Технологическая карта части речи 3 класс школа россии

Обновлено: 02.07.2024

Познавательные : устанавливает причинно-следственные связи, делает умозаключения, выводы; выделяет существенные признаки, подводит по ним факты языка под понятия; классифицирует слова по заданным признакам, группирует их; обобщает и систематизирует материал.

Предметные : Пользуется освоенными признаками для определения части речи; выявляет принадлежность слова к той или иной части речи, разграничивает слова самостоятельных и служебных частей речи, понимает смысл разграничения, назначение и особенности употребления слов разных частей речи.

Использует все приобретённые орфографические умения в процессе письма

Обобщить знания о признаках, по которым определяются части речи;

Уметь определять, классифицировать части речи.

Организовать деятельность по обобщению знаний о частях речи

Различие в уровне подготовки детей к обобщению темы

Педагогические технологии:

ИКТ, здоровьесберегающая, проблемно-диалогическая

Структура и содержание занятия

Этапы урока

Деятельность

Деятельность

Задания каждого этапа

Используемые методы и приемы

Формы организации деятельности

I этап: Мотивационно - целевой

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы

Организует диалог с обучающимися, в ходе которого формулирует задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока

Подготовка к работе на уроке.

Решают проблемную ситуацию. Приходят к выводу, что слова нужно разделить по частям речи.

Формулируют тему урока.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Откройте тетради, отступите нужное количество строк. запишите число и классную работу.

- Найди в каждой строчке лишнее слово. Обоснуй свой выбор.
1) Берёза, пчела, лёгкий, малина.
2) Зелёная, сочная, свежая, растёт.
3) Думает, считает, ученик, знает.

- Кто готов назвать тему нашего урока? (Части речи).

- Что хотите узнать по теме урока?

(Какие части речи есть? Чем они отличаются друг от друга? Сколько частей речи в русском языке? )

- Зачем вам это знать? (Интересно, не знаем, хотим узнать).

ІІ этап: Реализация учебной деятельности, направленной на достижение поставленной обучающимися цели.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ДАТА 19.01.2022

Студент : Черкасова Юлиана Николаевна

Учитель: Жердева Наталья Юрьевна

Руководитель практики: Никитенко Татьяна Алексеевна

Тип урока: ОНЗ

Цель урока : расширение знаний о частях речи и их признаках, формирование представления о самостоятельных и служебных частях речи.

Задачи урока

Образовательные: углубить знания о частях речи и их признаках; познакомиться с самостоятельными и служебными частями речи.

Р азвивающие: развивать умение наблюдать, анализировать, синтезировать, сравнивать; формировать познавательную активность; обогащать словарный запас.

Воспитательные : воспитывать интерес к родному языку; формировать умение вести учебный диалог.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Деятельность

Деятельность

Обучающихся

Методы и приемы работы на

Планирование контроля, оценки, самооценивания, взаимооценивания

Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная,

Г -групповая)

интерактивное оборудование на каждом

Метапредметные

Мотивация к учебной деятельности (1-2 мин.).

Образовательные задачи этапа урока:

- Проверьте свою готовность к уроку. Все лишнее уберите со стола, необходимое отложите на край стола.

- Сегодня на уроке мы с вами попадем в кондитерскую, но необычную, а ту, где готовятся десерты, связанные с изучением русского языка! А что будет нашим главным десертом – узнаете на уроке.

- Откройте тетради. Отступите две строчки вниз от предыдущей записи, запишите сегодняшнее число – 19 января, Классная работа.

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку.

Открывают тетради. Записывают число, классная работа.

Словесные – беседа. Наглядные – демонстрация

Контроль в форме наблюдения за работой обучающихся

Определяет предметные рамки учебной деятельности

П – строит речевое высказывание в устной форме

Р – выделяет известные знания, определяет круг неизвестного.

К – включается в диалог с учителем и сверстниками

Проявляет мотивацию учебно-познава тельной деятельности и личностный смысл учения. Осуществляет самоопределение к деятельности.

2. Актуализация знаний (5 мин.).

МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ

- Положите тетради с наклоном, возьмите ручки в руки, сядьте правильно: выпрямите спины, поставьте на место ноги. Выполним минутку чистописания.

- Аккуратно, красиво перепишите сначала первую строчку в свою тетрадь, затем пропишите остальные.

- Какой частью речи является каждое из записанных слов?

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

- Выполним словарную работу. Сейчас вы запишите слова под мою диктовку. Один ученик у доски, остальные в тетрадях.

(Вызываю одного ученика к доске)

Слова:

Воробей, кинофильм, чувствовать, Россия, понедельник, интересный, январь, сверкать, горячий.

- Проверьте все ли слова на доске записаны правильно.

- Какие из записанных слов являются именами существительными/ именами прилагательными/ глаголами?

- Ребята, что мы сейчас с вами называли?

- Предположите тему сегодняшнего урока.

- На основе темы, сформулируйте цель урока.

- Сформулируйте задачи урока.

Выполняют минутку чистописания:


- Ужин, хлеб, ёж, орехи – им.сущ.

Хороший, жаркий – им. прил.

Записывают слова под диктовку.

Выполняют взаимопроверку ученика у доски.

Имена существительные : воробей, кинофильм, Россия, понедельник, январь.

Имена прилагательные: интересный, горячий.

Глаголы: чувствовать, сверкать.

Формулируют цель урока: расширение знаний о частях речи и их признаках, формирование представления о самостоятельных и служебных частях речи.

Формулируют задачи урока:

1) вспомнить, что такое части речи и чем они различаются между собой.

2) познакомиться с новыми частями речи

3) узнать, что такое самостоятельные и служебные части речи.

Словесные методы – беседа с целью актуализации знаний. Наглядные – демонстрация, проблемно-поисковый метод.

Контроль в форме наблюдения за индивидуальной работой обучающихся, взаимопроверка, взаимооценивание

Проводит минутку чистописания, знает словарные слова Формулирует тему, цель и задачи урока

П – осознанно строят речевое высказывание в устной и письменной форме. Р – планируют своё высказывание К – включаются в диалог с учителем и сверстниками; формулирую ответы на вопросы, осуществляют само и взаимоконтрол

Проявляет внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебной деятельности. Способность к сотрудничеству и бесконфликтному поведению.

3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания (15-18 мин.).

Образовательные задачи этапа урока:

1) осуществить пробное учебное действие; 2) сформировать тему урока и задачи учебной деятельности; 3) организовать подводящий или направляющий диалог, направленный на построение нового учебного содержания.

Фронтальная беседа

- Приступим к выполнению 1 задачи.

- Откройте учебник на с. 144. Прочитайте задание.

- Ребята, какое задание выполнял Никита?

- Что он перепутал? Устно исправьте ошибки.

- Выполним упражнение 1 на с.144

- Прочитайте группы слов. В каждой найдите лишнее слово. Запишите получившиеся группы слов.


- Что объединяет слова каждой группы? На какой вопрос они отвечают и что называют?

- Прочитайте правило на с. 148

- Опираясь на правило, ответьте на вопросы:

- Что такое части речи?

- Какими признаками обладает имя существительное?

- С какой задачей урока мы справились?

- Как звучит 2 задача урока?

- Для решения это задачи поработаем в парах.

Работа в парах

- Вспомните правила работы в парах.

Название предмета

Признак предмета

(какой? какая? какое? какие?)

Действие предмета (что делать? что сделать?

По, улица, мчаться, быстрый, автомобиль, у, краб, десять, нога, хорошо, иметь, друг, на, небо, светить, яркий, солнце, Вера, быстро, выполнить, задание.

- Почему не все было записано вами в столбики?

- Составьте предложения из слов каждой строчки. Будут ли участвовать в предложениях слова, которые не записаны в таблицу?

- Прочитайте правило на с. 145

- О каких частях речи упоминается в правиле?

- Какую задачу урока мы решили?

Открывают учебник, читают задание:


- Никита выполнял задание учителя, в котором необходимо было написать признаки частей речи.

- Признак предмета – какой? какая? какое? какие? – имя прилагательное.

Название предмета – кто? что? – имя существительное.

Действие предмета – что делать? что сделать? – глагол.

Выполняют упражнение 1.

1) Москва, осень, дождь, ребенок, дерево, дятел, лететь.

2) Красивый, широкое, гибкий, гербарий, быстрые, городской, деревянный.

3) Прибежать, рисовали, письмо, читать, напишет, пел.

- Первая группа отвечает на вопросы кто? что? И обозначает название предмета.

Вторая группа отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? И обозначает признак предмета.

Третья группа отвечает на вопросы что делать? что сделать? что делали? что сделает? что делал? и обозначает действие предмета.

Читают правило:


- Части речи – это такие группы слов, которые имеют общие признаки.

- Например. Имена существительные обозначают предмет, относятся к одному из трех родов, изменяются по числам и падежам, в предложении чаще всего бывают подлежащим или дополнением.

- Мы справились с первой задачей урока – вспомнили, что такое части речи и чем они различаются между собой.

- Познакомиться с новыми частями речи

1) Работать должны оба

2) Один говорит, другой слушает

3) Свое несогласие высказывать вежливо

Выполняют задание в парах.

Название предмета

Признак предмета

(какой? какая? какое? какие?)

Действие предмета (что делать? что сделать?

Улица, автомобиль, краб, нога, друг, небо, солнце, Вера, задание.

Мчаться, иметь, светить, выполнить

- Потому что остальное не является ни одной из приведенных частей речи.

- По улице мчится быстрый автомобиль. У краба десять ног. На небе светит яркое солнце. Вера быстро выполнила задание.

Читают правило:


- Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие, предлог, союз, частица, междометие.

- Мы решили вторую задачу – познакомились с новыми частями речи.

Словесные методы: беседа

Фронтальный контроль, контроль за выполнением заданий отдельных учеников.

Компьютер, презентация, учебник

Знает, что такое части речи и чем они различаются

Умеет работать в парах

П –осуществляет формулирование познавательной цели, выделен ие информации, выполняют анализ и синтез построение логической цепи рассуждений, выведение следствий. Р – осуществляет целеполагание, планирует учебную деятельность, прогнозирует, контролирует, осуществляет волевую саморегуляцию. К - строит монологическое и диалогическое высказывание.

Осознание необходимости безопасного поведения.

Образовательная задача этапа урока: зафиксировать изученное содержание во внешней речи.

- Ребята, как звучит 3 задача урока?

- Вот мы и попали в кондитерскую и наступило время узнать о главном десерте нашего кондитера.

- Внимательно рассмотрите схему с тортом.


- Что написано на салфетках, на которых лежит торт?

- Все части речи делятся на два вида – самостоятельные и служебные

- С какими частями речи вы уже знакомы?

- Какие кусочки с названиями частей речи лежат на стороне фиолетовой салфетки?

- Названные части речи относятся к самостоятельным.

- Какие кусочки с названиями частей речи лежат на стороне зеленой салфетки?

- Это служебные части речи.

- Из скольких слов состоит наш торт?

- О чем говорит 1 слой?

- Что показывает 2 слой?

- Что обозначает 3 слой?

- 4 слой в нашем торте что нам показывает?

- Почему в служебных частях речи отсутствует 2 и 4 слой?

Работа в группах

- Вспомните правила работы в группах.

(Разделяю обучающихся на 3 группы)

- У вас на столах лежат карточки. Ваша задача заполнить пропуски, пользуясь изученной схемой.

Имя существительное - это ________________, которая обозначает __________ и отвечает на вопросы _____________. В предложении является __________________________.

Имя прилагательное - это ______________, которая обозначает __________ и отвечает на вопросы _____________. В предложении является ________________________.

Глагол – это ______________________, которая обозначает __________ и отвечает на вопросы _____________. В предложении является ___________.

Имя числительное - это ___________________, которая обозначает __________ и отвечает на вопросы _____________. В предложении является ________________________.

Местоимение - это __________________, которая обозначает __________ и отвечает на вопросы _____________. В предложении является ________________________.

Наречие - это ___________________, которая обозначает __________ и отвечает на вопросы _____________. В предложении является ________________________.

- Назовите служебные части речи.

- Какую задачу урока мы решили?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Части речи назовём,
И немножко отдохнём.
Называть части речи будем движениями:

Имя существительное – руки в стороны

Имя прилагательное – присесть;

Письмо, письменный, писать, гибкость, гибкий, загибать, рисовать, рисунок, яркий, пробежать, пробежка, жаркий.

- Узнать, что такое самостоятельные и служебные части речи.

Рассматривают схему с тортом.

- Имя существительное, имя прилагательное, глагол

- Имя существительное, имя прилагательное, числительное, местоимение, наречие, глагол.

- Союз, предлог, частица, междометие.

- Что обозначает часть речи

- На какие вопросы отвечает часть речи

- Какие признаки имеет часть речи

- Чем в предложении является представленная часть речи

- Служебные части речи не имеют вопроса и не являются никаким членом предложения.

1) Работать должен каждый на общий результат

2) Не перебивать друг друга

3) Уважать мнение друг друга

4) Если не понял, переспроси

Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? В предложении является подлежащим, дополнением.

Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? В предложении является определением.

Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? В предложении является сказуемым.

Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество, порядок при счете и отвечает на вопросы сколько? какой? какая? какое? какие? В предложении является подлежащим, дополнением, определением.

Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и признак предмета и отвечает на вопросы кто? что? какой? сколько? В предложении является подлежащим, определением, дополнением.

Наречие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия или другого признака и отвечает на вопросы как? когда? где? почему? В предложении является обстоятельством.

- Союз, предлог, частица, междометие

- Мы решили последнюю задачу урока – узнали, что такое самостоятельные и служебные части речи.

Выполняют физкульминутку.

Словесные – беседа Наглядные – демонстрация, Практические -упражнение

фронтальный контроль, контроль за отдельными обучающимися

Компьютер, презентация, учебник, карточки с заданиями

Знает о самостоятельных и служебных частях речи

Умеет работать в парах

П - находит и читает информацию, представленную разными способами. Осуществляет мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение

-прогнозирует, контролирует, осуществляет волевую саморегуляцию. К - строит монологическое и диалогическое высказывание. Взаимодействует со сверстником в рамках работы в парх

Самоопределяется к учебной деятельности.

5. Самостоятельная работа с самопроверкой (5 мин.).

Образовательная задача этапа: проверить и оценить своё умение применять новое учебное содержание в базовых условиях на основе эталона

-Сейчас вы выполните самостоятельную работу.

1. Что обозначает имя существительное?

а) предмет б) признак предмета

в) действие предмета

2. Что обозначает имя прилагательное?

а) предмет б) признак предмета

в) действие предмета

3. Что обозначает глагол?

а) предмет б) признак предмета

в) действие предмета

4. Из данных слов выбери имена существительные.

а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет

5. Из данных слов выбери имена прилагательные.

а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет

6. Из данных слов выбери глаголы.

а) светлый, добрый б) бегать, играть

- Первые 3 ученика, справившиеся с заданием, сдают листы на проверку и получают отметку.

-Вы должны закончить работу. Обменяйтесь с соседом по парте и выполните взаимопроверку по эталону.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивать, орфографическую зоркость, внимание, память, чувство языка, интерес к русскому языку, формировать знания о синтаксисе, развивать умение строить предложения, обогащать словарный запас учащихся, развивать умение осуществлять взаимопроверку.

Воспитывать культуру речи.

Планируемые результаты:

Метапредметные :

Эмоционально-ценностное отношение к проблеме;

осознание собственных достижений при освоении учебной темы.

Познавательные УУД:

Регулятивные:

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

соотносить учебные действия с известным алгоритмом;

— выполнять учебное действие в соответствии с планом;

— выполнять учебное задание с взаимопроверкой.

Коммуникативные:

формулировать понятное для партнёра высказывание, используя термины;

— согласовывать позиции и находить общее решение;

— адекватно использовать речевые средства для представления результата.

– рассказывать о морфологических признаках частей речи: имени существительного, имени прилагательного, глагола

— определять отличительные особенности частей речи и обосновывать своё мнение;

— строить предложения со словами — различными частями речи, отвечающими на заданные вопросы;

— определять способ написания предлогов и приставок и обосновывать своё мнение;

Основные понятия

Часть речи, имя существительно, имя прилагательное, глагол, предлог

Межпредметные связи

Деятельность

I.Самоопределение к деятельности.

Приветствие детей. Проверка готовности к уроку.

Приветствие учителя. Организация рабочего места.

II. Постановка учебной задачи.

Помидор, тетрадь, зеленый, учиться, помогать, красивый, аллея, аккуратный, ручка.

Распределите слова по группам. Как нам это сделать?

- Значит, нам надо найти условие (что-то общее), по которому можно разбить слова на группы.

/Затруднение. Проблема. / (Как разбить слова на группы?)

На какие группы вы разбили слова? (устная проверка)

Что помогло вам распределить слова на группы? (задавали вопросы)

На какие вопросы отвечают слова каждой из групп? Кто помнит, как называется каждая группа, к которым вы отнесли эти слова? (имя существительное, имя прилагательное, глагол)

- Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить на уроке? (о частях речи)

- Правильно, тема нашего сегодняшнего урока: “Части речи”.

Тогда цель нашего сегодняшнего урока?

(Научиться определять части речи) И прямо сейчас мы займёмся этим.

Учащиеся распределяют слова по группам на интерактивной доске.

Отвечают на вопросы.

Проверяют правильность разбивки слов, формулируют тему урока, определяют цель урока.

III. Открытие новых знаний

Физкультминутка

Как правильно определить часть речи?

2. Орфографическая минутка.

- Запишите, пожалуйста, слова в тетрадях:

ребята из 1 ряда – имена существительные;

ребята из 2 ряда - имена прилагательные;

ребята из 3 ряда – глаголы.

Медведь, съела, вкусный, жить, березки, чистый.

Ребята, какие орфографические правила вы видите в этих словах? Молодцы!

3. Создание проблемной ситуации.

Составьте текст, используя слова только своей части речи.

- Можно ли составить текст, используя только слова своей части речи? Почему?

- Что обозначают имена существительные? (они называют предметы)

- На какие вопросы они отвечают? (Кто? Что?)

Имя существительное – самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. Первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке. По наблюдениям ученых, существительное появилось в речи в числе самых первых слов. И это вполне понятно. Человек с рождения жадно смотрит на мир и пытается назвать все то, что его окружает.

Выведите правило об имени существительном.

- Что обозначают имена прилагательные? (они обозначают признак предмета)

- На какие вопросы отвечают? (Какой? Какая? Какое? Какие?)

- Как вы думаете, для чего нужны имена прилагательные в нашей речи? (они уточняют смысл слов, они украшают нашу речь, делают ее богатой)

Выведите правило об имени прилагательном.

- Что обозначают глаголы? (действие предмета)

- На какие вопросы отвечают? (Что делать? Что сделать?)

Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает расскажет:
Чертит, пишет иль поет,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам глагол!

Выведите правило о глаголах.

4. Физкультминутка для глаз

5. Работа в парах. Составление текста.

Теперь вы понимаете, как важны все эти части речи. – Что же нужно сделать для того, что бы у нас получился текст? (использовать все части речи). Попробуйте составить текст, работая в парах.

Чтение и запись наиболее удачных предложений в тетрадях

Примерный образец текста:

Наступила долгожданная зима. Она нарядила землю белоснежным покрывалом. Мороз расписал окна красивыми узорами. Радостные ребятишки катаются с горки на санках и кидаются снежками. Они вылепили веселого снеговика.

- Какие еще слова нам пришлось использовать при составлении предложений? (предлоги и союзы)

- Назовите их (с, на, и)

- Попробуйте задать к ним вопросы. Что они обозначают?

Все правильно, эти слова ничего не обозначают и вопросы к ним задать нельзя. Они не могут существовать сами по себе, т. е. самостоятельно. В русском языке много частей речи. Все они делятся на 2 большие группы – самостоятельные части речи и служебные. Имена существительные, имена прилагательные, глаголы, местоимения, наречия - это самостоятельные части речи. А предлоги и союзы относятся к служебным частям речи и служат для связи слов в предложении.

А сейчас ребята отдохнём и поиграем.

Встали, вышли из-за парт.

Если я буду называть имя существительное, вы встаёте, поднимаете руки наверх, если имя прилагательное, показываете волну руками, если называю глагол, вы приседаете.

Слова для игры: нарядить, ёлка, красивая, белоснежный, пила, печь

- Кто из вас был внимательным и запомнил, сколько слов я назвала? (6) – А сколько среди них было глаголов? - Какие слова вызвали у вас сомнения?

7. Проблемная ситуация

Даны слова: печь, пила.

- Какими частями речи являются данные слова? Докажите.

- Придумайте в группах по 2 предложения, чтобы каждое из этих слов являлось разными частями речи? Аргументируйте.

Решают проблему, записывают слова в тетрадях, определяют орфограммы в словах.


существительных. Углубить знания об именах собственных, совершенствование

навыков правописания заглавной буквы в именах собственных.

Задачи урока:

Образовательные: познакомить с признаками частей речи ; учить различать имена существительные, имена прилагательные, глаголы, употреблять их в речи.

Содержимое разработки

Тема: части речи

Тип урока: ОНЗ

существительных. Углубить знания об именах собственных, совершенствование

навыков правописания заглавной буквы в именах собственных.

Задачи урока:

Образовательные: познакомить с признаками частей речи ; учить различать имена существительные, имена прилагательные, глаголы, употреблять их в речи .

Развивающие: развивать внимание, память, логические операции мышления: анализ, синтез, сравнение; классификация; развивать связную речь, орфографическую зоркость, каллиграфические умения; расширять кругозор.

Воспитательные: воспитывать интерес к изучению русскому языку; положительную мотивацию к процессу обучения; воспитывать уважительное отношение к одноклассникам; самостоятельность, личную ответственность, дисциплинированность.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:

ПРЕДМЕТНЫЕ: знают признаки частей речи; употребляют в речи имя существительное, имя прилагательное, глагол; различают имя существительное, имя прилагательное, глагол.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: осуществляют поиск и выделение необходимой информации;

строят речевые высказывания в устной и письменной форме; строят логические цепи рассуждений и их доказательство.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ: умеют планировать, прогнозировать, контролировать и оценивать свою деятельность, принимают и сохраняют учебную задачу.

КОММУНИКАТИВНЫЕ: осуществляют инициативное сотрудничество в поиске и

сборе информации с учителем, умеют слушать собеседника и вести диалог.

ЛИЧНОСТНЫЕ: имеют начальные представления о самостоятельности и личной ответственности; проявляют учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

Мотивация к учебной деятельности.

- Откройте рабочие тетради. Запишите

число, классная работа.

-Не забываем о правильной посадке.

- Ребята, я хотела бы начать урок с очень интересной пословицы.

«Язык до Киева доведет .

-Скажите, как вы понимаете эту

- Чтобы люди вас поняли , нужно правильно выражать свои мысли , а для этого нужно знать свой родной язык.

-Вот и сегодня мы получим новые знания и раскроем некоторые тайны родного языка.

- Приветствуют учителя.

-Записывают число, классная работа.

- Расспрашивая людей, можно добраться куда угодно.

-Воспринимают

2. Актуализация знаний.

- Язык -многозначное слово, с одной стороны, это звуки, слова, предложения, из которых строится наша речь, а с другой стороны, язык - это орган у нас во рту, с помощью которого мы говорим.

Чистописание:

- начнём с чистописания. Сегодня мы с вами на уроке пропишем букву я и сочетания с этой буквой.

- Прописываем букву, пишите эту букву, не забывайте о наклонах, соединениях. Обратите внимание на правильное выполнение нижнего соединения.

- Прописываем слова с этой буквой.

ягода язык январь яблоко

- Выделите в данных словах орфограммы.

- Сделаем транскрипцию слова язык.

- У доски один человек делает транскрипцию.

-Буква я обозначает два звука й и а.

- Придумайте с любым из слов предложение.

- А сейчас мы запишем с вами мое предложение.

- Один ученик у доски.

Запись предложения с комментированием.

- Разберем предложение по членам предложения.

- Предположения детей. Язык - многозначное слово, с одной стороны это язык , на котором мы говорим , а с другой стороны язык - это орган , с помощью которого мы говорим.

- Прописывают.

-Правильная посадка, правильно держать ручку, наклон, размер букв, письмо по строке, ни над ним, ни под строкой.

- Прописывают.

Ягода- ударение падает на 1 слог я , безударные гласные о и а. Язык- ударение падает на 2 слог зык, безударная гласная я . Январь — ударение падает на второй слог варь , безударная гласная я , мягкий знак на конце слова. Яблоко- ударение падаетт на первый слог яб, безударные гласные о, непроизносимая парная согласная б.

- Придумывают.

- Записывают , один ученик у доски.

Лес в январе напоминает снежную сказку.

-Находят главные члены и подчеркивают их.

- О ком ?о чем ? говорится в предложении о лесе, в предложение слов лес является подлежащим , подчеркиваем одной чертой. Лес что делает? напоминает, в предложении слово напоминает является сказуемое , подчеркиваем двумя чертами.

3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.

-Ребята, мы с вами знаем, на какие группы делятся звуки. А слова тоже делятся на группы?

-Сегодня об этом вы узнаете что-то новое.

- На доске смешаны слова , написанные на карточках. ( лес, снежинка, солнышко, темный, легкое , яркое, зеленеет , падает , светит)

- Распределите слова по столбикам.

- По какому признаку слова распределены в три столбика?

- Итак, у нас получились группы слов, которые мы распределили в три столбика по вопросам.( слайд 1)

- А что же обозначают эти слова?( слайд 2)

- У нас появились три группы, а как же эти группы называются? ( слайд 3)

- У нас получилась таблица частей речи .

- Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке?

-Будем учиться определять и различать слова разных частей речи.

- Вот та же самая таблица у нас есть в учебнике , откройте учебники на странице 41, рассмотрите и сравните её с нашей.

- Так какие же части речи вы теперь знаете?

- Что обозначает имя существительное?

- На какие вопросы отвечает имя существительное?

- Что можно сказать об имени прилагательном?

- Какая часть речи обозначает действие предмета?

- На какие вопросы отвечает глагол?

- Распределяют ( два человека у доски )

- По вопросам. В первом столбике слова отвечают на вопрос что ?, во втором столбике-слова отвечают на вопрос какой ?, в третьем столбике- на вопрос что делать?

- Воспринимают.

Что? Какой? Что делает?

Лес Темный Зеленеет

Снежинка Легкое Падают

Солнышко Яркая Светил

- Предмет , признак предмета , действие предмета.

- Имя существительное, имя прилагательное, глагол.

- Рассматривают и сравнивают.

- Углубить знания о имени существительном, имени прилагательном, глаголе.

Задачи: формировать понятие о имени существительном , имени прилагательном, глаголе; учить различать эти части речи.

- Имя существительное, имя прилагательное, глагол.

- Обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?, какая? , какое?, какие?

- Действие предмета.

- Что делать ? Что сделать?

4. Первичное закрепление во внешней речи.

-Теперь закрепим ваши знания о частях речи.

-Найдите в учебнике упражнение 70 .

- Прочитайте слова самостоятельно.

- Из какой сказки эти слова? Кто её написал?

- Пользуясь схемой, изучите каждую группу слов .

- К каким частям речи можно отнести эти слова 1, 2, 3, 4 группы? Докажите.

- По каким признакам вы определили каждую часть речи?

- А сейчас мы с вами напишем распределительный диктант , я буду называть слова , а вы будите распределять их по столбикам: сущ., прил., гл.

( море, мяч, солнечный, яркий, греет, с петь)

- Ученики по цепочке выходят к доске.

Физкультминутка

- Сказка о рыбаке и рыбке. Автор А.С. Пушкин.

- Имена существительные, имена прилагательные, глаголы.

- Распределяют.

- Им.сущ.- старик, старуха, море, землянка, рыба , пряжа, невод, трава, рыбка. Им.прил.- ветхая, синее, морская, золотая. Гл.- жили, ловил, пряла, закинул, пришел.

- По вопросам и значению .

- Сущ. Прил. Гл.

Море Солнечный Греет

Мяч Яркий С петь

5. Самостоятельная работа с самопроверкой.

- Найдите в учебнике упражнение 72.

- Прочитайте данные предложения.

- Запишите предложения по вариантам , первый вариант — первое предложение из ст-я Рубцова, второй вариант — второе предложение из ст-я Бунина.

- В первом и во втором предложениях определите части речи выделенных слов. Надпишите их. (Показывает, как сократить)

-Выполним взаимопроверку. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте .

- Сравните с эталоном на доске. ( слайд 4)

- Записывают.1 вариант — Светлыми звездами нежно украшена тихая зимняя ночь.

2 вариант — Точно сквозь серебро кружевное, полный месяц глядит с небосклона.

- 1 вариант- Тихая — прил-ое. Зимняя — прил-ое. Ночь — сущ-ое. 2 вариант - Серебро- сущ-ое. Гружевное- прил-ое. Глядит — гл.

- Выполняют взаимопроверку.

прил. Прил. Сущ.

тихая зимняя ночь

сущ. Прил. гл.

серебро кружевное глядит

6. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

- Предлагается картинка, и по этой картинке нужно назвать слова разных частей речи.

- Работают в парах, каждая пара находят на картинке слова с разными частями речи и доказывают , пользуясь знанием признаком частей речи.

- Составьте предложения с названными словами.

- Находят слова, доказывают, пользуясь знанием признаков частей речи.

Солнце , светит, летит, катится ,гриб , желтый , красивый и т. д.

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

-Что сегодня нового узнали на уроке?

- Какие части речи мы изучали?

- Кто доволен своей работой?

-Какие трудности у вас возникли?

- Кто считает, что он мог поработать

- Что вы теперь сможете сделать?

-Домашнее задание:

Учебник упр. 71 (с.42)

-Части речи. Имя существительное, имя прилагательное, глагол. Признаки этих частей речи.

Читайте также: