Холодное сердце спектакль мхат краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

Фестиваль "Школьная классика" рекомендует к просмотру школьникам.

МХАТ им. М. Горького

Продолжительность: 1 час 55 минут с антрактом

В лесистых горах Шварцвальда – краю лесорубов и плотогонов – еще недавно можно было встретить волшебников и колдунов, хранящих несметные сокровища. Бедняк Петер Мунк, мечтающий разбогатеть, отдает колдуну Михелю Голландцу свое живое сердце в обмен на каменное, а в уплату получает кучу звонких монет. Сумеет ли Петер правильно распорядиться своим сокровищем? И принесет ли оно ему счастье?

Выяснилось, что спектакль очень популярен в Москве, и за три дня до представления, мы смогли получить места лишь в предпоследнем ряду бельэтажа.








Как красиво!

Уже на второй минуте маленькие зрители понимают, о чём расскажет сказка. На свидании с невестой Лизбет (актриса Мария Янко) Петер поведал свои мечты: ему надоела тяжёлая работа, и он хочет во что бы то ни стало узнать тайное заклинание, которое поможет попасть к доброму волшебнику Стекляшничку и получить несметные сокровища. Действие спектакля начинает стремительно развиваться.

Мать Петера (актриса Наталья Моргунова) советует сыну забыть глупые мечты и предлагает подкрепиться овсянкой с луком. Сын обижен и возмущён: он хочет богатства, а его пичкают невкусной кашей. Исполнитель роли Петера Кирилл Зайцев со знанием дела работает на детскую аудиторию. Его капризы и отказ от овсянки вызывают смех в зале. Реплики и поступки актёра будут веселить маленьких зрителей на протяжении всего спектакля. Однако смех – не основная реакция зала.

Заветное заклинание

Созданию загадочной атмосферы помогает звуковое оформление. Не только музыкальное, а именно звуковое. Таинственные шорохи, скрипы, блуждающие голоса, горное эхо сопровождают Петера и сбивают с пути. Звукооформитель М. Леви придумал сложную партитуру шумов, которая наряду с музыкой органично вплетается в ткань спектакля, становится заметной и значимой частью представления.

Петер добирается до Стекляшничка и произносит заклинание. Теперь добрый волшебник обязан выполнить три желания. Угольщик требует денег, развлечений и безделья. Стекляшничек считает такие прихоти несусветной глупостью и рассказывает Петеру, что для человека есть более важные вещи, чем богатство: любовь, дружба, семья и сама жизнь. Актёры легко и изящно ведут диалог, напряжение в зале спадает и вновь слышен детский смех. Стекляшничек в исполнении Павла Буйнакова – это милый, мудрый и лукавый гном. С первой реплики зрители проникаются к нему симпатией и хлопают в ладоши. Тем ни менее добрый волшебник не смог переубедить Петера и вынужден подчиниться требованиям заклинания. Однако хитрый гном исполняет лишь два желанья, а третье оставляет про запас. Прощаясь, Стекляшничек предупреждает Петера: распоряжаясь богатством, он не должен обижать людей и отнимать у них последнее, иначе сам лишится всего на свете.

Холодное сердце

Разбогатевший Петер веселится, танцует, проводит дни на пролёт в трактире, играет в кости и непременно выигрывает. В азарте он забывает о предупреждении Стекляшничка и забирает у трактирщика Эцхиля (актёр Владимир Халтурин) последнюю монету. И в этот момент сокровища Петера исчезают, а его самого за долги должны посадить в тюрьму.

В отчаянии Петер бежит из деревни в горы к злому колдуну Михелю (актёр Александр Карпенко). Несчастный умоляет злодея вернуть сокровища и избавить от тюрьмы. Михель готов всё исполнить, но за услугу Петер должен отдать своё живое сердце, а взамен получить каменное и холодное. Колдун раскрывает страшную тайну: все богачи в округе давно обменяли свои сердца и благодаря этому купаются в роскоши. Петер соглашается на сделку, вновь обретает сокровища, но становится злым, жестоким и бессердечным со всеми земляками, даже с матерью и невестой Лизбет.

Для взрослых свои истины

Костюмы также порадуют пап и мам. Художники сшили актёрам традиционные наряды жителей немецких и австрийских Альп. Непривычные глазу этнические одежды очень красивы и экзотичны.

Как и положено в сказке, зрителей ждёт счастливый финал. Стекляшничек и оставленное про запас третье желание помогут Петеру вернуть сердце, Лизбет и друзей. Добро будет торжествовать над злом.

Разговоры в гримерке

Встретиться с героями сказки можно 1 и 22 февраля и 23 марта 2020 года.

Василий АНТИПОВ,
Фото Дарья КУЗНЕЦОВА

Вы можете оказать поддержку нашему СМИ, пожертвовав произвольную сумму денежных средств по предложенной ссылке или воспользоваться QR-кодом. Оператор пожертвований – сервис CloudTips (от Тинькофф и CloudPayments).
С уважением и благодарностью, главный редактор Ольга Неснова.

Холодное сердце

В МХАТ имени М.Горького состоялась премьера детского спектакля "Холодное сердце". На самом деле этот спектакль шел раньше в театре под названием "Сокровища Петера", и, кстати, пользовался успехом у зрителей. Но театр не стоит на месте, поэтому в эту старую добрую сказку вдохнули немного новизны, понятной современным детям. В итоге получился самый лучший из спектаклей, посмотренных мною за последнее время. Полный зал горящих детских глазенок тому подтверждение.

А дети ведь очень благодарные зрители. Они сразу отзываются, они еще не научились прятать свои эмоции, не стали циниками. Но с другой стороны, дети и очень требовательные зрители. Как можно заставить маленького человечка смеяться на спектакле, если ему не смешно, или переживать за героя, если ему совершенно не интересно? Да никак. Они лучше и честнее нас взрослых. Они выдают честные эмоции и так живо откликаются на происходящее на сцене, когда это действительно цепляет. Поэтому их оценке можно верить.

МХАТ, конечно, это один из главных наших театров. Так приятно видеть вновь его двери открытыми для зрителя.


Его презентабельный вид снаружи и невероятно уютный внутри, с той самой чайкой и атмосферой, в которой сразу чувствуешь себя причастным к чему-то возвышенному и далекому от нашей обыденной жизни. Особенно, когда разглядываешь многочисленные фотографии в холлах.


Полчаса до спектакля пролетели незаметно.



И вот, наконец, первый звонок. Зрители потянулись в зал.


Перед началом спектакля зрителей вышел поприветствовать художественный руководитель театра Эдуард Бояков. Он вспомнил слова Станиславского: "Детский театр должен быть таким же, как театр взрослый. Только лучше". И пообещал в этом году целых 20 премьер в театре.


А дальше началось самое главное: сказка Вильгейма Гауфа о бедном угольщике Петере Мунке, мечтающем стать богатым. В наше время это, пожалуй, очень актуальная тема, когда из каждого утюга льется "деньги=успешный человек". Это может и правда отчасти, но где же душа, где сердце? Мы же не хотим, чтобы у наших детей деньги затмили все. Вот так и Петер ради денег был готов на все. Даже продал свое доброе сердце Михелю-Голландцу. А взамен получил камень. Только счастья это ему не принесло. И только когда убил свою жену, то понял, что он потерял вместе с сердцем.


Сама сцена, когда злодей вытаскивает сердце из груди, наверное, самая впечатляющая: на белую рубашку спроецировали черные руки и красное сердце. Это надо видеть! Но все-таки спектакль не мрачный, в нем много музыки, песен, хороших шуток. Маленький человечек - Стекляшничек - прелестное существо с доброй душой и характерным причмокиванием каждый раз вызывало улыбку. Именно Стекляшничек помог Петеру стать самим собой.

Актеры играли с такой самоотдачей, что даже взрослые, пожалуй, верили каждому сказанному слову. Совершенно в восхищении от Кирилла Зайцева - исполнителя главной роли. Все движения, мимика, каждое слово были не просто проиграны, а по-настоящему прожиты им на сцене. Хотелось бы теперь еще его посмотреть в других постановках. А Сергей Габриэлян создал абсолютно очаровательного Стекляшничка.


Радостно видеть, что МХАТ остается верен себе и не снижает планку. В спектакле нет дешевого заигрывания с детьми, новомодных игр-интерактивов во время спектакля. Зато есть глубокий смысл, но, в тоже время, без занудных нравоучений.

предоставлено пресс-службой МХАТ им. М. Горького

Олеся Невмержицкая, режиссер:

Ориентироваться на современных детей — это значит успевать их удивить. Поэтому мы работали в первую очередь не только с темпоритмом и сценографией, но и с главными героями. Герои сказок всегда сложнее и неоднозначнее, чем кажутся. И дети к этому очень готовы. Они понимают, что у злодеев могут быть не только плохие, но и хорошие качества. У них могут причины, чтобы совершать плохие поступки.

Читайте также: