Мэн цзы краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Худой мир, как известно, лучше доброй ссоры, но ссора была неизбежна - большие и сильные давили маленьких и слабых, и число "сражающихся царств" медленно, но верно, сокращалось, за счет "слияний и поглощений" (как правило, весьма "не дружеских").

Шла война каждого с каждым, война, которая сказывается на экономике разорительно, бюджет правителей в какой-то момент больше формировался не налогами, во взимании которых китайское сообщество к тому времени так преуспело, а ограблением завоеванных городов, территорий и - людей.

Китай эпохи Чжоу, периода вёсен и осеней. На каритине - благостная красота и покой. которой, возможно, так не хватало жителям Чжоу и самому художнику. Действительность радикально отличалась от этой картины умиротворения и красоты.

Китай эпохи Чжоу, периода вёсен и осеней. На каритине - благостная красота и покой. которой, возможно, так не хватало жителям Чжоу и самому художнику. Действительность радикально отличалась от этой картины умиротворения и красоты.

Среди последних, как всегда, больше всего страдали самые бедные и незащищенные - крестьяне, на которых обрушивались и вражеские армии, и собственные сборщики податей, и множество восстаний обездоленных крестьян было естественным фоном непрекращающихся войн, а бегство крестьян (преимущественно на юг, где земли было в достатке, власть отстраненна, налоговое бремя невелико, а войн и вовсе не бывало) приводило к запустению земель и резкому падению доходов воюющих.

Во всяком случае, сам он был глубоко убежден в этом своем предназначении с самого своего детства.

Родившись на столетие позже своего земляка, великого Кун цзы (называемого европейцами так же Конфуцием), Мэн цзы (у тех же европейцев - Менкиус) стал верным последователем конфуцианского учения (даже брал уроки у внука своего великого предшественника).

Скромность Мэн цзы была велика, он, преклоняясь перед мудростью своего учителя, называл себя всего лишь "вторым Конфуцием".

Впрочем, в китайской философской традиции Мэн цзы часто называют "вторым мудрецом", отмечая при этом, что вряд ли учение Конфуция было бы столь популярно, если бы Мэн цзы не внес бы свой вклад в развитие этой философии. Некоторые даже склонны считать, что именно он сделал рассуждения Конфуция настоящей философией, которая смогла пережить века.

Мэн цзы считал, что человек добр от природы.

Выделяя четыре важнейших нормы конфуцианства - "жэнь" (гуманность), "и" (справедливость), "ли" (ритуал) и "чжи" (мудрость) он считал, что важнейшими для жизни являются две первых, и именно они и определяют успешность или не успешность человеческого существования.

При этом мудрец видел, что в урожайные и спокойные годы большинство людей бывают добрыми, а в голодные и военные годы - злыми. Такое различие происходит "не от тех природных качеств, которые дало им Небо, а потому, что [голод] вынудил их сердца погрузиться [во зло]".

Мэн цзы был сторонником, если так можно выразиться, семейной государственности, в его модели хорош тот правитель (отец), что заботиться о своих подданных (детях), на что получает "мандат неба".

Роль государя - это мягкие налоги и воспитание подданных в духе гуманизма ("жэнь"). Роль воспитания Мэн цзы ставил выше роли законов, то есть наши споры о том, что важнее в роли общества - институты или менталитет, велись еще в ту пору, и Мэн цзы имел на него свой ответ.

При этом, если государь не надлежащим образом исполняет свои обязанности или чрезмерно удушает свой народ налогами, то народ не только имеет право, но и, фактически, обязан избавиться от такого правителя, что будет справедливо ("и"). Это вполне перекликается с обоснованным куда позже "правом на восстание". Иначе говоря, "мандат неба" считается исчерпанным и будет передан другому, справедливому правителю, самим восставшим народом.

Различая два пути правителя - путь разумного и гуманного управления ("ван дао") и "путь гегемона" ("бао дао") опирающегося исключительно на насилие и принуждение, Мэн цзы решительно протестует против второго пути, опять же, полагая, что подданные, находящие в угнетенном состоянии, вправе восстать против такого государя.

Как и его великий учитель, Мэн-цзы часто приглашался ко дворам многочисленных государей, князей и князьков того времени, желающих подчерпнуть мудрости.

Ездил Мэн-цзы с большим обозом, в котором находились его семья, слуги и ученики (хотя официально его учениками признаются лишь двое), в котором набиралось иной раз до полутораста человек. Принимающая сторона, часто - с некоторым изумлением, обнаруживала у себя в городе вместо скромного философа огромный табор народа, о котором надо было заботиться и который надо было, как минимум, кормить и обеспечивать ночлегом.

Мэн Цзы и Конфуций. Их часто изображают вместе, утверждая, что если бы не было Мэн Цзы, то мы не знали бы о Конфуции

Мэн Цзы и Конфуций. Их часто изображают вместе, утверждая, что если бы не было Мэн Цзы, то мы не знали бы о Конфуции

Впрочем, Мэн цзы не отличался особой сдержанностью в умудрении сильных мира сего, высказываясь всегда прямо и резко - так как слишком мало государей (или вообще никто) соответствовали его представлениям о "ван дао", он в любом из государств, куда он прибывал, проповедовал "право на восстание", чем пугал до ужаса гостеприимных хозяев.

Так или иначе, но конфуцианская идея и праведном и справедливом государе как вершине общественной иерархии, подчиненной идее "жэнь", так и не была реализована.

Войны среди Сражающихся царств, к тому времени, то возобновлялись, то затухали, царств становилось все меньше и меньше, и на смену ограблению соседей как основе экономики неизбежно приходила задача получать прибыль от завоеванных земель.

Норму в 10%, как вполне разумную и достаточную, установил еще Конфуций (и более двух тысяч лет эта идея была главенствующей в Китае).

Диск Би - предмет неизвестного назначения, форма которого утвердилась в Китае как символ "мандата неба"

Диск Би - предмет неизвестного назначения, форма которого утвердилась в Китае как символ "мандата неба"

Мэн цзы, своими расчетами, углубил конфуцианское представление о справедливом налогообложении.

Он считал, что страна должна быть поделена на участки из девяти равных частей, восемь из которых подданные обрабатывают для себя, а урожай с девятого поля идет государству. Равно так же стоит строить и крестьянские хозяйства, когда восемь семей обрабатывают каждая свое поле, а прибыль с девятого, обрабатываемого сообща, идет государству.

Впрочем, эта обоснованная и казавшаяся чрезвычайно разумной многим поколениям конфуцианцев идея так никогда и не была реализована.

Когда Мэн цзы стукнуло 60 лет, он прекратил свои поездки с целью вразумления владетельных особ, и сел за написание поистине эпического философского труда, который получил название "Мэнцзы" и, по мнению некоторых исследователей, является, по сути, оправданием бунта ("ши") подданных в отношении недобродетельных монархов.

Цинь Шихуанди, который смог не весьма короткий срок объединить китай и которого подданные посчитали лишенным "мандата неба". Он искал бессмертия, эти поиски его и сгубили - считают, что смерть его стала последствием отравления, он принимал "таблетки бессмертия" с большим содержанием ртути

Цинь Шихуанди, который смог не весьма короткий срок объединить китай и которого подданные посчитали лишенным "мандата неба". Он искал бессмертия, эти поиски его и сгубили - считают, что смерть его стала последствием отравления, он принимал "таблетки бессмертия" с большим содержанием ртути

Некоторые идеи налогообложения (более или менее соблюдавшихся в Китае при большинстве правителей) могут быть любопытны и сегодня.

Например - Мэн цзы считал, что налог надо собирать ни в коей мере не с оборота, а только с прибыли.

"Что касается ремесел, пусть берет налог с чистого дохода, а не с объема произведенного. Если люди уже платят налог на землю, пусть не облагают налогом произведенное на ней, и тогда купцы всего мира будут рады иметь место на рынках такой страны. Если в гаванях производят досмотр, но не взимают пошлины, то тогда путешественники всего мира будут рады приехать в такую страну. Что касается батраков, то если он не будет брать с них налог, то все батраки со всего мира будут рады работать на полях такой страны. Если не будет облагать подушной податью жилища батраков, то все батраки будут рады быть гражданами такой страны".

Наставления Мэн цзы исполнялись с переменным успехом, но там, где возобладала простая и прозрачная форма налогообложения, чудеса случались: на земли возвращались крестьяне и арендаторы, и получаемый доход от из работы был большим, чем при высоком и сложном налогообложении, что многократно фиксировали и о чем не раз повествовали последователи Мэн цзы.

Наверное, надо добавить к этому, что император Цинь Шихуанди, победивший в войне Сражающихся царств, ненавидящий конфуцианцев и их учение, после своей победы резко взвинтил налоги (до 50%), но потерял тем самым "мандат неба" и созданная им империя всего на несколько лет пережила своего создателя.

Кстати, немного смешно, когда наши политики (а такое случалось) сравнивают нынешних секретарей ЦК КПК с Цинь Шихуанди: такое сравнение по сей день считается постыдным и даже позорным. В нашем представлении победитель и "объединитель" всегда, во всем и однозначно прав, но китайцы сквозь призму конфуцианства оценивают доблести иначе.

Напротив, с теплом и добром вспоминается император Цзин-ди , снизивший налог аж до 3%. Страна при нем процветала, а заботой его царства было спасти накопленные запасы, от которых ломились амбары, от гниения и грызунов.

Возможно, как-то так выглядели амбары Цзин ди. Те самые, что будут ломиться от зерна. Во всяком случае, эта модель изготовлена во времена, близкие к годам его правления.

Возможно, как-то так выглядели амбары Цзин ди. Те самые, что будут ломиться от зерна. Во всяком случае, эта модель изготовлена во времена, близкие к годам его правления.

Население Поднебесной в границах империи Цзин-ди, за короткий срок его правления, увеличилось почти вдвое - в том числе за счет с радостью вернувшихся на его земли людей из южных болот, восточных гор и холодных северных пустынь.

Впрочем, потомкам Цзин-ди показалось, что их подданным живется чрезмерно вольготно, а сами они могли бы жить и получше. Понятно, что таковые не раз утрачивала "мандат неба".

Налоговые "качели" с тех пор никогда в истории не прекращались, да и по сей день не прекращаются споры о том, что лучше для общества - большие налоги или маленькие, прямые или косвенные, с прибыли или с оборота, малое количество простых или огромное количество сложных.

Вроде бы практика и исторический опыт показывает, что небольшие и простые налоги при минимальном количестве косвенных обременений (на нашем примере - вроде полуразрешенного сбора валежника и невероятно разросшихся штрафных санкций против сограждан) - это своего рода лакмусовая бумажка, отличающая социально здоровое и материально обеспеченное общество от разлагающегося, но исторический опыт никогда еще не останавливал государственных доброхотов.

Идеям Мэн Цзы довольно много лет, но сегодня можно часто встретить вот такое его изображение, котрое как бы подчеркивает, что его идеи живы и полезны и современному Китаю.

Идеям Мэн Цзы довольно много лет, но сегодня можно часто встретить вот такое его изображение, котрое как бы подчеркивает, что его идеи живы и полезны и современному Китаю.

В чем великий мыслитель Мэн цзы к концу своей жизни тоже стал подозревать правителей, полагая, что на вершинах общественного устройства чаще оказываются энергичные, нежели умные, а бурлящая энергия и ум часто живут порознь.

Человек является добрым по своей природе. Так считал знаменитый философ Древнего Китая, живший в п-д Сражающихся царств, Мэн-цзы. Человеку так же свойственно быть добрым, как свойственно воде течь вниз. Тот, кто исчерпывает свое сердце, постигает свое естество, а значит, познает Небо. В этих цитатах Мэн-цзы как нельзя лучше раскрывается сущность его учения. Человеку присущи врожденное знание добра и способность его творить, учил великий китайский философ. Зло является результатом совершенных ошибок, его можно искоренить, восстановив исконную человеческую природу.

мэн цзы

Мэн-цзы: живой образ мыслителя

Легенды представляют его потомком древнего аристократического рода. Мэн-цзы был учеником Цзы-Сы, внука Конфуция. Известно, что мудрец посетил ряд государств в центральном Китае с целью оказать воздействие на их правителей.

Философские идеи великого предшественника оказали большое влияние на мыслителя, ставшего их продолжателем. Соответственно мыслям, выраженным в книгах Конфуция, им были связаны воедино политика и этические правила. Ученый всегда подчеркивал, что корнем управления в государстве являются нравственные качества. Отношения подданного и его господина Мэн-цзы уподоблял отношениям детей и отцов. Он пытался научить правителей, подобно родителям в семье, заботиться о народе. Великий китайский философ внушал народу, что надо относиться к своим правителям, как к родителям, с почтением и заботой.

конфуций книги

Биография Мэн-цзы: рождение

Согласно Сыма Цяню, основоположнику китайской историографии (2–1 вв. до н. э.), философ родился примерно в 389 до н. э. Его родиной было владение Цзоу, культурно и исторически связанное с государством Лу (п-ов Шаньдун), откуда происходил великий Конфуций. От своего учителя Цзы-Сы, внука великого мыслителя, Мэн-цзы были напрямую восприняты его живые заветы.

мэн цзы цитаты

Спасти Поднебесную

цитаты философов

Трактат

Главная книга его жизни "Мэн-Цзы" представляет собой заключительный трактат конфуцианского канона Тринадцатикнижия. Исследователи высказывают мнение, что трактат был составлен после его смерти учениками. В книгу входят высказывания учителя, другие цитаты философов Китая, его жизнеописание и факты из жизни видных политических деятелей. Книга состоит из 7 глав, каждая из них, в свою очередь, разделена на 2 части.

По мнению специалистов, ценность трактата во многом заключается в том, что он, как зеркало, отражает личность автора. Знакомясь один за другим с коротенькими параграфами, из которых состоят главы (каждый из них посвящается отдельной теме — спору, преданию, поучению, казусу, историческому факту, реминисценции, откровенному назиданию выдумке или же оправданию собственного поведения в каких-то случаях), читатель проникается не только оценками и мыслями философа, но и стилем его мышления и ведения спора. Кроме того, в ходе чтения перед каждым раскрываются черты весьма непростого, где-то высокомерного, подчас вспыльчивого и вздорного характера философа.

китайский философ

Его учение: основные идеи

Человек, учил философ, является по своей природе добрым, по Мэн-цзы, природе человека изначально свойственны многие добродетели, главными из которых он называл гуманность и долг, справедливость.

Для реализации своих добродетелей человек обязан заниматься их культивированием. Это означало, что каждый человек в начале жизни наделен определенным моральным потенциалом, но только в случае, если врожденные задатки будут им полностью развиты, человеку суждено стать настоящим мудрецом. Многие исследователи китайской философии полагают, что без Мэн-цзы никогда в полной мере не раскрылось бы перед человечеством такое явление, как конфуцианство.

Но в таком случае откуда же берется в мире зло? Мэн-цзы объяснял его существование тем, что человек иногда оказывается неспособным развить свои природные задатки, или же им вообще теряется его природа.

трактат мэн цзы

О моральных добродетелях

По мнению исследователей, Мэн-цзы основывался в подобных суждениях на примерах многочисленных мучеников, отдавших жизнь ради доказательства преданности своему господину или правителю. Конфуцием была создана только общая философская парадигма. Мэн-цзы же удалось наполнить ее плотью и кровью, создать вдохновляющий образец, и, соединив действие и знание, превратить философию в подобие религии.

О метафизике

О политике

Кроме того, известно о скептическом отношении Мэн-цзы к чужеземным влияниям. Философ настаивал на сугубо китайской модели государства Чжоу - именно такой, какой она была описана самим Конфуцием.

Об экономике

О спорах с представителями других школ

Об особенностях характера мыслителя

Как видно из его трактата, а также исследований его биографов, Мэн-цзы в своих суждениях был достаточно резок. В оценках он проявлял немалую решительность, философу явно недостает мягкости и терпимости, отличающих Конфуция. О Великом Учителе также известно, что он мог быть резким, неуступчивым и бескомпромиссным. Мэн-цзы же превзошел своего знаменитого предшественника.

мэн цзы природа человека

Его бескомпромиссность подчас была гневной и граничила с дерзостью. Известно, что мудрец мог надерзить царям, которые, как правило, не только относились к нему с огромным уважением, но и принимали по-царски. Кроме того, ими безропотно содержались сотни учеников и помощников философа, всегда сопровождавших его, а также домочадцы, перемещающиеся вслед за знаменитым родственником со своим скарбом на десятках повозок.


Мэн-цзы (кит. 孟子 ) (372—289 до н. э.) — китайский философ, представитель конфуцианской традиции.

Родился во владении Цзоу (совр. г. Цзоучэн, близ Цюйфу, пров. Шаньдун), исторически и культурно связанном с царством Лу (п-ов Шаньдун), откуда происходил Конфуций, и учился у его внука Цзы-Сы. Мэн-цзы — потомок лусского аристократического рода Мэнсунь. Служил советником в царстве Ци (в т.ч. при атаке на Янь, что отразилось в его взглядах на практику отказа от престола [1] )

Учение Мэн-цзы получило широкое применение в системе неоконфуцианства, и особенно — у Ван Янмина.

Содержание

Сочинения

Литература



На территории храма Мэн-цзы на его родине в Цзоучэне. Ряд черепах со стелами цинских императоров — дань уважения древнему философу

Ссылки

Примечания

  1. ↑ Pines, Envisioning Eternal Empire, 2009:73
  • Персоналии:Конфуцианство
  • Персоналии по алфавиту
  • Философы эпохи Чжоу
  • Философы IV века до н. э.
  • Академия Цзися

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Мэн-цзы" в других словарях:

МЭН-ЦЗЫ — Мэн Кэ, Мэн Цзы юй (ок. 372 289 до н.э.) др. кит. философ, педагог, второй после Конфуция идеолог раннего конфуцианства. Уроженец царства Цзоу (впоследствии область царства Лу, ныне Юго Вост. часть уезда Цзоусянь провинции Шань дун). Происходил… … Философская энциклопедия

мэн-цзы — МЭН КЭ Мэн цзы, Мэн Цзы юй. Ок. 372 289 до н.э. Уроженец царства Цзоу (впоследствии обл. царства Лу, ныне юго вост. часть уезда Цзоусянь пров. Шань дун). Мыслитель, политик, педагог, второй после Конфуция идеолог раннего конфуцианства. В офиц.… … Китайская философия. Энциклопедический словарь.

Мэн-Цзы — (кит. 孟子) (372 289 до н. э.) китайский философ, представитель конфуцианской традиции. Родился во владении Цзоу, исторически и культурно связанном с государством Лу (на полуострове Шаньдун), откуда происходил Конфуций, и учился у его внука Цзы Сы … Википедия

Мэн-цзы — Мэн Кэ (около 372 289 до н. э.), древнекитайский философ, один из самых активных последователей Конфуция (См. Конфуций). Родился в области Цзоу царства Лу (на территории современной провинции Шаньдун). Учился у учеников Конфуция. Стремясь … Большая советская энциклопедия

МЭН-ЦЗЫ — (ок. 372 289 до н. э.) древнекитайский философ, последователь Конфуция. Взгляды Мэн цзы изложены в книге Мэн цзы . Сформулировал тезис о незыблемости деления людей на правящих и управляемых … Большой Энциклопедический словарь

Мэн-Цзы — трактат древне китайского философа Мэн цзы, представителя конфуцианства. Является заключительным трактатом Тринадцатикнижия, являющегося конфуцианским каноном. Трактат составлен, видимо, после смерти Мэн цзы его учениками и основан на его… … Религиозные термины

Мэн-цзы — МЭН ЦЗЫ́ (ок. 372–289 до н.э.), др. кит. философ, последователь Конфуция. В кн. Мэн цзы сформулировал тезис о незыблемости деления людей на правящих и управляемых … Биографический словарь

Мэн-цзы — (Mencius, Mengzi, Meng tzu) (ок. 372 289 до н.э.), кит. философ; по популярности в Китае уступал лишь Конфуцию, чье учение усердно отстаивал. Доказывал, что присущие человеку добродетели могут проявиться лишь в подобающих условиях. На ярких… … Всемирная история

МЭН-ЦЗЫ — (ок. 372 289 до н. э.) др. кит. мыслитель, последователь Конфуция в области политики и этики. Уроженец царства Цзоу. Жил в столицах гос в Ци и Лян. М. ц. считал, что путь к образцовому управлению народом лежит через самоусовершенствование… … Советская историческая энциклопедия

Философ был рожден на территории царства Лу в пятом веке до нашей эры. При рождении у него было имя Мо Ди. Изучая имена философов, мы находим информацию и об этом достойном муже. Он стал основателем философского учения и создал собственную школу. К его советам прислушивались и вельможи, и простолюдины.

Фундамент мудрости мыслителя

Мэн-цзы обучался истинам, которые произвел на свет Конфуций, непосредственно у его последователей, хотя и не был конфуцианцем. Он не принимал на веру слепо изложенные учителем истины, а анализировал и в случае необходимости оспаривал их. Соратники по обучению придерживались более консервативных взглядов, чем Мэн-цзы. Философия его была оценена как невежественная и зверская. Произошло бурное столкновение течений философской мысли.

мэн цзы

Суть учения

Учение Мэн-цзы в качестве основных своих парадигм выдвигает следующие принципы.

Люди должны жить мирно и отказаться от внутренней вражды. Таким образом, правитель должен любить чиновников, а государственные чины – своего главу, дети должны уважать родителей и наоборот.

Философские идеи этого мудреца твердят, что чрезмерное злоупотребление властью проистекает из отсутствия любви, которая считается самой возвышенной потребностью. Если ее нет, человек пытается заполнить пустоту в душе любыми возможными способами. Все общество должно работать на благо друг друга, и тогда всем хватит по большому куску счастья.

цитаты философов

Честность, трудолюбие и чистота помыслов

Многие цитаты философов, в том числе и этого выдающегося деятеля, гласят о практическом подходе к жизни. Он учил не только мыслить, но и трудиться, ведь правильные мысли должны подвигнуть человека к полезной деятельности.

Школа Мэн-цзы воспитывала отважных воинов, естествознателей. Здесь развивалось логическое мышление. Если вчитаться в тексты Мэн-цзы, цитаты из них покажут, что мир устроен по единому замыслу, которым определен порядок вещей, передвижение каждой звезды на небосводе, смена сезонов, температурные изменения. Кроме этого, свыше продиктован порядок переворота власти.

Трудами Мэн-цзы было привнесено новое содержание в обычай властвования. В прошлом знатности придавалось слишком большое значение, с чем философ старался бороться. Мэн-цзы говорил, что важен не титул, а поступки, что уважение нужно заслужить, а не получить по наследству.

Люди того времени верили в темные и светлые силы, которые управляют жизнью народа. Мудрец использовал невежество народа в добрых целях – в качестве регулятора нравственности, чтобы сдержать человеческие сердца от низких порывов. Его теории и методики полностью оправдывали себя, ведь люди принимали на веру подобные мысли. Некоторые суеверия сохранились по сей день. Посредством создания в умах людей образов карающих сил философ прививал им самоконтроль.

имена философов

Образ идеального правления

Лицо, правящее государством, должно постоянно совершенствоваться, для того чтобы подать достойный пример своим последователям. Народу нужен сильный лидер, который понимает своих людей. Тогда за ним будут следовать, доверять ему. Так будет происходить стремление к единству.

Расходы и траты должны быть строго обоснованы. На самом деле человеку не так-то много нужно для счастья. Жадность и неумеренность ведут к социальному неравенству и революциям. Нужно развивать производство и прививать каждому любовь к труду. А рвение эта будет только тогда, когда работа будет честно и справедливо оплачена. Человек по природе своей хочет трудиться, однако в достойных условиях. Если это обеспечить, не придется подгонять рабов кнутом.

мэн цзы философия

И словом, и делом

Ранее цитаты философов имели непосредственную связь с поступками мыслителей, а не были голословными. В частности, этот человек пытался переломить паразитическую и разрушительную систему того времени. Он проповедовал доброту, сочувствие, трезвость ума и несение ответственности за свои поступки. Начинать нужно с себя. Если каждый последует этой простой истине, тогда и весь мир преобразится.

Прославляется образ благородного мужа и осуждаются люди мелочные. Каждый должен стремиться к совершенству, улучшать себя и окружающий мир с каждым новым днем.

учение мэн цзы

Цитаты

Мудрец пополнил известнейшие имена философов всех времен, чья мудрость пришла к нам чрез века, благодаря следующим своим мыслям:

мэн цзы цитаты

Пропаганда доброты и человечности

Мэн-цзы считал, что человек должен развиваться, чтобы достигнуть идеала, ратовать за моральные принципы. Государства не должны тратить свои средства на кровопролитные войны, грабежи и жестокость. При мудром управлении всем хватит ресурсов и каждый будет иметь всего в достатке, не совершая грех с целью наживы.

Непочтительность, наглость, беспорядочность, отсутствие моральных норм порождают хаос. Наследники должны уважать своих родителей, их нужно воспитывать людьми честными и ответственными, наделенными светлыми помыслами и добрыми душами.

Человек должен любить не только себя, но и окружающих. В сущности, все люди – это влияние на них окружающей среды. То есть, любя остальных, мы уважаем и самих себя.

Распределение ценностей

Философ акцентировал внимание на том, что есть нечто куда более важное и ценное, чем личная выгода. Только на первый взгляд кажется, что нужно пользоваться возможностью нажиться, даже если она грязна, хотя бы потому, что подвернулась возможность. Но именно таким образом душа покрывается налетом ржавчины, через который в итоге и ее не видно.

Человек превращается в дикое животное. Хотя, глядя на поступки иных людей, зверей оскорблять будет неуважительно подобным сравнением. Потому что животное не съест больше, чем ему нужно. Он не будет копить про запас. Не будет делать подножку и смеяться из удовольствия. Этими нехитрыми талантами наделен только хозяин мира, человек. Если люди будут любить друг друга, все вокруг зацветет самыми светлыми и яркими красками. Мир будет благоухать и каждый его порыв наполнит чарующим ароматом лёгкие всякого человека. Каждому будет место, никто не будет обделен.

философские идеи

Человек – социальное создание. У него есть насущная потребность в обмене любовью и светом с себе подобными. Так зачем же обменивать это чудо на быстротечные материальные ценности, этот быстро вянущий бурьян, пожирающий корни цветов добродетели. Эта зараза насыщается и умирает так быстро, что и не успеваешь моргнуть, а доброта и человечность – вечны. Главное – сделать правильный выбор.

Читайте также: