Иван иллич освобождение от школ краткое содержание

Обновлено: 03.07.2024

Освобождение от школ. Пропорциональность и современный мир

Понятие conviviality, очень важное в мышлении Иллича, не поддается прямому переводу на русский язык. Мы представляем его в транслитерации и определяем в тексте. Определение его самим Илличем — смотрите одну из его работ: IllichI . Retooling Society. - CIDOC, 1972.

Первая полная библиография произведений Ивана Иллича — см.: Hoinacki L. and Mitcham С . The Challenges of Ivan Illich. - University of New York Press, 2002. - pp.20–32. Библиография включает 14 книг, множество их переводов, а также обширные перечни статей и архивных материалов.

Приставка de- ,означающая отрицание, связана в английском тексте с двумя словами: (1) school и (2) schooling. Первое переводится как школа . Второе ближе к школярству, т. е. связано с формальными и внешними аспектами образования. В соответствии с этим вторым смыслом слово deschooling у Иллича означает освобождение наших представлений об образовании от монополии обучающей школы-машины. В немецком языке слово deschooling более процессуально, оно означает призыв к преодолению всеобщего школярства, или, иначе, к уходу от деспотической власти школы над обществом (комментарии Уве Перксона в письме от 14.12.2003). Таким образом, речь идет вовсе не о необходимости уничтожения самого института школы.

Однако трудно учесть все переменные. Существенным упущением было игнорирование автором фактора сексуального застоя и фактора демографического перехода. Первый мне знаком в изложении Вильгельма Райха, второй – в интерпретации Сергея Капицы.

Что касается демографического перехода – то здесь всё просто. Последние два века идёт взрывной рост численности человечества. За 19 век численность человечества менее чем удвоилась (0,9 млрд. человек и 1,7 млрд. человек), за 20 век – более чем утроилась (1,7 млрд. человек и 6 млрд. человек). Около 2060 года этот в настоящее время уже замедляющийся процесс исчерпает себя. Численность человечества, достигнув максимума в 11-12 млрд. человек, стабилизируется и начнёт колебания вокруг этой цифры. В целом на нашей планете ситуация несколько иная, чем в России: доля молодёжи остаётся очень высокой, а абсолютные показатели (то есть численность) населения планеты продолжает расти. Это означает, что процент молодёжи Земли несколько снижается по отношению к остальным возрастным категориям, но общая численность молодёжи становится всё больше. И именно этой численности, достигнувшей неких критических для цепной социальной реакции значений, и предстоит взорвать изнутри институты старого индустриального общества, где смыслом существования человека было производство и потребление. Число управляет формой и содержанием. Процесс освобождения от школ имеет планетарный масштаб: школа – один из агрегатов экономики (занимается производством потребителей), а экономика давно вышла за пределы национальных границ. В этом смысле школа имеет сходство с транснациональными корпорациями. Кроме того, включённость России в планетарные процессы определяется не только экономикой, но прежде всего, количеством связей, степенью информационного взаимодействия с другими странами. По этой причине, анализируя российскую действительность, необходимо сразу соглашаться на планетарный масштаб, а не городить огород или воображать страну изолированным островом, недосягаемым для глобальных процессов. Акцент Иллича, сделанный на школы США, не должен внушать ложную уверенность, что у нас – всё по-другому. Специфика в каждой стране – своя, но суть школ от этого не меняется.

  1. Миф о согласованных ценностях.
  1. Миф об измеряемых ценностях.
  1. Миф об упакованных ценностях.
  1. Миф о постоянном прогрессе.

Собственно, если освободиться от школ, то тогда будет гораздо проще избавиться от этих мифов, избавиться от потребительской религии и построить дивный новый мир. Ну, т.е. не дивный новый мир, а мир, свободный от отчуждения. У Фромма это мир Бытия.

  1. Служба рекомендации образовательных объектов.
  1. Обмен навыков
  1. Подбор партнеров
  1. Профессиональные педагоги.

Выводы.
Книга описывает существующие, концептуальные проблемы школы и общества и предлагает пути к преодолению этих проблем.

Уже который сентябрь большинство членов образовательного сообщества встречают в напряженном ожидании начало нового учебного года. По тяжести исполнения реформирование образования традиционно принято сравнивать с переносом кладбища - вне зависимости от того, идет ли речь о действительно суровых задачах или легко решаемых. Однако в этом процессе ни одна мера или постановление в плане реализации не идут ни в какое сравнение с изменениями, потрясающими основы институтов и школ.

Такого рода "вольтерьянство" получает давний и стойкий отпор в образовательной среде - несмотря на то что через несколько лет многое из предложенного становится уже обыденным. Такова и судьба радикальных воззрений на образование Ивана Иллича, изложенных в книге Освобождение от школ. Пропорциональность и современный мир ( Пер. с нем. М. Чередниченко, Пер. с англ. Ю. Турчаниновой, Э. Гусинского; Под ред. Т. Шанина. М.: Просвещение, 2006. ― 160 с). Об этом - в рецензии кандидата социологических наук Ивана Низгораева.

Пожалуй, никто из ныне живущих не может представить свое детство вне школы, многие не видят юность вне института или университета. Убежденность в необходимости прохождения обучения в государственных учреждениях настолько укоренена в обыденном сознании, что это представляется само собой разумеющимся действием, не требующим ни моральных, ни рациональных обоснований.

О школьных и студенческих годах принято вспоминать либо никак, либо хорошо. Единичные негативные упоминания о школьной или студенческой жизни, воспринимаются как редкие исключения, подчеркивающие неординарность рассказчика, чаще всего представителя культурной элитарной группы (поэтов, художников, эстрадных артистов). Более того, в политической риторике практически всех индустриальных государств получение среднего образования трактуется как высшее достижение современного мира, благо, не подлежащее критике и сомнению. Если и заходит речь о неудовлетворительности существующей системы образования, то лишь в качестве аргумента для проведения очередных реформ, в конечном счете направленных на укрепление институционального контроля над процессом образования.

Каковы же основные аргументы столь радикальных взглядов? На чем основано резкое неприятие основ современного общества? Не предлагается ли читателю очередной цикл эпатажных высказываний, призванных скорее затушевать, нежели обозначить реальные проблемы?

Социальное неравенство

Представление о равных возможностях поступивших в средние или высшие учебные заведения – не более чем миф, навязанный правящими элитами и укоренный в массовом сознании. Однако практика поступления, описанная в повседневных разговорах разрушает основы подобного мифотворчества.

Система оценивания

Укоренная в школе система оценок и учебных программ призвана скорее закреплять социальные ранги, нежели мотивировать на обучение. Погоня за рангами приучает слушателя смешивать процесс с предметом обучения. Потраченное время, исполнительность и смекалка подменяют знания и навыки, необходимые для решения реальных проблем. Выигрывает в такой гонке чаще не тот, кто стремится к знаниям, а тот, кто подстраивается под существующие правила игры, имитирует образование. Не случайно рассказы о школьных или студенческих годах изобилуют байками об удачах на экзаменах, эпатажной внешности учителей, внеклассными отношениями, и ничего, подчеркиваю, ничего не говорят о предмете обучения. Содержание не важно, поэтому оно исключается из памяти сразу же после получения очередной зачетной оценки. Одной из главных причин отчуждения от образования И. Иллич называет господство мифа об измеряемых ценностях (с. 61).

Псевдообучение

Что делать?

И. Иллич не обходит стороной извечный вопрос русской интеллигенции; наряду с критикой дает четкие и однозначные рекомендации по изменению сложившейся ситуации.

Во-первых, следует прекратить возрастную дискриминацию и наделить ребенка правами, позволяющими ему достигать самореализации уже в юном возрасте, а не ждать покуда он пройдет навязанные извне круги инициации. «Многие люди школьного возраста больше знают о своих сообществах, чем социальные работники или советники. Конечно, они задают много бестактных вопросов и предлагают решения, угрожающие существованию бюрократии. Но им необходимо позволить – независимо от возраста – поставить свои знания и способности на службу подлинно народному правлению (с. 101).

Во-вторых, реформа образования должна быть направлена не на стуктурирование и рационализацию существующих практик вертикальной передачи некоторого пакета знаний, определяемого группой посторонних, зачастую незнакомых школьнику или студенту людей, а на коренное изменение способов и стратегий обучений. И. Иллич предлагает развивать системы поиска и обмена навыками между равными по статусу людьми. Тогда любой, обладающий знаниями и умениями, может стать педагогом. Если же он испытывает трудности в передаче имеющегося знания, то сам может обратиться за помощью к другому человеку. Педагогика как наука трансформируется из набора воспитательных и оценочных методик в техники поиска и обработки информации, структурирования образовательных данных таким образом, чтобы нахождение компетентного носителя дефицитного для пользователя навыка не вызывало значительных трудностей.

Современное общество уже технически готово для кардинального пересмотра своего базового института – школы. Однако для фактических шагов в этом направлении требуются серьезные политические решения, на которые никогда не пойдет элитарное сознание, привыкшее жить в рамках социального неравенства,. Как бы респектабельно оно не подавалось, в форме среднего класса или общества всеобщего достатка и благоденствия, допущение аскриптивных статусных позиций никогда не даст развиваться новым способам мышления, основанным на свободном обмене знаниями и навыками.

Казалось бы радикальные реформаторские амбиции И. Иллича, в действительности, покоились на продуманной консервативной позиции, этических принципах доиндустриального общества, неприятии модернизации, идеи прогресса и последующего за ним всеобщего отчуждения [Pitt, 1980, p. 278]. Не случайно Энтони Даниелс сравнивает И. Иллича с Жозефом де Местром [Daniels, 2003], чьи ортодоксальные взгляды не просто шокировали публику, а проходили поперек здравого смысла, разрушали основания существующего миропорядка, и одновременно воссоздавали прочный фундамент для преемственного и рационального в своей преемственности способа мышления [Дегтярева, 2003]. Естественным образом, это позволяет И. Илличу, ценившему интеллектуальные усилия превыше всего, хотя бы в идее перешагнуть индустриализацию, быть не просто предтечей, но глашатаем общества постмодерна, основной ценностью которого является радикальная демократия и свобода от каких-либо ограничений со стороны внешних, доминантных социальных структур.

Заключение

Шокирующие утверждения И. Иллича, граничащие с открытым бунтом и ниспровержением устоявшегося порядка, в 1970-х были восприняты с ожесточением и массированной критикой как в массовой печати [Brown, 1978; Richmond, 1976; Tait, 1978], так и академических изданиях [Lister, 1976; Locke, 1974], к концу века – они уже инкорпорированы институциональной средой, включены в образовательные программы, как один из возможных радикальных взглядов, допустимых в демократическом обществе [Шанин, 2006, с. 12].

К сожалению, пищеварительный процесс властных элит редко дает сбои. Он способен поглотить любые, самые радикальные утверждения, придав им лоск и статус государственной политики, толерантной и терпимой к любым проявлениям неповиновения. Через дискурс псевдотерпимости, поддерживаемый средствами массовой информации, мировые державы продолжают прямой путь к обнищанию человеческого я, его поглощению институциональными призраками прав на образование, медицину, свободу слова – всему тому, что в институциональной речи, приобретает противоположный смысл, заметить который возможно только через приложение личных усилий, через отказ следовать привычным само собой разумеющимся суждениям, укорененным в массовом сознании – оборотной стороне институционализированного насилия.

Только после обдуманного отказа от подобных позиций, можно реформировать материальные компоненты, поддерживающие существующий социальный порядок. В противном случае, все разговоры о плюрализме, демократии и свободе – не более чем риторические фигуры, призванные защищать античеловеческие, укорененные в насилии и отчуждении, практики. Насколько тяжело осознать бесперспективность колониального, имперско-просветительского мышления показывают как продолжающиеся дискуссии о, казалось бы, очевидных и вполне обоснованных демократических принципов, так и реальные политики, проводимые большинством современных государств.

Литература:

1. Дегтярева М.И. Жозеф де Местр и русская общественная мысль XIX века. Обзор монографий: Miquel B. Joseph de Maistre, un philosophe a la cour du tsar. Paris: Albin Michel, 2000. Joseph de Maistre's life, thought and influence: Selected studies / Ed. by R.A. Lebrun. Montreal: McGill-Queen's University Press, 2001 // Социологический журнал. 2003. № 3. С. 163-185.

2. Шанин Т. Иван Иллич – человек на все времена // Иллич И. Освобождение от школ. Пропорциональность и современный мир / Пер. с нем. М. Чередниченко, Пер. с англ. Ю. Турчаниновой, Э. Гусинского; Под ред. Т. Шанина. М.: Просвещение, 2006. С. 6-21.

3. Brown M.B. Working for the market // The Guardian. 26 January 1978.

4. Daniels A. Ivan Illich, 1926-2002 // The New Criterion. 2003. Vol. 21. No. 5. [Online] Data of access: 30.08.2006.

5. Lister T. De-Schooling. Cambridge: Cambridge University Press, 1976.

6. Locke S.M. Power and politics in the school system. London: Routledge & Kegan Paul, 1974.

7. Pitt D. Mr Illich's multiplier: The strange 'death' of the bureaucratic organization // British Journal of Sociology. 1980. Vol. 31. No. 2. P. 277-291.

8. Pitts J.P. [Rev] Pedagogy of the oppressed. By Paulo Freire. New York: Herder & Herder, 1970. Deschooling society. By Ivan Illich. New York: Evanson, 1971 // Journal of Black Studies. 1972. Vol. 3. No. 1. P. 11-116.

9. Richmond T. Simplicity's Savonarola // Sunday Telegraph Magazine. 5 December 1976.

10. Tait B. Ivan the terrible // The Scotsman. 4 February 1978.

Сноски:

Читайте также: