Касьян остудный краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Получив после революции землицу, крестьяне села Устойного к лету 1928 года уже чувствовали себя на ней полновластными хозяевами. Появился и кой-какой достаток, и понимание того, что, хорошо работая, можно жить ещё лучше.

Но… 1928 год оказался в большинстве районов молодой советской республики неурожайным, а крестьяне южного Урала продавать излишки хлеба по низким госценам отнюдь не торопились. Центр давил на местные власти и в ход пошли не просто непопулярные, но, даже, практически противозаконные меры, когда крепкие крестьянские хозяйства стали объявляться кулацкими со всеми вытекающими отсюда последствиями. А тут еще приспело и время массовой коллективизации.

Похожие произведения:

amak2508, 28 сентября 2017 г.

Пожалуй главное, что вынесет читатель из этой книги — понимание того, что правда на самом деле не одна: есть правда отдельного человека и есть правда общества, правда государства. И эти две правды совпадают далеко не всегда. Отдельный же человек со своей правдой перед государственной машиной, увы, практически беззащитен.

Что мы знаем о деревне и крестьянах конца 20-х — начала 30-х годов, о коллективизации, о том, как она организовывалась и проводилась? Да, в общем-то, по делу и ничего — пара страниц в учебнике истории да политически ангажированный роман Шолохова. Книга Ивана Акулова довольно успешно пытается ликвидировать этот пробел в наших знаниях.

И, напоследок, то, что просто удивительно — год издания этой острой, во многом нелицеприятной для советской власти книги — 1978!

Сибирская деревня времен коллективизации. Кадушкин Федот непосильным трудом выбивается в середняки. В конце двадцатых годов он имеет довольно приличное хозяйство: почти два десятка овец, шесть лошадей, коровы с быком. Более того, имеет и технику — локомобиль, молотилку. Естественно, что он так пошел в гору — ведь он готов бороться за каждый колосок, выложиться максимально ради того, чтобы землица дала богатый урожай.

Федот Федотович рачительный хозяин, один уже не справляется, поэтому нанимает батраков. У него поначалу чисто христианский подход к взаимоотношениям с ними, он считает, что делает благо, давая возможность поучиться ведению хозяйства. Вот уже несколько человек встали на ноги после того, как Кадушкин им помог.

К советской власти, забравшей себе все права, Федот относится лояльно. Убежден он, что сильные хозяева на деревне — лучшая поддержка любому государству. А значит, Советы без таких, как он, обойтись не смогут. Он-то сам получил возможность иметь собственную землю благодаря НЭПу. Свято уверен герой книги, что он — лучший пример для всех. Ведь и не пьет, и работает наравне со своими крестьянами наемными. Все отдает, чтобы хозяйство процветало.

Увлеченный своей жизнью не замечает Кадушкин, что все меняется вокруг. И под пристальное внимание власти попадают именно такие вот середняки и зажиточные хозяева.

Сын рекомендует ему уменьшить хозяйство, от греха подальше. Но Федот упрям. Он ведь кто? Он — бедняк, который непосильным трудом, кровью и потом, заработал свое положение, создал с нуля свое хозяйство. Соответственно, Советская власть должна быть на его стороне. И создать все условия, чтобы трудяги на земле и дальше процветали.

Только вот привычка все делать по-своему, да собственным умом со всем распоряжаться привела к тому, что характер у Кадушкина стал очень противоречивый. И давно он стал уже не просто рачительным хозяином, а собственником до кончика ногтей. Кулаком. И к людям он уже по-иному относится. Председатель Умнов просит зерна в долг. Но Федот лучше отдаст хлеб животным своим, чем государству дешевле. Готов порой с вилами на нерадивых работников бросаться. А ведь по всем приметам зимний Касьян Остудный предрекает недоброе. И сам Федот что-то чувствует.

Вроде все понимает Кадушкин: даже мысли появляются по ночам о том, что следовало бы разделить с сыном свое хозяйство. Но при свете утреннего солнца тают они без следа. И опять — жалко все. Потому излишки урожая он отказывается Советам добровольно отдать. Требует высокую цену, без денег даже говорить ни о чем не хочет. Невероятное возмущение у него вызывает и предложение о том, чтобы вступить в колхоз. Чтобы его личное хозяйство вошло в общее, стало коллективным.

Итогом стало раскулачивание. Для Федота Федотовича свершилось событие не представимое в его понимании. Он унижен, разорен полностью. В дополнение ко всему, объявлен врагом той самой власти, которая ему и дала возможность подняться на ноги. Не смог Кадушкин пережить позора. Единственный выход, который он увидел для себя — покончить с жизнью. А сыну врага народа Харитону пришлось бежать срочно со всей семьей в город, начиная жизнь заново.

Иван Акулов - Касьян остудный

Иван Акулов - Касьян остудный краткое содержание

В настоящем дополненном издании нашли завершение судьбы героев романа, посвященного жизни сибирской деревни в пору ее крутого перелома на путях социалистического развития.

Касьян остудный - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Фото

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Св. Касьян считается во мнении народа строгим и недобрым. Это ложное мнение произошло оттого, что память его совершается 29-го февраля, в високосный год. А високосные годы почему-то, конечно, без основательной причины, у нас на Руси исстари считаются несчастливыми.

Из народного календаря

Фото

I

В вершине лета совсем неожиданно, как потеря, откричала кукушка, и можно было поверить крестьянскому календарю, что птица подавилась ячменным колосом, потому что раньше сроков выколосились и затяжелели яровые, а озимая рожь по теплым косогорам так вылиняла, что ржаные поля лежали, словно отбеленные холсты, выстланные бабами на солнце.

Задолго до петровок подошли и травы. А на засоренных опушках и омежьях, где воля всякой дикоросли, выбросили семена и стали вянуть полевая рябинка и ранний чернобыльник. Воздух вдруг прогорк, луга забродили горьким медом, и даже коровье молоко стало отдавать знойной полынью.

Село Устойное свой престольный праздник, петров день, догуливало в заботах: с сенокосом больше не мешкалось.

Покосы в селе дальние, и стали увязывать возы едва ли не с вечера. Где-то еще догуливала гармошка и девки не допели свои песни, а по дворам уже звякали литовки, в избах топили печи, над селом стоял запах тележной мази и теплого хлеба; угадывая дорогу и приволье, собаки рьяно облаивали краюшку месяца, который щурился из-за конька сарая на мужичьи хлопоты.

На свету село тронулось. В отъезжие луга уводили с собой коров, везли грудных младенцев, с зыбками, парни взяли в поклажу гармошки и праздничную обувку: в лесной деревушке Продольной на святых Кирика и Улиту играют круг, — не в лаптях же плясать на продолянских полянах.

Над хлебами трепетали и заливались жаворонки. Молодой коршун, поднявшись высоко, некруто срезал к лесу на своих сильных и лениво раскинутых крыльях. Дорога к бору пошла под уклон, и пресный полевой ветер вдруг пахнул навстречу пихтовой смолью, от которой зафыркали кони, взбодрившись, чтобы взять на рысь, но к телегам привязаны коровы, и без того не поспевающие за ходким шагом лошадей. Обоз и на спуске пылит неспешно и подступает к лесу.

На опушке дорога двоится — вправо торная, столбовая, в город Ирбит, а та, что в лес, вся в выбоинах, с закисшими лужами, на Устоинские покосы. По корням и валежинам громче стучат ступицы, мужики правят по лужам, чтобы смочить рассохшиеся колеса. Телеги скрипят. Хрустит крепкая упряжь. В подлеске тонко заливаются псы. Бабы сидят на поклаже прямо с ногами, вздыхают на своих оступающихся коров и начинают отбиваться от комаров, которые в сыром застойном тепле неистовы и уже густым облаком качаются над спинами лошадей и коров.

Солнце редко где пробивается до лесного дна; зато большие елани и прокосы высвечены, и облитые росами травы на них перекипают в дымной повити. Мужики, объезжая поляны, чтобы не мять травы, примериваются, как махнут литовкой под самый срез и как взметнется по левую руку первый валок.

На лесной речке Куреньке становье и разъезд по наделам: до покосов у кого три, а у кого и пять верст, но дорога все хуже и хуже: то старая, изъезженная стланка, то гать, то рвы и завалы. На станке дают отдых коням, поят их, отвязывают коров. Гнус тучей падает на скотину.

На берегу у мосточка срублена избушка, где по весне живут дровосеки. Узкое оконце вдоль паза заткнуто задымленным сеном. Дверь плотно приперта. На дерновой кровле поднялся кипрей, вспыхнул алым огнем и горит бестрепетно, как свечка в затиши. Дорожка к дверям заросла, и на ней валяется березовая гнилушка, раздетая и до сердцевины истерзанная дятлами. В сторонке костровище, на котором красные муравьи успели собрать себе жилье. Рядом, не тронув муравьиное поселение, кто-то жег новый костер.

На голоса людей и собачий лай из избушки вышел Титушко Рямок, в заплатанных, но простиранных портах, босой, с широкой и высоко подрезанной бородой. Рямок бездомов, живет обычно там, где рядится на поденщину, знает всякую крестьянскую работу, но охотней всего читает Псалтырь над усопшими, потому и слывет в округе за божьего человека. Он вовсе не пьет водки и налит крепостью. У него умные глаза и свежий, сильный рот.

— Эко пасть-то, — любуются бабы, глядя на Рямка, когда он ест, когда прочно и усадисто ходят скулы его. Солдатки привечают Титушка, кормят, дают ночлег, потому он всегда обстиран, обшит, прибран, а после отела коров борода его светло лоснится.

— Титушко, да ты леший, пра, — встретили его покосники.

— Сноровистый дрыхнуть-то, Титушко.

— Да ведь ты, Титушко, надысь в селе обретался. А он уж и тут, горюн.

Но Рямок, на людях усердный перед богом, повернулся к восходу и, подняв очи в вершины дерев, широко и степенно обносил себя крестом, нашептывал что-то и плевался. Помолившись, с той же показной значимостью укоризненно сказал:

— Праздник первопрестольный, а у вас в уме одно виночерпие. Солнышко в березах, и никто косой не звякнул. Ладно вот, есть кому прибрать все к рукам.

— Кто же это, Титушко, такой загребистый?

— Никак Федот Федотыч?

Фото

Титушко плюнул, перекрестился и пошел к речке, сгребая с плеч через голову рубаху и приминая широкой ступней промытый песок на отмели. Зайдя в воду и замочив порты, он с донной глиной вымыл свои тяжелые лапы, щедро оплескал сгоревшую до черноты шею, лицо, бороду, густоты которой так и не промочил насквозь, и когда вытирался рубахой, борода его сухо трещала. Делал все Титушко важно, с неторопливой охотой, глядел светло, и мужики невольно завидовали: надежно выделан человек, износу ему не будет. А он между тем достал из кармана привязанный к поясу гребешок и расчесался, опять крест положил на восток.

— Федот Федотыч меня привез, — начал Титушко. — Я это к тому сказать, за гульбой вы угончивы. Угончивы, да. А Федот Федотыч, он торопкой. Он уже объехал все покосы и велел караулить вас здеся.

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Иван Акулов Касьян остудный

Касьян остудный: краткое содержание, описание и аннотация

Иван Акулов: другие книги автора

Кто написал Касьян остудный? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Иван Акулов: Касьян остудный

Касьян остудный

Иван Акулов: В вечном долгу

В вечном долгу

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

Елена Касьян: Франка Варэзи, говорящие зайцы и все-все-все

Франка Варэзи, говорящие зайцы и все-все-все

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Иван Кузнецов: Дикуль и Касьян. Уникальная методика лечения позвоночника

Дикуль и Касьян. Уникальная методика лечения позвоночника

Иван Стаднюк: Люди не ангелы

Люди не ангелы

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Касьян остудный — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

— Рубель поденщина, — зудил Титушко. — Живьем валит.

— Ваньку женить на покров — без Федот Федотыча петля.

— Тятьк, на ботиночки-то теперя в самую бы пору…

— Да ты что, Титушко, в зазывалах у него, али как? Агитатор навроде.

— Кормилец, дай ему бог здоровья.

— А сам-то, Титушко, пойдешь? Давай, у меня и литовка про запас взята. С твоей силенкой кажин день по золотому вышибешь.

— Чудушко ты мое, ну на что мне золото! Светило бы солнышко.

— Да что привязался-то к человеку?

— Трутень — человек разве?

— Не ругайся-ко, Оглоблин. Ты с Федот Федотычем — два лаптя пара. А то и почище будешь.

— Вот что, — крикнул вдруг Оглоблин, наливаясь краской, словно только из парной бани вышел, — не время суесловить. Поехали давай. Всяк по себе. А мироеду Кадушкину и того хватит, что напахал. Вишь, Титушка нанял в зазывалы. А этот знай заубивался: кормилец, бабоньки, старушки боговы. Сволочь. Подстрекатель, в кабалу людей заманываешь.

Оглоблин подбежал к своей подводе, затянул супонь на хомуте, пинками поднял корову, хлестнул по лошади. Дуська, сестра, с бегу запрыгнула на воз. А мать Катерина, сдернув с головы платок, осталась, взрыдывая:

— Арканя, давай вертай. Дунька, окаянная, на выданье, а у ней одни тараканы в сундуке. Что уж ты. Он завсегда по совести… Поможет к свадьбе. Давай на недельку. Ну не батрак ведь ты. Не батрак, Арканя.

Но Аркашка не слушал мать, гнал лошадь, и телега потащила корову на мост. Мать Катерина готова была броситься под ноги лошади, да обессилела разом и, прижав платок к лицу, зашлась слезами. Боже милостивый, когда еще привалит такое: рупь на день.

И завидную плату посулил Федот Федотыч косарям, да охотников не нашлось: теперь у всякого была воля идти своими ногами.

На стану остались только подвода глухого Канунникова, сгоревшего прошлой осенью, да мать Катерина вся совсем — одни, проворные на всякую работу, руки: в пригоршнях похлебку сварит.

Абрам Канунников, сидя в холодке под телегой, затягивал на ногах бечевки лаптей, посмеивался:

— Титушко, сказывают, ты в Ирбит бегал. Верно ли? Небось фамильного чаю надулся по лавкам. Поят ли даром-то? Ты громчай. — И навострил ухо.

— Нету, Абраша, того чайку.

— Какая-то ерунда происходит по нашим местам. Нигде, поди, этого нету уже: едешь на свой покос, а тебя заманивают на чужую деляну. Теперь ведь у каждого своя деляна. Верно ли, Титушко? Говори громчай.

— Верно, — поддакнул Титушко. — Советская власть — что надо: кажинному угодье нарезано. Видел вон, Аркашка-то, сынок Катеринин, сел и поехал на свой покос. И другие на него глядя. Силу страмец чует. Бороденка у Аркашки вострая, зуб злой, душа уцепчивая. Поганец, пойдет, не догонишь. Своим хозяйством норовит стать. А ума нету обиходить свой надел — ставай в чужие оглобли.

— А вредный ты человек, Титушко. Елемент. Шире говори.

— Верно, еле-еле душа в теле. Однако трогай, Абраша. Федот Федотыч все глаза небось проглядел — солнышко в полнеба.

— Титушко, по целковому, говоришь, на день? — все еще не верила мать Катерина, однако уже не могла осилить соблазна, потому что редко держала в своей руке настоящие деньги, от которых, по ее разумению, всегда душно и сладко пахло загорклым салом, и от запаха этого у ней всегда обносило голову.

— Тебе семь гривен, мать Катерина, Аркашке твоему рубель пошел бы. Страмец, от живых денег уехал.

— Дурак он у меня, Титушко. Набитый дурак, — сухой слезой мать Катерина всхлипнула. — Ране был такой сговорчивый да согласный, а теперь чисто подменили. Совсем выпрягся. Все напоперек. А скажи-ка ему — батрак, зубами так и скричигает. Во какой стал, леший. Совсем, слышь, брошу землю, уйду на производство, ежели не стану-де хозяином.

— Что ж, земли ноне ничейные, казенные, сказать, сумеет под себя подгресть поболе и захозяйствует. На вино вроде не падок.

Читайте также: