Франк смысл жизни краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

Люди действительно должны рационально осмысливать и обосновывать свои чувства, изучив истинные основы марксизма, чтобы понять нужны ли они им.

При этом философ умалчивает, откуда взялись у капитала излишки. Умалчивает и о безнравственном ограблении собственного народа ради выгоды эксплуататоров.

Франк считает, что давление коллективности уничтожит в человеке нравственность, национальность, так как интересы людей будут схожи.

Именно коллективность и общие интересы людей развили в советском обществе нравственность, позволили людям разных национальностей гордиться своими народами, избавили от межнациональных конфликтов; процветали свобода, равенство и братство. Правда не было свободы гомосексуалистов, бандитов и воров.

Автор открыто говорит нам о том, что, объединившись для строительства своего будущего в виде общества равноправия и справедливости, все народы растеряют свои изюминки: славяне перестанут праздновать масленицу, восточные народы не будут соблюдать Коран, за жителями Азии в гостях перестанут ухаживать.

Интересы пролетариев автор называет эгоистическими. То есть, всё то чего хотел рабочий народ: конца бессмысленной войны, достойной оплаты труда и условий для существования, по Франку - эгоизм.

Получается, что в 1916 году в условиях тяжелейшего продовольственного состояния и в связи с потерей реальной стоимости денег, когда забастовал крупнейший Тульский завод, когда народ просил хлеба, это своекорыстие пролетариев. Выходит, что правой была власть, когда приказала солдатам открыть огонь по рабочим?

Автор совершенно не владеет способностью ориентироваться во времени и пространстве. Условия капитализма, когда эксплуататор, пустив вековые корни системы, наживается на труде масс, он сравнивает с диким временем, вызванным неоднократным голодом, страшнейшими войнами и аграрным перенаселением царской Россией. Ни о каком социализме, здесь речи быть не может.

Но вспомним общины начала XX века. Ведь, никакие обещания царского правительства в виде ссуд, земель и фермерства не смогли уговорить крестьян покидать их. Сироту-ребенка, могли принять соседи как родного. Для них это был долг.

Представителю своего класса было непонятно стремление Советской власти к тому, чтобы в государстве не было бездомных и нищих, чтобы не надо было униженному человеку стоять с протянутой рукой, прося милостыню, подаяние. Ликвидация капиталистического домовладения и частной собственности на землю, сосредоточение основного жилищного фонда в руках государства заложили основу для решения жилищной проблемы.

«Советская власть уже в 1918 году сразу после Великой Октябрьской Социалистической революции экспроприировала дома капиталистических домовладельцев и передала их городским Советам (Декрет ВЦИК от 20 августа 1918 года). Было произведено массовое вселение рабочих в эти дома из подвалов, землянок, лачуг и с окраин городов. Постановлением СНК РСФСР от 8 августа 1921 года местным Советам разрешалось передавать государственные жилые дома в долгосрочную аренду коллективам жильцов.

По Франку получается, что подписание долгожданного мира на тяжелейших условиях, который дал возможность человеку избавить себя от постоянной смертельной угрозы жизни, от тифа и заразы, позволило вернуться домой к голодающей семье, является бедствием?

А ликвидация безграмотности? До 1917 года, по данным переписи 1897 года, 80% населения России являлось безграмотным. К 1936 году практически все умели читать и писать. А во второй половине ХХ века СССР считалась самой читающей страной в мире.

Здесь скажем и про бесплатную медицину и про модернизацию. Первым этапом модернизации стала - электрификация страны (Генрих Графтио).

А как же военные реформы? Троичная система, техническое оснащение (впервые ручные пулеметы, пневматическая клепка брони и так далее), восстановление флота, создание авиастроения и танкостроения.

С этим трудно не согласиться. Именно сила духа позволяет поддерживать духовное равновесие как отдельного человека, так и общества в целом.

Подводя итог, хочется сказать, что основные проблемы, идеи и побуждения автора нам удалось раскрыть и понять сущность его бытия: бытия человека живущего прошлым, скучающего по миру беззаботного существования одних и нищенства и бесправия других. Впав в депрессию Франк, наконец, приходит в религию, ища в ней смысл своей жизни.

Использование работ Франка может быть, как положительным так и отрицательным в преподавании философии. Все зависит от социальной позиции преподавателя, его мировоззрения, ценностей, отношения к сущности жизни.

Считаю, что передовым средствам массовой информации следует чаще обращаться к философским работам прошлого и настоящего, рассматривать их, и не только с позиций выгодности современным олигархам, устраивать дискуссии и обсуждения.

Читайте также: