Риски взаимодействия с семьей в доу

Обновлено: 05.07.2024

В дошкольном учреждении, на базе которого проводилось исследование, взаимодействию с родителями уделяется особое внимание.

Организована систематическая работа с семьями воспитанников, проводятся открытые занятия для родителей, занятия с участием родителей, индивидуальные проекты для совместного выполнения родителями и детьми, родительские собрания с участием специалистов, в том числе в нетрадиционных формах, индивидуальное консультирование родителей специалистами, родительские гостиные и т. д.

Хотя в целом как родители, так и воспитатели весьма высоко оценивают деятельность детского сада по организации взаимодействия с родителями, не все они удовлетворены характером взаимодействия, считая, что пока не все вопросы решаются с достаточной эффективностью.

Более того, почти половина воспитателей ждет от взаимодействия с родителями гораздо большего. Это позволяет предположить, что воспитатели практически полностью соответствуют ожиданиям со стороны родителей, в то время как родители ожиданиям воспитателей соответствуют явно в меньшей степени, то есть взаимодействие родителей и воспитателей в определенной мере носит односторонний характер.

Кроме того, родители, как правило, в большей степени удовлетворены работой конкретных воспитателей, чем работой дошкольного учреждения в целом. Можно предположить, что это связано с тем, что родители и не требуют от воспитателей многого, понимая, с одной стороны, ограниченность их возможностей, а с другой — то, что воспитатели даже в этих условиях делают все, что они должны. Итак, суммируя вышесказанное, можно говорить о следующих тенденциях: воспитатели от родителей ожидают большего, чем получают, и поэтому значительная их часть недостаточно удовлетворена взаимодействием. Родители, наоборот, считают, что воспитатели делают для них достаточно, но при этом ожидают большего от детского сада в целом. Это означает, что у родителей, помимо некоторого набора ожиданий от воспитателей, есть также ожидания от ДОУ в целом.

В целях выяснения, каковы же ожидания родителей относительно дошкольного учреждения, а также того, каким именно ожиданиям воспитателей не соответствуют родители, был предпринят качественный анализ содержательных особенностей взаимодействия. В ходе анализа сферы актуального взаимодействия сопоставлялись с теми сферами, в которых родители и воспитатели ожидают получить помощь друг от друга, с целью выявления их возможного рассогласования; рассматривались также трудности во взаимодействии как дополнительный показатель тех сфер взаимодействия, в которых возникают проблемы.

Сферы возникновения трудностей во взаимодействии

Данные о сферах, в которых происходит взаимодействие, были сопоставлены со сферами, в которых родители и воспитатели хотят получить помощь друг от друга. Затем анализировалось то, насколько сферы получения помощи совпадают с теми сферами, по поводу которых происходит взаимодействие.

Были получены следующие результаты: основные поводы, по которым воспитатели общаются с родителями, ситуативные (47 % воспитателей и 53 % родителей) и организационные вопросы (57 % воспитателей и 60 % родителей). Гораздо реже они взаимодействуют по поводу перспектив развития и обучения ребенка, а также вопросов, выходящих за пределы того, как ребенок провел день в детском саду. Причем, если оценка того, насколько часто родители и воспитатели обращаются друг к другу по ситуативным и организационным поводам, у них совпадают, то относительно обращений, касающихся перспектив развития ребенка, мнения педагогов и родителей сильно расходятся. Так, 30 % воспитателей утверждают, что они обращаются к родителям по вопросам перспектив развития ребенка, и только 2 % родителей могли вспомнить обращения воспитателей по этому поводу.

6. Хотели бы получить разную помощь.

7. Не хотели бы получить помощь.

Основным содержанием помощи, которую хотели бы получить воспитатели от родителей, оказались помощь организационного характера (23 %) и личные качества родителей, имеющие прямое отношение к организации взаимодействия (43 %), такие как ответственность, обязательность, активность в отношении решения проблем детского сада и т. п.

Основным содержанием помощи, которую хотели бы получить родители от воспитателей, оказалось консультирование по проблемам развития и обучения ребенка, а также подготовка к школе, то есть помощь, связанная с развитием ребенка (40 %). Многие родители ответили, что помощи достаточно или что они не ждут никакой помощи вообще (26 %).

Полученные данные о сферах обращения родителей и воспитателей друг к другу и сферах желаемой помощи свидетельствуют о рассогласовании этих сфер. Так, основные поводы обращения воспитателей к родителям — ситуативные и организационные вопросы. При этом основная сфера, в которой родители хотели бы получить помощь от воспитателей,— это сфера, связанная с развитием ребенка, с более общими, чем поведение и успешность на занятиях в течение дня, вопросами обучения и воспитания детей. Несовпадение сфер, в которой родители хотели бы получить помощь от воспитателей, с теми сферами, по поводу которых воспитатели обращаются к родителям, приводит к недостаточной удовлетворенности родителей взаимодействием с дошкольным учреждением в целом.

Чтобы установить причины возникновения проблемных зон во взаимодействии и ликвидировать трудности, необходимо выяснить, какие именно мотивации педагогов и родителей стоят за выявленными особенностями взаимодействия, более конкретно, понять, не является ли причиной нарушений взаимодействия их недостаточная заинтересованность в ребенке. Поэтому следующим вопросом, который решался в нашем исследовании, было определение того, не являются ли трудности во взаимодействии результатом незаинтересованности родителей в воспитании детей, отчуждения детей от родителей. В целях проверки этого предположения был проведен анализ описаний идеального родителя и идеального воспитателя у родителей и членов педагогического коллектива.

Представления об идеальном воспитателе и идеальном родителе у воспитателей и родителей

Представления родителей и воспитателей анализировались с целью выявления характеристик, в которых упоминалось отношение к детям. Количество таких высказываний и их отношение к остальным высказываниям рассматривалось как показатель заинтересованности воспитателей в детях, родителей — в своем ребенке.

Был проведен анализ характеристик идеального родителя и идеального воспитателя. Основными категориями анализа были следующие.

Было установлено, что в описаниях как идеального родителя, так и идеального воспитателя наиболее часто встречаются высказывания, в которых упоминается отношение к детям. Они встречаются с почти одинаковой частотой у педагогов и у родителей (примерно у 60 %).

Отсюда можно сделать вывод о том, что родители заинтересованы в воспитании ребенка, что он им не безразличен, и то же самое можно сказать и о воспитателях, то есть отчуждение ребенка от семьи и детского сада нельзя считать причиной трудностей во взаимодействии родителей и педагогического коллектива ДОУ.

Представление родителей и педагогов о важности семейного и общественного воспитания

В этой части нашего исследования проверялось предположение о том, что к трудностям взаимодействия может приводить следующее: родители и воспитатели не настроены на взаимодействие, поскольку считают возможным заниматься обучением и воспитанием детей не сотрудничая друг с другом.

Полученные данные сравнивались по двум параметрам.

1. Важность воспитательных функций семьи и детского сада (отдельно по группам родителей и воспитателей).

Воспитатели, в отличие от родителей, оценивают важность практически всех воспитательных функций семьи ниже, чем воспитательных функций детского сада. Особенно это касается таких функций, как подготовка к школе, развитие дисциплины и общение со сверстниками.

Родители более высоко оценивают роль детскою сада по сравнению с семьей в таких сферах, как подготовка к школе и общение со сверстниками. В остальных сферах оценка родителями воспитгпсльных функций семьи и детского сада приблизительно одинакова.

Эти данные свидетельствуют о том, что как родители, так и воспитатели признают приоритет детского сада в подготовке к школе и общении ребенка со сверстниками по сравнению с семьей. То есть оценка родителями и воспитателями большей роли общественного воспитания, чем семейного, в отдельных сферах, совпадает.

2. Важность для родителей по сравнению с воспитателями воспитательных функций семьи и детского сада.

Сравнивалось то, насколько для родителей по сравнению с воспитателями важны ге или иные конкретные воспитательные функции.

Обращает на себя внимание то, что важность практически всех воспитательных функций семьи родители оценивают выше, чем воспитатели. Исключением является только индивидуальное развитие ребенка. Важность семьи в выполнении этой функции родители и педагоги оценивают одинаково высоко.

Воспитательные функции детского сада родители также оценивают в целом выше, чем воспитатели.

Итак, воспитатели не считают семью важным фактором воспитания при подготовке ребенка к школе, развитии у него дисциплины и др., в то время как сами родители осознают важность семьи в этих сферах. Подобное рассогласование и может стать одним из факторов, затрудняющих взаимодействие родителей и ДОУ.

Какие же можно сделать выводы?

1. Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в целом осуществляется в детском саду, на базе которого проводилось наше исследование, эффективно. Этому способствуют специальные мероприятия по организации подобного взаимодействия. При этом большая часть родителей удовлетворена взаимодействием с воспитателями, но значительная их часть не вполне удовлетворена тем,

как организована работа с детьми в ДОУ в целом. Значительная часть воспитателей также не совсем удовлетворена взаимодействием с родителями, считая, что не все актуальные вопросы решаются с достаточной эффективностью.

2. Были выделены сферы, в которых взаимодействие наиболее часто сопровождается трудностями: для родителей это сфера, связанная с перспективами развития и обучения ребенка, а для воспитателей — сфера решения организационных вопросов.

3. Было установлено, что как родители, так и воспитатели заинтересованы в детях, что их воспитание им небезразлично, то есть трудности во взаимодействии не связаны с отстраненным и отчужденным отношением родителей или воспитателей к детям. Было установлено также, что большинство родителей и воспитателей, будучи заинтересованными в воспитании детей, тем не менее не настроены на взаимодействие друг с другом в процессе воспитания.

Рекомендации по организации взаимодействия

Исходя из выделенных в ходе исследования сфер взаимодействия, в которых наиболее часто возникают трудности, нами были разработаны следующие рекомендации.

1. Поскольку наиболее проблемной сферой для воспитателей являются организационные вопросы, связанные с включением родителей в жизнь дошкольного учреждения, то необходимы мероприятия, побуждающие родителей включиться в жизнь дошкольного учреждения.

Поскольку родители заинтересованы прежде всего в развитии детей, то побуждать их принимать участие в жизни ДОУ предпочтительно через осознание важности этого для развития их детей. При этом родители должны убедиться, что их участие в жизни детского сада важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это важно для развития их собственного ребенка.

Родители должны осознать конкретные положительные следствия для ребенка их включения в жизнь дошкольного учреждения.

В качестве наиболее эффективной формы убеждения можно предложить групповое обсуждение родителями и педагогами участия родителей в организационных мероприятиях в разных формах, в ходе которого необходимо поощрять родителей находить положительные стороны их участия в жизни ДОУ, занимать активную позицию и самостоятельно принимать решения.

2. Наиболее проблемной сферой взаимодействия для родителей, как следует из полученных результатов, является отсутствие психологических консультаций по проблемам развития и обучения детей, их подготовки к школе, то есть психологического консультирования по вопросам обучения и воспитания, а также возрастных особенностей их детей.

Было также установлено, что эта проблема может быть решена на уровне организации работы дошкольного учреждения в целом.

Поскольку такая работа не входит в сферу профессиональной компетенции воспитателей, то предпочтительно было бы предлагать родителям обращаться к специалисту в данной области — работающему в дошкольном учреждении психологу или социальному педагогу.

Чтобы родители поняли необходимость обращения к специалисту, знали, к кому конкретно идти, если им необходима консультация, им необходимо рассказать о его деятельности, о тех проблемах, в решении которых он может помочь. Поэтому целесообразны выступления специалистов на родительских собраниях, поощрение родителей в случае необходимости обращаться к ним.

3. Одной из выявленных нами причин трудностей во взаимодействии является менее высокая оценка работниками дошкольного учреждения важности семьи в воспитании и обучении детей, чем оценка семьей собственной важности. Это может приводить к возникновению у родителей чувства собственной ненужности дошкольному учреждению. Поэтому необходимо осознание и понимание воспитателями роли семьи в воспитании и обучении ребенка, включая те сферы воспитания, которые традиционно считались прерогативой общественного воспитания, например подготовки к школе, а также роли взаимодействия дошкольного учреждения с семьей по всем вопросам развития ребенка.

В целях повышения эффективности взаимодействия, как нам представляется, целесообразна разработка конкретных программ работы с родителями и педагогическим коллективом. Для разработки таких программ необходимо проведение исследований, направленных на выяснение того, какие именно формы организации консультаций для родителей были бы наиболее эффективны, в каких формах возможно более активное включение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

Т. ДАНИЛИНА, народный учитель России, зав. ДОУ № 183, ЮВОУ, Москва

Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2000. № 2. С. 44 - 49. См. она же: № 1. С. 41 - 44.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи.

В настоящее время актуальной проблемой является наладить взаимодействие педагогов дошкольной организации с родителями, повысить педагогическую культуру родителей, сообщить им специальные знания, формировать у них педагогические умения, навыки, рефлексивное отношение к себе как педагогам.

Как показывает практика и научные исследования, родители нередко допускают ошибки и испытывают трудности в воспитании детей. Объективно нуждаясь в помощи специалиста, они не всегда осознают эту потребность. Таким образом, воспитательный потенциал семьи не пользуется родителями в полной мере. Чтобы грамотно воспитывать ребенка, взрослым необходимо выработать единую воспитательную стратегию, учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка, ясно осознавать, что надлежит сделать для его гармоничного развития, его полноценной социализации, а также успешного перехода к новой ступени – обучению в школе.

В этом профессиональную помощь могут оказать специалисты – педагоги дошкольных организаций, ведь их задача – помочь родителям в воспитании и развитии детей. Но педагоги не всегда готовы к этой деятельности в силу ряда причин. Для многих из них общение с родителями сводится к жалобам на то, как плохо ведет себя ребенок в группе, как сложно дается ему та или иная деятельность. Такая позиция вызывает негативное отношение родителей к педагогу. Под сомнение ставится возможность дальнейшего сотрудничества с воспитателем, его компетентность.

Чтобы наладить эмоциональный контакт с родителями, педагогу необходимы такие качества, как доброжелательность, приветливость, открытость, чтобы установить информационный контакт – готовность принимать от родителей сведения о ребенке и делиться собственными наблюдениями за его поступками, состоянием.

Налаживание взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОО должно строиться на следующих принципах:

2.Гуманный подход. Наиболее существенным принципом взаимоотношений ДОО и семьи является гуманность, толерантность, т.е признание достоинства, свободы личности, терпимость к мнению другого; доброе, внимательное отношение друг к другу всех участников диалога.

3. Открытость. Социальные изменения в обществе требуют от воспитателя открытости по отношению к семье воспитанника. Подобный подход будет действенным в том случае, если будет учтен социальный, интеллектуальный, культурный опыт всех участников единого педагогического пространства: детей, членов их семей, воспитателей, специалистов ДОО, социального окружения.

4. Индивидуальный подход. Все семьи отличаются друг от друга. Эти различия зависят от многих факторов: культуры и традиции семьи, ее социального положения, состояния здоровья, ее членов, ее состава, жилищных условий, уровня образования внутри семейных отношений, наличии животных в семье, предпочтений в области досуга.

5. Эффективность. Реалии современности требуют изменить привычную систему взаимодействия с родителями. Эффективные формы диалога подразумевают умение выделить наиболее важные проблемы сторон, привлечь внимание к ним, найти приемлемый путь решения. Проблему может заявить любой, кто входит в педагогическое пространство ( родители, воспитатели, специалисты, младшие воспитатели, психолог). Формы выбираются в соответствии с региональными, культурно-историческими, социально-экономическими, социально-психологическими условиями, интересами семьи, возможностями ДОО.

6. Обратная связь. Партнерство родителей и педагогов предполагает хорошо налаженную связь. Она необходима для того, чтобы изучить мнение родителей по вопросам воспитания, деятельности ДОО.

Развития коммуникативной компетентности педагогов в общении с родителями;

Воспитания у детей любви и уважения к жизненному опыту родителей; осознание родителями самоценности периода дошкольного детства, поддержания у них интереса к работе детского сада.

1. Совершенствовать формирование педагогического коллектива ДОО через создание и поддержание благоприятного эмоционального психологического климата, условий взаимопомощи при общении с детьми и их родителями.

3. Использовать разные формы диалога, обогащать воспитательные умения родителей, укреплять их веру в собственные силы.

4. Работа с педагогами и родителями.

В ходе специально организованной образовательной деятельности дети закрепляют новые знания о семье, профессиях и увлечениях родителей. Этому способствуют экскурсии на предприятия. В беседах с детьми об их семье рекомендуется использовать семейные альбомы. Это будет способствовать дальнейшей работе по составлению собственного генеалогического древа, созданию герба своей семьи, составлению рассказов о своих домочадцах.

Использование традиционных и новых форм сотрудничества должно способствовать более активному участию родителей в работе детского сада. Родители должны ощутить большую потребность в повышении своей педагогической компетентности. Доверительная форма общения с педагогом, обсуждение с ним актуальных проблем воспитания, учет им родительских пожеланий будут способствовать формированию адекватной родительской позиции.

Эффективное взаимодействие с воспитателями и участие в жизни детского сада позволит родителям приобрести опыт развивающего сотрудничества, как со своим ребенком, так и с детским коллективом в целом.

1. Аралова М.А. Формирование коллектива ДОУ –М., 2006.

2. Глебова С.В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия. – Воронеж, 2005.

3. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями ДОУ. – М., 2005.


Данная статья посвящена актуальной проблеме организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников. В статье рассматриваются результаты исследования характера взаимодействия педагогов и родителей дошкольной образовательной организации, анализируются выявленные проблемы организации взаимодействия, делаются выводы о причинах выявленных проблем.

Ключевые слова: взаимодействие, родители, воспитанники, дошкольная образовательная организация, условия, субъекты.

Организация взаимодействия дошкольной образовательной организации и семей воспитанников является актуальной проблемой современной системы образования. Во многом это вызвано сменой образовательных стандартов и подходов к воспитанию детей в дошкольной образовательной организации, а также изменением позиции большинства родителей в отношении воспитания детей, ориентированной на пассивное участие либо вовсе отказ от взаимодействия со специалистами. Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, дошкольная образовательная организация обязана строить эффективное взаимодействие с семьей в интересах развития ребенка. При этом есть ряд важным проблем, нуждающихся в решении: 1) проблема понимания педагогами путей наиболее эффективной организации процесса взаимодействия родителей и детского сада; 2) проверенные формы и методы взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями недостаточно отражают современные запросы семьи к этой деятельности; 3) отсутствуют конкретные критерии определения качества взаимодействия дошкольной образовательной организации в вопросах воспитания ребенка; 4) несогласованность взаимодействия субъектов образовательного процесса, вызванная неподготовленностью семьи к активному участию во взаимодействии с дошкольным образовательным учреждением в вопросах воспитания ребенка.

Исходя из указанных проблем, мы видим противоречия:

– между социальной потребностью в организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей и недостаточным уровнем реализации данной проблемы в практике управления;

– между теоретической разработанностью данной проблемы в науке и недостаточным количеством исследований по организации успешного взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников в аспекте современного образования;

– между требованиями, предъявляемыми к руководителям, педагогам, и их недостаточной компетентностью по эффективной организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей.

Очевидно, что необходимо изучение оптимальных условий для эффективной организации взаимодействия детского сада и семьи. Для этого требуется, прежде всего, выяснить характер взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи. Решению данной задачи было посвящено наше исследование.

Исследование проводилось на базе дошкольной образовательной организации в период 2017–2018 гг. в г. Красноярске. В исследовании участвовали 12 педагогов, а также 21 родитель, дети которых посещают подготовительную группу данной дошкольной образовательной организации.

Также 47,6 % родителей отметили, что никогда не получают информацию через сайт ДОО, и 58,3 % педагогов согласны с этим. Это свидетельствует о том, что сайт ДОО либо не расположен к правильной подаче информации, либо не выполняет функцию подачи информации в реальном времени. Данный вопрос можно выделить слабой стороной во взаимодействии родителей и педагогов.

Анализируя этот блок вопросов, становится ясно, что формы и методы работы с родителями, применяемые в детском саду (беседы, наглядная агитация и др.) недостаточно эффективны, не позволяют родителям занять активную позицию в образовательном процессе дошкольной образовательной организации.

Также мы выделили, что в некоторых вопросах присутствует солидарность родителей и педагогов, например по обмену опытом между родителями мероприятий не проводится, желания участвовать на минимальной отметке.

Полученные результаты констатирующего этапа нашего исследования показывают, что у родителей и педагогов существуют различия в понимании взаимодействия относительно вопросов воспитания детей с позиции взаимодействия в рамках дошкольной образовательной организации. В частности, родители и педагоги придерживаются преимущественно традиционных взглядов на взаимодействие по вопросам воспитания детей. В тоже время педагоги указывают на свои усилия в несколько других областях, чем родители детей, что указывает также на различие в понимании вопросов воспитания детей, и эти различия выражаются в несогласованном подходе к взаимодействию у всех участников воспитания детей. При этом желание активно взаимодействовать друг с другом у педагогов и родителей существует, но подтверждаются проблемы, указанные в начале нашей статьи. Это и несогласованность взаимодействия по некоторым вопросам, и отсутствие у педагогов и родителей необходимых навыков взаимодействия, и отсутствие таких форм и методов взаимодействия, которые будут достаточно отражать современные запросы семьи.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольная образовательная организация, родитель, педагог, форма взаимодействия, воспитание детей, взаимодействие родителей, детский сад, семья воспитанников, образовательный процесс, слабая сторона.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нетрадиционные формы работы с семьей предполагают: открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок ); сотрудничество

С введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. Работа должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, а так же повышение культуры педагогической грамотности семьи.

Цель проекта:

1. Внедрение новых нетрадиционных форм работы с семьей в соответствии с ФГОС ДОУ.

2.Тесное сотрудничество ДОУ и семьи в вопросах воспитания и развития ребенка.

3.Устранение существующих проблем (противоречие, непонимание).

Нетрадиционные формы работы с семьей предполагают: открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок ); сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей ; создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в ДОУ.

Нетрадиционные формы работы с родителями:

Информация о группе на сайте воспитателей.

Вовлечение родителей в творческие конкурсы .

Презентация семей на родительских собраниях.

Оформление буклетов, фотомонтажей

мастер – классы, круглые столы

Дни открытых дверей

Участие родителей в подготовке к праздникам

Совместное создание развивающей предметно - пространственной среды Тематические выставки, творческие задания

Конкурс семейных талантов

Основные задачи работы с родителями:

Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.

Объединить усилия для развития и воспитания детей. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях .

Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка

Чтобы помощь родителей была действенной, а дело воспитания и развития стало общим делом семьи и детского сада, надо воспитывать не только детей, но и их родителей. Причем не столько воспитывать, сколько общаться, сотрудничать, обмениваться опытом и мнениями, обсуждать проблемы и вместе искать пути и способы их решения.

Условия успешной работы с родителями:

-Изучение социального состава родителей,

уровня образования, социального благополучия, выявление семей группы риска;

- Дифференцированный подход к работе с

родителями с учетом специфики каждой семьи;

- Целенаправленность, систематичность, плановость;

- Доброжелательность и открытость.

Направления взаимодействия с родителями воспитанников:

1. Информационно – аналитическое.

2. Наглядно-информационное.

3. Познавательное.

4. Досуговое.

Анализ позволил выделить три группы родителей.

1.Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы группы.

2.Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.

Появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.

Для обеспечения наибольшей эффективности работы с родителями на новый учебный год проводится анкетирование в мае месяце с целью выявления наиболее приемлемых и эффективных форм работы с родителями.

Наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей-это педагогические беседы с родителями…

Она может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семей, на родительском собрании, консультации.

Цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.

Ведущая роль здесь отводится воспитателю, он заранее планирует тематику и структуру беседы.

Рекомендуется при проведении беседы выбирать наиболее подходящие условия и начинать ее с нейтральных вопросов, затем переходить непосредственно к главным темам.

Наглядно-информационные формы позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания. Родители в качестве гостей посещают занятия, они видят собственных детей в необычной для себя обстановке, получают рекомендации об обучении детей в семье. В другом случае родители часто бывают активными участниками педагогического процесса. Они отвечают на вопросы, совместно с детьми выполняют задания педагога.

День открытых дверей (проводим 1 раз в год – в марте – апреле) является достаточно распространённой формой работы. Наглядное знакомство родителей с жизнью детей в детском саду мы осуществили при организации дней открытых дверей Деятельность родителей включает наблюдение за проведением занятий, играми детей, режимными моментами, но не только, они могли и поиграть с детьми, не отказывались и от участия в непосредственно образовательной деятельности. В этот день родители активно посещают занятия и другие мероприятия с участием детей, заполняют анкеты по результатам посещения. Пишут отзывы, пожелания педагогам.

Эта форма работы позволяет увидеть реальные достижения каждого ребёнка.

Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребёнка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формирование ценных жизненных ориентаций.

По сравнению с известными формами работы с родителями огромную роль и преимущество играет создание сайта группы, где педагог делится информацией о жизни детей в детском саду, чем занимались….

"Круглый стол" с родителями

Цель: в нетрадиционной обстановке обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания.

На заседание "круглого стола" приглашаются родители, письменно или устно выразившие желание участвовать в обсуждении той или другой темы .

Оформлены специальные “Уголки ”, где родители могут получить всю интересующую их информацию по воспитанию и оздоровлению детей.

Родители воспитанников активно стали участвовать в разнообразных выставках.

Удивляет неиссякаемая фантазия родителей и детей, разнообразие, неповторимость каждой поделки. Пусть основной труд по изготовлению таких поделок часто лежит на старших членах семьи, но дети с каждой последующей поделкой вносят больше своего личного трудового участия и очень гордятся результатом совместного с родителями творчества. Радует, что ребята с уважением рассматривают работы, сделанные другими семьями.

У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали, пока не пришлось участвовать в совместных проектах.

Изготовлены памятки для родителей:

Происходит взаимообмен фотографиями детей между воспитателями и родителями группы.

Родителями группы изготовлены кормушки для птиц, систематически оказывается помощь в оформлении и в оснащении

группы (игрушки, книги, настольно-печатные игры).

Опыт работы позволяет сделать следующие выводы: в тесном сотрудничестве с родителями с использованием нетрадиционных форм работы позволило нам решить те задачи, которые мы перед собой ставили. Работа продолжается.

Тематические консультации:

Как расположить к себе родителей?

3.Доброжелательность, открытость, искренняя забота о ребенке.

5.Стимуляция к разговору (рассказ об успехах ребенка, о мероприятиях в ДОУ)

6.Тактичность (не обсуждать других детей, не высказывать необоснованные догадки и предположения)

Читайте также: