Инновационные дидактические игры в доу по фгос

Обновлено: 02.07.2024

Аннотация: в данной статье рассмотрены виды современных технологий, их описание, способы реализации в практике работы дошкольного образовательного учреждения, а также определен планируемый результат использования данных технологий.

Аннотация: в данной статье рассмотрены виды современных технологий, их описание, способы реализации в практике работы дошкольного образовательного учреждения, а также определен планируемый результат использования данных технологий.

Внедрение новых технологий в образовательный процесс дошкольных учреждений способствует более эффективному воспитанию ребенка, который стремится творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций и хочет получать новые знания об окружающем мире. Использование таких технологий безусловно влияет на формирование положительной мотивации к дальнейшему обучению.
Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения различных технологий в практику работы детских садов. ФГОС ДО требует изменений во взаимодействии взрослых с детьми. В связи с этим перед педагогами-дошкольниками встала задача пересмотра приоритета профессиональной деятельности. Главное – не просто передать какие-либо знания, а развить познавательный интерес у детей и осуществить преемственность дошкольного и начального школьного обучения через современные педагогические технологии.
Любое новшество представляет собой создание и последующее внедрение принципиально нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения среды. Технология же является совокупностью различных приемов, которые применяются в том или ином деле, ремесле или искусстве. Для этого в нашем детском саду мы применяем отличающиеся от других дошкольных учреждений интересные модели по воспитанию и интеллектуальному развитию малышей, основной целью которых является модернизация образовательного процесса.

Ключевые слова: технология, инновация, современность, приоритет, мотивация, преемственность, познавательный интерес, взаимодействие, развитие, компонент, модернизация, прием, модель.

Детский сад – первая ступенька в общем систематизированном образовании ребенка, его первый опыт участия в общественной жизни. Одной из главных задач согласно ФГОС ДО является раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание личности, обладающей креативным мышлением, готовой к жизни в высокотехнологичном информационном обществе, обладающей умением обучаться в течение всей жизни.
Работая над внедрением новых технологий, мы опирались на комплексную совместную работу педагогов, детей и их родителей, в процессе которой ребята смогли развить свои познавательные способности и творческое мышление, повысили свою самооценку, научились самостоятельно искать информацию и использовать полученные знания на практике. В рамках реализации данных технологий в ДОУ каждый ребенок стремился к активной деятельности, а взрослые убедились в том, что от детей можно ждать положительного творческого результата.
С момента внедрения технологий, раскрытых в данной статье, педагоги ДОУ, опираясь на данные мониторинга образовательной деятельности, определили повышение показателей по всем образовательным областям. Таким образом, можно предположить, что данные технологии качественно влияют на результаты образовательной деятельности в целом.
Педагоги реализовали главную задачу – активизировали и развили творческую активность ребенка, самостоятельность в выборе способов действий в различных ситуациях.
Ведь педагоги в содружестве с родителями стараются выпустить в жизнь ребенка любознательного и активного, разносторонне развитого и творчески свободного. Только такой индивидуум может стать в жизни успешным.
Подводя итог можно с уверенностью сказать, что современные образовательные технологии в ДОУ применяются все чаще, а результат их внедрения будет проявляться еще не одно десятилетие.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Ответственные за размещение информации:
Виктория Разводовская и Алена Чернолихова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

В России с вступлением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования от 1 января 2014 года вводится программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей. ФГОС направлен на игровую деятельность обучения дошкольников. Что является главной инновацией в дошкольном образовании.

В соответствие с ФГОС – личность ребёнка выводится на первый план и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре. Игра имеет множество познавательных и обучающих функций.

Игра – это максимально свободная деятельность, ограничения возникают только в пределах той роли, которую ребёнок играет, эти ограничения он берёт добровольно и это доставляет ему удовольствие.

Игра составляет главное содержание жизни ребёнка дошкольного возраста, является основной его деятельностью. При помощи игры дети получают значительную информацию, которая поступает к ним без насилия и нажатия.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребё нка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность и т. д. Кроме того, игра- это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

Дети развиваются в зависимости от своего возрастного умения. Если ребёнку трёх лет дать листок и ручку, попросить написать какую-либо букву, он этого не сделает так как он этому не был научен. Каждому возрасту свойственны свои игры и задачи.

Например, дети от трёх до пяти лет нуждаются в играх направленные на развитие моторики, на развитие слухового и зрительного внимания, на развитие памяти, на развитие мышления, на развитие творческого воображения, на развитие речи, активные игры, ролевые и режиссерские игры.

А дети от пяти до семи нуждаются в играх направленные, на развитие слухового внимания, на развитие памяти, на развитие зрительного внимания, на развитие мышления, на развитие творческого воображения, на развитие речи и активные игры.

Условно все детские игры можно разделить на две большие группы: сюжетно-ролевые и дидактические.

Сюжетно-ролевые включают в себя игры на бытовые темы, игры производственной тематики, строительные игры, театрализованные, игры –развлечения.

К дидактическим играм относится игра с правилами : словесные дидактические игры, игры с предметами и игрушками, настольно печатные, развивающие, музыкально – дидактические игры и подвижные.

Многие дидактические игры пробуждают детей превращаться в различные предметы рукотворного мира и описывать их: форма, цвет, размер, из какого материала сделан и т. д. Дети выполняют роль знатоков, отвечая на вопросы.

Дидактические игры предоставляют возможность развивать у учащихся таких процессов, как внимание и память. Игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности. Многие игры требуют не только умственных, но и волевых усилий: организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры. Главное, чтобы игра не отвлекала от учения, а, наоборот, способствовала интенсификации умственной работы.

Итак, развитие инновационной деятельности – одно из стратегических направлений в дошкольном образовании.

Инновационная игра – это деятельность по созданию новой игры, предлагающая что игра будет нести в себе обмен знаниями и демонстрацию результатов.

Используется при планирование и выявление знаний у группы любого возраста в начале года, так как дети любят играть в любом возрасте, а новая игра заинтересует ещё больше.

Мы в своём детском саду играем в различные дидактические игры.

Примеры дидактических игр :

Вторая младшая группа.

Игра для развития памяти.

Понадобится пять игрушек. Воспитатель расставляет игрушки за ширмой. Затем отодвигает её и предлагает детям запомнить порядок расположения игрушек. После того как дети запомнили воспитатель за ширмой меняет игрушки местами (сначала одну, за тем две). Дети должны отгадать, что изменилось и восстановить прежний порядок.

Воспитатель выбирает картинки родного города, села, деревни где они живут. Детям предлагается разбиться на небольшие группы, выбрать картинку и сообща рассказать всё что они знают об этой картинке. В конце игры дети выбирают самый лучший рассказ.

Понадобится картинки диких и домашних животных, лист чистой бумаги. Вначале воспитатель рассказывает о животных, которые считаются дикими, и объясняет, почему они так называются. Как определить домашнее животное, какие у них особенности. Затем детям показываются иллюстрированные примеры диких и домашних животных, рассказывается о среде обитания и образе жизни каждого. Коротко описывается посезонные особенности их проживания. Этот рассказ занимает не более 8 минут.

После раздаются детям наборы карточек с животными дикими и домашними. Задание разделить животных на два вида.

Как только дети справились с заданием, на заранее подготовленных листах они изображают понравившееся животное.

Занятие заканчивается игрой: воспитатель читает рассказ, в тексте которого встречаются различные животные, когда дети слышат название животного из дикой природы – они хлопают в ладоши, когда названо домашние животное ничего не делают. Рассказ должен занимать 5-8 минут.

Игра для развития фонетико-фонематической стороны речи.

Понадобится карточки с картинками (по четыре на каждой карте). Воспитатель называет любой гласный звук, дети по очереди произносят вслух названия своих картинок и находят нужную. Если картинка названа правильно, ведущий разрешает закрыть ее фишкой. Выигрывает тот, кто раньше всех закроет свои картинки.

Всё выше сказанное позволяет нам утверждать, что в игре ребёнок учится полноценному общению со сверстниками, учится подчиняться правилам установленные игрой, в игре интенсивно развиваются психологические процессы, формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы).

Дидактическая игра как средство формирования монологической речи дошкольника Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно излагать свои мысли. В то же время речь детей.

Игра дошкольника ФГОС рассчитан на играющего дошкольника (А. Г. Асмолов) Технология- продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности.

Игра в социально-личностном развитии дошкольника В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития дошкольников, являющегося одним из компонентов Государственного.

Сюжетно-ролевая игра как средство социализации младшего дошкольника. В дошкольном возрасте игра — основной вид детской деятельности, который вызывает качественные изменения в психике ребенка. Особое место.

инновационные игры

Развитие детей

инновационные игры

Направления инновационного развития детей

На современном этапе развития образования в РФ возникла необходимость внедрения инноваций в процесс обучения. Возникла потребность повышения уровня дошкольного и школьного образования. Главная цель – выявить и развить творческие способности у школьников. Внедрение инноваций помогает раскрыть внутренний потенциал, выявить способности детей.

Важно. Инновации для детей помогут в дошкольном воспитании, а в дальнейшем помогут выявить способности к точным либо гуманитарным наукам.

Популярные инновационные игры для детей

Интерактивная детская песочница

Является обучающим комплексом для наилучшего развития. Песочница состоит из ноутбука, деревянной конструкции, проектора и датчика глубины. Изображение на песке может изменяться, для этого необходимо выбрать соответствующий режим. С помощью песочницы проходят образовательные и психологические занятия, которые соответствуют образовательному стандарту РФ.

Песочница имеет четыре модификации:

Песочница лидирует среди инновационных разработок. На занятиях дети играют с песком, что позволяет развивать мелкую моторику рук и снимать напряжение. Занятия с песочницей помогает развить: мышление, воображение, память, внимание и речь.

Интерактивный комплекс для детей «Играй и развивайся

Развивающий комплекс – инновация для малышей дошкольного возраста. Современные дети довольно близки с компьютерами, многие используют его каждый день. С помощью комплекса можно проводить обучение в игровой форме. Дошкольники запоминают лучше, используют и развивают мышечную память. При помощи сенсорного экрана монитора, малыши могут играть в различные игры. Инновация поможет научить правильно переходить дорогу, начать изучение иностранных языков. Главная особенность инновации – процесс обучения во время игры.

Увлекательная инновация для детей. Игра состоит их химических элементов, лабораторного оборудования, необходимых реактивов. Малыши знакомятся с химическими реакциями, видят взаимодействие реактивов. Процесс обучение станет интересным и познавательным.

• Состоит из 22 увлекательных опытов. Инновационная игра позволит узнать много нового и интересного материала.

• Огонь и вода. Дети подробно узнают о взаимодействии двух стихий.

• Непредсказуемый финал инновационных опытов, который сумеет поразить не только школьника, но и взрослого человека.

Инновационный набор безопасен, но лучше, когда школьники занимаются под присмотром старших. Проводить опыты довольно интересно и увлекательно, поэтому родителям не придется скучать. Главное достоинство всех компонентов – натуральный материал, он нетоксичен и безвреден.

С помощью этой инновационной игры дети получат интересные знания и навыки.

Создан для любителей ароматов и путешествий. Юный химик сможет воспроизвести наилучшие ароматы Италии, узнать популярные запахи Венеции и Тосканы. Для этого необходимо правильно смешать несколько компонентов из инновационного набора. Готовый парфюм можно будет использовать самостоятельно, либо подарить близким друзьям. Таким образом, дети почувствуют себя настоящими творцами эксклюзивных ароматов.

Главные особенности набора:

• возможно создать любой авторских парфюм в домашних условиях;

• профессиональный набор позволит смешивать различные масла, позволит окунуться в мир духов;

• в инструкции подробно расписаны все этапы производства парфюмерии;

• инновация даст возможность создать более 25 популярных ароматов Италии.

• такие занятия способствуют в дальнейшем выборе профессии.

С помощью игрового набора можно создавать ароматические гелевые свечи. В комплект входят: разноцветный декоративный песок, стеклянные стаканы, аксессуары, украшения и гель, используемый для горения.

Игра поможет развить моторику рук, ее компоненты абсолютно безопасны. Свеча станет украшением интерьера или хорошим подарком.

Поможет заинтересовать школьников подобными экспериментами. Поможет развивать моторику и усидчивость. Родители могут проводить больше времени вместе с детьми, проводя опыты. После экспериментов получаются красивые фигурки из натурального мыла. Мыло можно хранить в ванной, оно будет напоминать о проделанной работе и мотивировать на дальнейшие опыты.

Игра включает в себя следующие компоненты:

• стаканы для мыльной основы;

• натуральные красители и ароматизаторы;

• палочки и перчатки.

Благодаря химическим экспериментам дети создают новые яркие игрушки. Игра развлечет и подарит веселое настроение. В процессе эксперимента малыши увидят, как появятся разноцветные лизуны и червяки. Это будет привлекать к дальнейшим познавательным исследованиям, а также пробудит интерес к химии и окружающей среде. Способствует развитию моторики.

Юные химики самостоятельно изготовят игрушки, которыми можно играть. Радость не будет иметь границ.

Состав абсолютно безопасен, включает в себя следующие компоненты: цветной раствор, активатор червяков, емкость для жидкостей, пипетка, мерная ложка и перчатки.

Эксперименты будут связаны с огнем, поэтому не следует оставлять малышей одних, без присмотра родителей. Юные химики получат много новых знаний в процессе игры. Эксперименты позволят узнать о закономерностях стихии, школьники научатся усваивать новую и необходимую информацию.

Дом превратится в лабораторию, где будет происходить укрощение огня. Игра включает в себя 6 опытов, состоит из необходимых реактивов, лабораторного оборудования и детальной инструкции для применения.

Теперь можно легко решить эту проблему, дав возможность создать ароматную бомбочку для ванной. В процессе занимательной игры дети обретут новые знания о химических свойствах. Родители выбирают инновационную игру по нескольким причинам:

• все компоненты натуральные;

• развитие мелкой моторики;

• опыты интересны как детям, так и родителям;

• по окончанию опытов ванна наполнится шипящими бомбочками, которые образуют большие мыльные пузыри.

Важно. Инновационные игры для детей помогут развить логическое мышление, у школьников пробуждается интерес к точным наукам и природным явлениям. Новые эксперименты вдохновляют детей на проведение опытов, а у младшего поколения развивают моторику и усидчивость.

Дети за компьютером

Условия современности таковы, что традиционное обучение в ДОУ не может полностью соответствовать настоящим требованиям ФГОС. Использование инноваций в работе с детьми открывает воспитателю новые возможности преподнесения материала.

Значение инновационной деятельности в дошкольном учреждении

Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями воспитателя. Целью инновационной деятельности в дошкольном учреждении является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов.

При осуществлении инновационной деятельности перед педагогом ДОУ ставятся следующие задачи:

  • развитие индивидуальности воспитанников;
  • развитие инициативности детей, их самостоятельности, способности к творческому самовыражению;
  • повышение любознательности и интереса к исследовательской деятельности;
  • стимулирование различных видов активности воспитанников (игровой, познавательной и т. д.);
  • повышение интеллектуального уровня детей;
  • развитие креативности и нестандартности мышления.

Девочка мечтает

Развитие творческого мышления — одно из главных требований к новой системе дошкольного образования

Кто не применяет новых средств, должен ждать новых бед.

Фрэнсис Бэкон, английский философ

Виды инновационных педагогических технологий в ДОУ

К инновационным педагогическим технологиям можно отнести:

Информационно-коммуникационные технологии

Компьютеры стали уже привычным атрибутом современности. ФГОС отмечает широкое использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном учреждении как одно из условий успешного образовательного процесса. К ИКТ в ДОУ относятся:

  • компьютеры;
  • интерактивные доски;
  • магнитофоны;
  • телевизоры;
  • фотоаппаратура и т. п.

Дети, сидя за столами, смотрят на экран с мультимедийной презентацией

Использование ИКТ на занятиях в детском саду позволяет привлечь внимание воспитанников

Интерактивная доска — это сенсорный экран, который работает в системе вместе с проектором и компьютером. Использование интерактивной доски на занятиях помогает перейти от объяснительной формы обучения к деятельной — дети сами проявляют познавательную активность, что способствует осознанному усвоению материала. Работа с интерактивной доской включает в себя:

  • проведение различных развивающих игр;
  • просмотр иллюстраций и видеоматериалов;
  • разбор проблемных ситуаций;
  • совместное творчество и др.

Мальчик работает с интерактивной доской

При работе с интерактивной доской дети самостоятельно проявляют активность, что облегчает усвоение материала

Занятия с интерактивной доской предполагают несколько вариантов работы с дошкольниками:

В младших и средних группах дети выполняют задания, которые им даёт педагог, а в старших и подготовительных группах ребята способны уже самостоятельно придумать действия или догадаться, что нужно сделать. Какой вариант работы выберет воспитатель, зависит от поставленных целей и задач предстоящего занятия.

В младших группах можно использовать интерактивные дидактические игры на сортировку, классификацию предметов, например, разместить овощи в одной стороне доски, а фрукты — в другой. Ещё один пример для младшей группы — занятие по изучению растительности луга. Дети подходят по очереди к доске и изображают на ней процесс роста травы (снизу вверх). Таким образом получится лужайка. Затем можно предложить дорисовать цветочки (воспитанники подходят по очереди и подрисовывают цветочек к стеблю). Результаты на занятиях по математике достигают большей эффективности при использовании наглядного материала: дети могут двигать на экране геометрические фигуры, считать предметы и т. д.

Карта маршрута к игре будет выполнять роль своеобразного плана

В старшей и подготовительной группах каждый ребёнок может пользоваться личным компьютером, например, в развивающих играх, выполняя индивидуальные задания. Такие занятия следует проводить в подгруппах по 4–8 человек. Обучающие игры и программы могут быть совершенно разными: помогающие в изучении иностранных языков, развивающие творчество, математические способности и т. п. Занятие следует строить в 3 этапа:

  1. Вводная часть, в которой можно провести беседы о предстоящей работе, конкурсы или загадки и т. д.
  2. Основная часть, где дети выполняют задания непосредственно за компьютером.
  3. Заключительная часть, в которой делаются выводы о проведённых действиях, закрепляется материал. Это может быть рисование, подготовка к выставке и т. д. Также необходима гимнастика для глаз, снимающая напряжение.

По санитарным нормам, длительность непрерывной работы дошкольника за компьютером во время одного занятия не должна превышать 5 минут.

Фотогалерея: использование ИКТ на занятиях в детском саду

Таблица: пример конспекта занятия с использованием ИКТ в старшей группе (фрагмент)

  • Развитие представлений о зимнем лесе;
  • стимулирование познавательной активности и творческих способностей воспитанников.
  • Деревянных два коня
    Вниз с горы несут меня.
    Я в руках держу две палки,
    Но не бью коней — их жалко.
    А для ускоренья бега
    Палками касаюсь снега. (Лыжи).

В.: Правильно, ребята, в лес мы отправимся на лыжах. Посмотрите на экран, там у нас лесная поляна. Давайте согреем руки. (Дети выполняют упражнение на дыхание).
Воспитатель читает ребятам стихотворение о зиме.
Затем педагог предлагает детям подумать о том, как лес выглядит зимой и вспомнить тех, кто в нём живёт. Для этого на экране демонстрируются различные звери и птицы. Ребята должны называть их. Воспитатель предлагает игру, в которой нужно охарактеризовать животных, появляющихся на экране:

  • волк — злой, серый, голодный;
  • медведь — большой, бурый, сильный;
  • лиса — хитрая, рыжая, осторожная;
  • заяц — трусливый, серый, белый, маленький;
  • белка — рыжая, запасливая, быстрая.
  • в дупле живёт… белка;
  • в логове живёт… волк;
  • под кустом живёт… заяц;
  • в берлоге живёт… медведь;
  • в норе живёт… лиса;
  • в хатке под водой… бобр.
  • Снег сегодня шёл с утра, (Руки вверх — вниз),
    Рада снегу детвора! (Хлопают в ладоши).
    Снег на ветках, на дорожках, (Руки вверх, руки вниз, приседают)
    На носу и на ладошках. (Показывают нос и ладошки).
  • Зимний лес стоит печальный.
    Кто под снегом спрятал тайны?
    Почему река молчит,
    Птичья песня не звучит?
    Осторожно в лес входите,
    Тайны леса не будите.

В.: А теперь надо возвращаться в детский сад. Понравилось вам в лесу? О каких птицах, животных мы сегодня говорили? С какими звуками работали? Я довольна вашими знаниями и поведением в лесу! Вы настоящие друзья природы. Надеваем лыжи, встаём на лыжню и друг за другом и отправляемся в детский сад. (Дети имитируют ходьбу на лыжах под зимнюю музыку).
Сюрпризный момент: воспитатель говорит, что все вернулись в детский сад из зимнего леса и очень устали, значит, пора подкрепиться. Дети получают конфеты.

Читайте также: