Неделя о страшном суде детям в воскресной школе

Обновлено: 01.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ План урока № 24.docx

Частное общеобразовательное учреждение

ПЛАН УРОКА № 24

Дата _________________

Задачи урока: Познакомить учащихся с повествованием о Страшном суде.

На доске выписаны слова: Страшный суд. Голодные, жаждущие, странники, нагие, больные, сидящие в темнице.

Ход и содержание работы

Проверка домашнего задания.

Грех может быть не прощен в следующих случаях:

Если человек кается в грехе лицемерно, то есть на словах говорит о том, что сожалеет о сделанном, а в самом деле не только об этом не сожалеет, но и собирается также жить дальше.

Если человек о каких-то своих поступках говорит, а какие-то утаивает.

Господь сказал, что те, кто Его любят, исполняют данные Им заповеди. Поэтому каждый человек, который нарушает заповеди, то есть грешит (дерется, обманывает), уподобляется блудному сыну, который не захотел жить в доме в послушании у отца, а ушел в далекую страну, где стал грешить.

Вопросы для повторения:

Расскажите притчу о блудном сыне.

Почему именно эту притчу вспоминают в подготовительную неделю перед Великим постом?

Какую ты знаешь историю об обращении грешного человека к Богу?

Как он стал святым?

В этот день Церковь напоминает верующим о том, что придет время, когда на землю снова придет Иисус Христос, но не для того, чтобы снова напомнить про главную заповедь о любви, а для того, чтобы судить всех людей.

В это воскресенье на утренней службе читается отрывок из Евангелия, в котором рассказывается о том, как это будет происходить.

Иисус придет во славе со многими ангелами, и соберутся перед Ним все народы. Он отделит одних от других, как пастух отделяет овец от козлов. Поставит овец по правую сторону, а козлов - по левую. «Тогда скажет. тем, которые по правую сторону Его: придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо Я был голоден, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице (то есть тюрьме) был, и вы пришли ко Мне.

Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя голодным, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?

И (Он) скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из людей, то сделали Мне.

Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня в огонь вечный, уготованный диаволу: ибо Я был голоден, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! Когда мы видели Тебя голодным, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?

Почему же этот суд называют Страшным? Тем, кто совершил много злых дел, будет действительно страшно, ведь им придется за все отвечать и терпеть наказание. К тому же, тогда уже не будет возможности ни попросить прощения, ни сделать какие-либо добрые дела.

А будет ли этот суд страшен людям праведным? Конечно, нет. За их труды, за их любовь наградит их Господь несказанной радостью, которая никогда не кончится.

Это можно пояснить еще на таком примере. Ты ходишь в школу, и тебе приходится делать домашнее задание, а потом отвечать учителю. Можно сказать, что учитель, послушав тебя, рассудит, какую оценку тебе поставить. Если ты домашнее задание не выучил, как будешь себя чувствовать на уроке? Наверное, будет страшно - вызовет или не вызовет отвечать учитель? А если ты урок прекрасно знаешь? Разве страшно? Даже, наверное, радостно - учитель, выслушав тебя, сам порадуется, похвалит тебя за хорошую учебу и поставит пятерку.

Один благочестивый монах по имени Герман шел к себе на родину. Придя вечером в город, он остановился переночевать у одного знакомого человека. Этот монах, как это и полагается монахам, в определенный час встал на молитву. По окончании молитвы он сел и стал читать о Страшном суде. Эту книгу он постоянно носил с собой. И молился, и читал книгу он вслух. Случилось так, что за стеной в это время находилась девушка по имени Евдокия. Через стену ей все было слышно. Услышанное об участи праведников и грешников ее поразило до глубины души. На следующий день она пригласила инока к себе и попросила наставить ее на путь покаяния. После этой беседы она не только изменила свою жизнь, но и достигла святости. Святой преподобномученицей Евдокией.

Выполнение задания в рабочей тетради. Человек, не задумывающийся о своей душе, скорее всего постарается не вспоминать о плохом поступке. Человек духовный искренне на исповеди в нем раскается и постарается его не повторять.

За Неделей о Страшном суде следует неделя, которую называют Масленицей. В это время уже не положено вкушать мясо, но это еще и не строгое время поста. Поэтому в это время, перед постом, пекут блины, ходят в гости, устраивают народные гуляния и игры.

Чтение выписанных на доске очень важных слов.

Домашнее задание . Если бы тебя сейчас спросили, кому ты в своей жизни помогал, что бы ты ответил?




Неделей о Закхее предваряются подготовительные к Великому посту Недели и седьмицы. За воскресным богослужением звучит Евангельское повествование о начальнике мытарей Закхеее (Лк.19: 1-10), который был слишком мал ростом, чтобы увидеть проходящего мимо Иисуса. Тогда он, несмотря на свое высокое положение и богатство, не побоялся насмешек и залез на дерево. Увидев это великое желание, Христос призвал Закхея спуститься с дерева и вошел в его дом. Таким образом, греховность, мелочность, ограниченность Закхея была побеждена его настойчивым стремлением увидеть Вездесущего и Безгрешного. Этот поступок Евангельского грешника предлагается Церковью как пример для подражания каждому христианину.


Евангельской притчей о мытаре и фарисее (Лк. 18: 10-14) Церковь напоминаем христианам о смирении как о начале всякого духовного делания, ведущем к покаянию и стяжанию добродетелей. Гордыня же, являясь главным источником грехов, оскверняет человека, лишает его богообщения, изолируя его не только от Бога, но и от ближнего. В притче говорится о двух людях, мытаре и фарисее, зашедших помолиться в церковь. Фарисей, формально выполнявший предписания ветхозаветного закона, считал себя в связи с этим праведным и осуждал мытаря. Мытарь же справедливо считал себя грешным и "не смел поднять очи на небо", каясь перед Господом. Мытарь же за свое смирение был оправдан Господом, а фарисейская гордыня была осуждена.

Седмица мытаря и фарисея является сплошной - пост среды и пятницы церковным Уставом отменяется.


Неделя о блудном сыне. За воскресным богослужением читается одноименная евангельская притча (Лк. 15: 11-32). То, как поступает с блудным сыном евангельский Отец, дает надежду на неисчерпаемое Божие милосердие ко всем грешникам. Условие же, при котором это становится возможным, - искреннее покаяние обращающегося к Богу грешника. Всегда надо помнить, что никакой грех не может поколебать человеколюбие Божие. Поэтому христианин должен всячески избегать уныния, надеясь на примирение с Богом и помня, что для этого нужно покаяние и обращение от греха.

В эту неделю, а также в следующие за ней две недели, на всенощной после полиелея поется псалом На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона. Этот, 136, псалом описывает страдания евреев в плену вавилонском и скорбь их об отечестве. Слова этого псалма внушают мысль о нашем духовном плене, плене греховном и о том, что мы должы стремиться к своему духовному Отечеству, Небесному Царствию.

Многих смущает последний стих псалма, где говорится, что блажен тот, кто возмет и разобьет младенцев твоих (вавилонских) о камень. В буквальном значении слова эта мысль жестока и никак не приемлема для христианина, ибо сам Господь учил любить и благословлять врагов своих и поклоняться Богу в духе и истине (Ин. 4: 24). Именно эта мысль становится чистой и возвышенной в духовно-христианском значении, так как это значит: блажен, кто имеет твердую решимость сокрушать о камень веры едва рождающиеся дурные мысли и желания (как бы в младенческом их состоянии) прежде, чем они возрастут в злые дела и навыки.


Неделе о Страшном Суде предшествует Вселенская родительская суббота (мясопустная). Церковь совершает поминовение "всех от Адама и до днесь усопших во благочестии и правой вере" и молит Господа о помиловании их.

Торжественное всецерковное поминовение усопших приносит им великую пользу и помощь и, вместе с тем, служит выражением полной церковной жизни, ибо спасение возможно только в Церкви, членами которой являются не только живущие, но и все умершие в вере.


Неделя о Страшном Суде (мясопустная). Евангельская притча о Страшном Суде рисует апокалипсические картины конца человеческой истории и последнем мздовоздаянии, чем Святая Церковь желает побудить грешников к покаянию, учит своих чад, что любовь к ближнему, который по воле Божией встречается на нашем жизненном пути и милость, оказываемая ему, становится ходатаицей за нас в час Страшного Суда. Эта любовь открывает возможность увидеть Христа в другом человеке, кто бы он ни был, и через это исполнить важнейшую заповедь о любви к Богу.


Последняя седмица перед Великим постом называетя сырной (масленица) и является сплошной. В течение всей седмицы, включая среду и пятницу, разрешается вкушение молока и яиц, мясо не вкушается. По Уставу Церкви во все дни этой седмицы поются особые богослужебные последования, подготавливающие христиан к Великому Посту.


Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Другое название этой недели - Прощеное воскресенье. Церковь перед самым началом поста не случайно напоминает христианам о факте Первородного греха, ставшего причиной изгнания человека из рая. Грех этот заключался в противлении воле Божией, выраженной в одной заповеди о воздержании. Постный подвиг через воздержание призван стать средством борьбы с человеческой гордостью, являющейся главной причиной отдаления человека от Бога. Пост освобождает христиан от порабощения греху, от плена миру, от диктаторской воли плоти. Он становится нашим "детоводителем" ко Христу.

В евангельском чтении Прощенного воскресения (Мф. 6:14-21) указываются главные условия того, чтобы пост был подлинным, угодным Богу. Когда прощения просишь, то надо это делать от чистого сердца, с полной искренностью. Точно так же и прощать, говорить: "Бог тебя простит", - и в душе в это время должно быть чувство искреннего прощения, чтобы не поминать уже этого дела, чтобы мир и любовь установились между людьми.

Неделя о Страшном Суде.

Приближается Великий пост, сегодня Церковь напоминает нам о Страшном Суде. Каждый из нас предстанет перед Судом Божиим, никто не избежит его. Ни один тайный помысел, ничто не скроется тогда. В действительности мы живем так, как будто эта грозная вечность нас не касается.


Страшный Суд совсем не похож на земной суд, где один обвиняет, другой защищает. Перед всеми откроются наши дела, слова, самые тайные мысли и желания – как хорошие, так и плохие, в которых мы не покаялись при жизни. Поэтому и Суд этот называется Страшным. Тогда уже не на кого нам будет надеяться, ибо Суд Божий праведен, и каждый получит по делам своим.

Страшный Суд

Я увидел Страшный Суд

На иконе в храме.

От него нас не спасут

Крики папе-маме.

Почему? Да ведь и им,

В страхе перед Богом,

Предстоит стоять самим

На Суде том строгом!

Что ж увидел я, друзья,

На иконе в храме?

Это передать нельзя –

Посмотрите сами!

Я узнал о судном дне.

Стало очень страшно мне.

Пробежал мороз по коже:

Ты меня помилуй, Боже,

Папу, маму, весь наш класс, –

Боже, не остави нас.

Евгений Санин

Масленица

(история Праздника)

Нет, такого праздника в России, который проходил бы так бурно и весело, как Масленица! Ведь потом долгих семь недель нельзя будет веселиться, плясать да смеяться, очищаясь от грехов мирских. Народ и по сей день верит, что, если хорошенько не отвести душу в этот период, потом целый год придется жить в несчастии, по-настоящему хлебнуть горя. Масленица 2010 начнется с 8 февраля и продлиться до 14 февраля.

История возникновения Масленицы уходит своими корнями глубоко в древность. Масленица - древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры, сохранившийся и после принятия христианства. Считают, что первоначально она была связана с днем весеннего солнцеворота, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков.

Из многочисленных правил и рекомендаций, которые следует соблюдать во время этого праздника, можно назвать основные.

Во-первых, на масленицу уже нельзя есть мясную пищу. Мясоед (период, отделяющий зимний, Рождественский пост от весеннего, Великого) подходит к концу, и воскресенье накануне масленицы оказывается последним днем, когда разрешается есть мясо. Вот почему этот день получил в русском народе название "Мясное заговенье";

На масленицу можно есть молочные продукты и рыбу. Однако основным блюдом на масленицу являются, как известно, блины, которые пекут каждый день с понедельника, но особенно много - с четверга по воскресенье. Это время называется широкой масленицей. Второе правило, о котором не стоит забывать, заключается в том, что еда на масленицу становится самой важной формой жизни. Вот почему в народе говорили, что в это время надо есть столько раз, сколько собака махнет хвостом или сколько раз прокаркает ворона. В отличие от многих других праздников на масленицу не только чревоугодничают дома, в семье, но и часто ходят в гости и приглашают гостей к себе. "Гостевание"; приобретает самоцельный характер.

Много веселых потешных шуток, прибауток, песен, пословиц и поговорок связано с этими днями: "Без блина не масляна" , "На горах покататься, в блинах поваляться" , "Не житье, а масленица", "Масленица объедуха, деньги приберуха" , " Хоть с себя все заложить, а масленицу проводить" , "Не все коту масленица, а будет и Великий Пост" .

Ощущение праздника передано И. С. Шмелевым в "Лете Господнем" : 'Масленица. Я теперь еще чувствую это слово, как чувствовал его в детстве: яркие пятна, звоны - вызывает оно во мне; пылающие свечи, синеватые волны чада в довольном гуле набравшегося люда, ухабистую снежную дорогу, уже замаслившуюся на солнце с ныряющими по ней веселыми санями, с веселыми конями в розанах, в колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармони. Или с детства осталось во мне чудесное, непохожее ни на что другое, в ярких цветах и позолоте, что весело называлось - 'масленица'? Она стояла на высоких прилавках в банях. На большом круглом прянике, - блине? - от которого пахло медом - и клеем пахло! - с золочеными горками по краю, с дремучим лесом, где торчали на колышках медведи, волки и зайчики, - поднимались чудесные пышные цветы, похожие на розы, и все это блистало, обвитое золотою канителью. Чудесную эту "масленицу" устраивал старичок в Зарядье, какой-то Иван Егорыч. Умер неведомый Егорыч - 'масленицы' исчезли. Но живы они во мне. Теперь потускнели праздники, и люди как будто охладели. А тогда. все и все были со мною связаны, и я был со всеми связан, от нищего старичка на кухне, зашедшего на "убогий блин", до незнакомой тройки, умчавшейся в темноту со звоном. И Бог на небе, за звездами, с лаской глядел на всех: масленица, гуляйте! В этом широком слове и теперь еще для меня жива яркая радость, перед грустью. - перед постом?"

В дни проводов Масленицы на главной улице города или села было принято устраивать настоящие торжества. С утра и до позднего вечера веселился честной народ. По улицам ходили ряженые с соломенным чучелом (символом уходящей зимы), одетым в женские наряды. А знаете ли вы, что раньше было принято одевать чучело в мужской кафтан да лапти и непременно в руки давать посуду на которой пекли блины. Было принято разводить повсеместно костры и бросать в огонь старое тряпье, ненужную утварь. В центре устанавливали высокий столб с колесом на вершине, символизирующим ярко пылающее солнце.

Масленица - это еще и семейный праздник. Весна ассоциируется с началом новой жизни, с продолжением рода. Поэтому раньше особо чтили и поздравляли молодых людей, вступивших в брак в прошлом году. Их катали на санях по всей деревне, но за плохое и скудное угощенье могли скинуть лицом в снег. У людей католической веры, а также в некоторых украинских деревнях существует обычай наказывать каким-либо образом людей, не вступивших в брак. Считается, что они идут против закона Божия. На Масленицу холостякам к ногам привязывали особую колодку и заставляли ходить с такой меткой весь день.

В последний день Масленицы - Прощеное воскресенье принято просить прощения у всех родных и знакомых!

26 февраля – Вселенская родительская суббота. Церковь совершает поминовение всех от века усопших православных христиан, Вы можете подать записку с именами ушедших близких людей в один или несколько русских монастырей:

moleben2

Страшный Суд в Ветхом Завете

strashnyi_sud_1

Страшный Суд устами Спасителя

strashnyi_sud_2

tsarstvo_nebesnoe

Адские муки: все ли решено после смерти?

roditelskaya_subbota

Читайте также: