером была гроза.

Ветер раскачивал деревья. Ветер сильно раскачивал деревья.

-Сравните предложения по смыслу. Чем они отличаются?

(Есть слова, которые уточняют речь, мысль). Значит можно сказать, что выделенные слова – это …?( часть речи.)

-Чтобы определить часть речи, нужно…

Дополните моё высказывание.

2) Составим словосочетания, записывая вопросы к выделенным словам.

От каких слов ставим вопросы

Была ( когда?) вечером, раскачивал (как?) сильно.

- На какие вопросы отвечают выделенные части речи?

-Далее работаем аналогично в парах по карточке. Готовимся делать вывод у доски

На карточках(для каждой пары по 1предложению):

С неба вдруг

посыпалась снежная крупа.

А вчера была хорошая погода

Слишком горячую пищу есть вредно.

Внизу и наверху

оголились ветви деревьев.

- На какие вопросы отвечают выделенные части речи?

3)-Какую часть речи поясняют выделенные слова?

Эти слова отмечены крестиком в ваших предложениях.

Приседай со мной, братишка,

Руки вверх, вперёд и вниз,

Улыбайся и садись.

4- Продолжим исследование.

Ответим на вопрос: Как изменяется наречие?

Понаблюдайте,изменяется ли форма слова вверх,

если оно сочетается с глаголами

буду смотреть __________________

Сделайте вывод,изменяется ли форма новой части речи

Понаблюдайте, изменяется ли форма слова вчера

И.п. (что?) __________________

Р.п. (чего?) ___________________

Д.п. (чему?) ____________________

В.п. (что?) _____________________

Т.п. (чем?) ______________________

П.п. (о чем?) ___________________

Сделайте вывод, изменяется ли форма новой части речи

Понаблюдайте, изменяется ли форма слова везде, если оно сочетается с глаголами

Сделайте вывод,

изменяется ли форма новой части речи по _____________.

Понаблюдайте,изменяется ли форма слова радостно, если оно сочетается с глаголами

разного _____________ и разного ___________

Сделайте вывод, изменяется ли форма новой части речи

по _________________ и по _________________.

-Давайте сделаем общий вывод о части речи.

-Возвращаемся к нашему предложению. Какая же это часть речи издалека?

_Прогнали Ветродуя, появилось Солнышко.

-Что же о нашей части речи пишут авторы наших учебников?

-Что ещё нового о наречии узнали из правила?

Слова записаны на листочках. Один ученик работает у доски, а остальные на местах.

Выполняют задания по указанию учителя с целью

С карточек читают предл-ия, сравнивают пр-ия в парах между собой, находят отличия:

-Есть слова, которые уточняют речь, мысль. Значит можно сказать, что выделенные слова – это … часть речи.

признак новой части речи -

какие слова поясняет,

Один человек у доски, остальные записывают в тетрадях,

тренируются ставить вопросы к наречиям;
Один читает предложение, выделяет словосочетание с вопросом. Второй делает вывод.

( 1 ученик делает общий вывод по вопросам. На мольберте появляются итоги вывода:

Выделенные части речи отвечают на вопросы как?, каким образом?, когда?, где?, куда?, откуда?, в какой степени?, насколько?, сколько?).

Один ученик делает вывод, итоги вывода появляются на доске.

Выделен-ные слова поясняют глаголы и прилага-тельные.)

Проводит физорг или дежурные.

Каждой группе даётся карточка для исследова-ния

1 группа наблюдает, как изменяется наречие по временам,

2 группа - по падежам,

3 группа - по лицам,

4 группа – по числам и родам.

Каждая группа делает вывод: новая часть речи – неизменя-емая часть речи.

Делает вывод самый слабый ученик. Появляется название части речи

возвращают-ся к слову издалека из деформиро-ванного предложе-ния.

1 человек читает правило по учебнику с.74.

В предложении является второстепенным членом

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник; вычитывать все виды текстовой информации (познавательные УУД).

Оформлять свои мысли в устной, письменной форме; работать в паре (коммуникативные УУД).

Работать по плану.

Находить и исправлять ошибки самостоятельно (регулятивные УУД).

В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев

4.Практический этап

организовать применение новых знаний;

Познавательная беседа о наречии

Организует фронтальную работу по выполнению заданий,

самостоятельной работы,т самопро-верку.

Образец выполнения задания записывает на доске.

Дуют ветры в феврале, воют в трубах громко.

Ребята приняли новичка дружелюбно.

Бемби вначале радовался снегу.

Утром выпал первый снег.

(ответы к заданию).

Вчера был хоккей.

На экране телевизора быстро сменялись кадры. Он охотно пыль вдыхает, не болеет, но чихает.

Лоси перешли речку вброд.

(ответы к выборочному диктанту)

(Вчера, быстро, издалека, охотно, вброд).

-Оцените аккуратность выполнения всех работ в тетради.

Работать по плану (регулятивные УУД).

Оформлять свои мысли в устной, письменной форме; работать в паре (коммуникативные УУД).

Находить и исправлять ошибки самостоятельно (регулятивные УУД).

В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев (регулятивные УУД).

Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД).

Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его (регулятивные УУД).

5. Рефлексивно оценочный этап

Домашнее задание

– зафиксировать новое содержание урока;

– организовать рефлексию собственной учебной деятельности.

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения/ мотивации способов деятельности, общения. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей

Беседа, оценочная шкала

Анализ деятельности на уроке.

Анализирует предлагаемые на выбор уч-ся домаш-него задания

Вывод по уроку:

- С какой новой частью речи познакомились?

- Какие отличительные признаки наречия?

Подведём итоги работы:

-Покажите как поняли, что такое наречие смайликами.

-А как должны были работать при исследовании?

-Д/з тоже выбираем по цвету своего смайлика, по уровню усвоения темы.

- А кто же оставил эти интересные следы на снегу?

-Они наблюдали нашу работу со стороны.

(Стоят на полочке шкафов).

Зайчик проведёт с вами

- Попробуем ответить на вопросы наречиями.

Как прошёл урок? (Первым отвечает сам учитель, при затруднении отдельных учащихся помогают подобрать одноклассники.)

Например: быстро, интересно, клёво…

-Как работали вы на уроке? Оцените сами себя.

Например: добросовестно, отлично, неплохо, нормально, старательно…

- Молодцы! Спасибо за работу! Работали все замечательно!

-Делают вывод по схеме.

Встают, им апплодис-менты.

Уровни усвоения темы показываютпо цветовым смайликам.

Определяются с объемом и уровнем домашнего задания.

Ребята становятся в кружочек. По кругу передаётся игрушка-заяц.

Первым отвечает сам учитель, при затруднении отдельных учащихся помогают подобрать одноклассники.

Анализ собственной деятельности и деятельности одноклассников Самооценка учащимися своей деятельности на уроке.

проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

(Личностные УУД). Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Нажмите, чтобы узнать подробности

- воспитание учебной активности и умение работать в коллективе.

Задачи урока

- учить находить наречия среди данных слов;

- учить выделять грамматические признаки наречий;

- содействовать развитию умения употреблять наречие в речи.

Планируемые результаты

- находить наречия среди данных слов;

- анализировать грамматические признаки наречия;

- определять роль наречий в предложении и тексте.

Метапредметные:

- понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

- выявлять затруднения, устанавливать причины их возникновения;

- составлять план действий по решению проблемной ситуации;

- адекватно реагировать на возникшие затруднения, находить выход из сложившейся ситуации.

Межпредметные связи

Чтение, окружающий мир (составление плана действий).

Ресурсы урока

Компьютер, проектор, экран, ИКТ – презентация.

Учебник ч. I, рабочая тетрадь ч. I, раздаточный материал.

Этапы урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

I.Организационный

момент. Психологический настрой

Мы начинаем наш урок,

На меня все посмотрели,

Улыбнулись и присели.

- Начнём урок с девиза:

Активно на уроке отвечай!

(Запись на доске)

- Я хочу, чтобы каждый из вас дал себе эмоциональную установку и настроился на позитивную работу.

Эмоциональная установка:

Мы сможем выполнить все задания! У нас всё получится! Желаю успехов себе и друзьям!

- Запишите, пожалуйста, число и классная работа.

Эмоциональный настрой на работу.

Проговаривают предложения за учителем.

Записывают дату и классная работа в тетрадь.

II. Актуализация знаний

Выявление места и причины затруднения

- Запишите предложение, выполните разбор предложения по членам, укажите части речи.

- Все ли части речи вы указали?

- На какие вопросы отвечают слова?

- Попробуйте определить, что они обозначают – признак или действие.

- Почему у вас возникло затруднение?

Хотелось бы вам узнать, что это за часть речи?

Записывают предложение. Самостоятельно выполняют разбор и указывают части речи.

Затрудняются в определении части речи слов впереди, медленно.

- На вопросы: Где? Как?

Кто-то относит слова к действиям, кто-то – к признакам.

- Эта часть речи нам незнакома, и мы хотим узнать всё об этой части речи.

III. Целеполагание и постановка учебной задачи

- Откройте учебник на с. 73 и прочитайте, как она называется.

- Сформулируйте задачи урока.

Формулируют учебную задачу – узнать, что такое наречие; на какие вопросы отвечает, что обозначает; научиться находить наречия среди других частей речи.

IV. Открытие нового знания (построение

проекта выхода из затруднения)

- Какие есть пути решения всех этих задач?

- Для исследования предлагаю взять строки из стихотворения А.С. Пушкина. И я думаю, что с его помощью мы постараемся ответить на все вопросы.

Сквозь волнистые туманы

На печальные поляны

Льёт печально свет она.

- Какое слово вы предложили бы для исследования? Обсудите в парах и скажите.

- Почему именно это слово вы выбрали?

- Что предложите делать? Обратите внимание на наши задачи.

- Какой сделаем вывод?

- Оцените свою работу.

- Исследовать самим или прочитать вывод в учебнике. Но мы выбираем исследование.

Обсуждают и называют слово для исследования. Слово печально.

- К нему не подходят вопросы существительного, прилагательного, глагола. Наверное, это наречие.

- Поставить вопрос от какого-то слова к этому слову, которое выбрали, т. е. найти словосочетание.

Выписывают словосочетание

льёт печально

- Это слово сочетается с глаголом и отвечает на вопрос как?; поясняет глагол и обозначает признак действия; в предложении является второстепенным членом.

- Слово с такими признаками – это наречие. Оценивают выполнение работы.

V. Физкультминутка

Руку влево. Руку вправо.

Руки вверх. Руки вниз.

На носочки поднимись,

И на пятки опустись.

Дружно вместе повернулись,

Влево, вправо потянулись,

И чуть-чуть попрыгали.

Вправо, влево повернись,

А потом вперёд нагнись,

Вниз присядь, вверх потянись.

А потом за стол садись.

Выполняют движения.

VI. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Работа по учебнику

Комментированное письмо

- Выполните задание в учебнике, упражнение 125. Для проведения исследования выберем форму работы – индивидуальную или в парах?

- Какой вывод вы можете сделать?

- Сделайте вывод: выделите признаки наречия, как части речи.

- Прочитайте упр. 126, назовите наречия.

- Прочитайте предложения без наречий, а потом с ними. Что изменилось?

- Выпишите из каждого предложения словосочетания с наречием, поставьте вопрос от главного слова к зависимому слову.

- Оцените выполнение своей работы.

Читают задание. Выбирают форму работы в парах. Составляют план действий. Доказывают, опираясь на сделанный вывод, что выделенные слова звонко и тонко являются наречиями. Проводят исследование. Изменяют глагол по числам, временам, наблюдают - изменяется ли при этом наречие.

Делают вывод, что наречие неизменяемая часть речи. Соотносят сделанный вывод с правилом в учебнике на с. 73.

Читают материал. Делают вывод о том, что наречие обозначает признак действия; отвечает на вопрос как?

В предложении наречие связано с глаголом, является второстепенным членом.

Читают, называют наречия. Делают вывод о том, что наречия дают дополнительную информацию, уточняя где, когда, как происходит действие.

Ставят вопрос, определяют значение наречия в каждом предложении:

обозначение места действия (впереди, кругом, налево, направо, вниз);

обозначение времени действия (вечером);

обозначение образа действия (медленно, слабо, жалобно, ярко, благополучно).

Оценивают выполнение работы.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- Прочитайте пословицы и выпишите наречия, поставьте к ним вопросы.

1) Овце с волком плохо жить.

2) Сказать легко – сделать трудно.

3) Не задирай нос высоко – споткнешься.

4) Сначала думай, потом делай.

5) Выше себя не прыгнешь. (Слайд 5,6)

Выписывают наречия, ставят вопрос.

Выполняют самопроверку по эталону.

VIII. Включение в систему знаний

- Выполните работу в рабочей тетради.

Читают задание. Комментируют порядок выполнения. Подчёркивают наречия. Указывают части речи. Ставят вопрос от главного слова к зависимому слову.

IX. Рефлексия

Работа по карточкам

Замените фразеологизмы подходящими по смыслу синонимами.

Идти черепашьим шагом. (Медленно)

Кот наплакал. (Мало)

Как по маслу. (Отлично)

Встать чуть свет. (Рано)

Рукой подать. (Близко)

Яблоку негде упасть. (Тесно)

- Обменяйтесь карточками и проверьте свою работу.

- Какую часть речи мы сегодня исследовали?

- Что обозначает и на какие вопросы отвечают наречия?

- Оцените свою работу на уроке по рефлексивной карточке, оценочной лесенке.

На уроке я понял (а) _______________________

На уроке я узнал (а )_______________________

Я похвалил (а) бы себя ____________________

После урока мне захотелось________________

Заменяют фразеологизмы синонимами.

- Наречия обозначают признак действия и отвечают на вопросы: Как? Где? Куда? Когда? Откуда?

Организуют самооценку учебной деятельности.

Вспоминают поставленную задачу. Делают выводы.

X. Информация о домашнем задании

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: организация деятельности учащихся по изучению и первичному закреплению знаний о наречии, как части речи.

Задачи урока:

Образовательная: формировать представление о наречиях;

Развивающая: формировать умения определять наречия; развивать познавательные процессы, память, связную речь, внимание.

Воспитательная: содействовать воспитанию дружеских взаимоотношений доброжелательности, уважения друг к друг, доброжелательного отношения друг к другу.

Планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Предметные Д

Умение выполнять задания в группах.

Умение изменять по лицам, числам, падежам, родам, временам.

Умение пользоваться новой полученной информацией

Умение воспринимать информацию на слух

Умение выполнять задания в парах и группах

Умение выделять основные признаки

Умение делать вывод исходя из анализа

Умение работать с алгоритмом

Метапредметные

Познавательные УУД

Переработка полученной информации: делают выводы в результате своей работы на уроке.

Умение воспринимать информацию, выделение существенной информацию.

Работа с текстом;

Умение анализировать, сравнивать, делать умозаключения.

Регулятивные УУД

Умение организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения работы.

Умение определять и формулировать цели и задачи на уроке;

Планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей.

Умение давать оценку своей деятельности на уроке, подводить итоги.

Коммуникативные УУД

Умение воспринимать информацию на слух; Умеют вести и вступать в учебный диалог;

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

конспекта урока по русскому языку

Ивановой Валентины Геннадьевны

учитель начальных классов

открытие нового знания

познакомиться с новой частью речи ;
дать первичное представление о наречии как части речи;
познакомить с некоторыми существенными признаками этой части речи и её ролью в нашем языке

Планируемые результаты обучения, формирование УУД:

1.познавательные

-научатся исследовать новую часть речи – наречие по составленному плану;

-устанавливать связь между глаголом и наречием;

- узнают, каким членом предложения является наречие в предложении;

- узнают , изменяется ли наречие

- научатся образовывать наречия;

- заменять фразеологизмы наречием.

развивать интеллектуальные и коммуникативные способности учащихся, мышление, речь, внимание;

3. воспитывающие

создать условие для воспитания у учащихся толерантного отношения друг к другу, уважения к мнению других, умения работать в коллективе, в парах, в группах. создать условие для воспитания у учащихся толерантного отношения друг к другу, уважения к мнению других, умения работать в коллективе, в парах, в группах.

Личностные УУД:

формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению русского языка через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем, учащимися.

Регулятивные УУД:

формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения проблемного вопроса, умение контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность партнёра.

Познавательные УУД:

развивать умение выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.

Коммуникативные УУД:

развивать умение работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли

Методы и формы обучения:

объяснительно - иллюстративный, исследовательский, индивидуальная, фронтальная, работа в парах, групповая работа.

Читайте также: