Критерии оценивания эксперимента в начальной школе

Обновлено: 04.07.2024

Критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса (учащимся, администрации школы, родителям, законным представителям и т.д.) критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.

Недостатки пятибалльного оценивания:

Ученик ограничен в возможности увидеть личную динамику

Отношения учитель – ученик определяются контролирующей функцией учителя

Отношения учитель – ученик – родитель определяются субъективностью оценивания

Ученик не учится контролировать себя сам

Критериальное оценивание

Смысл критериального оценивания заключается не в отказе от отметки. Критериальное оценивание позволяет ученику планировать свою учебную деятельность, определять цели, задачи, пути их достижения, оценивать результат своего труда.

Мероприятия по внедрению критериального оценивания в процесс обучения

Создание единой политики оценивания в школе;

Создание нормативно-правовой базы;

Подготовка учителей и родителей к новой системе оценивания;

Определение процедур оценивания;

Разработка технологии проведения урока с использованием критериального оценивания.

Принципы критериального оценивания:

Гибкость и вариативность;

Естественность процесса контроля и оценки.

Функции отметки при критериальном оценивании:

Стимулирование ответственности учащихся за образовательные результаты

Определение границ знания-незнания

Определение направления коррекционной работы

Оценивание личной динамики учащихся

Мотивирование учащихся к обучению

Формирование действий контроля и оценки

Виды контроля:

По субъекту контроля:

По месту в учебном процессе:

Виды оценки:

Главное качество всех видов оценки – содержательность (критериальность).

Правила оценочной безопасности:

Не скупиться на похвалу.

Хвалить исполнителя, критиковать исполнение.

Даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нем.

Ставить перед ребенком только конкретные цели.

Не ставить перед первоклассником несколько задач одновременно.

Учитель! Начни с собственной самооценки.

Этапы формирования оценочной деятельности

Постановка задачи ( что предстоит сделать и где можно использовать данный навык);

План деятельности (алгоритм, шаги деятельности);

Выработка дальнейших действий.

Педагогические приемы формирования действий контроля и оценки у младших школьников

Что делает учитель

Выделяет, что должен знать и уметь ученик после конкретного урока;

Подбирает приемы, с помощью которых можно освоить данные знания, а также задания, формирующие данный конкретный навык;

Создает алгоритм действий, решает в каких ситуациях будет применен данный алгоритм;

Совместно с детьми вырабатывает критерии оценивания, совместно с детьми подводит итог деятельности на уроке;

Нажмите, чтобы узнать подробности

Согласно ФГОС сегодня педагоги в школах учат работать ребят над различными видами проектов. Сложности и трудности у педагогов возникают в оцениивании различных видов проектов. В данной статье вы найдете критерии оценивания краткосрочных проектов для начальной школы.

Критерии оценки краткосрочных проектов в начальной школе.

Согласно ФГОС, школа должна способствовать формированию активной, инициативной личности. Трудно сделать это, если на уроке дети выполняют роль пассивных слушателей, зубрят правила и решают задачи по образцу. Поэтому педагоги учат ребят работать над различными видами проектов. В начальной школе сделать это сложнее, так как дети еще маленькие. Однако многие педагоги справляются с поставленной целью.

Определение. Решение дидактических задач через самостоятельную разработку проблемы учащимися - в этом заключается суть метода проектов в начальной школе. Виды проектов бывают различными, но всегда предполагают оформление результатов в виде конечного продукта. Им может стать макет, книга, презентация, видеофильм, инсценировка и т. д.

Цели проектной деятельности:

-контроль знаний и умений по пройденному материалу

-развитие исследовательских умений

-развитие умений поиска и обработки информации

-работа по новым технологиям

-умение слушать и уважать мнения других

Важно, чтобы тема проекта вызывала у школьников интерес и не предполагала наличия готового ответа. Дети должны провести собственное исследование, собрать и проанализировать информацию, самостоятельно сделать выводы. При этом особую ценность представляет не полученный результат, а опыт, приобретенный ребенком в процессе работы.

Учет возрастных особенностей . Виды проектов в начальной школе по ФГОС должны подбираться с учетом детских возможностей. Чем младше ученики, тем проще будут поставленные задачи. Если в средних и старших классах чаще используются долгосрочные проекты, то в младшей школе предпочтение отдается коротким исследованиям. Иначе обучающиеся устают, теряется мотивация и работа остается незаконченной.

В помощи взрослых учащиеся нуждаются на каждом этапе деятельности. Поэтому большая часть работы над проектом проводится в школе, в присутствии учителя. В противном случае вся нагрузка ляжет на родителей, которые не всегда умеют правильно организовать процесс. Чаще всего они выдают ребенку уже готовую информацию, тогда как школьники должны учиться искать ее самостоятельно. Хорошо, если работа над проектом превратится для детей в веселую игру.

Цели учебного проекта в начальной школе. Применение этого метода на уроках и во внеурочной деятельности позволяет педагогу научить детей: самостоятельно формулировать задачи и решать их; искать информацию, анализировать ее, выделять главное; применять на практике знания, приобретенные на уроках; творчески подходить к решению проблем; эффективно распределять свое время; сотрудничать с другими учащимися, взрослыми; осваивать незнакомые технологии во время изготовления конечного продукта; проводить исследование (выдвигать гипотезу, изучать теорию, ставить опыты, организовывать опросы, собирать доказательства, делать выводы); анализировать ход работы, ее результаты и успешность; демонстрировать полученный продукт, лаконично, но полно рассказывать о нем; выступать перед публикой, аргументированно доказывать свое мнение.

Классификация учебных проектов. В начальной школе исследовательская работа детей может быть весьма разнообразной. Проекты классифицируют по нескольким признакам:

1)по количеству учащихся: они разграничиваются на индивидуальные, парные и групповые;

2) по продолжительности выделяют: мини-проекты (1-2 урока), краткосрочные (1-2 недели), средние (от 1 до 2 месяцев) и долгосрочные (годовые) проекты. Для младших школьников больше подходят два первых варианта;

3) по содержанию: все работы делятся на монопроекты (вытекают из содержания 1 учебного предмета) и межпредметные проекты, предполагающие интеграцию знаний из 2-3 областей;

4) по месту проведения: исследовательской деятельностью можно заниматься в классе, а можно перенести ее во внеурочное время. Тогда сбор информации, подготовка презентации, изготовление конечного продукта проводится детьми дома. Во время урока учитель координирует деятельность школьников, помогает решить возникшие проблемы.

Виды проектов по доминирующей деятельности . Эта классификация считается основной, так как отражает содержательную специфику работы. Согласно ей, выделяют следующие виды проектов в начальной школе по ФГОС:

Практико-ориентированный. Работа ведется в соответствии с четким заказом на конечный продукт. Предполагается, что он будет использоваться для решения каких-то проблем. Например, обучающиеся должны изготовить учебные пособия для всего класса или кормушки для птиц.

Исследовательский. Выполняя его, обучающиеся превращаются в настоящих ученых. Они выдвигают гипотезы, проводят эксперименты и социологические опросы, сооружают действующие модели, исследуя выбранную проблему.

Информационный. Школьники собирают достоверные данные о каком-то объекте или событии, оформляют их в виде статьи, реферата, книги и представляют широкой аудитории.

Творческий. Результаты проведенного исследования оформляются нетрадиционно. Это может быть поделка, рисунок, видеофильм, театрализованная сценка, игра, стихи и сказки собственного сочинения.

Ролевой. Для младших школьников это самый сложный вид проекта. Дети берут на себя роль определенного персонажа и действуют в обозначенной ситуации. Так могут создаваться сказки на новый лад, обыгрываться исторические события.

Выбор темы. Проекты младших школьников обычно тесно связаны с содержанием учебных предметов. Дети этого возраста очень любопытны, им нравится заниматься творческой и исследовательской деятельностью. Желательно, чтобы тема была актуальной, соприкасалась с жизнью ребенка. Например, учащиеся с удовольствием изучают собственную родословную, рассказывают о профессиях родителей, ставят эксперименты на кухне. Интересен им и окружающий мир. Школьники создают фантастические проекты ("Автомобиль будущего", "Город на Марсе"), изучают теоретические проблемы ("Как придумали цифры?"), проводят собственные исследования ("Можно ли в домашних условиях изготовить духи?"), участвуют в играх ("Путешествие по странам"). Однако самостоятельно придумать интересную тему им сложно. Родители тоже не всегда способны помочь в этом вопросе. Лучше, если выбор темы возьмет на себя педагог, знакомый с основами технологии проектов в начальной школе.

Этапы работы. Организация метода проектов в начальной школе строится по правилу "пяти П":

1.Проблема. Учитель в игровой форме погружает детей в тему, используя сказки, легенды, видеофильмы или театрализованные сценки. Затем очерчивается проблема. Ученики выдвигают гипотезы о том, как можно ее решить.

2.Планирование. Педагог вместе со школьниками формулирует задачу, определяется план дальнейших действий, распределяются роли.

3.Поиск информации. Дети изучают литературу, проводят опросы среди одноклассников, родителей. Полученные данные анализируются, делаются выводы.

4. Продукт. Результаты оформляются в виде готового изделия. Это может быть поделка, реферат, макет, иллюстрированный альбом, компьютерная презентация, карта, газета, постановка, спектакль, экскурсия, игра.

5.Презентация. Школьники представляют проекты, рассказывают о проведенной работе, ее результатах. Здесь уместно использование игровых форм: отчет об экспедиции, рекламная кампания проекта, телепередача, защита макета на Совете Ученых.

Иногда выделяют еще одно "П" проекта - портфолио. Это папка, в которой собираются все рабочие материалы, включая черновики и ксерокопии.

Использование метода в 1 классе. Учителя, согласно указаниям ФГОС, организуют работу над разными видами педагогических проектов в начальной школе. Больше всего проблем возникает у них с первоклассниками, которые еще плохо читают и пишут, не умеют работать с информацией. На этом этапе рекомендованы мини-проекты, занимающие 1-2 урока. Предполагается, что ребенок будет исследовать один несложный объект. Информацию лучше собирать путем опроса, наблюдения. Например, детям предлагается нарисовать собственный режим дня, подготовить фотоальбом "Моя семья", всем классом придумать сборник загадок о животных, подобрать интересный материал для каждой буквы алфавита. Основная работа проводится в классе. Школьников можно разделить на группы, каждой из которых поручена своя задача. Либо ученики работают индивидуально в рамках одной темы. Требований к оформлению проекта в 1 классе не предъявляется. Чаще всего он состоит из картинок и рисунков с короткими подписями.

Проекты во 2-4 классах. Во втором классе детей нужно учить находить информацию, работать с познавательной литературой, решать творческие задачи. Важно, чтобы результат проекта был осязаемым и его можно было использовать в обычной жизни. Например, дети создают интерактивную энциклопедию для сверстников, взвешивают свои ранцы и сравнивают эти результаты с действующими нормами, изготавливают открытки для ветеранов. Продолжительность проекта не должна превышать 1-2 недель. В 3-4 классах деятельность ребят становится более обдуманной, целенаправленной. Проекты могут готовиться от 1 до 2 месяцев. Темы становятся сложнее: "Как заставить воду течь вверх?", "Веселые задачки про сказочных героев", игра по теме "Однородные члены предложения". Педагог учит школьников формулировать цели, выдвигать гипотезы, обрабатывать информацию, находить собственное решение проблемы. Проекты выполняются как в группах, так и индивидуально. При этом недопустим элемент соревновательности между детьми.

Критерии оценки. На основании чего выставляются отметки за разные виды проектов в начальной школе? Критерии могут отличаться в зависимости от возраста учащихся. Так, в 1-2 классах они предельно просты: Соблюдение всех намеченных этапов работы, ее законченность. Оригинальность и качество выполнения изделия. Полнота раскрытия выбранной темы.

В 3-4 классах критериев становится больше: актуальность темы; глубина и самостоятельность исследования; оригинальность решений; качество готового продукта; степень раскрытия темы во время презентации, ее убедительность.

Современные учителя активно осваивают проектную деятельность в начальной школе. Отзывы их неоднозначны. С одной стороны, дети с интересом включаются в исследование, выдвигают гипотезы, с азартом проверяют их, получают неожиданные результаты. У многих повышается мотивация. Групповые и коллективные проекты получаются особенно удачными. А вот индивидуальные исследования вызывают затруднения у большинства младших школьников. Они требуют активной помощи родителей, но не все мамы и папы готовы после рабочего дня готовить проект. Им проще скачать из интернета уже готовый материал. Поэтому этот вид работы лучше использовать выборочно с заинтересованными детьми и родителями. Большие проблемы у младших школьников возникают и с правильным оформлением работ, что связано с возрастными особенностями. Таким образом, работа над разными видами проектов в начальной школе возможна, но с некоторыми ограничениями. Ребята только учатся ориентироваться в информационном пространстве, мыслить самостоятельно, поэтому им необходима помощь взрослых. При этом данный вид деятельности интересен им и вызывает массу положительных эмоций.


Критериальное оценивание учебных достижений учащихся особенно актуально в рамках перехода образовательных учреждений на новые государственные стандарты. В статье приводятся примеры из опыта работы учителя по критериальному оцениванию.

Содержимое разработки

отдела образования акимата города Лисаковска

Критериальное оценивание

учебных достижений учащихся

из опыта работы

учителя начальных классов Исмагуловой И.В.

Критериальное оценивание учебных достижений учащихся особенно актуально в рамках перехода образовательных учреждений на новые государственные стандарты. Помимо опорных навыков и умений, уделяется внимание самостоятельной деятельности школьников, создается надежный фундамент для средней ступени обучения. Критериальное оценивание ориентировано на новые цели и результат, позволяет контролировать саморазвитие ребенка. В новой образовательной системе оценка выступает не как критерий минимума, она используется для проверки овладения учебными умениями и навыками. Отметки у младших школьников, контроль достижений младших школьников – актуальная проблема современной образовательной системы.

При критериальном оценивании ученик становится настоящим субъектом своего обучения, снижается его школьная тревожность. При этом меняется роль учителя. Он становится партнёром, консультантом, советчиком. Таким образом, критериальное оценивание несет в себе потенциал сохранения здоровья и учеников, и учителей.

Опыт работы подсказал мне, что каждого ученика нужно поставить в такие условия, когда способы оценивания выбираются ими самими. Когда ученик знает, что он сам сможет оценить свои действия, то возрастает его желание учиться лучше, стремление к познанию, открытию способов решения учебных задач, т.е. видеть перспективы своего роста. Существует алгоритм формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников, который включает формирующее и констатирующее оценивание.

Формирующее оценивание – это оценивание для обучения. Оно выполняет две важные функции: диагностическую и коррекционную.

Образовательный процесс выстраивается таким образом, чтобы у учащегося формировалась оценка самого себя, своих достоинств и недостатков, своих действий и возможностей, т.е. самооценка.

С 1 класса совместно с детьми вырабатываю критерии оценки.

Предварительно договариваемся, что критерии должны быть чёткими. Обучающиеся учатся видеть свою работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания. Когда критерии выбраны, то учитель и ученик становятся на один уровень в оценивании выполненного задания.

С первой недели 1 класса обсуждаются два направления оценивания: правильность и аккуратность. Постепенно появляются новые шкалы. Их появление связано с какой-либо актуальной для класса или для конкретного ребенка ситуацией. Например, трудность. Выполняя задания, одни обучающиеся испытывают затруднения, другие - справляются с лёгкостью. Оценивая себя по данному критерию, ученики понимают над чем предстоит ещё работать. Учитель имеет возможность оценить уровень усвоения изучаемого материала. Самооценка ученика предшествует учительской оценке. На первом этапе появляется много шкал, отражающих не только усвоение ребенком математики, русского языка, но и связанных с организацией работы первоклассника.

Рассмотрим на конкретном учебном задании. Она строится в соответствии с универсальным алгоритмом.

Детям предложено написать строчную букву я в соответствии с образцом.

Первым шагом алгоритма является определение цели работы.

Для детей данный шаг формулируется в форме вопроса: Какое было задание?

На данном этапе дети учатся вспоминать цель работы. Учащиеся могут оценивать себя только в том случае, если они достаточно чётко представляют цели, которых необходимо достичь в ходе обучения.

Второй шаг – разработка критериев.

Задаем вопрос: Что нужно сделать чтобы выполнить задание?

Дети предлагают возможные варианты.

высота буквы

ширина буквы

аккуратность

В результате коллективного оценивания из предложенных критериев выделяем самые важные, необходимые для выполнения учебной задачи.

Ответы детей и представляют собой ничто иное, как критерии оценивания. А критерий - это признак, который позволяет оценить соответствие работы предъявленным требованиям. Критерии должны быть четкими, однозначными.

Следующий шаг оценочная деятельность по инструментарию . Как оценим работу?

Это могут быть Знаковая символика, Оценочная лесенка, Светофор. В нашем случае – это волшебная линеечка. Чертятся четыре шкалы на доске и в ученических тетрадях. Над каждой шкалой ставится первая буква обозначенного критерия (В – высота, Ш – ширина, А - аккуратность, Н - наклон) и наносятся деления, соответствующие уровню выполненного задания (не выполнил, выполнил с ошибками, выполнил): на доске. Идет оценочная деятельность по инструментарию.

Заключительный шаг алгоритма – рефлексия оценочной деятельности.

Удалось ли выполнить задание?

Что нужно сделать, чтобы количество ошибок уменьшилось и ваши крестики оказались на вершине?

Одновременно с самооцениванием обучаю детей взаимооцениванию выполненной работы. Оценивание чужой работы позволяет уточнить значение критериев оценки. Кроме того, ребёнку легче увидеть недостатки в чужой работе, чем в своей.

Для того, чтобы обучающиеся научились адекватно оценивать выполненную работу, учу их работать с эталоном (подробный образец выполненного задания). При этом обучающиеся сравнивают свою работу с эталоном, находят самостоятельно свои ошибки. Эталон известен учащимся заранее.

При использовании технологии критериального оценивания меняется и подход к проведению проверочных и контрольных работ. Не менее чем за неделю до констатирующей работы школьникам предоставляется полная информация о том, какие типы заданий в ней предусмотрены, каким критериям они соответствуют и что необходимо для подготовки. К каждой контрольной работе прилагаются дескрипторы, которые описывают уровни достижения учащегося по каждому критерию (последовательно показывают все шаги по достижению наилучшего результата) и оцениваются определенным количеством баллов: чем выше достижение - тем больше балл.

Если говорить о личном опыте, то мы с моими учениками тоже учимся оценивать по критериям. На уроках русского языка ребята уже знают, каждый шаг – балл. Например, если в упражнении нужно списать, вставить пропущенные буквы и подчеркнуть главные члены предложения, то вот они и дескрипторы:
1. Красиво и аккуратно списан текст.
2. Безошибочно вставлены пропущенные буквы.
3. Правильно определены и подчёркнуты главные члены предложения.
На уроках математики, например, при решении задачи, ребята тоже чётко знают, что нужно оценивать:
1. Правильно записаны условие и вопрос задачи.
2. Верно в решении выбран арифметический знак.
3. Точно произведено вычисление.
4. Безошибочно записан ответ.
На уроках литературного чтения мои ученики понимают, что для того, чтобы получить лучшую отметку при чтении текста, им необходимо учитывать следующее:
1. Текст прочитан целыми словами.
2. Слова прочитаны правильно.
3. Соблюдена интонация.
4. Понятен смысл прочитанного.
Конечно, ребята не знают, что такое дескрипторы. Мы называем это указателями. А критерии называем ступеньками. Например,
- Сейчас мы поднимаемся на первую ступеньку и я проверю, знаете ли вы… Отсюда критерий – знание. Критерии следующие: знание, понимание, применение, анализ, синтез (обобщение), оценка. Анализ, синтез, оценку мы сводим к выводам и доказательствам.

Различные техники формативного оценивания помогут учителю в осуществлении непрерывного оценивания процесса обучения, предоставлении ученикам возможности включиться в этот процесс через взаимооценивание и самооценивание.

Перечень техник большой, но в данном случае предлагается описание некоторых из них для использованияв начальной школе.

Учитель после объяснения нового материала может предложить ученикам выстроить свою пирамиду знаний, умений, т.е. того, что они узнали и умеют делать на этом этапе урока. Для этого каждый ученик на любом тетрадном листочке (в линейку, клеточку, А-4) записывает по вертикали по одному предложению снизу вверх, в котором содержатся знания относительно данной темы урока.

Это могут быть интересные факты, полезные сведения, оригинальные задания, положительные эмоции и т.д.

Воду нельзя загрязнять

Без воды нет жизни на планете

Вода может переходить из одного состояния в другое

Листы бумаги вывешиваются по периметру класса. Все ученики встают, ходят, смотрят, читают.

В конце урока учитель раздает каждому из учеников листок бумаги, и каждый ученик отвечает письменно на следующие вопросы:

Какие новые знания вы получили? Начните свой ответ со слов:

Мне было интересно…

Я хочу еще узнать…

Заполненные листки ученики сдают учителю. Учитель анализирует ответы учеников, а на следующем уроке обобщает и комментирует их.

У детей в общей корзине лежат плоды, цветы, зеленые и желтые листики, которые дети делают совместно с родителями из цветной бумаги по 5 штук каждую неделю. В конце урока дети прикрепляют их на дерево: плоды – дело прошло полезно, плодотворно; цветок

Инструменты оценочной деятельности, используемые на уроке

при безотметочном обучении.

Символы – фиксация оценки производится следующим образом:

95-100% -высокий уровень усвоения

75 -95% - среде – высокий уровень

50 -74% - средний уровень

меньше 50% -низкий уровень

При оценке письменной работы отмечаются не только ошибки и погрешности в выполнении работы, но и все удачные места, делаются поощрительные записи.

 нижняя ступенька - не понял,

 вторая ступенька – требуется небольшая помощь или коррекция,

 верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.

 зеленый – я умею сам,

 жёлтый – я умею, но не уверен,

 красный - нужна помощь.

Овладевая технологией критериального оценивания, необходимо:

чётко знать планируемые результаты освоения обучающимися конкретной темы на базовом и повышенном уровне;

выделять, что должен знать и уметь ученик после конкретного урока;

подбирать приемы, с помощью которых можно освоить данные знания;

подбирать задания, формирующие данный конкретный навык;

совместно с детьми вырабатывать критерии оценивания, алгоритм действий,

Использование данной технологии позволяет учителю успешно реализовать деятельностный подход на уроке, ребёнку - активно включиться в процесс обучения, сознательно относиться к результатам, что даёт возможность определять собственные образовательные интересы и ставить образовательные задачи. Мы учим ребят содержательной оценочной деятельности и прививаем умения оценки и самооценки, самоконтроля и взаимоконтроля, самостоятельности в познании. Поэтому правильная организация критериального оценивания решает задачи личностного роста ребят, что и подтверждается результатами учебной и внеучебной деятельности.

ФГОС ОО заставляет учителя пересмотреть собственные взгляды на традиционную систему оценивания предметных образовательных результатов обучающихся и указывает на особенности школьной системы оценивания в контексте современного стандарта образования, а именно:

Комплексный подход к оценке предметных, метапредметных и личностных результатов образования.

Для оценки достижения планируемых результатов необходимо использовать разнообразные методы, формы, инструменты оценивания, учитывая при этом приоритетность самооценки обучающихся.

В ходе урока в условиях сотрудничества учителя и учащихся необходимо организовывать непрерывную оценочную деятельность учащихся.

Оценочная деятельность учащихся является составляющей системно-деятельностного подхода. Оценка должна выступать как средство и как результат их учебной деятельности.

Выполнить эти требования стандарта учителю может помочь критериальное оценивание.

“Критерий – это суждение, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо, мера суждения, оценка какого – либо явления.” [ 2 ] “Критериальное оценивание - оценка образовательных результатов на основе определённых критериев.” [ 1 ]

На практике я реализую следующие правила критериального оценивания образовательных результатов учащихся:

Методы, формы и инструменты оценивания, которые учитель планирует использовать на конкретном уроке, должны способствовать достижению цели урока или внеурочного мероприятия.

Учитель может использовать для организации оценочной деятельности авторские инструменты оценивания или традиционные, используемые учителями начальных классов. В своей практике применяю такие инструменты: контрольно – измерительные материалы, оценочные линейки, измерительные шкалы, критерии оценивания, разноцветные геометрические фигуры, оценочные лесенки, оценивание по алгоритму и другие. Приложение 1. Традиционно включаю в урок такие инструменты оценивания, которые позволяют не только фиксировать результат усвоения или не усвоения учебного материала, но и определять степень достижения учащимися планируемых результатов освоения определённой образовательной программы.

В качестве критериев оценивания выступают конкретные образовательные результаты, которые необходимо продемонстрировать учащимся в результате выполнения учебной работы. Критерии, используемые учащимися в процессе оценочной деятельности, должны быть понятны и доступны детям. Именно поэтому следует к разработке критериев привлекать учащихся или добиваться от учащихся “приятия” критериев, которые диктует учитель. Критерии должны помогать оценивать результат конкретной работы, выполненной учащимися, а не уровень способностей ученика. Таким образом, исключается субъективизм оценивания.

Инструменты оценивания, включённые в урок, фиксируются в рабочих тетрадях или в оценочном листе. Оценочный лист (или лист оценки ЛО), ученический дневник, классный журнал, специальные программы для фиксирования результатов оценивания - это дополнительные средства организации критериального оценивания.

В итоге любого вида учебной деятельности должна иметь место обязательная самооценка учащихся. Самооценка должна непременно предшествовать оценке учителя. Это заставляет учеников сравнивать свою оценку и оценку учителя. Возникшее противоречие заставляет ученика вновь переоценивать работу, делать работу над ошибками, неоднократно прорабатывать материал урока и производить переоценку. Так стимулируется субъектная позиция учащихся, развивается контрольно – оценочная деятельность, появляется желание улучшить собственную оценку, а значит, формируется устойчивая положительная мотивация к учению.

Если используется бальная система оценивания, то необходимо демонстрировать учащимся способ получения цифровой отметки или уровня усвоения материала, которые будут фиксироваться в классном журнале и в ученическом дневнике.

Изучив опыт использования оценочных листов педагогами Архангельской области, назову общие характерные черты оценочного листа. Приложение 2. Принято содержание оценочного листа оформлять в виде таблицы. Перед таблицей указывают по выбору: учебный предмет, класс, ФИО ученика и учителя, тему урока, цель и задачи урока, вид работы, название таблицы и др. Учитель может использовать ЛО при выполнении одной отдельной работы на уроке или при работе учащихся в течение нескольких уроков, четверти или учебного года. При конструировании ЛО учитель учитывает особенности преподаваемого предмета, конкретного урока или отдельного задания в ходе урока. Используют ЛО в ходе различных процедур оценивания: текущего, промежуточного или итогового контроля. В ЛО вносятся критерии оценивания, создаются ячейки для самооценки и оценки учителя, в том числе для итоговой оценки.

Процесс составления оценочного листа – это процесс творческий. Он, безусловно, зависит от опыта работы педагога и уровня его педмастерства. Эта работа занимает очень значимый объём времени у учителя в процессе подготовки к уроку. Но если регулярно создавать и использовать оценочные листы на практике, то время затраченное на составления листа сокращается, кроме того листы стандартизируются и учитель может использовать при одинаковой учебной работе однажды разработанный лист оценки многократно. Оценочный лист, в таком случае, становится универсальным. Уже созданные листы подвергаются редактированию, т. е. совершенствуются учителем при последующем конструировании.

Традиционно использую в своей практике различные инструменты оценивания, начиная с первых дней обучения первоклассников. По мере накопления опыта оценивания дети способны фиксировать инструменты и результаты оценочной деятельности в рабочих тетрадях. Полноценные оценочные листы применяю на уроках, начиная с третьего класса. В ЛО включаю одновременно различные инструменты оценивания, а критерии оценки дети проговаривают устно. Таким образом, учитываю возрастные особенности детей и их опыт в учебной деятельности. В оценочном листе обязательно предусматриваю поля для самооценки учащихся и оценок одноклассников, учителя. Часто использую 3 – бальную систему оценивания. Итоговый бал с помощью чёткого алгоритма переводится в традиционную отметку 1-5. Итоговую отметку из оценочного листа переношу в классный журнал и в дневник ученика. Оценочный лист вклеивается в тетрадь или в дневник ученика в зависимости от степени значимости учебной работы. Родители вместе с учителем получают возможность следить за динамикой образовательных результатов. Включаю в ЛО инструменты для проведения рефлексии, так осуществляется обратная связь в образовательном процессе. Приложени 3.

Использую оценочные листы и во внеурочной деятельности. Успешно применяла критериальное оценивание в классах, где обучаются дети с задержкой психического развития.

  • методическая самоподготовка;
  • информирование родителей;
  • системная работа с учениками по усвоению новых инструментов оценивания.

Таким образом, выпускники начальной школы способны адекватно оценивать собственные результаты учебной деятельности, а главное аргументированно обосновать собственную оценку или отметку. Как следствие, дети самостоятельно могут отслеживать уровень собственных учебных достижений и пробуют целенаправленно совместно с учителем и родителями планировать дальнейшую учебную деятельность.

Читайте также: