Краткое содержание башкирской сказки акъял батыр

Обновлено: 08.07.2024

История изучения

Разработан туристический маршрут, который проводит дорогами эпоса по Золотому кольцу региона. Кубаир признан одним из семи чудес Башкортостана и является кандидатом на включение в список ЮНЕСКО как шедевр устного и нематериального наследия человечества.

Основные персонажи

В основе сюжета эпоса — описание борьбы главного героя (богатыря Урал-батыра) за счастье народа. Противников у него много — силы природы, предстающие в образе драконов, змей, дивов и других враждебно настроенных персонажей. В сказании также фигурируют:

  • простой народ (старик Янбриде и старуха Янбика, их дети и внуки);
  • небесные божества (царь Самрау, его жены Койш и Ай, дочери — Хомай и Айхылыу);
  • мифические существа (Акбузат — крылатый конь, летающий лев);
  • злые силы природы.

Сюжет произведения

Сюжет эпоса в сокращении необходим для записи в читательский дневник или подготовки доклада. По мотивам произведения школьники делают рисунки карандашами, пишут сочинения, составляют характеристики персонажей.

Подвиги Урала

Когда богатырь снес голову Арзаку Алмазным мечом, див упал так, что весь мир содрогнулся. Его огромное страшное тело рассекло водный простор и из недр земли поднялась большая гора, названная Ямантау. Это южная вершина в Башкирии. В переводе ее название означает Злая гора. Местные жители считают, что в округе Ямантау происходят странные события. Считается, что восхождение на вершину приносит беду.

Однажды коварный и злой царь Катила направил на богатыря исполинского быка. В бою бык пыхтел, наступал и старался победить. Однако Урал оказался сильнее и вогнал его по колени в землю. Победив, герой оставил противника в живых. Однако животное вышло из боя с кривыми рогами, треснувшими наполовину копытами и отсутствующим передним зубом. С тех пор все быки мира стали выглядеть также.

Последний и самый героический подвиг Урал совершил возле пещеры Шультан-Таш. В ней находятся 2 подземных озера: со стоячей водой (считается мертвым) и голубое, живое. Их питает подземная река, которая носит название по имени брата богатыря. Почему источнику дано такое название? Когда Урал сразился с Шульгеном, злодей попытался избежать смерти и нырнул в бездонное озеро, расположенное неподалеку. Урал решил выпить водоем, наполненный демонами и змеями, до дна. Однако не справился с задачей, поскольку глотал злых дивов, разорвавших изнутри его благородное сердце.

С собой у Урала была живая вода, которая могла бы его исцелить. Однако он принял решение умереть и отдал каждую каплю бесценной влаги природе, сказав, что только она достойна вечной жизни. Так он защитил родную землю, но пал в схватке с врагами простого народа. Жизнь и дело богатыря продолжили его потомки, которые старались улучшить жизнь людей. В поисках источников счастья батыры шли в далекие путешествия, рассекая горы Алмазными мечами. Там, где они проходили, разливались полноводные реки. На берегах четырех из них поселились предки башкир.

Волшебный конь богатыря

Верным другом и спутником Урала стал его конь Акбузат. На мини-картинках его изображают белоснежным, с крыльями. По легенде он дал согласие, чтобы пуститься в приключения с батыром, при этом человеку пришлось доказывать свое право быть его всадником. Если богатырь уставал, Акбузат выносил его из битвы. Когда же он набирался сил, скакун вновь мчался в бой.

По легенде конь был ослепительной красоты. Он не тонул в воде и не горел в огне. Башкиры считают, что все кони, живущие на земле, являются потомками Акбузата. Лошади помнят наказ своего предка о том, что нужно быть преданным людям. Судьба коня сложилась непросто. Шульген сумел его выкрасть и спрятал его на дне озера, где скрывался.

Периодически герои эпоса и Урал-батыр перемещались на летающих львах. Исследователи считают, что во времена, когда разворачивались события, пещерные львы могли обитать в Европе, на Урале и в Сибири. Они были крупнее современных хищников и могли совершать высокие прыжки. Возможно, поэтому древние считали их летающими.

После гибели Урала людей охватило великое горе. Чтобы увековечить память о народном герое, его похоронили на самой высокой точке. Подходя поклониться Уралу, люди приносили с собой по горстке земли. Со временем возникла большая гора, которая все росла и росла. Тело героя стало золотом и самоцветами, а кровь превратилась в нефть — масло Земли. Горы были названы в его честь — Уральскими.

Священные символы эпоса

Условной точкой отчета событий в эпосе является время, когда был создан мир. Пространство в нем делится на три мира. Верхний — космос — символизирует идеальную организацию общества. Средний — мир людей, а в нижнем обитают демонические силы.

Погибая, батыр дал людям наказ о том, как жить, чтобы не прервался человеческий род и легче решались проблемы. Он предупредил, что добро должно всегда противостоять злу. Процветание возможно там, где существует доброта, дружба и взаимопомощь. В жизни людей не должно быть места страху, ненависти и невежеству. Наказ Урала дает понимание, как жить дальше, и надежду, что род человеческий не прервется.

На уроках географии в 6 классе школьники узнают, что граница между европейским и Азиатским континентом пролегает по Уральскому хребту. Увековеченное на карте мира, имя героя старинного эпоса известно всем жителям планеты. Величественные горные вершины — безмолвный памятник отважному воину, подарившему своей земле великую историю, богатые недра и невероятно красивую природу.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема:”Аҡъял батыр”әкиәте.

Батыр ниндәй булырға тейеш?

Маҡсат: 1.Башҡорт халыҡ ижады менән танышыу ,өҫтәлмә мәғлүмәттәр биреү.Әкиәттең йөкмәткеһен үҙләштереү барышында батырға ҡылыҡһырлама биреү;

2.Уҡыусыларҙы эҙләнеү-тикшеренеү эшенә йәлеп итеп,фекер йөрөтөү,һөйләү телмәрен ,һүҙ байлығын,ижади һәләттәрен үҫтереү;

3.Кешеләргә ҡарата изгелекле,ихтирамлы булырға,әҙәпкә өйрәтергә;

Дәрес төрө ; яңы материал менән танышыу дәресе.

Уҡытыу методы ; күрһәтеү-аңлатыу,эҙләнеү методтары.

Уҡытыу алымдары ; әңгәмә, һорау-яуаптар, мәҡәл әйтеү, карточкалар менән эш, таҡтала һәм дәфтәрҙә эш, һүҙлек менән эш, тәржемә итеү, уҡытыусының тасуири уҡыуы, уҡыусыларҙың сылбырлы уҡыуы, ИКТ ҡулланыу, 4 уҡыусының алдан тема буйынса һүрәт төшөрөүе, ял минуты, дидактик уйын, бармаҡ уйыны, сюрприз момент, ижади эш.

Предмет буйынса нәтижәләр; Башҡорт халыҡ ижады тураһында өҫтәлмә

Метапредмет буйынса нәтижәләре; дәрестә ҡуйылған маҡсатты аңлау, үҙ эшеңде тикшерә алыу, һорауҙарға яуап биреү, үҙ белемеңде баһалау.

Шәхси нәтижәләр ; Башҡорт халыҡ ижадының матурлығын аңлау.

Предмет - ара бәйләнеш ; Башҡорт халыҡ ижадының матурлығын аңлау.

Принциптар; эҙмә-эҙлеклелек, коммуникатив.

Йыһазландырыу : компьютер,проектор,әкиәт геройҙары,символик предметтарҙың һүрәттәре,мәҡәлдәр яҙылған карточкалар,синонимдар һүҙлеге.Презентация”Аҡъял батыр”,

Дәрес тең ҡыҫҡаса аннотацияһы :

1.1 Психологик кәйеф шарттары булдырыу. Уңыш ситуацияһы тыуҙырыу. Мотивация.

Артикуляцион күнекмәләр: 1.Ҡара ҡарға ҡарҙан бара , ҡанаттарын ҡаға-ҡаға.

2.Өҫтәге өс өҫтәлде өс оҫта яһаны.

3.Беҙҙең Батыр булған былтыр

Бил бирмәҫ бөйөк батыр.

2.Уҡыу мәсьәләһен булдырыу.

Һуңғы тиҙәйткесебеҙ кем тураһында булды?

-Эйе,ниндәй Батыр ул?

-Бындай һүҙҙәрҙе ниндәй һүҙҙәр тип әйтәбеҙ әле?

Әйтелештәре бер үк,мәғәнәләре төрлө булған һүҙҙәр. була.

-Ә хәҙер был һүҙгә синонимдар ҙа табып ҡуяйыҡ.

көслө---------- Батыр------- ғәйрәтле

Бына ошо сифаттарға беҙҙең әкиәт геройы-Аҡъял батыр ҙа эйә.Һеҙгә был әкиәтте өйҙә уҡып килергә ҡушылған ине.Беҙ бөгөн ошо әкиәт буйынса һөйләшәсәкбеҙ.Һәр әкиәттең дә сере була ,уны сисә белергә кәрәк.

Рустарҙа ла:”Сказка ложь,да в нём намек”тиҙәр.Беҙҙең йоҙаҡ –сиселмәгән сер,асҡысы ошо ҡумтаға йәшерелгән.Уны алыр өсөн ҙур ғына эштәр башҡарып сығырға кәрәк.Әкиәтте тикшерергә,эҙләнергә,һорауҙарға яуап бирергә тура килер.Әйҙәгеҙ,башлайыҡ.Хәйерле сәғәттә.

Бына беҙҙең батырҙың исеме-Аҡъял(сәсе аҡ,ял һымаҡ елкәһенә төшөп торған)Малай сағынан ул бик көслө булған.Әкиәттән табығыҙ әле уның көсө хаҡындағы юлдарҙы. (Дәреслектән табып уҡыйҙар.)

- Физик яҡтан ғына көслө булғаны өсөн кешене батыр тип әйтә алабыҙмы?

- Батыр булыр өсөн кеше ниндәй сифаттарға эйә булырға тейеш?

йәки Батыр булыр өсөн нимәләр эшләргә кәрәк?

3 .Эҙләнеү-тикшеренеү эшен башлайыҡ.

Бының өсөн өс төркөмгә бүленәйек.Һәр партала ҡағыҙҙар ята ,һеҙ яуап тапҡан һайын йәки нимәне мөһим тип һанайһығыҙ яҙып барығыҙ.

Әйҙәгеҙ ,беҙҙең батырҙы сәхнәгә сығарайыҡ.Ул батыр исемен нисек яулағанын тикшереп, әкиәт буйлап китәйек.(Аҡъял батыр һүрәте)

1.Батыр кеше өйҙә ултырмай –донъя күрергә сығып китә.

Һығымта:ҡыҙыҡһыныусан .

2.Юлында кешеләрҙе осрата.(Урман батыр,Тау батыр һүрәттәре)

Сәхнәләштереп күрһәтегеҙ әле.Беренсе,өсөнсө төркөм.(Танышыуҙарын сәхнәләштерәләр).

Һығымта:кешеләр менән матур итеп һөйләшә-әҙәпле.

Дуҫлаша белә

Файҙалы эштәр башҡаралар-Урман батыр урман үҫтерә.

3.Ҡаршылыҡтар осрата,яуыз көстәр менән осраша:

ер өҫтөндә лә,ер аҫтында ла.

Ер өҫтөндә:иргәйел ҡарт килә(сәхнәләштереү)

Һығымта:бер нәмәнән дә ҡурҡмай,ҡыйыу булырға тейеш;

-дөрөҫөн әйтергә ҡурҡмаҫҡа тейеш.

Иргәйел ҡасып китә: соҡорға төшә.

Һығымта:тәүәккәл

4 .Ял минуты . Батыр егет ни эшләй?

-Уҡ эшләй ҙә,уҡ ата.

-Матур ҡыҙҙар ни эшләй?

-Һыуға барып,тиҙ ҡайта.

-Батыр егет ни эшләй?

Аҡбуҙ тотоп,ил гиҙә.

-Матур ҡыҙҙар ни эшләй?

Нағыш менән өй биҙәй.

5 .Ер аҫтында Аҡъял батыр нимәләр эшләй?

Уҡыусыларҙың яуаптары(ҡыҫҡаса һөйләтеү):

-иргәйел ҡартты үлтереп,кешеләргә һыу бирә- ярҙамсыл;

-өс ярышта ҡатнаша-уҡтан ата,көрәшә белә- оҫта,мәргән.

-байлыҡ,кәләш ала- булдыҡлы.

-соҡорҙан Сәмреғош ярҙамында сыға- изгелекле;рәхмәт әйтә белә-рәхмәтле

6 .Урман батыр менән Тау батырҙы таба.

Һығымта:ғәфү иткән

-йомарт

-бөтә нәмәне лә хәл итә белә;

-тик яҡшылыҡ өсөн көрәшә.

Һығымта яһайыҡ:Батыр ниндәй сифаттарға эйә булырға тейеш?Яңынан уҡып сығығыҙ әле.

Тимәк,әкиәттең серен систекме?Йоҙаҡтың асҡысына хужа булдыҡ .

Нисек батыр булырға ? тигән ҡағиҙә лә сығарҙыҡ.

Был ҡағиҙәгә бөтә әкиәт геройҙары ла яуап бирәме икән?

7. Уҡыусылар,ә хәҙер бына төркөмдәрҙә эшләй башлайыҡ.

I төркөм-ижади эш:ошо әкиәткә синквейн яҙып ҡарайыҡ.

II төркөм-Урман батыр менән Тау батыр-уларҙы батыр тип атарға мөмкинме?Тикшерергә.

III төркөм- әкиәткә тап килгән мәҡәлдәрҙе йыйығыҙ,аңлатығыҙ.

Һәр төркөм үҙ аллы эшләгәндән һуң эштәрен уҡып ишеттерәләр.

8 . Рефлекция. Йыр тыңлау.Г.Ишҡыуатова”Әкиәттәр-серле донъя”

9 .Уҡыусыларҙың эштәрен баһалау.Әкиәт-серле донъя ,уның серен беҙ сисәбеҙ.”Аҡъял батыр “әкиәтен өйрәнеп,батыр булыу серен астыҡ.Тимәк,беҙ ҙә үҙебеҙҙә батырлыҡ сифаттарын тәрбиәләргә тейешбеҙ.Әкиәт яҡшылыҡҡа өйрәтә.

В пути он помог змею Заркуму, сыну дива, который подавился оленем. В благодарность Заркум обещал ему волшебную палку отца. Но во дворце на батыра напали другие змеи. Из каждой им убитой выходили батыры, что были в плену. Вместо свергнутого дива-падишаха народ избрал нового, любящего народ. За Урала выдали девушку Гулистан.

Урал спрашивает у нее дорогу к роднику, Хумай, видя его доброту, просит найти ее птицу-сестру. Урал привозит к ней Айхылу. Шульген, выйдя из ямы, решил убить удачливого брата. Устраивают состязание, чтобы выбрать мужа Хумай и хозяина ее коню. Шульген не смог поднять громадный камень, а Урал его закинул вдаль.

А злодей Шульген собрал остатки дивов и змей, и стали они у озера губить людей по одному, ведь Смерть осталась в мире. Тогда Урал выпил озеро. Дивы, попавшие внутрь тела батыра, впились в его сердце, и он, умирая, сказал народу, чтобы тот радовался жизни, уважал старость, но слушал и молодых, и был на стороне добра и мира. Горюющая Хумай погребла его в горе, которая с той поры носит имя Урала. Сыновья Урала извели из гор четыре реки: Идель, Яик, Хакмар и Нугуш. Теперь у людей была безопасная вода, а Шульген с дивами остался ни с чем. До сих пор жива память о батырах там, где стоят Уральские горы в окружении рек.

Сюжет

Шульген из зависти к брату вместе со злодеями Азракой, Заркумом и дивами воюет с ним. Злодеев убивают, а Шульгена прощают. Из родника люди не пьют: пусть бессмертны будут, как и раньше, души, и добрые дела. Шульген с дивами селится в озере и губит людей. Урал выпивает озеро, и гибнет от попавших внутрь дивов. Он завещает народу жить в радости, мире, взаимовыручке, уважая храбрость, старость и молодость. Жена Хумай хоронит его в горах Уральских. Сыновья батыра Идель, Яик, Нугуш и сын Шульгена Хакмар извлекают для людей воду из гор, их имена получают четыре реки. Память о героях жива в народе.

Отзыв

Башкирский эпос о том, что важнее всего добро и счастье народа, страны. Слова умирающего батыра подходят и современным людям: радоваться жизни, трудиться и сражаться за свою страну, народ, все делать сообща, быть за добро и мир. Бессмертие – в доброте. Эпос учит любить Родину, семью, учит мужеству, бескорыстию, великодушию, справедливости, жизни по совести, добру, дружбе, миру, единству, труду, благодарности.


На затерянной земле, где не ступала нога человека, жили Янбирде с супругой Янбике, и было у них два сына, младшего звали Урал, а старшего Шульген. Младший был послушным и сдержанным, Шульген же, напротив, непокорным и упрямым, он не раз перечил своему отцу. Семья занималась охотой на диких зверей, рыбным промыслом, так они и коротали деньки, не зная невзгод.

Однажды Янбирде рассказал своим сыновьям о Смерти, которая забирает жизнь и приносит горе. Велел отыскать живительную воду, дарующую вечную жизнь. Дал старик мужчинам львов и отправил в дорогу. Урал принял решение немедля одолеть Смерть, подарить людям спокойствие.

Дороги двух братьев разошлись, Шульген отправился в край Самрау, а Урал пошел в земли правителя Катила, который каждый год приносил своих людей в жертву предкам. Захотел Урал одолеть Смерть в этой стране и вышел на бой с царским быком. В тяжелой схватке, Урал одолел быка, но убивать не стал, пощадил, с тех пор весь бычий род на службе у человека, рога у быков загнуты, а копыта рассечены на двое в память о битве с могучим Батыром. Падишах в ужасе покинул пределы своего государства, а Урал взял в жены его прекрасную дочь.

Шульген в своем пути повстречал змеиного правителя, по имени Заркум. Заркум был на стороне злых сил, он подчинил волю Шульгена и настроил его против младшего брата. Шульген всячески препятствовал Уралу осуществить свое предназначение. Урал сражается с разными мифическими чудовищами и всегда побеждает. Из тел поверженных врагов образовались горы, впоследствии названые Уральскими.

В следующей части эпоса повествуется о смерти великого Батыра. Урал погибает, но после него остаются потомки, такие же честные и благородные. Они заселяют просторы, обосновываются у самих Уральских хребтов, там, где они проходили, рассекая своими мечами горы, образовались реки, носящие по сей день их имена.

А живую воду Урал все – таки нашел, но не принес ее людям, а отдал природе, ведь именно только она одна, по его мнению, должна жить вечно. Великий герой, подаривший своим людям спокойствие и благополучие.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Легенда о Урал-батыре

Урал-батыр же сумел исполнить поручение отца и сохранить чистое сердце. С многими злодеями приходилось сражаться Урал-батыру. Он сражался с огромным быком а после с четырьмя лучшими воинами кровожадного царя Катилы. Победил царя змей Кахкаху. Сражался со злыми дивами (человекоподобные существа, имеющие вид великанов; служители Шульгена) и их предводителем Азракой.

Как Шульген нарушил запрет отца

Однажды Йанбирде и Йанбике ушли на охоту и долго не возвращались. Мальчики играли на полянке, а когда проголодались, Шульген вдруг сказал младшему брату:

– Давай попробуем то, что пьют наши родители. Я подсмотрел, где они прячут кровь.

– Нельзя, – отвечал ему Урал. – Отец не разрешает, ведь ты же знаешь об этом.

Тогда Шульген стал уговаривать брата:

– Да ты не бойся, он ничего не узнает, мы же только попробуем кровь на вкус. Питье-то сладкое, наверно. Если бы это было не так, отец и мать не ходили бы на охоту, не губили зверей, позабыв о сне и отдыхе.

– Пока не стану егетом, пока не узнаю людских обычаев, пока не постранствую по земле и не уверюсь в том, что Смерти-Улем на свете нет – пробовать кровь не буду, – твердо стоял на своем Урал.

– Да ты просто трус, – разозлился тогда Шульген и стал громко смеяться над братом.

– Нет, я не трус, – не поддался Урал. – Львы, тигры и медведи тоже очень храбрые звери, но и они плачут, когда к ним приходит Смерть. Вдруг, если попробовать кровь на вкус, она здесь появится?

На плотву щука охотится, на суслика – сурок, а лисица – на зайца. Если так подумать, получается, что сильный для слабого и есть Смерть. Разве не мы, люди, ловим рыб, ныряющих в глубину, птиц, что поют на скалах? Мы, четверо, и ввели этот обычай в наших краях. А если звери задумаются об этом, если все соберутся и когти свои обратят против нас, как сукмар, и бросятся на нас – разве тогда не явится к нам Смерть, о которой отец нам говорил?

Призадумался тут Шульген, однако большого значения этим словам не придал.

– А ты не бойся, – только и сказал.

Побежал непослушный Шульген к тайному месту и отпил понемногу из раковин морских, в которых хранилась кровь.

Так Шульген нарушил запрет отца.

Сражение с быком

Однажды кровожадный царь Катилла угнетающий народ послал против Урала огромного быка, но тот не мог противостоять силе героя. Человеческим голосом бык угрожает Уралу поднять его на рога и носить до тех пор, пока богатырь не превратится в прах, который развеет ветер. Но не тут-то было.
В схватке Урал согнул быку, выбил верхний зуб и разорвал копыта. С тех пор у быков кривые рога, не растет передний зуб и разделенные на две половины копыта.

Помилованный Урал-батыром бык привел свое стадо на Урал, и оно с тех пор служит людям.

Как была поймана белая лебедь

И вот однажды случилась великая охота. Дичь словно сама лезла в силки – все охотничьи мешки были переполнены.

Когда охотники наконец вернулись домой, стали они разбирать добычу. Тогда попалась им среди прочей живности птица-лебедь со сломанным крылом. Опутал ей ноги старик Йанбирде, замахнулся острым ножом, чтобы голову отсечь, и тут заплакала птица кровавыми слезами, заговорила:

– Не убивайте меня, не безродная я сирота, вашего, людского племени дочь!

Удивились таким речам Йанбирде, его жена Йанбике и дети их Урал и Шульген. А птица-лебедь продолжала:

– Когда отец мой пару себе искал, никого не нашел на всей земле. Обратил он взор на небо и взял себе в жены Солнце и Луну, приворожил к себе обеих. Он – Падишах всех птиц, имя его Самрау, вот кто мой отец! Он все равно придет ко мне на помощь и освободит меня! Прошу вас, не лишайте меня жизни!

А если не послушаетесь меня, если разорвете меня на части, все равно не стану для вас пищей! Мать моя, Кояш-Солнце еще в младенчестве омыла меня в водах Живого Родника, так что Смерти я не подвластна. Так говорю вам я, Хумай! Отпустите меня, и я укажу вам путь к Живому Роднику!

Растерялись Йанбирде и Йанбике, не знали они, что делать, как поступить. Стали спрашивать совета у своих детей. Шульген не поверил птице, сказал, что ее надо съесть, а вот Урал заступился, думая отпустить ее на волю. Такой между ними вышел спор.

Наконец Урал сказал Хумай (этим именем назвалась лебедь):

– Не горюй, я верну тебя твоим родителям.

Осторожно отнес ее в сторону, положил раненую птицу на землю.

Лебедь взмахнула здоровым крылом, и выпали из него три пера. Она обмазала их сочившейся кровью, бросила на землю и тогда, откуда ни возьмись, появились три птицы. Подхватили они лебедь легкими крыльями и унесли в высокое небо.

Понял тогда Йанбирде, что кончилось для его детей беззаботное время, что пора им отправляться в путь, за птицей-лебедью – искать дорогу к Живому Роднику.

Наказал Йанбирде своим детям слушаться друг друга, во всем помогать, а если Смерть им по дороге попадется – отрубить ей голову и привезти домой.

Сели сыновья на могучих львов и отправились в далекий путь. Долго смотрели вослед сыновьям Йанбирде и Йанбике, и не знали они, когда увидят своих сыновей, и придется ли когда встретиться с ними.

Победа над царем змеев Кахкахой

После победы над Кахкахой Урал женится на освобождённой им девушке по имени Гулистан и отправляется дальше.

Как Йанбирде обнаружил, что из раковины кто-то пил

Долго рассказывал Йанбирде, наконец, в горле у него пересохло, и он решил утолить жажду. Пошел он в укромное место, принес оттуда морскую раковину, в которой хранил свое питье. Открыл Йанбирде раковину и вдруг увидел, что она неполная. Тогда осмотрел он ту раковину повнимательней и обнаружил на ней следы детских пальцев. Понял Йанбирде, что кто-то из его сыновей, а может быть, и оба, нарушил запрет. Страшно рассердился Йанбирде.

– Кто пил из этой раковины? – грозным голосом спросил он у сыновей.

– Кто посмел? – спросил он еще более страшным голосом. Тут сердце Шульгена не выдержало, и он срывающимся голосом крикнул:

– Никто! Никто не пил, атай!

Этого Йанбирде стерпеть уже никак не мог. Схватил он палку и стал бить сыновей, приговаривая:

– Не только пили, но еще и врете!

Мальчики вскрикивали под ударами, закрывались руками, но палка безжалостно хлестала их по рукам, по ногам, по спинам. Наконец Шульген не выдержал и закричал:

Но это не принесло ему облегчения. Теперь отец бил его одного, бил страшным, яростным боем.

Тут Урал подскочил к отцу, схватил его за руку и закричал:

– Одумайся, отец! Остановись! Посмотри на палку в твоей руке – ведь она когда-то была молодым деревцем, что росло в лесу, на ветру колыхалось, трепетало листвой. Птицы пели на ней, вили гнезда. Словно младенец, что сосет грудь матери, это деревце сосало влагу из земли и была прекрасным существом!

А когда его от родного корня отделили, когда лишили его веток и листьев, стало оно безжалостным, что твой каменный молот, словно щука, что ловит рыб, собака, с которой ходят на охоту, как сокол, что пускают на птиц. Разве не стало оно бездушным орудьем в твоих руках?

Много лет ты прожил на земле, но так и не понял, что такое Смерть, сердцем ее не почувствовал. Если еще раз ударишь свое дитя, не значит ли это, что ты в своем собственном дому, на собственных детях хочешь показать, как приходит смерть от сильного к слабому, от отца к детям его? Если сегодня брата убьешь, завтра – меня, останешься совсем один. А когда придет старость, сгорбишься, высохнешь ты, не сможешь ходить на охоту, и лев твой, и собака, и сокол и пиявка – все станут голодать, кровью нальются их глаза. И тогда лев, разъярившись, порвет свою привязь и набросится на тебя и разорвет на куски. Что станет с тобой тогда? Не придется ли тебе встретить Смерть в своем собственном жилище?

– Наверное, Улем-Смерть пришла сюда незримо и искушает меня убить сына, – сказал он наконец. – Что же такое эта Смерть? Надо созвать всех зверей и птиц, расспросить их. Не может быть, чтобы никто не видел ее. Тогда и решим, что дальше делать.

Победа над дивом Азракой

В бою с главным дивом (человекоподобные существа, имеющие вид великанов) Арзаку, Урал срубил его голову алмазнм мечом. Огромное тело дива упало с такой силой что весь мир содрогнулся, и на этом месте образовалась самая всокая гора — Большой Ямантау, что означает Большая плохая или Злая гора.

Последний подвиг

Но главным и последним подвигом Урала стала победа над старшим братом Шульгеном, который похитил волшебный посохи пытается устроить всемирный потоп. Но Урал по маленькому клочку отвоевывает сушу для людей, и в конце концов исчезает безбрежное море, остаётся только небольшое озеро.
Терпя поражение Шульген вместе со своими дивами решает укрыться от брата в озере. Но это не остановила Урала — он решил выпить всю воду из озера. Долго пил Урал воду, но вместе с водой Урал глотал и злых дивов которые разорвали его сердце изнутри. Урал умирает, но вместе с ним гибнут и все злодеи.

Урал-батыр мог исцелиться и даже стать бессмертным выпив живой воды, но он не оставил себе ни капли, когда прыснул ею на природу и сказал, что никто кроме нее не должен жить вечно. Так он возродил землю истощенную злом, но сам пал в схватке со злом.

Как Йанбирде наставлял сыновей

Дети Йанбирде и Йанбике росли очень быстро.

Но Йанбирде не дал им на это своего благословения. Он сказал им так:

– Дети мои! Вы дороги мне, словно очи, которыми я смотрю на белый свет. Но разрешить вам охотиться не могу – у вас еще не выпали молочные зубы, вы еще не окрепли телом и душой, не пришло пока ваше время сесть верхом на льва, в руки взять сукмар, сокола с криком выпустить на дичь.

Не торопите своего детства и слушайте меня.

А я вам говорю – чтобы привыкнуть к верховой езде, садитесь на оленя. Чтобы научиться охотиться с соколом, пускайте его на стайку скворцов. Есть захочется – ешьте, пить захочется – пейте, но только воду из родника. Пить то, что мы с матерью пьем, вам запрещено.

Кивнули мальчики, усмирили юный пыл, принялись за свои новые занятия.

Кратко о эпосе

Впервые о глубокой самобытности эпоса было заявлено в трудах А. А. Петросян. Она первая из исследователей обнаружила сюжетное сходство башкирского эпоса с шумерско-аккадским эпосом о Гильгамеше, но в то же время пришла к выводу о существовании глубоких различий идейно-художественных концепций данных произведений:

Читайте также: