Этические проблемы в школе

Обновлено: 05.07.2024

Этика в профессиональной деятельности педагога.

Педагогическая эти

Педагогическая этика существует давно. Дело в том, что профессия педагога требует от человека не только профессионализма, но и высоких моральных качеств. Мораль и нравственность – основа педагогической этики.

Педагогическая этика являет собой самостоятельную единицу, которая направлена на регулирование деятельности и поддержание престижа профессии педагога. Современная педагогическая этика направлена на изучение характера нравственной деятельности педагога и нравственных отношений в профессиональной среде. Кроме того, она включает в себя разработку основ педагогического этикета.

Педагогическая этика держится на трех столпах:

- Профессиональный педагогический долг.

Кроме основ педагогической этики, важна роль и профессиональная честь и в педагогике, которая является осознанием педагога своих профессиональных качеств, значимости, а также общественное признание, общественное уважение моральных заслуг и качеств педагога. Педагогическая мораль крайне важна для педагога. Это система общих и частных норм, правил и обычаев, находящихся между собой в сложных взаимоотношениях.

Педагогическая этика опирается на нравственность и нравственные убеждения. Она рассматривает нравственные убеждения как равносильный морали элемент, который стал нормой поведения педагога, его собственной позицией в системе отношений к обществу, своей профессии, труду, коллегам, воспитанникам и их родителям.

Еще одним элементом, входящим в педагогическую этику, является педагогический авторитет. Он напрямую зависит от морально-этической и психолого-педагогической подготовки педагога. Уровень его определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к работе, политической и общеобразовательной подготовкой, общественной активностью, методами работы с родителями, поведением в быту, умением доброжелательно указать на ошибки коллегам по работе и своим воспитанникам, педагогическим тактом.

Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей. Моральными ценностями можно назвать систему представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей.

К педагогической деятельности применимы все основные моральные понятия, однако отдельные понятия отражают такие черты педагогических воззрений, деятельности и отношений, которые выделяют педагогическую этику в относительно самостоятельный раздел этики. Среди этих категорий – профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и и педагогический авторитет.

Справедливость вообще характеризует соответствие между достоинствами людей и их общественным признанием, правами и обязанностями; педагогическая справедливость имеет специфические черты, представляя собой своеобразное мерило объективности педагога, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, человечности, проявляющейся в его оценках поступков воспитанников, их отношения к образованию и воспитанию, общественно полезной деятельности.

Справедливость - это нравственное качество педагога и оценка мер его воздействия на воспитанников, соответствующая их реальным заслугам перед коллективом. Специфика педагогической справедливости заключается в том, что оценка действия и ответная реакция на неё находятся у педагога и воспитанников на разных уровнях нравственной зрелости; в том, что определение меры объективности зависит от педагога в большей степени; в том, что общей моральной оценке подвергается взаимодействие сторон с неравной самозащитой; наконец, в том, что педагогически необходимое, запрограммированное педагогом, может не осознаваться воспитанниками.

Профессиональный педагогический долг – одна из важнейших категорий педагогической этики. В этом понятии концентрируются представления о совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности педагога, к выполнению профессиональных обязанностей : осуществлять определённые трудовые функции, преимущественно интеллектуальные, правильно строить взаимоотношения с воспитанниками, их родителями, коллегами по работе, глубоко осознавать своё отношение к выбранной профессии, педагогическому коллективу и обществу в целом.

Основой профессионального педагогического долга являются объективные и актуальные потребности общества в обучении и воспитании подрастающих поколений. В профессиональном долге педагога запрограммирована необходимость творческого отношения к своему труду, особая требовательность к себе, стремление к пополнению профессиональных знаний и повышению педагогического мастерства, необходимость уважительного и требовательного отношения к воспитанникам и их родителям, умение разрешать сложные коллизии и конфликты.

Профессиональная честь в педагогике – это понятие, выражающее не только осознание педагогом своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств. Высоко развитое осознание индивидуальной чести и личного достоинства в профессии педагога выделяется отчётливо. Если педагогом в своём поведении и межличностных отношениях нарушаются требования, предъявляемые обществом к идеалу педагога, то соответственно им демонстрируется пренебрежение к профессиональной чести и достоинству. Честь педагога – общественная оценка его реальных профессиональных достоинств, проявляющихся в процессе выполнения им профессионального долга.

Наконец, педагогический авторитет – это его моральный статус в коллективе воспитанников и коллег, это своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый педагог регулирует поведение воспитанников, влияет на их убеждения. Педагогический авторитет зависит от предшествующей морально-этической и психолого-педагогической подготовки педагога. Уровень его определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к работе.

При выполнении трудовых обязанностей педагогическим работникам следует исходить из конституционного положения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени. Педагогические работники, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны;

а) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне;

б) соблюдать правовые нравственные и этические нормы;

в) уважать честь и достоинство воспитанников и других участников образовательных отношений;

г) развивать у воспитанников познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию,

способность к труду и жизни в условиях современного мира, культуру здорового и безопасного образа жизни;

д) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;

е) учитывать особенности психофизического развития воспитанников и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья,

взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;

ж) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих

добросовестному исполнению трудовых обязанностей;

з) проявлять корректность и внимательность к воспитанникам, их родителям

(законным представителям) и коллегам;

и) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России

и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных

этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию воспитанников;

к) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добро совестном исполнении педагогическим работником трудовых обязанностей,

а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Педагогическим работникам следует быть образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию благоприятного морально- психологического климата для эффективной работы.

Педагогическим работникам надлежит принимать меры по недопущению

коррупционно опасного поведения, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости.

При выполнении трудовых обязанностей педагогический работник не допускает:

а) любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по

признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства,

социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;

б) грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;

в) угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих

нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение.

Педагогическим работникам следует проявлять корректность, выдержку, такт и внимательность в обращении с участниками образовательных отношений, уважать их честь и достоинство, быть доступным для общения, открытым и добро желательным.

Внешний вид педагогического работника при выполнении им трудовых обязанностей должен способствовать уважительному отношению к педагогическим работникам и организациям, осуществляющим образовательную деятельность, соответствовать общепринятому деловому

стилю, который отличают официальность, сдержанность, аккуратность.

Организация профессиональной деятельности в соответствии с основной образовательной программой (из портфолио) Организация профессиональной деятельности в соответствии с основной образовательной программой Современный ритм жизни диктует определенные.

Отчет об использовании ЦОР в профессиональной деятельности ОТЧЕТ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ (ЦОР) В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Воспитателя Халявка Ларисы Владимировны Будущее.

Отчет об использовании ЦОР в профессиональной деятельности воспитателя В современных условиях развития общества в системе дошкольного образования происходят изменения, ориентированные на опережающее развитие.

Разработка вопросов к самоанализу профессиональной деятельности воспитателя за год Самоанализ воспитателя по определению профессиональной деятельности за ___ учебный год 1. Ф. И. О. ___ 2. Образование.

Рекомендации по составлению текстовой части заключения по результатам анализа профессиональной деятельности педагога Рекомендации по составлению текстовой части заключения по результатам анализа профессиональной деятельности педагогического работника, аттестуемого.

Самоанализ профессиональной деятельности инструктора по физическому воспитанию Самоанализ профессиональной деятельности. Свою педагогическую деятельность я начала в 1977 году. В дошкольном образовании работаю 38 лет,.

Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя Я, Камышанская Инна Анатольевна, работая по проблеме «Развитие речи у детей дошкольного возраста через ознакомление детей с народным творчеством.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ЭТИЧНОСТЬ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Проблема культуры общения – одна из острых не только в школе, но и в обществе в целом. Несмотря на то, что многие из нас осознают и принимают тот факт, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимыми по отношению друг к другу, что очень непросто в настоящее время, учитывая нетерпимость и жестокость современного общества. По моему мнению, толерантность - это единственный способ выживания человечества и главное условие гармоничных отношений в обществе.

Сегодня учителю мало быть профессионалом в своей области. Это должен быть человек, глубоко владеющий психолого-педагогическими знаниями, понимающий особенности развития школьников, являющийся также профессионалом в других областях деятельности, современный, шагающий в ногу с техническим прогрессом, способный прийти на помощь своим ученикам в любой ситуации, даже если она выходит за рамки урока. Уверенность, энергия, стремление ко всему новому – все эти качества должен воплощать в себе современный учитель, по мнению большинства родителей, детей и государства.

Несмотря на все новшества цивилизации и прогрессивные взгляды родителей на воспитание детей, именно учитель остается в роли того, кто призван давать учащимся основы этических знаний, в тоже время помогая родителям, направляя и поддерживая их усилия по формированию личностных качеств детей. Для этого учителю необходимо самому вполне усвоить идеи и ценности высокой морали и, по мере сил, стремиться воплощать их в жизнь. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что учитель становится воспитателем, лишь овладев тончайшим инструментом воспитания – наукой о нравственности, этикой [2]. Без знания теории морали сегодня, как и во все времена, с момента образования школы и профессии учителя, не может быть полноценной профессиональной подготовки педагога.

Педагогическая деятельность, прежде всего, анализируется теми, на кого она направлена. Младший школьный и средний возраст - это именно то время, когда ребенок учится строить социальные отношения, пытаясь на практике определить, насколько важны нравственные установки. Уважение – это главное в отношениях любого типа. Поэтому со стороны учителя недопустимы грубость или насилие в обращении с учениками, крик, издевки, надменность. Хотя во многих случаях ученики соглашаются с таким поведением учителя, объясняя для себя это лидирующей позицией последнего, это, безусловно, не является правильным.

Кроме этого, модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, рекомендует соблюдать культуру речи, не допускать использования в присутствии всех участников образовательных отношений грубости, оскорбительных выражений или реплик. Учитель должен быть доступным для общения, открытым и доброжелательным [4].

Работая в классах своих коллег, я часто вижу на столе под стеклом или на стенде понравившиеся им цитаты знаменитых педагогов, книги которых стали для нас учебниками во время учебы в педагогическом институте, крылатые слова и фразы ученых или всемирно знаменитых людей. В ежедневном цейтноте дел и обязанностей я называю это маячками, которых следует держаться, чтобы не сбиться с пути.

Очень хочется, чтобы нормы этики соблюдались всеми участниками педагогического процесса и образовали некую этическую бесконечность, где основным исполнителем был бы не только педагог, но и родитель, а впоследствии и ученик.

1. Азаров, Ю. Искусство воспитывать. М, 1978

2. Сухомлинский, В. А. Избранные педагогические сочинения : в 3 т.:Т. 1 / В.А. Сухомлинский. - М. : Педагогика, 1979. - 558 с. : ил.

Работа учителя не всегда соответствует требованиям и нормам педагогической этики, ведь далеко не у каждой дилеммы существует простое решение. Но нужно понять: важно не только то, чему вы учите, но и то, как вы это делаете, какой пример подаете детям.

Классические моральные дилеммы для педагога

  • Решать за ребенка или позволять ему принимать решения? Это касается и ситуаций, когда учитель вместе с родителями думает, что будет лучше для ребенка (например, перевод в другой класс, подготовка к поступлению на конкретный факультет).
  • Искажать факты или говорить правду? Дилемма особенно болезненна, если нужно рассказать родителям о проступках или неуспеваемости ученика, зная, что для ребенка это может обернуться жестоким наказанием.
  • Скрывать ли нарушения закона? Например, вы узнали, что ребенок украл у одноклассника деньги, но теперь раскаивается и готов отдать их вам, чтобы вы вернули их владельцу. Нужно ли сообщить, кто совершил кражу, если это приведет к серьезным последствиям для вора?
  • Вмешиваться ли в семейные дела? Особенно сложно принять решение в ситуациях, когда есть подозрение на насилие в семье, но нет доказательств.
  • Опираться на профессиональные или личные ценности? Нужно ли наступать на горло собственному мировоззрению и принципам, если они противоречат понятию и сути педагогической этики?
  • Сохранять ли конфиденциальность? Например, ребенок доверился учителю и рассказал о серьезной проблеме, о которой не знают родители. Сообщить им или сохранить тайну?
  1. Постарайтесь собрать как можно больше информации. Иначе вы рискуете построить решение на недостаточных или, еще хуже, неверных сведениях.
  2. Определите все варианты выбора. Не торопитесь, обдумайте ситуацию — возможно, есть хороший выход, которой сложно заметить сразу.
  3. Проверьте каждый вариант по критериям: законно ли решение, соблюдаются ли интересы большинства связанных с ситуацией людей, справедливо ли решение, полезно ли оно, не нарушает ли чьих-либо прав и свобод. Помните, что ясных и простых решений в таких ситуациях обычно не бывает, поэтому у каждого варианта наверняка найдутся минусы.
  4. Выберите лучшее, на ваш взгляд, решение, и подумайте, что вы будете чувствовать, если о нем узнают ваши коллеги, близкие, если его вынесут на публичное обсуждение. Почувствуете ли вы гордость, правоту или стыд?
  5. Примите окончательное решение и действуйте.

Трудности в работе с учениками

Сложные ситуации и конфликты с учениками могут возникнуть даже у хорошего учителя. Причины бывают разные, но чаще всего встречаются четыре:

Как научиться лучше действовать в сложных ситуациях?

И, конечно, вы получите знания, которые помогут научиться правильно действовать в сложных ситуациях.

Для вас могут быть полезны программы:

    . Вы научитесь вовремя выявлять, предотвращать, улаживать школьные конфликты, защищать права детей. Также вы узнаете, как действовать в сложных ситуациях, соблюдая законы. . Вы разберете современные проблемы педагогической этики, узнаете, как работать с учениками и их родителями, чтобы предотвращать и разрешать конфликты, познакомитесь с примерами из практики. . Вы научитесь работать с учениками, которые ведут себя агрессивно, корректировать детские тревоги и страхи, правильно взаимодействовать с родителями школьников.

Нужна помощь в выборе программ обучения? Обратитесь к специалистам приемной комиссии нашего института.

Окончив обучение и пройдя итоговое тестирование, вы получите удостоверение о повышении квалификации установленного образца — оно пригодится вам и при трудоустройстве, и при прохождении аттестации.

Приходите учиться к нам!

* Форма обучения — заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Читайте также: