Использование техники изонить в практике детского сада

Обновлено: 02.07.2024

Я разработала авторскую программу по дополнительному образованию по технике изонити для дошкольников 6-7 лет. Программа направлена – на использование новых технологий по развитию творческих способностей у детей. Она включает в себя не только обучение повышению, но и создание индивидуальных коллективных работ.

Именно на занятии по технике изонити – у детей развивается любознательность к различным сферам бытия, миру людей, природы, предметному миру. Занятия позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы и приобрести умения, осуществляя свою продуктивную деятельность.

У детей, занимающихся по данной программе, хорошо развита мелкая моторика пальцев рук, сенсорное восприятие, глазомер, память, внимание, логическое мышление, воображение, волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца), художественные способности и эстетический вкус.

Чтобы дети научились технике вышивания, поставила перед собой цель: художественно-эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники изонити, как художественного способа вышивания на картоне, самореализация детей в своем творчестве.

Для достижения цели я поставила перед собой следующие задачи:

формировать и совершенствовать трудовые навыки детей;
совершенствовать объяснительную и доказательную речь детей.

Работу веду в кружке 1 раз в неделю, во второй половине дня. Длительность занятия 30 минут.

Разработала цикл занятий, который разделила на 2 раздела:
углы;
окружности.

Научиться изображать в технике изонити различные углы легче, чем окружности, поэтому - начинаю занятия именно с изображений углов. Сначала учу детей изображать один угол, затем композицию из двух и трех отдельных углов. Постепенно, когда навык выполнения углов, становится устойчивым, усложняю задания. Дети знакомятся с двумя смежными углами, тремя и четырьмя углами, имеющими одну общую вершину, осваивают выполнение этих углов в технике изонити. При этом расстояние между отверстиями на сторонах углов уменьшается до 0,5 см.

Дети должны хорошо усвоить на этом этапе знакомства с техникой изонити, что количество отверстий на обеих сторонах углов, должно быть одинаковым, откуда бы ни начинался отсчет.

На первом этапе постепенно подвожу детей к умению самостоятельно рассматривать и анализировать образец. Это очень важно, для развития творческого мышления ребенка.

После того, как дети научились самостоятельно и безошибочно заполнять углы геометрических фигур пересечением и переплетением ниточного дизайна на цветном картоне, перехожу ко второму разделу – окружности.

Учу детей различать лицевую, изнаночную сторону изделия, чем они отличаются. Знакомлю их с хордой и ее длиной, направлением.

На занятиях широко применяю игровые приемы, сюжетные моменты, загадки, этюды и т.д.. В процессе обучения использую методы:

Благодаря целенаправленному систематическому планированию занятий и продуктивной творческой деятельности к концу года дети умеют:

самостоятельно наносить одинаковое количество отверстий по обеим сторонам данного изделия по шаблону, на глаз;
вышивать изделия острого, прямого, тупого угла;
работать с необходимыми инструментами в процессе продуктивной деятельности;
выполнять узелок, заполнять закрепку, подобрать необходимый тон цветной нити для данного вида труда;
знают и умеют выполнять ажурный рисунок ниточного дизайна угла и окружности (объединяя части в общую композицию);
выполнить сюжетные композиции по разным сказкам;
свободно общаться в группе, осуществляют взаимоподдержку, взаимопомощь.

Результаты нашей продуктивной творческой деятельности детей видны на стендах (оформление лестничных площадок в ДОУ, выставки детских работ, выполненных в технике ниточного дизайна ко Дню открытых дверей для воспитанников, коллег, родителей).

Диагностика результатов освоения программы на конец учебного года показала, что 80% детей усвоили программный материал с высоким уровнем, а 20% - со средним. При этом оценивались следующие умения детей:

I полугодие - умение сделать изделие, следя за показом педагога, слушая устные пояснения.

II полугодие - умение сделать несложные и сложные изделия самостоятельно по схеме – образцу.

Высокий уровень: ребенок выполняет работу самостоятельно; изделие отличается ярко выраженной индивидуальностью.

Средний уровень: ребенок делает работу с помощью взрослого; изделие соответствует общему уровню группы.
Низкий уровень: ребенок не может выполнить работу сам; изделие выполнено на недостаточном уровне.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

hello_html_378bb181.jpg

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОДА НОВОСИБИРСКА

«ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ

Практическое пособие

для работы с детьми дошкольного возраста

Митичкина Ольга Юрьевна

Педагог дополнительного образования

Высшей квалификационной категории

Новосибирск 2017

Предисловие

Изонить – это рисунок нитями, натянутыми в определенном порядке на твердом фоне. Достоинство данного вида вышивки в том, что изображение выполняется довольно быстро и аккуратно с первого раза, да и фантазии есть, где разгуляться. Этот увлекательный вид рукоделия доступен и интересен детям любого возраста.

Работа в технике изонить развивает у детей наглядно-образное и логическое мышление, творческое воображение, память, точность движения пальцев рук; развивается творческий потенциал ребенка. В ходе работы необходимо запоминать этапы, приемы и способы натяжения нитей, что стимулирует, совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда. Расширяется круг знаний, повышается интерес к культуре декоративно-прикладного искусства. Изонить расширяет представление детей об окружающем мире, учит их внимательно вглядываться в различные предметы, видеть конструктивные части, сохранять целостность восприятия при создании геометрического узора.

Техника изонить требует ловких действий, следовательно, способствует развитию мелкой моторики, что в свою очередь благотворно влияет на речевые зоны коры головного мозга. В процессе систематического труда рука приобретает уверенность, точность.

Работы в технике изонить способствуют формированию таких качеств, как настойчивость, умение доводить начатое дело до конца, воспитывает аккуратность, усидчивость, т.е. способствует развитию личности ребенка.

Работы в технике изонить привлекают детей своими результатами. Ребята испытывают радость от сделанной своими руками картинки, закладки, панно. Не меньшее удовольствие доставляет изготовление подарков для друзей, взрослых.

Цель обучения - развитие ручной умелости, образного и пространственного мышления.

Ознакомление с инструментами и материалами, необходимыми в работе;

Обучение правилам техники безопасности;

Формирование общих понятий: стежок (длинный, короткий), лицевая и изнаночная сторона картона;

Знакомства с техникой выполнение угла, дуги и окружности (только диаметром);

Формирование понятия о плоскостном моделировании;

Знакомство с геометрическими понятиями: угол, вершина угла, стороны угла, тупой (прямой, острый) угол, общие (смежные) стороны, окружность, центр окружности, диаметр;

Совершенствование количественного и порядкового счета;

Обучение анализу образцов и схем;

Развитие координации движений рук, глазомера;

Развитие художественных способностей и эстетического вкуса.

Содержание занятий

Теоретическая часть:

Знакомство с техникой безопасности при работе с основными инструментами: игла, ножницы, шило (правила техники безопасности напоминаются на каждом занятии, для формирования осознанного их выполнения).

Знакомство и запоминание, в ходе практической работы, условных обозначений. (Арабские цифры, проставленные в определенной последовательности; стрелки, указывающие направление перемещения; тонкие линии внутри окружности, дуг или замкнутого контура, определяющие длину стежка).

Знакомство с геометрическими понятиями: угол (острый, прямой, тупой), вершина угла, сторона угла, окружность, центр окружности, диаметр, овал.

Практическая часть:

Ознакомление с основными приемами техники изонить: заполнение угла, заполнение окружности (стежок равен диаметру).

Ориентировка на плоскости: вверху, внизу, слева, справа, посередине, внутри, по краю.

Знакомство с техникой заполнения угла:

Заполнение фигур, в основе которых лежит угол. Формировать умение последовательно выполнять работу (работа над эскизом; нанесение разметки и условных обозначений; работа с шилом или усиленной кнопкой; заполнение фигур нитью).

Знакомство с техникой заполнения окружности:

Начертить произвольную окружность с помощью фигурной линейки с окружностями разного диаметра. Разделить окружность на равные части. В местах разметки сделать проколы. Стрелкой указать направление прошивания и пронумеровать отверстия. Приготовить иголку с ниткой. Ввести иголку с ниткой в точку 1 и заполнить окружность по предлагаемой схеме.

Заполнение фигур, в основе которых лежит окружность. Выполнение изображений, содержащих в себе базовые формы круга: цыплята, одуванчик и т. д.

Выполнение сюжетного изображения, содержащего в себе круги и углы: бабочка, заяц, пальмы, рыбы, парусники и т. д.

Знакомство с техникой заполнения овала, дуги или замкнутого контура (основа – заполнение окружности).

Работа с цветовой гаммой. Подбор цвета нити к фону по сочетанию или контрасту, выбор нити по толщине.

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Харланова Наталья Викторовна

Населенный пункт: Тюменская область, г. Ноябрьск

Поэтому развитие мелкой моторики, как одного из факторов, влияющих на развитие речи, познавательной, эмоциональной сфер, подготовки руки к письму приобретает всё большую актуальность.

Развивая мелкую моторику пальцев, мы воздействуем на внутренние органы человека. Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервнопсихического развития ребёнка является развитие руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики. По умелости детских рук специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и её мозга. На руке находятся биологически активные точки нашего организма.

Уровень развития речи детей находится в зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму. Развиваем мелкую моторику у дошкольников рук - развиваем и языковой аппарат.

Сказанное позволяет выдвинуть в качестве актуальной проблему использования в работе с детьми интересных, современных, нетрадиционных технологий развития мелкой моторики, в частности, использования нетрадиционной техники изонить.

Цель проекта: формирование у детей навыка работы с иглой, развитие мелкой моторики рук ребенка средством нетрадиционной техники - изонить, внедрение ее в воспитательно-образовательный процесс.

В соответствии с целью, предметом, выдвинутой гипотезой, сформулированы следующие задачи педагогического проекта.

Изонить - очень интересная техника, напоминающая вышивание. Она привлекает простотой исполнения и оригинальностью и заключается в создании художественного образа путем пересечения цветных нитей на картоне.

Почему меня заинтересовала эта техника? Во-первых, использование новых интересных техник изображения в работе с воспитанниками. Во - вторых, работа в технике изонить развивает у детей наглядно-образное и логическое мышление, творческое воображение, память, точность движения пальцев рук; развивается творческий потенциал ребенка. В ходе работы необходимо запоминать этапы, приемы и способы натяжения нитей, что совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда. Расширяет круг знаний; повышает интерес к культуре декоративно-прикладного искусства. Изонить расширяет представление воспитанников об окружающем мире, учит их внимательно вглядываться в различные предметы, видеть конструктивные части, сохранять целостность восприятия при создании геометрического узора. И, важно, что данный вид деятельности позволяет расширять знания детей, полученные в ходе непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений, изобразительной деятельности и т.д.

Изонить привлекает детей своими результатами. Воспитанники испытывают радость от сделанной своими руками картинки, закладки, панно. Не меньшее удовольствие доставляет изготовление подарков для друзей, взрослых. Техника изонить требует ловких действий, следовательно, способствует развитию мелкой моторики, что в свою очередь благотворно влияет на речевые зоны коры головного мозга. В процессе систематического труда рука приобретает уверенность, оттачивается точность.

Новизна этой программы заключается в том, что ни одна программа дошкольного образования не использует изонить для развития у ребенка математических представлений, речи, мелкой моторики, абстрактного мышления.

Педагогическая целесообразность разработки данной программы заключается в идее использования изонити - одного из видов прикладного искусства, как эффективного средства при подготовке ребенка к школе, в плане развития его умственных, ручных, творческих, коммуникативных способностей.

Предлагается использовать такую форму работы, как совместная деятельность. В совместной деятельности дети с удовольствием целенаправленно общаются, помогают друг другу.

В программе обучения материал излагается от простого к более сложному, от теоретических знаний - к практическому применению. Для более одаренных детей имеются задания повышенной сложности.

При планировании и подборе программного материала я учитывала возрастные особенности, уровень развития детей, доступность. Дети не только вышивают, но и дорисовывают недостающие детали.

При формировании первичных умений и навыков овладения воспитанниками старшего дошкольного возраста техникой изонити я использую разнообразные методы обучения.

Словесные методы в работе с детьми должны быть доходчивыми, доступными для их понимания; следует широко использовать сравнения с движениями и действиями, известными ребенку.

Практические методы — это методы упражнений, изучения движений в целом и по частям реализуемые в игровой форме.

Структура непосредственно образовательной деятельности включает в себя три части:

Вводная часть всегда начинается с организационного момента. Именно здесь создается эмоциональное настроение у детей, и знакомство с новым материалом.

В основной части или практической дети выполняют задание.

Заключительная часть очень важна, поскольку идет подведение итогов, организация выставок. Просмотр, любование и анализ детских работ - важное условие успешного развития детского продуктивного творчества. Во-первых, детям это нравится, во-вторых, позволяет ребенку полнее осмыслить и оценить результат своей деятельности.

Развивая творчество, предоставляю им, как можно больше самостоятельности. Я не ставлю задачу точно повторить образец, а с его помощью стремлюсь вызвать у детей желание творить самому, изменять, усовершенствовать. Способствуя созданию ребенком выразительности художественного образа, использую музыкальное сопровождение. После окончания работы дети с удовольствием делятся впечатлениями о проделанной работе.

Одним из важных средств поощрения являются разнообразные выставки детских поделок. Выставка - очень важный момент сравнения своей работы с работой сверстников. В эти минуты ребенок лучше видит свою работу и лучше понимает другие. В течение нескольких лет мы оформляли выставки в детском саду. Одной из форм выставки, на которой можно использовать все работы, является украшение зала к праздникам и досугам. Такие выставки очень радуют детей и их родителей.

Ориентированный прежде всего на творчество ребенка проект обращен и к педагогу и дает ему широкие возможности для создания благоприятных педагогических условий, которые обеспечивают эффективное развитие личности дошкольника с учетом его индивидуальных способностей.

Все секреты нитяной графики

Нитяная графика или изонить — оригинальный вид декоратвно-прикладного искусства, который уже снискал популярность у многих педагогов. Если вы пока ещё не использовали его в своей работе, непременно попробуйте. Занятия изонитью способствуют развитию у ребёнка мелкой моторики, логического мышления, воображения, внимательности. И дарят массу положительных эмоций.

Техника изонити напоминает вышивание. Она заключается в создании художественного образца путём пересечения цветных нитей на картоне. Эта техника привлекает простотой исполнения и оригинальностью и не требует дорогостоящих материалов.

Истоки этого творчества уходят корнями к народным промыслам Англии. Британские мастера работали так: в плоскую дощечку забивали гвозди, на которые потом натягивали нити. Мы же используем картон — у него готовый цветовой фон, и он обладает достаточной плотностью, нить не стягивает его при натяжении.

Это очень увлекательная работа, доступная людям любого возраста, начиная с самого младшего. Но лучше начинать использование этой техники на занятиях с детьми старшей и подготовительной групп.

1. Овладение техникой изонити; изображение углов, моделирование с их использованием образцов.

2. Изображение окружностей, дуг, овалов, завитков в технике изонити, моделирование с их использованием образцов.

Техника изонити содержит образовательный, развивающий и воспитывающий потенциал. Дети не только вышивают, но и с помощью этого увлекательного занятия решают много других задач:

  • Упражняются в количественном и порядковом счёте, ориентировке в пространстве: вверху, внизу, слева, справа.
  • Развивают абстрактное мышление, знакомятся с математическими понятиями: прямой угол, острый угол, тупой угол, окружность и т.д.
  • Учатся владеть иглой, ниткой, шилом, работать с трафаретами.
  • Развивают координацию движений, глазомер, волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца), художественные способности и эстетический вкус, активный и пассивный словарь.
  • Учатся общению, обращаясь во время работы друг к другу за помощью, делясь своими мыслями и находками.

Этапы работы

1. Прежде, чем приступить к работе с изонитью, необходимо заинтересовать детей этим видом прикладного искусства. Для начала я показала ребятам альбом со своими работами, познакомила их с разными способами изображения предметов. Дети с огромным восторгом рассматривали работы. И загорелись!

Нитяная графика

2. После того, как приготовлено всё необходимое для работы, необходимо обратить внимание детей на переплетение нитей. На лицевой стороне нити красиво пересекаются, а на изнанке видны только стежки, идущие друг за другом. Рассказав о правилах работы с инструментами и материалами, можно перейти к показу выполнения изонитью углов, действуя при этом медленно, последовательно объясняя каждое действие. Следует показать детям на примере, как отсчитать отверстия, провести линию по линейке, как подобрать нить, вдеть нить в иглу.

3. Угол рисуем на изнаночной стороне картона. Дети должны определить правую и левую сторону угла, найти его вершину. Количество отверстий (дырочек) должно быть одинаковым по обеим сторонам угла. Чтобы облегчить детям работу, проколы в первое время желательно делать воспитателю. Постепенно дети научатся делать проколы сами.

4. Далее выполняем работу вместе с детьми. Сначала водим иглу с изнанки в нижней стороне угла, вытягиваем нить на лицевую сторону и вводим иглу в вершину угла. С изнанки вводим иглу в следующее отверстие от вершины на другой стороне угла. С лицевой стороны направляем иглу на противоположную сторону вниз и смотрим, что получилось. С изнанки поднимаемся на одну дырочку вверх. И так постепенно добираемся до последнего отверстия на обеих сторонах угла. Следует каждый раз смотреть, как ложится нить на лицевой стороне. Чтобы закрепить изображение угла в технике изонити, необходимо выполнить несколько образцов с использованием углов: морковь, рыбка, домик, зонтик, парус и т. д.

5. После того, как дети хорошо усвоили изображение углов, можно приступить к изображению окружностей. Отверстия окружности должны располагаться на одинаковом расстоянии. Для этого можно использовать трафареты. Затем необходимо выбрать хорду (количество отверстий нужно заполнить). Чем длиннее хорда, тем шире полоса вышивки. На лицевой стороне нити, пересекаясь друг с другом, образуют круг. Следует обратить внимание детей, что на изнаночной стороне не должно быть пересечения нитей.

Читайте также: