Критерии оценивания кейса в школе

Обновлено: 06.07.2024

· Максимальный балл – 10.

Итого

Пример кейса и оформление решения

Задача:

Что делать в такой ситуации? Представим, что на вашем семейном совете предстоит обсудить, стоит ли маме переходить на новую работу. Дело в том, что она работает в одной фирме уже три года и получает зарплату 20 тыс. р. в месяц. Сейчас ей предложили такую же работу с такой же зарплатой, но пообещали ежегодно её увеличивать на процент инфляции. Теперь на семейном совете предстоит решить, стоит ли менять работу ради не очень понятного повышения зарплаты.

Термины: заработная плата, индексация заработной платы, уровень инфляции, уровень цен

Дополнительные условия:изменение транспортных расходов, смена коллектива, изменение времени проезда до работы, уровень инфляции

Решение:

Запись задачи на доске без учета условий выглядит так:

Решение: ЗП – 20.т.р. Инфляция: · Ползучая : до 10% в год · Галопирующая : от 10 до 50% в год · Гиперинфляция : больше 50% в год Вычисление изменения уровня заработной платы: W +(1+ i ) =
1. Заработная плата после индексации при ползучей инфляции: 20.000 * 1,1 = 22.000 рублей Ответ: стоит менять место работы.

Альтернативное решение (Решение 2):

Участник комментирует решение с условиями, указанными после текста кейса (уровень инфляции, смена коллектива, изменение времени проезда до работы, изменение транспортных расходов):

Запись решения на доске с учетом условий выглядит так:

Решение: ЗП – 20.т.р. Условия: 1) Инфляция: 9% в год 2) Дополнительные траты (встречи с подругами) – 700 рублей в месяц. 3) Дополнительное время в пути – 15 минут. За месяц: 15 минут * 2 поездки в день * 23 дня = 11,5 часов 4) Стоимость пересадки в одну сторону – 25 рублей. За месяц: 40 рублей * 2 поездки в день * 23 дня = 1150 рублей Вычисление изменения уровня заработной платы: W +(1+ i ) =
1. Заработная плата после индексации при ползучей инфляции: 20.000 * 1,09 = 21.800 рублей 2. Увеличение расходов: 1850 рублей 3. Чистый прирост: 21 800 – 20 000 – 1850 = -50 рублей Ответ: стоит оставить место работы.

Анализ реальной ситуации

Работа с данными

Запись решения на доске с учетом условий выглядит так:

Решение: ЗП – 20.т.р. Условия: 1) Инфляция по Волгограду: 6% в год 2) Дополнительные траты (встречи с подругами) – 150 рублей в месяц. 3) Дополнительное время в пути – 1 час 6 минут. За месяц: 1 час, 6 минут * 2 поездки в день * 23 дня = 50,6 часов в месяц 4) Стоимость поездки в одну сторону увеличена на 20 рублей. За месяц: 10 рублей * 2 поездки в день * 23 дня = 460 рублей Вычисление изменения уровня заработной платы: W +(1+ i ) =
1. Заработная плата после индексации: 20.000 * 1,06 = 21.200 рублей 2. Увеличение расходов: 150 + 460 = 610 рублей 3. Чистый прирост: 21 200 – 20 000 – 460 - 150 = 590 рублей

* чтобы показывать, как использование данных может выглядеть, мы приводим примерные, а не реальные.

Оценка альтернатив действий

Принятие решения

Принятие решения:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

СОДЕРЖАНИЕ Введение 1.Определение кейс-технологии 2.Цель и задачи кейс-технологий 3.Классификация и этапы создания кейсов 4.Кейс-задания как средство оценивания образовательных результатов Вывод Список используемой литературы

Введение ФГОС ООО – это стандарт, который в настоящее время совершенствуется, и стремится учесть современные условия труда и существования человека в условиях глобализации, информатизации и современных технологических достижений на основании компетентностного подхода и развития у учащихся ключевых компетенций. Однако по факту между подготовкой школьника и его трудоустройством, и эффективной трудовой деятельностью есть глубокий разрыв между теоретическим обучением и практическими навыками, которые требуются на месте работы или там, где требуется применить полученные ЗУН.

1. Определение кейс-технологии Педагогическая технология — это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса (В.А.Сластенин). Кейс-технологии - это технологии, которые основаны на комплектовании наборов (кейсов), учебно-методических материалов и предоставлении их обучающимся для самостоятельного изучения. Данная технология состоит в понимании, критическом рассмотрении и решении конкретных проблем, ситуаций, случаев (cases). Кейс - это отображение ситуации, касательно какой-то практики и содержащее в себе некую проблему, которая требует разрешения. Это своего рода средство, с помощью которого в учебную аудиторию представляется случай из действительного бытия, то есть конкретный случай, которого необходимо обсудить, проанализировать также, найти и предоставить определенное обоснованное решение. (Гейхман Л.К.)

2.Цель и задачи кейс-технологий Целью кейс-задания является углубление теоретических знаний; формирование компетенций, реализация межпредметных связей, применение знаний в новой нетиповой ситуации; использование навыков критического оценивания различных точек зрения, умения работать с информацией, моделировать решение задачи, анализировать разные фактические данные и давать аргументированные рекомендации для решения конкретной проблемы. Задачей этого метода является максимальное вовлечение каждого ученика в самостоятельную работу по решению поставленной проблемы или задачи.

2.Цель и задачи кейс-технологий Планируемые результаты: Метод кейс-технологии развивает следующие навыки: 1. Аналитические навыки. 2. Практические навыки. 3. Творческие навыки. 4. Коммуникативные навыки. 5. Социальные навыки. 6. Навыки самоанализа. Кейс - технологии формируют у учащихся следующие универсальные учебные действия (УУД): -в сфере личностных УУД: широкая мотивация учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения учебных задач; способность к принятию решений с учетом конкретных условий и наличия фактической информации ; уверенность в своих силах; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной работы;

2.Цель и задачи кейс-технологий - в сфере познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД: выделять в тексте кейсов главную и второстепенную информацию, главную идею текста, анализировать и находить проблему, воспринимать и оценивать вербальную и невербальную информацию, объяснять явления, процессы, связи в отношении информации, представленной в кейсе; рассуждать логически, включая установление причинно следственных связей; проводить сравнение и классификацию, выбирая критерии для указанных логических операций; делать умозаключения и выводы, четко формулировать, высказывать и аргументировать свою позицию;

3.Классификация и этапы создания кейсов Кейсы иллюстративные учебные ситуации Цель: на определенном практическом примере обучить алгоритму принятия правильного решения в определенной ситуации учебные ситуации – кейсы с формированием проблемы Цель – диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме прикладные упражнения Цель– поиск путей решения проблемы учебные ситуации – кейсы без формирования проблемы Цель– самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути ее решения с анализом наличных ресурсов 1.По сложности (Гейхман Л.К.):

обучающие анализу и оценке; обучающие решению проблем и принятию решений; иллюстрирующие проблему, решение или концепцию в целом. 3. Классификация Н. Федянина и В. Давиденко : структурированный маленькие наброски большие неструктурированные – кейсы первооткрывательские – кейсы 3.Классификация и этапы создания кейсов 2.Исходя из целей и задач:

3.Классификация и этапы создания кейсов Кейсы могут быть представлены в различной форме: от нескольких предложений на одной странице до множества страниц. Как, правило, кейсы представляются в печатном виде или на электронных носителях, однако включение в текст фотографий, диаграмм, таблиц делает его более наглядным. В последнее время все популярнее становятся мультимедиа представление кейсов. Возможности мультимедиа представления кейсов сочетают в себе преимущества текстовой информации и интерактивного видео изображения. 4.По наличию сюжета кейсы делятся на сюжетные и бессюжетные. Сюжетные кейсы обычно содержат рассказ о произошедших событиях, включают действия лиц. Бессюжетные кейсы, как правило, прячут сюжет, потому что четкое изложение сюжета в значительной степени раскрывает решение.

3.Классификация и этапы создания кейсов Требования по разработке и применению кейсов: разработка кейса должна соответствовать поставленной цели; иметь соответствующий уровень трудности; иллюстрировать аспекты реальной жизни; развивать аналитическое мышление и самое главное провоцировать дискуссию. Создание нового кейса состоит из нескольких этапов: 1.Определить цель создания кейса 2.Соотнести отобранные ситуации и события с главной целью работы с этой информацией 3.Проведение работы по поиску информации для кейса (статистика, нормативные документы и т.п.)

3.Классификация и этапы создания кейсов Создание нового кейса состоит из нескольких этапов: 4.Собрать информацию и данные для кейса 5.Подготовить первичный материал для представления его в кейс 6.Оформить кейс в определенном виде, доступном для других пользователей 7.Обсудить кейс с привлечением более широкой аудитории и получить экспертную оценку перед его апробацией 8.Подготовить методические рекомендации по использованию и оцениванию результатов выполнения кейса

3.Классификация и этапы создания кейсов Примерами кейсов могут быть сборники практических задач, сборники деловых игр, диски с презентациями уроков и прочее. Главное отличие кейса от задачи: задача имеет решение и путь к нему, даже если и не один. Кейсы имеют много решений, приводящих к раскрытию той или иной проблемы.

3.Классификация и этапы создания кейсов К кейс-методам, активизирующим учебный процесс, относятся: • метод инцидентов, когда обучающийся сам должен отыскать недостающую информацию; • метод разбора деловой корреспонденции; • игровое проектирование; • ситуационно-ролевая игра; • метод дискуссий; • кейс-стади или метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационных задач и упражнений).

3.Классификация и этапы создания кейсов • игровое проектирование Цель — процесс создания или совершенствования проектов. Участников занятия можно разбить на группы, каждая из которых будет разрабатывать свой проект. Игровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический. Процесс конструирования перспективы несёт в себе все элементы творческого отношения к реальности, позволяет глубже понять явления сегодняшнего дня, увидеть пути развития.

3.Классификация и этапы создания кейсов • ситуационно-ролевая игра Цель - в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры. Одна из разновидностей метода инсценировки — ролевая игра.

3.Классификация и этапы создания кейсов •метод дискуссий Дискуссия — обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определёнными правилами процедуры. К интенсивным технологиям обучения относятся групповые и межгрупповые дискуссии.

3.Классификация и этапы создания кейсов • кейс-стади или метод ситуационного анализа Цель – совместными усилиями группы учащихся проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты проблем, найти их практическое решение, закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбором лучшего из них. Предполагает: подготовленный в письменном виде пример кейса; самостоятельное изучение и обсуждение кейса учащимися; совместное обсуждение кейса в аудитории под руководством преподавателя; следование принципу "процесс обсуждения важнее самого решения".

4.Кейс-задания как средство оценивания образовательных результатов Для оценки результатов кейс-задания можно построить оценочную форму, содержащую следующие части: 1. 1.Организационно-методическая 1. 3.Критериально-оценочная 2. 2.Содержательная указывает раздел учебной дисциплины; на основе выделенных компетенций и трудовых действий формулируются образовательные результаты, подлежащие оценке с помощью кейс-задания содержит алгоритм оценивания уровня достижения образовательных результатов включает название кейса, инструкцию для студента, формулировку проблемы или задачи, подробное описание практической ситуации, сопутствующие факты, положения, от 2 до 5 вопросов, решение которых подлежит оценке

4.Кейс-задания как средство оценивания образовательных результатов Объект оценивания: умение применять проценты при решении задач, связанных с жизненными ситуациями. Задачи: углубление и систематизация теоретических знаний, отработка умений и навыков при вычислении процентов на примерах решения задач; развитие умения распознавать типы задач на проценты; воспитание активности, побуждение познавательного интереса, воспитание настойчивости в достижении цели.

4.Кейс-задания как средство оценивания образовательных результатов Инструкция: Познакомиться с ситуацией, представленной в кейсе и с документами. Найти и записать ответы на вопросы кейса. «Это было почти три года назад. Я взяла в кредит ноутбук за 30 тысяч рублей. Исправно платила по 1000 рублей в месяц, в течение двух лет и трех месяцев, а потом вдруг лишилась работы. На этот случай у меня были отложены деньги (приличная сумма), но, увы, деньги незадолго до моего увольнения я потратила на новый телефон. Как я выжила – отдельная тема. У родителей нет возможности помогать. Родственники в другом городе и сами живущие от зарплаты до зарплаты. Друзей, способных занять денег на оплату квартиры и кредит, у меня не было. Я устроилась на работу, но пока стажировалась, пока устраивалась, пока получила зарплату прошло около двух месяцев. Были подработки, но и кушать нужно было. Получила зарплату, ура! Думаю, ну ладно – два месяца я не платила кредит, буду платить с отсрочкой и ничего не будет. Вот наивная. Оказывается, мне начисляли штраф за каждый день просрочки. Долг рос с каждым днем….

4.Кейс-задания как средство оценивания образовательных результатов Фрагмент документа. Общий размер кредита - 30 000 тыс.рублей. Кредит предоставляется на оплату ноутбука. Ссудозаемщик обязуется погасить кредит до "1" сентября 2013г. При не поступлении средств в погашение кредита в указанный срок задолженность по ссуде, включая проценты, вносится на счет просроченных ссуд и списывается со счета N ____________________ в _________________________ банке. За пользование кредитом Ссудозаемщик вносит плату в размере 18 процентов годовых, от суммы долго на начало месяца. В случае не поступления на счет Банка средств в погашение причитающихся со Ссудозаемщика процентов до 5 числа следующего месяца причитающиеся со Ссудозаемщика проценты по кредиту считаются как несвоевременно оплаченные. В случае нарушения срока погашения кредита и уплаты процентов Банк взыскивает штраф в размере 5 процентов от непогашенной суммы задолженности кредита за каждый день просрочки.

4.Кейс-задания как средство оценивания образовательных результатов Задание №1. Исследовать представленную историю и документ, рассчитать долг по кредиту за все время просрочки. Задание №2. Найти разницу между долгом и первоначальной суммой кредита и ответить на вопрос, выгодное ли условие кредитования, ответ обосновать. Задание №3. Сколько процентов за день просрочки оптимально назначить, чтоб долг был приемлем ( около 16000 р)?

4.Кейс-задания как средство оценивания образовательных результатов Ответ: Задание 1. Долг за два месяца просрочки составит 274352. За первый год выплачено 12тр 30000-12000+5400( 18%годовых)= 23400 долг на конец первого года 23400-12000+4212( 18%годовых)=15612 долг на конец второго года 15612-3000( за три месяца) + 2810( 18%годовых)=15422 долг на конец оплаты Прошло два месяца, 60 дней каждый день от суммы долго + 5%= 274352тр

4.Кейс-задания как средство оценивания образовательных результатов Задание 2. Разница между 274352 и 30000= 244352 . Условие кредитования крайне не выгодное, переплата в 9 раз больше взятой в кредит суммы. Задание 3. Оптимально за день просрочки назначить один процент. Долг составит 15599,45 меньше 16000.

4.Кейс-задания как средство оценивания образовательных результатов

4.Кейс-задания как средство оценивания образовательных результатов

4.Кейс-задания как средство оценивания образовательных результатов На завершающем этапе конструирования критериально-оценочной части оценочного средства определяются уровни достижения образовательных результатов путем сопоставления каждому уровню оценки в баллах за ответы на все вопросы. Для такого сопоставления можно использовать следующую шкалу оценки

4.Кейс-задания как средство оценивания образовательных результатов

Вывод Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, — ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих выпускников к жизни, о которой сама школа мало что знает. В современном быстро меняющемся мире увеличение объёма знаний уже давно не означает повышения уровня образованности. Ключ к успеху образовательной системы — компетентностный подход, т. е. личностно-ориентированное образование. И именно метод кейсов — первый и очень значимый шаг к компетентностному подходу в образовании.

Вывод Кейс-метод дает возможность оптимально сочетать теорию и практику, развивать навыки работы с разнообразными источниками информации. Применение кейс - метода на уроках позволяет сформировать высокую мотивацию к учебе. Он предназначен для развития у школьников умений самостоятельно принимать решение и находить правильные и оригинальные ответы на проблемные вопросы. Следовательно, применение данного метода стимулирует учащихся к самостоятельному изучению материала и даёт возможность преподавателям аргументированно и обоснованно оценить сформированность у учащихся компетенций, а также корректировать результаты работы каждого из них.

Вывод Таким образом, применение кейс-технологии для контроля оценки знаний и умений обучающихся даёт возможность проводить как обучение, так и оценку достигнутых результатов при условии соблюдения всех этапов этапов конструирования кейс-заданий и разработки шкалы оценки и уровней достижения образовательных результатов.

Список литературы Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с. Стрекалова, Н.Д., Беляков, В.Г. Разработка и применение учебных кейсов: практическое руководство [Текст] / В.Г. Беляков, Н.Д. Стрекалова. - СПб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ, 2013. – 320 с.] Ситуационный анализ, или анатомия кейс-метода / Под ред. Ю.П. Сурмина. – Киев: Центр инноваций и развития, 2002. - 286 с.]

Процедура оценки

Кейсы могут использоваться как в структуре оценочной сессии, так и отдельно, в качестве дополнения к интервью или конкурсного задания для внутренних претендентов на продвижение.

Индивидуальные кейсы, включенные в оценочную сессию, не требуют присутствия обученного наблюдателя – процесс решения оценивается по письменным материалам, разработанным участником оценочной сессии. Групповые кейсы требуют наблюдения за процессом решения – это позволяет получить дополнительную информацию по таким параметрам, как лидерство, влияние, коммуникативные компетенции, организация процесса, генерирование идей.

Групповое решение кейса в рамках оценочной сессии, как правило, является синтезом индивидуального решения и групповой дискуссии – участники оценочной сессии в этом случае должны не только подготовить обоснованное решение, но и убедить других в справедливости своих аргументов. Соответственно, этот вариант имеет смысл только для тех должностных позиций, для которых умение убеждать не менее важно, чем способность находить качественные решения.

Еще один вариант оценки, в котором групповое решение кейса является наиболее эффективной процедурой, не связан ни с наймом, ни с продвижением. Он используется для оценки эффективности работы подразделения в целом и выявления скрытых проблем. Задача такого кейса должна быть подобна текущим или планируемым задачам, стоящим перед подразделением. В этом случае основного внимания заслуживает процесс решения, а не полученный результат – именно наблюдение за процессом даст Вам информацию о системе взаимоотношений в подразделении, распределении ролей, скрытых лидерах, неиспользуемых ресурсах, эффективности менеджмента и т.д.

Как оценить решение кейса.

- Прежде, чем приступить к оценке, определить, что именно нам нужно оценить

- Заранее определить критерии оценки решений кейса

- Определиться с приоритетами: чем легче всего пожертвовать, без чего невозможно обойтись

Критерии оценки решения позволяют соотнести его с актуальными потребностями и внутренними стандартами компании. Одно и то же решение одного и того же кейса, предложенного кандидатам на одноименные позиции, в разных компаниях может быть оценено по-разному: в одной компании предпочтение отдается нестандартности мышления, в других – умению четко организовать процесс, в третьих – способности поддерживать работоспособность существующей системы. Правильно расставив приоритеты, Вы получаете возможность выбрать не просто самого лучшего, но и самого подходящего из всех претендентов.

Наиболее распространенные критерии оценки решения кейса:

1. Соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку).

2. Оригинальность подхода (Новаторство, креативность).

3. Применимость решения на практике.

4. Глубина проработки проблемы (Обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).

5. Возможность долгосрочного применения

Вы можете ввести другие критерии, в большей степени отвечающие Вашим задачам. Количество критериев не должно быть слишком большим, критерии не должны пересекаться.

При оценке полученных решений кейса по каждому критерию выставляется отдельный балл – это позволяет сопоставить преимущества и недостатки наиболее успешных кандидатов.

Для того, чтобы в итоговой оценке отразилась и значимость каждого критерия для компании, каждому критерию придается определенное весовое значение. Сумма весовых значений по всем критериям должна быть равна единице, равнозначным критериям можно придать одинаковый вес.

Например, если Вам нужен нетривиально мыслящий, но реалистичный директор по маркетингу, имеющий в своем распоряжении большой штат исполнителей, приоритеты могут быть расставлены следующим образом:

- наличие в ответе личной точки зрения, привлечение в ответ собственного опыта, критическое осмысление педагогического опыта (0-отсутствует, 1-частично имеется, 2-наличие собственной точки зрения).

КЕЙС 1 (2 вариант)

Направление: Педагогическое образование

Профиль: Учитель начальных классов

Программа подготовки: Бакалавриат

Проверяемые индикаторы: Мотивирующий лидер и Ответственный наставник

Трудовые действия из Профессионального стандарта педагога:

4.4.6. Учитывать при оценке успехов и возможностей учеников неравномерность индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразие динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек.

Инструкция:Прочитайте педагогическую ситуацию, контекст ее реализации, документы и выполните задания кейса.

Описание педагогической ситуации

Контекст ситуации

Девочка из неполной семьи, поздний ребенок, развивается в пределах нормы с небольшим опережением, не умеет принять ситуацию неуспеха, в семье большое количество взрослых, очень любящих ребенка, потакающих ее капризам и желаниям, что привело к формированию завышенной самооценки.

Дополнительные материалы

План воспитательной работы 1 класса на сентябрь.

Задания для кейса

Задание 1:

Поставьте цель индивидуального развития девочки и предложите вариант индивидуальной программы педагогического сопровождения ребенка.

Задание 2:

Разработайте комплекс форм работы по сплочению детского коллектива и включению детей в различные виды совместной деятельности

Критерии оценки решений кейсов выпускниками

- полнота и аргументация ответа (0-отсутствие ответа и аргументации, 1-неполный ответ и неполная аргументация, 2-полный ответ и полная аргументация);

- соответствие ФГОС общего образования и Стандарту профессиональной деятельности педагога (0-не соответствует, 1-частично соответствует, 2-полностью соответствует);

- соответствие (предлагаемых приемов и методов) деятельностному подходу в обучении (0-не соответствует, 1-частично соответствует, 2-полностью соответствует);




- наличие в ответе личной точки зрения, привлечение в ответ собственного опыта, критическое осмысление педагогического опыта (0-отсутствует, 1-частично имеется, 2-наличие собственной точки зрения).

КЕЙС 2 (1 вариант)

Направление: Педагогическое образование

Профиль: Учитель начальных классов

Программа подготовки: Бакалавриат

Проверяемые индикаторы: Компетентный педагог и Инновационный практик

Трудовые действия из Профессионального стандарта педагога:

3.1.1 осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО (Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей)

Инструкция:Прочитайте педагогическую ситуацию, контекст ее реализации, документы и выполните задания кейса.

Описание педагогической ситуации

В начальной школе № 25 города N возникла серьезная проблема. Участились жалобы родителей, что испытывают трудности с детьми при выполнении домашних заданий. Ученики не хотят заучивать наизусть правила или таблицу умножения, испытывают трудности при запоминании, не желают выполнять однообразные упражнения, торгуются с родителями, получают низкие отметки.

Учителя отмечают, что ситуация повторяется и на уроках: дети часто отвлекаются, ленятся, с трудом воспринимают новые темы.

Учитель 1: В начале своих уроков я активно использую фрагменты мультфильмов, детям нравится, создается положительный настрой, концентрируется внимание, а затем по теме мультика формулируется тема урока. С этой же целью использую кроссворды и загадки, чтобы дети сами разгадали тему.

Учитель 2: А я при объявлении темы урока объясняю практическую значимость знаний и умений, которые получат дети по этой теме. Ведь им в будущем придется сдавать экзамены, эти знания и пригодятся. А еще обязательно говорю, что будет контрольная работа, надо получить всем хорошие оценки.

Далее учитель предложил детям попробовать решить этот пример с объяснением.

Аня так: 47+5=47+(3+2)=(47+3)+2 = 50+2 = 52

Контекст ситуации

Реплика Завучапо проведенному открытому уроку: Вот и я говорю: не удачный пример, столько времени потрачено на формулировку темы, а отработать навык не успели. И задачу не решили. Пока со способами разбирались, в тетради написано 6 примеров - и все. А за урок столько разных заданий можно выполнить!

Дополнительные материалы

…Как справедливо отмечала Г.А. Цукерман, мотивация, определяемая главным образом новой социальной ролью ребенка (при поступлении в школу), не может поддерживать в течение долгого времени его учебную работу и постепенно теряет свое значение. Формирование мотивов, придающих учебе значимый смысл, когда она становится для ребенка сама по себе жизненно важной целью, является необходимым условием эффективного процесса учения.

Таким образом, содержание учебной деятельности в виде теоретических знаний является вместе с тем ее потребностью; познавательные интересы дошкольников должны превращаться в потребность учения у школьников посредством специально организованной работы с каждым ребенком.

Процесс учения должен быть построен так, чтобы его мотив был связан с собственным, внутренним содержанием предмета усвоения. Мотив к общественно необходимой деятельности остается как общий мотив, но побуждать к учению должно то содержание, которому ребенка учат в школе. Мотивы учебных действий, конкретизируя потребность в учебной деятельности, побуждают школьников к усвоению способов воспроизводства теоретических знаний (эти мотивы ориентируют детей в процессе усвоения знаний именно на способ их получения, а не на результативную часть).

На основании исследований Г.А. Цукерман можно утверждать, что специфика учебного взаимодействия состоит в появлении учебной инициативы школьника, который сам указывает взрослому на противоречия между условиями поставленной взрослым задачи и теми способами действия, которыми располагает ребенок [7]. Наличие учебной инициативы ребенка является показателем наличия интереса к способу решения задачи и, соответственно, причастности к учебному процессу. Таким образом, предполагается, что ведущим признаком отчуждения от учебного процесса является снижение учебной мотивации ребенка…

Задания для кейса

Задание 1:Прокомментируйте выступления каждого из учителей, выступивших на методическом объединении с точки зрения эффективности повышения учебной мотивации.

Задание 2:Реплика завуча осталась без ответа, так как учитель, который проводил открытый урок, не присутствовал во время диалога. Что мог бы ответить этот учитель на данное замечание?

Читайте также: