Технологическая карта охрана растений 3 класс школа россии

Обновлено: 03.07.2024

Технические средства обучения: синтезатор, пианино.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель проверяет готовность детей к уроку.

II. Проверка домашнего задания по теме: “Размножение и развитие растений”.

Учитель: Проведём краткий опрос по изученному материалу. Весной в цветущие сады часто выносят ульи с пчёлами. Для чего это делают?

Ученик: Пчёлы собирают нектар и опыляют цветущие растения.

Учитель: Как происходит опыление растений?

Ученица: В цветах, кроме нектара, есть пыльца. Когда пчела садится на цветок, пыльца остаётся на её мохнатом тельце. Перелетая на другой цветок, такого же вида растений, пчела невольно переносит на него и пыльцу – опыляет цветок.

Учитель: Что образуется на месте цветов после опыления?

Ученик: Из опылённого цветка начинает развиваться плод с семенами.

Учитель: Назовите насекомых-опылителей.

Ученица: Насекомые опылители – пчёлы, шмели, бабочки. Они помогают растениям размножаться.

Учитель: Как распространяются плоды и семена растений?

Ученик: Они распространяются при помощи ветра, а также при помощи человека и животных. Плоды клёна, липы, берёзы, одуванчика путешествуют по ветру. Плоды репейника цепляются за шерсть зверей, за одежду человека и “едут” на них, пока не упадут.

Учитель: Какие условия нужны для прорастания семян?

Ученица: Для прорастания семян нужны – тепло, вода, воздух.

Учитель: Как развивается растение из семени?

Ученик: Сначала появляется корешок, а потом стебелёк с листочками.

Проросток растёт и со временем превращается во взрослое растение.

На нём появляются цветки, а после опыления на месте цветков – плоды с семенами.

Во время опроса двое учеников работают по карточкам с индивидуальными заданиями:

Карточка 1.

  1. Клён …
  2. Одуванчик …
  3. Сосна …
  4. Репейник …
  5. Ель …

(Ответ: Клён – ветром; одуванчик – ветром; сосна – ветром, птицами (дятел), зверьми (белка); репейник – животными, человеком).

Карточка 2.

  • Семя
  • Взрослое растение с плодами и семенами
  • Проросток с развивающимся корешком
  • Взрослое растение с цветками
  • Проросток с развивающимся стеблем и листочками

(Ответ: 1. Семя; 2. Проросток с развивающимся корешком; 3. Проросток с развивающимся стеблем и листочками; 4. Взрослое растение с цветками;5. Взрослое растение с плодами и семенами).

Проверка заданий по карточкам.

III. Викторина “Узнай растение”.

Учитель читает описание растения. Отгадавший ученик вписывает название растения в пустые клеточки на доске.

Гирлянды белых, маленьких колокольчиков висят весной между остроконечными листьями. А летом на месте цветов – красная ягода. Но не бери её в рот – она ядовита.

(Ответ: ландыш).

У какого лиственного дерева, даже в самый жаркий день, кора остаётся прохладной?

(Ответ: берёза).

Вся поляна покрыта голубыми цветами. Все чуть склонили головки, и кажется: вот-вот пробежит ветерок – над поляной послышится серебряный перезвон.

(Ответ: колокольчик).

Учитель: Вы уже очень много узнали о растениях и эти знания сейчас показали.

Тема сегодняшнего урока “Охрана растений”.

Как вы думаете, нужно ли охранять растения? Зачем?

Ученик: Растения нужно охранять для того, чтобы они росли и радовали своей красотой. Растения необходимы людям и животным.

V. Значение растений для животных и человека. Беседа.

Учитель: Как хорошо, что есть растения! Без растений не было бы жизни на нашей планете Земля. Какое значение имеют растения для животных?

Ученик: Растения дают животным кислород, служат пищей, лекарством, жилищем.

Учитель: А какое значение имеют растения для человека?

Ученица: Человек получает от растений кислород, пищу, лекарства, древесину, ткани – лён, хлопок.

VI. Разнообразный мир растений.

1. Работа с плакатом “Растения”, помещённым на доске.

Ученик: Мы видим, что растения делятся на группы: деревья, кустарники, травы.

Учащиеся перечисляют изображённые растения.

2. Работа по учебнику на стр. 84-85.

Учитель: Назовите цветковые растения, изображённые в учебнике.

Ученик: Сон-трава, купальница, волчье лыко, подснежник, кувшинка, ятрышник, водяной орех, колокольчик, пижма, тысячелистник, ландыш, подорожник, пастушья сумка, валериана.

VII. Наступление человека на природу.

Учитель: Богатый растительный мир окружает и украшает нашу планету. К сожалению, хозяйственная деятельность людей изменяет условие жизни растений. К примеру, на месте леса строят завод, роют карьер, на месте луга устраивают ферму. Много дикорастущих растений при этом погибает. Так постепенно человек наступает на природу.

Многие растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их ради красивых цветов.

Послушайте экологическую сказку.

Учитель: На большой и красивой поляне каждую весну расцветало множество подснежников. Посмотреть на это чудо приходили звери, прилетали птицы со всех окрестностей, а насекомые там просто жили.

Однажды мальчик Вова забрёл на поляну. Он взглянул на неё и замер. Ему захотелось унести всю эту красоту с собой. Он набрал огромный букет и понёс домой. По дороге он встретил друзей, ребятам стало очень завидно, что у Вовы был такой красивый букет.

Они спросили, где он собрал такие прекрасные цветы. Вова был “добрым” мальчиком, он рассказал друзьям о поляне. Мальчики гурьбой побежали туда.

В лесу гулял лось. Он услышал этот разговор и тоже захотел посмотреть на чудесную поляну. Что он там увидел! Вместо небесно-чистейших цветов осталась только вытоптанная листва подснежников. Вмиг глаза лося погрустнели, и он заплакал …

Учитель: Можно ли Вову назвать “добрым” мальчиком?

Ученик: Вову нельзя назвать “добрым” мальчиком, так как он сам сорвал подснежники, и ещё указал путь к поляне ребятам.

Учитель: Почему лось заплакал?

Ученица: Лось был огорчён тем, что поляна опустела, цветов не было, любоваться было нечем.

Учитель: Часто люди срывают беззащитные цветы. Постоят такие цветы совсем немного в воде и превратятся в ненужный сор.

Рассмотрите картинку, на которой изображены первые весенние цветы – подснежники (Учитель показывает картинку).

- Послушайте стихотворение о подснежниках.

Ученица читает наизусть стихотворение.

Подснежник.

Вот букет: он брошен вместе с сором.
Умирают, сжавшись, лепестки …
Это мы срываем без разбора
Беззащитные тугие стебельки.
Для чего мы рвали их? Не знаю!
Быстро вянет нежный первоцвет,
Пусто, скучно стало на поляне:
Вестников весны там больше нет!
Очень просто погубить живое,
Ведь подснежники не могут нам сказать:
“Наслаждайтесь нашей красотою –
Только очень просим нас не рвать!”

Учитель: Почему же нельзя рвать цветы?

Ученик: Такие цветы не дадут плодов и семян, а значит и потомство.

Звучит песня “Васильковая поляна” в исполнении учащихся.

VIII. Растения, занесённые в Красную книгу.

Учитель: Многие растения становятся редкими, а некоторые из них находятся на грани исчезновения. Такие растения внесены в Красную книгу России. Я покажу вам Красную книгу Кабардино-Балкарской республики. Посмотрим, какие растения помещены в этой книге.

Это берёза Радде, пион узколистный, ветреница нежная, лютик балкарский, морозник кавказский, мак крупноцветковый, рододендрон кавказский, колокольчик безенгийский, подснежник Боркевича и другие растения.

Ученица: Заросли вечнозелёного рододендрона иногда закрывают северные склоны от подножий до гребней. Это низкий, вечнозелёный кустарник, с плотными кожистыми листьями и красивыми белыми цветами, слегка розоватыми внутри. В мире 600 видов этого растения. В России 18 видов, некоторые из них занесены в Красную книгу.

(Показ рододендрона кавказского в книге В. Гиппенрейтера “Вершины впереди”).

Учитель: Рододендроны распространены в садовой, оранжерейной и комнатной культуре.

(Показ комнатного рододендрона в книге “Мэтью Биггз “Комнатные растения в интерьере”)

IX. Волшебный мир ягод.

Учитель: Нашу землю украшают прекрасные растения – лесные ягоды. Они очень полезны, в них много витаминов, необходимых для жизни человека.

На доске помещены картинки лесных ягод:

Черника, ежевика, клюква, боярышник, калина, брусника, земляника, красная рябина, облепиха.

Учитель: Все эти ягоды растут на территории Кабардино-Балкарской Республики. Как надо собирать ягоды?

Ученица: Ягоды надо собирать аккуратно, не ломая веток, не причиняя вреда растению.

Учитель: Ягоды черники ценный, пищевой продукт. Они обостряют зрение, уменьшают усталость глаз. Не случайно эта ягода входит в рацион лётчиков и космонавтов. Из листьев черники можно приготовить лечебный чай. Он хорошо утомляет жажду.

X. Физкульминутка “Бабочка”.

Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и улетел.
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся.

XI. Лекарственные растения.

Учитель: Многие растения на нашей планете являются лекарственными. Это замечательное богатство природы. Собирать их нужно так, чтобы не нанести вреда природе. Часть этих растений надо обязательно оставлять в природе для дальнейшего их размножения.

- Рассмотрим выставку лекарственных растений.

Это женьшень, черемша, белая акация, горечавка жёлтая, арника горная, красавка, родиола розовая, жостер, щавель конский, алтей, володушка золотистая.

1 ученик: Женьшень – одно из самых ценных растений, используемое в восточной медицине уже около 4 тысячь лет. Считается, что корень, имеющий форму фигурки человека, обладает наибольшей силой, продлевает жизнь. Это растение занесено в международную Красную книгу и подлежит охране. “Жень” на китайском языке означает человек, а “шень” - корень. Женьшень растёт очень медленно, срок его жизни 50 лет и больше.

В медицине используют корни растения, как тонизирующее средство, повышающее сопротивление организма к заболеваниям.

2 ученик: Черемша – дикорастущий вид лука. Лечебные свойства черемши известны с древних времён. По вкусу черемша схожа с чесноком. В пищу используют луковицы, листья, цветочные стрелки.

Употребляют черемшу в сыром, солёном и маринованном виде. В народной медицине Кавказа её применяют при кишечных заболеваниях.

3 ученик: Белая акация – дерево, растущее на юге нашей страны. В её цветах много полезных веществ. Собирают цветы, сушат их в тени. Используют при заболеваниях мочевого пузыря, почек.

4 ученик: Горечавка жёлтая – могучее растение, высотой до 1 метра, занесена в Красную книгу. Это растение давно используют как лекарственное. Горечавку используют для приготовления препаратов, которые возбуждают аппетит, улучшают пищеварение.

Учитель: Многие лечебные растения используются при производстве косметики: зубных паст, кремов, шампуней.

Учащиеся рассматривают выставку косметических средств, созданных на основе лекарственных растений, а также сборы лекарственных растений, используемые при различных заболеваниях.

XII. Правила поведения в природе.

Учитель: Каждый человек должен соблюдать правила поведения в природе.

Прочитайте “Правила друзей природы (экологическиё правила)” в учебнике на стр. 86. Каждому правилу соответствует определённый знак, изображённый в учебнике.

Ученики читают правила.

Ученик: 1. Находясь в природе, не будем срывать растения для букетов. Будем составлять букеты только из них растений, которые выращены человеком.

Ученица: 2. Собирать лекарственные растения будем только в тех местах, где их много. Часть растений обязательно оставим в природе.

Ученик: 3. В лесу будем стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибали от вытаптывания.

Учитель: Ребята, кто из вас придумал и нарисовал свои экологические знаки?

Ученики выходят к доске и демонстрируют классу следующие знаки:

1. Нельзя разжигать костёр в лесу.

2. Нельзя ломать ветки растений.

3. Нельзя резать кору деревьев.

4. Нельзя срывать цветы на букеты.

Учитель: Во всём мире и в нашей стране проводится большая работа по охране растений. Запрещено собирать редкие растения. Создаются заповедники, где они находятся под особой охраной. В нашей республике в январе 1976 году. Был создан Кабардино-Балкарский высокогорный заповедник, территория которого полностью исключена из любой хозяйственной деятельности, где весь природный комплекс находится в естественном состоянии.

Многие растения выращиваются в ботанических садах. Есть такой ботанический сад и в нашем городе Нальчике.

Охранять надо не только редкие растения, но и обычные. Важно оберегать земные насаждения в городах, сёлах, больше сажать деревьев, кустарников и цветов.

- Ребята, какие цветы украшают клумбы нашего города?

Ученики: Незабудки, маргаритки, львиный зев, нарциссы, фиалки, розы, георгины, ирисы и др.

XIII. Выставка работ учащихся.

Рисунки, аппликации из сухих листьев, семян.

Учащиеся комментируют свои работы.

XIV. Обобщение урока.

Учитель: Из-за чего дикорастущие растения становятся редкими?

Ученик: Дикорастущие растения становятся редкими из-за хозяйственной деятельности людей, сбора букетов, вытаптывания.

Учитель: Где растения находятся под особой охраной?

Ученик: Растения находятся под особой охраной в заповедниках.

Учитель: Где специально выращивают растения?

Ученица: Растения специально выращивают в ботанических садах, оранжереях, теплицах.

Учитель: Можно ли собирать растения в природе?

Ученик: Нельзя, так они не дадут плодов и семян, а значит и потомства.

XV. Вывод.

Учитель: Ребята, какой бы вы сделали вывод по уроку?

Ученик: Каждый человек должен бережно относиться к растениям.

Ученица: Следует знать и соблюдать экологические правила.

Учитель: Верно, ребята. Замечательный писатель К. Паустовский, всей душой любивший природу, сказал:

“Охранять природу – значит охранять Родину”.

Звучит “Осенняя песня” в исполнении учащихся.

Учитель раздаёт учащимся календари на память об уроке и благодарит ребят за активную работу.

XVI. Домашнее задание.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вынесение формирования ИКТ- компетентности в программу формирования УУД позволяет образовательному учреждению и учителю формировать соответствующие позиции планируемых результатов, помогает с уч?том специфики каждого учебного предмета избежать дублирования при освоении разных умений.

Методические материалы, технические средства обучения: Учебник: Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С.Окружающий мир. Учебник для 3-го класса, часть 1 – М.: Вентана - Граф, 2012.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Школа № 5"

учитель начальных классов

Курочкина Римма Хасановна

Нижний Новгород
2015

Цели урока:

- сформировать представление о Красной книге России;

- формировать потребность познавать природу своей малой родины;

- расширять знания об окружающем мире;

- развивать умение работать с различными источниками информации: учебником, интернетом, дополнительной литературой;

- развивать умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

- совершенствовать умение использования информационно-коммуникационных технологий.

- развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; использовать художественную литературу для воздействия на эмоциональную сферу обучающихся;

- способствовать повышению интереса к изучению окружающего мира.

Метапредметные:

- способствовать формированию познавательных интересов обучающихся;

- способствовать формированию необходимости приобретения новых знаний и практических умений;

- продолжить формирование умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели, оценивать достигнутые результаты;

- формировать умение вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации;

- способствовать осознанию возможности широкого применения информационно-коммуникационных технологий для изучения окружающего мира;

- продолжить формировать умение работать в коллективе, умение реально оценивать свои возможности.

- развивать устную речь.

Вынесение формирования ИКТ- компетентности в программу формирования УУД позволяет образовательному учреждению и учителю формировать соответствующие позиции планируемых результатов, помогает с учѐтом специфики каждого учебного предмета избежать дублирования при освоении разных умений.

Методические материалы, технические средства обучения: Учебник: Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С.Окружающий мир. Учебник для 3-го класса, часть 1 – М.: Вентана - Граф, 2012.

Содержание урока:

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

2.1. Постановка проблемы и актуализация знаний.

2.2. Совместное открытие знаний

- Создание Красной книги;

- Выявление особенностей страниц Красной книги;

- Знакомство с растениями Красной книги;

- Знакомство с Красной книгой Нижегородской области;

III. Самостоятельное применение новых знаний.

IV. Подведение итогов урока.

V. Домашнее задание.

Конечный или планируемый результат. Обучающиеся должны

- знать, какие страницы есть в Красной книге, какие растения занесены в Красную книгу России и Нижегородской области;

- уметь работать с различными источниками информации: выделять; описывать и объяснять существенные признаки объектов окружающего мира; использовать для обучения информационно-коммуникационные технологии; вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, представление в другом виде, сохранение и передачу.

Формирование универсальных учебных действий

I.Организационный момент.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: Подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

Способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.

- создать положительный эмоциональный настрой.

Методы: словесные


- Что такое? Что случилось?

Почему звенит звонок?

- Быстренько проверь, дружок:

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку “пять”!

- Здравствуйте, ребята. Урок окружающего мира.

Я к вам пришла с хорошим настроением. У нас гости. А гостей принято приветствовать улыбкой. Давайте улыбнемся гостям, друг другу и мне. Я вижу, что у вас прекрасное настроение. Я уверена, что все у нас получится, и что мы покажем, как умеем активно и продуктивно работать.

- Мы готовы. Всё в порядке.

(Дети проверяют готовность к уроку: учебник, рабочая тетрадь, дневник, пенал)

Уметь настраивать себя на продуктивную работу

(Коммуникативные УУД)

Вырабатывать саморегуляцию – способность к мобилизации сил, преодолению препятствий

(Регулятивные УУД)

II. Изучение нового материала

2.1. Постановка проблемы и актуализация знаний.

Цель, которая должна быть достигнута всеми учащимися:

продемонстрируют уровень овладения знаниями

Цель учителя: создать проблемную ситуацию для подведения к цели урока, выявление уровня овладения имеющимися знаниями.

Методы: объяснительно – побуждающие от проблемной ситуации, диалог.

- Ребята, сегодня вы наверное обратили внимание на оформление нашего кабинета.

- Что особенного вы увидели сегодня в нашем кабинете?

- Предлагаю вам просмотреть небольшой видеоролик и я думаю, вы без труда сформулируете тему нашего урока.

Слова фильма:

Как хорошо, что на Земле есть растения. Сколько радости доставляет нам их красота!

Они выделяют в воздух кислород, необходимый для дыхания живых существ.

А для многих животных растения – это дом и пища.

К сожалению, хозяйственная деятельность людей изменяет условия жизни растений. К примеру, на месте леса люди строят завод или роют карьер. Многие растения при этом погибают.

Так постепенно человек как бы наступает на природу, губит её. Поэтому растения нуждаются в охране.

Некоторые постепенно становятся редкими из-за того, что люди рвут их ради красивых цветков. Такие растения не дадут плодов и семян, а значит и потомства. Сорванные растения быстро вянут, а в природе они ещё долго могли бы радовать нас.

Наша древняя привычка рвать цветы привела к исчезновению многих растений. Некоторые из них оказались на страницах Красной книги. Такие, как: ландыш, колокольчик, ветреница, незабудка.

ЗАПОМНИТЕ! Выросший на лугу цветок находится у себя дома и связан с другими обитателями луга.

Имеем ли мы право срывать цветок только из-за того, чтобы некоторое время полюбоваться ими? КОНЕЧНО, НЕТ! Красивые дикорастущие цветы должны оставаться в природе!

Богатство природы – лекарственные растения: Подорожник, тысячелистник, шалфей, пижма, цикорий и многие-многие другие. Но заготавливать их нужно так, чтобы не нанести им вреда. Часть растений необходимо обязательно оставлять природе.

Итак, охрана природы – наше общее дело. Это известно любому. Радость от того, что сохранил жизнь цветку, доступна каждому.

- Ребята, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? На какие вопросы получим ответы?

- Хорошо, ребята. А работать я вам предлагаю по плану, пункты которого вы сейчас назвали.

1. Почему растения нуждаются в охране.

2. Создание Красной книги.

3. Растения Красной книги.

4. Охраняемые растения нашей области.

5. Правила друзей природы.

6. Подведение итогов. (Слайд 2)

- Выставку ваших поделок, коллективную работу нашего класса, а так же на выставку книг, среди которых есть Красная книга.

Цель: систематизировать знания об охране растений.

Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять, почему многие растения стали редкими и как нужно охранять растения, оценивать поступки людей по отношению к природе, формулировать правила друзей природы, анализировать, делать выводы.

Оборудование: карточки с заданиями; распечатки памятки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

1. Индивидуальные задания

(Учитель раздает ученикам карточки с заданиями.)

1) Найди неверное утверждение.

• Корень находится в почве, всасывает воду и питательные вещества.

• Листья растут на стебле, с их помощью растения дышат и питаются.

• Цветок образуется на листьях, из него развиваются плоды и семена.

• Семена образуются из цветка и плода, ими растения размножаются.

2) Выбери правильное описание развития растения из семени.

• Семя — проросток — растение с цветком — взрослое растение.

• Семя — проросток с корешком — растение с плодами — взрослое растение с цветками.

• Семя — проросток с несколькими листьями — взрослое растение с цветками — растение с плодами.

• Семя — проросток с корешком — проросток с несколькими листьями — взрослое растение с цветками — растение с плодами.

3) Как расселяются растения? Напиши после названия каждого растения, как распространяются его семена.

2. Фронтальный опрос

— Весной в цветущие сады часто выносят ульи с пчелами. Для чего это делают?

— Как происходит опыление растений?

— Что образуется на месте цветков после опыления?

— Как распространяются плоды и семена растений?

— Какое значение это имеет для растений?

— Какие условия нужны для прорастания семян?

— Как растение развивается из семени?

III. Самоопределение к деятельности

— Какое значение для животных и человека имеют растения?

— Нужно ли охранять растения? Зачем?

— Какие меры по охране растений вы знаете?

Сегодня на уроке будем говорить об охране растений.

IV. Работа по теме урока

Беседа

Охрана растений

Как хорошо, что на Земле есть растения! Сколько радости доставляет нам их красота! Они выделяют в воздух кислород, необходимый для дыхания живых существ. Для животных растения — это и дом, и пища.

К сожалению, хозяйственная деятельность людей изменяет условия жизни растений. К примеру, на месте леса люди строят завод или роют карьер. Много растений при этом погибает. Так постепенно человек как бы наступает на природу, губит ее. Поэтому растения нуждаются в охране.

— Какие правила охраны растений вы знаете?

(Учитель раздает ученикам распечатки памятки.)

Правила охраны растений

1. Если вы оказались в лесу или на лугу, старайтесь не вытаптывать траву. Ведь хрупкие стебельки трав под ногами человек ломаются, почва уплотняется. В ней становится мало воды и воздуха, необходимых растениям. Нужно стараться ходить только по тропинкам.

2. Не рвите полевые цветы и не собирайте их в букеты. Букеты можно составлять только из садовых цветов.

3. Не ломайте ветки деревьев и кустарников. Дерево или куст может заболеть и погибнуть.

4. Не ловите насекомых-опылителей и насекомых-хищников. Ведь они опыляют растения и уничтожают тлей и других вредителей.

5. Помните! Растения — живые существа! Они все бескорыстно отдают людям, но они беззащитны и нуждаются в нашей помощи.

6. Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много.

Некоторые растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их ради красивых цветков. Такие растения не дадут плодов и семян, а значит, и потомства. Сорванные растения быстро вянут, а в природе они еще долго могли бы радовать нас!

Запомните, выросший на лугу цветок находится у себя дома, он связан с другими обитателями луга. Например, к нему прилетают насекомые, которые питаются его нектаром. После цветения появляются плоды с семенами. Они попадут в почву, где из семян вырастут новые растения. Имеем ли мы право срывать цветок только для того, чтобы некоторое время полюбоваться им? Конечно, нет. Для этого люди специально выращивают растения в садах, на клумбах, в оранжереях и т. д. А красивые дикорастущие цветы Должны оставаться в природе.

— Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с. 82—83. Многие из этих растений занесены в Красную книгу России.

Лекарственные растения

— Какие растения называются лекарственными? (Растения, при помощи которых человек лечит какое-либо заболевание.)

— Назовите лекарственные растения.

— Рассмотрите их в учебнике на с. 83.

— Прочитайте на с. 83 правило заготовки лекарственных растений.

Можно собирать только те лекарственные растения, которых в вашей местности много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе. Лучше заготавливать те растения, которые чаще встречаются: подорожник, пастушью сумку, пижму, тысячелистник.

Не забывайте, что в природе все взаимосвязано.

— Почему многие растения не оставят потомства, если ребята будут ловить бабочек?

— Что произойдет с деревьями, если в лесу станет мало птиц? Охрана растений тесно связана с охраной насекомых-опылителей, хищных птиц, насекомых и борьбой с загрязнением воды и воздуха.

V. Физкультминутка

Руки подняли и покачали —

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули —

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем —

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем —

Крылья сложили назад.

VI. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

— Прочитайте задание. Расскажите, какое значение имеют для вас растения.

— Напишите названия ваших любимых растений.

— Прочитайте задание. Рассмотрите рисунки.

— О чем говорит первый рисунок? Подберите соответствующую запись.

— Выполните задание самостоятельно.

(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)

— Расскажите, почему многие виды дикорастущих растений становятся редкими.

— Почему растения вносят в Красную книгу?

— Вырежьте и наклейте рисунки.

(После выполнения задания проводится самопроверка по учебнику.)

— Прочитайте задание. Выполните его.

— Прочитайте задание. Рассмотрите рисунок.

— Запишите буквы по порядку.

— Какое предложение у вас получилось? (Берегите растения!)

— Почему надо беречь растения?

Итак, охрана природы - наше общее дело. Это известно любому. Только не каждый понимает, что общее — значит и его. Ведь немногим выпадает удача принимать участие в спасении китов или тигров. А вот радость от того, что сохранил жизнь цветку, доступна каждому.

VII. Рефлексия

Давайте проверим, чему мы научились на уроке. Проведем графический диктант.

Графический диктант

(После выполнения задания проводится самопроверка. Учащиеся читают и объясняют утверждения, учитель ставит знаки на доске.)

VIII. Подведение итогов урока

— Какие правила поведения в природе вы будете выполнять?

— Что нового вы узнали на уроке?

— Что люди делают для охраны растений?

— Прочитайте в учебнике на с. 86 статью о ботаническом саде.

(Ученик читает стихотворение.)

На земле исчезают цветы.

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

Откровенье цветов луговых

Нами понято было едва ли.

Беззаботно топтали мы их

И бездумно, безжалостно рвали.

Нам казалось все мало, все мало.

А потом в толчее городской

Мы охапку тащили устало.

И не видели, как из-под ног,

Молчаливо, дыша еле-еле,

Обреченно глядел василек,

Безнадежно гвоздики глядели.

Домашнее задание

2. Рабочая тетрадь: № 4, 7 (с. 38—39).

Дополнительный материал

Хохлатка

Хохлатка как будто все время спешит: скорее выбраться из-под земли, скорее развернуть листья, скорее зацвести. И действительно, зацветает она очень рано: едва снег успевает исчезнуть.

Идешь по весеннему лесу — под ногами слегка шуршит прелая листва, в ямках чернеет застоявшаяся снеговая вода. И вдруг маленькое растеньице с чудесными сиреневыми цветками, собранными в густую кисть. Присмотришься: у каждого цветочка длинный вырост — шпорец, как будто хохолок. В шпорцах спрятан сладкий нектар, а вокруг распространяется нежный аромат. Летят к хохлатке шмели и пчелы — собирают нектар и пыльцу и опыляют цветки.

Всего несколько дней радует нас хохлатка своей хрупкой, какой-то удивительно чистой красотой. За торопливым цветением следует быстрое увядание. И уже в конце весны мы не увидим в лесу этого растения. Исчезли не только его цветки, но и стебли и резные листочки.

И все-таки осталась в лесу хохлатка! Под землей сохранился у нее небольшой клубень с запасом питательных веществ. Все лето, всю осень

и всю зиму он будет как бы дремать, не давая знать о себе, а весной из него вырастет новое растение.

Ну и конечно, останутся в лесу ее семена. Правда, появляющиеся из них молодые растения зацветут лишь на четвертый-пятый год своей жизни.

Сон-трава

Удивительное растение зацвело в сосновом лесу! Похоже на колокольчик. Но хотя лепестки и фиолетовые, между собой они совсем не срастаются, как это бывает у колокольчика. Всюду на растении нежный серебристый пушок. Листья тоже необычные — рассечены на множество долек, как будто прострелены.

Народное имя — сон-трава — родилось из поверья: цветок этот будто бы навевает сны. Медицина подтвердила: в сон-траве действительно содержатся вещества, обладающие успокаивающим и снотворным действием. Кое-где цветок называют сон-дремой, сончиком.

Этим именам есть еще одно объяснение: цветок, особенно молодой, почти всегда стоит поникшим, как будто спит. С возрастом он поднимается, раскрывает свои лепестки и становится похожим на большую фиолетовую звезду.

Цветет сон-трава в апреле — начале мая. Опыляют ее шмели, пчелы и другие насекомые. А после опыления образуются плодики. Они умеют ползать и зарываться в землю, не говоря уже о том, что они прекрасно летают. Секрет здесь такой: каждый плодик имеет вырост — ость, снабженную длинными волосками. Благодаря волоскам плодик летает — легко переносится ветром. А ость очень чутко реагирует на изменения влажности. При этом она может закручиваться, перемещает плодик и как бы ввинчивает его в землю. Вот такие чудеса.

Волчье лыко

Волчье лыко — небольшой кустарник; он обычно не превышает половины человеческого роста. Но если пересадить кустарник на открытое место, например на клумбу, он начинает расти гораздо лучше, обильно цветет и плодоносит.

Цветет растение ранней весной. На тонких голых прутиках появляются небольшие розовые цветки, напоминающие цветки сирени. Но располагаются они на ветках совсем не так, как у сирени, - небольшими плотными кучками. Собственных стебельков-цветоножек у них нет, и кажется, будто цветки наклеены на ветки. У других наших кустарников такого не бывает. Нежные розовые цветки имеют приятный острый аромат, немного похожий на запах гиацинта.

Цветение волчьего лыка продолжается недолго. Венчики цветков быстро бледнеют и опадают. В это же время появляются и листья — небольшие, сильно вытянутые.

В середине лета на месте цветков созревают плоды — блестящие красные ягодки. Они тоже точно приклеены к веткам. Эти красивые ягодки ядовиты. Ядовито и все растение — его листья, ветки, корни.

К волкам этот невысокий кустарник не имеет никакого отношения: волки, как и все другие дикие и домашние животные, обходят его сторо

ной. Очень уж оно ядовито. Вероятно, за это и название получило. А лыко из коры этого кустарника действительно прочное и гибкое, из него раньше в деревнях плели лапти.

Волчье лыко и прежде встречалось нечасто, а теперь становится все более редким. В этом повинны слишком усердные сборщики весенних цветов. Увидят в лесу цветущий кустик — обязательно надо сорвать. А так как одну ветку отломить трудно, выдергивают растение целиком, благо оно небольшое.

Волчье лыко можно встретить в еловых лесах. Но не во всех ельниках, а лишь в некоторых — там, где более богатая почва.

Купальница

Все ярче весеннее солнце, все ближе и ближе настоящее летнее тепло.

Как раз в то время, когда у одуванчиков появляются первые пуховички-парашютики, над лугами и лесными полянами поднимает свои золотые головки-бубенчики купальница.

Растет она в сырых местах — на лугах, среди кустарников, в лесах. Это многолетнее, корневищное растение с прямым стеблем до 50 см высотой. Цветки у нее крупные, 3—5 см в диаметре. Цветок оригинальной шаровидной формы, защищающий пыльцу от сырости, поэтому купальница никогда не склоняет цветок. Имеется только одно небольшое отверстие наверху, через которое насекомые попадают внутрь. В непогоду и по ночам они забираются в цветки купальницы и находят там временное убежище от дождя, ветра и холода ночи — ведь в цветке на 5—6 градусов теплее, чем снаружи. Цветки имеют слабый, но очень приятный аромат, который напоминает запах мандарина.

Другой раз и ветра никакого нет, а цветок-бубенчик покачивается на своей высокой ножке. Постой немного около цветка. И тогда обязательно увидишь, как из него выберется наружу пчела или шмель. Заберется пчела или шмель в цветок за пыльцой и нектаром, возится внутри — вот бубенчик и раскачивается без ветра.

Наша купальница растет в европейской части страны и очень робко заглядывает в Сибирь, а потому и называют ее — купальница европейская. В Сибири же растет другая купальница — азиатская. Эту купальницу называют еще жарки. Цветки у жарков не желтые, а оранжевые, и когда цветут жарки, то кажется, что по полянам, опушкам, лугам и горным склонам зажгли много-много ярких огоньков.

Кувшинка

В пресных водоемах со стоячей и медленно текущей водой растут красивые растения с крупными блестящими темно-зелеными листьями и белыми цветками. Это кувшинка.

У всех народов с глубокой древности сохранились предания и легенды, связанные с кувшинкой. В Древней Греции цветок кувшинки был символом красоты и красноречия. В Средние века в Европе создавались сказки об эльфах — маленьких лесных человечках, катающихся, как на корабликах, на чашелистиках кувшинки.

Кувшинки имеют цветки от снежно-белых, голубых, розовых до лиловых, синих и даже желтых. Размеры цветков бывают от 4 до 12 см в диаметре.

Цветки белой кувшинки имеют удивительную особенность: с начала лета до осенних холодов при ясной погоде они открываются в восьмом часу, а вечером закрываются около пяти-шести, так что по ним можно определять время.

Концы лепестков кувшинок выделяют мед. Их посещают жуки, мухи и пчелы. Насекомые переносят пыльцу с цветка на цветок, опыляя пестики.

Когда плод сгниет, семена не тонут, а плавают, так как они у белой кувшинки окружены беловатой оболочкой, наполненной воздухом. Подует ветерок, зарябит поверхность озера, и понесутся семена кувшинки к другому берегу. Оболочку семян белой кувшинки едят рыбы, которые способствуют их распространению. Воздух из оболочки постепенно выходит, и тогда семена опускаются на дно. Но часто семена попадают на дно не своего родного водоема, а какого-нибудь другого, далекого. Дело в том, что плоды кувшинки состоят из сочной, клейкой и вязкой, как тесто, массы. Эта мякоть плодов является любимым лакомством водяных курочек. Семена налипают на лапки, клюв и перья курочек и переносятся ими в новые водоемы за тридевять земель.

Когда Аллах одаривал людей растениями, то черт выпросил себе именно это, думая, что если оно рано цветет, то и плоды даст раньше всех. Но черт просчитался: созрели яблоки, груши, сливы, а плоды этого дерева оставались зелеными, кислыми, терпкими. Плюнул тогда черт с досады и отказался от подарка, а осенью люди набрали полные корзины вкусных ягод и посмеялись над чертом.

Высушенная мякоть плодов этого кустарника повышает иммунитет, а из его древесины делают музыкальные инструменты.

— Что это за растение? (Кизил.)

2. Острые шипы — характерная особенность этого кустарника. Это растение образует в горной местности непроходимые заросли. По народным поверьям, эти колючие кустарники не подпускают к себе посторонних, а потому способны защитить человека от злых духов, насылающих болезни. Древние тюрки, размахивая над колыбелями заболевших детей колючими ветками, пытались таким образом выгнать из жилища злых духов и вместе с ними болезни. Особенно ценным оказалось это растение в годы Великой Отечественной войны. Оно помогло многим раненым воинам. Плоды употреблялись в свежем виде и в виде муки, из нее в госпиталях выпекали хлеб.

— Назовите это растение. (Боярышник.)

3. Эта трава часто встречается по обочинам дорог. Никто не обращает на нее внимания, любой пешеход топчет ее и не задумывается, что ступает по ценному лекарственному растению. Оно обладает замечательной способностью останавливать кровотечение. Название свое трава получила давным-давно за то, что ее треугольные стручочки с семенами напоминают дорожный мешок или торбу.

— Что это за растение? (Пастушья сумка.)

4. Этот цветок встречается почти всюду. Он стойко переносит капризы погоды, загрязнения почвы и воздуха. Издавна растение применяется в народной медицине. Используют его и парфюмеры — при изготовлении кремов, бальзамов, мыла, шампуней и красок для волос. Его теперешнее название ввел в обиход русский ученый А. Болотов в конце XVIII в.

— Что это за цветок? (Ромашка.)

— Что это за цветок? (Кипрей, или иван-чай.)

6. Средневековые врачи лечили этим цветком глазные болезни, да и сейчас медики относятся к нему с уважением. Встретить его можно всюду, где светит солнце. Цветок удивительно неприхотлив: где семечко ляжет в землю, там и прорастет. А размножаться помогает ему ветер, потому что каждое семечко снабжено легким пуховым парашютиком. На одном растении их может быть до трех тысяч!

— Назовите растение. (Одуванчик.)

7. Это растение — лучшее украшение окон, малых садов и газонов. Народная медицина считает, что аромат его листьев снимает головную боль, прогоняет усталость. Об этом растении есть легенда, дошедшая до наших времен.

У бедных крестьян тяжело заболел сын. Отец с матерью варили всевозможные снадобья, а больной все не выздоравливал. Опечалились родители и обратились к лекарю — цветознатцу. Осмотрел лекарь больного и посоветовал приобрести несколько кустиков душистого растения и установить в изголовье кровати больного. Наутро болезнь миновала. Это растение иначе зовут журавельником или аистником.

— Что это за растение? (Герань.)

— Что это за растение? (Ежевика.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуализировать знания детей о размножении и развитии растений. Узнать, почему многие растения стали редкими, как нужно охранять растения. Дети должны научиться оценивать поступки людей по отношению к природе, формулировать правила друзей природы.

Продолжать развивать мышление, умение сравнивать, анализировать, делать выводы, классифицировать (логические УУД, познавательные УУД), пространственное воображение, память; умение работать в парах, микрогруппах.

Воспитывать эстетические чувства, бережное отношение к природе, желание узнавать что-то новое, интерес к предмету.

Должны узнать, почему многие растения стали редкими. Дети должны научиться оценивать поступки людей по отношению к природе.

У детей продолжает развиваться мышление, умение сравнивать, анализировать. Должны научиться делать выводы, работать в парах.

Читайте также: