Цель учебника по физической культуре в общеобразовательной школе

Обновлено: 05.07.2024

I. Значение учебного предмета в системе общего образования

Физическая культура является неотъемлемой частью культуры общества, представляющая собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.

Физическое воспитание в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы (далее – образовательные организации), является универсальным средством формирования разносторонней и гармонично развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

Физическая культура и здоровый образ жизни подрастающего поколения – залог здоровья нации, основа национальной безопасности.

II. Проблемы изучения и преподавания учебного предмета

1. Проблемы мотивационного характера

несоответствие личностных интересов обучающихся и содержания программ учебного предмета, где виды двигательной деятельности, в большинстве случаев, неудовлетворяют современным запросам молодежи;

несовершенство механизмов, позволяющих формировать у обучающихся навыки самостоятельной учебной деятельности с учетом уровня их физического развития, физической подготовленности, индивидуальных особенностей здоровья и интересов;

неэффективность механизмов использования сетевой формы реализации образовательных программ общего образования (в том числе во внеурочной деятельности) и образовательных программ дополнительного образования, ресурсов физкультурно-спортивных и иных организаций для осуществления обучения и воспитания обучающихся.

2. Проблемы содержательного характера

преемственность и взаимосвязь уровней образования – дошкольного, начального общего образования, основного общего и среднего общего образования;

интеграцию и равные возможности для обучающихся в использовании урочных, внеурочных и других форм обучения и средств физической культуры и спорта;

системность вариативного, разноуровневого подхода к процессу обучения предмету (с учетом состояния здоровья, физического развития и интересов обучающихся);

формирование у обучающихся на уровнях дошкольного и начального общего образования навыков здорового и безопасного образа жизни средствами гимнастики;

единые подходы к критериям и методикам оценивания успеваемости обучающихся по учебному предмету;

механизмы педагогического и медицинского контроля за занятиями физической культурой;

возможности использования в содержании программ и учебников модулей по традиционным, национальным и новым видам спорта.

3. Проблемы методического характера

В методическом обеспечении учебного предмета недостаточное внимание уделяется:

созданию современных, научно обоснованных технологий обучения в области физической культуры и спорта;

методикам выявления одаренных детей в области физической культуры;

современным методам и средствам обучения детей, имеющих ограниченные возможности здоровья;

обновлению учебно-методических комплексов и программ мониторинга состояния физической подготовленности обучающихся образовательных организаций с учетом современных технологий;

созданию единой федеральной электронной библиотеки (базы) образовательных проектов, программ и модулей по учебному предмету, внеурочной деятельности лучших отечественных традиций и успешных мировых практик в области физического воспитания;

развитию образовательных информационных ресурсов для учителей физической культуры;

созданию безопасных условий для проведения урочных и внеурочных форм занятий физкультурно-спортивной направленности;

современному оснащению спортивных залов инвентарем и оборудованием в соответствии с запросами участников образовательных отношений.

4. Кадровые проблемы

В кадровом обеспечении недостаточное внимание уделяется:

системе подготовки и дополнительного профессионального образования учителей физической культуры, не отвечающей современным требованиям в части формирования их компетенций в соответствии с запросами участников образовательных отношений;

процедуре аттестации учителей физической культуры, способствующей их профессиональному росту и выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий;

механизмам межведомственного сотрудничества (образование, спорт, здоровье, культура) по созданию скоординированных программ повышения квалификации педагогических работников физкультурно-спортивного профиля.

III. Цель и задачи Концепции

модернизация содержания учебного предмета на основе взаимосвязи учебной и внеурочной деятельности, а также дополнительного образования, с учетом новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий;

совершенствование учебно-методического обеспечения и материально-технического оснащения учебного предмета;

обеспечение условий для приобретения обучающимися базовых умений и навыков, способствующих повышению личных показателей физического развития, физической подготовленности, освоению широкого социального спектра универсальных компетенций, необходимых для выполнения различных видов деятельности, выходящих за рамки физкультурного образования;

расширение базы информационных ресурсов, необходимых для реализации образовательных программ, технологического инструментария деятельности обучающихся и педагогических работников;

развитие кадрового потенциала в сфере физической культуры;

повышение у обучающихся мотивации к регулярным занятиям физической культурой и формирование навыков здорового образа жизни.

IV. Основные направления реализации

Многолетние традиции преподавания физической культуры в образовательных организациях – методические подходы, учебно-методические комплексы, исторически сложившаяся образовательная, научная, спортивная практика, педагогический опыт физического воспитания – представляют собой важнейший потенциал российской системы общего образования.

Основные направления реализации Концепции обеспечивают научно-обоснованный подход в обучении и преподавании учебного предмета, межпредметную интеграцию, единообразие образовательного пространства, преемственность на всех уровнях образования, включая дошкольный, создание системы индексации физического развития и физической подготовленности обучающихся, выявление и поддержку одаренных обучающихся на основе межведомственного взаимодействия, материально-техническое обеспечение и развитие кадрового потенциала.

1. Обновление содержания и технологий преподавания учебного предмета

Обновление содержания и технологий преподавания учебного предмета определяется исходя из ключевых задач на каждом уровне общего образования.

На уровне дошкольного и начального общего образования у обучающихся следует обеспечить формирование познавательных интересов к занятиям физической культурой, навыков здорового образа жизни как основы физического воспитания. Приоритетами в обучении являются: получение знаний и умений выполнения базовых упражнений средствами гимнастики для правильного формирования опорно-двигательного аппарата, развития гибкости, координации, моторики; приобретение двигательного опыта и интеллектуального развития средствами различных видов спорта, не наносящих ущерба здоровью обучающихся; получение эмоционального удовлетворения от выполнения физических упражнений через игровую деятельность.

На уровне основного общего и среднего общего образованиянеобходимо обеспечить формирование у обучающихся компетенций по осознанному ведению здорового образа жизни,привычки к самостоятельным занятиям по развитию основных физических качеств, профилактике и укреплению здоровья через:

реализацию образовательных программ на основе традиционных, прикладных и вновь развивающихся видов спорта, а также современных оздоровительных систем;

преподавание уроков с оздоровительной, общеразвивающей, спортивной и практико-ориентированной направленностью;

участие в деятельности школьных спортивных клубов;

освоение дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта,участие в соревновательной деятельности.

В целяхобновления содержания и технологий преподавания учебного предмета целесообразно:

усовершенствовать контрольные измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации с учетом необходимости тестирования знаний о физической культуре, способах физкультурной деятельности, основных физических качеств в соответствии с уровнем образования;

совершенствовать учебно-методические комплексы по физической культуре, ориентированные на оптимальное сочетание обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений, предполагающей приоритетное развитие самостоятельной творческой работы обучающихся;

совершенствовать технологии проведения и содержание всероссийской олимпиады школьников по физической культуре;

регламентировать деятельность школьных спортивных клубов как одной из форм внеурочной деятельности;

модернизировать формы, средства и технологии преподавания учебного предмета в соответствии с сенситивными периодами развития физических качеств и иными особенностями обучающихся;

обеспечить системный подход в интеграции содержания учебного предмета с программами воспитания и социализации обучающихся с учетом использования ресурсов социальной среды;

совершенствовать формы, средства и технологии педагогического и медицинского контроля за занятиями физической культурой;

использовать ресурсы физкультурно-спортивных и иных организаций различной социальной направленности, в том числе для популяризации здорового образа жизни;

в ходе достижения планируемых результатов освоения общеобразовательных программ учитывать необходимость формирования антидопингового мировоззрения и поведения.

2. Обновление учебно-методического обеспечения и материально-технического оснащения

В целях обновления учебно-методического характера необходимо:

совершенствовать учебно-методические комплексы по физической культуре, в том числе с использованием электронных и мультимедийных технологий, с учетом приоритета самостоятельной работы обучающихся, а также механизмы их экспертной оценки;

совершенствовать процессы разработки, апробации и внедрения новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, использования образовательных ресурсов, реализации инновационных проектов и программ;

использовать методические ресурсы различных видов спорта, удовлетворяющих современным запросам молодежи с учетом здоровьесберегающих технологий, в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, или временными ограничениями физической нагрузки;

разработать инструментарий для оценки физических способностей, спортивных интересов обучающихся и образовательного самоопределения в области внеурочной деятельности, включая автоматизированное интерактивное тестирование;

создать электронную научно-методическую ресурсную базу по учебному предмету на основе современных подходов к диагностике результатов обучения, определения уровня здоровья и физической подготовленности обучающихся.

Для методического обеспечения деятельности учителя физической культуры целесообразно:

создание и организация деятельности информационных консультационных центров;

создание единой федеральной электронной библиотеки (базы) образовательных проектов, программ и модулей по учебному предмету, внеурочной деятельности лучших отечественных традиций и успешных мировых практик в области физического воспитания.

Для обновления материально-технического обеспечения и оснащения необходимо:

разработать требования безопасности к спортивному инвентарю и оборудованию, используемому в образовательной деятельности по учебному предмету, к его сертификации, правила безопасности по эксплуатации объектов физкультурно-спортивной инфраструктуры;

обеспечить обновление санитарно-эпидемиологических требований и норм к спортивной инфраструктуре образовательных организаций;

организовать испытательные центры для оценки технического уровня и безопасности объектов школьной спортивной инфраструктуры, оборудования и инвентаря;

обновить примерный перечень и характеристики современного спортивного оборудования и инвентаря для оснащения спортивных залов и сооружений образовательных организаций;

создать единую электронную базу спортивных сооружений, спортивных площадок и зон рекреации образовательных организаций.

3. Развитие информационных ресурсов

Реализация основных общеобразовательных программ в современных условиях предусматривает для обучающихся и педагогических работников необходимость развития образовательных информационных ресурсов, включающих:

форматы организации индивидуальной (совместной) деятельности обучающихся, сетевые модули для самостоятельного углубленного изучения программ по видам спорта, отдельных тем и разделов по физической культуре, спорту, физическому воспитанию;

банки современных средств диагностики результатов обучения, физического развития, определения уровня здоровья, физической подготовленности;

функционирование информационного центра, координирующего процесс развития учебного предмета (урочную и внеурочную деятельность) и его результаты.

4. Повышение кадрового потенциала

В целях укрепления кадрового потенциала необходимо:

обеспечить преемственность между образовательными программами общего, профессионального, высшего и дополнительного профессионального образования;

совершенствовать механизмы дополнительного профессионального образования педагогических работников физкультурно-спортивного направления с учетом использования модульной системыи электронного обучения; личных запросов в части формирования (совершенствования) новых компетенций и индивидуальных траекторий профессионального развития; привлечения ресурсов профессиональных сообществ учителей физической культуры и спортивных федераций;

совершенствовать систему подготовки и дополнительного профессионального образования руководителей и педагогических работников, осуществляющих образовательную деятельность в школьных спортивных клубах;

разработать механизмы профессиональной поддержки учителей физической культуры, работающих в сельской местности, в отдаленных территориях, реализующих программы по адаптивной физической культуре; молодых специалистов;

совершенствовать систему оценки качества работы учителей физической культуры, в том числе аттестацию, на основе внедрения национальной системы профессионального роста педагогических работников;

уточнить в профессиональном стандарте педагога требования к профессиональным компетенциям, необходимым для выполнения трудовой функции, в том числе по адаптивной физической культуре.

5. Формирование у обучающихся мотивации к регулярным занятиям физической культурой и использованию навыков здорового образа жизни

Для формирования у обучающихся мотивации к регулярным занятиям физической культурой и использованию навыков здорового образа жизни целесообразно:

обеспечить условия для индивидуализации обучения, профессиональной ориентации, выявления и поддержки обучающихся, проявивших выдающиеся способности в области физической культуры;

обеспечить условия для участия обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в различных формах конкурсных мероприятий;

обеспечить в ходе реализации образовательных программ, включая внеурочную и соревновательную деятельность, сетевое взаимодействие с использованием ресурсов иных организаций (научных, медицинских, культурных, физкультурно-спортивных), а также организаций дополнительного образования;

разработать механизмы формирования навыков здорового образа жизни, в том числе антидопингового мировоззрения и поведения через взаимодействие с семьей и родительским сообществом, создание и реализацию индивидуальных образовательно-воспитательных проектов.

V. Реализация Концепции

Необходимость введения учебника по физической культуре в России обсуждалась на уровне Государственной думы Российской Федерации. Парламентарии решили, что учебник нужен для усиления образовательной сущности предмета, а также для повышения эффективности преподавания, для формирования осознанного отношения учащихся к урокам физкультуры и к своему организму.

Сегодня разработанные под этот предмет учебники направлены на укрепление здоровья учащихся и выработку умения самостоятельно применять полученные на уроках физкультуры знания в повседневной жизни.


Что можно узнать из учебника по физкультуре?

Учебная литература по физкультуре содержит как теоретический, так и практический материал, который должен помочь закрепить полученные на уроках знания, умения, навыки. Учащиеся также могут ознакомиться с историей Олимпийских игр, с видами спорта, изучение которых входит в школьную программу. В целом материал учебников больше направлен на самостоятельную работу учащихся и касается организации занятий физическими упражнениями в оздоровительных целях.


Какие учебники по физкультуре входят в федеральный перечень?

В последние годы Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации программ общего образования, пополнился несколькими новыми учебниками по физкультуре. Всего же в списке около трех десятков учебников по этому предмету.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Долгое время физическая культура в школе была единственным предметом, по которому не существовало учебников. Весь теоретический раздел программы преподавался учителями на занятиях, а при подготовке к уроку педагоги пользовались собственными знаниями, и библиотеками.

Единые требования по использованию УМК по физической культуре 2019-2020года

Долгое время физическая культура в школе была единственным предметом, по которому не существовало учебников. Весь теоретический раздел программы преподавался учителями на занятиях, а при подготовке к уроку педагоги пользовались собственными знаниями, и библиотеками .

Необходимость введения учебника по физической культуре обсуждалась на уровне Государственной Думы Российской Федерации. Парламентарии решили, что учебник нужен для усиления образовательной сущности предмета, для повышения эффективности преподавания, для формирования осознанного отношения учащихся к урокам физкультуры и к своему организму.

В условиях реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта на уроках физической культуры необходимо воспитывать в ученике качества самостоятельного добывания информации и находить ей правильное практическое применение. Как нельзя лучше это предполагает работа с учебником. Важно, чтобы спорт приносил и радость и пользу, именно поэтому ученик должен иметь не только практические навыки выполнения двигательных приемов, но и теоретическую основу знаний о своем теле, об изменениях в организме, связанных с физическими нагрузками.

В Примерной основной образовательной программе основного общего образования определены предметные результаты, которые непосредственно связаны с теоретической подготовкой учащихся.

В настоящее время разработаны учебно-методические комплекты по физической культуре.

Краткая характеристика УМК

по физической культуре для основной школы

Материал учебников должен раскрывается в соответствии с дидактическими правилами: от известного к неизвестному, от простого к сложному. Учебники должны содержать как теоретический, так и практический материал, который поможет учащимся повторить и закрепить полученные на уроках знания, умения, навыки.

В учебниках также должен даваться материал, касающийся укрепления здоровья учащихся, их физической и технической подготовки в базовых видах спорта. Материалы учебников направлены на обеспечение самостоятельной работы учащихся по организации и проведению занятий физическими упражнениями в оздоровительных целях.

Учебники должны являться логическим продолжением линии учебников для начальной школы. Содержание учебника расширяет и углубляет знания обучающихся о физической культуре и спорте, о методах выполнения физкультурных мероприятий в режиме учебного дня. В учебниках предлагаются комплексы упражнений для самостоятельной организации оздоровительно-физкультурной деятельности вне школы.

Методический аппарат учебников нацелен на облегчение восприятия нового материала, на облегчение усвоения знаний (вопросы и задания к главам, содержащим теоретический материал).

Содержание учебников, вопросы и задания, в большей степени, чем в других линиях, должны соответствовать требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечивать достижение обучающимися планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов.

Итак, появились учебники по физической культуре, а как их включить в образовательный процесс, чтобы работа школьника с учебником науроке не лишила ребенка необходимой двигательной активности?

В процессе обучения физической культуре учебнику должно отводиться важное место. Так как:

учебник является одним из главных источников знаний, подаваемых в определенной системе;

учебник является средством обучения, ему отводится роль стержня, вокруг которого объединяются другие источники: документы, таблицы, схемы, карты.

Учебник можно применять на уроках развивающего контроля и взаимоконтроля, формирования способностей, осуществляющих контроль .

Безусловно, учебник по физкультуре нужен. Дети должны иметь возможность лишний раз прочитать то, о чем уже говорил учитель. То есть учебник становится как бы книгой для домашнего чтения.

Систематическое применение учебника на уроке способствует формированию устойчивого алгоритма самостоятельной работы учащихся, активизирует работу на уроке, в конечном итоге, материал усваивается прочнее. Знания, которые ученик усвоил сам, значительно прочнее тех, которые он получал непосредственно от учителя. Только комплексное использование средств обучения, в частности, учебника в сочетании с другими источниками теоретических знаний позволяет повыситьпознавательную активность обучающихся, а в конечном итоге и качество обучения.

Работа с учебником позволит:

1. Организовать теоретическую подготовку;

2. Ознакомить с терминологией;

3. Приобрести практические умения;

4. Cформировать понимание значения физической культуры;

5. Воспитать осознанное использование знаний о режиме дня;

6. Научить измерять собственные физические показатели .

Сравнительный анализ

Рекомендуемых Учебно-методических комплектов по предмету физическая культура

Шишкина А.В., Алимпиева О.П., Бисеров В.В.

Лисицкая Т.С., Новикова Л.А.

Винер И.А., Горбулина Н.М.. Цыганкова О.Д. /Под ред. Винер И.А.

Физическая культура. Гимнастика.В 2-х ч.

При переходе на основной и средний уровень обучения общеобразовательная организация самостоятельно выбирает линию учебников и составляет учебную программу по предмету на весь уровень обучения. Образовательная организация вправе выбирать учебно-методический комплекс, утвердив его локальным актом и обосновав свой выбор. При выборе учебников по физической культуре в случаях, если предмет ведёт один учитель физической культуры, возможно руководствоваться не принадлежностью к УМК, а обеспечением непрерывности и преемственности изучения курса в начальной и основной школе. Однако необходимо учитывать, что все компоненты УМК должны быть интегрированы в единую методическую систему, помогающую учителю решать задачи современного образования.

Единые требования по использованию УМК

Структурно курс состоит из трёх учебных разделов: теоретического, практического, контрольно- оценочного,

обеспечивающих получение знаний о физической культуре,

освоение способов двигательной деятельности и физическое совершенствование.

УМК сочетает традиционный подход к методике физического воспитания с современными требованиями ФГОС, выполнение которых очень хорошо раскрыто именно в выбранной линии.

УМК должен быть, разработан одним и тем же автором с 1 до 11 класса, что отражает его целостность, системность и безусловную преемственность.

Легкость доступа к требуемому учебному материалу

Возможность проверки и самопроверки знаний с немедленным получением результата.

Учителя школ города Новошахтинска в 2019-2020 году решили работать по программе В.И. Лях, используя комплекты учебников:

Преимущества использования УМК по физической культуре по программе В.И. Лях,:

1. Комплексный подход 2. Наличие базовой и вариативной части

3.Учебники являются логическим продолжением линии учебников для начальной школы. 4. Подробное описание содержания и методов физического воспитания как для урочной , так и внеклассной работы. 5. Удобная форма изложения материала , позволяющая легко планировать работу.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные отличия и преимущества программы физического воспитания В. И. Ляха

Основные отличия и преимущества программы физического воспитания В. И. Ляха

  • Комплексный подход
  • Наличие базовой и вариативной части
  • Возможность использования для 2-х и 3-х уроков физкультуры в неделю
  • Подробное описание содержания и методов физического воспитания как для урочной, так и внеклассной работы
  • Удобная форма изложения материала, позволяющая легко планировать работу

Программа содержит материал четырех взаимосвязанных частей:

Содержание физического воспитания в общеобразовательной школе Основное средство овладения физической культурой – освоение базовых ее основ – объективно необходимого для каждого человека обязательного уровня физической культуры, без которого невозможно эффективное осуществление жизнедеятельности вне зависимости от того, чем бы хотел заниматься человек в будущем

Обязательный уровень составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры Другая, дифференцированная (вариативная) часть содержания физического воспитания обусловлена необходимостью учета индивидуальных способностей детей, региональных и национальных условий, специализации и интересов учащихся

Обязательный уровень составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры

Другая, дифференцированная (вариативная) часть содержания физического воспитания обусловлена необходимостью учета индивидуальных способностей детей, региональных и национальных условий, специализации и интересов учащихся

Читайте также: