Жене ширмы краткое содержание

Обновлено: 04.07.2024

А также люмпенов, деклассированных элементов и прочего андеркласса.

19 декабря 1910 года родился Жан Жене – французский писатель, драматург и поэт. Его литературная карьера с самого начала вызывала бурные споры и противоречивые отзывы, зато такие мэтры как Жан-Поль Сартр, Жан Кокто и Андре Жид прониклись его произведениями и даже завязали с Жене дружеские отношения.

Излюбленная тема Жана – освещать жизнь маргинальных персонажей. Неудивительно, поскольку писатель сам не вписывался в общество своего времени, будучи открытым гомосексуалом. Впрочем, быть символом движения за равноправие в среде нетрадиционной ориентации он не желал.

Сегодняшняя подборка включает в себя несколько книг, повествующих о жизни маргиналов и/или андеркласса. Знаете хорошие книги по теме? Делитесь советами в комментариях!

Интересна история создания книги: сидя в тюрьме за кражу, Жан фантазировал для аутоэротических целей, а фантазии записывал на оберточной бумаге. Получился роман о юноше-трансвестите, продающем свое тело. Умирая от туберкулеза, Дивина вспоминает клиентов и любовников, попутно затрагивая другие животрепещущие истории социального дна и его обитателей. Для широкой публики роман в последствии был отредактирован, дабы смягчить наиболее шокирующие сцены, созданные изначально лишь для самого автора и очень узкого круга читателей.

Девочка Дорте в пятнадцать лет вынуждена сама придумывать, как спасти семью от нищеты и найти свое место в жизни. И удивительная стойкость в ней отлично сочетается с практически анекдотичной наивностью – откликнувшись на предложение поработать за границей официанткой, она попадает руки торговцев людьми, которые делают из Дорте проститутку. Страшно, просто очень страшно. Человек волен сам выбирать свою судьбу, и, если проституция, даже в тяжелых жизненных обстоятельствах, становится выбором молодой девушки – это одно. Но бесконечное насилие над девочкой-подростком – совсем, совсем другое…

В отличие от героев трех предыдущих книг, Генри Чинаски – альтер эго Буковски – вызывает у читателей совсем иной отклик. Он, конечно, пьяница и обормот, но история его жизни – это не пафос и трагедия, а очень даже увлекательная трагикомедия. На любителя, но, тем не менее. Да, вот такая любовь тоже бывает: ни разу не высокопарная, агрессивная и непостоянная, крайне физиологичная, быстро проходящая и также быстро возникающая. Осторожно, много грубых выражений, ненормативной лексики и откровенных сексуальных сцен.

А вот эта книга очень тяжелая. Она о вине и об искуплении, о призраках прошлого и невозможности сбежать от самого себя. Главный герой, Френсис Фелан, прошел путь от бейсболиста, мужа и отца до бомжа, подрабатывающего рытьем могил. На его руках кровь двух загубленных душ, одним из которых стал собственный сын. Как жить с такой тяжестью на сердце? Мрачный роман о бродяжнической жизни, преступлении, наказании и покаянии получил Пулитцеровскую премию за лучший художественный роман.

Ставьте лайки, подписывайтесь, делитесь публикациями - это поможет развиваться каналу и радовать Вас увлекательными подборками и рекомендациями!


Биография писателя

Творчество Жана Жене

Жан Жене появился на свет в 1910 году в Париже. Его мать, психически неуравновешенная женщина, отдала мальчика на воспитание в крестьянскую семью.

В детстве Жан Жене был послушным и очень набожным ребенком. Однако в десять лет попался на воровстве. Позже выяснилось, что к краже он непричастен. Но было поздно, обиженный на окружающих и на весь мир, он твердо решил пойти неправильным путем и стать вором. Позже сам Жан Жене писал, что он стал отрицать мир, который отрицал его самого.

С раннего возраста жизнь ребенка была омрачена многочисленными трудностями. Уже в 15 лет он оказался в колонии для несовершеннолетних из-за постоянных краж. Этот факт нисколько его не опечалил. Наоборот, Жан стал любимцем среди харизматичных и сильных подростков, сам гордился тем, что пользуется у них авторитетом. Время, проведенное в колонии, автор описал в романе "Чудо о розе", который вышел в свет в 1946 году.

Побег из тюрьмы

Между тем в конце 1927-го писателю удалось бежать. Но долго скрываться Жене не смог, его поймали и вернули обратно в заключение. Чтобы выйти на свободу, в восемнадцатилетнем возрасте он записался в Иностранный легион. Но и на службе долго пробыть не сумел. Согласно биографии Жана Жене, описанной в официальных источниках, историками выявлен факт похищения вещей одного из офицеров и побега из армии.

На гражданке автору пришлось перебиваться случайными заработками. Периодически он попадался на мелких кражах. За воровство, бродяжничество и подделку документов несколько раз он оказывался в тюрьме. На протяжении Второй мировой войны, когда Франция находилась в оккупации, Жене отбывал очередной тюремный срок.

Дебют

Писатель Жан Жене

Жан Жене, фото которого вы найдете в этой статье, обратился к литературному творчеству еще в начале 40-х годов. Его самые первые произведения были посвящены весьма щекотливым для того времени темам преступности и гомосексуализма.

Свой самый первый роман ему удалось опубликовать в 1943 году. Он назывался "Богоматерь цветов". Книга сразу стала успешной, открыв перед героем нашей статьи новые возможности. Во многом это автобиографический роман, в котором много эротических сцен. В нем рассказывается о жизни парижского дна. Писатель Жан Жене срисовал характеры своих персонажей с реально существующих людей.

Работать над книгой он начал в 1942 году, когда сидел в тюрьме. Очередной срок Жене отбывал за кражу томика Пруста из книжного магазина. Писатель признается, что вызывал у себя фантазии эротического характера и записывал их на бумагу. В книге они приписаны юной проститутке Дивине, которая, умирая, вспоминает своих бывших любовников. Этот роман относят к лучшим книгам Жана Жене.

Впервые роман вышел неофициально тиражом всего в 350 экземпляров. Только в 1944 году с ним смогла познакомиться широкая общественность, когда фрагмент произведения напечатали в журнале "Арбалет". Интересно, что изначально книга предполагалась для узкого круга читателей. Поэтому Жене убрал самые шокирующие моменты из романа перед массовой печатью книги.

Сюжет романа "Богоматерь цветов"

В самом первом романе Жене рассказывается история трансвестита-проститутки Дивины, имя которой в переводе с французского означает "божественная". В начале произведения она умирает от туберкулеза, а в итоге ее причисляют к лику святых.

Дивина делит мансарду с видом на кладбище Монмартра со своими многочисленными любовниками, чаще всего, со своим сутенером Дэйнтифутом. Тот приводит убийцу и хулигана по прозвищу "Богоматерь цветов", который начинает жить с ними. Когда героя арестовывают, то приговаривают к смертной казни за убийство пожилого клиента.

Поклонники таланта

Жене и Гинзберг

Выход первой книги Жана Жене ознаменовался появлением поклонников его творчества. К тому времени сам он успел познакомиться с писателем Андре Жидом и издателем Жаном Декарненом, который стал его любовником.

Творчеством Жене восхищались Сартр и Кокто. Они же помогли ему избежать пожизненного заключения за кражу редкого издания французского поэта XIX века Поля Верлена. Случившийся инцидент отрезвляет писателя, он больше не хочет в тюрьму. В последующие пять лет Жене пишет романы "Чудо о розе", "Торжество похорон", "Керель" и "Дневник вора". Готовится к изданию собрание его сочинений, предисловие для которого берется написать сам Сартр. Удивительно, но остановиться французский философ смог только когда написал уже 600 страниц. В итоге оно было выпущено отдельно в 1952 году под названием "Святой Жене, комедиант и мученик".

Жене был глубоко потрясен глубиной анализа его творчества, а также неожиданно свалившейся на него литературной славой. Книги Жана Жене активно раскупали, хоть многие и критиковали их за излишнюю откровенность.

Для самого прозаика все это привело к печальным последствиям, у него начался творческий кризис, который продолжался вплоть до 1956 года.

"Служанки"

Пьеса Служанки

Взлету популярности Жене способствовали не только его романы, но и пьесы. Самая известная из них называлась "Служанки". Жан Жене написал ее в 1947 году. Впервые она была поставлена в том же году французским драматургом Луи Жуве. В Советском Союзе о ней узнали благодаря Роману Виктюку.

Интересно, что существует два варианта этого текста. Первый был опубликован в журнале "Арбалет". Второй вариант, по замечанию самого драматурга, был написан в тоске и из тщеславия.

В этой пьесе Жан Жене рассказывает про служанок в доме Мадам: сестер Соланж и Клер ле Мерсье. Они тайно доносят в полицию на Мсье. Пока нет хозяйки, которая страдает из-за супруга, попавшего в тюрьму, служанки между собой начинают разыгрывать сцену ее убийства, переодеваясь в ее наряды, стараясь пародировать ее манеру говорить.

Мсье выходит на свободу внезапно. Служанки сразу понимают, что им грозит разоблачение в ближайшее время. Чтобы этого избежать, они решают отравить свою хозяйку, подмешав в липовый отвар смертельный яд. Однако гибнет в итоге Клер, которая приняла яд вместе Мадам.

Это произведение Жене экранизировалось чаще других. В 1962 году вышла телепостановка в Дании, затем в Германии, Швеции и Великобритании. В 2006 году вышла телевизионная версия спектакля Романа Виктюка в России.

В 1994 году "Служанки" были поставлены в Шведской королевской опере.

Возвращение

Фото Жана Жене

В литературу Жене вернулся уже и как романист, и как драматург. С 1956 года он выпускает одну за другой три своих знаменитых пьесы: "Балкон", "Негры" и "Ширмы". В них он демонстрирует совершенно иную сторону своего таланта, переходя от автобиографической прозы, благодаря которой он прославился, к аллегориям, имеющим политический подтекст.

Личная жизнь Жана Жене переплеталась с гомосексуалистами, с которыми он вступал в отношения. В конце 50-х годов он влюбляется в канатоходца Абдулу арабского происхождения. Однако их отношения продлились недолго, вскоре Абдула совершил самоубийство, став жертвой нескольких травм и несчастных случаев, которые отразились на его карьере. После этого Жене впал в депрессию. После этой личной трагедии он больше ничего не написал, и стал интересоваться исключительно политикой.

Деликатность и необычность многих тем в произведениях Жене привели к тому, что в 1950-х годах большинство его книг были запрещены в Америке. На многие из этих тем в то время в США было наложено категорическое табу.

Политическая и общественная деятельность

Биография Жана Жене

В политическую жизнь Франции Жене включился в конце 60-х годов. Он постоянно участвовал в демонстрациях за улучшение жизненных условия африканских иммигрантов, которые живут в его стране. Поддерживал знаменитые студенческие волнения, которые происходили в Париже. К тому же, Жене не скрывал своей гомосексуальности, став одним из символов и вдохновителей движения за равноправие представителей нетрадиционной сексуальной ориентации. Хоть сам и не хотел этого.

В 1970 году Жене пригласили в США лидеры леворадикальной американской партии темнокожих под названием "Черные пантеры". Их главной целью было продвижение гражданских прав темнокожего населения. Там он ходил на судебные процессы над их лидером Хьюи Ньютоном, а также читал лекции.

Поездка в Бейрут

В 1982 году Жене приехал в Бейрут. Это случилось буквально через несколько дней после резни в Шатиле и Сабре. Боевики ливанской партии "Катаиб" устроили там военную операцию, в ходе которой занимались уничтожением палестинских боевиков. Через год после этого он выпустил эссе под названием "Четыре часа в Шатиле". Как отметила египетская писательница Суеиф, палестинцы нашли в Жене близкого друга для себя.

Постоянно французский писатель положительно отзывался о СССР, считая его закваской для остального мира.

Смерть

Стихи Жене

Несколько последних лет Жене боролся с раком горла. В апреле 1986 года его тело обнаружили в гостиничном номере в арабском районе Парижа. Писатель по-прежнему жил по гостиницам, так как не обзавелся собственным жильем, несмотря на годы своего успешного творчества.

Он попросил, чтобы его похоронили на испанском кладбище в небольшом марокканском городке Лараш, неподалеку от дома, в котором он когда-то жил. Права на издание своих произведений он завещал своему бывшему любовнику.

После смерти писателя этот молодой человек, который раньше был практически никому неизвестен, время от времени появлялся в издательстве "Галлимар", чтобы получать гонорары. Те, кто с ним встречался, отмечали, что он никогда ни с кем не разговаривал, молча брал деньги и просто уходил. При этом он был неграмотным, поэтому даже не мог расписаться в ведомости.

Последние годы герой нашей статьи провел в бедности и забытьи, как и в начале своей жизни. Для большинства окружающих он был фактически забыт и заброшен. Зато после смерти о нем вспомнили и коллеги-писатели, и правительство, присуждая ему различные премии, признавая его литературные заслуги и достижения.

У Жене было множество поклонников в нашей стране. Среди них писатель и политический активист Эдуард Лимонов, который восхищался французским литератором и пытался ему подражать.

Поэзия

Много в творчестве Жана Жене стихов. Большинство его поэтических произведений, как и остальное творчество, посвящены представителям низших слоев общества.

Одно из стихотворений посвящено 20-летнему убийце Морису Пилоржу.

Экранизации произведений

Некоторые произведения Жене сам экранизировал. В 1950 году он снял полнометражный фильм "Песнь любви", выступив также в качестве сценариста.

Действия этой картины разворачиваются во французской тюрьме. Охранник, являющийся вуайеристом, наблюдает за двумя заключенными. Они находятся в соседних камерах, представляют секс друг с другом, занимаясь при этом мастурбацией.

Критики отмечают, что этот квази-порнографический фильм в середине прошлого столетия был доступен только немногим избранным зрителям. Сам Жене желал, чтобы это кино никогда не увидел массовый зритель.

В 1963 году вышла адаптация пьесы Жене "Балкон", сделанная Джозефом Стриком. Главная героиня одноименного фильма - элитная проститутка, которая работает в публичном доме. Здесь состоятельные посетители реализуют свои тайные эротические желания.

В 1982 году культовый немецкий режиссер Райнер Вернер Фассбиндер снял драму "Керель" по одноименному роману Жене, в котором рассказывается о похождения убийцы и гомосексуального психопата. В главных ролях сыграли Брэд Дэвис и Франко Неро.

В 1991 году американский режиссер Тодд Хейнс снял драму "Яд", вдохновившись прозой Жене. Это были истории про секс, аутсайдеров и насилие.

Первая история посвящена 7-летнему мальчику, который убил собственного отца. Данный эпизод снят в псевдодокументальном стиле фильма-расследования с интервью основных фигурантов дела.

Вторая история под названием "Ужас" рассказывает про исследователя человеческой сексуальности. При этом он сам становится жертвой эксперимента и превращается в убийцу и урода. Данный эпизод снят в манере классического низкопробного научно-фантастического кино 50-х годов XX века.

Третья история "Гомо" посвящена вору-гомосексуалисту, который оказывается в тюрьме, в камере с заключенными, знакомыми еще по интернату для малолетних преступников.

В сборнике "Театр Жана Жене" прочитал три пьесы - "Служанки", впервые опубликованная у нас "болтливая" первая редакция, "Балкон" и "Ширмы", плюс, разумеется, сопутствующие материалы.

"Служанки", которых я начинал в расчёте на сюр, оказались вполне реалистической криминальной драмой, вся скандалезность которой заключалась в выборе мужских исполнителей на женские роли, а весь смак - в воссоздании истинной картины происходящего, которая не совсем та, что видится поначалу.

После небольшого перерыва прочитал "Балкон", рассчитывая на реализм, а получил почти сюрреалистическую условность с зеркалами и сценическими эффектами, с нарочито искажёнными (одеждой и ходулями) фигурами актёров, с игрой на грани фола - не банальный бордель, а настоящий салон иллюзий, в котором исполняются все желания, каждый играет свою роль и живёт иллюзиями - пир во время чумы, игры в лупанарии под треск пулемётных очередей, бандерша и её девочки, клиенты, корсеты и плетки, кожа. Не рассчитывайте впрочем на излишнюю скандальность - совсем не 120 дней содома, всё чинно и благопристойно, без грубости и натурализма, бурых или золотых дождей, но и не совсем уж сказочка для малолетних девиц.

Свободная ассоциация - La Liberte guidant le peuple Делакруа.

"Ширмы" - наиболее простая, безыскусная, но и наиболее жанженевская из представленных в книге пьес - полуперформанс-полуклоунада, в которой, по собственному признанию автора, нет никакого смысла, просто серия исповедей в мире неживых, в ходе спектакля участники представления рассказывают о жизни и смерти, рисуют на выдвигаемых ширмах (в письмах Жене указывает на желательность экспромта - актёры как будто бы забывают что-нибудь сделать, возвращаются к ширме, добавляют штрихи, детали, полутона). Игра нарочито грубоватая, с ярким и вызывающим гримом, со смехом на заднем плане, немалую роль в спектакле играют ширмы-декорации, по сути представляя собой полноправного участника действа.

Наиболее яркое впечатление сборника - "Канатоходец", роскошное эссе, советую попробовать.

А что касается неоднозначности и эпатажа. Без грязи нет правды жизни, не возникает узнавание, катарсис. Конечно можно читать и только хорошие, добрые книжки. Но представьте себе чистый лист бумаги - белизна, свет, добро. Для того, чтобы на нём проступили какие-то черты, необходимо черное - именно этому и уподоблю эпатаж Жене - свет и тени, двойники-антиподы, необходимы друг для друга.

(дрыг оценок:
Служанки, Мастерская Альберто Джакометти - 7 баллов,
Балкон, Ширмы, Малолетний преступник - 8,
Канатоходец - 9)

Иллюстрация. Жан Жене. Пьесы (обложка книги). Источник: http://newlit.ru/

Скажу сразу, что для написания этой статьи понадобилось время. Не столько для того, чтобы осмыслить и прочувствовать написанное Жаном Жене, сколько для того, чтобы всё это переварить. Определённая грубоватость этого слова вполне оправдана и, надеюсь, будет понята и теми, кто Жене очень любит, и теми, кому его творчество не нравится. А учитывая, что и сам Жене не очень-то стеснялся в выражениях (по крайней мере, в текстах и комментариях к ним), то точно всё нормально.

Большой минус театра абсурда как такового – это невозможность полного объяснения авторской позиции через художественное слово. Слишком всё непрочно и глубоко субъективно. Большинству абсурдистов приходилось писать пояснения, комментарии, различные манифесты для разъяснения читающей публике смысла написанного. То же самое делал и Жан Жене. А как же иначе? И порой ему приходилось объяснять не столько смысл произведения, сколько то, что этого смысла там нет, а всё написанное – лишь игра (а игра – это практически основа абсурдистской литературы) и плод фантазии и хорошего настроения автора.

Собственно, теперь, вооружившись определёнными фактами, можно приступить и к обзору той самой книги, которая и послужила толчком для написания статьи. Несколько слов о сборнике.

Хотелось бы отметить стремление Жене создать универсальные образы персонажей. Не случайно в рекомендациях к каждой пьесе он пишет, что костюмы и обстановка должны быть такими, какие привычны для той страны, где играется пьеса. Таким образом, декорации и внешний вид актёров будут разниться в зависимости от страны, однако зрители смогут увидеть со сцены подобных, а потому близких, себе людей. Насколько действительно универсальными получились персонажи – судить читателю. На мой взгляд, они универсальны хотя бы потому, что схематичны, а схема предполагает усреднение, типизацию.

Несомненный талант Жан Жене проявляет в обрисовке деталей. Достаточно прочитать всё те же рекомендации: обилие подробностей, мелочей, крупных планов, прорисовка того, чего даже не будет видно из зрительного зала. Но автор уделяет этому колоссальное внимание.

Конечно, чтобы сделать глубокий анализ произведений Жана Жене, нужно каждое из них прочитать не один раз. Чтобы Жене не вызывал утомления своей манерой, его нужно читать понемногу, иначе момент пресыщения наступит достаточно скоро. То, что Жене неординарен, это факт, истинность которого доказывается и его произведениями, и его жизнью.

В произведениях он передал своё мировоззрение и мирочувствование. Он показал себя не только как автор с серьёзным подходом к судьбе своего произведения, но и как баловник-затейник с особым представлением о художественном тексте. В общем, он был таким, каким был. Его тексты – это он сам. Теперь дело за читателями – определить, насколько Жан Жене им близок.

Читайте также: