Концепция школы полного дня

Обновлено: 03.07.2024

Нам скоро 2 года. За это время мы и апробируем свою модель школы полного дня, учитывая и всевозможные риски. Получается? Пожалуй, не буду кривить душой и скажу не всегда. Однако всё может получиться только у тех, кто ничего не делает. Поэтому и у нас есть свои трудности, которые мы преодолеваем. И говорить об этих трудностях тоже не всегда легко. Все знают: каждый кулик своё болото хвалит. Постараюсь всё же обойтись без хвалебной патетики, дабы не уличили меня в том, что я мелкая болотная птица… Хотя, пусть говорят.

Какие плюсы от школы полного дня?

1. Ребёнок находится в школе почти полный день.

В нашем случае от зарядки в 8.30 до 18.00. Под присмотром учителей и других наставников: воспитателей, тренеров. Действует пропускная охранная система. В случае необходимости родителям обязательно звонят. В течение учебного времени ребёнок может покинуть школу только по согласованию с родителями. Это может быть заявление, переданное ими через ребёнка, доставленное лично или личная просьба самого законного представителя, непосредственно приехавшего за ребёнком.

2. Нелинейное расписание.

В течение учебного дня уроки и различные дополнительные занятия чередуются. Есть большие перемены по 30-40 минут, в течение которых дети отдыхают, гуляют на улице, кушают. Естественно, вместе с классными руководителями или в их отсутствие с воспитателями. Если погода на улице не позволяет, то в школе всегда можно найти место для общения, отдыха и игры. Большие рекреации с диванчиками и кушетками, интернет-кафе, соляная комната, громадный спортивный зал, холлы, в которых есть и ростовые шахматы, и теннисные столы. Безусловно, сейчас наша задача и состоит в том, чтобы помочь ребёнку научиться рационально использовать своё время в школе так, чтобы не переутомляться, совмещать приятное с полезным, чередовать учёбу и отдых.


Фото сайта школы.

3. Режим дня.

Во многом он полностью зависит от самого школьника и его родителей, но контролируется учителем, классным руководителем, воспитателем, тренером. Создаётся карта образовательного маршрута, по которой видно, чем ребёнок должен заниматься и где находиться в то или иное время школьного дня. Всегда есть возможность скорректировать этот режим, если ребёнок во второй половине дня уже занимается в каком-либо другом учреждении дополнительного образования.

Есть выбор первого, гарнира, салата, фруктов и прочего, что позволяет организовать режим питания школьника. Завтрак, обед, полдник. Стоит добавить, что если у ребёнка есть какие-то медицинские рекомендации к пище, то они, безусловно, выполняются. Например, к молоку или молочным продуктам. Всегда есть возможность их заменить.

Именно тут, в столовой, воспитывается и культура питания. Меньше упаковок от чипсов, сухариков, бутылок с различными напитками остаётся в конце дня в мусорной корзине. Нет, они не исчезли. Но их стало гораздо меньше. И кстати, наше меню всегда можно найти на официальном сайте школы.

5. Время на самоподготовку

Во второй половине дня, после обеда школьник может выполнить не только домашние задания, но и найти время для работы над каким-либо проектом, выполнить, например, пропущенную контрольную работу или ещё что-то. В это время в школе всегда есть учителя. Если работа вызывает затруднение, то можно подойти к учителю (любому!). Не обязательно к тому, кто у тебя ведёт предмет. Попросить помочь, проконсультировать. Кроме того, есть возможность получить такую же помощь по интересующему предмету у старшеклассников. Те тоже не отказывают.

6. Разнообразие внеурочной деятельности

Такие возможности позволяют детям (и родителям, конечно) сократить время на переезды от одного образовательного учреждения к другому. Безусловно, здание и материально-техническая база школы позволяют иметь такое большое разнообразие.


Фото сайта школы.

7. Доступная среда для детей с ограниченными возможностями здоровья

Такие дети учатся вместе с другими, отдыхают вместе с другими. Для них существует особый режим. Это очевидно. Не буду подробно останавливаться здесь, скажу одно: я тоже работаю с такими детьми. Даже порой восхищаюсь их упорством в достижении целей. Ставлю в пример. Это интересные и удивительные дети, которых нельзя выделять. К которым нельзя, на мой взгляд, относиться снисходительно, как к иным…

Это ещё не всё, о чём можно поговорить. Но, думаю, надо пока остановиться. Потому что чувствую, предвижу вопросы-вопросы-вопросы… И, безусловно, критические замечания наших читателей: педагогов, учителей, родителей. Задавайте, буду рад ответить.

Помните одно, я пришёл в эту школу осознанно. И если вы правильно прочитаете сей опус, то не стоит спрашивать: а как в такой школе работается учителям. Ответ у меня один: интенсивно. Мне легче было работать в обычной школе, где уходят ученики после уроков и редко встретишь после обеда учителя. Но я не привык работать дома. Школа – место, где я в большей степени провожу своё время. И мне эта школа подходит.

Почему у нас возник интерес к школе полного дня?

Наверное, одна из важных причин – потребность родителей в присмотре за детьми в условиях большей занятости на работе, либо в поисках самой работы. Криминализация среды дворов и улиц также создает постоянную тревогу за детей.

Данные о состоянии здоровья детей, в ухудшении которого виноваты не только экология и экономические проблемы семьи, но и школа, требуют особой заботы об организации их нормального питания и режима дня.

Концепция модернизации образования, отвечая на вызовы современности, требует выделения времени и пространства для овладения информатикой, иностранным языком, занятиями физической культуры, началами технологии и искусства. Все это затруднительно, если образовательный процесс остается в прежних формах.

Изменения в целях и содержании образования ведут к тому, что в начальной школе недостаточно научить детей чтению, счету и письму. Они должны приобрести опыт первичных ключевых компетенций (коммуникативности, понимания текстов, проектирования и т. п., что невозможно обеспечить только на уроках.

Также мы стали задавать себе вопрос, зачем нам нужна Школа полного дня? Изучив запросы, родителей мы поняли, что именно эта форма удовлетворит многие заказы родителей, тем самым мы становимся конкурентно способными на рынке образования (привлечение детей и родителей). Данная форма расширяет пространство для организации разных форм совместной деятельности, привлекает новых партнеров для совместного сотрудничества, расширяет спектр дополнительных образовательных услуг.

Зачем нужно ребенку? У каждого ребенка есть образовательные потребности, интересы, замыслы и очень важно, чтобы он их реализовывал. Ребенок, получая учебные навыки в учебном пространстве, не всегда имеет возможность их применить на уроке, поэтому Школа полного дня - это возможность организовать пространство для ребенка, где он сможет найти способы их применения. В первой половине дня ребенок общается, в основном, только со сверстниками, а во второй создаются разновозрастные группы, где ребенок получает опыт разного общения.

Зачем нужно педагогу?

Урочная деятельность не дает возможности, как полный день для реализации своих идей, замыслов, а такая организация пространства может эффективно влиять на учебную работу, т. к. педагог пробует себя в разных ролях, позициях (организатор, разработчик, исследователь и т. д.).Также это дает возможности для расширения форм организации совместной деятельности (консультации, общение, проектная деятельность).

Зачем нужно родителям? Прежде всего – это возможность разностороннего развития ребенка в одном месте, возможность общения с детьми разного возраста, помощь и поддержка в выполнении домашних заданий, выполнение правильного режима дня (питание, прогулки, подвижные игры ит. д.). Предоставления школой возможностей для детей предъявлять свои умения, знания, творческие способности в разных формах.

Далее мы проанализировали различные подходы по организации Школы полного дня. Анализ, изучение опыта других стран и практики его развертывания в Москве свидетельствует, что повышение эффективности ШПД связано с разработкой и осуществлением следующих организационных и педагогических условий:

Предоставление детям возможностей для выбора деятельности, пробы сил.

Обеспечение связи учебных занятий в первой половине дня со второй.

Изменение характера самостоятельной работы.

Организация групповой, коллективной, индивидуальной проектной деятельности.

Изменение позиции классного руководителя.

Создание среды, благоприятной для коллективных действий, работы малых групп, проектной деятельности.

Формирование положительной мотивации к жизни и деятельности ШПД.

Преодоление оторванности семьи от жизни ребенка.

На основании этих условий и строятся формы и методы деятельности по проекту.

Тип организации нашей Школы полного дня – это вариант, где первая половина дня занята уроками, межпредметными занятиями, а во второй половине дня динамические паузы, подготовка к образовательным событиям, самостоятельная работа по своему расписанию, в своем темпе работы, дополнительные услуги, кружки, секции.

Наглядно – это выглядит так:

Первая половина дня (постоянная)

уроки Дополнительные образовательные услуги Тематические мастерские Предшкольная подготовка

Время -8.30-13.30 охват 100%

Вторая половина дня

Время – до 15.00 охват – 40%-100%

Динамическая пауза Самостоятельная работа, консультации Подготовка к образовательным событиям Подготовка к коллективным творческим делам

Время – до 15.00 охват- 40%-100%

олимпиады конференции КТД Выставки,конкурсы,

Время- 13.30. – 17.00 охват- 60%-80%

секции курсы Подготовка к школе

Во второй половине дня представлены формы, которые дети могут выбирать.

При организации полного дня мы создали свои условия, организовали особый уклад жизни, особую материальную среду для того, чтобы ребенок, который в системе полного дня долгого времени находится в школе, имел возможность много и разнообразно двигаться, свободно общаться, иногда уединяться, заниматься интересным для себя делом.

В условиях полного дня у каждого класса начальной школы есть своя классная комната, пространство, которое организуется и оснащается сообразно задачам и формам жизни конкретного класса. В кабинетах выделяются различные функциональные зоны: для коллективной учебной работы, для групповых и индивидуальных занятий, игр и отдыха и т. д. Они трансформируются в зависимости от конкретной ситуации в классе. Образ классного пространства создается совместными усилиями детей, учителей и родителей.

Особое внимание мы уделяем шестилеткам. Режим полного дня для них возможен только в условиях, приближенных к детскому саду: возможность организовать дневной отдых, наличие специальных помещений для игр.

Полный день позволяет использовать разнообразные творческие, проектные, проектно- игровые, исследовательские образовательные формы.

Деятельность во второй половине дня может быть связана с уроками тематически: продолжение работы над темой, или, наоборот, подготовка к ее изучению.

Внеурочные занятия могут быть направлены на формирование и тренировку умений (предметных и универсальных) или выявлять необходимость работы над ними на уроках. Подготовка к мероприятию, обсуждение его результатов, впечатлений тоже может стать предметом урока.

События общей жизни, взаимоотношения детей, разрешение конфликтов традиционно относятся к внеурочным формам, но если для нас главное не только прохождение предметных программ, но и интересы детей, их проблемы, то такие вопросы могут стать и темой урока литературы и поводом для просмотра и обсуждения фильма во второй половине дня.

Чем богаче жизнь школы, тем шире возможности включения детей в разнообразную деятельность.

Организация совместной деятельности в Школе полного дня построена так, что дети с разными типами одаренности могут реализовать свои интересы, замыслы, потребности. Наряду с учебными занятиями огромную роль играют традиционные коллективно - творческие праздники, групповые проекты, совместные походы, конкурсы и т. д. В этом разнообразии каждый ребенок может выбирать, в чем участвовать со всем классом, а где самостоятельно.

Инновационное образовательное пространство группы ДОУ посредством внедрения педагогики М. Монтессори Опыт работы на тему: «Инновационное образовательное пространство группы дошкольного образовательного учреждения посредством внедрения педагогики.

27 января. Оформление помещений ДС к Дню полного снятия блокады Ленинграда.

27 января. Оформление помещений ДС к Дню полного снятия блокады Ленинграда. 27 января особый день в жизни жителей нашего города. В Санкт-Петербурге прошли мероприятия в дошкольных учреждениях, посвященные полному.

День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады

День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады Завтра27 январяотмечается День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Невозможно вспоминать без содрогания об ужасах Великой.

Единое пространство-действительно развивающее

Единое пространство-действительно развивающее .

Игровое образовательное пространство в ДОУ как условие самореализации ребенка К созданию Проекта наш коллектив побудил поиск путей решения задач индивидуализации, социализации образовательного процесса, т. е. повышения.

Игровое пространство ДОУ как здоровьесберегающая среда Игровое пространство ДОУ как здоровьесберегающая среда. 2 слайд Современная система образования, определяющая развитие ребенка в раннем.

Образовательное пространство современного детского сада.

Образовательное пространство современного детского сада. Все усилия воспитателей детского сада, где я работаю заместителем заведующей, направлены на успешную социализацию детей, поддержку интереса.

Школы полного дня становятся популярны среди родителей. В первую очередь их привлекает то, что ребенок весь день находится под присмотром взрослых. Это удобно. О плюсах и минусах школы полного дня поговорим в этой статье.

Что такое школа полного дня?

Мы привыкли к тому, что большинство детей учится в первую половине дня, потом приходят домой, кушают, делают уроки. Ну а кто-то предоставлен сам себе. В школе полного дня ребенок находится до вечера. Т.е. она объединяет учебу и дополнительное образование. При этом дополнительные занятия и укоки моргут чередоваться.

Расмпорядок дня в школе полного дня прмерно такой:

  1. Учеба (+ завтрак)
  2. Обед
  3. Прогулка
  4. Кружки (спортивные мероприятия, концерты, конкурсы и т д)
  5. Подготовка домашнего задания

Плюсы школы полного дня

  • Четкий режим дня
  • После уроков ребёнок сыт и под присмотром
  • Есть дополнительные занятия
  • Дополнительные консультации по предметам
  • Домашнее задание ребенок делает в школе

Минусы школы полного дня

1. Ребёнок весь день находится в школе. Целый день находиться в школе тяжело даже взрослому человеку. В первую очередь из-за шума. Постоянное нахождение в школе может усилить негативное отношение к школе.

2. Высокая нагрузка на детей. В школе полного дня день расписан. Это хорошо, с одной стороны. Но не каждый ребенок может каждый день активничать. Есть дети, корторые могут после школы посещать еще по несколько кружков. А для какого-то ребенка достаточно 1-2 кружков в неделю. Ребенок может уставать от постоянной инагрузки. В том числе и эмоциональной.

3. Если уроки и дополнительные занятия чередуются, то основные предметы могут быть во второй половине дня. Если ребёнок к этому времени устал, то это может плохо повлиять на запоминание материала.

Минусов, вроде, мало. Но они связаны в эмоциональным состоянием ребенка. Есть домашие дети, есть активные дети. Школа полного дня - хороший выход для работающих родителей. Но подходит она не каждому ребёнку.


Главной задачей школы полного дня является использование всех имеющихся ресурсов школы, социума, семьи для воспитания социально ответственной личности, чтобы каждый ученик имел возможность проявить свои уникальные качества.

Школа полного дня — это новый тип школы, по временному пространству рассчитанный на целый день и обеспечивающий максимальное раскрытие способностей ученика, его всестороннее психосоциальное развитие через коллективную совместную работу ученика и учителя, общении и дискуссиях с другими учениками.

Школа полного дня (ШПД) — это образовательное учреждение, позволяющее наиболее полно объединить учебную и внеучебную сферы деятельности ребенка в условиях учебного сообщества, сформировать образовательное пространство учреждения, способствующее реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, объединить в единый функциональный комплекс образовательные и оздоровительные процессы.

Школа полного дня — это современная модель учебного заведения.

Школьники не только выполняют определенные задания, но и самостоятельно изучают дополнительную литературу, работают со справочниками и другими источниками.

Школа полного дня направлена на развитие творческих способностей и формирование интересов у обучающихся:

– правильная организация самоподготовки учащихся, предусматривающая плановость, последовательность выполнения различных видов самостоятельной работы, учитывающая специфику каждого предмета;

– разработка системы выполнения заданий на уроке;

– максимальное использование учебно-материальной базы школы;

– творческий подход к использованию режимных моментов (самоподготовку проводить в два приема — в первую фазу после уроков и после обеда и длительной прогулки).

В настоящее время остро стоит задача общественного понимания дополнительного образования как открытого вариативного пространства. Охватывая все уровни общего образования, дополнительное образование становится своеобразным социокультурным стержнем, основанным на познании через творчество, игру, труд, спорт, интеллектуальную деятельность, социальные практики. Поэтому и тесной нитью связано со школой полного дня, является неотделимой его частью.

Содержание образовательных программ в полной мере учитывает требования федеральных государственных образовательных стандартов. В результате у каждого ученика будут сформированы важнейшие жизненные понятия: можно, нельзя, надо, и каждый выпускник доброжелательной школы станет компетентным профессионалом, хорошим семьянином, достойным гражданином.

Я являюсь учителем и родителем, и сейчас в большей мере понимаю, что без родительской помощи в различных вопросах, касающихся наших детей, невозможно прийти к желаемому результату. И хотелось бы, чтобы и родители, и учителя стояли по одну сторону, а цель выполняли одну и ту же: работали на ребёнка. Педагог должен уметь признавать свои ошибки (и уж тем более не повторять их), а ещё лучше упреждать их, стараться в любой ситуации представить себя на месте ребенка, отказаться от идеи превосходства, всегда найти то, за что можно похвалить ребёнка, уметь выслушать и услышать каждый ответ ребенка, научиться не приказывать, а просить, тогда ребенок все сделает, многому научится у самого учителя и во многом будет ему подражать: также, как и учитель, входя в класс, улыбаться, заходя в школу, здороваться с окружающими, и достойно вести себя в классе. Главное достоинство учителя — это справедливость во всех отношениях .

Что же такое доброжелательная школа? Чтобы в этом разобраться, нужно, пожалуй, остановиться на каждом из понятий.

Школа — это наш второй дом, где мы постоянно работаем сами над собой. Это первый шаг к самостоятельной жизни. Это место, где рядом существуют радость побед и слезы неудач, восторженные встречи и горькие расставания.

Обучение в школе — самый общепринятый в обществе путь подготовки молодого поколения к будущей жизни. Дети делятся опытом приобретения знаний, развивают свой потенциал и делают свою жизнь богаче и содержательнее.

Школа, доброжелательная к детям, уделяет внимание созданию среды, благоприятной для обучения. Она признает и уважает права детей, включая право на качественное образование в здоровой и безопасной среде. Это школа, в которой детям предоставляется право учиться в соответствии с их индивидуальными способностями. В доброжелательной школе доброжелательный тон общения задают все: педагоги, если они любят детей и свою работу, а не случайные люди в школе, и сами ученики в классе, на перерыве, внеклассных мероприятиях, кружках и секциях, соревнованиях и дополнительных занятиях. Каждый ребенок — особенная личность, все-таки это редкость, когда ребёнок не отзывается на доброту.

Доброжелательная школа дает необходимые знания и навыки, которые дети смогут применить в дальнейшей жизни, а также помогает детям стать полноправными гражданами общества. Все это становится возможным благодаря тому, что учителя используют различные, в том числе интерактивные методы и современные приёмы совместной работы, обучение жизненным навыкам и повышение мотивации к обучению, делая учебный процесс интересным.

Здоровье, честь, признание, знания, дружба, саморазвитие, интерес и безопасность — всё это должно стать составляющими доброжелательной школы, в которой будет комфортно и ученикам, и детям.

Школа в режиме полного дня выполняет, кроме прочих, и социальную функцию — оказывает работающим родителям помощь в присмотре детей, подготовке домашних заданий, самообслуживании.

Основные термины (генерируются автоматически): полный день, школа, доброжелательная школа, ребенок, ученик, учитель, дополнительное образование.

Читайте также: