Начальная школа берегите природу

Обновлено: 08.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ классный час берегите природу!.doc

- воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому,

помочь учащимся осознать свою моральную ответственность за судьбу родной земли, формирование нравственных качеств.

-учить оценивать свои поступки и поступки окружающих в природе;

- развивать познавательную, творческие и коммуникативные способности;

- воспитывать привычку заботиться о природе и ее обитателях;

- формировать у детей представление о необходимости сохранения

- формировать умение видеть красоту родной природы.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, круги

Оформление на доске:

«Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Ход классного часа

1. Организационный момент.

- Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, подарите друг другу улыбки.

-Оглянитесь назад, поприветствуйте наших гостей улыбкой.

2. Постановка цели классного часа.

- Я предлагаю вашему вниманию необычный календарь. Посмотрите на его страницы и догадайтесь о чём сегодня пойдёт речь. (презентация 1)

- Догадались о каком календаре идёт речь?

-Ребята, это только небольшая часть особого календаря. Почему люди стали так много привлекать внимания к окружающей природе?

- Сегодня на классном часе мы в очередной раз поговорим о том как важно любить и беречь природу.

Учитель: Да, это и будет темой нашего классного часа. Вы сами

Учитель: К эпиграфу мы еще вернемся в конце урока.

Учитель: Планета Земля, на которой мы живем, огромна и прекрасна!

Чудесен и таинственен мир природы. Чтобы вся эта красота была всегда.

Мы должны природу. (охранять и оберегать).

Чтобы оберегать природу, надо ее. (любить).

А чтобы любить надо ее. (знать).

5. Собери пословицу. Слайд

Сломить дерево - секунда, а вырастить – года.

Много леса - не губи, мало леса - береги, нет леса – посади.

Птиц зверей оберегайте и всегда им помогайте.

Кто умеет добрым быть, тот сможет природу беречь и любить.

Лес - богатство и краса, береги свои леса.

Враг природы тот, кто леса не бережёт.

ученика кружки 3 цветов: зеленый, желтый, красный)

Учитель: Сигналы этого светофора означают тоже самое, что и на проезжей

Красный свет - природе вред!

Свет зеленый - как красиво!

Итак, красный свет - зажигается тогда, когда поступки человека приносят вред

Желтый свет - чтобы мы соблюдали определенные правила поведения.

Зеленый свет - это, когда мы для природы делаем добрые дела.

Учитель: Такая ситуация.

Мальчик собрался в лес и рассказал, что он взял с собой в рюкзаке.

Давайте вместе поможем ему разобраться, что оставить в рюкзаке, а что нужно обязательно выложить, так как эти вещи нанесут вред природе. Я буду

1. Резиновые сапоги, чтобы походить по берегу озера. (желтый свет)

2. Нож, чтобы содрать бересту с березы для разжигания костра. (красный свет)

3. Зажигалку, чтобы когда устанет, посидеть у костра. (красный свет)

4. Небольшое пластмассовое ведро, чтобы полить деревца, которые он

посадил прошлый раз по краю оврага. (зеленый свет)

5. Пакет с хлебом, крупой для уток живущих на озере. (зеленый свет)

6. Сачок для ловли бабочек. (красный свет)

7. Фотоаппарат, чтобы сфотографировать лесных жителей. (желтый свет)

Учитель: Молодцы ребята, знаете что надо брать в лес чтобы не навредить

1) В лесу ходи по тропинкам и дорожкам. Помни. (в траве обитает много

маленьких животных, которых можно нечаянно раздавить. Кроме того от

ходьбы уплотняется почва, оголяются корни деревьев, погибают редкие

2) Не рви цветы охапками. (сорванные растения быстро погибнут и не дадут

семян. Не будет семян - не будет и цветущих растений).

3) Не разрушай муравейники… (муравьи по хвоинке, по соломинке, долго

строят свой дом, любой труд надо уважать. Муравьи - санитары леса, они не

дают сильно размножаться насекомым-вредителям).

4) Не оставляй мусор в лесу. Помни. (это дом для животных, в нем должно

быть чисто. Пожар в лесу может возникнуть от брошенной стекляшки).

5) Не лови зайчат, ежат, бельчат и других животных… (лес - их родной дом, им будет плохо в твоей квартире).

6) Многие не любят эту птицу, она губит чужих птенцов. И все-таки она очень полезная - уничтожает много опасных гусениц, даже таких, которых не едят другие птицы. Что это за птица? (кукушка)

Учитель: Мы сегодня много узнали вспомнили экологические правила

поведения в природе. Теперь попробуйте собрать от каждой группы свои рисунки. Постарайтесь в нем отразить то правило о котором мы не

Рисунки , которые собрали дети, вывешиваются на доску.

Учитель: Хотелось бы, чтобы вы о этих правилах не забывали и напоминали

окружающим вас людям. Ведь то, какой будет наша планета - Земля, зависит от

каждого из нас - людей.

Учитель обращается к эпиграфу, написанному на доске:

- Это строки поэта Евгения Евтушенко.

- О чем говорит поэт? (предполагаемые ответы: надо беречь и любить

природу, что нельзя убивать зверей)

- Поэт призывает убивать зверей внутри себя. Как вы это понимаете?

- Да, ребята, вы правы! Звери внутри нас - это плохие качества характера,

которые мешают нам полюбить друг друга, полюбить мир, полюбить природу.

И мы должны постоянно убивать этих зверей в своем сердце. Тогда наши

экологические знания пойдут на пользу природе, а значит и жизни на Земле.

11. Рефлексия

Учитель: Итак, вначале классного часа мы поставили цель: беречь и любить

природу. Зачем нам это надо? (чтобы жить, а это, чтобы воздух, вода были

чистыми, птицы, звери, растения - не вымирали), т.е. чтобы природа была жива,

а для этого нужен порядок и чистота. Все в природе взаимосвязано.

-А чтобы жить надо природу. - беречь и любить.

Учитель: Итак, защита природы касается всех нас. Все мы дышим

одним и тем же воздухом земли, пьем воду и едим хлеб. Каждый из нас может и

должен вносить свой вклад в борьбу за сохранение Природы, а, следовательно,

· Воспитывать бережное отношение к природе , сопереживание, любовь к природе.

· Способствовать развитию воображения и творческих способностей учащихся

· Развивать навыки духовно-нравственного поведения в конкретных ситуациях

Оборудование: консервы, зубные щётки, мыло, пакеты для мусора, спички, бинт, йод, игрушки, зеркальце.

I. Организационный момент.

На доске расположены в ряд цветы.

- Назовите их (ромашка, мак, роза, одуванчик, колокольчик, тюльпан, гвоздика.)

- На обратной стороне каждого цветка по одной букве. Ребята, давайте отгадаем загадки, которые помогут вам отгадать слово.

1. В лесу на одной ножке выросла лепёшка. (Гриб)

2. Под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками (ёжик)

3. Зимой и летом одним цветом (ель)

4. Без рук, без топорёнка построена избёнка (муравейник, гнездо)

5. Сам мал, незаметно хожу, но больше себя ношу. (Муравей)

6. Летом серый - зимой белый (заяц)

7. Я по дереву стучу, червячка добыть хочу

Хоть и скрылся под корой

Всё равно он будет мой! (дятел)

(Задания выполняют по очереди)

- Угадайте по подсказке слово. Если не сможете отгадать с первой подсказки, то попробуйте со следующей.

- Он служит защитой от животных;

- спасает от холода;

- его разводят туристы;

- на нём можно кипятить воду и варить еду в лесу.

- Она помогает спрятаться от дождя и насекомых;

- одна – для себя, вторая – для продуктов;

- она необходима в походе для туристов, которые отправляются в лес на несколько дней.

(Команды получают название)

- Костёр, палатка. Куда мы с вами отправимся? Поход- разве это не прекрасно?!

- Но туристами быть не просто: много надо знать и уметь. Умеете ли вы укладывать в рюкзак вещи? Сейчас мы это проверим.

Каждая команда получает по рюкзаку. На столе лежат консервы, зубные щётки, мыло, пакеты для мусора, спички, бинт, йод, игрушки, зеркало. Ребята должны взять с собой необходимые в походе вещи.

- Для чего нужны пакеты?

- Куда мы отправимся дальше, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят:

Ваню - земляникой, Таню - костяникой,

Машеньку - орешком, Петю – сыроежкой. (Лес)

Костяника - лесная ягода ярко-красного цвета, вкус кисло-сладкий. Созревает летом в августе. Богата витамином С, аскорбиновой кислотой.

- куда же мы с вами отправимся?

- Да, мы с вами отправимся в лес. Что такое лес? (Ответы детей)

- Ребята, давайте оживим наш лес. Чего не хватает на нашей картинке? (Дети отгадывают загадки. Отгадки появляются на картинке)

Ну а кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжёт,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет. (СОЛНЦЕ)

Глаз нет, а плачут. (ТУЧКИ)

Землю пробуравил, корешок оставил,

Сам на свет явился, шапочкой накрылся. (ГРИБ)

Весь день гостей встречают

Мёдом угощают. (ЦВЕТЫ)

В ярком платье модница –

От цветка к цветку порхает,

Утомится – ожидает. (БАБОЧКА)

Да орешки грызет. (БЕЛКА)

- Значит, лес – это не только деревья, но и солнце, цветы, бабочки и многие другие живые организмы.

- Лес – наше богатство. Лес – это дом для зверей и птиц. Лес даёт нам грибы и ягоды.

Посмотрите, какой красивый уголок природы у нас получился!

Физкультминутка

Утром дети в лес пошли (шаги на месте)

И в лесу грибы нашли (приседание)

Наклонялись, собирали (наклоны вперёд)

По дороге растеряли (ритмичное разведение рук в стороны)

Каждой команде выдается по 5 знаков-символов. Участники по очереди должны назвать правила поведения в лесу, согласно знакам:

2. Не разоряй муравейники.

3. Не ломай ветви деревьев и кустарников.

4. Не повреждай кору деревьев.

5. Нельзя брать яйца из гнезд.

6. Не разводи костер в лесу.

7. Не сбивай грибы, даже не съедобные.

8. Нельзя раскапывать норы и тревожить зверей.

9. В лесу, на природе запрещается поднимать крик и шум.

10. Отдыхая в лесу, не оставляй после себя мусор!

- Если вырубить все леса, люди будут ходить в противогазах. Лес – это лёгкие природы.

- Если уничтожать птиц, будут болеть лесные жители. (Например, сову истреблять нельзя, потому что она уничтожает грызунов. Совы спасают лес от болезней. )

- Если уничтожать цветы, то погибнут пчёлы, и люди останутся без мёда, который так полезен для нашего организма.

- Давайте подумаем, будет ли нашей природе хуже, если проходя по тропинке, мы сломаем веточку или наступим на цветок?

- Да, природе будет хуже! Ведь каждая веточка или цветок – это маленькая рана, нанесённая природе. Природе трудно залечивать даже маленькие раны. Кто же виноват? (Человек)

-Природа должна нам быть родной. И леса, и цветы, и звери, и птицы. Они оказываются на краю гибели. И наша задача – подкармливать птиц зимой, не рвать цветы, не ломать веток, не разорять муравейники. Тогда природа отблагодарит нас своей щедростью.

- Да, ребята, охрана природы- дело всего народа. Вы- маленькие граждане нашей страны, но можете внести свой большой вклад в дело охраны природы. Ведь охранять природу - значит охранять Родину.
- Давайте стараться жить так, чтобы Земля оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели цветы, пели птицы.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни .

- Что узнали нового? Какие правила запомнили?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: сформировать у детей понятие о взаимосвязи человека с природой и закрепить знания о правилах поведения на природе.

Планируемые результаты:

Предметные: ученики будут знать правила поведения на природе, развивать ответственное отношение к природе.

Метапредметные: уметь определять и формулировать цель на занятии с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на занятии.

Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на занятии и следовать им.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания.

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Оборудование: раздаточный материал, наглядные пособия (картинки)

Ход занятия:

1 этап. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте ребята, меня зовут Вероника Геннадьевна. Сегодня внеурочное занятие проведу у вас я. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, подарите друг другу улыбки. Итак, ребята, мы начинаем наше занятие.

2 этап. Актуализация знаний учащихся

Учитель: Ребята, чтобы узнать тему нашего занятия, нам надо разгадать кроссворд. Слушаем внимательно, отвечаем по поднятой руке.

1.Ранним утром ей не спится, очень хочется трудиться,

Вот и меду принесла, работящая…. (Пчела)

2. Кто растет в лесу у дорожки, есть у него и шляпка, и ножка? (гРиб)

3. Воробьи, стрижи, пингвины, снегири, грачи, павлины,

Попугаи и синицы: одним словом это…. (птИцы)

4. Его весной и летом мы видели одетым,

А осенью с бедняжки сорвали все рубашки (деРево)

5. Чем мы дышим, но его не видим? (вОздух)

6. После дождя бывает, полнеба закрывает,

Дуга, красивая, цветная, появится, а затем растает (раДуга)

7. Если руки наши в ваксе, если на нос сели кляксы.

Кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук? (водА)

(Ответы записываем на ватман)

Учитель: Какое слово получилось в рамке?

Учащиеся: В рамке получилось слово природа.

Учитель: Как вы думаете, что такое природа?

Учащиеся: Отвечают.

Учитель: Послушайте стихотворение и подумайте, что хотел сказать нам автор

«Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Е. Евтушенко

Учащиеся: Отвечают.

3 этап. Определение темы занятия

Учитель: вы уже догадались, о чем пойдет речь на нашем занятии. Сформулируем тему занятия.

Учащиеся: отвечают.

Учитель: Верно, сегодня поговорим с вами о природе, о бережном отношении к ней.

Учитель: Кто может поставить цели к нашему занятию исходя из темы?

Учащиеся: Ответы

Учитель: Выяснить, как должен поступать человек по отношению к природе.

А знаете ли вы, ребята, люди какой профессии занимаются данной проблемой? (экологи). А в чем заключается их работа? (ответы)

Они отправляются в различные экспедиции по всему свету и изучают жизнь растений и животных в разных условиях, помогают понять нашу планету и её законы и влияние человека на Землю - на сколько, мы портим или наоборот, улучшаем жизнь родной планеты.

4 этап: Работа по теме

Послушайте стихотворение С. Михалкова «Прогулка

Мы приехали на речку

А свободного местечка

Возле речки не найти!

Тут сидят и там сидят,

Загорают и едят.

Отдыхают, как хотят,

Сотни взрослых и ребят!

Мы по бережку прошли

И поляночку нашли.

Но на солнечной полянке

Тут и там — пустые банки

И, как будто нам назло,

Даже битое стекло!

Мы по бережку прошли,

Место новое нашли.

Но и здесь до нас сидели:

Тоже пили, тоже ели,

Жгли костер, бумагу жгли —

Насорили и ушли!

Мы прошли, конечно, мимо..

— Эй, ребята! — крикнул Дима.

— Вот местечко хоть куда!

Родниковая вода! Чудный вид!

Мы купались, загорали,

Жгли костер, в футбол играли —

Веселились, как могли!

Пили квас, консервы ели,

Хоровые песни пели,

Отдохнули и ушли!

И остались на полянке

У потухшего костра:

Две разбитых нами склянки,

Две размокшие баранки,

Словом, мусора гора!

Мы приехали на речку

Только чистого местечка

Возле речки не найти!

Вопросы для обсуждения:

Учитель: Наблюдали ли вы такую картину? Что ребята сделали неправильно?

Учитель: Я предлагаю вам задуматься обо всем услышанном и поиграть

со мной в игру. Условия этой игры таковы: я вам буду давать начало ситуаций, а вы должны продолжить её, так чтобы в конце цепочки был человек.

Например: если люди уничтожат все цветы на Земле . погибнут многие

насекомые …не станет меда, очень ценного продукта для здоровья человека.

Продолжите теперь вы:

1)На городских пляжах перестанут убирать территорию …

2) Вырубят все леса на земле …

3)Если все заводы по переработке мусора обанкротятся и закроются…

4)Загрязнят все ручьи…

Учитель: Да, ребята, из нашей игры мы видим, что в природе все взаимосвязано и одно зависит от другого. Значит не зря природа бьет тревогу и, обращаясь к нам просит вас о разумном с ней обращении.

На сегодняшний день это серьёзная проблема. С целью привлечения внимания общества к проблеме, к вопросам сохранения животных и растений и окружающей среды, объявляются года экологии, проходят множество акций по защите природы.

Попробуем составить правила поведения на природе и подумаем, чего нельзя делать. (Устно)

Учитель: Ребята, а теперь давайте разделимся на группы и нарисуем от каждой группы свой экологический знак, знаки, отображающие то, чего нельзя делать на природе (разбрасывать мусор, разжигать костры и т.д.). После этого вы расскажете, что обозначает этот знак и для чего он нужен.

Знаки, которые вы нарисуете, мы повесим на доску.( приклеиваем на плакат по защите природы)

Мы любим лес в любое время года.
Мы слышим речек медленную речь.
Все это называется природа.
Давайте же всегда ее беречь!
В лугах ромашки солнечного света
Такие, что светлей на свете жить.
Природой называется все это,
Давайте же с природою дружить.
Летят, звеня, дождинки с небосвода,
Клубится на заре тумана дым.
Все это называется природа.
Давайте же сердца ей отдадим.
Прощальный вальс танцует с ветром лето.
Дрожит в окне вечерняя звезда.
Природой называется все это,
Давайте же любить ее всегда!

Учитель: Какой вывод мы сделаем? Что нового для себя открыли? Как должен относиться человек к природе? Кем быть для неё?

Планета Земля - наш общий дом, каждый человек, живущий в нем, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. К сожалению, многие люди забывают об этом.

Я предлагаю вам раскрасить планету. Если у вас хорошее настроение и вам понравилось наше занятие, раскрасьте ее яркими цветами. Если не понравилось- серым.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экологический классный час для учащихся начальной школы.

Экологический классный час

Автор: Латыпова Лира Шагмухоматовна

учитель начальных классов

Цель: способствовать формированию у детей целостного восприятия мира.
Задачи:
1. Способствовать расширению знаний детей с помощью литературы.
2. Способствовать коррекции поведения – формировать положительную концепцию поведения.
3. Способствовать воспитанию любви и заботливому отношению к природе.
4. Словарная работа: экология, среда обитания.

Ход занятия:

1.Организационный момент.
1.Вводная беседа.
Цель: создание положительного эмоционального настроя. (Звучит мелодия песни “Чистые пруды”, учитель читает стихотворение).

Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм –
С цветами, тянущими руки,
Навстречу солнцу и ветрам.


Как решить проблему чистой воды? Строить очистители, не загрязнять водоёмы. Каждый год многочисленные удобрения сельского хозяйства засоряют воду. Назовите самую большую реку в Саратовской области. (Волга).
Загрязнена наша матушка Волга от отходов промышленности городов Саратова. Вольска, Энгельса, Балакова. Волгограда и других.

Не осталось живого места,
Не осталось живой воды.
Соли закисного железа,
Убивают воду в реке.
Стало душно в реке и затхло,
Никакого выхода нет,
Хоть бы рыбе дожить до завтра –
Прожила бы ещё 100 лет.

Стоит сказать и о нефтяных загрязнениях водоёмов. Каждый год в воду попадает 6 – 10 млн. тонн нефти. Нефтяная плёнка покрывает огромные площади воды, препятствует доступу кислорода и солнечных лучей воде, что приводит к невозможности обитателей вод дышать, и они погибают.

Трудно, чтобы такое не тронуло душу,
Если даже бесчувственен ты,
Почему – то выбрасываются на сушу
Повелители моря – киты.
Ударяются в камни могучей грудью,
Разбиваются, как корабли,
И противятся добрым встревоженным людям,
Что спасать великанов пришли.

Читайте также: