Готовность к школе 5 класс

Обновлено: 05.07.2024

Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. Это своеобразное испытание и не только для школьников, но и для педагогов. Классному руководителю необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, научиться эффективно, управлять деятельностью учащихся, быть их проводником и наставником.

Состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, иногда недисциплинированностью, снижением интереса к учёбе и её результатам, с психологической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной и школьной тревожности.

Все это означает, что дети могут испытывать значительные затруднения при обучении и адаптации к новым условиям организации учебного процесса. Для них особенно важна правильная организация адаптационного периода при переходе из начальной школы в среднее звено.

Как показывает практика, большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что "уже не маленькие”. Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений является для них зримым показателем их взросления. Они с удовольствием рассказывают родителям, младшим братьям, друзьям о своих учителях. Кроме того, определенная часть детей осознает свое новое положение как шанс заново начать школьную жизнь, наладить не сложившиеся отношения с педагогами.

Переход из начальной школы в среднюю связан с возрастанием нагрузки на психику ученика.

В адаптационной период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, "развязными”, чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными, иногда нарушается сон, аппетит. Подобные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70–80% школьников.

У большинства детей подобные отклонения исчезают, как правило, через 2–4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже больше.

Основные проблемы, возникающие в период адаптации к условиям обучения в средней школе:

- Очень много разных учителей.

- Непривычное расписание (новый режим).

- Много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены

- Новые дети в классе

- Новый классный руководитель.

- В средней школе они снова – самые маленькие, а в начальной школе были уже большими.

- Проблемы со старшеклассниками.

- Возросший темп работы

- Другие нормы оценок.

- Новые, непривычные требования к оформлению работ.

- Необходимость самостоятельно находить дополнительную литературу и работать с ней.

Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.

По данным психологов ситуация адаптации вызывает у многих пятиклассников повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а зачастую и появление страхов:

- Усиливается страх не соответствовать ожиданиям окружающих, который в этом возрасте, как правило, сильнее, чем страх самовыражения.

- Для ребенка младшего подросткового возраста чрезвычайно важно мнение других людей о нем и о его поступках, особенно мнение одноклассников и учителей.

- Постоянный страх не соответствовать ожиданиям окружающих приводит к тому, что способный ребенок не проявляет в должной мере свои возможности.

Все психологические особенности постепенно начинают проявляться в возрасте 10-11 лет – при переходе в среднюю школу, достигая апогея к 13-14 годам. Поэтому процесс адаптации в этом возрасте может оказаться непростым.

Выделяют такие виды школьной дезадаптации пятиклассников:

1. Интеллектуальная — низкий уровень развития мышления, несформированность познавательной мотивации, несформированность учебных умений и навыков.

2. Поведенческая — несоответствие поведения ребенка правовым, и моральным нормам (конфликтность, агрессивность, недисциплинированность, асоциалъность).

3. Коммуникативная — затруднения в общении со сверстниками и взрослыми (тревожность замкнутость, чрезмерная зависимость).

4. Эмоциональная — тревога и переживание по поводу проблем в школе, страх перед учителем нежелание посещать школу.

Исходя из перечисленных особенностей адаптационного периода, целью диагностического исследования в 5-х классах является получение необходимой информации о социально-психологическом статусе школьников для преодоления трудностей периода адаптации к средней школе .

Методы сбора информации:

  • анкетирование;
  • тестирование;
  • наблюдение;
  • беседа.
  • Обоснование выбора диагностического инструментария.
  • Выбор диагностического инструментария основывался на следующих критериях:
  • – показательность
  • – учет системного характера
  • – учет возрастной специфики

Диагностика адаптационного периода пятиклассников

В соответствии с вышесказанным были выбраны методики для мониторинга адаптации пятиклассников.

Требования к методам, инструментарию и организации оценивания адаптации пятиклассников

  • адекватность методик целям и задачам исследования;
  • теоретическая обоснованность диагностической направленности методик;
  • адекватность методов (процедур, содержания конкретных заданий и уровня их сложности) возрастным и социокультурным особенностям оцениваемых групп учащихся;
  • валидность надежность применяемых методик;
  • профессиональная компетентность и специальная подготовленность лиц, осуществляющих обследование (сбор диагностических данных), обработку и интерпретацию результатов;
  • этические стандарты деятельности психологов.

Теоретическая обоснованность методик

Смысл данного требования состоит в использовании только таких методик, содержательная сторона которых получила достаточный психологический анализ. В результате в них должна быть четко объективирована диагностическая направленность, а также показатели и критерии оценки исследуемой стороны развития ребенка.

Адекватность методов возрастным и социокультурным особенностям оцениваемых групп учащихся. Согласно данному требованию, применяемые методики должны содержать только такие задания, которые по своей процедуре, а также уровню сложности отвечают реальным возрастным интересам и возможностям исследуемых детей.

Валидность и надежность методик. Валидность методики – это свидетельство ее достаточно высокого соответствия заявляемому диагностическому предназначению. Под надежностью методики понимается ее достаточная устойчивость к внешним помехам.

Профессиональная компетентность и специальная подготовленность лиц, осуществляющих обследование (сбор диагностических данных), обработку и интерпретацию результатов. В психологической диагностике принципиальное значение придается требованию, чтобы диагностические методики использовались только достаточно квалифицированными специалистами–психологами, что является необходимой и обязательной мерой по защите прав человека – будь то ребенок или взрослый – от неправильного использования средств оценки их интеллекта, личностных и иных социально значимых качеств. Для правильного применения диагностического инструментария требуется достаточно длинный период обучения и специальной подготовки. Только квалифицированный психолог может обеспечить необходимые условия для правильной процедуры проведения обследования и последующей правильной интерпретации диагностических оценок.

Социально-психологический тест разработанный Дж. Морено (имеет много модификаций), применяется для оценки межличностных эмоциональных связей в группе, т. е. взаимных симпатий между членами группы, и решения следующих задач:

а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;

б) выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);

в) обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.

Возможны три основных способа выбора:

1) Количество выборов ограничивается 3 - 5;

2) разрешается полная свобода выбора (каждый может записать столько решений, сколько пожелает);

3) испытуемый ранжирует всех членов группы в зависимости от предложенного критерия.

С точки зрения простоты и удобства обработки результатов предпочтительнее первый способ. С точки зрения надежности и достоверности полученных результатов - третий, Кроме того, методом ранжирования удается снять опасение за отрицательный выбор. Ниже приведен пример обследования группы при помощи первого способа выбора, то есть каждый респондент имеет право выбрать только трех человек. Вопросы в прямой форме составлены по позитивному критерию.

Бланк социометрического опроса

Ответьте на поставленные вопросы, записав под каждым из них три фамилии членов вашего класса с учетом отсутствующих.

1. Если ваш класс будут расформировывать, с кем бы ты хотел продолжить совместно учиться в новом коллективе?

2. Кого бы ты из класса пригласил на свой день рождения?

3. С кем из класса ты пошел бы в многодневный туристический поход?

Обработка данных и интерпретация результатов

На основании полученных результатов составляется матрица (таблица 1). Матрица состоит: по вертикали – из списка фамилий группы, расположенных в алфавитном порядке и сгруппированных по половому признаку; по горизонтали – их номера, под которыми испытуемые обозначены в списке.

Как обеспечить ребенку и всей семье мягкий переход в среднее звено школы и хорошее продолжение учебы.

Ваш ребенок оставил за плечами уютную начальную школу и вот-вот получит доступ в среднее звено с его новыми правилами и совсем другой, почти взрослой жизнью. Как подготовиться к переходу в 5 класс? В этой статье мы расскажем, как обеспечить ребенку и всей семье мягкий переход в среднее звено школы и хорошее продолжение учебы, и как мы, родители, можем им помочь.

В чем разница?

Мы привыкли к тому, что у школьников есть два сложных периода в жизни, которые требуют концентрации сил детей, родителей и педагогов: это старт и финиш, - адаптация в первом классе и подготовка к экзаменам в последние пару лет школы. Но есть особый скрытый переход, который педагоги тоже называют настоящим кризисным периодом, - это начало среднего звена, 5 класс. Учителя в конце первой четверти даже собирают отдельный педсовет, который посвящен исключительно 5-классникам с их успехами и сложностями, потому что это очень важно – аккуратно адаптировать бывших младшеклассников к новым правилам и требованиям.

Что же меняется в жизни детей:


7 важных для ребенка навыков, которым не учат в школе

Каждый год родители отправляют драгоценного ребенка в школу и надеются, что в конце пути они получат гармонично развитую личность, готовую к взрослой жизни. Но есть важные навыки, которым не научат в школе - их можно получить только в семье: среди родственников, друзей, дядюшек, бабушек и крестных.

Детство кончилось

Переход в среднюю школу обычно совпадает с физиологическим завершением детства: дети растут, меняются и превращаются в странных подростков. Все это делает адаптацию пятиклассников еще загадочнее и краше. Сложности вызывает рост тела, гормональные бури, несбалансированность разных систем организма, эмоциональная неустойчивость. А психологически подростковый старт связан с чувством взрослости и собственной важности.

Психологи говорят, что именно из-за ценности отношений со сверстниками у младших подростков происходит замена ведущей деятельности. В младшей школе ведущей была учебная деятельность: детям нравилось именно учиться, разбирать новое, они с позитивом относились к самой учебе. В средней школе начинается новенькое: деятельность общения становится главной, - и это меняет приоритеты. То есть, подросткам по-прежнему нравится узнавать новое, но способности будут развиваться только там, где учеба подкрепляется положительными эмоциями, положительным обменом мнениями с одноклассниками и учителями, где есть успех, одобрение и уважение. Иными словами, хорошо учиться ребенок будет там, где он может быть крутышкой. Если самооценка и внешняя оценка не совпадают: когда сам для себя я принц и гигант, а для учителей - лентяй и скандалист, - это может не только усиливать негативизм, но и вести к внутреннему дискомфорту и конфликтам. А высокие оценки стимулируют дальнейший рост. И это нужно учитывать, настраивая ребенка на хорошую учебу и разрешая конфликты с учителями.

И еще немного физиологии, чтобы помнить: в 11-12 лет у подростков снижается выносливость, они быстро утомляются, снижается скорость оперативного мышления, ухудшается умственная работоспособность. Все это кратковременные явления, они не означают, что ребенок испортился, стал ленив, слаб или приобрел плохой характер. Просто в настоящее время он по объективным причинам не может хорошо себя контролировать и управлять собой. Очень важно в этот период жизни не предъявлять к детям завышенных требований, а спокойно и уважительно относиться к тому, что успехов стало меньше, чем в 10 лет.


Что мы можем наблюдать в начале 5 класса?

  • становятся неуравновешенными: плаксивыми, капризными или возбужденными и агрессивными;
  • иногда – наоборот, делаются заторможенными и вялыми;
  • быстрее устают и больше спят;
  • теряют аппетит или, наоборот, налегают на вкусняшки;
  • возвращаются к старым детским книгам и играм;
  • могут захандрить или заболеть.

Чтобы смягчить им привыкание и настроить на хорошую волну, заложить базу для дальнейшей успешной учебы и хорошего общения, можно немного помочь детям, это точно в наших силах.

Рекомендации родителям

Обеспечьте дома стабильную и комфортную обстановку. Ребенок должен знать, что хоть где-то все осталось по-прежнему - и по-прежнему хорошо. Постарайтесь отложить поездки или ремонт, перемены в жизни семьи. Готовьте любимые блюда, занимайтесь привычными делами, ходите вместе в кино и на прогулки. Как будто в какой-то части вашей жизни совершенно не важно, что есть школа с ее пятым классом и адаптационным периодом.

Позаботьтесь о правильном сне, прогулках, спорте, витаминах. Физическая активность хорошо влияет на самочувствие и состояние организма, кислород во время прогулок по парку приводит мозг в чувство. Следите за позой ребенка за письменным и обеденным столом, повесьте лампочки во всех углах, где детка пристраивается читать.

Регулярно разговаривайте с классным руководителем и другими учителями об учебе ребенка и его поведении. Если вы чувствуете непорядок – без колебаний поговорите с учителем. Вы сможете дать ему какую-то информацию, которая облегчит школьную жизнь ребенка, а для себя проясните такие моменты, которые не может донести до вас сын или дочка. Может быть, он просто все время забывает тетради, и вам придется за ним последить. А может, у детки провал по каким-то разделам в математике или русскому языку, - и вы поможете ему восстановить пробелы.


Помогите ребенку разобраться в новых терминах. Часто именно непонимание или неправильное понимание новых понятий, которые встречаются в учебниках или рассказах учителей, ведет к провалам в учебе. Научите ребенка лезть в словарь или гугл, чтобы все прояснять.

Знайте дисциплинарные правила, установленные в школе, и помогите ребенку выполнять их. Что подходит под формат школьной формы, а что нет. Какие прически разрешаются. Во сколько нужно быть в школе и что бывает за опоздания. Когда нужно покинуть школу.

В первые недели помогайте ребенку выполнять домашние задания. Но не делайте их за него. Договоритесь с ребенком о специальном времени, когда он должен выполнять задания, последите за выполнением договоренностей. Помогите решить задачу или найти материал к докладу, но постарайтесь не брать на себя слишком много ответственности – ребенок должен учиться сам.

Будьте терпеливы, дайте ребенку время на осознание нового. Внушайте положительное: все наладится, у ребенка все получится, если он немного постарается, он молодец и умничка. Давайте ребенку отдых от любых внушений и побуждений, чтобы он мог побыть таким, какой он есть. Верьте в своего ребенка и любите его!

И последний совет – хвалите и обнимайте ребенка с самого утра, до первого урока, улыбайтесь ему. Это хороший заряд на весь школьный день!


Кажется, ещё совсем недавно семья готовилась к долгожданному событию — отправляла ребёнка в первый класс! Сколько по этому поводу было переживаний: как будет учиться, понравится ли школа, подружится ли с одноклассниками? Но вот ваш ребенок уже освоил начальную школу, впереди следующая ступень — основное общее образование, которое ребенок будет получать с пятого по девятый классы. И снова возникают уже знакомые нотки беспокойства — чем помочь ребенку? Появятся новые предметы, которые будут преподавать узкие специалисты, увеличится учебная нагрузка, да и отношения среди сверстников станут уже иными.

Постараемся дать несколько советов, которые, надеемся, будут полезны.

1. Лето — время для отдыха. Но не забывайте про режим

Сейчас не время ограничивать ребёнка в отдыхе, ему нужно набраться сил перед новым учебным годом. Хорошо бы съездить на море, сходить на аттракционы, совершить небольшое путешествие, скажем, к бабушке в другой город или побывать на даче. В общем, всё как обычно. У ребёнка появятся новые впечатления, которыми он обязательно поделится со сверстниками. С той лишь разницей, что теперь он должен серьёзнее относиться к своему режиму — вовремя вставать, ложиться, есть, гулять.

Если режим сохранить не удалость, то сейчас, в августе, его обязательно нужно восстановить

Задача родителей — объяснить ребёнку, что это поможет сделать учебный год максимально эффективным и безболезненным. Это станет его первым испытанием по развитию самодисциплины. Именно это качество поможет ребенку преодолевать первые трудности во время обучения, а в последующие годы станет просто незаменимым.

2. Делайте зарядку вместе с ребёнком

Одна из составляющих режима. Она важна не только для разминки мышц, но и для общего состояния. В последующем зарядка поможет преодолевать стресс, вовремя переключать внимание, расслабляться. Если ребёнок не смог её сделать утром, важно, чтобы он не забыл о ней вечером. Пока ребёнок не привыкнет, зарядку можно проводить вместе со взрослыми. Сделав зарядку обязательной, возможно, ваш ребенок захочет посещать спортивную секцию или записаться в кружок. Не препятствуйте этому.

3. Перестаньте делать домашку за ребёнка

В первые годы обучения ребёнка в школе вы наверняка выполняли домашние задания вместе с ним. Без этого не обойтись — ребенку приятно ваше участие, да и вам спокойней. Вы всегда в курсе его школьных дел. Это стало для вас обязательным, а у ребёнка вошло в привычку. Не стоит сразу что-либо кардинально менять. Нужно приучать его к самостоятельности постепенно. Вы по-прежнему можете помогать ребёнку, но ни в коем случае не стоит выполнять домашнее задание за него.

Если ребёнок забыл правописание гласных в корне слова или падежных окончаний — попросите его вспомнить правило или подведите к правильному решению, не называя его. Если возникла проблема с математикой, используйте похожие примеры из уже решённых им задач. Можно проблемную задачу сообща решить устно, а потом ребёнок запишет её на бумаге. Главное, чтобы задание было выполнено именно ребёнком.


Ваша помощь в выполнении домашнего задания должна сводиться только к консультации. Если какой-то предмет даётся ребенку с трудом, постарайтесь проявить терпение. К любому заданию в той или иной степени можно провести аналогию из реальной, знакомой ему жизни, тем самым подтвердив важность предмета. И не забывайте проверять самостоятельно выполненные ребёнком задания.

4. Используйте наглядные пособия

Программа пятого класса рассчитана на 15 главных предметов. Помимо этого есть ещё и факультативные предметы. Увеличившаяся нагрузка требует и соответствующей подготовки. Мы не рекомендуем ограничиваться материалом одного учебника.

Эти комплекты можно потом использовать на тематических школьных вечерах, викторинах, при написании рефератов. По ним можно подготовить доклад и проиллюстрировать его рисунками или фотографиями, которые даются на лицевой стороне карточек.

5. Научите детей общаться с учителем

Начальная школа позади, и учителя видят в пятиклашках уже не детей, а учеников. А значит, конфликты неизбежны. Как ребёнку себя вести? Прежде всего, не вступать в утомительный и бесполезный спор. Постараться понять, что учеников много, а учитель один. И ему тоже тяжело.


У ребёнка конфликт с учителем. Как разобраться в ситуации, чтобы никому не навредить?

Если же учитель заведомо неправ или проявляет явное неуважение к ученику, то, опять же, криками и, ещё хуже — истерикой, ничего не добьешься. Это лишь усложнит ситуацию не в пользу ученика. В такой ситуации стоит вежливо сказать педагогу, что ты с ним не согласен. Дальнейший разговор с учителем (или директором) будут вести родители. При этом не мешало бы заранее изучить устав школы, в котором, скорее всего, прописаны подобные ситуации и способы их решения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Переход ребят из начального звена в среднее звено школы считается одним из наиболее сложных школьных периодов.

Переход в среднее звено (5 класс) предъявляет повышенные требования к интеллектуальному и личностному развитию учащихся, к степени сформированности учебных умений, к способности саморегуляции, развитию коммуникативных навыков.

В этот период происходят существенные изменения, как и внутренние (в психике ребёнка), так и внешние.

Внешние изменения в жизни 5-классников:

При знакомстве с новыми учителями, усвоении новых знаний перестраивается сложившиеся ранее у детей представления о мире, о жизни, оно становится более шире, глубже.

К внутренним изменениям пятиклассника можно отнести:

- постепенное обретение чувства взрослости;

-стремление обрести себя как личность (крайнее проявление – негативизм, стремление противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых).

- моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или кого-то другого поведения, социальные нормы взаимодействия людей, моральные ценности.

- происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности на ведущую деятельность общения.

Следующим шагом психолого-педагогического сопровождения пятиклассников в период адаптации к обучению в среднем звене школы стала комплексная психологическая диагностика. По результатам диагностики определяются группы детей, нуждающихся в той или иной психолого-педагогической помощи, а так же разрабатываются конкретные рекомендации, как для педагогов, так и для родителей и детей для создания оптимальных условий дальнейшего развития и обучения. А на заседаниях школьного ПМПк всеми участниками учебно-воспитательного процесса разрабатываются стратегии индивидуальной и групповой психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, нуждающимся в ней.

Анализ комплексного психодиагностического обследования учащихся 5-х классов.

6 и 7 октября 2015 года нами было проведено психодиагностическое обследование учащихся 5-х классов. В диагностике приняли участие 58 человек, из них: 29 учащихся 5 "А" класса, 29 учащихся 5 "Б" класса, (1 учащийся не полностью прошел психологическое обследование в связи с болезнью).

Целью психодиагностического обследования этих учащихся являлось изучение степени учебной мотивации, межличностных отношений и особенностей личности учащихся, их отношения к новым социально-педагогическим условиям обучения, выявление актуальных трудностей учащихся.

Задачи исследования:

Изучение школьной мотивации и познавательной активности детей;

Изучение развития познавательных процессов (внимания, памяти, мышления);

Изучение актуального психоэмоционального состояния и комфортности обучения;

Выявление наиболее актуальных для детей трудностей для дальнейшего оказания им педагогической и психологической помощи;

Подготовка рекомендаций для учителей и родителей по созданию оптимальных социально-педагогических условий для успешного обучения и адаптации пятиклассников.

В ходе обследования были применены следующие диагностические методики:

Диагностическое обследование уровня готовности пятиклассников

к обучению в среднем звене.

Наименование диагностического инструментария

Диагностические возможности методики

Тест на сформированность навыка чтения на русском языке

Методика позволяет оценить

Тест на сформированность навыка чтения на английском языке

Тест на самостоятельность мышления

Тест структуры интеллекта Амтхауэра

Методика позволяет оценить динамику работоспособности ребенка. Позволяет определить скорость переработки информации и точность выполнения заданий (внимательность).

Тест на выявление дивергентного мышления

Личностный опросник Кеттелла

Тест на межличностные отношения

Гештальт-тест Бендера на выявление зрительно моторной координации

Гештальт-тест Бендера используется для выявления зрительно моторной координации

Опросник Филлипса на выявление школьной тревожности

Опросник Филлипса использовался для выявления школьной тревожности

Анкета для диагностики учебной мотивации

Анкета предназначена для оценки уровня школьной мотивации учащихся: положительная школьная мотивация, внеучебная, низкая школьная мотивация, негативное отношение к школе. Содержит вопросы, отражающие отношение детей к школе, к учебному процессу, их эмоциональные реакции на школьную ситуацию.

Методика предназначена для оценки уровня сформированности у учащихся основных компонентов учебной деятельности: учебно-познавательного интереса, умений целеполагания, учебных действий, умений контроля. Критерии эффективности учебной деятельности.

Открытое письмо родителям

Усвоение нравственно-этических норм и школьных норм поведения. Успешность социальных контактов. Эмоциональное благополучие.

Тест на определение ведущей системы восприятия мира

Методика незаконченных предложений

Тест на определение самооценки ребенка

Комплекс методик обследования адаптационного периода включает в себя наиболее показательные для адаптации процессы: мотивация учения, самочувствие, тревожность, исследование интеллектуального и личностного развития.

1. Школьная мотивация и познавательная активность.

Учащимся предлагалось ответить на 12 вопросов анкеты, выбирая из предлагаемых вариантов наиболее соответствующий им.

По результатам исследования было установлено 3 основных уровней школьной мотивации, по которым распределились учащиеся 5-х классов, что отражено в таблице:

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Высокий уровень развития, как видим из таблицы, имеют 37 человек (64,9% пятиклассников). У этих детей положительное отношение к школе, есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Как правило, эти ребята легко усваивают учебный материал; полно овладевают программой, прилежны; внимательно слушают указания учителя; выполняют поручения без внешнего контроля; проявляют интерес к самостоятельной работе, всем предметам; поручения выполняют охотно; занимают благоприятное статусное положение в классе.

Средний уровень - хорошая школьная мотивация, наблюдается у19 учащихся 5-х классов (33,3%). При средних показателях школьной мотивации ребенок положительно относится к школе; понимает учебный материал; усваивает основное в программе; самостоятельно решает типовые задачи; внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний, но требует контроля; сосредоточен по интересу, готовится к урокам, поручения выполняет; дружит со многими детьми в классе.

Низкая школьная мотивация была выявлена у 1 учащегося (1,7% пятиклассников). Этот учащийся относится к школе либо отрицательно, либо безразлично, посещает школу неохотно. На уроках часто занимается посторонними делами, отвлекается, нарушает дисциплину, а как следствие фрагментарно усваивает учебный материал.

2. Развития познавательных процессов

Успешность адаптации к системе обучения в среднем звене обеспечивает достаточное развитие познавательных процессов. Прежде всего, это внимание, и скорость переработки информации.

Переход в пятый класс многие ученики ждут с нетерпением: начальная школа осталась позади, и теперь им предстоит новая ступень в учебной жизни. Однако данный этап подразумевает и ряд сложностей. Чтобы у ребенка не было стресса в начале года, необходимо заранее подготовиться к переходу в среднюю школу.

Переход в 5 класс может сопровождаться стрессом

  • Как подготовиться к учебе в пятом классе
  • Как подготовиться к учебному году
  • Что должен знать пятиклассник перед началом нового учебного года

Устройте ребенку полноценный и насыщенный отдых в течение 1-1,5 месяцев после 4 класса. Это могут быть поездки, общение, активные игры. Не давайте школьнику никаких заданий, касающихся учебы. Если он любит читать, то будет делать это сам без принуждения. В противном случае традиционный список литературы для внеклассного чтения на лето становится для детей настоящим наказанием. Если привычка заниматься на каникулах не сформирована заранее, сейчас лучше дать ребенку хорошо отдохнуть, чтобы затем он со всей серьезностью приступил к занятиям в средней школе.

Не планируйте дальних поездок и слишком активного досуга на последние недели августа, иначе подростку будет сложно адаптироваться к новому достаточно интенсивному режиму. Если предстоит учиться с первой смены, мягко переходите на близкий к такому распорядок дня. Начните вставать и ложиться на 15 минут раньше, постепенно увеличивая это время.

Приучайте ребенка к организованности. В отличие от начальной школы, в 5 классе на него накладывается гораздо большая ответственность. С этого года увеличивается количество дисциплин, учителей и кабинетов, поэтому многое зависит от того, как подросток умеет организовать свои передвижения. Контроль над каждым его шагом со стороны педагогов становится значительно слабее, и поэтому организованность, порядок в вещах и следование определнным правилам просто необходимы.

Уделите внимание психологической подготовке. Для многих учеников переход в 5 класс сопровождается серьезным кризисом, как ни странно, именно по вине родителей. Не стоит нагнетать обстановку, пугать ребенка возрастающими нагрузками и настраивать на то. что ему будет тяжело. Разумеется, у взрослых может быть повод для такого поведения, если до этого школьник не очень ответственно относился к урокам или не полностью освоил программу начальной школы. Процесс усложнения программы - естественное явление для каждого года учебы, и переход в среднюю школу вряд ли должен сопровождаться особыми сложностями.

Подготовьтесь к освоению новых предметов, которые вводятся в 5 классе. Например, физика или химия могут показаться ребенку слишком скучными. Начните вместе читать научно-популярные книги на данную тематику, в которых много интересных и даже шокирующих фактов. Приобретите настольные игры или специальные наборы, связанные с проведением опытов. Если есть возможность, посетите музей, где знакомство с такими дисциплинами проводится в интерактивном режиме (движущиеся экспонаты, оптические иллюзии и т.д.). Ваша цель - заинтересовать школьника, вызывать у него интерес к более глубокому освоению этих предметов.

Читайте также: